НДС - для чайников. Что это такое простыми словами. «Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом Формула расчёта НДС

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России - в справке “Ъ”.


1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка - до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка - 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее - вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,- завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,- заявил глава Минфина.

О. Е. Орлова

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 303‑ФЗ) с 01.01.2019 размер базовой ставки НДС увеличивается с 18 до 20 %. Кроме роста налоговой нагрузки, данное изменение создает налогоплательщикам проблему переходного периода, в который необходимо корректно исчислять НДС и справедливо распределять налоговое бремя между продавцом и покупателем. В предыдущий раз ставка НДС менялась 01.01.2004 (она была снижена с 20 до 18 %), – можно обратиться к опыту, наработанному в тот переходный период. В настоящей статье описаны случаи, когда могут возникнуть затруднения с определением ставки налога.

Определяемся со ставкой НДС

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму налога. При этом в силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты (частичной оплаты).

При отгрузке товаров независимо от поступления их оплаты счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Это означает, что по отгрузке до 01.01.2019, подлежащей обложению НДС по налоговой ставке 18 %, НДС исчисляется по ставке, действующей до вступления в силу Закона № 303‑ФЗ, – 18 %, независимо от момента поступления оплаты отгрузки. Эта же ставка указывается в «отгрузочном» счете-фактуре. При получении оплаты за отгруженные до 01.01.2019 товары перерасчет налога в 2019 году не производится. Такова суть разъяснений, которые даны в письмах Минфина России от 06.08.2018 № 03‑07‑05/55290, от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64178 и № 03‑07‑11/64045 касательно текущего переходного периода .

Авансы

Суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиками до 01.01.2019 в счет предстоящих поставок, подлежащих обложению по базовой ставке НДС (даже если заранее известно, что эти поставки будут произведены в 2019 году), облагаются НДС по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). При поставке товаров (работ, услуг), в счет которых получены авансы, после 01.01.2019 «отгрузочные» счета-фактуры оформляются поставщиком исходя из ставки НДС 20 % (Письмо Минфина России № 03‑07‑05/55290). Соответственно, покупатель в 2018 году на основании «авансового» счета-фактуры заявит вычет по ставке НДС 18/118, в 2019 году восстановит этот налог и заявит вычет по «отгрузочному» счету-фактуре по ставке НДС 20 %.

Изменение ставки НДС как основание для пересмотра цены

Увеличение ставки НДС приводит к адекватному росту цены товара и по смыслу п. 1 ст. 168 НК РФ ложится бременем на покупателя. В прошлое изменение налоговой ставки продавец и покупатель делили прибыль, так как ставка налога уменьшалась с 20 до 18 %. В текущее изменение возникает задача разделить между сторонами убыток, что может привести к разногласиям между продавцами и покупателями. Поэтому по всем сделкам, заключающимся в 2018 году и переходящим на 2019 год, можно порекомендовать продавцам (так как именно они могут пострадать) сделать оговорку, что кроме цены товара покупатель уплачивает НДС по ставке, действующей на дату отгрузки.

О правомерности изменения цен по договорам, заключенным в рамках законодательства о контрактной системе, уже высказался Минфин в Информационном письме от 28.08.2018 № 24‑03‑07/61247. Как указали чиновники, цена заключенного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, что прямо следует из ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе . Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным законом. Повышение ставки НДС не может служить основанием для изменения цены контракта и является риском поставщика, который должен учитывать это при установлении цены. Далее Минфин, развивая свою мысль, уточняет, что риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

Вместе с тем ст. 95 Закона о контрактной системе допускает, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, определенной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Постановлением Правительства РФ № 1186 определены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем три года для обеспе­чения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

– 10 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ;

– 1 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

– 500 млн руб. – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Что касается других контрактов – заключенных до 01.01.2019, в том числе в соответствии с Законом о закупках , – исключений в отношении реализуемых в их рамках товаров (работ, услуг) законом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64049). Иными словами, НДС в отношении товаров (работ, услуг), отгружаемых (выполняемых, оказываемых) продавцом после 01.01.2019, исчисляется по базовой ставке 20 %.

Особый порядок налогового режима прописан для такого вида договора, как соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом от 30.12.1995 № 225‑ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а налоговый режим, устанавливаемый для таких соглашений, определяется гл. 26.4 НК РФ. Исходя из п. 13 ст. 346.35 НК РФ по соглашениям о разделе продукции в случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки налог исчисляется и уплачивается по ставке НДС, установленной в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Реализация товаров по посредническому договору (на примере договора комиссии)

В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, отгрузка товаров комитентом комиссионеру не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При реализации комиссионером товаров комитента плательщиком НДС выступает комитент, на нем же лежит обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет. Таким образом, при передаче в 2018 году товаров комитентом комиссионеру в накладных стоимость товаров, облагаемых по базовой ставке, указывается со ставкой НДС 18 % (впрочем, это никаких налоговых последствий не влечет). При отгрузке комиссионером покупателю товаров в 2019 году налоговая ставка составит 20 %. Вознаграждение комиссионера, с учетом того что исполнение поручения состоялось в 2019 году, также будет облагаться НДС по ставке 20 %.

