Предложение где подлежащее является существительным. Выражение подлежащего различными частями речи. Синтаксически неделимое словосочетание

Что такое Подлежащее?


Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый от других членов предложения, обозначающий предмет мысли, признак которого определяется сказуемым. Морфологизованной формой выражения подлежащего является су- . ществительное в именительном падеже. По воде разносятся звуки какого-то вальса (Л. Толстой). Подлежащее выражается также:

1) местоимениями (личными, вопросительными, относительными, неопределенными, отрицательными, т. е. местоименными существительными). Наконец я с ним познакомился (Пушкин). Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (Ж уковский). Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Г о н-ч а р о в). Что-то давило ему голову и грудь, угнетало его (Чехов). С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной (Тургенев);

2) количественными числительными. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать - палочками, семьдесят семь - Семен Семенычем, девяносто - дедушкой и т. д. (Ч е х о в);

3) любой субстантивированной частью речи. Немногие пойдут этой дальней дорогой (Горький). В одиночестве способен жить не всякий (Крылов). Окружавшие молчали (Фурманов). Семеро одного не ждут (поговорка). Вдруг среди чрезвычайной тишины в воздухе... ясно раздается его тпру, тпpy в близком от нас овраге (Тургенев);

4) инфинитивом. Работать было нетрудно, а главное - весело (Павленко);

5) словосочетаниями;

а) количественно-именными. Двое рабочих в белых фартуках копались около дома (Ч е х о в). Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика (Н. Островский). У князя в сакле собралось уже множество народа (Лермонтов). Со всех. сторон собак сбежалося с полсотни (Крылов) (при обозначении приблизительного количества с использованием слов больше, меньше, свыше, около, до и т п. подлежащее выражается словосочетанием, не имеющим в своем составе именительного падежа);

б) сочетанием прилагательного (числительного, местоимения) в именительном падеже и существительного (местоимения) в родительном падеже с предлогом из. Один из них взмахнул прикладом (Горькии). Каждый из них шел на очень большой риск (Н. Островский);

в) сочетанием неопределенного местоимения с именем прилагательным. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика (Пушкин). Пожалуй, в этом чувстве есть нечто немножко смешное (Горький);

г) сочетанием существительного (местоимения) в именительном падеже и существительного (местоимения) в творительном падеже с предлогом с. Дед с матерью шли впереди (Горький). Мы с товарищем выехали до восхода солнца (Шолохов);

д) терминологическим сочетанием. Красный Крест прислал девушек, окончивших курсы (Панова). Некоторые исследователи указывают на возможность выражения подлежащего не только формой именительного падежа любой именной части речи, но также формой родительного падежа. Называются “грамматические эквиваленты именительного падежа подлежащего” (Е. Попов), например: Пускай его себе живет, Пусть его гуляет,- где личные местоимения третьего лица в форме родительного падежа занимают позицию подлежащего, на что в одних случаях указывает форма согласования сказуемого (Уж пусть бы ее молчала), не допускающая признания безличности этих предложений, а в других случаях - наличие при этих местоимениях приложений или определений в форме именительного падежа (Пусть их, собаки, с голоду передохнут; Пусть ее, негодная, и на глаза мне не показывается). В роли подлежащего, отмечает тот же исследователь, выступает и родительный падеж отрицательного местоимения ничто, например) И ничего кругом ему не мешает (Тургенев); Ничего мне не мило (А. Островский).

О конструкциях с родительным падежом, сближающихся по своей синтаксической роли с подлежащим, говорит и Ю. М. Костинский. К ним он относит конструкции с количественным значением, которые “входят в ядро предложения и выражают субъектное значение” (например: Ведь прибавилось доказательств предостаточно; А кавунов в углу гора; Бойцов было трое), а также некоторые отрицательные конструкции (например: Убытку нет; Ответа не последовало; Ничего подобного не повторится). Признавая правомерность изложенных выше рассуждений, следует отметить стилистическую маркированность приведенных и подобных им примеров: все они присущи разговорной речи.

