Солнце тема для научных проектов. Исследовательская работа на тему: «Роль Солнца в жизни Земли»5 Класс. С каких пор известно, что Солнце Звезда

Cлайд 1

Исследовательский проект: Звезда по имени Солнце Автор проекта: ученик 1 класс МОУ «Тюневская СОШ» Хнычёв Денис Руководитель проекта: учитель высшей категории Пластинина О А. Тюнёво – 2009 г.

Cлайд 2

ВВЕДЕНИЕ Однажды, посмотрев в телескоп с папой на звездное небо, я понял, что мне это очень интересно. Но дневное светило притягивает меня не меньше. Самая яркая звезда – источник света и тепла – загадка для меня.

Cлайд 3

Аннотация Предмет «Астрономия» в школе мы ещё не изучаем. Но так как мне интересны загадки Вселенной, я взялся изучать её самостоятельно с мамой. Скажу сразу – это не только очень интересно, но и познавательно. Солнечная система «поглотила» меня целиком. Меня очень давно интересует: А сколько лет Солнцу, как долго оно будет освещать нашу планету, как появилось Солнце и т.д. Я предполагаю, что Солнце – самая древняя, горящая звезда, без которой не сможет жить ни одно живое существо на Земле. Своими знаниями я поделился со сверстниками, друзьями. В школе на классном часу приготовил доклад на тему: «Загадки Вселенной». Рассказал о своей работе бабушке и дедушке.

Cлайд 4

Содержание Введение. Аннотация. Цель исследования. Задачи исследования. Моё предположение. Методы исследования. Проведение исследования.

Cлайд 5

Cлайд 6

Задачи исследования Изучить литературу по данной теме. Познакомиться со строением Солнечной системы. Выяснить, что такое Солнце, Солнечная галактика. Дать информацию о влиянии солнечного света на всё живое.

Cлайд 7

Моё предположение Я предполагаю, что солнце есть не только самая большая и яркая звезда – это есть источник для всего живого на нашей планете. Исследовательская работа поможет мне в этом разобраться.

Cлайд 8

Cлайд 9

Проведение исследования Как то я задумался, а почему Солнце не видно ночью? Когда я был совсем маленьким моя мама мне говорила, что ночью Солнышко спит вместе с нами, поэтому его и невидно. Но однажды мы прочитали книгу «В мире интересного» К. И. Мухина, а затем мама познакомила меня с энциклопедией по астрономии и тут-то я всё понял… Оказывается наше Солнце – это звёздочка, причём довольно обычная и самых средних размеров. Как и все звездочки Солнце представляет собой шар из светящегося газа, который выделяет свет и тепло.

Cлайд 10

Но если это звезда, то почему остальные звёзды светят не так ярко? Ответ на этот вопрос мы нашли тоже. Солнце и планеты на его орбите образуют Солнечную систему, в которую входят остальные звёзды. Но они кажутся нам крошечными, и это потому что очень далеки от нас. На самом деле некоторые из них в диаметре во много раз превышают размеры Солнца. Изучая нашу Галактику, которая называется Млечный Путь, я заметил, что всё взаимосвязано. Все планеты находятся строго на своей орбите, у каждой из планет есть свои спутники. Так у нашей планеты Земля – спутник один – Луна. Солнечный свет доходит до нашей планеты за 8 минут и 20 секунд. Температура поверхности Солнца составляет примерно 6000 градусов по Цельсию.

Cлайд 11

Солнцу насчитывается почти 5 тысяч миллионов лет, и, по подсчётов астрономов, оно просуществует ещё столько же, а потом начнёт медленно умирать. Когда я об этом прочитал, я сначала обрадовался. А обрадовался тому, что оно не погаснет пока я живу. Но потом испугался, ведь после меня будут жить и другие люди и им не обойтись без солнечного света, так же как и не обойтись без воды и кислорода. Солнце – одинарная звезда, многие же другие являются бинарными, то есть состоят из 2 звёзд, вращающихся вокруг друг друга. Для примера скажу, что одной из самых крупных звёзд является звезда Антарес; его диаметр в 350 раз больше диаметра Солнца. Наша Галактика состоит примерно из 100.000 миллионов звезд, а в ширину её размер составляет около 100.000 световых лет.

