Увидеть себя ниже всей твари и не впасть в депрессию. Братолюбие и почтительность Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Фил.2:3-5 "... имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе"

"почитайте один другого высшим себя" - Трудное место Священного Писания. Трудное в плане исполнения. В церквях учат, что бы жёны почитали мужей, что бы почитали пасторов и начальствующих... но в библии так же сказано что бы мы почитали друг друга не зависимо от положения в церкви, семье и т.д. Эта заповедь была украдена из церкви!

Да, надо почитать наставников, пасторов и служителей. Но, что по этому поводу говорил Иисус: (Мф.20:26-28) "26 ... а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих."

В церквях учат, что надо слушаться наставников - и это правда, но очень мало учат самих наставников, что нужно не господствовать, а служить каждому человеку от всего сердца! и даже "почитать" его надо! Потому что "в нём живёт Сам Христос"! И служа "меньшему" - ты служишь Самому Христу! А если уничижаешь его, то уничижаешь Самого Христа, живущего в нём.

Кто-нибудь понимает это или нет?

Комментарии Facebook:

Ольга Цапенко Мы все принимаем веру на сердечном уровне, принимаем веру в вертикали, а вот вера в горизонтали... Т.е. что внутри твоего брата (и сестры))) живет тот же Христос... - я бы назвала острым вопросом, который производит много бурь в наших умах, сердцах и душах. Можно сюда еще добавить плоть)). Как только мы пускаем размышления на тему любви к ближнему на духовный уровень... только тогда приходит порядок в разум (и так далее по списку)))).

Алексей Алексеенко это особенно стало ощутимо с развитием харизматической волны, в протестантстве когда появились "супер-лидеры", "теле- проповедники" и даже "апостолы"... когда появились "пасторы" с банковскими счетами в цифрах с шестью нулями. Некоторые назвали их "помазанниками" слушают их проповеди и подражать стараются. Тут уже не стоит вопрос как быть рабом. Вопросы как быть успешным, популярным, как быть лидером распиариным, как финансовые потоки ловить...

Ольга Цапенко Еще одна мысль на заданную тему)))). Иногда мы ТАК ждем чтобы нам послужили... что забываем что можно служить кому то самому)))!!!

Виталий Хлусов Проблемы начинаются когда человек становится лидером и начинает "командовать" вместо того, что бы служить (помогать, вдохновлять, утешать) и ещё "утверждает своё царство" многими местами из Писания.

Виталий Хлусов Пока христианин "младенец" ему нужна помощь от "старших" и ожидать от него, что он будет служить нет смысла. Но, приходит время, когда он вырастает. Зрелость христианина проявляется в способности поддерживать младших, а не в способности командовать и манипулировать.

«Ничего не делайте по любопрению» . Апостол внушает затем и излагает способ, как этого достигнуть. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» . Вот что, как я всегда говорю, составляет причину всех зол; вот откуда брани и ссоры, откуда клеветы и препирательства, откуда охлаждение любви, – когда мы пристрастимся к славе человеческой, когда сделаемся рабами чести, воздаваемой толпой. Раб славы не может быть истинным рабом Божьим. Итак, скажут, как же можем мы избегнуть тщеславия? Ты еще нам не показал пути. Слушай следующее: «но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» . О, какое предложил он правило, исполненное всякого любомудрия, и какое руководство для нашего спасения! Если ты предполагаешь, говорит, что другой лучше тебя и уверишься в том; а еще более, если не на словах только, но и совершенно убежден в том, и честь ему воздаешь, – то не будешь чувствовать неудовольствия, видя, что другой почитает того, кому ты воздаешь честь. Итак, почитай другого не просто лучшим себя, но и высшим, – что означает великое превосходство, – и для тебя не будет ни странно, ни больно видеть (другого) почитаемым; даже, если он и обидит тебя, ты перенесешь великодушно, потому что ты признал его лучшим себя; бранить ли тебя он станет, – снесешь; зло ли какое причинит, – стерпишь молча. Когда ты однажды в душе своей совершенно убедился, что он лучше тебя, то не будешь гневаться, какое бы зло ни сделал он тебе, не будешь и завидовать ему. Тем, которые гораздо выше, никто не завидует, потому что каждый думает, что высшим все принадлежит.

