Как вернуть вдохновение к жизни. Как вернуть вдохновение? Советы творческим людям. минут или меньше
Кто из вас хотя бы раз в жизни испытывал на себе «волшебную силу» творческого тупика? Основной признак: как только вы садитесь за монитор (или любой другой рабочий инструмент), все мысли куда-то улетучиваются . Пялитесь в экран, как баран на новые ворота, а они все не приходят. Ждете день-два-три, а вдохновение все не возвращается. Знакомо?
Как люди реагируют на творческий тупик?
Что обычно делают люди, когда Муза уходит в отпуск и бросает их наедине со своими творениями? Вариантов три:
- Первый скажет, что нужно дождаться вдохновения и на время переключиться на другие дела: «Стоит отвлечься от работы, и тогда вдохновение тут же нагрянет. Да еще и с лихвой компенсирует упущенное время».
- Второй тип решит, что длительный творческий тупик - знак того, что дело не его и стоит его бросить. Как скажут некоторые знатоки: «значит, мотивации не хватает».
- И только третий (кстати, самый малочисленный) плюнет на Музу и продолжит пахать в одиночку - безо всяких перерывов, переключений и самокопаний. Именно он и дойдет до конца - допишет книгу, закончит картину, сдаст проект. Достигнет целей, если хотите.
Первые два типа, в конце концов, перегорят и возьмутся за новое дело (а там перегорят снова). Потому как невозможно надеяться на одно вдохновение. Даже если у вас врожденный дар, талантище, море желания - все равно будут моменты, когда ни-че-го не захочется делать и ни-че-го не будет получаться.
А единственный способ быстро преодолевать такие периоды - плевать на Музу и двигаться дальше, через «не могу» . Отдохнуть, переключиться можно будет позже, когда войдете в обычный ритм. Но ни в коем случае в такие дни не поддавайтесь искушению (а также советам доброжелателей) сделать перерыв.
Кто согласен, поднимите руки:) А я пока перейду к практической части:)
Как вернуть вдохновение?
Работать, работать и еще раз работать. «Это понятно, - скажете вы. - А что конкретно? Приемы, методы - что?» Предлагаю начать с того, чего делать не стоит.
Чего не стоит делать, если нет вдохновения:
- Не стоит отвлекаться на соц.сети , почту, интернет-серфинг.
- Не стоит отвечать на предложения приятелей выпить «по кружечке» . Выпивка почти никому не помогала, зато вредила - многим.
Эдгар По творил, напившись в стельку. Но не будем забывать, что он мочился под себя и умер в сорок лет полной развалиной. (Джеймс Н. Фрэй)
- Не стоит звонить другу-подруге, маме-папе, жене-мужу, бабушке-дедушке, старому знакомому, которому забыл вчера перезвонить и т.д. Как сказал А. Мазин, «не нужно устраивать из своей проблемы шоу!»
А ведь из этого, действительно, получается настоящее шоу с нами в главной роли. Все друзья нас жалеют, поддерживают, дают советы. А мы наслаждаемся минутами славы. Подозреваю, что для многих творческих (читай: демонстративных) личностей это - лучшие моменты того самого «творчества».
Как думаете?
Пишите, а я пока перейду к основной части - приемам, помогающим преодолеть творческий тупик. Способам, не раз выручившим лично меня.
4 главных способа вернуть вдохновение:
- Перепечатайте или прочтите вслух уже написанное (в случае работы не с текстом - сделайте копию уже готового, пробегитесь по заготовкам, планам).
- Включите музыку , ранее вас вдохновлявшую - связанные с ней ассоциации помогут вернуться в творческий процесс.
- Возьмите 3 листа А4, ручку и начните писать все, что есть в голове , пусть и не касающееся работы. Если там совсем тишина, так и пишите: «В голове тишина». И так хоть 20 раз. Испишите все 3 листа с двух сторон, но ничего не перечитывайте. Это поможет расслабиться, а также выкинуть весь «мусор», вас тормозящий. То же самое можно делать и на компьютере, желательно с выключенным монитором.
- Пока работаете над черновиком, ничего не правьте . Иначе закопаетесь так, что загоните себя в тупик еще дальше. Кстати, писать черновик также лучше с выключенным монитором, причем в первые дни даже не пересматривая написанное.
Если творческий тупик настиг вас в конце работы, скорее всего, дело в страхе неудачи : вы боитесь, что работу не примут, не оценят, а вас раскритикуют. В этом случае помогут следующие приемы:
2 способа вернуть вдохновение в конце работы:
- Вернитесь к листам А4 и запишите следующее: «Я талантливый … (писатель/художник/дизайнер - вставьте свое)», «У меня все прекрасно получается», Мою работу примут» и т.п. в зависимости от того, чего боитесь. Пишите, пока сами не поверите. Знаю-знаю, что на первый взгляд все это кажется глупым и даже нелепым. Но помогает реально - я пробовала.
