Гофман фотографии. Личный фотограф Адольфа Гитлера

Генрих Гофман - известный немецкий фотограф, получивший известность как личный фотограф Адольфа Гитлера.
Родился в 1885 г. в Фюрте, обучался фотографии у отца в его ателье в Регенсбурге. Как и Гитлер, был неудавшимся художником, ветераном войны (был в 1917 г. в ландштурмистском запасном авиабатальоне на Западном фронте) и крайне правым - членом «Айнвонервер», одновременно знакомым Дитрихом Эккартом, издателем «Фёлькишер Беобахтер».
К тому времени Гофман был уже состоявшимся фотографом: еще в 1914 г. он основал фотомастерскую «Photobericht Hoffmann», специализировавшуюся на фоторепортажах и портретах.
В начале 1920-х он все больше сближается с нацистами, и сам в 1920 г. вступает в партию, начиная заниматься распространением агитационных фотоматериалов. После прихода нацистов к власти он становится, разумеется, "придворным художником" Третьего Рейха, а его фотобизнес насчитывает миллиардные прибыли. Гофман запечатлел множество портретов Гитлера, в том числе и с "семьёй".

В октябре 1945 г. Генрих Гофман был помещен в тюрьму Международного военного трибунала в Нюрнберге, где должен был навести порядок в своём архиве для участия в Нюрнбергском процессе. Процесс денацификации против личного фотографа и друга Гитлера начался в январе 1946 г.
Где-то в это время его и встретил советский журналист и писатель Борис Полевой, который позже написал о Гофмане в своих воспоминаниях. Его свидетельства не во всем достоверны, но представляют несомненный интерес.

«Генрих Гофман был довольно ловкий фотограф, зарабатывавший себе на жизнь, фотографируя голых девиц и распространяя эти снимки из-под полы. Потом он расширил свою деятельность, начав издание порнографических открыток. Моделями в »тих открытках становились танцовщики и танцовщицы второразрядных ночных кабаре. Одной из таких натурщиц стала некая Ева Браун. Она приглянулась Гофману, и он сделал ее... своей постоянной помощницей.
Случилось так, что на одной из съемок сия девица попала на глаза Гитлеру. Он задал ей какой-то вопрос, а она бойко и умно ответила. Так завязалось знакомство всемогущего фюрера Третьего рейха с моделью непристойных открыток. Гитлер приблизил ее к себе.
Ловкая девица знала, что в руках ее бывшего патрона остались негативы фотографий, рисующих ее, мягко говоря, в весьма неблаговидных позах. Это было опасно и для нее, и даже для ее всемогущего покровителя и его международной известности.
В стране уже был широко известен пример, когда Геринг с помощью вот таких же улик смог расправиться со своим конкурентом, старым фельдмаршалом Бломбергом, человеком, пользовавшимся особой благорасположенностью фюрера и занимавшим кресло военного министра. Через третьих лиц Геринг свел старика с коллегой Евы Браун, девицей Эрикой Грюн, и, когда раскисший маршал пришел к нему советоваться - жениться ему на ней или нет, посоветовал проявить демократизм, жениться и даже выступил в роли посаженого отца. Свадьба была пышная, на ней присутствовал сам Гитлер. А на следующий день открытки с изображением Грюн в соблазнительных позах вместе с молодым партнером опять же через третьих лиц были переданы в бульварные французские газеты. Разразился скандал. Фельдмаршал Бломберг был устранен с поста. Кресло военного министра освободилось.
История наделала много шума в Берлине. Ева Браун знала это. Конечно, при ее новых возможностях ей не представляло труда физически устранить Гофмана. Мало ли людей исчезало тогда в Германии - вот так, без всякого шума. Но она знала, что ее бывший шеф дальновиден и лучшие негативы хранит где-то за границей. И еще она знала, что при аресте Гофман все расскажет в гестапо, а вероломный Гиммлер давно уже следил за ней. И, хитрая от природы, она нашла третий путь, оказавшийся верным.

