Работа по самообразованию как условие профессионального развития учителя. Памятка по самообразованию Цель самообразования воспитателя
В современном мире по всем отраслям знаний становится все больше и больше информации и ее необходимо уметь отбирать, анализировать, осваивать. Учебные занятия, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, охватить всю важную информацию, инновационные технологии, накопленные в мире. Учебники и учебные пособия быстро устаревают.
Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них правильных умений и навыков работы с различной информационной литературой, навыков научно-исследовательской работы.
Самообразование - это самостоятельное приращение знаний, возвышение в мастерстве, так как чем разностороннее и глубже знания и обширнее опыт, тем точнее выбор решения и действий для его реализации.
Цель самообразования - приобретение знаний, умений и навыков в определенной области науки, успехи в практической деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных профессиональных и жизненных целей и планов.
Наметив цель самообразования, студент выбирает средства для ее осуществления.
Если самообразовательная деятельность не приводит к желаемым результатам, это значит, что- либо формулирование цели, либо технология ее перевода в конкретную задачу были ошибочными, либо деятельность по решению задачи была плохо организованна.
Имея четко разработанный план занятий по достижению цели, легче судить о том, где и как он лучше всего выполним.
На этапе определения цели производится предварительный анализ внешних и внутренних условий самообразования.
Под внутренними условиями процесса самообразования имеются в виду, прежде всего, отношение личности к самообразованию, мотивы, индивидуальные особенности, запас знаний, умений, навыков в данной области - все то, что обуславливает возможности личности в активном достижении поставленной цели.
Под внешними условиями самообразования понимается реальное окружение личности, в первую очередь - наличие или отсутствие эффективных средств самообразования.
Результативность применения средств и способов самообразования будет в том случае выше, когда они находятся в соответствии не только с целями, которым они служат, но и внутренними и внешними условиями. Вот почему особо важен анализ реально существующих и необходимых условий, а также их изменений.
Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении научных знаний, навыков, умений, синтезе и анализе материала.
Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний, умений и навыков, а также на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе результаты этой деятельности.
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приращении новых знаний, умений, расширяющих общий и профильный кругозор.
Формирование у человека умений планировать собственную деятельность и успешно реализовывать эти планы - сложный и длительный процесс.
Поэтому, чтобы достичь успеха на этом пути, студенту необходимо решить три основные задачи:
вызвать у себя стремление заниматься самообразованием;
вооружиться системой умений и навыков, без которых невозможны эти знания;
создать условия, чтобы приобретенные знания, умения могли быть реализованы в деятельности.
Занятие самообразованием требует от личности студента немалых волевых усилий. В этом случае, когда эти усилия способствуют совершенствованию профессиональной деятельности, они стимулируются сознанием их практической значимости, полезности, с одной стороны, и благотворно влияют на формирование организационных умений - с другой.
Организационные умения рассматриваются как комплекс умений, необходимых человеку, чтобы рационально организовать сам процесс познавательной деятельности в определенной последовательности.
В этот комплекс включается умение определить цель и задачи предстоящей интеллектуально-познавательной и практической работы, наметить пути и средства достижения поставленных задач, планирование своей работы и умение контролировать ее процесс и результат.
Каждое умение сложно по своей структуре, оно проявляется не обособленно, а в системе умений выделять главное в прочитанном, анализируемом в условиях временных ограничений, строить умозаключения из данных посылок, решать нестандартные ситуации или находить нестандартные приемы, подходы к решению каких-то задач и др.
Ирина Цвикло
Организация работы по самообразованию воспитателя
«Моя работа по самообразованию».
Обмен опытом
Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.
С чего я начинала свою работу?
Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?
Тематикой самообразования может являться:
Одна из годовых задач ОУ;
Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»
(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».
Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.
Таким образом, моя тема была определена!
Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.
Как написать план по самообразованию?
При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:
* Тема самообразования
* Ожидаемые результаты
Для педагогов
Для воспитанников
Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.
(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)
Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).
Таблица состоит из 4 модулей:
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»
Модуль № 4. «Обобщение результатов»
В каждом модуле я расписала направления деятельности
Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.
Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!
Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)
В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».
В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)
и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.
Вот такой план у меня получился:
Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»
В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.
2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Ожидаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.
4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.
План деятельности по теме самообразования.
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»
1. Обучение по теме самообразования.
Обучение на вебинарах, семинарах по теме
Изучение опыта других педагогов по данному направлению:
интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,
Международный образовательный портал МААМ. RU,
Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.
Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»
Сроки: постоянно
2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме
Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);
2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:
1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;
2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.