Здесь (апостол) поучает держаться такого расположения духа. Если же, говорит он, и другой, получивший от тебя такую честь, будет в подобном же расположении к тебе, то представь, какая это будет двойная стена благодушия.

Беседы на послание к Филиппийцам.

Свт. Феофан Затворник

ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще

«Потребовал Апостол единодушия; теперь говорит, как достигнуть его» (святой Златоуст).

Ничтоже по рвению или тщеславию . – Рвение , когда кто рвется из всех сил, чтоб опередить других; разжигает же его к этому тщеславие. «Рвение , – вот что есть. – Когда кто говорит: понатужусь, чтоб не превзошел меня тот-то и тот-то. Материю такой ретивости выставляет Апостол тщеславие. Кто ищет славы человеческой, чего-чего не делает он для достижения ее» (блаженный Феофилакт).

Тщеславие разжигает больше и больше отличаться тем, чем думает кто славу людскую заслужить. Как это только имеется в виду, то взглянуть на сторонних людей и некогда, отчего нередко задевают их за живое: вот и оскорбление и разлад. «Я всегда говорю, – говорит святой Златоуст, – что это причиною всех зол. Отсюда брани и ссоры, отсюда клеветы и любопрения, отсюда охлаждение любви, когда любим славу человеческую, когда бываем рабами чести, воздаваемой народом. Ибо раб славы не может быть рабом Божиим. – Как же можем мы избегнуть тщеславия? Слушай следующее: но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще . Какое исполненное всякого любомудрия правило и какое руководство для нашего спасения предложил он! Если ты представляешь, говорит, что другой лучше тебя, и уверишь себя в том; а еще более, если не говоришь только это, но и совершенно убежден в том и честь ему воздаешь: то не будешь чувствовать неудовольствие, видя, что другой почитает его. Итак, почитай другого не просто лучшим себя, но и высшим (что означает великое превосходство), и для тебя не будет ни странно, ни больно видеть другого почитаемым; даже если он и обидит тебя, ты перенесешь великодушно, потому что ты признал его. лучшим себя. Бранить ли он тебя станет, снесешь; зло ли какое причинит, стерпишь молча. Ибо когда ты однажды в душе своей совершенно убедился, что он лучше тебя; то не будешь гневаться, какое бы зло ни сделал он тебе, не будешь и завидовать ему. Ибо тем, которые гораздо выше, никто не завидует; поелику каждый думает, что высшим все принадлежит. - Так будет, если ты смиренно расположен в отношении к другому. Когда же и другой, получивший от тебя такую честь, будет в подобном же расположении к тебе; то представь, что из сего составится сугубый оплот для взаимного снисхождения. Пока ты считаешь другого достойным почтения и он – тебя в равной мере; то не произойдет никогда ничего неприятного. Ибо если такое поведение со стороны одного сильно истребит всякую раздражительность, то, при взаимном таком расположении, кто разрушит такую твердыню? Ни сам диавол. Потому что составится тройное укрепление, четверное и больше. Ибо смиренномудрие есть причина всего доброго».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Исаак Сирин

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Вопрос. Если достиг кто сердечной чистоты, что служит ее признаком? И познает ли когда человек, что сердце его достигло чистоты?

Ответ. Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем. Ибо как исполниться слову апостольскому, по которому должны мы всех равно от искреннего сердца честию больших себе творить , если не будет сказанного, что доброе око не узрит зла (см.: Авв. 1:13)?

Слова подвижнические. Слово 21.

Прп. Ефрем Сирин

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Прп. Иоанн Пророк

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Когда ты пойдешь куда-нибудь с ближним и видишь, что помысл твой желает, чтобы тебя почтили более собрата, а не желаешь преимущественно, чтобы он был почтен наравне с тобою, - тогда ты не любишь его, как самого себя, ибо апостол говорит: друг друга честию больша себе творяще .

Руководство к духовной жизни. Вопрос 336.

