Со времен крестовых походов. Крестоносцы и крестовые походы. Истребление евреев в Стране Израиля

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 19. Крестовые походы

§ 19. Крестовые походы

Причины и цели движения крестоносцев

26 ноября 1095 года в городе Клермоне перед многочисленной толпой выступил римский папа Урбан II. Он поведал собравшимся о том, что Святая земля (так в Средние века называли Палестину) с ее главной святыней – Гробом Господним в Иерусалиме – захвачена новыми завоевателями. Это были турки-сельджуки – кочевой народ из Средней Азии. Папа заявил, что турки-мусульмане оскорбляли христианские святыни, разрушали церкви, убивали христиан. Урбан II призвал освободить Святую землю, обещая участникам похода немедленное отпущение всех грехов и вечное спасение.

Вспомните, кто такие мусульмане.

Потрясенные речью папы слушатели пали на колени и поклялись пожертвовать своей жизнью ради освобождения Иерусалима. В знак готовности немедленно отправиться в поход люди нашивали на одежду кресты из красной материи. За это воинов стали называть крестоносцами. Так началась эпоха крестовых походов.

Призыв отправиться на освобождение Гроба Господня нашел отклик во всех христианских странах Европы. Тем более что здесь было немало людей, готовых отправиться за море в поисках славы, чести и богатства.

Это были безземельные рыцари – младшие сыновья землевладельцев, не получившие в наследство феода. Они часто объединялись в разбойничьи шайки и грабили окрестности, являясь настоящим бедствием для многих стран Европы. Крестовые походы предоставляли таким рыцарям прекрасную возможность отличиться и разбогатеть. Отправиться в Палестину были не прочь и крупные феодалы, рассчитывавшие расширить свои владения за счет земель на восточном побережье Средиземного моря.

Разбогатеть в Палестине, получить надел и личную свободу мечтали и крестьяне, страдавшие от непомерных повинностей. В походах на Восток были заинтересованы также итальянские купцы и духовенство. Первые стремились с помощью крестоносцев устранить своих восточных конкурентов в торговле на Средиземном море, вторые рассчитывали упрочить авторитет католической церкви и объединить всех христиан под властью римского папы. И феодалов, и крестьян, и духовенство вдохновляло искреннее желание освободить Святую землю.

Вспомните, когда и почему произошел раскол христианской церкви. На какие две группы разделились христиане?

Первый Крестовый поход

Первыми весной 1096 года в крестовый поход отправились французские и немецкие крестьяне. Продав свое имущество и бросив дома, вооружившись топорами, вилами и дубинами, тысячи бедняков двинулись в Святую землю. Возглавили крестовый поход бедноты монах Петр Пустынник и рыцарь Вальтер по прозвищу Голяк. Грабя по пути селения и воюя с жителями тех земель, через которые пролегал их путь, бедняки с большими потерями добрались до Константинополя. Однако в первом же сражении с турками-сельджуками в Малой Азии они были перебиты.

Крестоносцы штурмуют крепость в Палестине. Средневековый рисунок

Осенью 1096 года начался первый Крестовый поход – в Святую землю отправились около 40 тысяч рыцарей из Франции, Германии, Италии и других стран, не считая сопровождавших их оруженосцев, прислуги и торговцев. В походе участвовали также посланцы римского папы. Единого командования у крестоносцев не было. Прибыв разными путями в Константинополь, крестоносцы переправились в Малую Азию и, разгромив войско сельджуков, по гористой, безводной местности двинулись к Палестине. Несмотря на жажду, голод и болезни, рыцари захватили Эдессу, после долгой осады овладели Антиохией и к лету 1099 года подошли, наконец, к Иерусалиму.

Крестоносцы в Иерусалиме. Средневековая миниатюра

Ворвавшись после штурма в город, крестоносцы устроили там резню. Большинство жителей были убиты, а их дома разграблены. Жадность и жестокость завоевателей не знали предела. В надежде найти золото крестоносцы вспарывали погибшим животы, ища в желудках проглоченные монеты, а узнав, что старики, женщины и дети скрываются в главной иерусалимской мечети, рыцари устроили там настоящую бойню. После совершенных злодеяний воины молились в храме Гроба Господня. Цель похода была достигнута: Иерусалим «освобожден».

О чем свидетельствует поведение крестоносцев в Иерусалиме?

Государства крестоносцев на Востоке

На захваченных территориях крестоносцы образовали свои государства: графства Эдесское, Триполи, княжество Антиохийское и королевство Иерусалимское. Особую роль играл иерусалимский король, которого правители других областей признали своим сеньором.