Любое предложение, если оно не является набором слов, содержит в своей основе грамматическое ядро. Оно представлено сказуемым и подлежащим либо чем-то одним из них. Вне зависимости от того, к какой части речи принадлежит подлежащее и его способов выражения, оно всегда имеет форму именительного падежа. Это позволяет быстро определить, присутствует этот главный член в предложении или нет.

Грамматическое ядро

В это понятие входят сказуемое и подлежащее в виде основной части синтаксической конструкции. Именно они являются смысловым ядром фразы, поясняющим, о чем в ней ведется речь, кем или чем производится действие.

Сказуемое представлено какой-либо формой глагола и может быть как простым глагольным, так и составным, а также составным именным, например:

  • Лес стоял плотной стеной, словно не хотел впускать незваных гостей. Подлежащее «лес» (кто? что?). Сказуемые: 1) «стоял» - одиночное, 2) «не хотел впускать» - составная конструкция, состоящая из двух глагольных форм.
  • Он стал врачом по призванию. (Составное именное сказуемое представлено глаголом-связкой и именной частью речи).

Если представлена обоими главными членами предложения грамматическая основа, способы выражения подлежащего возможны разные: как отдельными частями речи, так и цельными словосочетаниями. Чтобы выяснить, какое слово в синтаксической конструкции им является, следует задать вопрос «кто? что?».

Важно: винительный падеж также содержит вопрос «что?», поэтому нужно помнить, что основные морфологические способы выражения подлежащего представлены именительным падежом. Например:

  • Яблоко подкатилось прямо к моим ногам. («Кто? Что?» яблоко - подлежащее в именительном падеже).
  • Подняв яблоко, подкатившееся прямо к моим ногам, я съел его. («Кого? Что?» яблоко - винительный падеж).

В русском языке подлежащее может быть представлено именными или служебными частями речи, инфинитивом или цельным словосочетанием.

Имя существительное

Эта часть речи указывает на предмет, раскрывающий значение, что это или кто это. Существительное может относиться к живой или неживой природе, обозначать абстрактные или вещественные понятия, быть собирательным, одушевленным или неодушевленным, собственным или нарицательным.

Если рассматривать подлежащее и его способы выражения, то существительное - один из самых распространенных приемов. Как правило, в качестве подлежащего могут выступать опредмеченные слова, как с конкретным, так и абстрактным понятием. Существительные, имеющие оценочное значение, например, скопидом, озорник, дуралей, балбес и другие, выступают в качестве подлежащего крайне редко.


Способ выражения подлежащего в предложении через существительное - один из самых распространенных.

Местоимение

На втором месте по частоте употребления стоит местоимение. Оно указывает на предметы, их признаки или количество, не называя их. Морфологические показатели местоимений обусловлены тем, какую часть речи они замещают в тексте.

Какой способ выражения подлежащего в предложениях в качестве местоимения, зависит от его вида:

  • Оно может быть представлено личной формой, например: Я впервые пропустил лекцию профессора Иванцова. (Подлежащее способно выражаться как единственным числом личного местоимения, так и множественным). Например: Мы (вы, ты, они, она, он) впервые пропустили лекцию профессора Иванцова.
  • Неопределенные местоимения в качестве способа выражения подлежащего. Примеры: Кто-то постучал в дверь. Некто звонил по телефону и дышал в трубку.
  • Отрицательные формы местоимения: Ничто так не сближает, как совместная смертельная опасность.
  • Подлежащее и его способы выражения в виде вопросительно-относительных местоимений встречаются реже. Например: Кто не любит снег на Новый год и Рождество?

Остальные разряды местоимений могут выступать в предложении в качестве подлежащего, только если они заменяют собой существительные, например:

  • То хорошо, что дождь перестал идти. (Указательное местоимение «то»).
  • Это было так давно. (Указательное «это»).
  • Всякий хочет получить признание окружающих. (Определительное местоимение «всякий»).

