Цель урока: Проследить историю возникновения джаза. Выявить отличительные черты джаза. Возникновение джаза бесправного негритянского населения

Джаз – это особая разновидность музыки, которая приобрела особенно большую популярность в США. Изначально джаз являлся музыкой чернокожих граждан Соединенных Штатов, но позже это направление вобрало в себя совершенно разные музыкальные стили, которые развивались во многих странах.



Истоки джаза связаны с блюзом, спиричуэлс и рэгтаймом. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии. Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Кроме того, джаз отличается синкопированностью (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым драйвом. Две последние составляющие возникают в рэгтайме, а затем переносятся на игру оркестров (бэндов), после чего для обозначения этого нового стиля музицирования и возникает слово «джаз», пишущееся сначала как «Jass», затем как «Jasz» и только с 1918 года приобретающее свой современный вид.



Термином новоорлеанский, или традиционный джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а так же новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 1920-х. Этот период джазовой истории известен так же, как "Эпоха джаза." И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившихся исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.



Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением ХХ века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая Семёрка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмана. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти ХХ века в



Бе́нни Гу́дмен (иногда: Гудман; полное имя Бе́нджамин Дэ́вид Гу́дмен, англ. Benjamin David Goodman) (30 мая 1909, Чикаго 13 июня 1986, Нью-Йорк), джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Родился в семье еврейских иммигрантов из России Давида Гутмана (из Варшавы) и Доры Резинской-Гутман (по другим данным Гризинской или Гринской, из Ковно). Играть на кларнете он начал в десять лет, а уже через два года состоялся первый концерт с его участием. В четырнадцать лет Гудмен, решив посвятить свою жизнь музыке, бросил школу.

ДЖАЗ И ЕГО ИСТОРИЯ.Выполнила
ученица 8 «А»
Османова Хадыжа.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX -
начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур
и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными
чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс
приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие
джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

родина
джаза

Что такое джаз вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку
этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи
Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все.
Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и
ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое
исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют
природу этого музыкального направления.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и
национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном
виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной
музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними
музыкального африканского фольклора получился стиль, не
умерший и по сегодняшний день - джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях
тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и
противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично
соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.
Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра,
где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение
количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций.
Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры
джаз-ансамблей.

Спиричуэлс – песни северо-американских негров
религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы
плантаций, подражая духовным гимнам белых
переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с
грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого
ритмического склада. Первоначально создавалась
как фортепианное произведение.

Выполнил: Максим Зозуля

Джаз (англ. Jazz ) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры

Свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Родина Джаза

Луи Армстронг

американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля

Что такое джаз вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи Армстронг , который сказал, что это просто нужно понимать и все. Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют природу этого музыкального направления.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними музыкального африканского фольклора получился стиль, не умерший и по сегодняшний день – джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.

Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра , где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций. Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры джаз-ансамблей .

Джазовый оркестр

Джаз - ансамбль

Жанры джазовой музыки

Спиричуэлс

Спиричуэлс - это песни религиозного характера, исполняемые афроамериканцами. Этот стиль был создан в конце 18-го века. Первоначально это были песни, которые повествовали о тяжелой жизни негров. Затем, к этим песням подключили религиозные гимны различных народов, которые населяли Северную Америку.

Композиции в стиле спиричуэлс имеют в себе характерные африканские особенности исполнения песен, а именно:

повышенная эмоциональность

глиссандовые звучания

Исполнители Спиричуэлс

хор «Эолианс»

Гарлемский хор

Махалия Джексон (1911 – 1972)

Легенды блюза

Вилли Диксон

Величайший блюзовый композитор, аранжировщик, продюсер, певец и контрабасист.

Биг Джо Тёрнер

американский блюзовый певец, шоумен.

Традиционный блюз исполняется в основном с помощью классической гитары, фортепьяно и губной гармошки. Так же могут использоваться другие гитары и барабаны. Слова песен обычно грустные, лирические, часто в них поется об одиночестве и о несчастной любви. Название музыкального стиля - "блюз", как термин, получило широкое распространение с 1912 года, когда в продажу поступила первая в истории блюзовая пластинка. Издал этот сборник традиционных блюзов негритянского фольклора, известный композитор - Уильямом Хенди , с тех пор его стали называть «отец блюза».