С ее помощью ее "учитель" Генрих Гофман был приближен фюрером. Он стал лейб-фотографом Гитлера и сделал блистательную карьеру. Основал большое издательство, монопольно выпускавшее портреты гитлеровских бонз, правительственные альбомы и проспекты. Издательство делало миллионные обороты. Молодой человек - партнер Евы по открыткам попытался было отломить и свой кусочек от жирного пирога, но однажды исчез с глаз людей и из жизни. Его партнерша уже открыто жила под одной крышей с "первым наци" Германии.
Генриху Гофману, лейб-фотографу, было присвоено звание профессора и доктора. Его наградили золотым значком нацистской партии, хотя, по его уверениям, он никогда не был ее членом. Это, кажется, правда.
Итак, мы пошли в таинственную комнату № 158. Нас встретил пожилой приземистый немец в сером пиджаке тирольского покроя с пуговицами из оленьего рога и дубовыми листьями на зеленых лацканах. У него полное лицо, бычья апоплексическая шея - по виду типичнейший баварец с плаката, рекламирующего пиво. И серебряный бобрик на голове, и толстые улыбчивые губы, маленькие свиные глазки, настороженные и хитрые.
Держался довольно уверенно. С достоинством отрекомендовался, прибавив к своему имени звание "доктор", сказал, что у него очень мало времени, что герр судья только что прислал ему на экспертизу паку фотографий, как раз представленных советским обвинением. Поэтому он может уделить "герру оберсту" всего несколько минут. Свои коллекции он покажет в другой раз, а пока - вот, пожалуйста, эти снимки, которые всегда интересуют иностранцев, в особенности американцев. Большие деньги платят Можно заказать комплект.
Он бросил на стол целый веер открыток - Гитлер в быту. Бросил тем же жестом, каким, вероятно, бросал перед оптовым покупателем свежую серию порнографической продукции. Гитлер и Ева на веранде дома в горах, по-видимому, в Бертехсгадене... Нюхают цветы... Ласкают собак... Они же в охотничьих костюмах, в шляпах с тетеревиными перьями... Гитлер и какие-то генералы на той же веранде, и Ева в скромном фартучке потчует их чаем... Она же в купальном костюме на берегу озера. Любопытно, что на всех этих, так сказать, семейных снимках Гитлер тоже ни на минуту не остается самим собой, позирует, что-то изображает. По-видимому, он ни в каких условиях самим собой и не был. Все время играл, играл. И не какую-то, а какие-то роли.

А вот портрет несчастной Евы.
Ну что ж, она была недурна, отлично сложена, по-спортивному подтянута, но лицо грубоватое и слишком уж правильное. Какая-то Брунгильда из "Нибелунгов" в провинциальном исполнении.

Полевой Б. В конце концов. Нюрнбергские дневники. - М.: Советская Россия, 1969.

Сначала Гофмана причислили к главным обвиняемым (группа I), однако ему удавалось вновь и вновь обжаловать решение суда, приговорившего Гофмана к 10 годам лишения свободы. В конце концов Гофман был приговорён к четырём годам заключения с полной конфискацией имущества. После своего освобождения в 1950 г. Гофман вновь поселился в Мюнхене, где умер через семь лет в возрасте 72 лет.

Генрих Гофман (нем. Heinrich Hoffmann; 12 сентября 1885, Фюрт - 16 декабря 1957, деревня Эпфах, Бавария) - немецкий фотограф, получивший известность как личный фотограф Адольфа Гитлера.

Биография

Генрих Гофман был единственным ребёнком в семье фотографа Роберта Гофмана и его супруги Марии, урождённой Каргль. Генрих обучался фотографии у отца в его ателье в Регенсбурге. Мечтам Генриха об обучении живописи и поприще художника противостоял старший Гофман, это обстоятельство в будущем объединило Гофмана с Адольфом Гитлером, который также безуспешно искал себя в живописи. В 1901 году в 16 лет Генрих Гофман отправился в многолетние странствия и работал у нескольких фотографов, в том числе и у известного фотографа Эмиля Отто Хоппе в Лондоне.

