Что такое спп с однородным подчинением придаточных. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных. Последовательное подчинение придаточных

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ

Среди предложений 3-10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа - чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

- (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!

Правильный ответ: 5

Комментарий:

Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.

Всем этим условиям соответствует предложение 5.

[На уроках, (когда его поднимали ), он вставал , растерянный, не знающий], (что сказать ), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.

Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.

Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:

Однородное подчинение

Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:

  1. Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
  2. Являются придаточными одного типа.

Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).

[ - = ], (что - =), (что = -)...

Примечание

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.

[ = ], (хотя - =) и ((хотя) - =).

Неоднородное (параллельное) подчинение

Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.

Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

(Когда - =), [то = ], (который -).

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т.д.

Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

[ = - ], (которые =), (когда - =).

При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.

Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

[ = ], (что, (когда - =), =)

Комбинированное подчинение

В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

[ - = ], (что =), (= ли -) или (= -).

(последовательное и однородное подчинение).

Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

(Чтобы =), [ = ], (иначе - =), (откуда - =) и (куда =).

(однородное, параллельное и последовательное подчинение).

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.).

Союзы ли... или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или .

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так , то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится .

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире , если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова – Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть – скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой – Нежданов так и не узнал... (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная – это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел – это его дело.

Где он сейчас, чем занимается – вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил ).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась – когда Мика рассказала ей , что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние – ты знаешь?; А вы уверены – нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой , не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой , которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль , что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, – эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, – вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, – это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна ), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему …), (почему …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо , отвечает на вопрос какое на котором ); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь , отвечают на вопрос что ?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то , (что разъединяет его с людьми ), а то ), (что соединяет его с ними ) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что …), а то ), (что …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает , отвечает на вопрос что ?, присоединяется союзом что ), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то , отвечает на вопрос какое (то) ?, присоединяется союзным словом что ).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели и задачи урока:

    дать понятие о видах СПП

    познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

    научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

    познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными

Оборудование: тетрадь, учебник, тесты

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Раздаточный материал: тест

Ход урока

    Организационный момент, мотивация

Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

II. Актуализация прежних знаний

Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с лексической разминки.

    Лексическая разминка

Что такое паронимы?

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.

Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.

Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

    Тестовая работа

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    сув_ренный, зап_ереться, р_туал

    п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску

    вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор

    безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

    они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо

    колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты

    слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию

    снежинки та_т; засе_вший поле

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

    (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар

    (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный

    (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь

    (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

КЛЮЧ: 2,3,2

    Фронтальная беседа

    На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

    Как отличить союз от союзного слова?

III.Объяснение нового материала.

Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

Тема: Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.

    Расставьте знаки препинания,

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени ) и т.д.

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

    Работа с учебником: чтение правила

    Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др .

    В каком случае запятая между ними ставится?

Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК

    Знаки препинания при стечении союзов

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, чт о е сли он болен, то надо лечиться

    Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), , (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

    Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

    При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

, (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

, (когда…), (когда…), (когда…).

    Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

    Расставьте знаки препинания, составьте схемы

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

IV. Закрепление.

    Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. , (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. , (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), , (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

VI. Рефлексия.

Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.

Структура синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

2 строка – два имени прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

СИНКВЕЙНЫ

Предложение

Сложное, необычное

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Сложные, обширные

Разбираюсь, запоминаю, применяю

Сегодня на уроке было много новых правил

Пунктуация

Своеобразная, сложная

Думаю, запоминаю, рассуждаю

Чтобы верно ставить запятые, нужно выучить правила

Подчинение

Последовательное, параллельное, однородное

Рассуждаю, ищу, выделяю

Мне нравится работать со схемами

Примеры синквейнов, написанных учениками

VII. Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”

Литература

    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008

    Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006

    Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004

    Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус.яз. и лит.” В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978

Имеющие придаточные элементы, разделяются на несколько групп. Всего их три. В речи может встречаться выражение сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных, неоднородным (параллельным) и последовательным. Далее в статье рассмотрим особенности одной из указанных категорий. Что собой представляет сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных?

Общие сведения

Однородное подчинение придаточных (примеры таких конструкций будут приведены ниже) представляет собой выражение, в котором каждая часть относится к основному элементу или к определенному слову в нем. Последний вариант имеет место, если дополнительный компонент распространяет только определенную часть главного. Предложения с однородным подчинением придаточных имеют ряд особенностей. Так, распространяющие элементы однотипны, то есть отвечают на одинаковый вопрос. Обычно их связывают друг с другом сочинительными союзами. Если у них значение перечисления, то связь бессоюзная, как и у однородных членов. Вот, в целом, что значит однородное подчинение придаточных.

