Дать определение наречия. Наречие. Классификация по способу образования

Наречие представляет собой самостоятельную часть речи, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Существует несколько характерных признаков наречия, каждый из которых подробно описан в этой статье с приведением примеров. Кроме того, здесь описаны грамматические особенности наречия, его синтаксическая роль в предложении.

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает признак и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

  • Признак действия – наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть , читать внимательно , высоко поставив, сказав тихо ) ;
  • Признак предмета – примыкает к существительному (путь напрямую , совсем ребенок, платье наизнанку ) ;
  • Признак другого признака – примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера , сделанный аккуратно ) .

Что обозначают наречия?


Общее значение наречия
– непроцессуальный признак (то есть, признак, который не изменяется во времени). Выделяют обстоятельственные и определительные разряды наречий по значению.

Таблица
Примеры наречий по значению

Разряды наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
Обстоятельственные Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? утром, недавно, всегда
Места Куда? Где? Откуда? дома, справа, вверху
Цели Зачем? С какой целью? Для чего? нарочно, специально, назло
Причины Отчего? Почему? поневоле, сгоряча, сослепу
Определительные Качественные Как? весело, смело, быстро
Способа и образа действия Как? трепетно, шепотом, вдвоем
Меры и степени Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? мало, втрое, слишком

Грамматические особенности наречия

Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянный морфологический признак наречий – разряд по значению.

Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Синтаксическая роль наречия

В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему) . Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку . Мы устроили соревнование по бегу наперегонки ) .

НАРЕЧИЕ

Наречие– это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко – предмета. (Признак действия или состояния: читать бегло, любить беззаветно , признак качества: пронзительно резкий , признак признака: ослепительно ярко , признак предмета: сон наяву .) Наречия неизменяемы (за исключением качественных наречий на -о / -е: взлететь высоко, взлететь выше всех ). В предложении наречия примыкают к глаголу, прилагательному или к другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро ). Наиболее типичная синтаксическая функция наречия – обстоятельство. В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки , яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение. Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых: Разговор будет начистоту. Она замужем . Местоименные наречия могут выступать в роли союзных слов сложноподчиненного предложения: Я знаю, куда мне нужно обратиться . При этом они продолжают оставаться членами предложения и выполняют функцию обстоятельства.

По происхождению наречия могут быть непроизводными: завтра, теперь, едва, здесь, там, куда, нарочно и др. и производными от различных частей речи красиво, по-братски, днем, зимой, по-моему, нехотя, где-то, когда-либо.

Классификация наречий по значению

По семантической полноте наречия могут быть знаменательными , когда прямо называют признак: вчера, строго, назло, по-домашнему и местоименными , когда только указывают на признак, но не называют его: там, незачем, здесь .

Среди знаменательных по характеру самого значения выделяют два разряда: определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак – его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком ) и подразделяются на следующие разряды:

качественные или образа действия (как? каким образом? ): быстро, так, вдвоём ;

количественные или меры и степени (в какой мере? насколько? ): очень, нисколько, втрое .

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

места (где? куда? откуда? ): справа, там, наверху ;

времени (когда? как долго ): вчера, тогда, весной, когда ;

причины (почему? ): сгоряча, почему, потому ;

цели (зачем? для чего? ): назло, зачем, затем .

Знаменательные наречия

Определительные

Обстоятельственные

Качествен-ные

Образа действия

Количествен-ные

Каким образом?

Сколько? Насколько?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

С каких пор? До каких пор?

Почему? Отчего?

С какой целью?

красиво, тягуче

наскоро, по-русски

трижды, вдвое

вверху , снаружи

днем ,

поздно

сгоряча , сослепу

нарочно, назло

Местоименные наречия

Вопросительные

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Отчего?

Относительные

Где, когда, куда, откуда, почему, отчего, зачем, как

Указательные

Здесь, там, так, туда, сюда, тогда, поэтому, затем

Неопределенные

Когда-то, кое-где, зачем-то, почему-либо, когда-нибудь и под., образованные от вопросительных при помощи постфиксов -то, -либо, -нибудь и приставки кое-.

Отрицательные

Нигде, никогда, никуда, негде, некуда, неоткуда, незачем

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

    качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

    количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

    времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

    причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

    цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

Степени сравнения качественных наречий на I

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

    у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

    у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

    у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

    у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

рань-ше, глуб-же.