Cлайд 12

Заключение Астроном – это не профессия, а призвание. Изучать космос, строение планет, звёзд – дело очень интересное и нужное. Я знаю, когда у меня будет свой телескоп, я сделаю своё первое открытие. Я найду созвездие Тельца на небосклоне, открою и подарю звёздочку сестрёнке.

Исследовательский проект «Здравствуй, солнышко!»

МБДОУ детский сад №17, г. Орел


  • Образовательная область:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

  • Вид проекта: информационный, исследовательский, групповой.
  • Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
  • Участники проекта: дети и родители старшей группы «Б»

Актуальность проблемы:

Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце - центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.

С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.


Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).

Задачи проекта:

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;

Учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);

Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;

Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;

Познакомить с разными способами изображения солнца;

Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.


Ожидаемый результат:

Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.

Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.

Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.

У детей пополнен словарный запас по теме.

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
  • Выставка творческих работ «Мое солнышко».
  • Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
  • Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
  • Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.

Основной этап:

  • Наблюдение за солнцем в природе.
  • Беседа о значении солнца для человека и природы.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
  • Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
  • Опыты и эксперименты с солнцем.
  • Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
  • Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
  • Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
  • Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
  • Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
  • Подбор художественной литературы и мультфильмов.
  • Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».

  • Выводы.
  • Составление презентации проекта.

Теоретическая часть проекта

Пословицы и поговорки о солнце

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото - светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Худо лето, коли солнца нету.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

За ушко да на солнышко.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет - все поспеет.

Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.


Загадки про солнце

Алый шар с утра над крышей

Без него плачемся,

Погулять по небу вышел.

А как появится,

От него прячемся.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер - и пропал.

Что выше леса,

Где же шар теперь искать?

Краше света,

Подскажи мне, ветер!

Без огня горит?

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

Ты весь мир обогреваешь

Я всегда со светом дружен,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Если солнышко в окне,

А зовут тебя все...

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.


  • Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.
  • Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу - жди дождя и ветра.
  • Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
  • Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру.
  • Красные облака - к дождю. При полуденном ветре - к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
  • Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
  • Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.


Наблюдение за солнцем в природе.

Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).

Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).

2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).

3. На что солнце похоже? (На шар).

4. Какая сегодня погода? (Тёплая).

5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).

  • Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?


Опыты и эксперименты с солнцем.

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
  • Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
  • Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
  • Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Прогулка на тему:

«Здравствуй солнечный зайчик!»


Художественно-эстетическая деятельность.

«Рассвет солнца» (рисование),

«Солнышко лучистое» (лепка)

«Солнышко из ладошек» (аппликация).


  • Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
  • Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
  • Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
  • У детей пополнен словарный запас по теме.

Алёна Никитина

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Какое оно - Солнце?» на базе экспериментальной площадки по программе этно-экологического воспитания дошкольников "Загадки родной природы" под руководством Мурашкиной Т. В.

Никитина А. В.

Альмешкина Г. М.

Паспорт проекта:

Место реализации проекта - МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Продолжительность проекта - 1 неделя.

Участники проекта - воспитанники старшей группы "Колокольчик", воспитатели группы, а также родители воспитанников.

Цель проекта – Дать детям преставление о Солнце, как об источнике жизни на нашей планете, о значимости солнечного света и тепла для роста и жизни растений.

Задачи проекта:

Познакомить детей со различными методами добычи информации об изучаемом объекте на примере Солнца.

Развивать навыки наблюдения за Солнцем.

Развивать познавательно-исследовательские навыки, умение находить причинно-следственные связи и делать выводы.

Формировать у детей первичных представлений о Народном календаре, о народных приметах о погоде по Солнцу.

Учить зарисовывать карты-схемы народных примет по Солнцу.

Развивать у детей устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе.

Планируемые результаты проекта:

развитие интереса к явлениям и объектам неживой природы и их влияние на объекты живой природы;

развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию;

развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить целенаправленный анализ явлений.

У педагогов:

приобретение нового опыта работы по проектной деятельности, повышение профессионального мастерства;

пополнение развивающей среды в группе;

повышения мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;

разработка конспектов занятий;

практический материал по всем видам детской деятельности.

Продукты проекта:

Календарь Народного природоведения в группе;

Выставка творческих работ "Орнамент Солнца";

Сборник стихов, потешек и загадок про Солнце;

Схемы народных примет о погоде по Солнцу.

