Работа по самообразованию как условие профессионального развития учителя. Памятка по самообразованию Цель самообразования воспитателя

В современном мире по всем отраслям знаний становится все больше и больше информации и ее необходимо уметь отбирать, анализировать, осваи­вать. Учебные занятия, ограниченные определенными временными рамка­ми, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, охватить всю важ­ную информацию, инновационные технологии, накопленные в мире. Учеб­ники и учебные пособия быстро устаревают.

Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятель­ной творческой деятельности, формирования у них правильных умений и навыков работы с различной информационной литературой, навыков науч­но-исследовательской работы.

Самообразование - это самостоятельное приращение знаний, возвыше­ние в мастерстве, так как чем разностороннее и глубже знания и обширнее опыт, тем точнее выбор решения и действий для его реализации.

Цель самообразования - приобретение знаний, умений и навыков в оп­ределенной области науки, успехи в практической деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение на­меченных профессиональных и жизненных целей и планов.

Наметив цель самообразования, студент выбирает средства для ее осуще­ствления.

Если самообразовательная деятельность не приводит к желаемым резуль­татам, это значит, что- либо формулирование цели, либо технология ее перево­да в конкретную задачу были ошибочными, либо деятельность по решению задачи была плохо организованна.

Имея четко разработанный план занятий по достижению цели, легче су­дить о том, где и как он лучше всего выполним.

На этапе определения цели производится предварительный анализ вне­шних и внутренних условий самообразования.

Под внутренними условиями процесса самообразования имеются в виду, прежде всего, отношение личности к самообразованию, мотивы, индивиду­альные особенности, запас знаний, умений, навыков в данной области - все то, что обуславливает возможности личности в активном достижении постав­ленной цели.

Под внешними условиями самообразования понимается реальное окру­жение личности, в первую очередь - наличие или отсутствие эффективных средств самообразования.

Результативность применения средств и способов самообразования будет в том случае выше, когда они находятся в соответствии не только с целями, которым они служат, но и внутренними и внешними условиями. Вот почему особо важен анализ реально существующих и необходимых условий, а также их изменений.

Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении научных зна­ний, навыков, умений, синтезе и анализе материала.


Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной рабо­ты, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний, умений и навыков, а также на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их дея­тельность, оценивать и использовать в учебном процессе результаты этой деятельности.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в прираще­нии новых знаний, умений, расширяющих общий и профильный кругозор.

Формирование у человека умений планировать собственную деятельность и успешно реализовывать эти планы - сложный и длительный процесс.

Поэтому, чтобы достичь успеха на этом пути, студенту необходимо ре­шить три основные задачи:

вызвать у себя стремление заниматься самообразованием;

вооружиться системой умений и навыков, без которых невозможны эти знания;

создать условия, чтобы приобретенные знания, умения могли быть реали­зованы в деятельности.

Занятие самообразованием требует от личности студента немалых воле­вых усилий. В этом случае, когда эти усилия способствуют совершенствова­нию профессиональной деятельности, они стимулируются сознанием их прак­тической значимости, полезности, с одной стороны, и благотворно влияют на формирование организационных умений - с другой.

Организационные умения рассматриваются как комплекс умений, необ­ходимых человеку, чтобы рационально организовать сам процесс познава­тельной деятельности в определенной последовательности.

В этот комплекс включается умение определить цель и задачи предстоя­щей интеллектуально-познавательной и практической работы, наметить пути и средства достижения поставленных задач, планирование своей работы и умение контролировать ее процесс и результат.

Каждое умение сложно по своей структуре, оно проявляется не обособ­ленно, а в системе умений выделять главное в прочитанном, анализируемом в условиях временных ограничений, строить умозаключения из данных по­сылок, решать нестандартные ситуации или находить нестандартные приемы, подходы к решению каких-то задач и др.

Ирина Цвикло
Организация работы по самообразованию воспитателя

«Моя работа по самообразованию».

Обмен опытом

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.

С чего я начинала свою работу?

Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?

Тематикой самообразования может являться:

Одна из годовых задач ОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»

(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.

Таким образом, моя тема была определена!

Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.

Как написать план по самообразованию?

При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:

* Тема самообразования

* Ожидаемые результаты

Для педагогов

Для воспитанников

Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.

(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)

Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).

Таблица состоит из 4 модулей:

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

Модуль № 4. «Обобщение результатов»

В каждом модуле я расписала направления деятельности

Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.

Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!

Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)

В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».

В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.

Вот такой план у меня получился:

Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»

В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.

2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.

План деятельности по теме самообразования.

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

1. Обучение по теме самообразования.