Крестоносцы на Востоке. Гравюра Г. Доре

На землях, растянувшихся узкой полосой в 1200 км по восточному побережью Средиземного моря, установились феодальные порядки. Палестина покрылась крепостями, ее земли превратились в феоды баронов и рыцарей, за которые нужно было нести постоянную военную службу, местные жители стали зависимыми крестьянами и были обложены тяжелыми податями. Население ненавидело завоевателей, поэтому их власть на захваченных территориях была непрочной.

Какими землями владели крестоносцы в XI, XII, XIII веках?

Усилить влияние крестоносцев на Востоке были призваны духовно-рыцарские ордена, возглавляемые великими магистрами, которых назначал римский папа. Члены ордена, как монахи, не заводили семей, молились и соблюдали посты, но в случае необходимости с мечом в руках сражались с врагами. Итальянские рыцари, помогавшие прибывшим в Святую землю паломникам, лечившие больных в госпитале святого Иоанна в Иерусалиме, образовали орден госпитальеров. Члены этого ордена носили красные плащи с белым крестом. Организация французских воинов, лагерь которых размещался на горе, где в древности располагался храм Соломона, получила название ордена тамплиеров (по-французски – храмовников). Тамплиеры облачались в белые плащи с красным крестом. На месте немецкого госпиталя в Иерусалиме возник тевтонский орден, членов которого можно было узнать по белому плащу с черным крестом.

Государства крестоносцев

Второй и третий Крестовые походы

Господство крестоносцев в Палестине было недолгим. Вскоре положение на Востоке изменилось.

Взята Эдесса силой зла,

И христиан кручина ест:

Все храмы сожжены дотла,

Замолкли хор и благовест.

О, рыцари, пора пришла

Оружье взять и сняться с мест.

Тому отдайте в дар тела,

Кто ради вас взошел на крест…

Так средневековый поэт призывал воинов освободить захваченное мусульманами во второй половине XII века графство Эдесское. Но, несмотря на значительные силы французских и немецких феодалов, собранные королем Людовиком VII и императором Конрадом III, второй Крестовый поход (1147–1149) завершился неудачей.

В конце XII века правитель Египта, Месопотамии и Сирии Саладин захватил Иерусалим. Римский папа вновь призвал феодалов освободить Гроб Господень. Третий по счету Крестовый поход возглавили самые могущественные европейские правители: император Фридрих I Барбаросса, английский и французский короли Ричард I Львиное Сердце и Филипп II Август. В 1189 году в поход двинулось немецкое войско, но по пути в Малую Азию погиб Фридрих Барбаросса. Оставшись без предводителя, большинство германских рыцарей вернулись домой.

Первый, второй и третий крестовые походы

Назовите города и страны, в которых начинались крестовые походы. Через какие страны проходил путь крестоносцев во время первого, второго и третьего Крестовых походов?

Англичане и французы отправились в Святую землю морем через год после немцев. Сначала им сопутствовала удача: крестоносцы захватили остров Кипр. Однако между английским и французским правителями вспыхнула ссора, и Филипп II со своим войском вернулся в Европу. Оставшийся в Палестине король Ричард сумел к 1192 году отвоевать у Саладина часть Иерусалимского королевства, но вернуть сам Иерусалим не смог.

Четвертый Крестовый поход

В 1202 году по новому призыву папы был предпринят четвертый Крестовый поход. Он мало походил на предыдущие экспедиции. Не в силах расплатиться с венецианскими купцами за предоставленные для путешествия в Святую землю корабли, крестоносцы поддались на уговоры торговцев и изменили маршрут похода. Вместо освобождения Святой земли рыцарское войско осадило столицу Византии – главного торгового конкурента Венеции.

Вступление крестоносцев в Константинополь. Гравюра Г. Доре

Крестоносцы потребовали с жителей Константинополя деньги за «защиту от неверных» и после отказа горожан платить начали штурм. 12 апреля 1204 года столица Византии пала.

Захватив город, крестоносцы грабили и убивали жителей, жгли книги, сбрасывали с постаментов античные статуи, разоряли православные церкви. Разбив массивные двери храма Святой Софии, рыцари ворвались в главный зал собора, выбросили мощи святых и принялись жадно срывать драгоценные оклады с икон, хватать золотую и серебряную церковную утварь.

Четвертый крестовый поход

Какой город стал конечным пунктом четвертого Крестового похода? Какие территориальные изменения произошли на Балканском полуострове и в Малой Азии после четвертого Крестового похода?

«На перекрестках, в переулках, в храмах повсюду жалобы и плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин… – вспоминал очевидец. – Не было места, которое оставалось бы нетронутым или могло бы служить убежищем для страдальцев».

Какой вывод о характере четвертого Крестового похода можно сделать из поведения крестоносцев в Константинополе?

Отягощенные добычей, крестоносцы забыли о цели своей экспедиции и не стали освобождать Иерусалим. Обосновавшись на захваченной территории, рыцари провозгласили создание Латинской империи и обложили ее население тяжелыми налогами.

