Народная мудрость как инструмент процесса воспитания. Притчи. Игра-викторина "Чему учит народная мудрость" методическая разработка (2 класс) на тему Чему учат взрослых

Пословицы и поговорки (мудрость народная) окружают каждого человека. Это не новость. Но мало кто задумывается над тем, какова программа народной мудрости. На что она настраивает человека? Другими словами, чему учит народная мудрость? Об этом мы и поговорим ниже.

Объект и субъект народной мудрости: рядовой гражданин-обыватель

Прежде всего, надо понимать, что народная мудрость ваялась людьми простыми, в массе своей без выдающихся интеллектуальных и духовных изысков. Но их основной плюс в том, они были добропорядочными. Поэтому народная мудрость в основном направлена на большинство, которое составляет основу любого общества.

Но это совсем не значит, что пословицы и поговорки не использует интеллектуальная элита. Напротив, такие элементы народной мудрости в их лексиконе присутствуют, но вряд ли люди, имеющие собственное, отличное от большинства, мнение о реальности, подчиняются некоей заданной в веках программе. В чем же она заключается? Если очень коротко, то мудрость народная практически исчерпывающе выражает себя в житейском афоризме: «Каждый мужчина за свою жизнь должен сделать три вещи: построить дом, вырастить сына и посадить дерево». Подробно рассмотрим каждый пункт.

Мужчина должен быть трудолюбивым

Это, безусловно, положительное качество в глазах народа. Причем труд должен быть непременно физическим. как род деятельности не был понимаем и распространен в той среде, из которой вышли большинство поговорок.

Пословицы и поговорки для интеллектуалов вынуждены были придумывать сами представители этой социальной группы. Вспомните стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Вот это как раз произведение о важности работы над собой в духовном, интеллектуальном плане.

Конечно, народная мудрость не игнорирует образование, но все-таки предпочтение отдается учению практическому, овладению каким-то навыком, чтобы его в дальнейшем можно было бы применить в труде.

Причем труд не воспринимается собирательным образом героя пословиц как средство для зарабатывания денег. Другими словами, он не хочет добывать «больше золота». К работе он подходит с сугубо конкретных и практических позиций. Например, говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», или «Сделал дело - гуляй смело». Конечно, сейчас поговорки наполняются более абстрактным смыслом, но раньше под «делом» понимали именно ручной труд. Однако нам время двигаться дальше.

У каждого человека должна быть семья

«Вырастить сына» означает, что все помыслы человека должны быть направлены на семью и детей. Он должен стремиться к этому всеми силами. Но мудрость народная слаба в том, что она советует абстрактно, ориентируясь на человека вообще, которого не существует в природе. С первого взгляда все это весьма безобидно. Подумаешь, семья. А представьте, если большинство использует такого рода моральные императивы как руководство к действию. Например, у каждого должна быть семья, а как быть тем, кому не повезло? Не будем брать экстремальных примеров, возьмем один совершенно обычный. Парень, ему чуть за тридцать, детей нет, жены тоже. И вот все окружающие начинают его спрашивать: "А как? А что? А почему?" А ведь все это оттого, что люди уверены: у каждого должна быть семья. Мы надеемся, стало ясным, каковы советы народной мудрости по качеству и характеру. Идем дальше.

У каждого мужчины должно быть безобидное хобби

Словосочетание «посадить дерево» предписывает главе семейства определенные каноны поведения. Никакого покера по пятницам, никакого пива с друзьями, никаких футболов и бань после спортивных упражнений. Мужчина вместо всех этих глупостей должен заниматься деревьями и облагораживанием внешнего мира.

Образ такого мужчины сфабрикован женскими надеждами и заветными желаниями?

Представляем, как сейчас женщины и девушки мечтательно улыбаются и думают: «Да, это был бы идеальный супруг». Но, как пел И. Тальков: «О, не спешите, милые, не будьте так наивны». Такой мужчина ждет от женщины определенного поведения и отношения. Она в этом случае должна быть, по меткому определению Курта Воннегута, «родильной машиной» и «кухонным комбайном». А мужчина хоть в этой семье и выступает как «плохо или хорошо зарабатывающая машина», но требует всяческого обхождения и уважения.