- Еще вариант - кричите , что есть мочи - на компьютер, бумагу, которые не хотят вас слушаться. Кричите, что не боитесь реакции начальства (издателя/заказчика) и вам плевать, если они не примут работу - найдете других, лучших, и т.д. Отличный способ сбросить напряжение и очистить нервы:-)
Все перечисленное отлично помогает в случае страха неудачи. Однако нередко творческие люди сталкиваются с противоположной причиной - боязнью успеха . В такой ситуации рекомендация следующая (особенно актуальна для писателей, блоггеров, авторов статей в СМИ).
С потерей интереса сталкивались, наверно, все писатели. Вчера от истории дух захватывало, сегодня ею живешь, но проходит неделя, месяц, два, и она тускнеет, теряет краски, не вызывает прежнего эмоционального отклика. Только удивление – чем зацепила-то? И сожаление с недоумением и раздражением – ведь нравилась же, почему интерес пропал? И книга перестает писаться, и вдохновение пропадает, и начатая история откладывается в сторону. Или меняется на новую. И постепенно собирается эдакое кладбище недописанных историй – сплошные начала без конца.
Почему пропадает интерес? Почему истории «остывают» и перестают нравиться? Давайте разбираться.
Причина первая: «Я все знаю, все придумал, и мне скучно»
Скуку называют причиной довольно часто. придуманы и обдуманы, самые животрепещущие сцены мысленно выстроены и со всех сторон изучены, зацепившие эпизоды (это, как правило, начало) записаны. Все. И мысленно возвращаешься к истории все реже, и писать скучно.
Что делать?
Прежде всего, понять, что в истории зацепило. У нас есть книги и фильмы, которые мы смотрим десятки раз, знаем наизусть сюжетные ходы и любимые фразы. Но все равно пересматриваем и перечитываем. Так почему же? Нам ведь все известно, но по-прежнему интересно. А если мы приезжаем из путешествия, то рассказываем свои приключения в подробностях близким и друзьям. Почему? Мы ведь все знаем. 😉 Помним каждый шаг и каждое ощущение. Помним истории и байки, рассказанные местными или экскурсоводом, и с удовольствием ими делимся. А как же «скучно, потому что все знаю»?
А теперь проводим аналогии с придуманной историей. Что в ней зацепило? , сюжет, мир, эмоции или же просто возможность уйти с головой в выдумку, подальше от реальности? Именно это «зацепившее» и должно стать двигателем интереса – первым. Вторым – ваше «хочу сказать». Для чего вы пишете? Какую тему поднимаете, о каких проблемах говорите? (О чем вы беседуете с друзьями за рюмочкой чая, что вас волнует и беспокоит? Какие ситуации вы готовы переживать и обсуждать бесконечно, хотя давно все знаете? Почему?)
Скука появляется не тогда, когда вы все знаете. А тогда, когда вам и нечего хотеть. Когда вы ничего не ждете от истории. Вам просто понравился образ или мир, захватили эмоции от придуманного, увиденного или прочитанного. А вашего в истории нет. Нет того, что именно вы хотите сказать, – сугубо личного и болезненно-интересного.
Выхода из этой ситуации два. Или ищите потерянный интерес – разбираясь в себе и перекладывая свои проблемы и желания на «книжные» плечи, или оставьте в покое и себя, и историю. Отложите ее в сторону и займитесь другим. Насильно, как говорится, мил не будешь. А кладбище недописанных историй есть у всех. И пусть будет. Ничего страшного в этом нет. К тому же, кто знает, может быть, лет через пять-десять эта история попадется на глаза, и вы наконец найдете потерянный интерес, поймете, зачем когда-то начали ее писать.
Причина вторая: «Вчера замечательно писалось, но сегодня сходил на «Хоббита»…»
Это так называемый перебитый аппетит. Вчера еще все нравилось и все было интересно, но фильм/книга/ситуация… И все. Появился и захватил так, что старая история отошла на второй план. И уже руки чешутся взяться за новую – она свежее и интереснее прежней.
Что делать?
Лучше всего – переждать порыв. Но не начинать писать. Если прежняя история шла хорошо и вам хочется ее закончить, то новую лучше не начинать. Пока она крутится в голове – обдумать, записать важные моменты и зарисовки эпизодов. Порывы имеют свойство сходить на нет без подпитки. А подпитка – это интерес. В новой истории интерес временный и, как правило, быстро проходящий.
Рано или поздно эмоции порыва иссякнут, и тогда можно спокойно . А новая либо останется заначкой – следующим этапом работы, либо вообще забудется.
Еще хорош такой вариант: приладить новую идею к старой. Подумать, переделать и подстроить. Тогда и «хвост» не будет мешать, и история на волне эмоционального всплеска обретет второе дыхание.
