Проверка гвэ по русскому языку. Консультация по подготовке к гвэ "изложение с творческим заданием". Образец комплекта тем сочинений

Комплект тем сочинений
1. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». (Ф.М. Достоевский)
2. «Назначение человека именно то, чтобы делать добро». (В.И. Даль)
3. В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека?
4. Какие жизненные принципы избрал для себя Хлестаков? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

Образец экзаменационного материала изложения с творческим заданием
Изложение с творческим заданием № АИ-9-1
Однажды почти всё лето я занимался сбором трав и цветов. Я узнавал их названия и свойства по старому определителю растений и заносил всё это в свои записи. Это было увлекательное занятие.
Никогда до тех пор я не представлял себе целесообразности всего, что происходит в природе, всей сложности и совершенства каждого листка, цветка, корня или семени.
Эта целесообразность напоминала иногда о себе чисто внешне и даже болезненно.
Как-то осенью я со своим другом провёл несколько дней на рыбной ловле на глухом, старом русле Оки. Оно потеряло связь с рекой несколько столетий назад и превратилось в глубокое и длинное озеро. Его окружали такие заросли, что продраться к воде было трудно, а в иных местах и невозможно.
Я был в шерстяной куртке, и к ней пристало много колючих семян череды (похожих на плоские двузубцы), репейника и других растений.
Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь.
На третий день прошёл небольшой дождь, куртка моя отсырела, и среди ночи я почувствовал в нескольких местах у себя на груди и руках резкую боль, будто от уколов булавки.
Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку. Они провинтили её насквозь, потом прокололи рубашку и среди ночи добрались наконец до моей кожи и начали осторожно покалывать её.
Это был, пожалуй, один из самых ярких примеров целесообразности. Семя падало на землю и лежало там неподвижно до первых дождей. Ему не было смысла пробиваться в сухую почву. Но как только земля становилась влажной от дождя, семя, скрученное спиралью, набухало, оживало, ввинчивалось в землю, как бурав, и начинало в назначенный ему срок прорастать.
Мне вспомнилось ещё одно удивительное явление.
Речь идёт о пряном запахе цветов обыкновенной липы - романтического дерева наших парков. Этот запах слышен только на отдалении. Вблизи дерева он почти не заметен. Липа стоит как бы окружённая на большом расстоянии замкнутым кольцом этого запаха. В этом есть целесообразность, но она нами ещё целиком не разгадана.
(По К.Г. Паустовскому)
(319 слов)

Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему человеку интересно наблюдать за явлениями природы?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере одного-двух произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника экзамена).

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения для написания сочинений из комплекта с пометой «А» или «С» от 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в которой указаны другие требованиям к объему сочинений. Объем сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращен: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Гвэ-9 в форме изложения с творческим заданием

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося.

Текст для изложенияпредставляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.

Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Инструкции по выполнению задания должны быть доведены до сведения экзаменуемых.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Особенности изложение с творческим заданием с пометой «А»

Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности изложения с творческим заданием с пометой «К»

Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Часть 1

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. I

Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания С. Львова: «Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие».

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение. Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов (если объём изложения менее 50 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата нашего народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны помнить, не забыть в смене лет их имена и их дело, поведать потомкам о смысле их жизни и особенно - их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчива и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняются из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. У каждого из них была малая их родина, были родители, были их пусть мало значащие ныне для нас дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, оплатили своей.

(По В. Быкову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания В. Быкова: «Вспомнить о них – долг всех живущих, потому что эту жизнь они, павшие, оплатили своей».

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

ВАРИАНТ 3

Часть 1

Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение. Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов (если объём изложения менее 50 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Не только дети, но и взрослые с восхищением наблюдают интересные приключения веселых спасателей Чипа и Дейла, дядюшки Скруджа и его утят-племянников, Эти и другие симпатичные герои мультфильмов Уолтера Диснея уже немало десятилетий развлекают детей всего мира. А знаете ли вы, как целеустремленно он шел к своей мечте?

В многодетной семье подрастало пятеро сыновей. Семья Диснеев жила очень бедно, у них не было денег даже на карандаши и бумагу. Поэтому Уолтер, который очень любил рисовать, делал свои первые рисунки смолой на стене дома. Через три года талантливый и сообразительный парнишка уже продавал свои рисунки соседям.

Восьмилетний Уолтер на протяжении шести лет вынужден был вставать в три часа утра, чтобы разнести газеты, а после этого идти в школу. В свободное время упрямый мальчишка продолжал рисовать.