В 1906 году Гофман обосновался в Мюнхене и руководил работой двух фотоателье, одно из них - популярное в те времена мюнхенское фотоателье «Эльвира». В 1908 году после того, как Гофману удалось сделать сенсационные снимки катастрофы дирижабля, он решил стать фоторепортёром. Годом позднее в 1909 году 24-летний Гофман открывает в Мюнхене собственное фотоателье. В 1913 году Генрих Гофман основал фотомастерскую «Photobericht Hoffmann», специализировавшуюся на фоторепортажах и портретах. Гофман также занимался сбытом почтовых открыток и сотрудничал помимо газеты «Mnchner Illustrierte Zeitung» с агентствами в Берлине и за рубежом - в Австрии. 2 августа 1914 года вскоре после начала первой мировой войны Гофман вёл фотосъёмки всеобщего ликования на мюнхенской площади Одеонсплац. На чёрно-белом снимке с площади Одеонсплац позднее будет узнан присутствовавший там Адольф Гитлер. Однако война не прошла бесследно для Генриха Гофмана. В августе 1917 года не служивший ландштурмист был призван в батальон авиационного резерва и отправлен на французский фронт. После окончания войны в 1918 году Гофман вернулся к своей работе фоторепортёра.

В 1919 году Гофман вступил в партию «Айнвонервер», стоявшую на правых экстремистских позициях, и опубликовал фотоброшюру правого консервативного толка «Один год баварской революции в фотографии». Одновременно Гофман завязал дружеские отношения с Дитрихом Эккартом, издателем «Vlkischer Beobachter».

В апреле 1920 года 34-летний Гофман вступил в НСДАП и получил монопольные права на сбыт издаваемой Эккартом антисемитской подстрекательской газеты Auf gut deutsch («На правильном немецком»). Гофмана стали привлекать к фотографированию партийных боссов: Германа Геринга, Рудольфа Гесса, а вскоре и Гитлера, который сделал его своим личным фотографом.

После Пивного путча в 1923 году появились первые портреты Гитлера, сделанные Гофманом. На одном из них Гитлер снят в кругу товарищей по заключению в Ландсбергской тюрьме. Все фотографии Гитлера, где он был снят с близкого расстояния, были сделаны Генрихом Гофманом. Гитлера и Гофмана связывали очень близкие и доверительные отношения. В гостях у Гофманов на вилле в Богенхаузене Гитлер чувствовал себя как дома. По воспоминаниям дочери Гофмана Генриетты, Гитлер часто бывал у них, оставался на обед, а после него музицировал за пианино или отдыхал в саду, лёжа на траве, и даже читал вслух пьесу Людвига Томы.

В 1924 году Гофман издал фотоброшюру «Пробуждение Германии в снимке и слове», а в 1926 году принимал деятельное участие в основании печатного органа национал-социалистов Illustrierter Beobachter. В 1929 году Гофман как представитель НСДАП принимал участие в работе съезда депутатов Верхней Баварии и с декабря 1929 года входил в состав мюнхенского городского совета.

Гофман познакомил Гитлера с Евой Браун, которая в 1929 году устроилась ученицей в фотоателье Гофмана. Однажды вечером Гофман появился в ателье вместе с мужчиной, которого он представил как господина Вольфа. После ухода незнакомца Гофман пояснил Еве, что это был фюрер НСДАП Адольф Гитлер.

С 1932 года Гофман преимущественно занимался пропагандистскими фоторепортажами. В его издательстве «Heinrich Hoffmann. Verlag national-sozialistische Bilder» было занято до 300 человек, а обороты его бизнеса по сбыту фотоальбомов по заказам НСДАП вскоре стали измеряться миллионами рейхсмарок. Вследствие своей занятости на этом поприще в 1933 году Гофман был вынужден покинуть пост члена городского совета Мюнхена.

Реферат на тему:

Гофман, Генрих (фотограф)



Генрих Гофман (нем. Heinrich Hoffmann , 12 сентября 1885, Фюрт - 16 декабря 1957, Мюнхен) - немецкий фотограф, получивший известность как личный фотограф Адольфа Гитлера.

Биография

Генрих Гофман был единственным ребёнком в семье фотографа Роберта Хофмана и его супруги Марии (урождённой Каргль ). Генрих обучался фотографии у отца в его ателье в Регенсбурге. Мечтам Генриха об обучении живописи и поприще художника противостоял старший Гофман, это обстоятельство в будущем объединило Гофмана с Адольфом Гитлером, который также безуспешно искал себя в живописи. В 1901 г. в 16 лет Генрих Гофман отправился в многолетние странствия и работал у нескольких фотографов, в том числе и у известного фотографа Эмиля Отто Хоппе в Лондоне.