А некоторые практикуют работу над двумя-тремя проектами сразу. Пока пишется одно – пишут его, интерес иссяк – переключаются на вторую историю. А потом вспоминается старое – и следует возврат. Вспыхивает новая идея – берутся за нее, а потом возвращаются ко второй. Или к первой. Кому-то такой вариант работы подходит, кому-то – нет, но чтобы это понять, нужно попробовать. 🙂
В любом случае оценивать важность истории нужно с точки зрения интереса. Где он сильнее – там и ваше вдохновение. А где вдохновение – там и работа в удовольствие.
Причина третья: «Роман – это же такой объем…»
Потеря интереса – тоже явление частое. Выдумывать нравится, мир сочинять нравится, отношения между героями выстраивать тоже нравится, но как только доходит до дела, то есть до написания – все. История уже не интересует настолько, чтобы ее записывать.
В таком случае стоит начать с малого – с рассказов, зарисовок. Не бросаться писать сразу, а обдумывать, вынашивать, узнавать. И набивать руку на мелочах – писать зарисовки о прошлом героя, об истории мира. И если интерес не иссякнет, он переборет страх объема. И заодно – страх труда и долгой работы.
Причина четвертая: «Мне некогда!»
Да, житейские неурядицы и вечная занятость также могут заглушить интерес. Вернее, как бы ни интересовала история, мы сами отодвигаем ее в сторону, сами запрещаем себе о ней думать и загораться, потому что «работа, семья, проблемы…». И интерес тускнеет. Тут ничего не посоветуешь, кроме одного: , пусть даже это будет два часа в неделю. Это трудно, но возможно.
Кроме вышесказанного, конечно, есть и специфические – личные причины потери интереса. И в них надобно разбираться. Если, конечно, вы хотите писать и, что немаловажно, – заканчивать начатое. А заканчивать нужно. Хотя бы одну историю из двадцати, иногда – через силу, преодолевая лень и вечную нехватку времени.
Подводим итоги: Как писать с вдохновением
1. «Кладбища» и «холодильники» идей и начатых историй есть у всех.
Некоторые истории останутся ненаписанными и недописанными – это нужно принять как данность. Они не были важны насколько, чтобы вы взялись копать и развивать тему, вот и все. А ко второму типу историй – замороженных – еще можно вернуться. Бывает, что проходит год (а иногда больше – пять-десять лет), и история вдруг всплывает – снятся сны, находятся зарисовки. И неинтересная прежде тема становится жизненно важной.
Исходя из собственного опыта, могу сказать следующее: иногда полезно забросить идею и не мучить историю, чтобы спустя годы она «вдруг» всплыла. За время ее молчания вы накопите необходимый объем информации и опыта. И напишите заброшенное иначе – интереснее, глубже, чем планировали. История только выиграет.
2. Идея должна стать занозой.
Не бросайтесь писать сразу, особенно роман или повесть. Обдумайте, найдите интерес. А найдя, поддерживайте. Мысленно. Если история не зачахнет без написания, если будет обрастать новыми подробностями, если засядет занозой, постоянно напоминая о себе, – тогда садитесь писать. Если же через месяц-два идея потускнеет – забудьте о ней. Это был порыв, который прилетел ненадолго развеять скуку. Поблагодарите его за это, отпустите и забудьте.
Это важно, чтобы не копить в «холодильнике» замороженные «хвосты».
Если же идею жаль, если она интересна – запишите рассказом или зарисовкой. Иногда из порыва – случайного рассказа – спустя годы вырастает роман.
3. Поддерживайте интерес самостоятельно и постоянно.
У многих авторов есть такая причуда: начиная писать свое, они закрываются от любой информации – перестают читать книги, смотреть фильмы. Боятся, что новое собьет с толку. И в этом есть разумное зерно. Действительно, новое чревато порывами и случайными идеями. Но также новое способствует и развитию темы. И очень полезно во время написания читать и смотреть фильмы. Тогда новая информация будет дополнять вашу. Позволит взглянуть на тему с другой стороны, покажет ее изнанку, углубит. И, соответственно, поддержит интерес.
И напоследок. Каждой истории – свое время и свой писатель. Да, идеи – как грибы, каждая ждет своего грибника. И если идея ваша, если история – личностное переживание, вы всегда найдете свой к ней интерес. И чтобы начать, и, конечно же, чтобы закончить.