Последние крестовые походы

Неудачные попытки рыцарей освободить Иерусалим средневековые люди объясняли по-своему. Главной причиной поражений они считали недовольство Бога крестоносцами, погрязшими в грехах. Под влиянием таких настроений в 1212 году тысячи ребятишек из Франции и Германии двинулись в Святую землю. Дети не были вооружены и не собирались воевать. Они были уверены в том, что Иерусалим сам падет перед ними. Но крестовый поход детей закончился трагедией. Купцы, взявшиеся доставить ребят в Палестину, обманули их. Вместо Святой земли корабли причалили в Египте, где детей продали в рабство.

Как вы думаете, почему участники детского крестового похода полагали, что смогут беспрепятственно освободить Иерусалим?

Вскоре после окончания детского крестового похода состоялась новая военная экспедиция на Восток. Но и пятый Крестовый поход (1217–1221), в котором участвовали немецкие, английские и венгерские рыцари, не увенчался успехом. Самым необычным был шестой Крестовый поход (1228–1229) под руководством внука Фридриха Барбароссы Фридриха II. Крестоносцам даже не пришлось воевать. Фридрих II сумел заключить с турецким правителем договор, по которому мусульмане возвратили европейцам Иерусалим и ряд других городов, а крестоносцы пообещали помогать предводителю турок в борьбе против его врагов.

Поединок крестоносца и мусульманского воина. Средневековый рисунок

Господство христиан над Святой землей было недолгим, в 1244 году Иерусалим был вновь захвачен турками. Чтобы отвоевать город, французский король Людовик IX Святой предпринял седьмой (1248–1254) и восьмой (1270) Крестовые походы. Но они завершились неудачно, а сам король погиб. Восьмой Крестовый поход был последним. Отвоевать Святую землю европейцам так и не удалось, а к 1291 году они потеряли все восточные владения, кроме острова Кипр.

Столкновение стран Запада и Востока в ходе крестовых походов повлияло на ход мировой истории. В результате ослабления Византийской империи в Средиземном море стали господствовать итальянские купцы, что способствовало росту европейской торговли. Произошли изменения в хозяйстве и образе жизни европейцев. Побывавшие на Востоке крестоносцы впервые попробовали тростниковый сахар, научились выращивать рис, арбузы, лимоны, абрикосы. После крестовых походов в Европе в моду вошли бани и шахматы, стали строиться ветряные мельницы, люди больше узнали об окружающем мире.

Подведем итоги

Крестовые походы, продолжавшиеся с конца XI до конца XIII века, оказали большое влияние на развитие стран Запада и Востока. Это было крупнейшее военное столкновение католического, православного и исламского миров.

Крестовые походы – военные экспедиции, предпринятые в XI–XIII веках под руководством католической церкви для борьбы с иноверцами и утверждения христианства.

Духовно-рыцарские ордена – военно-монашеские организации западно-европейских рыцарей, созданные католической церковью в период крестовых походов для защиты и расширения владений крестоносцев.

1096 Начало крестовых походов.

1099 Завоевание крестоносцами Иерусалима.

1204 Захват крестоносцами Константинополя.

1291 Потеря европейцами последних владений на Востоке.

1. По каким причинам представители различных сословий отправлялись в крестовые походы?

2. Почему крестовый поход бедноты и первый Крестовый поход завершились по-разному?

3. Какие территории оказались в руках европейцев после первого Крестового похода? Почему власть крестоносцев на Востоке была непрочной и что было сделано для ее укрепления?

4. Чем четвертый Крестовый поход отличался от других? Почему крестоносцы изменили свой маршрут? К чему привел захват Константинополя?

5. Какое значение имели крестовые походы для стран Запада и Востока?

Заполните таблицу «Крестовые походы XI–XIII веков»:

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - Не правда ли, что такой же ошибкой, таким же бесславным и достойным осуждения эпизодом были крестовые походы?- Да, сегодня это распространенное мнение, и я его разделяю. Иисус и Новый Завет (Евангелие) учат мирной вере. Среди первых христиан многие

автора

§ 14. Крестовые походы Причины и цели движения крестоносцев26 ноября 1095 года в городе Клермоне перед многочисленной толпой выступил римский папа Урбан II. Он поведал собравшимся о том, что Святая земля (так в Средние века называли Палестину с её главной святыней – Гробом

автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья. М., 1999.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000.Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. М., 2001.Alpandery Р, Dupront A. La chretiente et Г idee des croisades. P., 1995.Balard M.