«отец блюза»

Мемфис Минни

Первая в истории блюза женщина с гитарой

Популярные композиторы и исполнители рэгтайма

Скотт Джоплин (1868-1917)

которых - «The Entertainer» («Увеселитель», «Артист эстрады»)

Джеймс Скотт (1885-1938)

Джозеф Лэм (1887-1960)

Рэгтайм - жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды - на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм, мелодическая линия сильно синкопированная. Рэгтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Происхождение слова «рэгтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).

Искусство джаза и его истоки «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить». Ул.Колер Корабли колонистов из Европы и невольников из Африки У истоков джаза – африканская народная музыка Особенности африканской музыки Сложный ритм, создаваемый игрой на барабанах и других ударно-шумовых инструментах: погремушках, колокольчиках, кастаньетах, колотушках, палках. Всё подчиняется главному закону- полиритмии – одновременному сочетанию двух и более различных ритмов. Основа джазовых ритмов- спиричуэлс, блюз, регтайм. СПИРИЧУЭЛС Спиричуэлс - песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэлс оказали заметное влияние на развитие джазового искусства «Молитва» - в исполнении Махелии Джексон БЛЮЗ Блюз- народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись в сопровождении банджо или гитары. РЕГТАЙМ

  • Регтайм – «рваное время»,танцевальная музыка, популярная в Америке перед появлением джаза.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЖАЗА
  • Импровизация
  • Сложный ритм, акценты.
  • Свинг (качание)- причудливая манера джазовых музыкантов «произносить» звуки как бы невпопад
ЛЮБИМЫЕ ДЖАЗОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Труба, тромбон, кларнет, контрабас, саксофон, рояль, банджо, гитара и ударные – биг-бэнд БИГ-БЭНД Негритянский певец и трубач, «король джаза» – Луи Армстронг Элла Фицджеральд Э́лла Джейн Фицдже́ральд - американская певица, одна из величайших вокалисток в истории мировой музыки(«первая леди джаза», «первая леди песен»), обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников - как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы, поэты-песенники. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями. Элла Фицджеральд Что такое свинг
  • СВИНГ (английское swing - качание, колебание),
  • 1) особое выразительное средство в джазе, тип метроритмической пульсации, основанный на постоянных отклонениях (опережающих или запаздывающих) от опорных метрических долей. Создает эффект неустойчивого равновесия.
  • 2) Стиль джаза в исполнении биг-бэнда, где свободная импровизация уступает место игре по нотированным аранжировкам. Главные представители - Б. Гудмен, Г. Миллер.
Дюк Эллингтон - руководитель джаз-бенда Биг-бэнд Д.Эллингтона

«Дюк Эллингтон - это величайший талант во всей истории джаза. Я предсказываю, что четверть века спустя его музыку будут изучать в школах, а критики найдут для него подобающее место среди самых великих композиторов нашего столетия». Ральф Глиссон

Стиль Дюка Эллингтона

  • Его творческий путь был полон открытий. Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам - сюитам, рапсодиям, балету и опере.
  • Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры ХХ века.
  • Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.
  • Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксафона в биг-бенде.
  • Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент.
  • Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan».
  • Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста (влияние Джеймса П.Джонсона, Уилли Лайона Смита и ФэтсаУоллера), но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.
  • Как аранжировщик, Эллингтон отличался творческим подходом
Бени Гудмен и Гленн Миллер

Джазовый кларнетист, дирижер, «король свинга»