Первый мой блог, я посвещаю теме, знакомой каждому музыканту. Возможно, когда вы начинали писать электронную музыку, сначала у вас был успех... Вы талантливы и вы знаете о том, что у вас есть музыкальные способности, воображение и,конечно же, слух. В каком бы стиле вы не пытались пробовать себя у вас получалось всё очень легко и успешно. Потом вы решили взять одну направленность и совершенствоваться в ней. Вы создавали грандиозные композиции на ваш взгляд, но по мнению окружающих они были сырыми и не интересными... Вы продолжали делать любимое дело, не смотря на то, что окружающие не поддерживали вашу идею... Тут вы остановились. Подумали о том, чтобы бросить любимое хобби и уделять время более важным делам... Прошло время. Руки тянутся поиграть на любом ВСТ плагине.... В голове рисуется новый образ музыкальной картины. Но тут - перед вашими глазами резко появляется стена, которая закрывает вам обзор вашего будущего трека... и вы в отчаянии. Вы ещё раз убедились в том, что это - не ваш путь... Где взять вдохновение... Как достичь профессионализма в том, что так вам близко и нравится? Вопросы, которые волнуют меня... С каждым новым уровнем вашего роста, с каждым новым треком вы должны расти профессионально. Казалось бы, новые треки должны быть качественнее. Иначе, следующий уровень вам не по зубам. Как взять себя в руки и заставить свой мозг и все свои способности работать на 100%? Где взять эмоциональных сил для такого решительного шага??? ...
Я написал первый трек в 2012 году... Я даже не знал, что такое настоящий транс. Не знал, что такое хаус? Что такое Прогрессив и что такое Мелодик. Что такое Эмбиент и Чиллаут я вообще не представлял. Я просто писал то, что слышал в своей голове.. То, что было внутри меня. К написанию музыки меня подталкивали мои эмоции. Всегда. Я был успешным для своего первого уровня... С каждым новым треком я вносил что-то новое. Но настал момент, когда я подумал, что никогда не смогу достичь профессионального уровня. Хотя бы уровня Диджеев на радиостанции. Ведь когда слушаешь современные электронные треки, то кажется, что все не так уж сложно. И музыкального образования не нужно для написания такой простой мелодии.. И я думал - попробую и я.... На деле оказалось всё совсем по-другому. Треки сложны с той точки зрения, что в них вложено много времени на грамотную обработку (эквализация, компрессия, сведение и мастеринг). Также сами звуки в обычных ВСТ не слишком качественны, поэтому профи специально накручивают нужный им звук (с нужным эхом, дилеем, чорусом, и срезом)... Как же круто уметь это делать! Как трудно, оказывается написать качевый басс, чтобы он не перекрывал не менее важную бочку. В жизни нет никакой простой конструкции! Даже шариковая ручка и та, не проста в устройстве! Так вот....
Я остановился. Сейчас я чувствую, что мне далеко до крутых музыкантов... "Когда нет вдохновения".... Не опускай руки и крепко стой на ногах! Успех - это не всеобщая популярность и всемирная известность. Успех не исчесляется средствами на банковской карте! Успех - это внутренее чувство уверенности, уравновешенной и правильной веры в себя и свои силы! Люди могут оказывать поддержку и помогать! Но пока ты сам не поверишь в себя, ты не ощутишь истинной уверенности! И я решил это сделать! Я хочу выйти на новый уровень! И на следующий и далее.
"Когда нет вдохновения, когда ты не веришь в себя,
С проблемой "ухода музы" знакомы, наверное, все. Буду рада, если мои советы кому-то будут полезны.
1. Слушать музыку, лучше классическую и обязательно без слов, чтобы не сбивали. Или просто звуки природы: шум прибоя или щебет птиц в лесу.
Например: каждому своему герою я подобрала музыкальные композиции, которые включала время от времени, погружаясь в образы.
2. Писать от руки, не пользоваться компом. Компьютер, конечно, хорош, но, используя руку, мы активируем часть коры головного мозга. А мозг вообще полезно держать в тонусе.
Вдобавок, когда начинаешь перепечатывать, обязательно редактируешь и добавляешь что-то. Что всегда полезно.
Блокнотик и карандаш всегда надо носить с собой. Мелькнула идея. «Ах, запишу потом!» - думаете вы, и эта идея канет в Лету. Или появится в произведении другого автора и вы думаете: «а ведь это могло быть у меня!», но уже поздно. Природа (Космос, Высший Разум, Ноосфера – не знаю, как вы называете то, откуда течет вдохновение) не терпит пустоты.
3. Писать каждый день (по два часа или определенное количество листов), не делать поблажек и «выходных». Приучить себя к труду.
4. Послушать чужое мнение. Не надо зачитывать отрывки знакомым и незнакомым людям, полезнее обсудить «околосюжетные» темы. Например, если пишете о морских приключениях, поговорить с настоящими яхтсменами или моряками. Послушать их истории.
5. Рабочий стол и пространство около него не должно отвлекать вас от работы. Если рабочий стол стоит у окна – передвиньте его к стене. Никаких окон, никаких телефонов-планшетов и сопливых детей. Объявите домашним, чтобы два часа вас не отвлекали.