Ранее заключенные сделки

Как уже говорилось, при отгрузке товаров, независимо от поступления оплаты, счета-фактуры выставляются покупателями с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Поэтому в отношении свершившихся сделок, по которым товар отгружен продавцом и принят покупателем, все последующие платежи за этот товар производятся исходя из ставки НДС, действующей на момент отгрузки и отраженной поставщиком в счете-фактуре. Например, в 2016 году на условиях рассрочки платежа на пять лет было поставлено оборудование, реализация которого облагается по общей ставке НДС. В 2016 году согласно налоговому законодательству НДС был исчислен, уплачен продавцом и возмещен покупателем исходя из ставки 18 %. Поступающие поставщику в 2019 году по данной сделке платежи пройдут с указанием в платежном поручении ставкой НДС 18 % и ссылки на счет-фактуру, выставленный в 2016 году.

Лизинг

Лизинг является финансовой услугой, отдельным видом аренды, и относится к категории длящихся договоров. Этими особенностями лизинга и следует руководствоваться для определения ставки НДС. При взимании лизинговых платежей за периоды после 01.01.2019, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.2019, счета-фактуры должны выставляться лизингополучателям с указанием ставки НДС 20 %. При этом перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, указанной в договоре, заключенном до 01.01.2019, и суммой налога, указанной в счетах-фактурах, необходимо выполнять по договоренности между лизингодателем и лизингополучателем .

Если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то кроме лизинговых платежей могут быть предусмотрены также выкупные платежи. Оценку природы данных платежей Минфин сделал в Письме от 07.12.2016 № 03‑03‑06/1/72853. Согласно его разъяснениям суммы, вносимые в счет уплаты выкупной цены предмета лизинга до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (реализации лизингового имущества), следует рассматривать для целей налогового учета у лизингодателя и лизингополучателя как авансовые платежи. Значит, авансы, полученные (уплаченные) в 2018 году, облагаются по расчетной ставке НДС 18/118, в 2019 году и далее – по ставке 20/120, а передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю, которая состоится в 2019 году или позднее, – по ставке НДС 20 %. Также стороны по аналогии с лизинговыми платежами вправе внести изменение в договор и произвести перерасчет.

Аренда

При аренде помещений встречаются случаи, при которых фактическая аренда предшествует заключению договора (например, существуют какие‑то технические проблемы, препятствующие государственной регистрации договора). Для разрешения подобных ситуаций п. 2 ст. 425 ГК РФ дает сторонам право установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Достижение сторонами такого соглашения означает согласие арендатора оплатить фактическое использование им здания в этот период на условиях, предусмотренных договором аренды, и не означает, что непосредственная обязанность по их исполнению возникла у арендатора ранее заключения самого договора (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Каким же образом будет оформлена, например, в 2019 году арендная плата за пользование помещением в 2017 году? Как следует из позиции ВАС, обязанность арендатора уплатить арендные платежи, включая сумму НДС за оказанные услуги, возникает только в 2019 году. Однако сами услуги оказаны арендодателем и потреблены арендатором в 2017 году. При выставлении счета-фактуры в 2019 году арендодателю нужно учитывать, что фактическое пользование услугой произошло в 2017 году, когда ставка НДС составляла 18 %. Поэтому выставленные в 2019 году счета-фактуры должны содержать ставку НДС 18 % и ссылку на период фактического использования имущества – 2017 год.

По услугам, которые будут оказаны в 2019 году, Минфин (Письмо от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576) разъяснил: ставка НДС в размере 20 % применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 01.01.2019, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Касательно определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, чиновники отметили, что данный вопрос регулируется нормами ч. I ГК РФ и к компетенции Минфина не относится.

Мена

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

По договору мены может возникнуть ситуация, когда одна сторона отгрузила товар в 2018 году, а другая – в 2019 году. В этом случае стороны также обязаны руководствоваться датой отгрузки. Это означает, что первая сторона, отгрузившая товар в 2018 году, укажет в счете-фактуре НДС по ставке 18 %, а вторая, отгрузившая товар в 2019 году, – 20 %.

Если при заключении договоров мены накануне 2019 года стороны не исключают подобной ситуации, то они вправе прописать, что налоговые расходы, если таковые возникнут в связи с разностью в ставках НДС, возлагаются на сторону, обязанную исчислить налог по повышенной ставке.

