С надеждой на авось. Отзыв о спектакле «День опричника» — театр Ленком Кто занят в «Дне опричника» из ленкомовских звезд

Выпуск нового спектакля Марка Захарова намечен на конец ноября, передает ТАСС. Как рассказал сам режиссер, «День опричника» включит и фрагменты из других произведений Владимира Сорокина, в частности, эпизоды из романа «Теллурия». Исполнителями ролей выступят Виктор Раков, Александра Захарова, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Виктор Вержбицкий, Татьяна Кравченко и большая группа молодежи.

Антиутопия «День опричника» была опубликована в 2006 году. По замыслу Владимира Сорокина, повесть должна предостерегать о судьбе, которая ждет Россию в случае продолжения текущего политического курса. Действие происходит в 2027 в самодержавной России, изолированной от цивилизованного мира. Повесть была переведена на 10 языков и номинирована на Букеровскую премию. В 2008 году Сорокин издал сборник рассказов «Сахарный Кремль», в некоторых произведениях сборника действуют герои «Дня опричника».

В этом сезоне, 31 января 2017 года, театр «Ленком» отметит свой 90-летний юбилей. Помимо «Дня опричника», в театре представят премьеру спектакля для семейного просмотра по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» под названием «Странный народ эти взрослые».

Спектакль «День опричника» поставленный Марком Захаровым в театре Ленком, безусловно большое событие в театральном мире. Своеобразная антиутопия по романам Владимира Сорокина «Теллурия» и «День опричника». Однако, чтобы его смотреть нужно быть знакомым хотя бы с одним из произведений, иначе после его просмотра можно выйти с брезгливо поджатыми губами и величественно сказать, что спектакль неоднозначный и там много мата. На самом деле мата там не много, просто язык на котором разговаривают персонажи это язык сквернословия. Я имею ввиду, что собственно мата там мало, но сквернословия хоть отбавляй, если не сказать, оно там сплошное.

Действие романа Сорокина происходит в 2027 году, а действие спектакля – на сто лет позже этого. Я шёл на спектакль, ожидая увидеть очень едкую сатиру на действующую власть и… не увидел этого, что меня сильно удивило потому что в памяти живу ещё воспоминания о довольно едком "Борисе Годунове". Авторы спектакля подчёркивают, что действие событий спектакля происходит как бы на сто лет позже, нежели в романе. С одной стороны, это оправдано, потому что спектакль разнится с событиями книг, а с другой стороны, думаю, перенос на 100 лет позже это такая подстраховка, чтобы ни у кого не возникло сомнений в гражданской лояльности администрации театра. Их можно понять, долго ли лишить сейчас театра (давненько не было спектаклей в «Сатириконе»), да и московские власти немало делают для театров, чтобы так уж неблагодарно их пародировать… Но это, пожалуй, единственное, НО, которое я хотел отметить, потому что во всём остальном Ленком на высоте.

В ролях: Леонид Броневой, Виктор Раков, Александра Захарова, Татьяна Кравченко, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Александр Сирин, Иван Агапов, Владимир Юматов, Антон Шагин, Екатерина Мигицко, Анастасия Марчук, Дмитрий Гизбрехт, а также много актёров второго-третьего плана, которые смотрятся ничуть не хуже актёров ведущих ролей. Это настоящий спектакль, звучащий как оркестр – здесь слышны все голоса и не один не фальшивит.

Оба действия открываются монологами Ивана Агапова. Наряженный высшим иерархом церкви, с большими золотыми часами на запястьях герой Агапова выглядит настоящим. Страшно, глупо и смешно звучит словесная окрошка, произносимая им с интонациями, напоминающими патриарха.
Опричник Комяга, которого исполняет Виктор Раков - по книге - это палач, уверовавший в свое правое дело, убивающий и насилующий с чувством государственного долга, в спектакле предстаёт мятущимся интеллигентом на службе у власти. Он спасает от «круговухи» вдову олигарха Куницыну и возвращает ей отнятого ребенка. В нём видна усталость: убийство и насилие для него трудная работа, не вызывающая дрожания азарта, как у коллег.
Александра Захарова, вдова Куницына, влюбляющаяся в Комягу, пощадившего ее при расправе. Она возвращает ему отобранные государевой службой чувства и дает силы и смелость выйти из окружающей тьмы.
Государь Платон Николаевич в исполнении Дмитрия Певцова - это персонаж гротескный, смесь Ивана Грозного и Адольфа Гитлера. Впрочем, в спектакле много гротеска. Настолько много, что порой сами актёры не могут сдержать ехидные улыбки.
Глава опричного приказа, Батя - Сергей Степанченко. Он играет опытного, тертого мужика, который за простоватыми манерами прячет хищный оскал и жестокость.
Роль Леонида Броневого - маленький эпизод. Старейшего артиста театра вывозят на кресле-коляске, он - князь Собакин, охраняющий сиротское заведение Аверьяна, за стены которого и опричники не могут прорваться. Собакин символ дряхлой власти, потрясающей былым величием.

