П в симонов биография. Симонов Павел Васильевич: биография и научная деятельность академика. Рычагов павел васильевич

И психология

Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известен как:

специалист по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности

Награды и премии:

Па́вел Васи́льевич Си́монов (урожд. Станке́вич , 20 апреля , Ленинград - 6 июня , Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог . Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

Биография

Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году . Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов , который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.

В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию , которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951-1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко . С 1961 по 1962 год - старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь ».

Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета» (1999).

Научные исследования

Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность , эмоция , воля , сознание . Междисциплинарный характер исследований П. В. Симонова создаёт основу для комплексного изучения человека физиологами, психологами, социологами, представителями других областей знаний. «Наука опирается на принципы презумпции доказанного… - писал академик П. В. Симонов. - Все остальное принадлежит царству веры, а верить можно во что угодно, поскольку свобода совести гарантируется законом» .

Информационная теория Симонова

Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу :

Э = f [П, (Ис - Ин), …] ,

где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Собственно, вышеприведённая формула является очень общей, и в упрощённом виде может быть представлена так:

Э = П · (Ис - Ин) .

Из этой упрощённой формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный.

Членство в научных и общественных организациях

  • Член Комиссий по присуждению Государственных премий РФ , президиума РАН по борьбе с лженаукой (с 1999).
  • Один из почетных основателей фонда «Наука Долголетия».
  • Председатель редколлегии серии изданий РАН «Классики науки ».
  • Член редколлегии иллюстрированного научно-публицистического и информационного журнала «Наука в России».
  • Член исполкома Международной организации изучения мозга (1985-1997).
  • Член Международной академии астронавтики.
  • Член Нью-Йоркской академии наук.
  • Член Американской ассоциации авиационной и космической медицины (1971).
  • Почетный член Павловского научного общества США.

Награды

Лауреат Государственной премии СССР (1987), премии СМ СССР, премии им. И. П. Павлова (АН СССР, 1979) . Удостоен золотой медали им. И. М. Сеченова (РАН, 1999).

Семья

Отец - Станкевич Станислав Венедиктович (1895-1937) - уроженец и житель Ленинграда, поляк, беспартийный, временно исполняющий должность начальника отделения продовольственно-фуражного отдела ЛВО, интендант 3-го ранга (капитан). Арестован 5 октября 1937 года комиссией НКВД и Прокуратуры СССР. 3 ноября 1937 года приговорен по статье 58, чч. 6, 7, 10 и 11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 ноября 1937 года .

Мать - Мария Карловна Станкевич.

Сестра - Станкевич Галина Станиславовна, проживает в Швеции с семьей.

Жена - Ольга Сергеевна Вяземская, преподаватель иностранного языка.

Внучки: Симонова Анастасия Юрьевна (род. 26.08.1975), Симонова (Кайдановская) Зоя Александровна (род. 05.11.1976), Симонова Ксения Юрьевна (род. 14.05.1979) и Эшпай Мария Андреевна (род. 19.01.1986).

Основные работы

Книги

  1. Что такое эмоция? - М.: Наука , 1966. - 94 с.
  2. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.
  3. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. - М., 1975.
  4. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
  5. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 161 с.
  6. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 271 с.
  7. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. - М.,1993.
  8. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во « », 1998. - 98 с. - ISBN 5-201-02277-4 , ISBN 5-201-02295-2 .

Статьи

  • Информационная теория эмоций // Вопросы психологии . - 1964. - № 6.
  • Мозг и творчество // Вопросы философии . - 1992. - № 11. - С. 3-24.

Напишите отзыв о статье "Симонов, Павел Васильевич"

Примечания

Литература

  • Павлу Васильевичу Симонову - 75 лет // Психологический журнал . - 2001. - Т. 22. - № 5.
  • Реутов В. П., Сорокина Е. Г., Охотин В. Е., Косицын Н. С. Павел Васильевич Симонов и его концепция об «альтруистах» и «эгоистах». - М., 2007.

Ссылки

  • на официальном сайте РАН
  • Каплунов В. А. // Сайт «Философия.ru». - 18.11.2012.

Отрывок, характеризующий Симонов, Павел Васильевич

– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.