Обучение на вебинарах, семинарах по теме

Изучение опыта других педагогов по данному направлению:

интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,

Международный образовательный портал МААМ. RU,

Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

Сроки: постоянно

2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме

Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);

2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:

1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.

Разработать дидактические игры на основании методических пособий:

1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;

2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство

Сроки: в течение года.

Октябрь – ноябрь

3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:

Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;

Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;

сюжетно-ролевые игры

3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)

4. Развлечения, праздники:

Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»

Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,

«Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»

Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»

Сроки:

В течение года

В течение года

4. Проектирование деятельности.

Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;

Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;

Сроки:

Сентябрь

5. Мониторинг деятельности

Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

Обработка полученных данных;

Отслеживание промежуточных результатов;

Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Сроки:

Сентябрь

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».

Направления деятельности по теме:

1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

Профстандарт

Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Сроки: постоянно

2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

1)Участие родителей в совместных проектах:

- «Ребёнок и книга»;

- «Мой родной город».

2) Развлечение «Праздник вежливых слов».

3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;

4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.

5) Участие родителей в развлечениях и досугах

- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»

Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;

Сроки: в течение года.

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».

Направления деятельности

для педагогов ДОУ по самообразованию

ЭПИГРАФ:

Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

· Телевидение.

· Газеты, журналы.

· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

· Интернет.

· Видео, аудио информация на различных носителях.

· Платные курсы.

· Семинары и конференции.

· Мастер-классы.

· Мероприятия по обмену опытом.

· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.

· Курсы повышения квалификации.

Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

Не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

Не могут правильно сформулировать тему самообразования;

При подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

Не могут сформулировать цель и задачи работы.

Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

Таблица 1

Возможная проблема

Пути решения

Не могут определиться с темой самообразования

ñ выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

ñ определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.

Формулируйте темы по схемам:

ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый
процесс

Предмет исследования

Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние

Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и.т.п.

В ННОД по ОО «Музыка»
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности

Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

ñ Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
- изучите современные взгляды на проблему;
- используйте опыт других педагогов и ДОУ.

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.

ñ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

ñ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

ñ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

ñ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы.

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:

Частичный предмет
исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

Этапы работы по самообразованию:

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

Включает в себя:

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

Разработка конспектов ННОД.

Подготовить консультации по теме.

Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

Разработать проект.

Разработать опросники для диагностирования детей.

Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

Создать собственные методические пособия, атрибуты.

Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

Презентация проекта.

Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

Открытые просмотры.

Мастер – классы.

Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

Консультации для педагогов по теме самообразования.

Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

методических пособий.

Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само

образования (проблеме).

Неделя педагогического мастерства.

Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).

Результаты самообразования

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.

3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

Приложение 1

Образец ведения плана самообразования.

План самообразования

Этап

Результат /

форма отчетности

Срок

выполнения

2012 – 2013

уч. год

1. Изучение научно-

2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).

3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год.

4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

5. Проведение мероприятий по плану.

6. Изготовление демонстрационного материала «…»,

картотеки «…» и т.д.

7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования.

Картотека методической литературы.

Перспективный план на 2012-2013 учебный год

Сообщение на ПС или МС.

Оформление конспектов ННОД.

сентябрь

2013 – 2014

уч. год

1. Изучение научно-

методической и учебно-методической литературы по данной теме.

2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».

Оформление методической папки материалов.

3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

4. Оформление информационного листа на тему: «…».

4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».

Пополнение картотеки методической литературы

Методическая папка «…».

Сообщение на родительском собрании.

Информационный лист – ширма - передвижка.

Выставка работ.

Выступление на ПС, МС.

2014 – 2015

уч. год

Показ открытого мероприятия.

Обобщение опыта.

Презентация.

Приложение 2

Перспективный план работы

по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год

Месяцы

Деятельность

Отметка о

выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Приложение 3

Памятка для анализа процесса самообразования.

Оправдал ли себя план?

Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

Планировалась ли исследовательская работа.

Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

Этапы проработки материала.

Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

Постановка новых задач.

Приложение 4

Требования к педагогам по самообразованию

при подготовке к аттестации:

· Работа по теме самообразования не менее 1 года;

· Изучение научно-методической литературы;

· Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;

· Создание предметно-развивающей среды в группе;

· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

· Обучение на курсах повышения квалификации;

· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;

· Участие в семинарах, консультациях, конференциях;

· Показ открытого мероприятия;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»

Консультация

для старших воспитателей ДОУ

«Повышение профессиональной компетентности педагога»

Малышева О.Ю.

Ст. воспитатель МБДОУ № 10

г. Горно-Алтайск

    Актуальность проблемы.

    Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога:

2.1. Определение самообразования.