Критики сходятся на том, что Марк Захаров переписал Сорокина, убрав провокационные сцены и, избрав главным оружием против драконов - смех. Пожалуй, да, я соглашусь с этим, ведь это театральная постановка, а не фильм. И ещё, «День опричника» один из немногих спектаклей, которые хочется пересмотреть, посмаковать, а также перечитать повести Сорокина, чтобы понять, что же осталось за кулисами, и погрузиться в гипотетическое будущее, в надежде, что оно никогда не наступит.

Ленком подготовил для своих поклонников и критиков грандиозную и по-настоящему интригующую почву для размышлений. Речь, конечно, идет о премьере 2016 года, которая вызвала так много толков и споров, еще даже не состоявшись. Билеты на спектакль «День опричника» в Ленкоме после объявления премьерной даты постановки начали раскупать с невероятной скоростью.

Заранее нашумевшая премьера

Спектакль был поставлен по одноименной сатирической повести Владимира Сорокина. Уже одно это вызвало интерес культурной публики и критиков. Нашумевшая пьеса, опубликованная в 2006 году, переведена уже на десять языков, и продолжает свое триумфальное шествие по свету.

Художественный руководитель Ленкома Марк Захаров, выступивший режиссером спектакля, к постановке этой антиутопии шел без малого девять лет. Огромный срок для осмысления и переосмысления сути сюжета!

Режиссер даже пробовал когда-то репетировать пьесу с актерами, но позже на время свернул работу. Он счел, что его сценическая версия этого злободневного произведения может всерьез обострить отношения Ленкома с властями.

Когда было принято очередное решение возобновить работу над спектаклем, против постановки высказался сам автор. Владимир Сорокин посчитал, что время этой пьесы уже прошло, что ставить ее теперь не к месту. Тем не менее, режиссер смог уговорить писателя, и спектаклю все же суждено увидеть свет. Долгожданная премьера постановки - 30 ноября 2016 года.

Сценические решения режиссера и актерский состав

Марк Захаров получил со стороны автора полную свободу действий. Он не просто перенес действие пьесы в будущее и рассказал о фантазийных событиях в России 2027 года. В его ироничном прочтении постановка получилась совершенно уникальной по двум причинам:

— во-первых, действие в спектакле происходит даже не в указанный в романе 2027-м, а примерно через 100 лет после премьеры;

— во-вторых, в режиссерской инсценировке нашлось место не только самому «Дню опричника», но и некоторым фрагментам из «Теллурии», на которых настоял Владимир Сорокин.

По словам режиссера, игра со временем избавляет всех от излишней ответственности, за которую он переживал ранее.

Спектакль расскажет об одном дне из жизни главного героя - Андрея Комяги, состоящего на государственной службе.

Этот понедельник, начавшийся похмельем, выдался не самым простым, но насыщенным событиями.

Герой успеет переделать множество важных и не очень важных дел, попутно показав зрителю Россию образца далекого года. Восстановлена монархия, отгородились от Запада, все пошло по известному кругу...

Помимо гениального и уважаемого режиссера, в спектакле задействован сильный актерский состав, состоящий сплошь из звезд сцены. Главную роль исполняет Народный артист России Виктор Раков. На его творческом счету - блестящее воплощение множества образов на сцене Ленкома, более 80 ролей в фильмах и сериалах.

В постановке принимают участие такие потрясающие и широко любимые актеры, как Леонид Броневой, Дмитрий Певцов, Александра Захарова, Виктор Вержбицкий. Поклонники Ленкома и этих несомненных звезд подмостков считают своей обязанностью купить билеты на «День опричника».

У этого уникального во многих отношениях спектакля, вне всякого сомнения, есть все шансы стать самой громкой премьерой нового театрального сезона. Зрители и критики уже готовятся наслаждаться творчеством легендарного московского коллектива.