Симонов Павел Васильевич (20 апреля 1926, Ленинград — 6 июня 2002, Москва), нейрофизиолог и психофизиолог, акад. РАН (акад АН СССР. с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Окончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951), работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 в системе АН, с 1962 в Институте высшей нервной деятельности (с 1982 директор). Акад. секр. (с 1988) отделения физиологии РАН, гл. ред. «Журнала высшей нервной деятельности им И.П. Павлова» (с 1982). Член Нью-Йоркской и некоторых других АН, почетный член Павловского научного общества США Гос. пр СССР. (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека

Основные научные интересы — нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информационную теорию эмоций (1964), согласно которой эмоция — это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя — зачастую неосознанно — представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. «Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной» системой мозга человек располагает «мотивационной», которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по ) и параметров экстраверсии-интроверсии и нейротизма (по ). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. «Мотивированный мозг», 1987).

Симонов создал классификацию потребностей, в которой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (витальных, социальных, идеальных) выделен класс дополнительных, среди которых — потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информационной теории задача воспитания — формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармоничное сочетание в мотивационной структуре личности. Симоновым описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности «для других». В отличие от обучения, адресующего главным образом к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит главным образом на уровне подсознания и сверхсознания. По Симонову творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций Симонова стала основой для разработки комплексных методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.

(р. 20.04.1926) - спец. по психофизиологии, выступает по филос. аспектам проблемы сознания; д-р мед. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил Военно-мед. академию им. С.М.Кирова (1951). С 1960 - в Ин-те высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Канд. и докт. дисс. посвящены проблемам психофизиологии. Акад. РАН. С. занимается проблемами психофизиологии мотиваций, эмоций и сознания. В своих трудах рассматривает потребности как основу и движущую силу поведения. С. предлагает классификацию потребностей, разделив их на витальные, соц., идеальные, потребности вооруженности (компетенции) и преодоления препятствий (воля). Различает соц. потребности "для себя" и "для других". Трактует эмоции как отражение актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения в данный момент. Обосновывает положение о принципиальной дополнительности детерминизма и свободы воли, зависящей от позиции наблюдателя. Различает сознание, подсознание и сверхсознание (творч. интуиция). Творч. рассматривает как частный случай процессов саморазвития живой природы, самодетерминацию поведения - как происходящую благодаря деятельности сверхсознания, его способности создавать такие рекомбинации следов памяти, к-рые ранее никогда не встречались в опыте субъекта. История цивилизации, по С., - это история средств удовлетворения потребностей, оказывающих влияние на развитие (возвышение) самих потребностей.

Соч.: Теория отражения и психофизиология эмоций. М. , 1970 ; Категория сознания , подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского // Бессознательное. Т.2. Тбилиси , 1978 ; О познавательной функции сопереживания // ВФ. 1979. № 9 ; Эмоциональный мозг. М. , 1981 ; Эмоции и воспитание // ВФ. 1981. № 5 ; Детерминизм и свобода выбора // Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности. М. , 1982 ; Темперамент. Характер. Личность. [В соавт. ]. М. , 1984 ; О двух разновидностях неосознаваемого психического : под- и сверхсознание // Бессознательное. Т.4. Тбилиси , 1985 ; Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М. , 1987 ; Междисциплинарная концепция человека : потребностно-информационный подход. М. , 1989 ; Происхождение духовности. [В соавт. ]. М. , 1989 ; Анатомия совести // Человек. 1990. № 5 ; Мозг и творчество // ВФ. 1992. № 11 ; Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М. , 1993.

Симонов, Павел Васильевич

Действительный член РАН (1987), академик-секретарь Отделения физиологии РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии; родился 20 апреля 1926 г.; окончил в 1951 г. Военно-медицинскую академию; главные направления научной деятельности: нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций; лауреат Государственной премии СССР (1987); женат, имеет двоих детей; увлечения: лыжные и пешие походы.

  • - Kореист. Род. в с. Кедровая Падь Дальневост. края. Кореец по национальности. Преп. МИВ и КУТВ. Чл. ВКП с 1926...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - ́́АННЕНКОВ Павел Васильевич, рус. лит. критик, мемуарист. В воспоминаниях о лит. жизни 1838-48 , отмечая роль творчества Л. в подготовке перелома в мировоззрении В.Г.Белинского, А. говорил о...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - , советский архитектор. Ответственный секретарь Союза архитекторов СССР, член исполнительного комитета Международного союза архитекторов...

    Художественная энциклопедия

  • - ...