Связь в контексте

1. Притихшие мальчишки смотрели вслед автомобилю /1, пока тот не уехал за перекресток /2, пока поднятая им пыль не рассеялась /3, пока сам он не превратился в клубок пыли /4.

Попав в госпиталь, он вспоминал, как их внезапно атаковали фашисты, и как все попали в окружение, и как у отряда получилось попасть к своим.

3. Если союзы "ли... или" используются как повторяющиеся конструкции (в примере можно изменить на ли), связанные с ними однородные придаточные разделяют запятой.

Было невозможно понять, был ли это пожар, или же начинала всходить луна. - Было невозможно понять, был ли это пожар, начинала ли всходить луна.

Структуры с комбинированным соединением

Предложение с многочисленным однородным подчинением придаточных встречается в нескольких вариантах. Так, возможно вместе например. По этой причине, осуществляя разбор, не нужно сразу составлять общую схему или спешить расставлять знаки препинания.

Анализ контекста

Однородное подчинение придаточных разбирается по определенной схеме.

1. Выделяя грамматические основы, считают количество простых элементов, входящих в состав конструкции.

2. Обозначают все и союзные слова и, опираясь на это, устанавливают придаточные и главное предложение.

3. Главный элемент определяется для всех дополнительных. В результате образуются пары: основное-придаточное.

4. На основе построения вертикальной схемы определяется характер подчинения придаточных конструкций. Оно может быть параллельным, последовательным, однородным, комбинированного типа.

5. Строится горизонтальная схема, опираясь на которую расставляют знаки препинания.

Разбор предложения

Пример: Спор заключается в том что если ваш король будет здесь три дня то вы безоговорочно обязаны выполнить то что я вам скажу а если он не останется то мной будет выполнен любой приказ который вы мне дадите.

1. Это сложноподчиненное предложение содержит в себе семь простых: Спор заключается в том /1 что /2 если ваш король будет здесь три дня /3 то вы безоговорочно обязаны выполнить то /2 что я вам скажу /4 а / если он не останется /5 то мной будет выполнен любой приказ /6 который вы мне дадите /7.

1) спор заключается в том;

2) если ваш король будет здесь три дня;

3) что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

4) что я вам скажу;

5) если он не останется;

6) то мной будет выполнен любой приказ;

7) который вы мне дадите.

2. Главным предложением является первое (спор заключается в том), остальные относятся к придаточным. Лишь шестое предложение вызывает вопрос (то мной будет выполнен любой приказ).

3. Это сложноподчиненное предложение разбивается на следующие пары:

1->2: спор заключается в том, что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

2->3: вы безоговорочно обязаны выполнить то, если ваш король будет здесь три дня;

2->4: вы безоговорочно обязаны выполнить то, что я вам скажу;

6->5: мной будет выполнен любой приказ, если он не останется;

6->7: мной будет выполнен любой приказ, который вы мне дадите.

Возможные сложности

На приведенном примере несколько затруднительно понять, какого типа шестое предложение. В данной ситуации нужно посмотреть на сочинительный союз "а". В сложном предложении он, в отличие от подчинительного соединительного элемента, может находиться не рядом с относящимся к нему предложением. Исходя из этого, необходимо понять, какие простые элементы связывает данный союз. Для этого оставляются только предложения, содержащие противопоставления, а остальные убираются. Такими частями являются 2 и 6. Но поскольку предложение 2 относится к придаточным, то 6 тоже должно быть таким, так как с 2 оно связано сочинительным союзом. Проверить это несложно. Достаточно вставить союз, который имеет предложение 2, и связать им 6 с главным, относящимся к 2. Пример: Спор заключается в том, что мной будет выполнен любой приказ. Исходя из этого, можно сказать, что в обоих случаях присутствует однородное подчинение придаточных, только в 6 опущен союз "что".

Вывод

Получается, что это предложение сложноподчиненное с однородно связанными придаточными (2 и 6 предложения), параллельно (3-4, 5-7) и последовательно (2-3, 2-4, 6-5, 6-7). Чтобы расставить знаки препинания, требуется определить границы простых элементов. При этом учитывается возможное сочетание на границе предложений нескольких союзов.

error: Content is protected !!