В 1906 г. Гофман обосновался в Мюнхене и руководил работой двух фотоателье, одно из них - популярное в те времена мюнхенское фотоателье «Эльвира» . В 1908 г., после того, как Гофману удалось сделать сенсационные снимки катастрофы дирижабля, он решил стать фоторепортёром. Годом позднее в 1909 г. 24-летний Гофман открывает в Мюнхене собственное фотоателье. В 1911 г. Гофман женился на Терезе «Нелли» Бауманн , которая родила ему двоих детей: Генриетту (род. 1913) и Генриха (род. 1916). 31 марта 1932 г. Генриетта Гофман вышла замуж за лидера имперской молодёжи рейхсюгендфюрера (нем. Reichsjugendführer ) Бальдура фон Шираха. В 1913 г. Генрих Гофман основал фотомастерскую «Photobericht Hoffmann» , специализировавшуюся на фоторепортажах и портретах. Гофман также занимался сбытом почтовых открыток и сотрудничал помимо газеты «Münchner Illustrierte Zeitung» с агентствами в Берлине и за рубежом - в Австрии. 2 августа 1914 г., вскоре после начала первой мировой войны Гофман вёл фотосъёмки всеобщего ликования на мюнхенской площади Одеонплац . На чёрно-белом снимке с площади Одеонплац позднее будет узнан присутствовавший там Адольф Гитлер. Однако война не прошла бесследно для Генриха Гофмана. В августе 1917 г. не служивший ландштурмист был призван в батальон авиационного резерва и отправлен на французский фронт. После окончания войны в 1918 г. Гофман вернулся к своей работе фоторепортёра.

В 1919 г. Гофман вступил в партию «Айнвонервер», стоявшую на правых экстремистских позициях, и опубликовал фотоброшюру правого консервативного толка «Один год баварской революции в фотографии». Одновременно Гофман завязал дружеские отношения с Дитрихом Эккартом, издателем «Völkischer Beobachter» .

В апреле 1920 г. 34-летний Гофман вступил в НСДАП и получил монопольные права на сбыт издаваемой Эккартом антисемитской подстрекательской газеты «Auf gut deutsch» («На правильном немецком»). Гофмана стали привлекать к фотографированию партийных боссов: Германа Геринга, Рудольфа Гесса, а вскоре и Гитлера, который сделал его своим личным фотографом.

После Пивного путча в 1923 г. появились первые портреты Гитлера, сделанные Гофманом. На одном из них Гитлер снят в кругу товарищей по заключению в исправительном учреждении крепости Ландсберг. Все фотографии Гитлера, где он был снят с близкого расстояния, были сделаны Генрихом Гофманом.

В 1924 г. Гофман издал фотоброшюру «Пробуждение Германии в снимке и слове», а в 1926 г. принимал деятельное участие в основании печатного органа национал-социалистов «Illustrierter Beobachter» . В 1929 г. Гофман как представитель НСДАП принимал участие в работе съезда депутатов Верхней Баварии и с декабря 1929 г. входил в состав мюнхенского городского совета.

В 1928 г. умерла жена Гофмана Тереза. Его второй женой стала Софи Шпорк .

Гофман познакомил Гитлера с Евой Браун, которая в 1929 г. проходила обучение в фотоателье Гофмана. Однажды вечером Гофман появился в ателье вместе с мужчиной, которого он представил как господина Вольфа . После ухода незнакомца Гофман пояснил Еве, что это был фюрер НСДАП Адольф Гитлер.

С 1932 г. Гофман преимущественно занимался пропагандистскими фоторепортажами. В его издательстве «Heinrich Hoffmann. Verlag national-sozialistische Bilder» было занято до 300 человек, а обороты его бизнеса по сбыту фотоальбомов по заказам НСДАП вскоре стали измеряться миллионами рейхсмарок. Вследствие своей занятости на этом поприще в 1933 г. Гофман был вынужден покинуть пост члена государственного совета Мюнхена.

В 1937 г. Гитлер поручил Гофману подбор экспонатов для «Большой германской художественной выставки». Для этого ему даже было присвоено звание профессора.