Определение ставки НДС при удержании налога налоговыми агентами

Пунктом 4 ст. 173 НК РФ установлена обязанность по исчислению и перечислению налоговыми агентами суммы налога, подлежащей уплате в бюджет при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ. В пунктах 1 – 3 ст. 161 НК РФ, в свою очередь, описаны особенности удержания налога налоговыми агентами. Одна из этих особенностей заключается в моменте определения налоговой базы. Исчисление налога, его удержание из средств лица, в отношении которого исполняется обязанность налогового агента, и перечисление в бюджет по смыслу ст. 161 НК РФ происходит в тот момент, когда такая возможность возникает, то есть в момент перечисления дохода. Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом за товары, реализуемые налогоплательщиком в его адрес, производится на дату перечисления денежных средств налогоплательщику. Расчетная ставка согласно п. 4 ст. 164 НК РФ (18/118 или 20/120), применяемая налоговым агентом, должна соответствовать налоговой ставке, действующей на дату перечисления денежных средств налогоплательщику.

Следовательно, при перечислении до 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные с 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 18/118, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров, без последующего перерасчета налога в 2019 году. Соответственно, при перечислении с 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные до 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 20/120, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров .

С 01.01.2019 российские организации и индивидуальные предприниматели перестают выступать налоговыми агентами при оказании им иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ (утрачивает силу п. 9 ст. 174.2 НК РФ ). Отсюда следует, что по услугам, оказанным иностранным контрагентом в 2018 году, оплата которых произведена в 2019 году, НДС по старой ставке рассчитывает и уплачивает иностранный контрагент. Если услуги будут оказаны иностранным контрагентом в 2019 году, а оплачены в 2018 году, перечислить налог за иностранца должен российский покупатель.

Итак, с 01.01.2019 ставка НДС повышается с 18 до 20 %. Начиная с этой даты все договоры, в том числе заключенные до 01.01.2019, независимо от прописанных в них условий подлежат исполнению исходя из ставки НДС 20 %. Это правило в равной степени распространяется на товары (работы, услуги), реализуемые по государственным регулируемым ценам, на что поспешил обратить внимание Минфин в Письме от 01.08.2018 № 03‑07‑11/53970. Определяющим условием для выбора ставки НДС в переходный период является дата отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Законодательство далеко не всегда защищает стороны от риска изменения ставки НДС. Поэтому при повышении ставки налога может потерпеть убыток поставщик, а при снижении ставки – недополучить выгоду покупатель. Поскольку при текущем изменении ставки НДС в зоне риска оказываются поставщики, им полезно предусмотреть соответствующие договорные условия, обязывающие покупателей уплатить товар исходя из цен, учитывающих ту ставку НДС, по которой производится отгрузка в адрес покупателей. В противном случае у поставщика возникнет убыток, который ему придется покрывать за свой счет (а такие случаи вполне вероятны, например если покупатель не согласен на пересмотр условий соглашения или договор заключен в рамках контрактной системы).

Аналогичный ответ звучал в отношении предыдущего изменения ставки НДС – см. Письмо ФНС России от 17.12.2003 № ОС-6-03/1316.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основание для подобного вывода дает Письмо Минфина России от 26.02.2004 № 04‑03‑11/26.

Подобные разъяснения, только применительно к предыдущему переходному периоду, были даны в Письме ФНС России от 19.03.2004 № 03‑1‑08/729/15@.

При введении в России НДС была установлена единая став­ка налога, равная 28%. Величина этой ставки была рассчитана исходя из необходимости поддержания бюджетных доходов на уровне, обеспечиваемом в предыдущем 1991 г. налогом с оборота и налогом с продаж, взамен которых и был введен НДС.

Единая ставка НДС, установленная в России в момент вве­дения этого налога, существовала недолго: уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных това­ров по ставке 15%. В дальнейшем также происходили изменения уровня ставок с одновременным пересмотром перечня товаров, облагаемых по минимальной ставке.

На момент введения НДС в России его ставка была заметно выше, чем в других странах. Так, в Австрии данный налог взи­мался по ставке 20%, в Бельгии - 19, в Дании - 22, во Фран­ции - 18,6, в ФРГ - 14, в Норвегии - 20, в Швеции - 23,5, в Великобритании - 15%.

В конце 1993 г. были установлены ставки НДС, действующие до настоящего времени: на продовольствие и детские товары по утвержденному Правительством РФ перечню - 10%, на осталь­ные товары, работы, услуги - 20%. Среднеевропейский уровень этого налога составляет 14-20%, однако процентные ставки НДС, как правило, дифференцированы по видам продукции.

Например, в Италии действуют четыре ставки: нормальная - 19%, две пониженные - 4 и 9% на товары широкого потребле­ния (продовольствие, вода, газ, электроэнергия для бытовых нужд, медикаменты и т. п.) и повышенная - 38% на предметы роскоши.

