Мощи Святой Матроны Московской: где поклониться? Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Посещение мощей Матроны Московской

Утопающий в зелени греческий остров Корфу ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Но не только чистое море, песчаные пляжи и удивительная природа острова привлекают многочисленных гостей.

Одной из основных достопримечательностей и главной святыней Корфу, вне всяких сомнений, является собор святого Спиридона Тримифунтского.

Ведь именно здесь хранятся святые мощи Божьего угодника, по молитвам которого постоянно совершаются многочисленные чудеса.

Двери храма всегда открыты и любой желающий может прийти со своими молитвами к святому Спиридону - святителю, чудотворцу и небесному покровителю Корфу.

Четыре раза в год - в Вербное воскресенье, Великую субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября чудотворные мощи выносят для литании (крестного хода).

Тысячи паломников собираются в эти дни на Корфу, чтобы принять участие в торжественном шествии и испросить помощи у святого Спиридона.

Обладавший при земной жизни великим состраданием к обиженным, страждущим, а больше всего - к нищим, он и после своего отшествия на небо не изменил себе, помогая тем людям, кто взывает к нему за помощью в нуждах, бедах и болезнях, выполняя их молитвенные просьбы, а также наполняя сердца миром и радостью.

Десятки тысяч паломников ежегодно посещают место, где источают благоухание его святые мощи, и каждый получает от сострадательного святителя просимое, особенно те, кто находится в тяжёлом финансовом положении.

Житие святителя Спиридона из Тримифунта

На северной части острова Кипр, недалеко от населённого пункта Тримитусы (Тримифунта) расположена деревенька Аския.
Здесь, в конце III столетия, родился будущий святитель.

О его родителях и отрочестве сведений очень мало. Известно лишь, что избранник Божий отличался простотой, послушанием, благочестием и состраданием к бедным, а занятием его была пастьба коз и овец.

Женившись на благочестивой девушке, он недолго жил с ней. Спустя некоторое время после рождения их дочки Ирины, супруга умерла, и святой Спиридон был вынужден один растить маленького ребёнка.

Преподобный Симеон Метафраст пишет в своих трудах, что чудотворец Спиридон проводил время, подражая в кротости псалмопевцу Давиду, в простоте сердца - патриарху Иакову, а в странноприимстве - Аврааму.

За богоугодную жизнь христиане Тримитусы убедили Спиридона стать их епископом.

Будучи избранным на почётное место, святитель продолжал свои прежние занятия: он пас овец и обрабатывал землю, отдавая значительную часть средств в помощь нуждающимся, оставляя себе лишь скудное пропитание.

За смирение и чистоту сердца Бог наградил святителя множеством благодатных даров: прозорливостью, чудотворениями, величайшим дерзновением в молитвах.

До последних дней святой Спиридон находился во здравии и работал вместе с крестьянами.

Умер чудотворец в очень преклонном возрасте, после восьмидесяти лет.

Великие чудеса по молитвам епископа Спиридона Тримифунтского

Невозможно перечислить всех чудес, которые сотворил Бог по смиренным просьбам святителя: об этом следует написать отдельную книгу.

Приведем два ярких примера из его жизни .

Приглашенный на Никейский собор императором Константином Великим, святитель по дороге был вынужден заночевать в деревне, где находились ариане. Ночью они отрубили головы лошадям, запряженным в повозку, на которой епископ добирался до Никеи.

Проснувшись еще до восхода солнца и обнаружив коней обезглавленными, святитель попросил ямщика приставить головы к туловищам лошадей, а сам помолился Христу Спасителю.

Каково было изумление, когда лучи солнца осветили саврасок: у гнедого коня голова оказалась чёрной, у вороного - белой, а у светлого - коричневой: в темноте ямщик перепутал соответствие цветов лошадиных голов и туловищ, но Бог даже в этом случае исполнил просьбу своего угодника!

Прибыв на собор, святитель для подтверждения истины единства Бога в трёх лицах потряс души всех присутствующих великим чудом: он взял в руки глиняную плинфу (кирпич), из которой вышел огонь, в его ладони осталась глина, а вниз потекла вода.
Святитель, будучи малословным, произнёс, что как плинфа одна, а из трёх стихий составлена, так и у Пресвятой Троицы - Три Ипостаси, но Божество Едино.

Так и запечатлён святой Спиридон Тримифунтский на иконе: в ладони он держит сухую глину, из которой исходит огонь, а вниз стекает вода.
На голове пастушья шапка из овечьего руна, а в руке - посох из финиковых ветвей.

Святитель Спиридон - покровитель и защитник Корфу

Тело святителя, оставшееся после смерти нетленным, до восьмого века покоилось в Тримифунте, потом очень долго находилось в Царьграде, а после его падения в середине XV века было тайно вывезено на остров Керкиру, где впоследствии для угодника Божьего был возведён собор.
С тех пор мощи святого Спиридона хранятся в одноименном храме в столице острова Корфу- Керкире.

Жители Корфу очень благодарны своему небесному покровителю: это единственный остров Греции, который за всю историю не был покорён могущественной Османской империей.