Существительное и местоимение - это основные способы выражения подлежащего. Остальные именительные части речи встречаются реже.

Прилагательное

Эта часть речи передает признак предметов, отвечая на вопросы «чей?» и «какой?». В качестве подлежащего прилагательное можно встретить лишь в том случае, если оно заменяет в предложении существительное, например:


Важно: какой способ выражения подлежащего в предложениях ни был бы, оно всегда отвечает на вопросы «кто? что?», кроме случаев, когда используется имя существительное в косвенном падеже с предлогом, указывающее на приблизительное количество чего-либо, например: Свыше дюжины рыбацких лодок вышли в море. (Подлежащее «свыше дюжины»).

В некоторых предложениях трудно определить подлежащее, так как оно выражено редко употребляемыми в этом качестве частями речи.

Причастие в роли подлежащего

Эта самостоятельная часть речи передает признак предмета по его действию и отвечает на вопросы «какой?», «какие?». По сочетает в себе свойства глагола и прилагательного.

Подлежащее и его способы выражения через причастия возможны только в том случае, когда они заменяют существительное. Как правило, это действительная форма (она обозначает признак действия, который совершает предмет) этой части речи.

Например:

  • Потерявший паспорт должен сообщить об этом работнику паспортного стола. (Подлежащее «потерявший» выступает в роли существительного и отвечает на вопрос «кто?»).
  • Говоривший словно запнулся, и повисла пауза.
  • Бегущие остановились, чтобы перевести дух и попить воды.

Во всех предложениях причастия, как в настоящем, так и прошедшем времени в единственном или множественном числе, выступали в качестве существительного.

Числительное

Это самостоятельная часть речи, которая указывает на количество предметов. В качестве подлежащего используются следующие :

  • Количественные (отвечают на вопрос «сколько?»), например: Три - сакральное число во многих религиях. Одна отличалась от своих подруг.
  • Собирательные числительные указывают на наличие нескольких предметов, объединенных вместе, например: Двое вошли в бар, и на секунду взгляды посетителей обратились к ним. Обе были достойны победить, но только одна выйдет в финал.
  • Порядковые числительные указывают на место предмета при счете, например: Первому приходится сложнее всего, так как остальные идут за ним. Второе оказалось вкуснее постного супа.

Во всех приведенных примерах числительные отвечали на вопрос «кто? что?» и играли роль существительного.

Служебные части речи в качестве подлежащего

Такие как междометия, союзы, частицы и наречия редко становятся подлежащими в предложениях. Как правило, они так же заменяют существительные, например:

  • Будет ли новое завтра? (наречие «завтра» отвечает на вопрос «что?»).
  • «И» - это соединительный союз.
  • «Пусть» применяется при образовании повелительной формы глагола.

Так как это несамостоятельные части речи, то в качестве подлежащего используются в основном в качестве пояснений в правилах русского языка.

Словосочетания в роли подлежащего

Зачастую встречаются цельные словосочетания в качестве способа выражения подлежащего. Таблица ниже показывает, в каких случаях они используются:

Вид сочетания

Что обозначает

Числительное или наречие + существительное в родительном падеже

Количество предметов

Трое ребят зашли в класс. Часть учеников отделилась от группы.

Имена: числительное и местоимение в именительном падеже + местоимение с предлогом «из» в родительном падеже

Указывает на избирательность предметов

Только трое из нас получат стипендию. Многие из нас поедут на соревнования.

Имя существительное или местоимение в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом «с» или «со» и глаголом во множественном числе

Указывает на совместимость предметов

Брат с братом всегда договорятся. Они с ними делят все пополам.

Слова начало, середина или конец + имя существительное в родительном падеже

Стадия или развитие

Наступил конец года. Начало весны было угрюмым и по-зимнему холодным.