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Крестовые походы В те времена среди христиан Западной Европы распространялось чувство тревоги и страха, связанное с ожиданием конца света, а также с изменениями, вызванными демографическим ростом и политической и религиозной борьбой. Такие настроения заставили

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Крестовые походы. В конце XI века папская дипломатия сумела использовать в своих интересах начавшееся на Западе широкое движение на Восток - крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

1. Крестовые походы В конце XI столетия, когда рыцарство уже было твердо установившимся учреждением, в Европе произошло событие, отразившееся на многие годы в истории как в этой части света, так и в Азии.Мы уже говорили о тесной связи религии с рыцарством и о ее большом

Из книги Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Люди никогда не узнают о них всю правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет. Они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Вот один из ее приемов.Церковь

Из книги Недооцененные события истории. Книга исторических заблуждений автора Стомма Людвиг

Крестовые походы В 1042 г. в Шатильон-сюр-Марн, у подножия холмов Шампани, в богатой дворянской семье родился Эд (Одо) де Лажери. Когда ему исполнилось двенадцать, отец отдал сына в школу при соборе в близлежащем Реймсе, где его учителем был один из второстепенных основателей

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Крестовые походы Идея крестовых походовДовольно мрачный след в истории оставили духовно-рыцарские Ордена, особенно Тевтонский и Ливонский, а также крестовые походы XI–XIII вв., основной ударной силой которых были феодалы-рыцари. Вдохновителем первого крестового похода

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (39) Крестовые походы составили эпоху не только и даже не столько в истории религии, сколько в общегражданской истории. Будучи формально религиозными войнами, целью которых считалось овладение главной святыней христианства - «гробом господним», на самом

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 19. Крестовые походы Причины и цели движения крестоносцев26 ноября 1095 года в городе Клермоне перед многочисленной толпой выступил римский папа Урбан II. Он поведал собравшимся о том, что Святая земля (так в Средние века называли Палестину) с ее главной святыней – Гробом

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Крестовые походы Крестовые походы – это широкое военно-колонизационное движение на Восток, в котором приняли участие западноевропейские государи, феодальные сеньоры, рыцарство, часть горожан и крестьянства. Традиционно эпохой крестовых походов считается период с 1096

Крестовые походы (конец XI – конец XIII века). Походы западноевропейских рыцарей в Палестину с целью освобождения Гроба Господня в Иерусалиме из-под власти мусульман.

Первый крестовый поход

1095 год – на Клермонском соборе папа римский Урбан III призвал к крестовому походу для освобождения святых мест из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Первый крестовый поход состоял из крестьян и малоимущих горожан во главе с проповедником Петром Амьенским. 1096 год – они прибыли в Константинополь и, не дождавшись подхода рыцарского войска, переправились в Малую Азию. Там плохо вооруженное и еще хуже обученное ополчение Петра Амьенского без особого труда разбили турки.

1097 год, весна – в столице Византии сосредоточились отряды рыцарей-крестоносцев. Основную роль в Первом крестовом походе играли феодалы Франции: граф Раймонд Тулузский, граф Роберт Фландрский, сын нормандского герцога Вильгельма (будущего завоевателя Англии) Роберт, епископ Адемар.

В походе также принимали участие граф Готфрид Бульонский – герцог Нижней Лотарингии, его братья Болдуин и Евстафий, граф Гуго Вермандуасский – сын французского короля Генриха I и граф Боэмунд Тарентский. Папа Урбан написал императору Византии Алексею I Комнину, что в поход идут 300 000 крестоносцев, но в большей степени вероятно, что в Первом крестовом походе участвовало несколько десятков тысяч человек, из которых хорошо вооружено было лишь несколько тысяч рыцарей.

К крестоносцам присоединился и отряд византийской армии, и остатки ополчения Петра Амьенского.

Основная проблема крестоносцев была в отсутствии единого командования. Принимавшие участие в походе герцоги и графы не имели общего сюзерена и не желали подчиняться друг другу, считая себя не менее знатными и могущественными, чем коллеги.

Первый на землю Малой Азии переправился Готфрид Бульонский, а за ним и другие рыцари. 1097 год, июнь – крестоносцы взяли крепость Никею и выдвинулись в Киликию. Армия крестоносцев шла двумя колоннами. Правой командовал Готфрид Бульонский, левой – Боэмунд Тарентский. Войско Готфрида продвигалось долиной Дорилеи, а Боэмунд шел долиной Гаргона. Никейский султан Солиман 29 июня атаковал левую колонну крестоносцев, не успевшую еще удалиться от Дорилеи. Крестоносцы смогли построить вагенбург (замкнутую линию обозов). Кроме этого, их расположение было прикрыто рекой Бафус. Боэмунд послал Готфриду гонца с отрядом, чтобы известить о приближении турок.

Турки обрушили на пехоту Боэмунда град камней и стрел, а после начали отступать. Когда крестоносцы кинулись вслед за отступающими, их неожиданно атаковала турецкая конница. Рыцари оказались рассеяны. Потом турки ворвались в вагенбург и вырезали значительную часть пехоты. Боэмунду удалось при помощи кавалерийского резерва отбросить неприятеля, но к туркам подошло подкрепление, и они вновь оттеснили крестоносцев к вагенбургу.