Кому-то из современных женщин патриархальная модель мила, и они готовы душу дьяволу заложить, лишь бы только нашелся такой мужчина для них. Но другие, те, что являются в меру эмансипированными особами, вряд ли будут в восторге от подобного человека - «хозяина в доме».

Приметы работают только на психологическом уровне. Зеркала

Особое внимание нужно уделить приметам, потому что именно они не дают спокойно спать по ночам многим людям. Например, в народе (и не только в русском) ходит поверье, что бить зеркала - это к несчастью или к близкой кончине разбившего.

Зеркала наделяются особой мистической силой. У многих народов есть обычай завешивать их тканью, когда в доме есть покойник. Зеркало - это переход, дверь в мир мертвых. Если человек через нее ушел, то ему надо помешать вернуться обратно, поэтому и все занавешивается. И да, к тому же никому не хочется незваных гостей из мира небытия. Страшные истории преподносит иногда мудрость народная.

Вероятно, примета с зеркалом опирается на эту легенду. Если человек то тем самым привлек внимание и поступил дурно с мертвыми, а они запомнят и отомстят.

Нетрудно понять, что жуткие легенды действуют на человека на подсознательном уровне, и он сам программирует себя на близкую смерть. Вот такие вот приметы. Народная мудрость бывает и немного жуткой.

Черная кошка

Зверушке тоже в пору винить за свою несладкую жизнь народные средневековые европейские легенды. Именно в то время было поверье, что дьявол воплощается в черных кошках, поэтому к ним до сегодняшнего дня относятся с опаской.

Почему нельзя залезать на обеденный стол?

Здесь тоже все достаточно просто. В деревнях обычно на стол в избе ставили гроб. Поэтому и считается, что если человек залезет на обеденный стол, то накликает собственную кончину или чью-то смерть в доме. Вот такая вот история.

Путь к себе. Завет Петра Мамонова

Если ли альтернатива житейской мудрости? Да, она состоит в том, чтобы особенно не слушать народ и большинство, а идти своей дорогой. Может быть, для кого-то это прозвучит грубо, но иногда даже к самым близким не стоит слепо прислушиваться, ибо у них свои представления о жизни. Надо идти к себе, как говорит П. Мамонов. Что же до большинства, то в его природе давить на отдельного человека и принуждать стать таким же, как все.

В заключение хочется попросить прощения у тех читателей, которые ожидали в нашей статье найти пословицы о народной мудрости. Ответ же на немой вопрос таков: незачем писать здесь то, что в головах каждого человека найдется в изобилии. А вот аналитического материала по теме маловато. Все те фразы, которые молва предписывает народу, и есть его мудрость. Такой получилась статья, в которой рассматривались народная мудрость (поговорки), вернее ее значение, психологический и философский смысл.

С.8. Вспомним

1. С какими народами России мы познакомились на страницах учебников в 1-3 классах?

Ответ: В 1-3 классах мы узнали, что Россию населяет много разных народов: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, ненцы, чукчи, якуты, украинцы, белорусы и многие другие.

2. Представители каких народов России живут в вашем крае?

Ответ: В нашем крае проживают представители разных национальностей и народов: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, казахи, немцы.

3. Что способствует взаимопониманию разных народов России?

Ответ: Взаимопониманию разных народов России способствует то, что все эти народы живут в одной стране, а также Конституция Российской Федерации, законы, правительство.

Рассмотри картину художника и фотографии. Составь рассказ о том, как память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее помогают людям чувствовать свое единство.

Ответ: Память о прошлом это как фундамент для строительства достойного общества в будущем. Опыт прошлого помогает нам сделать выводы из тех ошибок, которые мы совершали в былые времена, помогает уже сегодня использовать весь тот опыт, который нам передали предшествующие поколения. Прошлое нас объединяет в единый российский народ, наши традиции, обычаи, заповеди, язык, все это передается из поколения в поколение. Благодаря труду сегодня каждый из нас кирпичик за кирпичиком выстраивает наше общее будущее. Труд всегда объединял людей, целые сообщества народов шли к единой цели – это сохранение культурного богатства России, ее единства и силы, а так же обеспечение ее достойного будущего.