Стоимость билетов:
Бельэтаж 1300-3600 рублей
Амфитеатр 2700-3100 рублей
Партер 1500-4000 рублей

Продолжительность - 2 часа 25 минут с 1 антрактом

ПОСТАНОВКА - МАРК ЗАХАРОВ
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК - АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВ
РЕЖИССЁР - ИГОРЬ ФОКИН
КОМПОЗИТОР - СЕРГЕЙ РУДНИЦКИЙ
ХОРЕОГРАФ-ПОСТАНОВЩИК - СЕРГЕЙ ГРИЦАЙ
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ - ИРЭНА БЕЛОУСОВА
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ - ЕВГЕНИЙ ВИНОГРАДОВ
ХУДОЖНИК-ТЕХНОЛОГ - АРТЕМИЙ ХАРЛАШКО
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР - ДМИТРИЙ КУДРЯШОВ
ДИРЕКТОР ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОЕКТА - МАРК ВАРШАВЕР
ПЕДАГОГ-БАЛЕТМЕЙСТЕР - АНТОН ЛЕЩИНСКИЙ
ХОРМЕЙСТЕР - ИРИНА МУСАЭЛЯН
ЗВУКОРЕЖИССЁРЫ - АНДРЕЙ КУШНИКОВ, ГУРГЕН ШАУМЯН
SOUND-РЕДАКТОР - ЮРИЙ ФЕДОРКОВ
АССИСТЕНТ РЕЖИССЁРА - НАТАЛЬЯ КУЧКО
ПОМОЩНИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ТРУППЕ - ИННА БОМКО
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - ЮЛИЯ КОСАРЕВА
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА - СЕРГЕЙ ВОЛЬТЕР, АРМЕН КАИРЯН, ДЕНИС ФРАНЦЕВ, ХРИСТОФОР ЧУССИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ под управлением Народного артиста России СЕРГЕЯ РУДНИЦКОГО в составе:
АНАТОЛИЙ АБРАМОВ
НИКОЛАЙ ПАРФЕНЮК
АНЖЕЛИКА ВОРОПАЕВА
СЕРГЕЙ ГОРБУНОВ
ВЛАДИМИР ЖУЧКОВ
ОЛЕГ ЗАРИПОВ
АЛЕКСЕЙ ПОЛЯКОВ
АЛЕКСАНДР САМСОНОВ
ЖАННА ТЕРЕХОВА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
КОМЯГА, коренной опричник - ВИКТОР РАКОВ
КУНИЦЫНА, вдова - АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА
ФЕДЬКА, адъютант Комяги - АНТОН ШАГИН, СТАНИСЛАВ ТИКУНОВ
БАТЯ, глава опричного Приказа - СЕРГЕЙ СТЕПАНЧЕНКО
ГОСУДАРЬ ПЛАТОН НИКОЛАЕВИЧ - ДМИТРИЙ ПЕВЦОВ
КНЯЗЬ СОБАКИН, воевода в отставке - ЛЕОНИД БРОНЕВОЙ
ПРАСКОВЬЯ МАМОНТОВНА, ясновидящая - ТАТЬЯНА КРАВЧЕНКО
БУТУРЛИН, генералиссимус, князь - ВЛАДИМИР ЮМАТОВ
ГОСУДАРЫНЯ АРИНА АБРАМОВНА - АНАСТАСИЯ МАРЧУК, ЕКАТЕРИНА МИГИЦКО
УРУСОВ, зять Государя, граф - АЛЕКСАНДР СИРИН
ДЕМЬЯН ЗЛАТОУСТОВИЧ - ИВАН АГАПОВ
АВЕРЬЯН, целовальник - ДМИТРИЙ ГИЗБРЕХТ
Коренные опричники
ПОСОХА - СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВ, ВИКТОР ДОЛГИЙ
КРЕПЛО - АЛЕКСЕЙ ПОЛЯКОВ
ХРУЛЬ - АЛЕКСЕЙ СКУРАТОВ
ОХЛОП - КИРИЛЛ ПЕТРОВ
СИВОЛАЙ - МАКСИМ АМЕЛЬЧЕНКО
МАЖОРДОМША - ПОЛИНА ЧЕКАН
1-АЯ КИТАЯНКА - АЛИСА САПЕГИНА
2-АЯ КИТАЯНКА - АЛЕКСАНДРА ВОЛКОВА
Группа телевизионщиков - ДМИТРИЙ МАЛЬЦЕВ, ДМИТРИЙ НИКОНОВ, АЛЕКСЕЙ КОКОРИН, АНДРЕЙ СЕРГИЕВСКИЙ, ИВАН ЛЕШУК, ВИТАЛИЙ БОРОВИК
Помощники опричников - АЛЕКСАНДР ПОДГОРНОВ, ОЛЕГ МАТЮТА, ИЛЬЯ МИХЕРЁВ, АЛЕКСЕЙ СПИРИДОНОВ, ДАНИИЛ МАТВЕЕВ, ФИЛИПП МАЛЫШЕВ, ИГОРЬ БОЛДИН, АНТОН МАРТЬЯНОВ, АЛЕКСАНДР КАРГИН, ПЁТР КАЗАКОВ