Разработать дидактические игры на основании методических пособий:
1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;
2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство
Сроки: в течение года.
Октябрь – ноябрь
3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)
2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:
Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;
Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;
сюжетно-ролевые игры
3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)
4. Развлечения, праздники:
Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»
Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,
«Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»
Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»
Сроки:
В течение года
В течение года
4. Проектирование деятельности.
Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;
Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;
Сроки:
Сентябрь
5. Мониторинг деятельности
Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
Обработка полученных данных;
Отслеживание промежуточных результатов;
Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами
Сроки:
Сентябрь
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».
Направления деятельности по теме:
1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Профстандарт
Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;
Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;
Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;
Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;
Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Сроки: постоянно
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.
1)Участие родителей в совместных проектах:
- «Ребёнок и книга»;
- «Мой родной город».
2) Развлечение «Праздник вежливых слов».
3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;
4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.
5) Участие родителей в развлечениях и досугах
- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»
Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».
Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;
Сроки: в течение года.
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».
Направления деятельности
для педагогов ДОУ по самообразованию
ЭПИГРАФ:
Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
· Телевидение.
· Газеты, журналы.
· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
· Интернет.
· Видео, аудио информация на различных носителях.
· Платные курсы.
· Семинары и конференции.
· Мастер-классы.
· Мероприятия по обмену опытом.
· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
· Курсы повышения квалификации.
Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
Не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
Не могут правильно сформулировать тему самообразования;
При подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
Не могут сформулировать цель и задачи работы.
Предлагаем свои решения обозначенных проблем:
Таблица 1
Возможная проблема |
Пути решения |
||||||
Не могут определиться с темой самообразования |
ñ выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат ñ определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. |
||||||
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность. При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе. |
Формулируйте темы по схемам: ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Например: |
||||||
ñ
Подбор
литературы осуществляйте следующим образом:
|
|||||||
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал. |
ñ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; ñ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом; ñ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; ñ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
||||||
Не могут сформулировать цель и задачи работы. |
Цель
– это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
|
Этапы работы по самообразованию:
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Изучение периодической печати.
Посещение библиотек.
Знакомство с работами других педагогов.
Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап.
На данном этапе педагог может:
Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
Разработка конспектов ННОД.
Подготовить консультации по теме.
Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
Разработать проект.
Разработать опросники для диагностирования детей.
Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
Создать собственные методические пособия, атрибуты.
Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
Презентация проекта.
Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.
Открытые просмотры.
Мастер – классы.
Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.
Консультации для педагогов по теме самообразования.
Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,
методических пособий.
Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само
образования (проблеме).
Неделя педагогического мастерства.
Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).
В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Список используемой литературы:
1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.
2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.
3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
Приложение 1
Образец ведения плана самообразования.
План самообразования
Этап |
Результат / форма отчетности |
Срок выполнения |
||
2012 – 2013 уч. год |
1. Изучение научно- 2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет). 3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год. 4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов). 5. Проведение мероприятий по плану. 6. Изготовление демонстрационного материала «…», картотеки «…» и т.д. 7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования. |
Картотека методической литературы. Перспективный план на 2012-2013 учебный год Сообщение на ПС или МС. Оформление конспектов ННОД. |
сентябрь |
|
2013 – 2014 уч. год |
1. Изучение научно- методической и учебно-методической литературы по данной теме. 2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…». Оформление методической папки материалов. 3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей. 4. Оформление информационного листа на тему: «…». 4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…». |
Пополнение картотеки методической литературы Методическая папка «…». Сообщение на родительском собрании. Информационный лист – ширма - передвижка. Выставка работ. Выступление на ПС, МС. |
||
2014 – 2015 уч. год |
Показ открытого мероприятия. Обобщение опыта. |
Презентация. |
Приложение 2
Перспективный план работы
по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год
Месяцы |
Деятельность |
Отметка о выполнении |
Сентябрь |
||
Октябрь |
||
Ноябрь |
||
Декабрь |
||
Январь |
||
Февраль |
||
Март |
||
Апрель |
||
Приложение 3
Памятка для анализа процесса самообразования.
Оправдал ли себя план?
Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.
Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.
Этапы проработки материала.
Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
Постановка новых задач.
Приложение 4
Требования к педагогам по самообразованию
при подготовке к аттестации:
· Работа по теме самообразования не менее 1 года;
· Изучение научно-методической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;
· Создание предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;
· Участие в семинарах, консультациях, конференциях;
· Показ открытого мероприятия;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»
Консультация
для старших воспитателей ДОУ
«Повышение профессиональной компетентности педагога»
Малышева О.Ю.