6. Очень помогает физическая активность и взаимодействие с природой. Пройти вокруг парка, прокатиться на велосипеде, полюбоваться закатом (рассветом, ночным небом, падающими снежинками).
7. Смеяться. Пребывать в хорошем настроении. Смех активизирует работу мозга. Посмеявшись от души, мы чувствуем прилив сил.
8. Цветотерапия. Помогает смотреть на синее и зеленое. Это могут быть шторы, обои, потолок. Или можно закрыть глаза и представить глубокое синее море, или листву деревьев, подсвеченную солнцем, с капельками только что прошедшего дождя на кончиках листьев… (простите, увлеклась)
9. Начать писать первое, что приходит в голову, пусть даже это кажется вам ерундой. Пустить поток сознания на бумагу. (Помните, что мы пишем на бумаге) И вдруг – мысль. И вы цепляетесь за неё и начинаете вытягивать. И вот уже само пишется и этот поток не остановить. Потом, конечно, надо всё это перечитать и половину выбросить (или опубликовать на Прозе, как миниатюру. Шутка.) Но будут и жемчужинки, которые хорошо лягут в ваше повествование.
10. Почитать свои старые дневники, письма. Открыть любимую книгу на любой странице и прочесть вслух. Почувствовать «вкус» фразы. Начать писать, подражая автору, потом (тоже можно опубликовать на Прозе) выкинуть, но творческий «запал» останется.
Это всё проверено и работает. Конечно, у каждого автора свои «фишечки» и многие ни за что не поделятся, но мне не жалко. В комментариях можете добавить свои способы, если вам не жалко.
В заключение, перефразируя Стругацких, напишу: «Вдохновения всем! Даром! И пусть никто не уйдет обиженным!»
КАК ВЕРНУТЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
В последнее время я все чаще и чаще слышу этот вопрос: как вернуть вдохновение? Задают его творческие люди по-разному: кто-то открыто, кто-то между делом, кто-то, завуалировав другими вопросами. То ли это связано с весенней усталостью, то ли, наоборот, с весенним возрождением – я не знаю.
Мне этот вопрос всегда казался странным, потому что материала для решения вроде бы как достаточно.
Но все же я решил посмотреть – а много ли в сети статьей на эту тему?
Поиск заставил откинуться на спинку кресла и присвистнуть: статей оказалось не просто много, а очень много. Способы предлагают и писатели, и психологи, и социологи, художники и музыканты, дизайнеры и киношники, артисты и политики.
Неужели люди, которых интересуют эти способы, статей не читают?
Решил я разобраться в этой проблеме, исследовал и проанализировал кучу материала и вот что понял:
Во-первых, многие творческие люди путают две вещи – уход вдохновения и творческий кризис . Конечно, они взаимосвязаны, но все же существенные отличия есть, как и разные способы.
Во-вторых, способы и приемы не систематизированы и чаще всего представляют собой хаотический набор, в котором трудно разобраться.
В-третьих, часто способ или прием просто называют, но вот как конкретно им воспользоваться, никто не поясняет.
В-четвертых, на мой взгляд, практически ничего не пишут о трех важных вещах, которые необходимы для решения проблемы.
О том, как преодолеть творческий кризис, мы еще поговорим, а пока посвятим время возвращению вдохновения .
Для начала я попробовал собрать способы и приемы возврата вдохновения воедино. Наверняка что-то упустил, но, по крайней мере, эта табличка поможет вам увидеть их синтез, плюсы и минусы приемов.
Затем я дал свой комментарий каждому способу и попросил своего друга Тина сделать то же самое. Для чего – я скажу позже.
Пока же просто познакомьтесь с таблицей способов «Как вернуть вдохновение».