11 августа совершается особое богослужение, на котором вспоминается великое чудо, сотворённое святителем после его смерти: страшный ливень, столь редкий здесь в конце лета, сильнейший ураган и многометровые волны, разметали османскую армаду, штурмовавшую остров.

В те трагические дни, когда неоткуда было ждать помощи, все христиане, собравшиеся в собор, со слезами вопили молитву святому Спиридону Тримифунтскому :

О преблаженный святитель Спиридон! Умоли благосердного Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по Своей милости. Испроси нам, недостойным рабам Божиим, у Христа Бога мирную и безмятежную жизнь, душевное и телесное здравие. Избавь нас от всяких душевных и телесных болезней и бед, от всех томлений и наветов дьявола. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа Иисуса Христа, да подаст нам прощение многих наших беззаконий, безбедное и мирное житие, да дарует нам кончину жизни непостыдную и мирную и сподобит нас в грядущем жизни вечного блаженства, да постоянно воссылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И Господь, по молитвам Своего угодника, не допустил на остров османские войска - они так и не смогли приблизиться к Корфу!

Мощи святителя, имеющие все свойства живого человека, покоятся в особой раке.
Она раскрывается в торжественных случаях и обязательно - двумя священниками.

Если «домик», в котором живёт святой, не открывается (а такое случается достаточно часто), то, говорят, что святитель ушёл помогать нуждающимся.

Подтверждают эти слова бархатные тапочки-башмачки святого Спиридона, надетые на ноги святого отца, которые постоянно необъяснимым образом изнашиваются.

Поэтому всякий раз, открывая раку, священники вначале переобувают святителя, а потрёпанную обувь разрезают на кусочки и раздают богомольцам.

До настоящего времени не оставляет милосердный епископ людей, призывающих его на помощь: помогает найти жильё, работу, исцеляет больных, утешает в скорбях.

Авиабомба, сброшенная фашистами на собор во время Второй мировой, взорвалась в воздухе, не повредив здания. Так дивный угодник Спиридон продолжает охранять место своего пребывания и людей, почитающих его.

Милосердный угодник Божий не может не откликнуться на молитву любого человека, с верой и болью обращающегося к нему.

Находясь в Греции, не упустите редкий шанс! Обязательно побывайте в гостях у святого Спиридона Тримифунтского на острове Корфу и получите благословение от небесного покровителя города, которое пребудет с вами всю жизнь.

Этим летом по милости Божией мне довелось провести отдых в отеле «Святой Георгий» в г. Пафосе на Кипре. Во время паломничества в Киккский монастырь, к чудотворной иконе Божией Матери «Милующая», нашим провожатым был замечательный Православный человек, филолог, лектор-экскурсовод Кипрской организации туризма Федор Васильевич Лавриков . Как только я увидел его в автобусе - с окладистой и отнюдь не «греческой» бородой, с характерной «православной» косичкой, так сразу понял: вот человек, которому есть о чем рассказать нашим читателям! И последующее наше знакомство меня не разочаровало. Какую прекрасную экскурсию провел он для паломников! С какой любовью рассказывал он нам о кипрских святынях, о церковных традициях и истории этого чудо-острова… Оказалось, совсем недавно Федор Васильевич завершил большой и важный труд - перевел на русский язык и отредактировал уникальную, прекрасно изданную книгу «Кипр - остров святых. Путеводитель паломника». Теперь благодаря трудам Федора Лаврикова Православные паломники из России получили возможность на родном языке прочесть всю необходимую информацию о церковной жизни на далеком от нас, но духовно близком острове… Вскоре Федор Лавриков по моему приглашению приехал в отель «Святой Георгий», где и состоялся наш разговор.