Джазовый тромбонист,

аранжировщик,

Руководитель свинг-оркестра

Бибоп, кул-джаз, модальный джаз Бибоп -[англ. bebop] - джазовый стиль, возникший в 50-е годы XX в., сменивший в эволюции стиля свинг; в гармонии использует современные средства, способ трактовки мелодии и ритма. Первый стиль так называемого современного джаза, сложившийся в начале 1940-х гг. В противоположность свингу, как правило, исполняется малыми ансамблями (комбо). Родоначальники бибопа - Ч. Паркер, Дж. Гиллеспи. Характеризуется повышением роли солистов-импровизаторов (бибоп - нетанцевальный стиль), а также использованием голоса в качестве музыкального инструмента. Кул-Джаз - (англ. Cool jazz от cool - прохладный - холодный), стиль современного джаза, возникшего в конце 1940-х гг. Характерные черты -эмоциональная сдержанность, возросшее значение аранжировки и гармонии, изысканность тембров. Модальный джаз (англ. modal jazz) - направление современного джаза, отличающееся от традиционного метода тональной организации (мажоро-минора с его функционально гармонической системой) и формообразования (в виде серии повторяющихся гармонических квадратов), стало базироваться на новом, модальном ("ладовом") композиционном принципе организации музыкального материала. Кантри и вестерн (сельский фольклор США) 1.Фольклорный стиль в североамериканской музыке, а также одно из разновидностей современной, преимущественно молодежной, музыки, отличающаяся энергичным ритмом, мелодичностью, использованием для исполнения главным образом струнных инструментов (банджо и др.). Стили кантри-музыки
  • Вестерн-свинг (western swing) – один из ранних стилей кантри. Он зародился в Техасе и Оклахоме в 30-е годы и получил особую популярность в 40-е. В этом стиле сочетаются элементы собственно кантри, а также блюза, свинга, джаза и др. Отличительной особенностью является использование ударных инструментов и гавайской стил-гитары, достаточно плотное звучание. Вестерн-свинг пользовался большим спросом на танцевальных вечеринках. «Королем вестерн-свинга» стал Боб Уиллс (Bob Wills), выступавший с группой Texas Playboys и имевший шумный успех. Большинство его хитов (включая «San Antonio Rose» and «Take Me Back to Tulsa») было записано между 1936 и 1943 годами.
  • Хиллбилли (англ. hillbilly) - одна из ранних разновидностей кантри,которую исполняли жители аппалачских гор. Само обозначение появилось в 20-е годы. По поводу его происхождения нет единой точки зрения: одни ведут его от выражения "парень с холмов" (т.е. с Аппалачских гор, которые, как известно, отличаются покатостью), другие - от имени Билли Хилла (1899-1940) - профессионального фиддлиста и певца, исполнителя ковбойской музыки. Для хиллбилли, как и для кантри, характерно использование банджо и струнных инструментов. Стиль хиллбилли повлиял на молодого Джонни Кэша, который воспитывался на этой музыке. В 60-е хиллбилли начали полностью ассоциировать с кантри, и термин потерял свое самостоятельное значение.
Канти-исполнители Наибольший успех во второй половине 1970-х гг. получили как раз исполнители, значительно стершие границы между кантри и эстрадой: Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей, Кенни Роджерс, Барбара Мандрелл, записи которых настолько мало чем отличались от исполнителей поп-музыки, что между кантри-радиостанциями возникают ожесточённые споры о том, насколько вписывается та или иная песня в их формат. Наивысшего пика такое поп-кантри достигло в рубеже 1970-1980-х гг., не в последнюю очередь, благодаря фильму «Городской ковбой», вызвавшему массовый интерес к кантри. Противовес эстрадному кантри был дан в лице нового поколения исполнителей: Джордж Стрейт, Джин Уотсон, Патти Лавлес; именно это направление, получившее название неотрадиционализма, одержало верх в индустрии кантри к концу 1980-х гг. 1990-е годы В 1990-е гг. кантри определяли такие исполнители как Гарт Брукс, Джордж Стрейт, Тим Макгро, Алан Джексон. Международного успеха добилась канадская певица Шанайя Твейн, сочетавшая кантри с поп-музыкой и роком. Тенденция к насыщению кантри элементами популярной музыки, джаза и фолк-музыки ещё более очевидна в творчестве современных исполнителей, таких как Гарт Брукс, Тим Макгро, Лиэнн Раймс, Кэрри Андервуд. Вестерн-музыка

Музыка, созданная ковбоями, охотниками, шахтерами. В ней прославляется дикая природа, главный герой – лихой и находчивый ковбой.

error: Content is protected !!