Какие события прошлого являются общим достоянием народов вашего края? Что создается сейчас общим трудом на благо Отечества?

Ответ: В истории нашей страны происходило много важных событий. Важнейшие события – присоединение Сибири, свержение самодержавия, октябрьская революция, победа в Великой Отечественной войне, полет человека в космос. Сегодня общим трудом мы создаем будущее нашей страны. Строятся новые фабрики, заводы, дороги, города, улучшается жизнь и быт людей. Каждый человек своим трудом делает вклад в становление, процветание и развитие будущего России.

А для нас школьников общим является хорошая учеба и помощь родителям.

Подумаем!

1. В каких делах вы можете сейчас проявить любовь к Родине?

Ответ: Первое, это хорошо учиться. А также, следить за порядком во дворе своего дома, школы, не разбрасывать мусор. Помогать взрослым на субботниках. Не ломать то, что было кем-то создано. Своими руками создать что-то новое и необычное, тем самым стать примером для младших ребят.

2. Какие проекты мечтаете выполнить в будущем для процветания России?

Ответ: Для процветания России хотелось бы воплотить в жизнь следующие проекты: повысить уровень образования, так как дети – это будущее нашей страны, строить новые дома, больницы, детские сады, школы, спортивные площадки и стадионы, концертные залы. Возобновить производство на заводах, фабриках и других промышленных предприятиях, улучшить экологическую ситуацию в стране. Чтобы взрослые и дети вели здоровый образ жизни, были культурными. Чтобы была искоренена преступность. Возрождались природные территории и никогда больше не повторились бы ошибки прошлого.

Проверим себя

1. Для чего служит государственный язык в многонациональной стране?

Ответ: Государственный язык в многонациональной стране служит для объединения всех народов на территории государства, что и является признаком единого государства. Чаще всего государственным языком становится язык наиболее многочисленного народа. Основная задача государственного языка – служить средством общения во всех сферах жизни.

2. Что называется государственной символикой Российской Федерации?

Ответ: Государственная символика, это то, что отличает, определяет и подчеркивает особенность государства в мире, то есть его символы. В Российской Федерации свои – флаг, герб и гимн.

3. В каком знаменательном событии 1812 года участвовали многие народы России?

Ответ: Многие народы России принимали участие в Отечественной войне 1812 года.

4. Как народная мудрость учит сохранять нерушимость российского народа?

Ответ: Народная мудрость передается из поколения в поколения. В этих мыслях заключается оценка жизни, сохраняется мудрость и опыт народа. Множество сказаний, сказок, легенд, пословиц и поговорок определяют единство российского народа. Так народная мудрость учит сохранять самобытность, единство и нерушимость российского народа.

Все мы с детства знаем много пословиц. Некоторые из них часто удается вставить в речь, другие используются редко. Благодаря крылатым выражениям получается расширить свой словарный запас и придать речи интересную витиеватость. Чему учат пословицы и фразеологизмы? Давайте разберемся.

Чему учат детей

Пословицы играют важную роль в жизни любого человека. Благодаря им человек может быстро запомнить и понять житейские премудрости и простые истины. Чему учат пословицы детей? В первую очередь родители читают чадам пословицы и поговорки о дружбе и любви. Благодаря крылатым фразам малышам проще запоминать народную мудрость. Например, как быстро донести до юного создания, что врать плохо? Можно прочитать часовую лекцию, которая все равно не дойдет до сознания ребёнка.

А можно сказать: "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят". Краткое изречение быстро помогает донести тот смысл, что если ребенок будет лгать, то ему не будут верить ни друзья, ни родители. А может случиться и такое, что близкие люди просто отвернутся.

Благодаря крылатым выражениям можно заложить в сознание ребенка и моральные нормы. Например, стоит объяснять детям, что, общаясь с людьми, нужно уметь подбирать слова. Нужно рассказать, что иногда можно сильно обидеть человека, сказав ему что-то не то. В этом случае отлично подходит пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Такие краткие изречения дети запоминают лучше, чем длинные непонятные тирады. И даже если смысл высказывания до вашего чада не дойдет сразу, не переживайте, время сделает свое дело.