- Федор Васильевич, давно вы на Кипре?
- Первый раз я приехал на Кипр в 1982 году, вскоре после окончания филологического факультета Ростовского-на-Дону государственного университета. Приехал сюда я по семейным обстоятельствам, к родственникам. Потом я приезжал сюда каждый год на несколько месяцев. И уже в 1995 году я приехал жить на Кипр. Хотя и остаюсь гражданином России.
- Можно ли назвать Кипр Православной страной?
- Думаю, можно. Хотя Церковь здесь по конституции и отделена от государства, но население Кипра на 80 процентов - это греки-киприоты и десять процентов - турки-киприоты (остальные десять процентов - представители других народов. Тут живут и армяне, и англичане, живут в том числе и русские). И из греков-киприотов Православных - 95 или даже больше процентов. На праздники все Православные храмы переполнены. А храмов здесь много.
- А вы являетесь прихожанином какого храма?
- По мере сил посещаю храм святого Стилиана в Лимасоле. С 1995 года паства этого храма окормляется священниками из России. Сейчас настоятелем храма является киприот - отец Саввас, но он говорит по-русски. И с ним служит священник Виктор Зогий из Москвы. Службы здесь идут на церковнославянском языке. И что особенно удивительно, служат у нас в храме по старому стилю (Кипрская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль еще в 1923 году). Просто блаженной памяти Митрополит Лимасольский Хрисанф в 1995 году сказал: пусть в этом храме служат так, как служат в Москве. Наш приход достаточно большой. Много детей на каждой Литургии причащается. Была попытка создать русскую Православную общину и в Пафосе - при храме Святого Георгия, который находится возле гостиницы «Святой Георгий», и где мы сейчас с вами беседуем. Здесь начал служить отец Иов из России, и это продолжалось более трех лет. Потом эта добрая традиция прервалась.
- Русская община Кипра как-то объединена?
- Есть разные организации, которые объединяют выходцев из России. Например, общество «Ромашка», оно объединяет женщин из России, которые давно живут на Кипре. Многие из них вышли замуж за киприотов и потому уехали из России. Есть союз русских бизнесменов на Кипре. Есть организация, которая объединяет выпускников российских вузов и их родственников. Связи с Россией очень большие - и экономические, и культурные, и просто человеческие…
- По долгу службы вы каждый день встречаетесь с множеством туристов и паломников из России. Какие впечатления от встреч с этими людьми?
- Раньше сюда приезжало больше паломников, чем сегодня. Сейчас в основном едут туристы. Причина проста - экономические проблемы отсекают от поездки на Кипр многих паломников. Если раньше сюда постоянно приезжали большие паломнические группы по тридцать и даже по сорок человек, то сейчас такие группы бывают не часто. Если раньше редкая экскурсия не начиналась с общей молитвы, то сейчас едут в основном туристы, к серьезному паломничеству не подготовленные. Для туристов духовные цели не стоят на первом плане - но и их привлекают святыни, вызывает интерес история Кипрской Церкви. Многие туристы в таких поездках получают духовную пользу. Важно только умело работать с туристами. Не пугать их самим словом «паломничество», а везти к святыням, рассказывать, объяснять, и при этом давать некоторым людям какую-то светскую альтернативу… Вот вчера мы с вами приезжали в деревню Омодос, к храму Честнаго и Животворящего Креста Господня, приложились к великим святыням - частицам Честнаго древа Креста Господня и уз Христовых, помолились у честной главы Апостола Филиппа…. И большинство туристов побывало у этих святынь. А кому-то больше захотелось посетить в этом же селе винный заводик и продегустировать продукцию местных виноделов. Что же, это их дело, как распорядиться временем в поездке. Но таких людей все же меньшинство.
- Приходилось ли вам во время поездок по святым местам Кипра стать свидетелем каких-то чудес, исцелений?
- Таких случаев немало. Некоторые люди даже снова возвращаются на Кипр - к тем святыням, у которых получили исцеления или другую помощь. Например, семья не имела детей. И вот после поездки на Кипр, посещения святого места родился у них ребеночек. И они приехали сюда снова, чтобы посетить тот монастырь, где они молились, например, у Троодосской иконы Божией Матери (она известна такими чудесами). Был при мне и такой случай. Женщина в группе с вечера мучилась от укуса комара - у нее сильно раздулась рука. Приехали мы в монастырь святой Феклы, та женщина помазала руку целебной грязью, которая есть в этом монастыре, и прямо у всех на глазах опухоль сразу спала…
Вот одно чудо, о котором я мало что могу сказать - оно осталось для меня тайной, но последствия его очевидны. С паломнической группой мне передали маленький полиэтиленовый пакетик, на котором было написано: «К Киккской иконе Божией Матери». Пакет не был запечатан, я его открыл и увидел там перстень с большущим бриллиантом. Я отнес эту посылочку к наместнику Киккского монастыря, отцу Агафонию. Он мне говорит: «Скажи хотя бы имя того, от кого передали такой большой дар». - «Не знаю», - отвечаю ему. А через две недели мне позвонил неизвестный и спросил, передали ли мне кольцо с бриллиантом. Я сказал, что кольцо получил и отдал его в монастырь. Неизвестный меня поблагодарил за это. Я только успел спросить, какому святому молиться о дарителе. «Молитесь святому Януарию», - был ответ. Все! Больше я не знаю об этом ничего. Скорее всего, кто-то умер некрещеным, потому и нужно ему предстательство этого святого… Но согласитесь, что без серьезных причин передавать в монастырь, к чудотворной иконе такой большой бриллиант люди бы не стали. Значит, произошло какое-то чудо.
- Какие святые места этого дивного острова вам наиболее дороги?
- Монастырь святого Неофита-Затворника. Это тишайшее место! Там в храме покоятся мощи преподобного Неофита. В монастыре и сегодня ощущают заботу этого святого XII века! Сейчас идет в монастыре реконструкция. И один молодой монах недавно мне рассказал такой случай. Строительный рабочий подошел к нему и говорит с укором: «Что же вы старика заставляете работать, подметать мусор, да еще в таких опасных местах». А в скале есть кельи, где раньше жили отшельники. Сейчас туда пройти трудно - там очень шаткие лесенки, и потому экскурсии туда не водят. И этот молодой насельник спросил у рабочего, кого же он там увидел. Тот описал старика с большой белой бородой, и поклялся, что видел своими глазами его подметающим мусор у келии, выдолбленной в скале. Все стало понятно: это святой Неофит приходил на помощь монахам своей обители…
- Какие святые самые почитаемые на Кипре?
- Здесь очень почитают святого Георгия Победоносца. Это защитник Кипра! После Божией Матери, больше всего храмов здесь посвящено именно ему. Конечно же, почитают здесь и своего земляка-киприота - Святителя Спиридона Тримифунтского. Он родился и жил на Кипре, в городке Тримифунт была его епископская кафедра. Городок этот сохранился, сейчас там небольшое поселение, где есть монастырь во имя святого Спиридона Тримифунтского. Но поселение это находится на оккупированной турками территории.