В четырнадцать лет Уолтер Дисней сам решил свою судьбу, поступив в художественную школу. 1914 году началась Первая мировая война. Семнадцатилетний Дисней следом за старшим братом добровольцем пошел на фронт, где за рулем санитарной машины более года перевозил раненых к госпиталю. Автомобиль вместо камуфляжной раскраски он разрисовал своими картинками.

Через некоторое время вместе со своим братом Роем на одолженные деньги Уолтер открывает «киностудию» в гараже своего дяди. История «Дисней Компании» началась в этом маленьком голливудском гараже. Закупив краски, кисти, братья занялись производством мультфильмов. Именно здесь был создан первый мультфильм Диснея - «Алиса в стране чудес». Братья, создавая анимационные фильмы, выполняли функции и актеров, и музыкальных редак торов, и звукооператоров, и сценаристов, и директоров.

Уолтер с головой уходит в работу. Из-под его рук как будто из рога изобилия выходят друг за другом персонажи многочисленных мультфильмов, которые нравятся людям во всем мире: Алиса, Плуто и Гуффи, Белоснежка и семеро гномов, олень Бемби, слоненок Думбо... Цель, к которой он шел с самого детства, начала сбываться.

Мультипликатор с мировой славой стал миллионером и построил для детей сказочную страну Диснейленд, населенную героями его собственных мультфильмов. Уолтер Дисней считается чемпионом за количество полученных « Оскаров», их у него 26.

Если у человека есть мечта, к которой он стремится, целеустремленность - лучшее средство ее достижения.

(ПоЕ.Новосад)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания Е. Новосад: «Если у человека есть мечта, к которой он стремится, целеустремлённость – лучшее средство её достижения».

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Подготовка к ГВЭ

Важной составляющей по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку является работа по формированию навыков написания подробного изложения и применении приёмов компрессии подробно записанного текста. В течение нескольких лет (с 5-го по 9-й классы) учащиеся работают на уроках развития речи с этой формой творческого задания. Выпускники на конец обучения в 9-ом классе должны уметь писать подробное изложение с голоса чтеца и применять приёмы сжатия текста. Сжатое изложение требует от ученика навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, то есть применения для компрессии текста нескольких приёмов (исключение, обобщение,упрощение). Излагая текст сжато, выпускники при этом проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Допускается соавторский текст, не искажается при этом идейное содержание сжатого текста.

Так при работе над компрессией текста на уроках использовалась адаптивная технология (подбирались оптимальные условия обучения каждого: работа в группе, в парах), когда каждая группа получала задание применить в данной части (микротеме) текста тот или иной приём сжатия. Затем уже сжатый текст собирался воедино, анализировались идеи полученных микротем текста, сопоставлялся объём исходного текста и полученный объём сжатого текста, выявлялись неточности, ошибки в компрессии текста. Учащиеся записывали полученный сжатый текст, на полях помечали приёмы сжатия, используемые в каждой части текста. Таким образом, ученик достигал необходимого уровня использования приёмов компрессии заданного текста, используя один или несколько приёмов сжатия.

Творческая работа к изложению, согласно « Методическому письму», в этом году была усложнена не только объёмом (не менее 200 слов), но и структурой написания сочинения – рассуждения на поставленный по тексту изложения проблемный вопрос. Поэтому большое внимание первоначально уделялось развитию умения учащихся определять проблему текста, которую автор раскрывает перед читателем. Девятиклассники, устно работая над предложенным для анализа текстом, давали структурный анализ (определение темы, идеи, типа речи, стиля речи, микротем в тексте) , учились при этом выявлять проблему в тексте (легче было это сделать на примере текста публицистического стиля, труднее - на примере текста стиля художественной литературы). Для такой аналитической работы я брала тексты известных публицистов, предлагаемые ФИПИ в сборниках по подготовке к « ГИА – 2013 » и « ГИА – 2014 » (по Д.С.Лихачёву « Время меняет людей», « Грубость в языке…», « Мы часто говорим друг другу…»; по С.Л.Львову «Человек совершил проступок…» и др.), на примерах которых при анализе учащимися выявлялись проблемы, поставленные перед читателем каждым из публицистов данных статей, определялась авторская позиция, подбирались примеры в качестве аргументов из жизни самих учеников или из произведений художественной литературы. Так девятиклассники, работая устно, готовились к написанию сочинения - рассуждения по тексту публицистического стиля речи. Практическая работа по написанию сжатого изложения и творческой работы к нему проводилась и по тексту стиля художественной литературы (на примере отрывка из рассказа В.П.Аксёнова «Липкие булочки»). Учащиеся написали подробное изложение (с голоса чтеца), сжали текст, применив приёмы компрессии. Отвечая на поставленный по тексту изложения вопрос «Почему герой рассказа стал отстаивать свой завтрак?», учащиеся написали сочинение - рассуждение, раскрывая при этом проблему воспитания подростков в военное время, комментируя авторскую позицию и своё отношение по выявленной проблеме, а также привели один из аргументов (из художественной литературы или из личного жизненного опыта), сочинение закончили написанием вывода – заключения. Для написания такого сочинения учащимся предоставлялась возможность сначала исследовать текст, вернувшись к записанному подробно изложению, на предмет проблематики, показывая основную проблему текста в форме вопроса по одной из главных проблем (такую проблему ставит перед читателями автор текста, заставляя задуматься над…). Учащиеся использовали «Памятку - план композиционного построения сочинения», в которой отражены следующие пункты:

1) вступление-тезис в виде записанного проблемного вопроса (проблема - это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления);

4)личный комментарий автора сочинения о позиции автора по выявленной проблеме (автор справедливо осуждает…); (свою позицию пишущий сочинение выражает согласием или несогласием с авторской точкой зрения);

5) аргумент и комментарий к нему (так и в моей жизни произошёл подобный случай…); (это доказательство своей точки зрения в справедливости обсуждаемой в сочинении проблемы, для этого можно, рассуждая, привести пример из художественной литературы или из жизненного опыта);

6) вывод-заключение (итак, рассуждая о проблеме …, мне хочется сказать…); (заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной перед читателями автором исходного текста) .

Пользуясь такой «Памяткой», учащиеся сначала написали общее для всех сочинение - образец, создавая и комментируя вслух каждую часть этой творческой работы. Так было записано образцовое сочинение - рассуждение, в котором прослеживалась последовательно, логично выстроенная композиционная линия рассуждения. Учащиеся при написании работы использовали фразы – клише (так и в моей жизни произошло…; чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор показывает…; таким образом, можно сделать вывод…) . Девятиклассники обучались умению создавать текст публицистического стиля речи, показывая и проблематику текста изложения, и позицию автора, давая при этом личностную оценку описанию происходящего в тексте, и заканчивая своё рассуждение выводом по проанализированной в сочинении проблеме. Многократное написание такой объёмной работы (изложение с творческим заданием) готовит девятиклассников к выбору и такой формы экзаменационной работы по русскому языку.

В помощь учащимся мною был собран справочный материал по подготовке к ГВЭ-9 в специальной папке, которая называется «Сборник справочных материалов», в котором объединён весь необходимый при подготовке к обязательному экзамену по русскому языку комплект деловых бумаг: «Памятки», «Клише», «Объяснения использования приёмов сжатия текста», «Образцы работ», «Характеристики стилей речи», «Применение функциональных характеристик языковых средств выразительности», « Алгоритм выполнения работы над ошибками», «Виды грамматических разборов», «Схемы всех видов разборов», «Классификация ошибок в сочинении и в изложении». Такой « Сборник» с необходимыми на уроках русского языка и литературы материалами во время проведения практических заданий есть на парте каждого ученика, это хорошее подспорье в проведении уроков-практикумов и уроков по развитию речи.

Современный ученик, готовясь к выпускному экзамену и имея запас необходимых образовательных компетенций, в большей степени творчески освобождён от навязанных когда-то догм строгого и беспрекословного выполнения того или иного вида работы на итоговой аттестации по окончании школы. У экзаменующегося раскрепощено мышление, проявляется его личность при осознанном (с учётом объёма собственных компетенций) выборе той или иной формы творческой работы. Ученик коррекционной школы с ограниченными возможностями (по здоровью), благодаря многократному написанию в классе творческих работ в разных формах, не будет на экзамене испытывать психологический дискомфорт, проявит уверенность и осознанность при выборе формы сочинения, уже отработанной на практических уроках русского языка, и сможет выполнить выбранное экзаменационное творческое задание.