Методы, используемые в процессе реализации проекта:

Словесные (познавательные беседы, опрос взрослых, чтение сказок и стихов);

Наглядные (просмотр фотографий и иллюстраций, презентаций);

Практические (наблюдение, экспериментирование, зарисовка схем, творческая продуктивная деятельность).

Реализация проекта.

1. Познавательные беседы по темам: "Солнце - звезда", "Восход солнца", "Закат солнца".

2. Чтение сказок «Краденное солнце», «Подарок для солнышка», «В гостях у солнышка», «Четыре лебедя», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

3. Дидактические игры "Горячо-холодно", "Прочитай примету по схеме", "Если--- то. ".

Подвижные игры "День-ночь", "Солнце и планеты".

4. Наблюдения:

Наблюдали солнце в пасмурную погоду – наблюдение не удалось, так как солнце не было видно.

Наблюдали солнце в ясную погоду – смотреть на солнце нельзя в ясную погоду, потому что светит очень сильно.

Утром солнце немного светит в окно группы, оно находится над первым корпусом детского сада, днем солнце совсем не светит в окна группы, оно находится над нашим корпусом, а вечером солнце находится за соседним домом.

Вывод: солнце можно наблюдать только днем и в ясную погоду, Солнце «путешествует» по небосводу в течение дня.

Наблюдение за движением солнца по небосводу в течение дня.

В начале прогулки дети положили формочку на тень от столба.

Через 15 минут увидели, что тень сместилась. Снова положили на нее формочку. Через некоторое время тень снова «убежала».

И так в течение всей прогулки дети с удовольствием следили за движением тени.

5. Рассматривание детских энциклопедий.



6. Просматривали презентации о Солнце, о Солнце в Чувашских узорах.


7. Аппликация «Солнце в чувашском орнаменте».



8. Экспериментирование:

Дети обратили свои лица к Солнцу и рассказали о своих ощущениях: стало тепло, приятно.

Потом они отвернулись от солнца: холодно лицу.


9. Экспериментирование:

В начале прогулки положили кусочек снега и одну формочку на солнце, другие кусочек снега и формочку спрятали в ящик.

В конце прогулки на солнце кусочек снега почти полностью растаял, а формочка немного стала теплее. В тени (ящике) с кусочком снега и формочкой ничего не произошло.




10. Опыты: Опыт «День - ночь».

Опыт «Солнечное затмение».


11. Опыт «Значение солнечного света и тепла для роста растений на примере лука».

Поместили луковицы в разные условия:

1 – вода, свет, тепло;

2 – вода и тепло, но отсутствие солнечного света (в темноте).

3 – вода и свет, но отсутствие тепла (на холоде).


Дети вели дневник наблюдения по-недельно за ростом лука в различных условиях.


12. Знакомились с народными приметами о погоде по солнцу и зарисовывали схемы народных примет о погоде по восходу и закату солнца.


Если при восходе солнца небо окрашено во все цвета, нужно ждать в этот день дождя.

Если солнце после восхода тотчас зайдет за тучу, будет дождь.

Если восход солнца красный, будет дождь.


Если закат солнца красный, то на другой день или дождь, или ветер.

Если солнце садится в толстую тучу, то на другой день с утра дождь.


Если вокруг солнца круг, летом будет дождь, зимой – вьюга.

Если круг этот будет близко к солнцу – ненастья не будет.


13. Обновили уголок природы в группе. Календарь авторский, идея и материалы взяты у Евгении Леоновой в блоге мамаделки. ру.




Спасибо за внимание!