    Энциклопедия Кольера

  • - Род. 1900, ум. 1961. Архитектор, принимал участие в разработке проектов Дома правительства Украины в Киеве, высотного здания МГУ. Лауреат Государственной премии СССР...
  • - генер. от инфант., начальник черниговс...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Начальник штаба - первый заместитель командующего 37-й воздушной армией Верховного главного командования с ноября 2002 г.; генерал-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Директор Ярославского филиала КБ "МОСТ-Банк" с 1995 г., председатель Ярославского областного совета Российского союза молодежи; родился в 1962 г.; окончил Волгоградский политехнический институт в 1985 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза, гвардии полковник. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 2 гв. апдд, был командиром звена, эскадрильи...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Горький. Образование среднее. Работал на авиационном заводе, военкором газ. "На боевом посту" , на предприятии "Эра" , на Сормовском кораблестроительном заводе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дьяк, 1678-1680 г. Дополнение: Васильевич, дьяк 1676 г.; дворян. москов. 1671 г. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. по психофизиологии, выступает по филос. аспектам проблемы сознания; д-р мед. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил Военно-мед. академию им. С.М.Кирова...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Анненков, Павел Васильевич, известный писатель. Родился в семье богатого симбирского помещика 19 июля 1812 года...

    Биографический словарь

  • - литературный критик, издатель первого по времени Собрания сочинений поэта Пушкина, род. 1812, † 1887 г., 8 марта...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский архитектор. Член КПСС с 1944...
  • - русский литературный критик и мемуарист. В 40-х гг. был близок с В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, позднее с И. С. Тургеневым. По политическим убеждениям ‒ либерал-западник...

    Большая Советская энциклопедия

"Симонов, Павел Васильевич" в книгах

АННЕНКОВ Павел Васильевич (1812–1867)

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

РЫЧАГОВ Павел Васильевич

Из книги Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты автора Конев Владимир Николаевич

РЫЧАГОВ Павел Васильевич (2.01.1911-28.10.1941) Генерал-лейтенант авиацииРодился в дер. Нижние Лихоборы (ныне в черте Москвы) в семье крестьянина. В Красной Армии с 1928 г. Окончил Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде (1930), 2-ю военную школу летчиков им. ОСОАВИАХИМа в

Павел Васильевич Рычагов (СССР)

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Павел Васильевич Рычагов (СССР) Павел Рычагов родился 2 января 1911 г. в деревне Нижние Лихоборы (ныне территория Северного округа Москвы) в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В РККА с 1928 г. В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 г.

Павел I и Александр Васильевич Суворов

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Павел I и Александр Васильевич Суворов Из переписки Павла I с А. В. Суворовым 1796 г.:Поздравляю с Новым годом и зову приехать к Москве к коронации, если тебе можно. Прощай, не забывай старых друзей. Павел.Приведи своих людей в порядок. Пожалуй.Высочайший указ от 6 февраля

Абросимов Павел Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Анненков Павел Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЕ) автора БСЭ

Шейн Павел Васильевич Шейн Павел Васильевич , русский и белорусский фольклорист, этнограф. Собирательскую деятельность начал в середине 50-х гг. сборники Ш. «Русские народные песни» (1870), «Белорусские народные песни» (1874), «Материалы для

Шмаков Павел Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШМ) автора БСЭ

Адмирал Павел Васильевич Чичагов

Из книги автора

Адмирал Павел Васильевич Чичагов Павел Васильевич Чичагов родился в семье морского офицера, в 1767-м году в Санкт-Петербурге, был отдан в Немецкую школу, считавшуюся тогда одним из лучших учебных заведений России. В 1779-м году Чичагов вышел из школы и был зачислен на военную

Гладков Павел Васильевич

Из книги Я дрался в Сталинграде [Откровения выживших] автора Драбкин Артем Владимирович

Гладков Павел Васильевич В июне 1942 года окончили учебу, нам присвоили звание лейтенантов и всех нас отправили в Горький. А уже оттуда я попал в Подмосковье, в Кунцево, где формировался 26-й танковый корпус. Меня назначили командиром взвода в 226-й армейский полк ПВО. Но

Отражательно-оценочная функция эмоций

«Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука, - писал Н. И. Лобачевский, - должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения» . Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = f [П , (И н - И с ), …. ],

где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (И н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; И с -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

Индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

Фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

Качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели - фрустрацию .