Боэмунд послал еще одного гонца к Готфриду, колонна которого уже спешила к полю боя. Она прибыла своевременно, чтобы заставить турок отступить. После крестоносцы перестроились для решающей атаки. На левом фланге встали южно-итальянские норманны Боэмунда, в центре – французы графа Раймунда Тулузского, а на правом – лотарингцы самого Готфрида. В резерве оставалась пехота и отряд рыцарей под общим командованием епископа Адемара.

Турки были повержены, а их лагерь достался победителю. Но легкая турецкая кавалерия смогла уйти от преследования без особых потерь. Тяжеловооруженные рыцари не имели шансов за ней угнаться.

Новых атак на соединенные силы крестоносцев турки не предпринимали. Однако переход по безводной каменистой пустыне сам по себе был тяжким испытанием. Большая часть лошадей пала от бескормицы. Когда крестоносцы, в конце концов, вошли в Киликию, местное армянское население встретило их как освободителей. Там основали первое государство крестоносцев – графство Эдесса.

1097 год, октябрь – войско Готфрида после семимесячной осады овладело Антиохией. Город попытался отбить султан Мосула, но потерпел тяжелое поражение. Боэмунд основал еще одно государство крестоносцев – княжество Антиохию.

1098 год, осень – армия крестоносцев выдвинулась к Иерусалиму. По пути она овладела Аккрой и в июне 1099 г. подошла к священному городу, который защищали египетские войска. Почти весь генуэзский флот, везший осадные орудия, египтяне уничтожили. Но один корабль смог прорваться в Лаодикею. Доставленные им осадные машины дали возможность крестоносцам разрушить иерусалимские стены.

1099 год, 15 июля – крестоносцы взяли Иерусалим приступом. 12 августа недалеко от Иерусалима, в Аскалоне, высадилась большая египетская армия, но крестоносцам удалось разбить ее. Во главе основанного ими Иерусалимского королевства встал Готфрид Бульонский.

Успеху Первого крестового похода поспособствовало то, что объединенному войску западноевропейских рыцарей противостояли разрозненные и враждующие друг с другом сельджукские султанаты. Самое же мощное мусульманское государство Средиземноморья – Египетский султанат – только с большим опозданием двинуло в Палестину основные силы своей армии и флота, которые крестоносцам удалось разбить по частям. Тут сказалась явная недооценка мусульманскими правителями грозящей им опасности.

Для обороны образованных в Палестине христианских государств создали духовно-рыцарские ордена, члены которых поселились на завоеванных землях, после того как основная масса участников Первого крестового похода вернулась в Европу. 1119 год – был основан (рыцарей Храма), несколько поздней появился Орден госпитальеров, или иоаннитов, а в конце XII века появился .

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход, который был предпринят в 1147–1149 годах, окончился безрезультатно. В нем принимало участие, по некоторым оценкам, до 70 000 человек. Крестоносцев возглавляли король Франции Людовик VII и германский император Конрад III. 1147 год, октябрь – немецкие рыцари потерпели поражение у Дорилея от конницы иконийского султана. После на армию Конрада обрушились эпидемии. Император вынужден был присоединиться к войску короля Франции, с которым раньше враждовал. Большинство германских воинов предпочло возвратиться на родину. Французов же в январе 1148 г. разбили у Хонами.

В июле крестоносцы на протяжении пяти дней безрезультатно осаждали сильно укрепленный Дамаск. 1149 год – Конрад, а потом Людовик вернулись в Европу, осознав невозможность расширить пределы Иерусалимского королевства.

Третий крестовый поход (кратко)

Во второй половине XII столетия султаном противостоявшего крестоносцам Египта стал Саладин (Салах ад-Дин), талантливый полководец. Он разбил крестоносцев при Тивериадском озере и в 1187 г. захватил Иерусалим. В ответ провозгласили Третий крестовый поход, который возглавили император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и английский король .

При переправе через одну из рек в Малой Азии Фридрих утонул, и его войско, лишившись предводителя, распалось и возвратилось в Европу. Французы и англичане, двигавшиеся морем, захватили Сицилию, а после высадились в Палестине, но действовали в целом неудачно. Правда, после многомесячной осады они взяли крепость Аккру, а король Англии захватил недавно отложившийся от Византии остров Кипр, где взял богатую добычу. Там возникло королевство Лузиньянов, на целый век ставшее оплотом крестоносцев на Востоке. Но распри между английскими и французскими феодалами вызвали уход короля Франции из Палестины.

Лишивших помощи французских рыцарей Ричард так и не смог взять Иерусалим. 1192 год, 2 сентября – Ричард подписал с Саладином мир, по которому под контролем крестоносцев осталась лишь прибрежная полоса от Тира до Яффы, при этом Яффа и Аскалон были предварительно разрушены мусульманами до основания.