2.2. Основные направления в системе самообразования педагогов ДОУ.

2.3. Выбор темы самообразования.

      Поэтапное планирование работы над темой самообразования.

      Методическое руководство работой педагога над темой самообразования.

    Заключение.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Педагог 21 века - это:

    Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

    Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

    Способный организовать рефлексивную деятельность;

    Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, позволяющей педагогам повышать профессиональную компетентность в условиях ДОУ. Методическая работа занимает особое место в системе управления детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога. Одной из форм методической работы с педагогами является руководство работой по самообразованию.

Способность педагога к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

    Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    Изучение учебной и научно-методической литературы;

    Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    Изучение новых программ и педагогических технологий;

    Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

    Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

    Формирование основ педагогического мастерства;

    Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

    Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

    Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

    Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

    Проявление творческого потенциала педагога;

    Пропаганда своих достижений;

    Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

    Овладение методикой работы с детьми;

    Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

    одна из годовых задач ДОУ;

    проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю ра­боту по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индиви­дуальной беседе с педагогом, при анализе диагностики возможных затруднений педагога определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимо­сти) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако можно предложить педагогу поде­литься с коллегами своими новыми знаниями по от­дельным предметам.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

Фамилия, имя, отчество

Тема ­
самообразования

Форма
и
срок отчета

Этот список начинается с руководителя и заместителя заведующей по ВМР. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение пе­дагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

    название темы

  • предполагаемый результат

    этапы работы

    сроки выполнения каждого этапа

    форма работы (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой)

    способ демонстрации результата проделанной работы

    форма отчета по проделанной работе

Этапы

Форма работы

Сроки

Форма отчетности

Отметка о выполнении

Организационно - диагностический этап

    Выбор и определение темы самообразования

    Планирование работы по теме самообразования

    Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

    анализ состояния учебно-воспитательного процесса,

    диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Август-сентябрь

Оформление плана работы по самообразованию.

Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы

Теоретическое изучение

Проблемы

    Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.

    Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов.

    Консультации с старшим воспитателем по выбранной теме.

Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Практическая

деятельность

    Педагогическая диагностика развития детей по музыкальному образованию.

    Подбор и разработка игр, способствующих………………………

    Разработка конспектов НОД……………………………

    Проведение НОД, игр в режиме дня.

В течение учебного года.

    Оформление результатов диагностики.

    Оформление конспектов НОД.

Итоговый

    Проведение консультаций для педагогов и родителей по теме …………………………

    Проведение открытой НОД, ……………………………

    Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Апрель-май

    Мониторинг развития детей.


Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя ДОУ. Методическая помощь необходима педагогу:

    в определении темы, целей и задач;

    в планировании работы по самообразованию;

    в ходе реализации плана;

    в изучении и анализе результативности своей работы.

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

педагога

Старшего воспитателя

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Планирование работы по самообразованию

Диагностика детей по теме самообразования

Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование.

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
в определении содержания работы по самообразованию;
в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

2 .

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы педагога по самообразованию:
тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
видеозаписи;
оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
материалы из опыта работы;
тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

3 .

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении НОД и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

4 .

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
выступление по итогам работы и обмену опытом;
составление картотеки по проблеме;
игры и пособия;
советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
составление перспективного плана работы с детьми;
организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

При работе над темой самообразования педагог понимает:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно - практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно - образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.

Литература:

    Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.

    Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

    Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа,1995.

    Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. - 2004- № 8.

    Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

    Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. - 2007 -№ 1.

Памятка организации работы по самообразованию

Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:

Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся;

Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 3-х (5-ти) лет.

Источники самообразования:

Издания периодической печати (газеты, журналы);

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

Ресурсы Интернет;

Видео, аудио информация на различных носителях;

Мероприятия по обмену опытом (семинары, конференции, мастер-классы);

Курсы повышения квалификации;

Стажировка, переподготовка и др.

Этапы работы педагога над темой самообразования

ЭТАПЫ

СРОКИ

Диагностический

1. Анализ затруднений

2. Постановка проблемы

3. Изучение литературы по проблеме

Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей пед.деят-сти

Формы представления результатов по самообразованию:

Сценарии, исследования;

Доклады, выступления;

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов;

Разработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);

Проектирование и проведение открытых уроков;

Создание учебно-методических комплексов;

Обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Примерное содержание папки по самообразованию:

1. Титульный лист.

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет:

Изучение психолого-педагогической литературы;

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности;

Участие в системе методической работы учреждения образования;

Участие в системе методической работы района и области.

4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.

5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой.

Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме);

Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий).

7. Материалы работы над единой методической темой школы

8. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

error: Content is protected !!