Способы и приемы | Плюсы | Минусы | Мои комментарии | Комментарии Тина |
Физиология | ||||
Спорт | Укрепляется здоровье, мозг лучше работает, укрепляются сосуды, улучшается кровообращение, вырабатывается сила воли и настойчивость | Занятия спортом требует много времени | На мой взгляд, постоянное занятие спортом – это тоже сфера деятельности, требующая усилий и времени, а у автора – другая. Однако небольшая зарядка через час сидения за компьютером – это полезно | Прямой связи между занятиями спортом и вдохновением по себе не вижу. Ну разве что то, что спорт бодрит и помогает установить режим |
Экстремальный спорт, туризм | Адреналин, выброс энергии, освобождение мозга | Нужно время на восстановление, релаксация | Не знаю, мне не помогает, наоборот, опустошает | Вообще «выключает» из творчества |
Сон | Сон необходим, утром голова работает лучше | Сон требует режима, если переспали – не надейтесь на энергию | Я не знаю, у меня постоянный «недосып» | Никак не зависит. Скорее, вдохновение может урезать ещё немного сна в свою пользу |
Непродолжительный сон | Кратковременный сон днем помогает отдохнуть и снова приступить к работе | За это время можно забыть все свои идеи | Мне лично помогает, ну, когда есть такая возможность | Просто для общей работоспособности иногда нужно поспать. На вдохновение влияния не заметил |
Душ, ванна, бассейн | Вода возвращает бодрость, энергию | Баня расслабляет, после нее, как и плавания в бассейне, требуется отдых | Очень хорошо, на мой взгляд, особенно если водичка прохладная | Люблю. Именно в душе иногда хорошо обдумываются некоторые вещи и идеи. Вот ванна – скучно |
Климат | Свежий воздух в помещении, приятная прохлада или тепло способствуют эффективной работе мозга | Вырабатывается привычка к определенному климату и теряется способность работать в любых условиях | Я люблю прохладу. В комнате, где я работаю, даже в лютый холод открыт балкон и окно | Не зависит. Даже если холодно или погода мерзкая – можно вдохновиться ого-го! |
Правильное питание | Энергия, витамины, работоспособность | Нужны знания о правильном питании | Тут я пас, таких знаний у меня мало) | Не знаю насчёт «правильного» (не разбираюсь), но новые впечатления – в том числе от еды – полезны в мозаике мировосприятия. Еда может проявиться в творчестве спонтанно, в качестве детали, но непосредственно вдохновение не вызывает |
Материальные «возбудители» | ||||
Слушание музыки, чтение, просмотр фильма и т.д. | Все это влияет на деятельность мозга: либо дает вдохновение, обостряет память, пробуждает эмоции, либо помогает расслабиться. Музыка может быть фоном для творчества | Нужно точно знать, что дает именно энергию и вдохновение | Лично я не могу одновременно писать и слушать музыку. А вот чтение неизменно рождает новые мысли, а соответственно дает вдохновение. К фильмам – когда как | Терпеть не могу шум, когда пишу. Музыка, какой-то ритм, звуки ремонта. Разговоры – это вообще убийство. Фильмы почти не смотрю, однако, без сомнения, хорошие вещи обогащают сознание сценками, ракурсами, палитрой. Цитаты и мысли из книг, над которыми задумываешься – хороший источник мыслей для творчества |
Алкоголь | Небольшое количество коньяка, к примеру, стимулирует мозг | Может перерасти в привычку постоянной «подпитки» | Нейтрально я к этому отношусь | Не отношусь серьёзно. Скорее, мешает, рассредоточивает |
Самые разные возбудители: кофе, чай, яблоки, шоколад, сигареты и прочее | Вырабатывается привычка – сигнал начать работу, продолжить или закончить | Привычка может вредить здоровью | Я вот люблю в процессе грызть орехи и курить, но думаю, не всем это подойдет) | Нет, не отвлекаюсь, если пишу. В перерывах могу потихоньку что-то съесть, но это не важно и проходит вообще как необходимость. На вдохновение может повлиять плохо понимание, что голодный и надо всё бросить и пойти поесть |
Потоки информации: новости, сплетни, разговоры и прочее | Возбуждают, акцентируют внимание на чем-то, поднимают настроение, дают возможность отвлечься | Они же уводят мысли в другие сферы | Меня все это отвлекает | От этого не избавишься, хотя раздражает безумно. Особенно если «в процессе», а кто-то приходит поговорить. Приходится или прямо посылать, или изображать Будду |
Действия, которые вдохновляют | ||||
Новое письмо | Если вы привыкли писать в «ворде», пишите ручкой, и наоборот. Смените редактор или же сорт бумаги. Новизна вдохновляет, чистый лист тоже | Иногда приходится переписывать с одного носителя на другой | Поскольку я часто пишу на обрывках, меня раздражает, что нужно потом все переносить в файлы. Не вдохновляет | Не знаю, что это и как… |
Смотрите на синее или зеленое | Два цвета, которые успокаивают и воодушевляют. Это связано с природой: синий – цвет размышлений, цели, высоты, полета, а зеленый – цвет возрождения, роста, пути. Оба цвета сигнально воздействуют на мозг | Эти цвета нужно вписать в интерьер как-то | У меня есть картины, где изображено море, природа вообще. Я заметил, что, размышляя, невольно ищу их глазами. Значит, помогает | Мне нравится смотреть в окно, где голубое небо и золотистые дома. Взгляд «отдыхает» на пейзажах, «тонет» в них. Но конкретно синее и зелёное... Нет, такого нет |