Четвертый крестовый поход (кратко)

Четвертый крестовый поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г. завоеванием вместо Палестины Константинополя и значительной части владений христианской Византии. Столица империи взяли штурмом 13 апреля 1204 г. и разграбили. Первый приступ, который был предпринят 9-го числа со стороны моря, византийцы отбили.

Спустя три дня при помощи перекидных мостиков рыцари взобрались на стены. Часть крестоносцев проникла в город через пролом, сделанный при помощи стенобитных орудий, и уже изнутри открыла трое константинопольских ворот. Внутри города войско крестоносцев не встретило уже никакого сопротивления, так как немногие защитники бежали в ночь с 12 на 13 апреля, а население не собиралось браться за оружие, считая борьбу бессмысленной.

После Четвертого похода масштабы следующих крестовых походов в значительной мере сократились. 1204 год – король Иерусалима Амори Лузиньян попытался утвердить свою власть в Египте, пораженном засухой и голодом. Крестоносцы разбили египетский флот и высадились в Дамиетте в дельте Нила. Султан аль-Адиль Абу Бакр заключил с крестоносцами мирный договор, уступив им ранее отвоеванную египтянами Яффу, а также Рамлу, Лидду и половину Сайды. После чего на протяжении десятилетия между египтянами и крестоносцами не было крупных военных конфликтов.

Пятый крестовый поход (кратко)

Пятый крестовый поход был организован в 1217–1221 г. для завоевания Египта. Его возглавили венгерский король Андраш II и герцог Леопольд Австрийский. Крестоносцы Сирии встретили пришельцев из Европы без особого энтузиазма. Иерусалимскому королевству, пережившему засуху, трудно было прокормить десятки тысяч новых воинов, да и с Египтом оно хотело торговать, а не воевать. Андраш и Леопольд совершили набеги на Дамаск, Наблус и Бейсан, осадили, но так и не взяли сильнейшую мусульманскую крепость Тавор. После этой неудачи Андраш в январе 1218 г. возвратился на родину.

На смену венграм в Палестину в 1218 г. прибыли голландские рыцари и немецкая пехота. Было решено завоевать египетскую крепость Дамиетту в дельте Нила. Она находилась на острове, была обнесена тремя рядами стен и защищена мощной башней, от которой к крепости тянулись мост и толстые железные цепи, преграждавшие доступ к Дамиетте со стороны реки. Осада началась 27 мая 1218 г. Использовав свои суда в качестве плавучих стенобитных орудий и применив длинные штурмовые лестницы, крестоносцы овладели башней.

Узнав об этом, египетский султан аль-Адиль, который находился в Дамаске, от не перенес эту новость и скончался. Его сын аль-Камиль предложил крестоносцам снять осаду Дамиетты в обмен на возвращение Иерусалима и других территорий Иерусалимского королевства в границах 1187 г., но рыцари под влиянием папского легата Пелагия ответили отказом, хотя султан пообещал отыскать и вернуть даже куски Животворящего креста, захваченного Саладином.

Пелагий фактически возглавил войско, примирил разные группы крестоносцев и довел осаду до конца. В ночь с 4-го на 5-е ноября 1219 г. Дамиетта была взята штурмом и разграблена. К тому времени подавляющее большинство ее населения умерло от голода и болезней. Из 80 000 уцелели лишь 3 000. Но предложение Пелагия идти на Каир крестоносцы отвергли, понимая, что для завоевания Египта сил не хватит.

Ситуация изменилась, когда в 1221 г. в Дамиетту прибыли новые отряды рыцарей из Южной Германии. По настоянию Пелагия, мирные предложения аль-Камиля были опять отвергнуты, и крестоносцы атаковали позиции мусульман у Мансуры к югу от Дамиетты. На помощь аль-Камилю пришли его братья из Сирии, так что мусульманское войско по численности не уступало крестоносцам. В середине июля начался разлив Нила, и лагерь крестоносцев затопило, тогда как мусульмане заранее приготовились к разгулу стихии и не пострадали, а потом отрезали армии Пелагия путь к отступлению.

Крестоносцы запросили мира. В это время египетский султан больше всего опасался монголов, уже появившихся в Ираке, и предпочел не искушать счастья в борьбе с рыцарями. По условиям перемирия крестоносцы оставили Дамиетту и отплыли в Европу.

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход возглавил в 1228–1229 г.г. германский император Фридрих II Гогенштауфен. Сам император перед началом похода был отлучен от церкви папой Григорием IX, назвавшим его не крестоносцем, а пиратом, который собирается «похитить королевство в Святой земле». Фридрих был женат на дочери короля Иерусалима и собирался стать владетелем Иерусалима. Запрет похода никак не повлиял на крестоносцев, которые шли за императором в надежде на добычу.