В 1938 г. Гофман стал членом комиссии по реализации конфискованных произведений дегенеративного искусства. Ему ставилась задача без лишнего шума продать эти произведения искусства за валюту за границу.

В апреле 1945 г., в последний раз побывав у Гитлера, Гофман отправился в Баварию, где в Обервёссене был арестован американцами.

В октябре 1945 г. Генрих Гофман был помещен в тюрьму Международного военного трибунала в Нюрнберге, где должен был навести порядок в своём архиве для участия в Нюрнбергском процессе. Процесс денацификации против личного фотографа и друга Гитлера начался в январе 1946 г. Сначала Гофмана причислили к главным обвиняемым (группа I), однако ему удавалось вновь и вновь обжаловать решение суда, приговорившего Гофмана к 10 годам лишения свободы. В конце концов Гофман был приговорён к четырём годам заключения с полной конфискацией имущества. После своего освобождения в 1950 г. Гофман вновь поселился в Мюнхене, где умер через семь лет в возрасте 72 лет.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 15:15:17
Похожие рефераты: Гофман Генрих , Гофман Генрих Борисович , Гофман фон Фаллерслебен Август Генрих , Август Генрих Гофман фон Фаллерслебен ,

Даже спустя 70 лет остаётся неизвестным, кем именно был «агент Вертер», передавший ранней весной 1943 г. совет-скому резиденту в Швейцарии Рудольфу Рёсслеру сведения о летнем нацистском наступлении под Курском. Ясно лишь одно: это человек из близкого окружения Гитлера, имевший доступ к секретным документам Генштаба и рейхсканцелярии. Операция «Цитадель» провалилась, Германия потеряла в боях на Курской дуге полмиллиона солдат: это был огромный вклад в будущую Победу. Но личность Вертера по-прежнему в тумане, и историки могут лишь строить догадки. Одна из самых популярных версий среди исследователей Второй мировой войны - советским осведомителем в рейхсканцелярии был… личный фотограф Адольфа Гитлера.

Фотография Гитлера с Евой Браун, сделанная Генрихом Гофманом.

Общеизвестно, что на фюрера работали два фотографа - Хуго Йегер и Генрих Гофман, - объясняет германский историк Иоганн Мессер. - Хуго тяготел в основном к жанру «репортажной фотографии» - он снимал нацистские съезды, аншлюс (присоединение к Германии) Австрии и оккупацию Польши. Его отношения с фюрером были сугубо официальными. А вот Гофман… В качестве личного фотографа Гитлера он посещал любые секретные совещания, ему открывались все двери в Генштабе, и даже генералы заискивали перед ним. Почему? Именно Гофман в 1929 г. познакомил фюрера с 17-летней Евой Б-раун, которая подрабатывала в его фотоателье моделью, снимаясь обнажённой для эротических открыток. С этого времени карьера Гофмана пошла в гору. Он был избран депутатом рейхстага, получил эксклюзивные права на все фото Гитлера и в результате стал мультимиллионером. С 1938 года Гофман тайно продавал за границу картины и ценности, конфискованные у евреев. Он сделал множество снимков нацистских бонз в част-ной обстановке, включая отдых четы Гитлер - Браун в Альпах.

Генрих Гофман. Фото Федерального архива ФРГ

Остаётся вопрос: для чего же тогда Гофман пошёл на смертельный риск, сотрудничая с советской разведкой? Ведь он не нуждался в деньгах - в отличие от резидента Рёсслера, получившего из Москвы 500 тыс. долл. за план операции «Цитадель». Хотя Гофман был непростым человеком... Хоть он и вступил в нацистскую партию (даже получил золотой значок НСДАП), Генрих продолжал хранить в сейфе в Швейцарии откровенные снимки Евы Браун - на случай, если бывшая натурщица решит «ото-двинуть» его от фюрера. Соседи Гофмана по деревушке Эпфах под Мюнхеном, где он жил в 1950-1957 гг., вспоминают: фотограф отличался довольно резкими суждениями. «Он часто говорил, что за бутылкой шнапса предупреждал генералов: воевать с русскими опасно, - рассказывает сосед Гофмана 84-летний Рюдигер Бронн. - А после разгрома вермахта под Москвой окончательно разуверился в победе Германии. Окружение Шестой армии Паулюса в Сталинграде стало, по словам Гофмана, «главным сигналом» - рейх обречён».