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.

Определение того, что такое наречие, на первый взгляд, не так просто. Слишком разнообразна эта категория слов по своему происхождению и составу. Если мы можем определенно сказать, что называется существительным, прилагательным и глаголом, то у наречий нет таких четких признаков. Например, существительное отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?» - и понятно, что речь идет о предмете. А вот на какой вопрос отвечает наречие, знают не все. Ведь их много, и каждый из них можно задать, например, к сочетанию существительного с предлогом. Общее у этой части речи одно: в развернутом предложении она играет роль обстоятельства и не изменяется.

Как происходит адвербиализация

Адвербиализацией называют процесс образования наречий. Он существовал всегда и существует до сих пор, причем по конкретному слову можно даже узнать, насколько давно оно образовалось. Эта часть речи может происходить от:

  1. существительных с предлогами и без;
  2. прилагательных;
  3. глаголов и их производных форм;
  4. числительных;
  5. местоимений.

Чаще всего у наречия можно выделить корень, суффикс и приставку, и убедиться, что с другими частями речи оно имеет живую словообразовательную связь. Но чем дольше слово используется, тем больше оно теряет связь с основой, а иногда эта основа и вовсе забывается - остается лишь наречие. Примеры слов такого рода общеупотребительны:

здесь, как, так, когда, куда, тогда, там

Вряд ли кто вспомнит, что эти слова произошли от указательных местоимений, одно из которых - сей - сейчас практически не используется. Сюда же можно отнести слова вон, прочь , чуть, у которых основу найти сложно.

Наречия, произошедшие от падежных форм существительных, образовывались тоже всегда. С течением времени мог утратиться сам падеж или измениться стандартное окончание слов в нем, а слово осталось:

дома, домой, долой, летом, осенью, утром, вечером, ночью

Иногда у существительного был предлог, и со временем он превратился в приставку:

вбок, вниз, наземь, походу, сзади, поверх

У более молодых слов предлог еще стоит отдельно:

в сердцах, на вид, без отказа, под боком

Наконец, эти лексемы могут совпадать по написанию с краткими прилагательными и деепричастиями, и чтобы их отличать, следует задать вопрос. Примеры:

Он читал газету, сидя в кресле, и курил.

Он спал сидя .

Очевидно, что в первом случае сидя - это деепричастие, от которого даже есть зависимое в кресле ; вопросительным словом к нему будет «что делая?». А вот во втором случае мы имеем дело с наречием, отвечающим на вопрос «как?». Другой случай:

Утро было свежо, нежно и прохладно.

- Как держать-то? - Нежно ! (c)

В первом предложении - краткие прилагательные, местоименные формы которых будут звучать как свежее, нежное и прохладное. Во второй цитате есть даже вопрос, поэтому комментарии излишни.

Таким образом, наречие - это вполне самостоятельная, но неизменяемая часть речи.

Словообразовательные модели

Наречие можно получить всеми способами, которые только существуют в русском языке, но один из этих способов имеет интересную особенность. Речь идет о суффиксе. Часто в него превращается окончание, что для существительных и прилагательных немыслимо. Итак, способов образования наречий несколько:

  1. суффиксальный;
  2. префиксальный;
  3. префиксально-суффиксальный;
  4. сложение;
  5. переход в другую часть речи;
  6. комбинация вышеуказанных.

Можно попробовать объединить данные о словообразовании в таблицу, но она будет не совсем полной и точной.

способ от существительных от прилагательных и причастий от глагола от числительного от местоимения другие наречия
суффиксальный хорошо, плохо, зелено, угрожающе, творчески, постепенно, играючи, припеваючи трижды, дважды, единожды маленько, тихонько, тихонечко, маленечко
префиксальный вбок, вверх, вниз, поверх, чересчур нехотя по-моему, отчего, потому нехорошо, незаурядно, невелико
префиксально-суффиксальный сверху, доверху, отроду, исподнизу, исстари, загодя поминутно, посекундно, потихоньку, попросту, пониже, по-волчьи наедине, впервые, сперва, вдвойне, вдвоём, надвое
сложение дурак дураком, волей-неволей, мимоходом, сухо-насухо, бело-набело, чисто-начисто
переход дома, домой, верхом, кругом, летом, зимой, утром, ночью, днем, вечером сидя, лежа, стоя и другие деепричастия; чуть - от инфинитива, почти - от повелительного наклонения
комбинация из-за границы, под боком, под рукой, в сердцах - комбинация суффикса с предлогом; вполсилы - сложение корней и приставки ежеминутно, ежесекундно