Бывали ли вы у мощей святых Киприана и Иустинии? Сейчас эти великие святые, чьи мощи хранятся на Кипре, особенно почитаемы в России. У них ищут защиты от чародейства…
- Вы хотите спросить, сколько раз я там бывал? Много! Эти святые реально помогают тем людям, которые к ним приходят с верой. Их храм в Менико сейчас один из самых посещаемых на Кипре. И не только русскими паломниками. Есть там и источник, который бьет прямо в алтарной части храма святых Киприана и Иустинии. От вод этого источника еще в средние века исцелился хозяин тех мест. Сейчас в храме хранятся два ковчега с их мощами - один в ближайшее время будет отвезен в Россию, в Екатеринбург. Каждый год в октябре сюда прилетает Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, он очень почитает этих святых. В каждый свой приезд он обязательно совершает Литургию в этом храме. Я дважды был на его архиерейской службе. Он прилетает на Кипр в четыре часа утра, едет через весь остров в храм Священномученика Киприана и мученицы Иустинии, и народ там уже ждет его. В десять часов начинается Литургия. Хора с собой Владыка не привозит, и потому поют сами прихожане и паломники… И служба идет на одном дыхании.
- Есть ли какие-то богослужебные особенности и традиции у Кипрской Церкви?
- На Кипре духовников не вырезали, как это было в России после октябрьского переворота. И духовники здесь есть у большей части семей. Либо это приходской священник того храма, куда ты ходишь, либо он живет в монастыре, и ты с ним встречаешься постоянно, звонишь ему по телефону. И уже духовник дает разрешение на причастие, определяет частоту причащений для своего духовного чада. Здесь не всегда исповедуются очередному священнику в храме. То есть, духовник может благословить причаститься, и приходской священник не спросит возле Чаши, исповедовался ли ты именно сегодня или не исповедовался. Не станет обязательно направлять на исповедь. В России же исповедь перед причастием обязательна. Причина понятна - у нас в России у большинства прихожан нет таких тесных связей с духовником.
- В каком состоянии пребывают святыни и храмы, которые оказались на оккупированной турецкими войсками территории Кипра?
- На оккупированной турками территории находится около шестисот (!) храмов и монастырей. Из них нормально сохранились только те храмы, в которых сейчас располагаются музеи, например, это храм Архангела Михаила в г. Керинья, монастырь святого апостола Варнавы возле Фамагусты. Очень много храмов заброшенных, разрушающихся. И порой это происходит не из-за того, что их сознательно уничтожают, а просто они стоят пустыми и время делает свое дело. Но когда в 2003 году открылась демаркационная линия и греки-киприоты смогли хотя бы посещать родные места - люди ехали туда и везли в багажниках автомобилей цемент, песок, кирпичи для своих храмов… А наши русские паломники?! Однажды благочестивые люди съездили на север Кипра. А потом говорят: мы хотим еще раз туда поехать. Только вы нас высадите по пути возле вот того храма. Мы хотим там убрать, привести все в порядок, ведь там пыльно и грязно, и сердце от этого у нас болит за святыню. И вот я высадил эту русскую семью у храма святого Фирса. А семья эта, между прочим, жила в шикарном пятизвездочном отеле. И они там целый день убирались в храме… Вот это настоящее единство Православия!
На оккупированной в 1974 году территории находится много великих Православных реликвий. Монастыри Апостолов Андрея и Варнавы, тех Апостолов, которые бывали на Кипре, находятся на оккупированной территории. А ведь Апостол Варнава почитается как основатель Кипрской Церкви! Гробница его находится сейчас за демаркационной линией, но часть его мощей находится на территории, подконтрольной правительству республики Кипр.
В нескольких местах на оккупированной территории все же сохранилось компактное проживание греков-киприотов. Раньше эти люди не могли окормляться Кипрской Православной Церковью. Но сейчас на оккупированной турками территории служит один Православный священник (на шестьсот храмов! - А.Ж. ). И он совершает службы по очереди в нескольких храмах в тех местах, где проживают греки-киприоты.
В 1974 году здесь была настоящая война с оккупантами-турками. Только без вести пропало 1619 человек. И это не считая тех, кто погиб в войне…
- На отдыхе и в паломничестве на Кипре бывает немало влиятельных россиян. И вам наверняка довелось проводить для них экскурсии… Вспомните о ком-нибудь из них.
- Мне довелось сопровождать в паломничестве по святыням Кипра Архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, ныне исполняющего обязанности Управляющего делами Московской Патриархии. К сожалению, сорвалась экскурсия с участием Евгения Максимовича Примакова, но мы с ним встретились, поговорили. Много раз приезжал сюда известный артист Олег Погудин. Вот у кого надо учиться Православному поведению! Для него вера - основа творчества. Мне нравятся люди, которым Кипр нравится. А он Кипр любит! Приезжает сюда и отдохнуть, и напитать душу молитвой… Паломничала здесь Ирина Абрамович - бывшая жена известного олигарха Романа Абрамовича. Это глубоко верующая женщина! Она была со своими друзьями, естественно, людьми тоже совсем не бедными. Но мы ездили по обычному паломническому маршруту, ничего не сокращая, ничего не облегчая, - и они ели там, где едят наши паломники. Вели они себя очень благочестиво и молитвенно.
- Как греки-киприоты относятся к русским?
- Греки-киприоты очень любят русских людей. Но это не слепая любовь, а можно сказать, осознанный выбор. Ведь если часть твоей страны захвачена, надо понимать, кем она захвачена, и кто может помочь в этой ситуации. Здесь надеются на Россию. Верят в то, что наша страна обретет должную мощь и влияние в мире.
- На Россию надеются, а все-таки вступили в Евросоюз…
- Не от хорошей жизни вступили. Хотя у Кипра были самые лучшие экономические показатели из всех стран, новых членов Евросоюза. Но Кипр надеется решить с помощью Евросоюза не столько экономические проблемы, сколько политические. Здесь очень хотят, чтобы Европа приняла более активное участие в решении кипрской территориальной проблемы.
- Какой совет вы дадите тем людям в России, которые еще не были на Кипре и раздумывают над тем, где им провести отпуск в следующем году?
- Если позволяют средства (ведь Кипр не дешевая страна) - то здесь можно хорошо попаломничать и одновременно хорошо отдохнуть на морском курорте. В условиях, когда мы живем не так богато и когда нет возможности поехать сначала в паломничество, а потом и на отдых, Кипр - это идеальное место для проведения отпуска. Здесь легко совмещается молитва у великих святынь и качественный отдых.
- У каких святынь нужно стремиться побывать Православному человеку, приехавшему на Кипр?
- Это в первую очередь три ставропигиальных монастыря Кипра - Киккский монастырь, монастырь преподобного Неофита Затворника и монастырь в честь чудотворной иконы Божией Матери Махериотисы, что в горах Троодоса. И, конечно же, надо посетить храм Святого Лазаря в Ларнаке. Это огромный исторический пласт и мощь духовной жизни. И еще я советую обязательно посетить колонну бичевания Апостола Павла в Пафосе.
- Это место находится недалеко от нашего отеля, я там уже успел помолиться. Расскажите о нем!
- Надо прийти туда обязательно с Новым Заветом и прочесть там тринадцатую главу Деяний Апостольских. В ней подробно описывается то чудо, которое совершил на Кипре Апостол Павел. И свое имя Павел он получил именно здесь. Ведь до посещения Кипра он был Савл. В каком случае человек меняет имя? Когда с ним происходит духовное перерождение. Здесь Апостол Павел обрел всю мощь свою апостольскую. Это было первое чудо, которое он совершил. И потому чудо в Пафосе так подробно описано в Деяниях Апостольских. С Пафоса начался период мученичества в Христианстве. В этом городе, где мы сейчас с вами беседуем, произошла первая встреча язычества и Христианства. Раньше в этих местах господствовал культ Афродиты. И здесь был побежден волхв Елима, который не пускал Апостола Павла к проконсулу-римлянину Сергию Павлу. Но, в конце концов волхв был наказан за это: «И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13, 11). Сергий Павел после этого чуда уверовал во Христа. Так было на Кипре проповедано Христианство. С тех пор этот остров является Православным, и его называют «островом святых».