Как научить ребенка читать с помощью пословиц

Многие родители переживают, что их чадо не интересуется книгами. Но оказывается, есть быстрый способ научить ребенка читать. Если родители занимаются со своим чадом, то к 5 годам девочки и мальчики уже будут знать много пословиц. И как же эти знания применять на практике? Нужно найти детское произведение, в котором есть крылатое выражение. Не нужно заставлять ребенка читать всю страницу. Необходимо поставить цель найти нужную фразу. Такая задача для ребенка выглядит более привлекательной. Ведь ему предстоит поиск, а не скучное чтение. Но любой грамотный родитель понимает: чтобы найти кусок текста, придется потрудиться и прочитать как минимум полстраницы. Ребенок будет рад одержанной победе, а родители счастливы, что нашли нетривиальный способ заставить свое чадо грызть гранит науки.

Чему учат взрослых

Люди развивают свой интеллект всю жизнь. Нельзя сказать, что учеба заканчивается, когда человеку дают диплом о высшем образовании. А учиться на скучных курсах и лекциях неинтересно не только детям. Намного проще прививать любовь к чему угодно посредством поговорок. Чему учат пословицы людей? Любви к своей родине, помощи другим, уважению и смирению. Многие могут сказать, что это то же самое, чему обучают детей. Но ведь не каждый ребенок воспринимает все, что ему говорят взрослые. Иногда приходится уже в зрелом возрасте наверстывать упущенное. Разберем на примере.

Чему учат пословицы о родине? Любви к своей отчизне, своему дому и краю. Разве может ребенок осознать всю глубину пословицы «Родной край - сердцу рай»? Конечно, нет. Нужно пожить за границей или в другом городе, чтобы понять, что нет ничего лучше, чем отчий дом.

Пословицы в литературе

Русские классики любили придавать своим произведениям яркость за счет образности языка. И в этом им помогали пословицы. Чему учат эти короткие народные высказывания? Чести, долгу, морали, любви и верности. Доносить любую мораль лучше в форме сжатого выражения. С этой задачей поговорки справлялись превосходно. Например, посмотрим, как вставил в свою повесть «Капитанская дочка» А. Пушкин такое выражение: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду"».

Некоторые писатели пошли дальше и сами начали создавать фразы, которые впоследствии стали крылатыми. Так, А. Грибоедов на страницах «Горе от ума» изрек: «Счастливые часов не наблюдают». Сегодня эту фразу можно слышать повсеместно, так же как и цитату из «Онегина»: «Любви все возрасты покорны».

Зачем пользоваться пословицами

Поговорки помогают людям лучше понимать чувства друг друга. Иногда бывает сложно описать свое состояние, и фраза «У меня кошки на душе скребутся» может в полной мере выразить тревогу и страх человека. Также многие люди на пословицах учатся. Чему? Верности, преданности, любви к родине и ближним. Нет надобности говорить, что благодаря крылатым выражениям наш лексикон становится богаче. Ведь русский по праву считается самым литературным языком в мире.

Можно ли обходиться без пословиц и поговорок

Раньше люди жили и без языка и как-то справлялись. Существовать можно и без пословиц, поговорок и фразеологизмов. Но насколько скучна будет речь. Истории, которые рассказаны сухим языком, слушать неинтересно. Люди любят преувеличивать, преуменьшать и домысливать. Это все отражается в народной мудрости, которая одновременно и поучает, и смешит. Убрать из языка пословицы - это значит лишить страну ее культурного наследия. Люди веками вкладывали мудрость в книги и киноленты. И квинтэссенцией всех этих знаний по праву считаются именно пословицы и поговорки. Чему учат эти выражения? Ну конечно, жизни.

Как правильно учить пословицы

Лучший способ что-либо запомнить - это создавать привязки к контексту. Если вы думаете, какие пословицы учить с детьми, то просто мысленно представьте ситуацию, в которой это выражение может пригодиться. Лучший способ - это рассказывать умную мысль ребенку к месту.

Например, ваше чадо совершило досадный промах. Не нужно ругаться, можно просто сказать: «На ошибках учатся». Таким образом, ребенок не только сделает вывод из сложившейся ситуации, но и обогатит свой словарный запас полезной пословицей. Этот способ подходит и для взрослых. Правда, не всегда с вами будет рядом опытный наставник, который поможет подобрать уместную фразу. Но у каждого современного человека в кармане лежит смартфон с доступом в Интернет. И всегда можно попросить "Гугл" найти что-нибудь подходящее. Таким образом будет легче отпустить неприятную ситуацию и пополнить копилку своих знаний.