Ответ от... Несу звезду...[гуру]
Учебный проект: Солнце - источник жизни на Земле.
Содержание
1 Автор проекта
2 Тема проекта
3 Предмет, класс
4 Краткая аннотация проекта
5 Планируемые результаты обучения
6 Вопросы, направляющие проект
6.1 Основополагающий вопрос
6.2 Проблемные вопросы
6.3 Учебные вопросы
7 План проведения проекта
Тема проекта
Солнце - источник жизни на Земле.
Работа над данным проектом позволит расширить объем знаний о звезде - Солнце. О влиянии энергии Солнца на Землю.
Планируемые результаты обучения
-личностные: Осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.
- метапредметные: Совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете) ;
-предметные: По предмету: общее понятие о небесных телах, о способах изучения небесных тел. Умение исследовать необходимую информацию. Уметь работать с источниками информации. Умение отличать главное от второстепенного – несущественные детали (с учетом возрастных особенностей детей) . Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, графический редактор, создание и редактирование слайдов презентации) , умения работы в вики-среде (редактирование статьи, комментарии в блоге) . Владеть способами получения информации. Знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения учебного проекта. В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования. Работа над данным проектом позволит расширить объем знаний о звезде - Солнце. О влиянии энергии Солнца на Землю. Получить дополнительную информацию о Солнце как источнике жизни на Земле.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы
Что такое Солнце? Почему солнце светит и греет? Что происходит внутри солнца?
Учебные вопросы
Как влияет солнечный свет и тепло на живые организмы, живущие на земле?
План проведения проекта
1. Формулирование темы проекта, его целей, задач.
2. Составление учителем визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту и размещение их в сети.
3. Этапы реализации проекта.
Знакомство с проектом (вводная презентация) , формулирование проблем, которые будут решаться в проекте
Формирование групп для проведения исследований, распределение функций участников групп.
Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации
Выполнение дидактических заданий к проекту
Совместное обсуждение в группах результатов проекта
Оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций.
Размещение результатов работ учащихся в сети
4. Презентация результатов проекта на уроке.
5. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.
6. Подведение итогов.

Слайд 2

С каких пор известно, что Солнце Звезда?

«Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни как вода кипят,
Горящи там дожди шумят»
М.В. Ломоносов

Слайд 3

Древний Египет

Бога Солнца Ра изображали в виде огненного диска на корабле. Египтяне верили, что за день корабль с диском пересекает небо, а за ночь переплывает огромную реку, окружающую всю Землю…

Слайд 4

Анаксагор Афинский

Солнце – раскаленный железный шар, величиной не более полуострова Пелопонес (160 км!), удаленный от земли на 30 тысяч километров…

Слайд 5

Аристотель

Солнце – твердый шар, а темные пятна – тени, отбрасываемые горловинами огромных отверстий …

Слайд 6

XVI век.

Солнце – центр вселенной. Земля, планеты и остальные звезды вращаются вокруг Солнца…

И. Кеплер

Слайд 7

XIX век

Солнце – одна из многих звезд…

Слайд 8

  • Слайд 9

    Из чего оно состоит?

    В натоящее время известно, что Солнце состоит в основном из водорода и гелия

    В меньших количествах содержатся более тяжелые элементы – кислород, углерод, железо… (всего около 30)

    Слайд 10

    Такое ли оно в самом деле горячее?

    • 15,5 млн градусов – в центре.
    • 5500градусов – в фотосфере
    • 100 тыс градусов – хромосфера
    • 1-2 млн градусов – Солнечная корона.
  • Слайд 11

    Каков источник его яркого сияния?

    Гипотезы:

    1. Нагрев газа в результате его сжатия
    2. Экзотермическая химическая реакция

    Противоречия: Эти процессы не могут поддерживать выделение энергии в течение более 30 млн лет.

  • Слайд 12

    Решение:

    • Термоядерная реакция слияния 4 ядер водорода в одно ядро гелия.
    • Ежесекундно более 500млн тонн водорода превращается в гелий.
  • Слайд 13

    Солнечные пятна, что это такое?

    • Пятна – самое яркое проявление активной жизни светила.Своим происхождением они обязаны магнитному полю Солнца.
    • Движение пятен доказывает вращение солнца вокруг своей оси.
  • Слайд 14

    Что происходит на поверхности Солнца?

    • Вспышки – извержения, во время которых всего за несколько минут локально выделяется энергия, соответствующая взрыву сразу нескольких бомб, мощностью 2 млрд т тротилового эквивалента каждая
    • Протуберанцы – крупные плазменные образования, имеющие размеры порядка сотен тысяч километров.
  • Слайд 15

    Испускает ли Солнце что-нибудь кроме света?

    • Солнечный ветер – поток очень быстрых частиц, изотропно истекающих из Солнечной атмосферы. Будучи сильно ионизированным – увлекает за собой магнитное поле.
    • Нейтрино – испускаются при ядерных реакциях и за несколько секунд беспрепятственно достигают поверхности Солнца. Позволяют изучать процессы, происходящие в Солнечном «термоядерном реакторе»
  • error: Content is protected !!