Сочетание существительного с согласующимся с ним именем или названием

Имеют неделимое понятие

Все небо занял сияющий Млечный путь.

Неопределенный вид местоимения с основой «кто» или «что» + согласуемое прилагательное или причастие

Значение неопределенности

Что-то непередаваемое было в этом моменте. Кто-то незримый будто наблюдал за нами.

Важно: подлежащими также являются устойчивые словосочетания (термины, формулировки, ботанические, географические или другие названия) или крылатые фразы. Например:

  • Эзопов язык обозначает басню.
  • Красная смородина уродилась в этом году.
  • был по курсу.

Эти и подобные им потому являются единым целым в качестве подлежащего.

Заключение

Чтобы определить подлежащее, следует задать вопрос, «кто?» или «что?» совершает действие в данном предложении. Вышеперечисленные способы его выражения помогут в этом.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

Выражение подлежащего различными частями речи

Наиболее распространенным способом выражения подлежащего является форма именительного падежа существительного. Это объясняется тем, что существительное как часть речи обладает обобщенным значением предметности, а форма именительного падежа, как падежа исходного, независимого, наиболее приспособлена к выражению предмета мысли. В принципе быть подлежащим может существительное любого лексического разряда, однако некоторые ограничения в этом плане все-таки имеются. В качестве подлежащих употребляются обычно существительные с конкретным вещественным значением или абстрактным, но опредмеченным . Существительные, которые заключают в себе значение оценочное, по существу предикативное, как правило, в роли подлежащего не выступают. Такие, например, существительные, как озорник, негодник, скопидом, дуралей, умник, враль и др., ограничены в употреблении в роли подлежащего. В предложениях типа Озорник сидел за партой; Дуралей появился только утром явно ощущается необычность употребления существительных в роли подлежащих, которая объясняется вторичностью их функции и может быть оправдана лишь условиями особого контекста: предварительно эти слова были уже использованы в роли сказуемого, функциональное качество которого вполне соответствует семантике данных существительных.

Кроме существительных, в роли подлежащего используются местоимения-существительные :

    личные: Я встретил ее у своего приятеля (Сол.); В гостинице горела одна всего лампочка. Она вспыхнула, когда едко затрещал телефонный звонок (Паст.);

    неопределенные: Все кто-то ходит, не спит (Паст.); И, мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.) ;

    отрицательные: Ничто не сблизит больше нас (Л.);

    вопросительно-относительные: Кто не проклинал станционных смотрителей (П.); Не понимаю, что со мною было (П.).

Местоимения других разрядов употребляются как подлежащие, если они выступают в значении имени существительного :

    указательные: То правда, что петух уж больше не поет (Кр.); Это было в семидесятых годах (Л. Т.) ;

    определительные: Этак всякий может петь (Ч.) ;

    притяжательные: Пускай мое пропадает (Я. Т.) .

Подлежащим может быть любая часть речи, способная субстантивироваться или употребляться в значении имени существительного.

В роли подлежащего может быть числительное:

    количественное: Пятнадцать делится на три ,

    собирательное: Оба были заняты, кажется, серьезным разговором (Л.) ;

    порядковое: Один ходит, другой водит, третий песенку поет (загадка) .

Значительно реже в роли подлежащего используются неизменяемые части речи , которые в таком случае функционально замещают существительные , - союзы, частицы, наречия, междометия, например: Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, сбылось (Т.); ...И опять слышится «бу-бу-бу» (Ч.); А это «так» для меня нож острый (Писем.).

В особых случаях в качестве подлежащих могут использоваться формы слов (например, глаголов), предназначенных для иных функций : Наши невиннейшие «здравствуйте» и «прощайте» не имели бы никакого смысла, если бы время не было пронизано единством жизненных событий (Паст.); Цветаевское «знаю» поэтически более компетентно, чем «вижу» (С. Вайман). Такие необычные формы требуют подкрепления их позиции определяющими членами.