Аналогичная картина наблюдается в других странах. Во Фран­ции, например, в 1988 г. действовали четыре ставки НДС: пре­дельная ставка на предметы роскоши, табак, алкоголь - 33,33%; сокращенная ставка на товары культурно-образовательного на­значения - 7%; минимальная ставка на товары и услуги первой необходимости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспорта), - 5,5%.

В рамках гармонизации налоговой системы ЕЭС (ныне ЭС) предполагается, что в ближайшие годы в странах Союза будут установлены две ставки НДС: пониженная - 4-9% и нормаль­ная - 9-19%.

В настоящее время в России ставки НДС составляют 0, 10 и 18%:

0% - по товарам (кроме природного газа, который экспор­тируется на территорию государств СНГ), вывезенным в тамо­женном режиме экспорта, а также помещенным под режим свободной таможенной зоны, а также по работам (услугам), непосредственно связанным с производством и реализацией ука­занных товаров (по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за рубеж или ввозимых в РФ товаров, выполняемым (оказываемым) российскими организа­циями или предпринимателями (за исключением российских пе­ревозчиков на железнодорожном транспорте), и иным подобным работам (услугам), а также по работам (услугам) по переработке товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории);

по работам (услугам), непосредственно связанным с перевоз­кой или транспортировкой товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита;

по услугам по перевозке пассажиров и багажа за пределы РФ при оформлении перевозок на основании единых международ­ных перевозочных документов;

по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в косми­ческом пространстве, а также по комплексу подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленному и не­разрывно связанному с выполнением работ (оказанием услуг) в космосе;

по драгоценным металлам налогоплательщиками, осущест­вляющими их добычу или производство из лома и отходов, Гос­фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Цент­ральному банку РФ, банкам;

по товарам (работам, услугам) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним пред­ставительствами или для личного пользования дипломатическо­го или административно-технического персонала этих представи­тельств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

по припасам, вывезенным из РФ в таможенном режиме пе­ремещения припасов.
Припасами признаются топливо и горю­чесмазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания;

по выполняемым российскими перевозчиками на железнодо­рожном транспорте работам (услугам) по перевозке или транс­портировке экспортируемых за рубеж товаров, а также связан­ным с такой перевозкой работам (услугам), в том числе работам (услугам) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

По операциям реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, в налоговые органы плательщиком представляется отдельная декларация.

10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечням, содержащимся в ст. 164 НК РФ.

18% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Если плательщик выпускает и реализует товары, которые об­лагаются по разным ставкам, то следует вести учет реализации товаров и сумм НДС по ним раздельно в разрезе применяемых ставок и указывать в расчетных документах суммы НДС по ви­дам товаров в зависимости от применяемых ставок. Иными сло­вами, обязательным условием дифференцированного примене­ния ставок является ведение предприятием раздельного учета реализации товаров (работ, услуг) и сумм налога по ним в раз­резе утвержденных ставок. Если же раздельный учет не обеспе­чен, то применяется максимальная ставка - 18%.

Ставке 10%, которую принято называть общей, соответствует так называемая расчетная ставка 9,09%, а общей ставке 18% - расчетная ставка 15,25%.

По существу это также расчетные ставки. Они используются в следующих случаях:

1) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг):

а) полученных оплаты, частичной оплаты в счет предсто­ящих поставок товаров;

б) полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спе­циального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

в) полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, пре­вышающей размер процента, рассчитанного в соответ­ствии со ставками рефинансирования ЦБР, действо­вавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

г) полученных страховых выплат по договорам страхова­ния риска неисполнения договорных обязательств контр­агентом страхователя-кредитора, если страхуемые до­говорные обязательства предусматривают поставку стра­хователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом обложения НДС;

2) при получении оплаты, частичной оплаты в счет предсто­ящей передачи имущественных прав:

а) полученного дохода новым кредитором денежного тре­бования, вытекающего из договора реализации товаров, при последующей уступке этого требования или при пре­кращении соответствующего обязательства;

б) полученной стоимости передающихся имущественных прав (в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места);

в) полученного дохода от должника или при последующей уступке денежного требования по приобретенному тре­бованию у третьих лиц;

3) при удержании налога налоговыми агентами;

4) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с НДС;

5) при реализации сельскохозяйственной продукции и про­дуктов ее переработки, закупленной у физических лиц

(не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением под­акцизных товаров);

6) в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом.