1228 год, лето – Фридрих высадился в Сирии. Там он смог уговорить аль-Камиля, воевавшего со своими сирийскими эмирами, возвратить ему Иерусалим и другие территории королевства в обмен на помощь против его врагов – как мусульман, так и христиан. Соответствующее соглашение заключили в Яффе в феврале 1229 г. 18 марта крестоносцы без боя вошли в Иерусалим.

Потом император возвратился в Италию, разбил посланную против него армию папы и вынудил Григория по условиям Сен-Джерменского мира 1230 г. снять отлучение и признать договор с султаном. Иерусалим, таким образом, перешел к крестоносцам только за счет угрозы, которую их армия создавала аль-Камилю, да еще благодаря дипломатическому искусству Фридриха.

Седьмой крестовый поход

Седьмой крестовый поход состоялся осенью 1239 г. Фридрих II отказался предоставить для крестоносной армии во главе с герцогом Ричардом Корнуэллским территорию Иерусалимского королевства. Крестоносцы высадились в Сирии и, по настоянию тамплиеров, вступили в союз с эмиром Дамаска для борьбы с султаном Египта, но вместе с сирийцами были в ноябре 1239 г. разгромлены в битве при Аскалоне. Таким образом, седьмой поход закончился безрезультатно.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход состоялся в 1248–1254 г.г. Его целью снова было отвоевание Иерусалима, захваченного в сентябре 1244 г. султаном ас-Салих Эйюб Наджм ад-Дином, которому помогала 10-ти тысячная хорезмийская конница. Почти все христианское население города вырезали. На этот раз в крестовом походе ведущую роль играл король Франции Людовик IX, а общее число крестоносцев определялось в 15–25 тыс. человек, из которых 3 тыс. составляли рыцари.

В начале июня 1249 г. крестоносцы высадились в Египте и захватили Дамиетту. В начале февраля 1250 г. пала крепость Мансура. Но там крестоносцы сами были осаждены армией султана Муаззама Туран-шаха. Египтяне потопили флот крестоносцев. Страдающая от голода армия Людовика покинула Мансуру, но до Дамиетты добрались немногие. Большинство было уничтожено или оказалось в плену. В числе пленных оказался и король Франции.

Среди пленников распространились эпидемии малярии, дизентерии и цинги, и мало кто из них уцелел. Людовика в мае 1250 г. выпустили из плена за громадный выкуп в 800 000 безантов, или 200 000 ливров. При этом от короля потребовали, чтобы крестоносцы ушли из Дамиетты. Остатки «христова воинства» ушли в Аккру. В скором времени в том же 1250 г. Туран-шах был убит, и к власти пришли мамлюки – наемные воины на службе султана. Первым мамлюкским султаном стал Муиз Айбек. При нем активные боевые действия против крестоносцев практически прекратились. Людовик еще 4 года оставался в Палестине, но, так и не получив подкреплений из Европы, в апреле 1254 г. возвратился во Францию.

Девятый крестовый поход

Девятый и последний крестовый поход состоялся в 1270 г. Он был вызван успехами мамлюкского султана Бейбарса. Египтяне в 1260 г. разбили монгольские войска в битве при Айн Джалуте. 1265 год – Бейбарс захватил крепости крестоносцев Кесарию и Арсуф, а в 1268 г. – Яффу и Антиохию. Крестовый поход опять возглавил Людовик IX Святой, а участвовали в нем только французские рыцари. На этот раз целью крестоносцев был Тунис.

Численность армии крестоносцев не превышала 10 000 человек. К тому времени рыцари уже не стремились далеко на Восток, так как легко находили работу в Европе, постоянно сотрясаемой феодальными междоусобицами. Играла роль как близость тунисского побережья к Сардинии, где собрались крестоносцы, так и стремление Людовика иметь базу для удара по Египту с суши. Он надеялся, что Тунис легко будет захватить, так как там не было крупных сил египетских войск.

Высадка в июле 1270 г. прошла удачно, но в скором времени среди крестоносцев разразилась эпидемия чумы, от которой 25 августа скончался и сам Людовик. Его брат Шарль I, король Обеих Сицилий, прибыл в Тунис со свежими силами, чем спас крестоносное войско от распада. 1 ноября он подписал договор, по которому тунисский эмир возобновил в полном объеме выплату дани королевству Обеих Сицилий. После этого крестоносцы ушли из Туниса. После провала Девятого похода дни крестоносцев в Палестине были сочтены.

1285 год – султан Египта мамлюк Килавун захватил крепости Марабу, Лаодикею и Триполи в Иерусалимском королевстве. Последним оплотом христиан в Сирии оставалась Аккра. 1289 год – между Килавуном и королем Кипрским и Иерусалимским Генрихом II было заключено перемирие, но вскорости оно было нарушено войсками Генриха, вторгшимися в пограничные области государства мамлюков. В ответ султан объявил крестоносцам войну.