В качестве подлежащего может выступать инфинитив , который не получает предметного значения, сохраняет значение действия, не субстантивируется. И потому в отличие от других «заместителей» существительного в роли подлежащего инфинитив не может иметь определений : Любить - вот счастье!

В структуре таких предложений существенную роль играет порядок слов и способ выражения сказуемого. Обычно инфинитивное подлежащее предшествует сказуемому, выраженному как безлично-предикативным словом, так и существительным. При сказуемом, выраженном безлично-предикативным словом, такой порядок единственно возможный. Подлежащее отделяется от сказуемого паузой, членящей предложения на два состава: Подойти к брату было страшно (М. Г.) - пауза перед сказуемым было страшно. Такой порядок слов - инфинитивное подлежащее (одно или вместе с пояснительными словами), затем сказуемое после паузы - признак двусоставности предложения. При ином порядке слов предложение легко переходит в безличное, так как инфинитив, помещенный после сказуемого, выраженного безлично-предикативным словом, попадает в зависимую позицию : Было страшно подойти к брату.

Если сказуемое выражено существительным, то инфинитивное подлежащее может помещаться и в позиции после паузы, однако такой порядок слов ощущается как инверсированный, например: Большое это удовольствие - жить на земле (М. Г.), ср.: Жить на земле - это большое удовольствие (прямой порядок слов).

Существуют и особые, контекстуально обусловленные способы выражения подлежащего. Они необычны в том смысле, что обозначают действующее лицо или предмет через его признаки или приметы, например: На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу (Булг.).

Подлежащее, выраженное словосочетанием

В роли подлежащего могут использоваться синтаксически несвободные словосочетания . Особенность этих словосочетаний заключается в том, что главная словоформа в них лексически неопределенна или опустошена, а зависимая содержит вещественное значение (щепотка чаю, килограмм сахару ). Кроме того, словосочетание может выражать некоторые совокупности (дед с бабкой, мы с тобой ).

Среди подлежащих, выраженных словосочетанием, выделяются:

    существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа : Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (Шол.) ; близко по значению этой разновидности подлежащее, имеющее в качестве главного слова существительное со значением группы, совокупности : Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (М. Г.); По скатам... стелются пучки желтого пушистого ковыля (Шол);

    числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом : Каждый из нас мечтал стать геологом; Один из мальчиков возвратился поздно вечером (Ч.);

    существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения: Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.); Чук с Геком переглянулись (Гайд.); Мы с тобой, как ты говоришь, молоды, мы хорошие люди (Т.);

    сочетание собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество и т.п.) с существительным в форме родительного падежа: Большинство студентов уже приехали на сессию.

В роли подлежащего часто выступают определенно-количественные сочетания, неопределенно-количественные и сочетания со значением приблизительного количества: четыре стула, несколько студентов, много книг, мало орехов, немного цветов, человек десять школьников, с десяток тетрадей.

Особенность подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов около, свыше, больше, меньше и т.п., заключается в отсутствии формы именительного падежа: Больше ста километров оставалось еще впереди; Около десятка книг прочитано залпом.

Кроме синтаксически несвободных словосочетаний, в роли подлежащего используются и другие нечленимые сочетания :

    географические наименования: мыс Доброй Надежды, залив Святого Лаврентия, Главный Кавказский хребет, Восточно-Европейская равнина, Военно-Осетинская дорога, город Минеральные Воды, Большой Каменный мост ;

    названия учреждений, организаций, предприятий: Организация Объединенных Наций, Государственный Исторический музей ,

    названия исторических эпох и событий: Римская империя, эпоха Возрождения ;

    названия знаменательных дат, праздников: День Победы, Новый год .

Не членятся и подлежащие, выраженные устойчивыми сочетаниями терминологического характера (красная смородина, геометрическая фигура, глагольная форма), а также крылатые выражения типа: авгиевы конюшни, ариаднина нить, геркулесовы столбы, эзопов язык, архимедов рычаг.