В силу ст. 454 ГК РФ продавец и покупатель самостоятельно определяют цену реализуемой вещи. Однако налоговое законо­дательство исходит из того, что согласованная сторонами цена подлежит увеличению на сумму НДС.
Следовательно, если в до­говоре при указании цены продукции стороны не сделали ого­ворку о включении НДС, то согласованная ими цена должна быть увеличена на сумму НДС. Иными словами, косвенный на­лог - это нечто отдельное от цены, что-то вроде особой добав­ки к цене товара . Продавец, формируя цену, включает в нее НДС по ставке 18 или 10%, а в окончательной цене НДС составляет соответственно 15,25 или 9,09%.

Сумма НДС выделяется в цене исключительно в целях исчис­ления налога. Исчисление НДС - это определение суммы на­лога, подлежащей уплате в бюджет, и осуществляется на основе особого, инвойсного, метода, называемого также методом заче­та по счетам. Данный метод основан на выделении в цене това­ра части добавленной стоимости, поступающей в бюджет в виде налога. Для применения метода в цене выделяют два условных расчетных показателя: «налог, полученный от покупателей» и «налог, уплаченный продавцом».

В цене всегда содержится некая сумма НДС независимо от того, выделена ли она специально в первичных платежных или расчетных документах. Действительно, цена содержит стоимость, добавленную на данном технологическом этапе движения това­ра, а потому и налог на эту величину добавленной стоимости. Иными словами, первоначально возникает добавленная сто­имость как результат хозяйственной деятельности и лишь затем часть этой стоимости изымается в форме НДС в бюджет за счет поступившего имущества (источника налога). Налог необходи­мо выделять из цены по расчетной ставке (15,25 и 9,09%), а не начислять сверх поступившей суммы.

Нельзя считать, что если плательщик не указал о налоге в до­кументах, то налога нет; и напротив, налог есть лишь тогда, когда он указан в документах. Налог возникает в силу наличия объек­та налогообложения (реализации), а не в силу того, указал ли технический работник бухгалтерии в соответствующих докумен­тах сумму начисленного налога.

При реализации товаров (работ, услуг) цена товаров (работ, услуг) должна быть увеличена на сумму НДС, поэтому для определения суммы налога в составе цены, сформированной с учетом НДС, как раз и используется расчетная ставка.

Следует отметить, что расчетная ставка не есть какая-либо самостоятельная (третья) ставка налога. Расчетная ставка явля­ется производной от основной и отличается от последней не ве­личиной, а методом расчета. Так, если ставка, равная 18%, установлена по отношению к цене до включения в нее НДС, то расчетная ставка, равная 15,25%, автоматически получается при отнесении основной ставки, равной 18%, к конечной цене реализации, включающей НДС.

Например, если полная себестоимость изделия 480 руб., а прибыль, предусмотренная в оптовой цене, - 170 руб., то оп­товая цена составит 650 руб. (480 + 170). НДС при этом равня­ется 117 руб. (18% от 650 руб.). Отпускная цена составит 767 руб. (650 + 117).

Доля НДС (117 руб.) в оптовой цене (650 руб.) составляет 18%, а доля той же суммы НДС (117 руб.) в отпускной цене (767 руб.), т. е. в цене продажной, уже включающей НДС, - 15,25%.

Отсюда следует, что любая расчетная ставка (15,25; 9,09%) означает, что налогообложение происходит в общем порядке по стандартным ставкам (18 и 10%).

Поскольку предприятия розничной торговли одновременно торгуют товарами, облагаемыми по различным ставкам, они определяют так называемую среднюю расчетную ставку исходя из следующего соотношения:

где НДС - сумма НДС, приходящаяся на поступившие за отчет­ный период товары; С - стоимость поступивших за отчетный период товаров по цене с учетом НДС (кроме продукции , не обла­гаемой НДС только у поставщиков, а также заку­паемой у населения). Действующими нормативными актами предусматриваются также специальные ставки НДС, являющиеся в отличие от рас­четных самостоятельными ставками. Они по своему уровню совпадают с расчетными (15,25 и 9,09%), однако не являются тождественными расчетным ставкам. Специальные ставки при­меняются к суммам полученных штрафов, пеней, неустоек за

нарушение обязательств, предусмотренных договорами постав­ки товаров (реализации работ, услуг).

Таким образом, при характеристике ставок НДС необходи­мо их подразделять на стандартные, пониженные, расчетные и специальные (стандартные и пониженные).

Если предприятия торговли не ведут раздельного учета или расчета средней ставки, исчисление НДС производится по мак­симальному уровню - 15,25%.

Федеральным Законом РФ от 07.07.2003г. №117-ФЗ внесены изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признаны утратившими силу некоторые законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации. Настоящий Федеральный Закон вступает в силу с 1 января 2004г.

Мы рассмотрим изменения, которые были внесены в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» . Основное изменение – это снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Изменилась, соответственно, и расчетная налоговая ставка, указанная в п.4 ст.158 НК РФ – она стала 15,25 % (вместо 16,67 %). Остальные изменения внесенные в главу 21 НК РФ носят чисто технический характер и связаны с отменой налога с продаж и акциза на природный газ.