На снимках: лектор-экскурсовод Кипрской организации туризма Федор Лавриков рассказывает паломникам о святынях Киккского монастыря; Ковчег с главой Апостола Филиппа хранится в храме Честнаго Креста в кипрской деревне Омодос; Колонна бичевания Апостола Павла в г. Пафосе; здесь, по преданию, Апостол перенес «сорок без одного» ударов плетью.

В день соборного почитания первосвятителей московских предлагаем нашим читателям кратко вспомнить их великие деяния и мысленным взором посетить места упокоения их честных мощей. Все они находятся в Москве и Троице-Сергиевой лавре, которая неотделима от бед и горестей, радостей и побед нашего Стольного града.

18 октября Святая Церковь вспоминает собор московских святителей, всех прославленных в лике святых иерархов, бывших на Московской кафедре, Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.

1. Успенский Патриарший кафедральный собор Московского Кремля

Успенский собор был усыпальницей Московских митрополитов на протяжение трех веков от начала его строительства и до Синодального периода в истории Русской Церкви. В Успенском соборе покоятся мощи шести первоиерархов, прославленных в лике святых.

В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

15 декабря 1448 г. на Соборе русских епископов был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, носившим титул митрополита Киевского. В 1459 г. соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482 – 1563) . В 1547 и 1549 гг. созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, в связи с чем под руководством митрополита составлены жития святых – Великие четьи-минеи. При нем, в 1551 г., состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1507–1568) . Открыто обличал царя Иоанна Грозного за учреждение опричнины и казни невинных людей, за что был неправедно судим, сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где и убит Малютой Скуратовым.