Немецкие спецслужбы всегда полагали, что «агент Вертер» очень близок к фюреру, - считает историк из Мюнхена Гюнтер фон Лунг. - Глава внешней разведки Третьего рейха, бригаденфюрер СС Вальтер Шелленберг по приказу Гиммлера пытался вычислить «Вертера» среди высоко-поставленных чиновников. Кстати, подозрения по поводу Гофмана (и ещё нескольких человек) у них были, об этом гласит доклад Шелленберга Гиммлеру от 11 февраля 1944 года. Сомневались даже в таких людях, как фельдмаршал фон Клюге! Правда, к Гофману боялись подобраться поближе - в случае вызова на допрос он сразу по-звонил бы на номер фюрера. Версия, что именно Гофман передал документы операции «Цитадель» и чертежи танка «Пантера» Рёсслеру, кажется убедительной по двум причинам: Гофман один из редких людей, не подвергавшихся обыску перед визитом в рейхсканцелярию (а обыскивали даже генералов и заместителей министров), и плюс Генрих имел в собственности о-громный набор аппаратуры для фотосъёмки, в том числе особую фотокамеру, умещавшуюся в пуговице. Летом 1945-го в доме Гофмана союзниками были найдены 286 самых различных аппаратов, в том числе и таких, какими можно было бы снять летящую муху с расстояния 200 метров.

Интересно и другое. 10 мая 1945 г. Генрих Гофман был аресто-ван американцами в баварском городке Обервёссен. Через год его осудили за причастность к преступлениям нацистов как обвиняемого первой категории (то есть наравне с тем же Герингом или Кейтелем) - он получил десять лет тюрьмы с конфискацией имущества. Но не прошло и месяца, как «срок» скостили до четырёх лет. С чего такая милость? Далее - когда Гофман работал при Нюрнбергском трибунале в 1945-1946 гг., систематизируя свой фотоархив для процесса, его свободно навещали граждане СССР - в том числе известный журналист и писатель Борис Полевой, подаривший фотографу фюрера бутылку виски и банку тушёнки, а также несколько офицеров НКВД. И это в то время, когда за приватную беседу с другом Гитлера могли без суда отправить в тюрьму. О чём же они говорили?

Я тоже придерживаюсь мнения, что именно Гофман являлся «агентом Вертером», - считает аргентинский писатель-документалист Абель Басти. - Он был лично знаком с Рёсслером со времён Первой мировой войны, имел доступ ко всем секретным документам, обладал шпионской фотоаппаратурой. Он не привлекал к себе внимания, и все боялись тронуть приближённого Гитлера. Думаю, он пошёл на это вовсе не из-за денег. Гофман окончательно понял, что война проиграна, и решил обеспечить себе безопасное будущее. Кража плана «Цитадель» стала разовой услугой - больше «Вертер» не передал Рёсслеру ничего, сочтя обязательства перед русскими выполненными. Есть и другой повод для работы на советскую разведку: ведь Гофман - еврей, что усиленно скрывалось от Гитлера. Вполне возможно, он давно и всей душой ненавидел своего «близкого друга».

72-летний Генрих Гофман умер в 1957 г. в Эпфахе, унеся с собой в могилу тайну «агента Вертера».

Генрих Гофман

Гитлер был моим другом. Воспоминания личного фотографа фюрера

МОЙ ФОТОАППАРАТ И КАЙЗЕР

«Фотограф Гитлера». Наверно, этих двух слов хватит, чтобы напомнить обо мне тем, кто заинтересуется и спросит себя: кто такой этот Генрих Гофман?

По роду занятий я всегда был фотографом, а по склонности горячим поклонником искусства, издателем художественных журналов и страстным художником-любителем, хотя и скромных способностей. Свой путь в профессии я начал в солидной фотостудии отца и, когда пришел черед, стал опытным мастером своего дела. За много лет короли и князья, великие художники, певцы, писатели, политики и прочие люди, прославившиеся в какой-то области, замирали перед моим объективом на те несколько секунд, которые только и требовались мне, чтобы увековечить человека и событие.