В связи с изменением ставки НДС с 1 января 2004 г. у налогоплательщиков могут возникнуть трудности при исчислении суммы НДС если отгрузка товара и его оплата происходят в разные отчетные периоды.

Ситуация 1. Отгрузка в 2003г. , оплата – в 2004г.

Согласно сложившейся практике все изменения порядка применения косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг (Письмо УМНС РФ по г.Москве от 6 августа 2001 г. N 02-11/36153).

Обратимся к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

- по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются без НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) налогообложение не производится; (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).

В случае введения согласно ст. 149 Кодекса с 1 января 2001 года налогового освобождения по товарам (работам, услугам), не предусмотренного ранее ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются с НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) сумма налога подлежит перечислению в бюджет в общеустановленном порядке; (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).

Аналогичная позиция изложена в Письме МНС РФ от 8 января 2002 г. N ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию". Напомним, что с 1 января 2002 г на указанную продукцию, ранее освобожденную от НДС, была введена ставка 10 %. Письмом разъясняется, в частности, что оплата, поступающая после 31 декабря 2001 г. продавцам по этим товарам (работам, услугам), отгруженным по 31 декабря 2001 г. включительно, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.

Таким образом, руководствуясь сложившейся практикой, мы приходим к следующему выводу: при отгрузке товаров (работ, услуг) в 2003г. и оплате за них в 2004г. необходимо использовать ставку НДС 20%. При этом покупатель, оплативший товары (работы, услуги) в 2004 г. имеет право принять к вычету уплаченную сумму налога в соответствии со ст.171 , 172 НК РФ.

Следует отметить, что существует и другая позиция по данному вопросу. Согласно ст.167 НК РФ дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой: либо по мере отгрузки товаров, либо по мере ее оплаты. В связи с этим для налогоплательщиков, у которых учетная политика в целях исчисления НДС «по оплате» , момент определения налоговой базы по НДС возникает в 2004 г. , следовательно, должна использоваться ставка 18 %. При этом следует учитывать, что налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру в течении пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг) , т.е. в 2003г. по действующей на данный момент ставке 20%. По нашему мнению такая позиция не является правильной, поскольку объект налогообложения возникает при реализации товаров (работ, услуг) , т.е. в 2003г., следовательно должна применяться ставка 20% .

Ситуация 2. Оплата в 2003г. , отгрузка – в 2004г.

Согласно пп.1 п.1 ст.162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, налогоплательщики при получении предоплаты в 2003г. обязаны уплатить НДС с аванса по действующей ставке 20%. Если отгрузка товаров (работ, услуг) осуществляется с 1.01.2004г., то счет-фактура выставляется покупателю с использованием ставки НДС 18%. При этом, согласно п.8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычетам после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, налогоплательщики при отгрузке в 2004г, исчисленную сумму НДС (по ставке 18%) имеют право уменьшить на сумму налога, исчисленную и уплаченную с аванса (по ставке 20%). Предполагаем, что в этом случае есть риск возникновения споров с налоговыми органами.

Обратимся еще раз к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

31. В случае отмены с 01.01.2001 налогового освобождения по товарам (работам, услугам), действовавшего по 31.12.2000 (включительно) в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и если оно не предусмотрено статьей 149 Кодекса, применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС.

В случае введения согласно ст. 149 Кодекса с 1 января 2001 года налогового освобождения по товарам (работам, услугам), не предусмотренного ранее ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС, в том случае если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученного при поступлении предоплаты и включенного в декларацию продавцом при получении от покупателя этой предоплаты. По итогам указанных перерасчетов с покупателем производятся в установленном порядке перерасчеты с бюджетом.

Требование налоговых органов о проведении перерасчетов с покупателями соответствует природе косвенных налогов, как налогов, фактически уплачиваемых покупателями в составе цены товара (работы, услуги) . Такая позиция подтверждена арбитражной практикой. Обратимся к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.98 N 2345/98, касающегося вопроса о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного с оборотов по реализации мороженого.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.97 по делу N А43-4032/97-16-143 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.01.98 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа "Хладокомбинат "Окский" обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району города Нижнего Новгорода и Государственной налоговой службе Российской Федерации о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 1 639 960 800 рублей.

Решением от 03.11.97 суд обязал Госналогинспекцию по Ленинскому району возвратить АООТ "Хладокомбинат "Окский" из бюджета 1 639 960 800 рублей. В отношении иска, предъявленного к Госналогслужбе России, производство по делу прекращено.