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения . Таким образом, речь идет не об информации актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т. п. Спрашивается, стоит ли в таком случае пользоваться термином «информация»? Мы полагаем, что стоит, и вот почему. Во-первых, мозг, генерирующий эмоции, имеет дело не с самими навыками (куда входит и тренировка периферического исполнительного аппарата), не с самими энергетическими ресурсами организма и т.д., а с афферентацией из внешней и внутренней среды организма, то есть с информацией об имеющихся средствах. Во-вторых, все многообразие сведений о необходимом для удовлетворения возникшей потребности и реально имеющемся в данный момент у субъекта трансформируется мозгом в единый интегральный показатель - в оценку вероятности достижения цели (удовлетворения потребности). Оценка же вероятности по самой природе своей есть категория информационная.

Термин «потребность» мы употребляем в его широком понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. «Дай человеку то лишь, без чего не может жить он, - ты его сравняешь с животным», - писал Шекспир в «Короле Лире», но и потребности животных не ограничиваются самосохранением. Нередко потребность квалифицируют как нужду в чем-либо, но подобное определение есть не более чем игра в синонимы. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.

К понятию «потребность» наиболее тесно примыкает феномен мотивации. Хорошее представление об истории изучения мотивации дает коллекция статей, собранная В.А. Расселлом . Мотивация представляет второй этап организации целенаправленного поведения по сравнению с актуализацией потребности, ее можно рассматривать как «опредмеченную потребность». Не существует мотиваций без потребностей, но вполне возможно встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может испытывать острейшую потребность в витаминах и не быть мотивированным, поскольку он не знает о причине своего состояния. Собака, лишенная коры больших полушарий головного мозга, под влиянием голода (потребности в пище) приходит в состояние сильнейшего двигательного возбуждения. Тем не менее говорить о пищевой мотивации здесь нельзя, поскольку собака не прикасается к пище, лежащей у нее под ногами. Итак, мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.

Вернемся к анализу следствий, вытекающих из «формулы эмоций». Низкая вероятность удовлетворения потребности (И н больше, чем И с ) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (И с больше, чем И н ) порождает положительные эмоции.

Информационная теория эмоций справедлива не только для сравнительно сложных поведенческих и психических актов, но для генеза любого эмоционального состояния. Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

Литература

1. Лобачевский Н.И. О началах геометрии. // Наука и жизнь. 1976. т.5. С.39.

2. Харкевич А.А. О ценности информации. // Проблемы кибернетики. 1960. т.4. С.53.

3. Russell W.A. (Ed.) Milestones in Motivation. N.Y.: Appleton-Cen-tury-Crofts, 1970.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - С.19-23, 27 (с сокращ.)

Академик Симонов Павел Васильевич всю свою жизнь посвятил изучению психофизиологии и биофизики. Он являлся специалистом в области экспериментальной нейрофизиологии эмоций, а также занимался изучением нервной деятельности и возможных проблем, связанных с ней. Каким был его путь к мировому признанию научного сообщества, чему посвятил свою жизнь, какие труды оставил потомкам и где работал на протяжении своей ученой деятельности? Об этом и не только дальше.

Биография Симонова Павла Васильевича

Родился Павел Васильевич 20 апреля 1926 года в Ленинграде в семье репрессированного (как «врага народа») офицера Станислава Станкевича. Его мать - Мария Карловна Станкевич - и сестра мальчика Галина были высланы из Ленинграда. Такая "тень", брошенная на семью, долгие годы не давала Павлу Симонову спокойно существовать. К счастью, на новом месте жительства соседом Павла Васильевича и его семьи стал известный скульптор Симонов Василий Львович. Он оказал большую поддержку маленькому Павлу, усыновил его, дал мальчику не только свою фамилию, но и позаботился о том, чтобы способный ученик получил хорошее образование. Сестра Симонова - Галина Станиславовна Станкевич - переехала в Швецию, где по сей день проживает со своей семьей.

Учеба

В 1944 году, всего за год до окончания войны, Павел Васильевич Симонов получил возможность обучаться в летном училище, но из-за слабого здоровья не смог продолжить обучение дольше года. Он перевелся в Военно-медицинскую академию. В 1951 году он закончил ее с отличными результатами.

Личная жизнь

У Павла Васильевича Симонова двое детей: дочь - известная актриса сын - - пошел по стопам отца и стал профессором. Супруга Симонова старшего - Ольга Сергеевна Вяземская - работала преподавателем иностранного языка. У четы Симоновых четверо взрослых внучек: Анастасия, Зоя, Ксения и Мария.