В 1586 г. избран митрополитом Московским, а в 1589 г. провозглашен находившимся в Москве Константинопольским патриархом Иеремией II первым патриархом на Руси. После смерти Бориса Годунова в 1605 г. отказался признать законность власти Лжедмитрия, оклеветан и изгнан из Москвы. Святитель Иов вернулся в престольный град 14 февраля, был встречен с почетом и 20 февраля в Успенском соборе простил и благословил свою бывшую паству. Таким образом состоялось примирение патриарха с народом, который всего полтора года тому назад в той же самой церкви попустил клевретам самозванца низвергнуть и оскорбить пастыря.

Вскоре после этого события, 19 июня 1607 г., патриарх Иов скончался, окруженный попечениями своего почитателя, архимандрита Старицкого Успенского монастыря Дионисия, того самого, который в смутное время правил Троице-Сергиевой лаврой.

Был ярым противником Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Умер в заточении от голода, не дожив до освобождения Москвы.

2. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Вплоть до 1920-х годов мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи на телеге в Успенский собор Кремля.

14 октября 1947 г. в 5 часов 40 минут утра мощи святителя Алексия, Московского чудотворца были доставлены протоиереем Николаем Колчицким в Елоховский собор и встречены патриархом Алексием I.

Святитель Алексий, митрополит Московский (между 1292/1305 – 1378) . Ради исторической правды следует отметить, что святитель Алексий еще носил титул митрополита Киевского и всея Руси, однако во всех церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Обладая исключительным умом и способностями, святитель Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях. В 1366 г. он начал строительство каменного Кремля. Митрополит пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. Святителем Алексием в Москве был основан в честь Нерукотворного Образа Спасителя Андроников монастырь, начато возведение каменного храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и при нем Чудова монастыря.

Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 г, освящен в 1883 г. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города в 1931 г. Заново отстроен и освящен в 1994–2000 гг.
Фасады храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом Московским.

9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

Митрополит Филарет был одним из образованнейших людей своего времени. Неслучайно ему пришлось стать главным участником великих исторических событий в жизни не только Церкви, но и всей Российской Империи. Так митрополит Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Еще в июле 1823 г. по поручению Александра I архиепископ Филарет в глубочайшей тайне составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу; 16 (28) августа 1823 г. манифест был утвержден и, спустя 11 дней, получен святителем в конверте с собственноручной надписью императора: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и Московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия». При подготовке крестьянской реформы в России и освобождения крестьян от крепостной зависимости император Александр II настоял на том, чтобы окончательная редакция Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года была выработана митрополитом Филаретом.

Еще в Санкт-Петербургской Духовной академии святитель положил начало труду всей своей жизни – переводу на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако только в 1856 г. Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском переводе Библии. Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.

Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении было основано девять новых монастырей и четыре скита, в том числе и единоверческие. Святитель прилагал немалые заботы об обращении старообрядцев из раскола к Православию. С благословения святителя Филарета в Московской епархии открыты три православных монастыря в местах расселения старообрядцев, было утверждено чинопоследование по «старым обрядам» с поминанием действующей Церковной иерархии – единоверие, что по мысли святителя, должно было убрать препятствия для желающих достигнуть церковного единства староверов.

4. Троице-Сергиева лавра

10–14 октября 1994 г. были произведены раскопки к югу от храма Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938–1940 гг. В результате раскопок были обретены честные мощи святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия. Мощи святителя Иннокентия ныне покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1880–1881 гг. подвальная часть Успенского собора была перестроена в крипт, где освящен храм в честь всех Святых, в земле Российской просиявших. Здесь покоятся многие иерархи, в их числе и Святитель Макарий Московский (Невский). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9.00 и 12.00) и раздается освященное масло.

В 1868 г. после блаженной кончины Святителя Филарета Московского Святейший Синод определил управлять столичной кафедрой епископу с противоположного конца империи, буквально с обратной стороны земного шара, уроженцу Сибири, миссионеру, епископу Камчатскому Иннокентию. Нелегко было взойти на Московскую кафедру после столь блистательного архиерея, каким был святитель Филарет (Дроздов). Кротость и смирение нового московского митрополита расположила сердца москвичей, которые искренне полюбили своего пастыря.

Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.

Святитель Иннокентий отошел ко Господу в Великую Субботу, 31 марта 1879 г. и похоронен в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.

Святитель Макарий – последний Московский митрополит – находился на Московской кафедре с 1912 по 1917 гг. до Поместного собора, на котором был избран патриарх Московский и всея России святитель Тихон. Последний год жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких в 1926 г. Похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Как и Святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский) прославлен в лике святых за апостольские труды по просвещению народов России и за ее пределами.

5. Донской Монастырь

В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Ныне святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря.

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925), первый после восстановления патриаршества в России.

Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий ; патриарший местоблюститель с 1925 г. до ложного сообщения о его кончине в конце 1936 г. (Петр Федорович Полянский 1862–1937).

Отдельно необходимо сказать о священномученике митрополите Петре. Место его захоронения неизвестно. Он был расстрелян 10 октября 1937 г. под Магнитогорском Челябинской области и погребен в одной из безымянных братских могил, где покоятся другие расстрелянные НКВД заключенные. Митрополит Петр принял управление Церковью в самый ураган гонений от безбожной власти, даже известие о его кончине было ложным.