Смените обстановку | Смена обстановки дает толчок воображению. Можно писать в кабинете, а можно и на кухне, работать дома и на даче, записывать в очереди, к примеру, или в транспорте. Не случайно для тех, кто много работал сидя, изобрели «конторку», чтобы можно было стоять и т.д | Не всегда есть такая возможность | Я очень привыкаю к месту, потому мне это не помогает. Я люблю свое рабочее место, дома тоже | Нет, рабочее место, привычные вещи под рукой, свой родной комп с внутренностями, которые организовывал сам... Иначе – как бегать в неудобной одежде |
Создайте обстановку | Кому-то нужна тишина, кому-то шумовой фон, кому-то чистая квартира, а кому-то творческий беспорядок. Все это создает ту атмосферу, которая нужна вам для работы | Иногда добиться нужного бывает трудно по разным обстоятельствам | Хм… Тишина точно дает мне возможности работы, как и убранная квартира | Вот, обстановка – важно. Выбрать тихое время суток, убрать бардак, принять душ, выключить средства связи, привести себя в нужное состояние – очень помогает |
Начинайте делать то, что любите | Даже в творчестве есть его любимая часть и нелюбимая. К примеру, в период отсутствия вдохновения нужно начать писать, но не редактировать текст, даже если это необходимо. Если вам нужно писать, а хочется петь или рисовать – делайте именно это | «Нелюбимую» часть все равно придется делать | Когда у меня нет вдохновения, я как раз наоборот занимаюсь «нелюбимыми» вещами», к примеру, редактирую текст, и это вдруг дает вдохновение | А я вдохновение как раз люблю... Занятие приятными вещами, когда знаешь, что нужно вернуть вдохновение – это, наоборот, побег и сублимация |
Отвлекайтесь на другие дела | Именно другие дела помогают перенести внимание, дадут возможность анализа или же просто отдыха. Это может быть что угодно, начиная с уборки рабочего стола компа и сортировки файлов до мытья посуды | Как правило, другие дела являются необходимыми, и делать их тоже не хочется | Не думаю, что другие дела помогают вернуть вдохновение. Для меня – это просто занять себя в период его отсутствия | Смена деятельности может помочь перестроить мысли. Если вдохновение застопорило, иногда помогает физический труд, но так, чтоб можно было метнуться к компу и выяснить для себя некоторые детали |
Переключения | ||||
Смена труда | Смена интеллектуального труда на физический дает возможность мозгу отдохнуть и в то же время поразмышлять в спокойной обстановке. Переключение деятельности освежает мыслительные процессы | Есть риск оставить незаконченным и то, и другое | Мне не помогает. Мне трудно переключаться | Менять деятельность, не закончив предыдущую? А смысл? Неважно, каким именно трудом занимаешься, когда усиленно думаешь |
Смените дом на улицу, гуляйте | Пройдитесь с работы до дома пешком, погуляйте с собакой, посидите на скамейке в парке, посетите кафе, театр, выставку, сходите в магазин и прочее – это поможет отдохнуть и набраться сил | Для этого нужно находить время | Не знаю, у меня это все как-то не связано с отсутствием или присутствием вдохновения | Когда устал и клубок мыслей глушит вдохновение, мне легче всего «проветривать» голову на улице. Лучше – безлюдной и даже тёмной, чтоб отстраниться. Бродяжничанье помогает) |
Путешествуйте | Любое путешествие – будь-то новая дорога домой или же выезд на природу, посещение новых мест, в том числе новых городов и стран, активизируют инновационное и творческое мышление | Нужно время и деньги | Вот это мне лично очень помогает. Иногда в командировке, к примеру, мне не терпится вернуться домой и приняться за писательство | Последние несколько лет, когда пишу – почти не путешествую. В командировках о творчестве не думаю почти, разве что фотки поделать))) Потому не знаю, влияет на меня или нет |
Окружающие люди | ||||
Интересуйтесь чужим мнением | Чужое мнение – случайное или обоснованное – дает новое видение, альтернативы, рождает ваши новые идеи | Чужое мнение не всегда компетентно так же, как и ваше | У меня бывает по-разному: иногда чужое мнение действительно вдохновляет. А иногда попросту убивает мою идею | Нет, ни за что. Моё вдохновение – только моё, пусть иногда чьи-то слова его и подстёгивают. Но мнение – нет) |
Совет, помощь | Советы и помощь – своеобразный толчок для вдохновения, поскольку решают то, что вы сами не могли решить | Далеко не все люди готовы оказать помощь | Спрашиваю, помогает, но все же это особый круг людей | Почти никогда |
Критика | К критике (если она не провокационная и не бессмысленная) следует относиться как к «подпитке» вдохновения, ведь вашим творчеством интересуются! | Трудно бывает отследить, насколько компетентен сам критик | Люблю критику, и она меня всегда вдохновляет, какой бы ни была))) | Наверное, я отношусь к большинству) Критика меня демотивирует) Я стараюсь конвертировать критику в советы, но преодолеть эту ступень, когда разочаровываешься – приходится) |