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа Постановлением от 26.01.98 решение оставил без изменения.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты в части удовлетворенного искового требования отменить и в иске в этой части отказать. В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, АООТ "Хладокомбинат "Окский", занимающийся производством и реализацией мороженого, в период с ноября 1995 года по апрель 1997 года перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого по ставке в размере 20 процентов вместо 10 процентов. В результате, по мнению акционерного общества, в бюджет излишне уплачено 1 639 960 800 рублей.

Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что при определении сумм подлежащего уплате в бюджет налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого должна применяться ставка в размере 10 процентов.

Между тем в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Согласно статье 7 указанного Закона реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой. Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный АООТ "Хладокомбинат "Окский" в бюджет с оборотов по реализации мороженого, представляет собой разницу между суммами налога, уплаченными истцу покупателями мороженого, и суммами налога, уплаченного им поставщикам.

Из материалов дела следует, что акционерное общество за период с ноября 1995 года по апрель 1997 года реализовывало мороженое по цене, включающей в себя налог на добавленную стоимость, исчисленный по ставке в размере 20 процентов. Возврат 10 процентов уплаченных сумм налога на добавленную стоимость покупателям мороженого не производился.

Таким образом, фактически плательщиками налога на добавленную стоимость являлись покупатели мороженого. АООТ "Хладокомбинат "Окский", уплачивая в бюджет налог, исчисленный по ставке в размере 20 процентов, не понесло убытков. Требуемые акционерным обществом денежные средства ему не принадлежат.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.97 по делу N А43-4032/97-16-143 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.01.98 по тому же делу в части удовлетворенного искового требования отменить.

В иске акционерному обществу открытого типа "Хладокомбинат "Окский" к Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району города Нижнего Новгорода о возврате из бюджета 1 639 960 800 рублей отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.ЮКОВ

Учитывая вышесказанное, считаем, что при возникновении рассматриваемой ситуации (оплата в 2003г. , отгрузка – в 2004г) после 1 января 2004 г. сторонам сделки следует заключить соглашение о перерасчете стоимости товара.

Пример.

В декабре 2003 г. фирма А заключила договор с фирмой "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" на оказание консультационных услуг по проверке методологии ведения налогового учета и перечислила в порядке 100 – процентной предоплаты 12 000 руб.(в том числе НДС 2000 руб.). Консультационные услуги оказаны в январе 2004 г. В данной ситуации возможны два варианта осуществления перерасчетов.

Вариант 1. Фирма А договаривается с фирмой "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" (путем заключения дополнительного соглашения) о повышении стоимости услуги 12 000 руб. (в том числе НДС 1830 руб.). Тогда стоимость услуги (без НДС) составит 10 170 руб. , а сумма НДС по ставке 18% составит 1830 руб.

В этом случае фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" выставляет фирме А счет-фактуру на сумму 12 000 руб. (в том числе НДС 1830 руб.) и возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в размере 170 руб. (2000 руб. – 1830 руб.). Фирма А увеличит свои расходы на 170 руб. (10 170 руб. – 10 000 руб.) и, следовательно, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Такие расходы признаются расходами прошлых налоговых периодов, выявленными в текущем отчетном периоде. В бухгалтерском учете такие расходы отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы" . В налоговом учете такие расходы относятся к внереализационным (пп.1 п.2 ст.265 НК РФ) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Вариант 2. Стоимость услуги сохраняется в размере 10 000 руб., а сумма НДС пересчитывается по ставке 18 % и фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" возвращает фирме А излишне уплаченную в составе аванса сумму налога.

В этом случае фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" возвращает фирме А 200 руб. (2000руб. – 1800 руб.) и, по итогам таких перерасчетов, возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 200 руб.

Нынешним летом правительство решило преподнести россиянам две новации: повышение пенсионного возраста и увеличение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Это, по мнению чиновников, дополнительно принесет федеральной казне по 600 млрд рублей в год. С одной стороны, «сущая мелочь»: общие сборы по НДС в прошлом году вышли на уровень 5 трлн рублей. Так что план финансирования новых «майских указов» ценой 8 триллионов за счет повышения вышеупомянутого налога выполнить не удастся.

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Справедливая подать

Чего же ждать тогда? Роста цен на потребительские товары, уверены эксперты. Как это будет происходить? Да очень просто, если понять механизм данного налога, считающегося самым экономически «продвинутым» за последние лет сто. Его придумал в 1954 году главный налоговик Франции Морис Лоре взамен допотопного налога с оборота предприятий.

Эта архаичная подать была проста по части администрирования (сбора), но налогоплательщик (например, фабрикант) вынужден был оплачивать «оборотную подать» дважды: когда покупал сырье для производства, в стоимость которого уже входил налог с оборота, и в момент продажи готового товара.

Французский финансист предложил облагать налогом только ту часть себестоимости продукции, которая генерируется самим предприятием, - зарплату персонала, материалы, использованные во внутреннем производстве и пр. Приобретенные на стороне материалы и полученные платные услуги налогом не облагаются, поэтому его и назвали НДС - налогом на добавленную стоимость.