Наверное, нет ни одного человека, особенно среди русскоязычного населения, кто бы не слышал этой фразы. Возможно, кто-то имеет об этом своё представление, а кто-то совсем не имеет. Но хотелось бы, на самом деле, узнать точно и подробно — что же это такое?

Чтобы это понять, нужно будет заглянуть в историю , и непросто как эпоху, а в историю церкви. Заглянуть в те времена, когда люди имели глубокую веру в Бога и, благодаря вере, совершали удивительные дела.

1. Мощи святых, что же это такое?

Итак, что же означает само слово «мощи»? Всё очень просто — это останки умершего человека. Но почему же «мощи»? Ведь это слово относится к значению огромной силы. Но, как раз об этом и говорилось, что те люди глубокой веры, совершали необычные дела , подвиги и даже сверхъестественные чудеса, как будто бы за ними стояла великая сила. И поэтому после смерти, их тела трудно было назвать просто останками, но называли мощами святых. Тем более, люди верили, да и сегодня верят, что та невероятная сила, которая сопровождала их при жизни, осталась и присутствует в останках!

Вот теперь можно дать точное определение — это останки святых людей, могущие совершать необычные действия. В истории церкви и в настоящее время можно услышать множество свидетельств таких чудес возле мощей!

Христианские священники, объясняют это явление, тем, что у святых и праведных людей не только святая душа, но и тело. Поэтому их почитают непросто как память, но и почитают их останки и сохраняют их, считая источником Божественной благодати, к которому можно обратиться в молитве.

2. Интересно, какое определение даёт википедия?

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:

Мо́щи (др.греч. λείψανα, лат. reliquiae) - останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.

Это определение, подтверждает, то о чём было написано выше и даёт полноту понимания.

3. Какой вид у святых мощей?

Главное, понять, что они могут выглядеть по-разному. Это необязательно целое тело или нетленное, потому что такое слово часто можно слышать. Но в истории церкви, святых сжигали за веру, бросали на растерзание львам, мучали, распиливали. Об этом можно даже прочитать в библии, например, послание к Евреям, 11 глава. Поэтому видом мощей — могут быть кости, части тела, пепел, то есть разные останки. Но есть и нетленные мощи , например, . Но самое главное, не то, как выглядят останки, а главное, это сопровождение чудесами, только такие называются святыми.

4. Вот фото некоторых святых мощей

Община в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы г. Тренто.

Остров Крит, паломнический центр.

Мощи святых мучеников

5. Где и как хранят мощи святых?

Из-за обладания такими чудесными свойствами останков, их не хоронят.

Когда где-то находят останки праведника , их переносят в храм. При этом совершают целый обряд и это называется «обретение мощей». Дальше помещают в ящик, который называется «рака».

Иногда мощи выставляют напоказ, особенно на большие религиозные праздники, чтобы люди могли почтить их. В этом случае, делают особенный ящик из дорогих пород деревьев, драгоценных металлов, по форме напоминающий гроб. Он украшается красивыми тканями. Мощи должны быть в каждом православном храме. Так как богослужения можно проводить только там, где есть мощь. Это было введено в седьмом веке. Как будто служение происходит в присутствии святых . Для этого мощи могут разделять на частицы, чтобы хватало на все места богослужений. Люди верят, что неважно, целая это часть или частица, там одинаково присутствует божественная сила и благодать.

6. Почему мощи святых не тлеют?

Из истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.

Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!

Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.

Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться . Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком , его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.

7. Одна из самых почитаемых православных святых

Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой , к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.

Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.

  • Сегодня останки хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
  • Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
  • Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии . Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
  • Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
  • Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
  • Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
  • Многие люди рассказывают о своих переживаниях , что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
  • При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»



8. Какое значение для людей даёт почитание святых мощей?

  1. Нравственное значение и влияние на души живых людей, так как напоминает о личности праведника, его вере, поведении. Это подталкивает людей брать с них пример и делать те же самые дела, подвиги. Приходит пробуждение в сознании людей, особенно вспоминая великих мучеников, побуждая людей к праведности.
  2. Значение для богослужения, делая его особенным, так как напоминает, что как живые, так и мёртвые — едины в одной Церкви. Что земная жизнь, это не конец. Можно посмотреть на православные кладбища, что до сих пор могилы выглядят, как престолы в храмах. Потому что раньше, там, где не было храмов, верующие могли проводить служения прямо на могилах умерших святых.
  3. Конечно же, практическое значение — это чудеса. Даже в самой безвыходной ситуации , у человека есть надежда на чудо, через нетленный источник силы в святых останках!

Преподобная матушка Матрона Московская - наиболее почитаемая в русской православной церкви старица. Сегодня Московской о помощи несет ту положительную и исцеляющую Божью энергию, от которой становится легко на душе. Будучи слепой и обездвиженной, бездомной и неграмотной крестьянкой, она скиталась по московским домам. Однако самое главное, что ее отличало от других людей, - это то, что в ней жила глубокая вера во Христа, которая была дана в помощь не только самой святой, но и всем людям, которым она всегда охотно помогала.