В роли подлежащего могут выступать и другие сочетания слов, в частности обнаруживающие семантическую нерасчлененность : По всему было видно, что со Щукарем произошло что-то неладное (Шол.).

Наряду с этим позицию подлежащего могут занимать целые предикативные единицы. Входя в состав простого предложения в качестве его члена, они теряют признаки отдельного предложения и приобретают способность распространяться обычным для подлежащего путем, т.е. присоединять к себе определительные члены предложения, например: ...Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну (Акс.) .

Как известно, грамматическая основа предложения состоит из двух частей: подлежащего и сказуемого. Подлежащее соответствует вопросу "О чем/ком говорится в предложении?". Рассмотрим этот главный член предложения подробнее.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее может быть выражено практически любой частью речи. Наиболее частые способы его выражения - это:

  • Имя существительное (Мама свяжет мне свитер.).
  • Личное или другой тип местоимения (Она нас не понимает.).
  • Инфинитив глагола (Любить значит всегда поддерживать.).
  • Причастие (Нашедший книгу вернул ее в библиотеку.).
  • Имя прилагательное (Старший поднялся из-за стола.).
  • Имя числительное (Трое бежали куда-то по дороге.).

Эти случаи наиболее часто встречаются. В некоторых ситуациях подлежащими могут быть целые выражения, например, фразеологизмы. Гораздо реже в качестве этой части грамматической основы выступают союзы, частицы или предлоги. Это возможно только в том случае, когда они выполняют именную функцию и грамматически становятся схожи с именами. Например: "Или " - это союз.

Важно запомнить, что, если подлежащее выражено какой-либо временной частью речи, оно обязательно должно стоять в форме Именительного падежа. Здесь важно не перепутать его с Винительным, поскольку обе эти падежные формы отвечают на вопрос "что?". Имена существительные в Винительном падеже являются не подлежащими, а прямыми дополнениями.

Разбор подлежащего

Грамматическую основу можно разобрать синтаксически. Если нам требуется сделать анализ подлежащего, то нужно ответить на два основных вопроса:

  1. Какой частью речи оно выражается?
  2. В какой форме указанная часть речи стоит?

В большинстве случаев окажется, что мы имеем дело с именем существительным в Именительном падеже. Приведем пример предложения, где подлежащее выражено фразой:

"Через тернии к звездам !" - это был девиз композитора.

В данном случае подлежащим является цитата. Форму ее мы определить не можем. Обратим внимание на то, что синтаксический разбор внутри цитаты не проводится, и вся она является одним членом предложения.

Сайт для детей и их родителей

Главные члены предложения

Как известно, предложения, по наличию членов предложения, делятся на нераспространенные и распространенные.

Нераспространенными называются предложения, в которых имеются только главные члены предложения.

Распространенными , называют предложения, в которых кроме главных членов предложения имеются еще и второстепенные.

Что же такое члены предложения? Этому вопросу мы и посвятим несколько статей и сегодня поговорим о главных членах предложения.

Давайте рассмотрим рисунок, кто здесь изображен и какое слово говорит о его действии.

Рычит (кто?) тигренок

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (ядро, грамматическую основу) предложения.

Подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое двумя чертами (смотри на рисунке).

Есть предложения, которые состоят только из главных членов:

Кроме главных членов в предложении есть и другие члены. Их называют второстепенными членами предложения:

Но вернемся к главным членам предложения и поговорим о том, что называют подлежащим и сказуемым.

Подлежащее

Это главный член предложения , который связан со сказуемым. Он отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее обозначает предмет речи (мысли).

Существительное называет предмет речи (мысли). Местоимение указывает на предмет. Местоимение часто заменяет подлежащее выраженное существительным:

От подлежащего, выраженного неодушевленным существительным, как и одушевленным, к сказуемому можно задать вопрос что делает? или что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам:

(Что?) Капли росы (что делали?) лежали на листьях .