- Марк Анатольевич, интересен все же сам выбор произведения - сколь сложно было его ставить?

Это очень сложная работа, и шла она в два захода. Первый был несколько лет назад, когда я познакомил Сорокина со сценическим текстом, он одобрил, и всё было ничего, но начались репетиции, и я почувствовал, что не готов решить проблему - перенести текст, сделав из него сценическую версию. И я всё законсервировал. Отложил. И сравнительно недавно снова вернулся, но, к моему удивлению, Владимир Георгиевич к этому отнесся не очень хорошо. Он сказал, что когда я первый раз взялся - это было актуально, а сейчас актуальность утрачена. Таким образом, я еще раз убедился, что даже самые замечательные авторы не всегда понимают значение собственных произведений, не всегда прогнозируют их судьбу в культуре.

- И чем закончились переговоры?

А тем, что он уступил право на использование его текстов в нашем театре (как это бывает в кинематографе), наши продюсеры выплатили гонорар. И я снова взялся за «Опричника», но с большим энтузиазмом, и с большей уверенностью, что это должно получиться...

- То есть Сорокин никакого отношения к постановке, ну как, не знаю, соавтор инсценировки, не имеет?

Нет. Он имеет отношение в том смысле, что попросил меня использовать в «Опричнике» его новые тексты, в частности, роман «Теллурия». Я пообещал это сделать. И совет оказался хорош, потому что у нас перед началом первого и второго актов появляется такой персонаж как Демьян Златоустович (играет народный артист Иван Агапов), говоря комедийно-абсурдистские, немного бредовые монологи, целиком взятые из «Теллурии». Монологи эти намекают на ту путаницу в наших мозгах, которая, увы, сейчас имеет место.

В спектакль привлечены все ведущие артисты... правда, во время репетиций многие из них подходили ко мне с проникновенными словами - кого-то срочно отпустить на съемку, на кого-то уже проданы все билеты в Сызрани и невозможно отменить. И вот здесь я лавировал, хотя мне это стоило некого нервного напряжения.

- Вы намекаете, что они пытались устраниться?

Нет-нет, просто они все очень востребованные люди, съемки помогают артисту, укрепляют к нему доверие, так что где-то я даже радовался за них. Состав очень интересный - Виктор Раков, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Александр Сирин... Леонид Сергеевич Броневой. Ему, может быть, в чем-то и трудно иногда, но... у него небольшая роль - роль специально для него, уж очень мне хотелось, чтобы он появился на сцене, потому что с Броневым связано слишком много радостных впечатлений в моей жизни.

- Сколь долго ставился спектакль?

На «второй заход» потрачено что-то в пределах трех месяцев...

- А оставлены ли элементы ненормативной лексики?

В какой-то мере это оставлено, правда, в тех дозах, - я это проверил собственным вкусом, - насколько это допустимо. Как это было допустимо у наших великих писателей, начиная с Толстого и Пушкина, наполнявших - по надобности - свои тексты «народными грубостями». Но - повторю - всё в пределах, ведь я понимаю, что со сцены нельзя говорить всё, что написано на бумаге.

- А тяжело шла работа?

Нет-нет, для меня и моих товарищей работа была очень увлекательной, и к этому энтузиазму подключилась вся постановочная часть, что меня очень радовало. Прониклись все. И болели за спектакль.

- Но все-таки, в какие болевые точки вы бьете своим «Опричником»?