Гарнизон Аккры, получивший подкрепления из Европы, насчитывал 20 000 человек. Но в рядах христиан не было единства. Осенью 1290 г. Килавун выступил в поход, но вскоре заболел и умер. Армию возглавил его сын Альмелик Азшараф. В марте 1291 года мусульмане подошли к стенам Аккры. Они располагали 92 осадными машинами. Переговоры о перемирии, предложенные защитниками города, не увенчались успехом. Пятого мая армия султана начала штурм. Накануне в Аккру прибыл король Генрих с небольшим войском, но в ночь с 15 на 16 мая он возвратился на Кипр, причем к его отряду присоединилось около 3 000 защитников города.

Оставшийся гарнизон насчитывал 12–13 000 человек. Они отбивали неприятельские приступы вплоть до 18 мая, когда мусульмане смогли разбить ворота, разобрать заваленные обороняющимися бреши в стенах и ворвались на улицы Аккры. Египтяне убивали мужчин-христиан и брали в плен женщин и детей. Часть защитников смогла пробиться к гавани, где села на суда и отправилась на Кипр. Но на море поднялась буря, и многие корабли затонули.

Несколько тысяч оставшихся на берегу крестоносцев укрылись в замке тамплиеров, который войска султана быстро смогли захватить штурмом. Некоторые из христианских воинов смогли прорваться к морю и сесть на корабли, остальные были истреблены египтянами. Аккру сожгли и сровняли с землей. Это было возмездием за убийство египетского гарнизона Аккры, которое совершил король Англии Ричард Львиное Сердце. После падения Аккры христиане оставили и несколько небольших городов в Сирии, находившихся под их контролем. Таким был бесславный конец крестовых походов.

Крестовые походы — это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.

Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себя пилигримами , а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.

Причины крестовых походов

Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов : европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь , прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

Вдохновленные призывами папы, многотысячные толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость.

История и последствия крестовых походов

Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций . Однако его результаты оказались непрочными. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульманского мира. Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. В 1187 г. был отвоеван Иерусалим со всей Святой землей. Гроб Господень остался в руках неверных. Были организованы новые Крестовые походы, но все они заканчивались полным поражением .

Во время IV Крестового похода был захвачен и варварски разграблен Константинополь. На месте Византии в 1204 г. была основана Латинская империя, но она была недолговечной. В 1261 г. она перестала существовать и Константинополь снова стал столицей Византии.

Наиболее чудовищной страницей Крестовых походов был поход детей , состоявшийся около 1212-1213 гг. В это время начала распространяться идея о том, что Гроб Господень может быть освобожден только невинными детскими руками. Из всех государств Европы к побережью устремились толпы мальчиков и девочек в возрасте 12 лет и старше. Многие дети погибали в пути. Оставшиеся добрались до Генуи и Марселя. Плана дальнейшего продвижения у них не было. Они предполагали, что смогут пройти по воде «аки по суху», а взрослые, которые занимались пропагандой этого похода, не позаботились о переправе. Те, кто пришел в Геную, разбрелись или погибли. Судьба марсельского отряда была более трагичной. Купцы-авантюристы Феррей и Порк согласились «ради спасения души» перевезти крестоносцев в Африку и отплыли с ними на семи кораблях. Шторм потопил два судна вместе со всеми пассажирами, остальных высадили в Александрии, где и продали в рабство.

Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. К XII-XIII вв. относятся походы немецких феодалов против языческих славянских и других народов Прибалтики. Коренное население подвергалось христианизации, нередко насильственной. На завоеванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Ревель, Выборг и др. В XII-XV вв. организуются Крестовые походы против ересей в католических государствах.

Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.

Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия.
Крестовые походы – ряд военно-религиозных походов монархий христианской Западной Европы против исламского Ближнего Востока языческих славян (литовцы). Их хронологические рамки: XI XV вв.
Крестовые походы можно рассматривать в узком и широком смысле. Под первым мы имеем ввиду походы с 1096 по 1291 гг. в Святую Землю с целью освобождения Иерусалима от неверных. А в широком смысле сюда еще можно прибавить войну тевтонского ордена с языческими государствами Прибалтики.

Причины крестовых походов в Святую Землю

Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;
Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман;
Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай;
Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами.

Причины походов в страны Прибалтики

Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.
Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше.

Ход крестовых походов

На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.
Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия.
Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года . Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим.
Третий крестовый поход : начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим.
Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204 . В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники.
Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221 . Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить.
Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю.
Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254.
Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.

Последствия крестовых походов на Восток

После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;
Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;
Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну;
Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане;
Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;
Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;
Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;
Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма;
В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.
Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.



error: Content is protected !!