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 3-5 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе

Замечательна и ясна апостольская мысль. Но если она тебе кажется глубокою и неудобопонятною, то попытаюсь объяснить ее вкратце. Апостол, побуждая к смиренномудрию и сказав: друг друга честию больша себе творяще, присовокупил: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе , Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Фил. 6-7) .

Посему, если Он не был равен Отцу, если только, оттого, что был послушливым повелению Большего, сделал Он то, что Им соделано, то излишен пример. Если же равен, как и действительно равен, то сказанное совершенно соответствует и прямо относится к смиренномудрию. Если бы быть равным почитал Он для Себя неожиданным приобретением, то не смирил бы Себя, чтобы унижение не сделалось предосудительным, не задело достоинство.

Но поскольку равен был по естеству, и высокое рождение Ему принадлежало по существу, а не было даровано по благости, то не отказался смирить Себя. Ибо раб, даже получивший свободу и удостоенный всыновления, почитая достоинство сие похищенным или нечаянным обретением, не согласится исполнить дело служителя. Настоящий же сын, у которого благородство и достоинство прирожденные, не откажется исполнить что-либо подобное, так как вовсе не может быть места никакому подозрению. Для первого прежнее рабство порождает подозрение о низости его; по отношение же к другому прирожденное благородство не допускает и родившегося подозрения; первый может лишиться всыновления, а другой никогда не утратит прирожденного благородства и достоинства.

Письма.

Прп. Нил Синайский

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага, чтобы за сие и Бог нас восхвалил, и люди одобрили, называя нас приветливыми. Ибо и Апостол повелевает нам «друг друга честию больша себе» творить (Фил. 2:3) . Неисполнение сего, разумею обычай предупреждать других приветствием, расторгло много дружеских связей, причинило многие вражды. А тщательное исполнение прекратило долговременные брани, уничтожило непримиримые вражды, теснее связало между собою искренних друзей и увеличило взаимную привязанность.

Письма на разные темы. Доместику Димитрию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

О, апостоле Христов! Испроси ты нам у Бога благодать обращаться нам так друг с другом. Мы, к несчастию, все тщеславны и горды: не любим возвышать пред собою других, а пред другими – себя. Даруй ты нам эту заботливость об общей пользе.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию

Ничего, говорит, не делайте по зависти или соперничеству, что бывает, когда мы говорим: вот, я поднатужусь, чтобы меня не превзошел такой-то; в этом именно и состоит любопрение (έριθεία). Затем апостол матерью такой ревности выставляет тщеславие, потому что из последнего рождается первая. Когда мы ищем славы человеческой, чего мы для нее не делаем?

но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Теперь апостол показывает нам путь, которым мы можем избежать тщеславия, и предлагает спасительное для нас учение. Если, говорит, ты представишь себе, что другой не просто больше тебя, но чрезмерно тебя превосходит и, по великому смирению, убежден будешь, что это подлинно так, то ты его всячески будешь почитать. Поступая так, ты не огорчишься, когда увидишь, что и другие его почитают, даже если бы он стал тебя поносить или бить, ты терпеливо перенесешь; потому что ты, признав его высшим себя, не будешь и завидовать ему; потому что зависть бывает к равным, а не к тем, за которыми мы признали преимущество. И тот, в свою, очередь, будет думать, что ты превосходнее его, и вот настанет между вами полный мир.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Марий Викторин

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Павел говорит: . Ведь многие по необходимости или по собственному желанию предаются любопрению . Павел и в том, и в другом случае называет это любопрением , стремясь, чтобы к нему не было ни необходимости, ни желания, потому что и то и другое порочно. Иные (люди) впадают в любопрение из любви, иные же таковы, что склонны к нему по природе. Поэтому тут добавлено: ничего не делайте по любопрению .

«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римл. 12:10).

Этот замечательный и вместе с тем краткий совет великого христианина и апостола – Павла из Тарса – сегодня актуален, как никогда раньше. Исполняется предсказание Спасителя об охлаждении взаимоотношений между людьми через всевозрастающее в мире беззаконие (Матф. 24:12). Подозрение и недоверие, вызывающие враждебность, – суть нынешних взаимоотношений между нациями и государствами. Почти все говорят, что желают мира и сотрудничества, но в то же время увеличивают в национальных арсеналах новейшие демонические виды вооружений.