Профессиональная деятельность

Сразу после окончания Военно-медицинской академии Павел Васильевич стал работать в лаборатории Главного военного госпиталя имени Н. Н. Бурденко. На должности научного сотрудника и руководителя лаборатории он провел 9 лет. Дальше один год он проработал старшим научным сотрудником Физиологической лаборатории АН СССР. В 1962 году Симонов стал заведовать лабораторией в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Руководителем на новом месте работы стал Э. А. Асратян.

Карьера быстро пошла в гору и в скором времени Павел Васильевич Симонов стал заместителем директора, а затем и директором в этом институте. С 1991 года Симонов является Академиком РАН. Имеет звание В 1996 году он стал работать на В 1999 году был удостоен звания "Заслуженный профессор Московского университета". Симонов являлся профессором кафедры высшей нервной деятельности. Также работал в отделении физиологии АН СССР.

Своими знаниями, кроме написания большого количества книг, делился в «Журнале высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», где занимал редакторскую должность. Состоял в редакторской коллегии журнала "Наука и жизнь", который очень любят люди, близкие к науке и просто интересующиеся ей. Редактировал он и издание "Классики наук" от РАН. За свои научные разработки он входил в состав Международной академии астронавтики, в Нью-Йоркскую Академию Наук, Американскую ассоциацию авиационной и космической медицины и стал почетным членом Павловского научного общества США.

Симонова Павла Васильевича

Научно-исследовательская работа всегда привлекала Павла Васильевича. Он начал увлеченно заниматься ей с самого начала своей врачебной практики. Большое внимание академик уделял особенностям мозгового поведения. В 1964 году он разработал потребностно-информационную теорию эмоций, в которой объяснил, что эмоция является отражением актуальной потребности мозга. Он смог обосновать одни из основных терминов психологии, например, "воля", "эмоции", "сознание" и другие.

Многие ученые отмечают труды, описывающие созданную Симоновым классификацию человеческих потребностей. Интересна работа Павла Симонова и в создании формулы всех факторов, которые влияют на создание эмоции. Такой истинно математический подход к естественному человеческому процессу заставил говорить о Симонове все научное российское сообщество. За свой труд в разработке диагностирования и состояния мозга человека он получил Государственную премию СССР. Также был удостоен золотой медали имени И. М. Сеченова, получил ордена "Трудового красного знамени", "Знак почета", "За заслуги перед Отечеством" 4 степени и другие.

Книги

За свою жизнь Павел Васильевич написал немало книг, учебных пособий, издал много научных трудов. За его работу ему благодарны не только студенты, но и преподаватели, а также множество ученых по всему миру. Книги Павла Васильевича Симонова скачивают десятки раз каждый день и не теряют популярности в специализированных отделах книжных магазинов. Одной из самых известных книг, написанных Симоновым, является сборник лекций о работе головного мозга. В ней он рассматривал сознание как знание, разделил подсознание и сверхсознание как две разновидности психического неосознаваемого. Эта работа стала научным откровением. До Павла Васильевича никто так подробно и полно не углублялся в изучение этой темы.

Большой интерес Симонов проявлял к изучению человеческих эмоций. Одной из написанных им по этой теме книг стало издание "Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций". В ней он раскрыл принципы влияния коры головного мозга на проявление эмоциональности человека, также он написал о выводах изучения связи речи и движений человеческого тела. Затем Симонов пополнил отдел библиотек об общей психологии своими изданиями о мозге. Он издал несколько сборников статей, посвященных своим научным исследованиям мозга, а также разнице в работе мозга творческих людей, ученых и среднестатистического работника.

Известны и работы Павла Васильевича Симонова в области изучения характера личности. Многие отмечают, что в учебе им очень пригодилась книга "Болезнь неведения", автором которой также является Симонов.

Последние годы жизни

Не стало великого академика Павла Симонова 6 июня 2002 года. Погиб он в Москве, где прожил всю свою жизнь. Похоронен ученый на Хованском кладбище в столице России.

Вместе с Павлом Васильевичем ушла целая эпоха советской и российской науки. Но надо сказать, что он оставил огромный след в истории нейро- и психофизиологии. Его трудами, книгами, сборниками лекций пользуются до сих пор: студенты продолжают писать по ним дипломные работы, научные работники - докторские диссертации. Его имя часто вспоминают на конференциях, а в МГУ, где Симонов проработал много лет, ежегодно вспоминают своего заслуженного профессора.

error: Content is protected !!