Ст. воспитатель МБДОУ № 10
г. Горно-Алтайск
Актуальность проблемы.
Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога:
2.1. Определение самообразования.
2.2. Основные направления в системе самообразования педагогов ДОУ.
2.3. Выбор темы самообразования.
Поэтапное планирование работы над темой самообразования.
Методическое руководство работой педагога над темой самообразования.
Заключение.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Педагог 21 века - это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Способный организовать рефлексивную деятельность;
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, позволяющей педагогам повышать профессиональную компетентность в условиях ДОУ. Методическая работа занимает особое место в системе управления детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога. Одной из форм методической работы с педагогами является руководство работой по самообразованию.
Способность педагога к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными
критериями самообразования педагогов
являются: эффективность профессиональной
педагогической деятельности (рост
качества образовательного процесса,
воспитанности дошкольников), творческий
рост педагогов, внедрение новых
педагогической технологий в образовательный
процесс МДОУ.
Среди мотивов можно
выделить следующие: мотивы успеха,
преодоления профессиональных затруднений,
мотивы, направленные на улучшение
материального благополучия,
профессионального признания, карьерные
мотивы и др.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с педагогом, при анализе диагностики возможных затруднений педагога определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако можно предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
Фамилия, имя, отчество |
Тема
|
Форма
|
|
Этот список начинается с руководителя и заместителя заведующей по ВМР. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
форма работы (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой)
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
название темы
Этапы |
Форма работы |
Сроки |
Форма отчетности |
Отметка о выполнении |
Организационно - диагностический этап |
Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. анализ состояния учебно-воспитательного процесса, диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции |
Август-сентябрь |
Оформление плана работы по самообразованию. Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования Выявление и обоснование актуальности проблемы |
|
Теоретическое изучение Проблемы |
Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста. Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов. Консультации с старшим воспитателем по выбранной теме. |
Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.) |
||
Практическая деятельность |
Педагогическая диагностика развития детей по музыкальному образованию. Подбор и разработка игр, способствующих……………………… Разработка конспектов НОД…………………………… Проведение НОД, игр в режиме дня. |
В течение учебного года. |
Оформление результатов диагностики. Оформление конспектов НОД. |
|
Итоговый |
Проведение консультаций для педагогов и родителей по теме ………………………… Проведение открытой НОД, …………………………… Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Апрель-май |
Мониторинг развития детей. |
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя ДОУ. Методическая помощь необходима педагогу:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.
Этапы
работы по |
Деятельность |
|
педагога |
Старшего воспитателя |
|
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию Диагностика детей по теме самообразования Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса |
Педагогическая
диагностика и всесторонний анализ
деятельности педагога. Консультирование
и методические рекомендации по
разработке темы: |
|
2 . |
Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) |
Создание
условий для работы педагога по
самообразованию: |
3 . |
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) |
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении НОД и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов |
4 . |
Подведение итогов самообразования |
Привлечение
к проведению индивидуальной или
групповой консультации; выступлению
на заседании совета педагогов;
проведению открытого просмотра. |
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.
Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
При работе над темой самообразования педагог понимает:
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно - практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно - образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.
Литература:
Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.
Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа,1995.
Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. - 2004- № 8.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. - 2007 -№ 1.
Памятка организации работы по самообразованию
Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся;
Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 3-х (5-ти) лет.
Источники самообразования:
Издания периодической печати (газеты, журналы);
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
Ресурсы Интернет;
Видео, аудио информация на различных носителях;
Мероприятия по обмену опытом (семинары, конференции, мастер-классы);
Курсы повышения квалификации;
Стажировка, переподготовка и др.
Этапы работы педагога над темой самообразования
ЭТАПЫ | СРОКИ |
|
Диагностический | 1. Анализ затруднений 2. Постановка проблемы 3. Изучение литературы по проблеме | |
Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов | |
Практический | 1. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. | |
Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | |
Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей пед.деят-сти |
Формы представления результатов по самообразованию:
Сценарии, исследования;
Доклады, выступления;
Разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов;
Разработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);
Проектирование и проведение открытых уроков;
Создание учебно-методических комплексов;
Обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист.
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет:
Изучение психолого-педагогической литературы;
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности;
Участие в системе методической работы учреждения образования;
Участие в системе методической работы района и области.
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.
5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.
6. Материалы работы над индивидуальной методической темой.
Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме);
Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий).
7. Материалы работы над единой методической темой школы
8. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.