О блаженной матушке Матроне

Матрона Дмитриевна Никонова обладала даром исцеления, а также могла открывать тайный занавес будущего и делать предсказания. Она более 50 лет провела в сидячем положении и была слепой, однако видела насквозь внутренний мир людей и о всех нуждающихся всегда молилась своею непрестанною молитвою.

Сегодня верующие со всей России, те, кто знает, где находятся мощи Матроны Московской, едут к ней, чтобы почтить ее память и попросить защиты и помощи. Ведь многие знают слова святой старицы: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду видеть, слушать и помогать вам».

Перед тем как ответить на вопрос о том, как прикладываться к мощам Матроны Московской, необходимо в первую очередь ознакомиться с историей ее жизни и святости.

Биография

В ноябре 1881 года в обычной семье Никоновых в деревне Себино, что в Тульской губернии, родилась девочка, которую назвали Матроной. Она стала четвертым ребенком в семье, так как у нее уже были два брата и сестра. Бедная Матронушка родилась слепой, и ее уже хотели оставить в приюте. Однако матери приснился вещий сон: она увидела красивую белую птицу, севшую к ней на грудь, у которой не было глаз. О том, что Матрона станет богоизбранным ребенком, родители догадались по благотворному облаку дыма в момент ее рождения. Уже в восьмилетнем возрасте у нее была крепкая и в скором времени открылся дар мудрой провидицы. К ней начали идти толпы людей за помощью и исцелением. Матронушка стала настоящей кормилицей в своей семье. А в 18 лет у нее отнялись ноги.

Паломничество

Имея дар Божий, Матрона спасала многих людей и была очень добра к ним. У нее было светлое лицо и очень ласковый голос. Всех она погладит по голове, утешит и наложит свое и от этого людям становилось легче на душе, они утешались и успокаивались. Хоть и сама она была очень больна, однако никто не слышал от нее жалоб.

Матрона в 1899 году побывала и в Кронштадтском соборе. Там преподобный Иоанн Кронштадтский по окончании богослужения попросил расступиться всех прихожан и пропустить Матрону и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Революция. Москва

Когда свершилась года, Матрона и ее подруга и покровительница Лидия Янькова совсем обнищали, остались без средств к существованию и без крыши над головой. В 1925 году Матрона переехала в столицу и стала жить, где придется: у знакомых, друзей, но только не у родных братьев, которые стали коммунистами.

Война

С 1942-го по 1949 год преподобная Матрона жила у своих односельчан - Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды. Уже много лет существует легенда, которая была описана в книге воспоминаний Зинаиды Ждановой «Сказание о Матроне». В годы Великой Отечественной появилась серьезная угроза захвата немецкими фашистами столицы, к Матроне приехал сам Сталин. Она предрекла победу русского народа и сказала, что он один из всего начальства не выедет и останется в Москве. Доказательств этого события, к сожалению, нет, но, думается, так оно и было.

С 1950-го по 1952 год она уже жила в Сходне под Москвой у своих дальних родственников Курочкиных.

Святая старица Матрона за три дня предсказала свою смерть. Будучи очень больной, она все равно продолжала принимать людей. Скончалась святая матушка весной 2 мая 1952 года.

Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем - в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции "Сходня", построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской?

Во всех житейских делах помогает матушка Матрона. Ее просят о заступничестве, исцелении и решении проблем в личной жизни и в бизнесе. Молитва Матроне Московской о помощи помогает устроить личную жизнь, родить ребенка или обнаружить пропажу. Смиренную молитву святой матушке надо произносить искренне и с вниманием. Начинается она со слов: «О, блаженная мати Матроно…» Краткая молитва звучит так: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Перед тем как прикладываться к мощам Матроны Московской, нужно прежде всего понять, что так мы оказываем наше благоговение и почтение перед ее нетленным телом, которое свидетельствует о ее великой духовности и святости. Благоговение перед святынями является неотъемлемой частью культуры русского православного народа.

Приложение к святым мощам

Перед тем как приложиться к мощам Матроны Московской, нужно освободиться от сумок и верхней одежды. Таким образом мы показываем глубокое почтение святой праведной Матронушке. Чтобы после посещения храма осталась хоть какая-нибудь святыня, можно попросить церковного служителя приложить к мощам образок, иконочку. Истинно верующие люди целуют ковчежец, выражая уважение и любовь к святой матушке, затем прикладываются к нему лбом, что символизирует объятия.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Необходимо мысленно спокойно и сосредоточенно произнести молитву, потом дважды перекреститься. Далее нужно сделать два поклона и приложиться губами к раке с мощами святой. После вновь перекреститься и поклониться. Поклоны лучше всего делать поясные, чтобы рука коснулась земли.

Цветы для матушки Матроны

В храме есть особый обычай приносить живые букеты блаженной матушке Матроне. Поэтому придел, где находится рака со святыми мощами, всегда утопает в свежих цветах. И что самое интересное, приношение одних для других становится настоящим подарком, так как каждому посетителю мощей святой Матронушки монашки вручают по цветку. Эти цветы освящаются прямо на мощах, и поэтому потом их принято засушить и хранить в своем углу возле иконок. Из цветов можно приносить гвоздики, розы любого цвета, белые хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны.

error: Content is protected !!