Именно так, благодаря своей профессиональной деятельности, я и соприкоснулся впервые с Адольфом Гитлером – это было случайное задание, из которого выросла глубокая и долгая дружба, дружба, не имевшая ничего общего ни с политикой, в которой я мало разбирался и которая еще меньше заботила меня, ни с корыстью, ибо в то время из нас двоих я занимал куда более прочное положение. Эта дружба возникла из столкновения двух импульсивных натур, и в основе ее лежало отчасти общее увлечение искусством, а отчасти, быть может, притяжение противоположностей – некурящего трезвенника и аскета Гитлера, с одной стороны, и бесшабашного бонвивана Генриха Гофмана – с другой.

Но эта же дружба удерживала меня на протяжении самых неистовых, самых бурных и хаотичных лет мировой истории рядом с человеком, сыгравшим в них ключевую роль. До Гитлера – фюрера и канцлера Третьего рейха мне не было дела; но Адольф Гитлер – человек оставался моим другом с первой встречи до самого дня его смерти. Он отвечал мне такой же дружбой, я пользовался полным его доверием. В моей жизни его фигура занимает значительное место.

В 1897 году я занялся семейным делом в качестве ученика и помощника. Над студией на площади Иезуитов в Регенсбурге, которую мы делили с отцом и дядей, важно красовалась помпезная вывеска с гордой надписью:

ГЕНРИХ ГОФМАН, ПРИДВОРНЫЙ ФОТОГРАФ

его величестеа короля Баварского

его высочества эрцгерцога Гессенского

его высочества герцога Томазо Генуэзского,

принца Савойского

Эта вывеска обошлась владельцам довольно дорого, ибо, чтобы получить разрешение на использование такого титула, пришлось заплатить кругленькую сумму в канцелярии обер-церемониймейстера. Но отец и дядя не упускали возможности подчеркнуть, что это звание они заработали честным трудом, а не купили взяткой. Они действительно фотографировали не одну королевскую особу из династии Виттельсбахов, а также эрцгерцога Гессенского и Рейнского, герцога Генуэзского и многих других высокопоставленных лиц. В признание их похвальных достижений в искусстве фотографии и в знак особой благодарности принц-регент Люитпольд Баварский презентовал им золотую галстучную булавку с большой, выложенной бриллиантами буквой L, и каждое воскресенье партнеры-фотографы спорили о том, чья очередь закалывать галстук королевским подарком!

Когда я начал работать, главной моей задачей было следить за состоянием подголовников и подлокотников, которые мы использовали в то время из-за долгой экспозиции, чтобы наши блистательные клиенты не слишком утомились и не заработали себе прострел. Кроме того, в мои обязанности входило вытирать пыль со всех остальных принадлежностей, обязательных для любого уважающего себя фотоателье. Например, у нас были лодка с поднятыми парусами, скорлупа гигантского яйца, куда сажали младенцев, как будто аист не просто принес новорожденного, а высидел его из яйца как положено, и всякие прочие глупости.

Сама наша фотостудия была обставлена а-ля дом Макарта – в стиле когда-то знаменитого венского художника Ганса Макарта, славу которому принесла его грандиозная картина «Вход Карла V в Антверпен». Когда эту картину впервые выставили в Вене, она вызвала всеобщий ажиотаж. В изображенных на ней нагих куртизанках многие женатые мужчины венского общества узнали своих супруг, явно позировавших художнику, который в самой добросовестной и исчерпывающей манере увековечил их на полотне. За выставкой последовала череда самоубийств и разводов.

В то время я прямо-таки ненавидел Макарта, потому что копии его букетов, обильно развешанные по стенам студии, его позолоченные вазы с лепными украшениями и картинные рамы собирали на себе неимоверное количество пыли.

Однажды в воскресенье, когда я уже собирался закрывать фотостудию, вошел неизвестный человек.

– Я хочу сфотографироваться! – отрезал он.

Приличествующим образом выразив свое сожаление, я сказал, что тут нет никого, кто мог бы выполнить его желание.

– Вы же здесь! Вы меня и сфотографируйте!

Я отказался.