Социальное познание.10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с

двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей

Теорема+Пифагора - одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии.C устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

запишите цифры под которыми они указаны

1) Она сложна для самостоятельного изученья.

2) Её открытие произошло на основе наблюдений.

3) Она изложена специальным языком математики.

4) Для подтверждения её истиности предложено доказательство опирающееся на опытно установленные данные.

5) ДЛя ее описания использован метод теоретического объяснения

6) её истиность была усановлена обобщения народной мудрости

верны ли следущие суждения об отклоняющемся поведении?

а.отклоняющеечя поведение может иметь не только негативные последствия
б.одна из психологических причин отклоняющегося поведения подростка-нежелание отставать от других,стремление войти в привлекательную в его глазах группу.
1)верно только а
2)верно только б
3)оба суждения верны
4)оба суждения неверны

Родители учат сына:"всегда выполняй свои обещания".родители сообщают сыну:
1)народную мудрость
2)правовые нормы
3)нормы морали
4)правила этикета

Семья, в отличии от других малых груп характеризуется:
1)групповыми нормами
2)общими увлечениями
3)общностью быта
4)единством взглядов

июня 11 2010

В раннем детстве мы впервые знакомимся с книгой. Первые , стихи, рассказы нам читают родители. А потом мы и сами учимся понимать печатное слово. Книга появилась потому, что люди всегда стремились сохранить и передать для потомков свою мудрость, знание, красоту художественного слова. Из истории знаем, что сначала писали на глиняных табличках, папирусе, пергаменте. Лишь со временем изобрели бумагу и начали печатать книги. Первые книги были рукописными. Их создание занимало немало времени и сил. Истоки отечественной рукописной книги начинаются со времен Киевской Руси. Благодаря летописям, которые создавались в монастырях, мы сегодня имеем возможность знать о том, как жили наши предки. Наиболее детальный летописный свод заключен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Называется он « временных лет» и рассказывает о расселении славян, об образовании государств, о первых русских князьях. Рукописной книгой есть также одна из древнейших памяток украинской письменности - «Слово о полку Игоревом».

Рукописные книги всегда ценились очень дорого и пользоваться ими могло ограниченное количество людей. Доступнее книги стали с того времени, когда их начали печатать. Первопечатниками были Иван Федоров, Франциск Скорина, Елисей Плетедкий. Книгопечатанья начиналось из первых несмелых попыток, а потом этот процесс усовершенствовался. Книг становилось все больше и они были лучшего качества. Сегодня тяжело вообразить нашу без книг. Они помогают нам приобретать образование, узнавать больше об окружающем мире, жизни других людей. Печатное слово нередко становится советчиком в разных жизненных ситуациях.

Книги - это настоящая копилка мудрости. Недаром издавна люди собирали книги, создавали библиотеки, чтобы сохранить ту информацию, которая содержится в книгах. Во Львове на одном из помещений местной библиотеки сделана надпись латинским языком: «Здесь мертвые живут и немые проговаривают». Так как и в самом деле, в книгах остаются жить мысли, стремление, мечты не только наших современников, а и представителей прошлых поколений.

В России книгу уважали издавна, еще со времен Киевской Руси. Книжная наука в нашей Родине началась во времена княжения Владимира. Еще большего расцвета получила при Ярославе Мудром. В одном из тогдашних летописей отмечается, что князь любил церковные уставах, часто читал их днем и ночью. Он собрал много писарей, которые переводили книги с греческого языка на славянский. Ярослав Мудрый не только сам любил книги, был просвещенным. Он заботился и о развитии образования в государстве. Один исторический факт свидетельствует, что в Новгороде Ярослав собрал триста детей старост и священников и велел учить их. Народная мудрость говорит, что книга учит, как на миру жить. И это действительно так. Она раскрывает нам интересный мир, помогает странствовать через столетия и лучше понимать настоящее.

error: Content is protected !!