От экономической теории вернемся к потребительской практике. Почему мы говорим о росте цен в магазинах, если увеличение НДС касается лишь части стоимости продуктов и промтоваров? Примером послужит слоеный пирог: чем больше у него коржей, тем выше кулинарное произведение. С ценами и налогом механизм тот же. Допустим, кондитерская фабрика закупила муку, молоко, масло и какао-порошок. Все это пошло на производство конечной продукции - слоеного пирога, - а значит, налогом, казалось бы, не облагается.

Но это не так: в цене ингредиентов НДС уже заложен, ведь в них есть добавленная стоимость - те же зарплаты аграриев. Выходит, там уже появятся два процентных пункта, на которые в России повысят НДС. Эти же проценты «докрутят» себестоимость коржей, которые еще не стали пирогом, и так далее. В итоге рост НДС на два процентных пункта может привести к увеличению себестоимости, а значит, и цена готового пирога вырастет процентов на пять-шесть.

По оценкам ЦБ РФ, в случае поднятия ставки НДС с 18 до 20% цены вырастут на 1%. Другие эксперты полагают, что повышение НДС сведется к разгону инфляции с разовым эффектом около 1,5%. Стало быть, уже в конце 2019 года цены могут вырасти на 4%.

Коты в мешке

Это простой пример, не отражающей всего спектра хозяйственных, инвестиционных и финансовых операций, в которых фигурирует НДС. Следовательно, эффект двух процентных пунктов в абсолютном исчислении может быть больше. Выше мы привели аналогию сбора НДС с выпечкой слоеного пирога. Следующий пример - его можно назвать попаданием котов в черный мешок.

Первый «кот в мешке»: хозяйственная деятельность предприятий - процесс не линейный, а прерывистый. Продавая готовый товар, фабрикант заплатит уже 20-процентный НДС, часть которого возмещается за счет подати, заложенной в цену сырья. Однако от момента продажи до «часа икс», когда налоговая возместит НДС, может пройти немало месяцев. Значит, на все это время у предпринимателя «замораживается» часть оборотных средств.

Чтобы восполнить брешь, производитель вынужден взять кредит - его стоимость также скажется на ценниках, которые при изменении ставки налога на 2 процентных пункта вырастут куда больше, чем на 2%. Ведь процентные пункты - лишь разница между процентами, а сами эти проценты отражают разницу между абсолютными величинами - рублями: сотнями, тысячами, миллионами...

Второй «кот»: есть сектора экономики, где принцип возмещения НДС не работает либо реализация продукции освобождена от НДС. При этом они могут уплачивать налог при закупках на стороне. К ним относится практически весь малый бизнес, использующий в основной деятельности специальные налоговые режимы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, финансовый сектор по значительной части операций.

Третий «кот»: в каких отраслях народного хозяйства вырастут издержки и цена продукции при увеличении ставки НДС на 2 процентных пункта? По данным Федеральной налоговой службы, более 70% поступлений внутреннего НДС (налога на товары и услуги, произведенные внутри страны) обеспечили бы шесть секторов экономики: обрабатывающая промышленность (20,7% дополнительных поступлений в бюджет), оптовая и розничная торговля (12,1%), строительство (11,5%), научно-техническая деятельность (9,5%), энергетика (9,1%), услуги информации и связи (8,9%). Поэтому основная нагрузка при повышении НДС ляжет на конечных потребителей продукции именно этих секторов - как на население, так и на бизнес.

Главный по доходам

Сейчас налог на добавленную стоимость занимает первое место в структуре платежей в бюджет. Проиллюстрируем на примере Петербурга. Сборы по НДС полностью уходят в федеральную казну, но городская статистика его тоже учитывает. В январе - апреле 2018 года предприятия и организации северной столицы перечислили в бюджетную систему 380 миллиардов рублей, из которых 119,1 млрд руб. обеспечил НДС. Крупнейший источник поступлений в городскую казну - налог на доходы физлиц - дал бюджету Петербурга 77,1 млрд руб.

В целом для страны налог на добавленную стоимость является, без преувеличения, налогом системообразующим. Например, в 2017-м в бюджет поступило 3,1 триллиона рублей НДС на товары и услуги, произведенные внутри страны (так называемый внутренний НДС), и еще 2,1 трлн рублей НДС на импортируемую продукцию, именуемый внешним НДС. Итого 5,2 триллиона рублей, что немногим меньше 8 триллионов рублей, требуемых для ускорения социально-экономического развития России. Но это еще без учета тех самых двух процентных пунктов, с которых мы и начали рассказ.


Комментарии

Самое читаемое

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

error: Content is protected !!