Ежедневно средства массовой информации сообщают о злодеяниях в обществе. Подростки-школьники, завладев огнестрельным оружием, убивают своих же сверстников и даже учителей. Побуждаемые силами ада, внешне как будто благополучные и даже примерные члены общества без всякой причины, ради внутреннего крайне испорченного удовольствия, убивают своих же, оказавшихся беззащитными, единоплеменников – братьев и сестер. Маньяки-развратники насилуют и убивают несчастных, ни в чем неповинных женщин и даже детей.

А что происходит в семьях? Брачные узы перестали быть святыми. Все меньше становится семейств, которые сохраняют свой брачный обет неприкосновенным. Наркотики, алкоголь и никотин разрушают самое святое - материнское чувство к своему дитя. Если раньше женщины избавлялись от новорожденных младенцев, выбрасывая их живыми в мусорные ящики, то сегодня кровь останавливается в жилах, когда читаешь или слышишь, что родная мать умертвила сразу нескольких своих несовершеннолетних детей…

Что это - соревнование сил ада? Во что превратился наш мир?

Казалось бы, народу Божьему не о чем особенно беспокоиться - ведь Иисус предупреждал: «Не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Матф. 24:6) . Значит ли это, что достаточно только констатации нами факта приближения конца времени? Достаточно ли об этом проповедовать, указывая грешникам на их беззакония? Не окажется ли на Божьем суде кровь и на наших одеждах?

К великому огорчению, грязный и всеразрушающий поток беззакония мира время от времени захлестывает и христианские семьи, наши общины, организации. Не пришло ли время каждому христианину по совету пророка Иеремии (6:16) остановиться и подумать, является ли наша жизнь светом? Нет ли в нас тьмы?

Вероятно, будет очень кстати прислушаться к увещанию ап. Павла, в котором он, изображая истинных членов Небесной семьи на земле, говорит, что они «должны быть неукоризненными и чистыми чадами Божьими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа Слово Жизни» (Флп. 2:15).

Сияем ли? Или, возможно, нам только кажется, что мы излучаем свет истины? Христос обращается к нашей совести: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лук. 11:35).

Заповеди братолюбия

Чтобы улучшилось состояние христианского общества, нам нет необходимости заниматься изобретательством. Если мы действительно верим, что Бог не изменяется, то начать придется с тщательного исследования наших взаимоотношений с Богом – Отцом и Сыном, и Святым Духом.

Первой и наибольшей заповедью Иисус назвал любовь к Богу «всем сердцем, всею душою и всем разумением». Второй, не менее важной, заповедью является любовь к ближнему. Едемские заповеди тесно взаимозависимы. Невозможно соблюсти «первую и наибольшую», пренебрегая при этом второй. Эти заповеди являются душой не только Десятисловия, но и всей Библии. Без души (жизни) Декалог – всего лишь сухой перечень правил, соблюдая которые человек может стать холодным формалистом-фарисеем.

Ап. Иоанн, который в молодости настолько ревновал о любви к Богу, что был готов сжечь самарянское селение вместе с его жителями (Лук. 9:54), преобразовавшись в лучах Христовой любви, называл лжецами людей, заявляющих, что они соблюдают «первую и наибольшую заповедь». Он смело заявлял: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан. 4:20-21).

Следует заметить, что в первых двух основополагающих заповедях четко просматривается и третья: «Как самого себя». Это означает не только утверждение факта, что человек любит ближнего не меньше, чем самого себя, но и то, что он умеет любить себя.

Заповедь любви к себе

Любовь к себе – это то естественное чувство, которое Творец вложил в нас при творении наряду с любовью к Богу и ближнему. Но грех изуродовал как первое, так второе и третье чувства. Поступив вопреки Божественным требованиям, Каин возненавидел Авеля. Но продолжал ли он любить себя? В Библии говорится: «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» (Быт. 4:5)...

Сегодня впору поставить вопрос: умеет ли современный человек любить себя? Соблюдает ли он «третью» заповедь? Можно ли, например, потворствование прихотям плоти считать любовью к себе? А пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам, убивающим здоровье, разрушающим семьи и нормальный образ жизни, – это тоже любовь к себе?