Разговоры, общение с друзьями | Получение новых впечатлений, идей, совместного творчества, эмоций – всегда вдохновляет | Разговор и трёп – не одно и то же, иногда общение отнимает время | Я человек общительный, но вот заметил, что времени на полноценное общение все меньше и меньше по разным причинам (не только моим). Однако всегда это была и есть площадка для вдохновения | Как ни странно покажется некоторым – я не люблю общаться, предпочитаю замкнутость. Ну бывает, что возникает потребность «выйти в люди», но это, скорее, в перерывах между вдохновениями и никак не влияет на них |
Не рассказывайте о потере вдохновения родным и близким | Волнение родных и близких людей может усугубить кризис, отнять время, а вы будете играть главную роль в спектакле о самом себе | А кому тогда рассказать? | Не знаю. Странный совет. Я вот наоборот – делюсь всегда, и мне это помогает вернуть вдохновение. Наверное, все зависит от того, какие они – родные и близкие | Нет, обычно не рассказываю. Это личное дело, и если я своё вдохновение не вернул (а способы есть) – то это только лишь моя проблема |
Эмоции, которые вдохновляют | ||||
Смех, хорошее настроение | Считается, что смех, позитив влияют на активность префронтальной коры мозга, в результате чего вы испытываете особые эмоции, способны на новые решения. В том числе, творческие | Смех без причины, как известно… | Не всегда это мне помогает, хотя и настраивает на творчество. Но если я пишу что-то грустное, то вряд ли в позитивном настроении | Вдохновляют, но, скорее, не сами по себе, сколько течение мыслей, когда находишься в процессе шутки. Тогда это вдохновляет на озорные идеи, которые потом вырастут |
Слезы, печаль, страдания | Как ни странно, эти вещи тоже рождают особые эмоции и вдохновение, сублимация неизбежна | Постоянно – это вредно | Согласен, тут вдохновение иногда само приходит на помощь, чтобы дать возможность «перевести» такое состояние во что-то творческое | Нет, когда я в печали, то творить не могу вообще. Не понимаю, как люди черпают силу в этом... Меня, наоборот, страдания опустошают, как чёрная дыра сектор галактики |
Любовь | Любовь дает ощущение полноты жизни, энергию, веры в свои силы, тепло, счастье, ощущение крыльев и, конечно, вдохновение | Минусов нет | Хм… тут, я думаю, речь не только о любви к другому человеку, но и вообще – к жизни, к миру. Если это есть – то помогает, конечно | Помогает) Оживляет, даёт краски и мотивацию что-то создавать, творить, радовать |
Страх неудачи | Это подстегивает, вы начинаете творить, чтобы избежать негативных оценок | Из-за страха человек может вообще ничего не делать | Ну, по работе – да, бывает, что страх и вдохновляет, а в творчестве – нет | Скорее, заставляет делать кропотливую работу тщательнее и аккуратнее, выкладываться сильнее. Но это не вдохновение… |
Похвала, внимание | Всегда вдохновляет, это очень важный мотивационный сигнал | Не путайте с подхалимством и лицемерием | Всегда нужно – как воздух))) | Нужно) Это – холст, на котором обязательно возникнет новое полотно |
Похвала самому себе | Вы – классный, хороший, талантливый и прочее. Напоминание самому себе о ваших положительных чертах характера, о творческих достижениях – вдохновляет | Самолюбование на публике | Конечно, сам себя не похвалишь, как говорят… Но если серьезно – очень помогает такая самооценка, вернуть вдохновение в том числе | Не знаю... Похвала себя осознаётся субъективной и помогает разве что «в процессе» творчества, ещё до оценки остальных. То есть помогает, но краткосрочно |
Такую табличку способов может создать каждый для себя и постоянно ее дополнять. Но… сама по себе она ничего не значит, если не понимать, как с ее помощью возвращать вдохновение.
Вы можете сделать вот что:
– рядом с нашими комментариями – дать свои;
– красным выделите то, что вам точно помогает. Синим – то, что помогает частично;
– чем больше «красных» совпадений, тем эффективнее способ;
– к «синим» приемам лучше прибегать во вторую очередь;
– еще можно определить степень эффективности каждого способа, испробовав его на себе, и, в случае потери вдохновения, вы будете знать, что же сделать сначала;
– пополняйте таблицу и проверяйте способы на себе, постепенно вы обязательно определите те, которые вам лично помогают всегда.
Мы с Тином определили всего четыре способа, которые действительно помогают всегда и мне, и ему: это душ (вода), создание обстановки, любовь и похвала (внимание). Если к нашему мнению присоединится еще десяток человек, возможно, они и являются универсальными.
Во всяком случае – нужно экспериментировать, пробовать, искать. Никто не вернет вам вдохновение, кроме вас самих. Можно, конечно, положиться на случай, но можно действовать целенаправленно. На мой взгляд, лень – самый страшный враг вдохновения.
Бывает ли так, чтобы вообще ничего не помогло?
Бывает, особенно если речь идет о творческом кризисе
.