Главное тут - это предостережение большого художника: если мы сегодня не внесем некоторые поправки в наше общественное мышление, то можем скатиться к героизации всех абсолютно исторических персонажей, не разбирая их значимости и нравственной сути. Вот поэтому у нас и возникают такие , как иные памятники... И если послушать политические передачи, всех нынешних аналитиков, то получается, что мы - «единственное место на планете, где царит благодать, царит нравственное просветление, одухотворение, а все другие струны - погрязли в деградации, грехе и недостойны внимания».

Все, понятно, к нам враждебны, все - наши враги на планете, и это нас стимулирует на большие урожаи, на новые изобретения, на улучшения в военной сфере... и вот Сорокин как раз смеется над этой «богоизбранностью», будучи человеком остроумным. Хотя его юмор неожиданный, эпатажный иногда, отдает каким-то черным юмором, но, тем не менее, Сорокин смеется так, как смеялся над этим Гоголь. Поэтому Сорокин для меня лично - продолжатель великой гоголевской традиции в нашей литературе.

«День опричника»

О том, что в любимом всеми москвичами и гостями столицы театре Ленком готовится необычная премьера, зрители узнали задолго до объявления ее даты. Как только антиутопия «День опричника» былая заявлена в репертуаре, билеты на ленкомовский спектакль начали сметать. Грандиозность действа не вызывает сомнений!

История и особенности нового спектакля в репертуаре Ленкома

Режиссером «Дня опричника» выступил сам художественный руководителя Ленкома Марк Захаров. Он вынашивал идею долгих 9 лет. Именно столько времени прошло от замысла спектакля до его сегодняшнего воплощения на театральных подмостках.

К задиристой, временами откровенно злой прозе В. Сорокина, по одноименной повести которого поставлен «Опричник», очень многие относятся далеко не однозначно. Идея Марка Захарова пересказать произведение языком театра была смелой. Именно поэтому ее многообещающе воплощение так ожидали зрители и критики. Всем было безумно интересно, и вот премьера заявлена!

В новой своей работе легендарный режиссер-постановщик постарался остроумно и легко донести до зрителя скрывающиеся за эпатажем глубокие мысли об отношении к истории, о славянофильстве. Он довел до абсурда некоторые наши воззрения и увлечения.

Герои и исполнители «Дня опричника»

В спектакле «День опричника» собраны лучшие актерские силы Ленкома. Здесь в буквальном смысле «звезда с звездою говорит»!

Зрителя ждут интересные сценические решения от Виктора Ракова в главной роли.

Участие народного артиста СССР Леонида Броневого - это неизменно искрометный юмор и та истинная интеллигентность, которую не в состоянии скрыть никакая нарочитая грубоватость.

Замечательный ансамбль А. Захаровой, С. Степанченко, Д. Певцова, В. Юматова и молодых актеров театра дают всем присутствующим в зрительном зале право надеяться на яркое и запоминающееся действо.

Добавьте к такому звездному составу удивительно колоритные костюмы и завораживающее музыкальное сопровождение, и вы поймете, почему так рвутся все на эту премьеру 2016 года.

О чем «Опричник» рассказывает зрителю

«День опричника» - это рассказ действительно об одном дне из жизни главного героя спектакля. Прообразом его стал Малюта Скуратов, думный боярин, любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Действие спектакля перенесено в будущее.

2027 год. В России восстановлена монархия.

Вместе с главным героем зритель будет общаться с опричниками и шутами-скоморохами, побывает в Оренбурге, попадет на ужин к самой Государыне.

Что это? Погружение в прошлое, ироничная оценка времени нынешнего или настороженный взгляд-предупреждение в будущее? На эти вопросы ответы можно получить, купив билеты на спектакль «День опричника» в постановке Марка Захарова, руководителя и режиссера Ленкома.

Вас ждет непростая, но увлекательная и веселая постановка. Недаром сам режиссер назвал свое творение современными «Мертвыми душами», в которых страшные и отвратительные по своей сути персонажи вызывают искренний смех.

Не пропустите «День опричника» в Ленкоме! Герои и исполнители во главе с режиссером и всем творческим коллективом, принимающим участие в постановке, заставят вас до слез смеяться на всем протяжении действа. После того, как опустится занавес, вы глубоко задумаетесь над сегодняшним днем и тем будущим, которое нас может ожидать...

По произведениям Владимира Сорокина "Теллурия" и "День опричника"

ПОСТАНОВКА Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и России, Лауреат премии Правительства России МАРК ЗАХАРОВ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Лауреат Премии Правительства России

Народный артист России ВИКТОР ВЕРЖБИЦКИЙ

error: Content is protected !!