Разумеется, истинная любовь к себе не исключает чувства собственного достоинства, но оно не должно переходить в болезненную защиту собственного «я». «Истинное чувство собственного достоинства – это осознание своей реальной значимости, уверенность, что ты не напрасно живешь на свете. Однако при всем этом следует быть достаточно скромным, адекватно оценивая свои возможности» (д-р Роберт Феликс).

Любящий себя старается быть чистым перед Богом и людьми, освобождаясь от внутренней и внешней скверны. Истинная любовь к себе предусматривает жизнь в согласии с золотым правилом Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12) . При этом категорически исключается принцип взаимности: «Как ты мне, так и я тебе».

В соответствии с учением Нагорной проповеди, где Иисус призывает любить врагов и молиться за ненавидящих нас (Матф. 5:43-48), перед действительно любящими себя открывается перспектива неприятелей превращать в друзей и таким образом понастоящему избавляться от врагов. Вероятно, многие переживали приятное, возрождающее чувство, когда наступало примирение с теми, с кем находились не в лучших отношениях. Чем сложнее были эти отношения, тем счастливее чувствуют себя примирившиеся. А это означает действительное исцеление духа и тела обоих, проявление любви к себе и ближнему.

Разумеется, при большом или малом конфликте между людьми, даже во время обычного недоразумения, кто-то из спорящих бывает ближе или дальше к определению виновности. Однако можно смело утверждать, что совершенно невиновных не бывает. Проблема в том, что когда «огонь» уже горит, человеческое «эго» не позволяет обоим ни признаться в этом, ни тем более первым сказать: «я виновен». А ведь зачастую это единственный путь потушить усиливающееся пламя «войны». Первый решающий шаг сделает тот человек, сердце которого в большей мере преисполнено любовью, «не ищет своего» и совершенно не зависит ни от обстоятельств, ни от кажущейся нам степени вины ближнего. Такую любовь мы называем греческим словом «агапэ».

Бесспорно, этот принцип ничего общего не имеет с обстоятельствами, когда нам приходится отстаивать библейские истины, неизменность Божьего Закона. Но и в этом случае нет никакого оправдания проявлению нашего «эго», которое стремится изгнать из сердца Божью любовь.

Вот почему в ночь перед Своими страданиями, несмотря на наибольшую несправедливость, какая должна была проявиться на нашей планете, в качестве предсмертного завещания Сын Божий предложил «новую заповедь»: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Иоан. 13:34).

Эту новую заповедь, по желанию, можно считать даже четвертой после любви к Богу, любви к ближнему и любви к самому себе, а можно в ней увидеть дополнение к первым двум. Это было вы- звано тем, что вследствие греховных превращений любовь к себе перестала быть надежной гарантией любви к ближним. Иисус это заметил даже после совершения тайной Вечери, когда Учитель и Бог унизил Себя до положения раба и омыл ноги ученикам (Лук. 22:24). Вот почему вместо слов второй заповеди «как самого себя», Спаситель сказал: «Как Я возлюбил вас».

Эта заповедь не противоречит ни Едемским заповедям, ни Декалогу и тем более ни в коей мере не заменяет их. Голгофская жертва в высшей степени продемонстрировала совершенную степень любви «агапэ», которой должны руководствоваться христиане в своих взаимоотношениях с ближними, если они желают уподобиться своему Небесному Учителю и Творцу. Только такая любовь является гарантией успешного ученичества в Его школе жизни. Именно таким образом «узнают все, что вы Мои ученики, – сказал Христос, – если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35).

«Все же вы – братья»

Когда заходит речь о братолюбии, нередко возникает вопрос, кого следует считать братом или сестрой, достойными нашей любви. Эта проблема существовала и во дни земной жизни Божьего Сына, когда Ему был поставлен вопрос: «Кто мой ближний?»

Точка зрения Небесного Учителя нам известна из Его притчи о милосердном самарянине (Лук. 10:29-37). Аналогично учение и всей Библии. Ведь люди на земле – действительно кровные братья и сестры как по сотворению, так и благодаря искуплению. Великий апостол язычников, Павел, находясь в центре всемирной культуры того времени, сделал недвусмысленное заявление: «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его» (Деян. 17:26-27) .