Приобретённые практические навыки, активизация творческих способностей учеников – путь обучения, который в конечном итоге и ведёт к развитию культуры письменной речи. Основная цель учебного предмета «Русский язык», используя практическую работу по развитию речи на уроках,- научить в литературном слове передавать свои мысли, чувства, настроение, сопереживание, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом и состоит большая роль комплекса творческих работ, предлагаемых на итоговой аттестации. Роль учителя словесника и состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к написанию различных форм творческих работ, учитывая при этом индивидуальные особенности, подбирая необходимые для обучения педагогические технологии, позволяющие ученику уверенно чувствовать себя на Государственном экзамене.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

коррекционных занятий по русскому языку

«Подготовка к ГВЭ»

для обучающихся 9-Б класса

(АООП ООО)

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Свистунова Татьяна Эвальдовна,

Санкт-Петербург

Страницы

Титульный лист

Пояснительная записка

Планируемые результаты

Учебно–тематический план

Календарно-тематическое планирование

Материалы для контроля уровня подготовки обучающихся

Лист корректировки

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционных занятий по русскому языку «Подготовка к ГВЭ» для обучающихся 9-Б классов разработана учителями русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 Свистуновой Т.Э.

Рабочая программа коррекционных занятий является практическим курсом подготовки к ГИА в форме ГВЭ и дополняет Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (АООП ООО) в соответствие с требованиями ГИА – 9 в форме ГВЭ.

Используемый учебно-методический комплект:

    Д.А.Хаустова Написание сжатого изложения в 9 классе / Д.А.Хаустова – М.: Экзамен, 2015

    Е.В.Амелина Русский язык для ГИА. Пишем изложения и сочинения./ Ростов- на –Дону, Феникс, 2014.

    Г.А. Богданова Уроки русского языка в 9 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ.

Задачи:

    совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;

    способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;

    воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.

Программа адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекционные занятия рассчитаны на 34 недели, 1 раз в неделю, 34 часа в учебном году.

Планируемые предметные результаты

В ходе занятий обучающиеся должны:

    овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

    научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;

    владеть формами обработки информации исходного текста;

    четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

    самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

    систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.

Обучающиеся должны знать/уметь:

    понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    понимать основную мысль прослушанного текста;

    подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    интерпретировать информацию звучащего текста;

    точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    определять средства связи предложений в тексте;

    создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

    выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

    последовательно излагать собственные мысли;

    осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

    использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

    оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно–тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Основное содержание

программы по теме

Формы

организации урока

Структура экзаменационной работы.

фронтальная

Сжатое изложение.

Микротемы исходного текста.

Абзацное членение текста.

Структурные особенности сжатого изложения.

фронтальная

групповая

Основные приёмы компрессии исходного текста.

Отработка приёма исключение.

Отработка приёма обобщение.

Отработка приёма упрощение.

фронтальная

групповая индивидуальная

Практическая работа.

Написание изложения.

индивидуальная

Сжатое изложение.

Редактирование текста.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Алгоритм написания сочинения.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Тезис. Аргументы. Редактирование сочинения.

индивидуальная

Сочинение-рассуждение.

Написание сочинения.

индивидуальная

Текст как речевое произведение.

Стили речи.

фронтальная

групповая

Средства выразительности.

фронтальная

групповая

Практическая работа в форме ГВЭ.

Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения

индивидуальная

Анализ итогов по проведённой практической работе в форме ГВЭ.

фронтальная

групповая

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Ко-во часов

Формы организации учебных занятий

Требования к уровню подготовки учащихся

Характеристика деятельности обучающихся

Введение. Структура экзаменационной работы.

Комбинированный урок

ГИА в форме ГВЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать : особенности проведения ГВЭ по русскому языку.

Уметь: ориентироваться в терминах.

Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.

Построение сжатого изложения.

Редактирование изложения.

Знать:

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства,используя прочитанный текст

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Микротемы исходного текста.

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Абзацное членение текста.

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая, самостоятельная

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Урок закрепления и контроля

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Комбинированный урок

Практическая работа.

Написание изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая работа. Написание изложения.

Урок изучения нового материала

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Редактирование текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса.

Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

Урок закрепления и контроля

Комбинированный урок

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка. Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Текст как речевое произведение. Стили речи.

Комбинированный урок

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок изучения нового материала

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Текст. Средства выразительности

Урок закрепления и контроля

Урок закрепления и контроля знаний

Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов.

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Практическая, самостоятельная

Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

Урок закрепления и контроля

Анализ худо­жественного текста.

Урок закрепления и контроля

Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ.

Урок обобщения

Лист корректировки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

error: Content is protected !!