Это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы:

  • что делает предмет?
  • что с ним происходит?
  • какой предмет?
  • каков он?
  • что он такое?
  • кто он такой?

Солнце (что делает?) встает .

Ночь (какова?) была свежа .

Подлежащее лишь называет предмет речи (мысли). Сказуемое характеризует его по действию или признаку.

Основным свойством сказуемого является характеристика свойств предмета речи (мысли). Для характеристики действия используются спрягаемые формы глагола, а для характеристики признака – существительные, прилагательные и так далее, поэтому выделяют сказуемое именное и глагольное .

Глагольное сказуемое обозначает действие, именное – признак.

Итак, глагольное сказуемое обозначает действие – это глаголы в разных формах:

Именное сказуемое может быть выражено именем прилагательным, именем существительным:

Давайте разберем нераспространенное предложение по членам предложения:

Подлежащее года – выражено именем существительным, отвечает на вопрос « что? ».

Сказуемое бегут – выражено глаголом, отвечает на вопрос « что делают? ».

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Однородные члены предложения Однородными членами предложения являются члены предложения, отвечающие на один и.
  2. Части речи – глагол Продолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.
  3. Части речи – предлоги и союзы Продолжим разбор основных правил русского языка и в этой статье.
  4. Склонение имен существительных Изменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  5. Текст и предложение Буквы мы составляем в слова, слова в предложения, а предложения.

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Члены предложения

Главные члены предложения

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

  • Я сидел за столом. (В даном случае «я» — подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («Он» — подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.

  • Четыре — четное число. («Четыре» — подлежащее)
  • Четное число — четыре. (В данном случае «Четное число» — подлежащее)
  • Я сидел за столом. (В даном случае «сидел» — сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее «я»)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («укрылся» — сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

  • Лошадь Княжны (Чья? «Княжны» — определение.)
  • Стол из дерева (Какой? «Из дерева» — определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? «по-мексикански» — определение)

Дополнение

Дополнение — предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

  • Убирать комбайном («Комбайном» — дополнение.)
  • Заведовать складом («складом» — дополнение)

Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово — существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий.

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение — это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры: В данных предложениях фейерверк, клин — не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? «Фейерверками» — Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? «клином» — Обстоятельство)

Примеры: В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? «руками» — дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? «клином» — дополнение)

Пошаговое изучение

Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать

Тесты по русскому языку

В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти

Онлайн-диктанты

Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти

best-language.ru

3. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правила

Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий действие,
состояние или признак подлежащего и отвечающий на вопросы
что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет?
что он такое? кто он таков?

Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным,
именем существительным, сочетанием слов:

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в
именительном падеже, то между ними ставится тире:

Тире сохраняется, если сказуемое присоединяется к подлежащему
словами это, вот, значит, это значит, это есть:

Книга - это источник знаний.
Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период.

Тире не ставится, если перед сказуемым есть отрицательная
частица не:

Ленивые руки не родня умной голове.

Тире также не ставится, если сказуемое присоединяется
сравнительными союзами как, словно, будто, точно, всё равно что и др.:

Нефть как черная кровь земли.
Реактивный самолёт словно молния.

Задачи на тему «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»


В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)

В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)

Что обозначает сказуемое в предложениях:

Антип надел новую рубашку, подпоясался ремешком.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Антип сиял.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. Верочка любимица всех родных.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Прохожие оглянулись на них.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно. Неверно.

school-assistant.ru

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое

Что нужно знать

Для того чтобы понять этот раздел, вам не нужно знать почти ничего; умение определять грамматическую основу - один из фундаментальных навыков, с которого начинается изучение раздела #синтаксис и пунктуация

Все же желательно иметь представление о следующих понятиях: имя существительное, падежи, местоимение, глагол.

Что вы узнаете

  • Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено
  • Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено
  • Что такое грамматическая основа

Любителям чистого знания: любая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы. Поэтому вам сюда.

Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.

Сдающим ЕГЭ и ОГЭ: для того чтобы справиться с заданиями по синтаксису и пунктуации, необходимо уметь определять подлежащее и сказуемое, в том числе и в очень нетривиальных случаях. Поэтому тем, кто сдает экзамены, тоже сюда.

В общем, кем бы вы ни были, умение определять грамматическую основу предложения будет вам полезно.

Подлежащее

Что такое подлежащее?

Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».

При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я , ты , он , она , оно , мы , вы , они ).

Кот вскочил на подоконник . В этом предложении подлежащее - кот .

Он вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее - он .

Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:

1) любая часть речи, употребленная в значении существительного

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо.
Навстречу ему шли трое .

2) неопределенная форма глагола

Наблюдать за птицами - любимое занятие нашего кота.

3) местоимения других разрядов (не только личные, но и относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже

Кто накормит кота?
Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Предложение. Главные члены предложения

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Повторение знаний о предложении

Нам уже известно, что в предложении все слова связаны по смыслу.

Предложение выражает законченную мысль.

Начало предложения пишется с большой буквы.

В зависимости от интонации предложения бывают:

  • восклицательными: Как хорошо в лесу!
  • невосклицательными: Сегодня хорошая погода.

По цели высказывания бывают:

  • повествовательными: Дети идут в школу .
  • вопросительными: Сколько тебе лет?
  • побудительными: Передай книгу, пожалуйста.

Рис. 1. Виды предложений

Предложения состоят из слов. Сегодня мы узнаем, какие из них называются главными и почему.

Главные члены предложения

Прочтём предложение: Пушистый котёнок играет на полу .

Рис. 2. Котёнок играет

О ком говорится в этом предложении? О котёнке . Что делает котёнок? Играет . Закроем слово котёнок . Прочитаем предложение. Пушистый играет на полу . Смысл непонятен. Кто играет на полу? А теперь закроем слово играет . Прочитаем предложение. Пушистый котёнок на полу. А что он делает неизвестно. Слова котёнок играет выражают основной смысл всего предложения. Это главные члены предложения. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

Рис. 3. Главные члены предложения (Источник)

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто – школьники – подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения – сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое – главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения (Источник)

Закрепление знаний на практике

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила – сказуемое, весна – подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки – подлежащее, побежали – сказуемое.

Запели птицы. Запели – сказуемое, птицы – подлежащее.

Появились травинки. Появились – сказуемое, травинки – подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  2. Uchitelu.net (Источник).
  3. 4stupeni.ru (Источник).
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 171 С. 125.
  • Выделите в данных предложениях грамматические основы. Какая сказка та начинается?

1. Посадил дед репку. 2. Выросла репка большая-пребольшая. 3. Пошел дед репку рвать.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений к картинке. Подчеркни подлежащие и сказуемые.

Рис. 6. Кот Леопольд и мыши (Источник)

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта. Периодичность и срок выплаты алиментов на ребенка Даже после оформления развода родители ребенка не освобождаются от воспитания и материального обеспечения несовершеннолетнего. Финансовая часть проблемы решается при помощи […]

  • Штраф за отсутствие страховки ОСАГО при управлении ТС Наличие полиса ОСАГО является обязательным условием для использования водителем автомобиля, при этом проверять его инспекторы ГИБДД могут наряду с другими обязательными […]
  • Как получить бесплатный лес от государства на строительство дома в 2018 году Так существует ли возможность получить бесплатный лес от государства? И стоит ли начинать сбор необходимых документов? Рассмотрим далее «подводные камни» […]
  • Закон україни про держслужбу О. Кривецький, голов. ред. НЮБ НБУВ Новий Закон України «Про державну службу» Сучасна демократична держава не може існувати без ефективного функціонування органів виконавчої влади. Від безперервної та […]


  • error: Content is protected !!