На сегодняшний день самая продуктивная группа таких лексем - от прилагательных и причастий. Обусловлено это многообразием суффиксов и, соответственно, возможных значений новообразованных слов. Наибольшая группа утративших связь с основой - местоименные. Старые формы падежей хорошо фиксируют наречия от существительных.

Классификация наречий

Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Существует множество способов разбить наречия по группам. Так, выделяют местоименные и знаменательные наречия. Первые только указывают на неопределенный признак, а вторые называют его. Так, к первой группе относятся: здесь, оттуда, где-то, некогда и др., а ко второй - все, имеющие вполне определенное значение.

Нетрудно догадаться, что местоименные наречия произошли от местоимений, и иногда требуется подумать, прежде чем их отличить. Но чаще всего эту часть речи классифицируют по тому, что обозначает наречие. По этому признаку их можно объединить в несколько групп:

  1. образа действия;
  2. меры и степени;
  3. времени;
  4. места;
  5. причины;
  6. цели.

Какая часть речи отвечает на вопросы: «как?», «где?», «когда?», «почему?», «зачем?» - все это отражает вышеприведенная классификация.

Образ действия

Эти наречия отвечают на вопрос «как?» и «каким образом?». Наверное, эта группа наречий самая продуктивная и обширная. Образуются они чаще всего от прилагательных, реже - от существительных. Замечательно в таких словах то, что они могут заменить собой все предложение, охарактеризовав всю ситуацию в целом. Во всяком случае, слова хорошо, отлично, прекрасно, плохо, замечательно, отвратительно могут быть единственным словом в предложении, выполняя роль подлежащего, а также входить в предикативную основу в качестве компонента составного сказуемого.

Интересен и тот факт, что от прилагательных такие наречия унаследовали и степени сравнения - сравнительную и превосходную, в том числе образованные супплетивно и сложением, а также весь набор суффиксов, позволяющий дать точную оценку чему-либо. Список таких примеров большой, вот наиболее яркие примеры:

Хорошо, хорошенько, хорошенечко, лучше, еще лучше - от хороший

Много, больше, еще больше, наиболее - от большой

Высоко, выше, более высоко, высочайше - от высокий

Интересные сочетания получаются с приставкой по- :

по-быстрому, по-хорошему, по-тихому

Образ действия может быть законсервированным творительным падежом существительного:

хором, пешком, бегом, вплавь, следом

Мера и степень

Иногда кажется, что к таким наречиям можно задать вопрос «как?», но чаще уместными будут вопросы «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?», «во сколько раз?», «в каком количестве?» и тому подобные. Сюда можно отнести все наречия, произошедшие от числительных, а также те, что количественно характеризуют другой признак. Например, наречия трижды, вдвоем, чуть, пополам, еле-еле, чаще употребляются отдельно от других, а такие, как: очень, слишком, почти, вчетверо придают меру другому наречию. В качестве примера можно привести диалог:

- Разрешите доложить, Христофор Бонифатьевич! По-моему, дело - табак!

- Совершенно справедливо! Закуривай, ребята! (c)

Наречие совершенно обычно употребляется именно так; оно поясняет другой признак, дает ему оценку.

Признак времени

Основной вопрос здесь - «когда?», но иногда его можно заменить на «с каких пор?», «до каких пор?», «как долго?» и даже «доколе?». Они могут выражать:

  • время суток: утром, вечером, днем, ночью, наутро, за полночь ;
  • время года: осенью, зимой, летом, весной ;
  • отношение к текущему моменту: вчера, завтра, послезавтра, позавчера, третьего дня, накануне, намедни, сейчас ;
  • более или менее протяженные временные промежутки: всегда, раньше, иногда, надолго, прежде.