– Простите, – сказал я, – боюсь, мне не хватит опыта.

Однако незнакомец не принял отказа и начал вести себя угрожающе. Тогда я решился с оговорками, что не гарантирую качество снимка. Человек, не обращая на меня никакого внимания, прошел в гардеробную и вынул из чемодана новый костюм. Уложив снятую одежду в чемодан, он замер перед фотокамерой. Я накинул черную ткань, навел объектив и пролепетал обычное: «Пожалуйста, улыбайтесь и смотрите в объектив!» Сердце у меня едва не выпрыгивало из груди.

Человек продолжал стоять без всякого выражения, как памятник. Отстояв положенное время, мой упрямый клиент удалился, оставив чемодан и заявив, что заберет его потом вместе с фотографиями. Снимок вышел как нельзя лучше. Я гордо продемонстрировал его отцу и дяде. Но заказчик так и не вернулся ни за фотографией, ни за своими пожитками.

Через несколько недель мы решили открыть чемодан, и там, кроме старого костюма, оказались кошелек, набитый золотыми монетами, и духовое ружье. Полиция установила, что деньги и чемодан принадлежали крестьянке, которую нашли убитой в окрестностях Регенсбурга. Позднее также выяснилось, что убийца выманил жертву из дома, подражая кудахтанью перепуганных кур! Однако сделанная мною фотография представляла для полиции больший интерес, чем находка. Ее разместили во всех полицейских участках на досках под заголовком «Разыскивается», и таким образом мой первый снимок стал настоящей сенсацией.

В 1900 году я закончил свое ученичество, но мне пришлось оставаться в семейном деле до совершеннолетия. В 16 лет я оказался в Дармштадте, где меня взял к себе Хуго Тьеле, придворный фотограф эрцгерцога Гессенского. Самым интересным для меня было, когда мне разрешали ассистировать на съемке членов семейства эрцгерцога, которые частенько заглядывали к моему патрону.

Примерно в то же время на Матильденхёхе открылась так называемая «Художественная колония» при поддержке эрцгерцога. Эта выставка показала новые перспективы в архитектуре и изобразительном искусстве, имела большой успех во всей Германии и заметно повлияла не только на немецкую живопись, но и на фотографию, которая стала освобождаться от старых баронских драпировок, пальм, зубчатых стен и прочих уродливых и напыщенных аксессуаров, загромождавших фотографические студии. Их место заняли естественное освещение и простая обстановка, придававшие портретной фотографии совершенно иной вид. Выдающийся дармштадский фотограф Веймер первым отбросил все эти атрибуты прошлого и попробовал сменить искусственность портрета в неподвижной позе на легкость и натуральность. Если только была такая возможность, он всегда предпочитал фотографировать заказчиков в их собственных домах, в непринужденной, знакомой атмосфере, а не приглашать их к себе в фотоателье.

Когда нас вызывали в эрцгерцогский дворец, чтобы сделать несколько снимков, как это часто случалось, наш визит всегда сопровождался большим волнением. Двор эрцгерцога, благодаря тесным семейным связям, породнившим его со всеми могущественными королевскими домами Европы, в то время занимал важное место, совершенно несоразмерное величине государства. Из трех сестер тогдашнего эрцгерцога Эрнста-Людвига, а я видел их всех, когда они позировали для фотографии во время визитов к брату, одна вышла замуж за князя Генриха Прусского, вторая обвенчалась с членом российского императорского дома, а третья, принцесса Виктория-Елизавета, стала женой принца Людовика Баттенбергского, который позднее стал маркизом Милфорд-Хайвен.

В то время на меня сильно действовала аура трагической грусти, окружавшая российских аристократок как предзнаменование ужасной участи, которая постигла их в будущем. Царица всегда держалась робко и отстранение в присутствии незнакомых людей, казалось, она испытывала облегчение, когда заканчивался фотографический сеанс. Ее гораздо более красивая сестра, жена великого князя Сергея, была изящней и естественней. Позднее я узнал, что, когда ее мужа убили, она посетила убийцу в камере московской тюрьмы и с поистине ангельским терпением расспрашивала его, почему он это сделал, и что в конце концов она простила его, словно истинный ангел милосердия.



error: Content is protected !!