Происходят такие наречия от других наречий или существительных; часто они содержат в себе бывшие предлоги, ставшие приставками. Происхождение некоторых уже не установить, что называется, невооруженным глазом. К примеру, иногда, всегда, тогда произошли от слова год .

Место действия

Это слова, отвечающие на вопросы «где?», «куда?» и «откуда?». Почти все они произошли от существительных, реже - от местоимений и прилагательных. Очень часто ими становились слова, поставленные в местный падеж, функцию которого в современном русском языке взял на себя предложный. Некоторые слова до сих пор не утратили связь с существительным. Например, лесом, полем, дорогою, сбоку, вдали, вблизи, домой, дома, назад, налево, направо, вниз, вверх ; другие давно существуют сами по себе: здесь, тут, там, всюду, везде, около .

Иногда такие наречия легко спутать с существительными, местоимениями и даже предлогами, и этот вопрос стоит рассмотреть отдельно.

Значение причины

Такие наречия отвечают на вопросы «отчего?», «почему?», «по какой причине?». Очень часто они начинаются с приставки с-: сослепу, спьяну, сдуру, спросонья, сгоряча, неспроста; а также с отрицательной не: поневоле, ненароком ; наконец, некоторые лексемы из этой категории окончательно приводят к мысли, что такие наречия больше походят на так называемые «отмазки»: впопыхах, потому, оттого, второпях, недаром, почему-то.

Наиболее часто их путают с союзами.

Цель действия

Они обозначают изначальную цель поступка, а не то, как его объяснили позже. Отвечают эти слова на вопрос «зачем?». Примеров таких слов не так много: напоказ, назло, нарочно, намеренно, наперекор, в шутку, умышленно, специально.

Иногда разграничить наречия цели и причины трудно. Все зависит от того, насколько цель была осознанна. К тому же отдельные наречия могут отвечать на вопросы «как?» и «зачем?» в зависимости от контекста. За примерами далеко ходить не надо: специально для него нужно править текст (как?); он это сделал специально (зачем?). Достаточно подобрать синонимы к слову специально . В первом случае лучше всего подойдет исключительно , а во втором - умышленно .

Эта грань между значениями довольно тонкая не только здесь. Она существует и между другими категориями наречий. Разные специалисты приводят более детальные классификации значений, деля их на две большие группы - определительные и обстоятельственные, внутри которых содержатся более мелкие подгруппы. Ряд языковедов не выделяют группу местоименных наречий, целиком относя их к местоимениям.

Некоторые ловушки

Иногда наречие можно спутать с существительным, прилагательным, предлогом, союзом и даже формой глагола. Существует ряд способов, помогающих определить эту часть речи в предложении. Стоит назвать некоторые из них .

Можно разобрать несколько примеров для иллюстрации. Мужик шел лесом. Ж ители пользуются лесом для сбора грибов и ягод .

В первом случае напрашивается вопрос «чем?», но куда уместнее будет спросить «где?», поскольку творительный падеж без предлога в этом случае не несет своей функции - инструментальной. А вот во втором предложении лесом - именно существительное. Блюдо хорошо приготовлено. Оно хорошо и пригоже.

Простая замена рода подлежащего в первом случае выдает в слове хорошо наречие (оно неизменяемое) - еда хорошо приготовлена . А вот во втором случае вместе с родом местоимения поменяется и род прилагательного (прилагательные всегда изменяемые) - она хороша и пригожа. Грамматический строй русского языка в таких случаях очень сильно помогает.

Стул стоит около ученика. Ходит тут вокруг да около .

Очевидно, что во втором предложении к слову около задается вопрос «где?», а в первом не задается ничего: это предлог, который сам по себе ничего не значит, и приобретает значение вместе со словом ученик .

Вы пока ничего не знаете. Пока уроки не сделаешь, есть не получишь. В первом случае слово пока можно заменить на слова еще, до сих пор - то есть это типичное обстоятельство времени. Во втором предложении никакого вопроса к слову не задать, зато предложение можно перефразировать с другим союзом: Если не сделаешь уроки, то есть не получишь.

Уделить этому вопросу внимание стоит хотя бы потому, что часто из-за этого зависит правописание слова. Обычно оно сложностей не представляет, но иногда написание стоит просто запомнить или занести в какой-нибудь мини-словарь - исключений среди наречий хватает.

error: Content is protected !!