Принцип христианского братолюбия заложен в Послании ап. Павла к Филиппийцам (2:1-8): «Если вы находите некое утешение во Христе, если для вас что-нибудь значит любовь, если вы сопричастны Духу и вам ведомо сострадание, то… держитесь одного образа мыслей, дорожите взаимной любовью, и сердцем и умом будьте едины. Ничего не делайте из духа соперничества или тщеславия, но в смирении каждый почитай другого выше себя; заботьтесь не только о своем, но и о благе других. И на все это у вас должен быть тот же взгляд, что и у Христа Иисуса: Он, по самой Своей природе, будучи Богом, за это свое равенство Богу не держался, Божественностью Своей поступился и принял образ раба, уподобившись смертному человеку. Он в своем смирении принял смерть на кресте» (совр. рус. пер.).

Какая глубина и вместе с тем – простота! И начинает апостол с единомыслия. Дети Божьи должны явить миру, что находящиеся в согласии с Богом будут жить и в согласии между собой, поскольку стали членами одного Тела, Главой которого является Христос. А в одном теле не может быть разногласия. «Некоторые утверждали, – пишет Е. Уайт, – что по мере приближения конца отведенного нам времени каждый из Божьих детей будет действовать независимо от церковной организации. Но мне было показано Господом, что в Его деле не может быть личной независимости». Далее она приводит пример четкости, слаженности и взаимозависимости небесных тел во Вселенной, которые в осуществлении Божьей воли совместно подчиняются одному установленному закону.

Братолюбие с нежностью

Следуя учению Иисуса Христа «все же вы – братья», в Церкви принято обращение «брат» или «сестра». Вероятно, это наилучшее, что можно было придумать, поскольку по идее это слово уравнивает всех в качестве членов большой христианской семьи независимо от положения в Церкви или обществе. Проблема в другом: нередко слово «брат» или «сестра» лишено внутреннего смысла. Чувствуя нерасположение к личности, в тоне голоса могут проявляться нотки грубости, даже раздражения, чего невозможно скрыть. Вот почему апостол подчеркивает: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» (Римл. 12:10). Это значит, что в нашем обращении должны звучать теплые звуки любви. Разве мы не угадываем по голосу нашего собеседника его отношение к нам? Даже когда он хочет показать нарочитую суровость, мы обязательно почувствуем его нежное состояние души, сострадательность к нам из-за нашего неблаговидного поступка или слова, восприимчивость им нашей беды как своей. Дело в том, что существует еще выражение «язык сердца». Человек говорит то, что у него в душе, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34).

Противоположность нежности – грубость, жесткость, бесшабашная прямота по принципу: «Режь правду-матку в глаза». Таковые даже похваляются: «Я человек честный, прямой – что думаю, то и говорю». И «режут», не обращая внимания на долго кровоточащие сердечные раны и боль, которые они причиняют своим братьям и сестрам, близким людям. Более того, после такой бессердечной «операции» они смеют считать себя героями, не понимая, как далеки от простой человеческой воспитанности и нежной Божьей любви.

«Честность без любви – жестокость. Даже критика должна быть подобной летнему тихому дождю: достаточно мягкой и толерантной, способствующей духовному возрастанию личности и в то же время не причиняющей вреда корням», то есть ее становлению (Фрэнк Кларк).

В Библии запечатлены примеры нежного отношения Бога к людям. Дело в том, что искренне верующие братья и сестры также иногда делают серьезные ошибки, заслуживающие порицания и осуждения. Так, праведник Авраам, оказавшись в чужой земле и встретившись с неизвестными ему обычаями, смалодушничал. Опасаясь за свою жизнь, он сказал о своей красавице-жене, что она – его сестра, а значит свободна. Правитель той местности, Авимелех, ничего не подозревая, решил взять ее себе в жены.

Во сне Господь предупреждает царя об угрожающей ему опасности, если он немедленно не отдаст Сарру своему мужу. Авимелех подчиняется, и хотя он был язычником, тактично делает представителю живого Бога замечание: «Чем же я согрешил против тебя?.. Ты сделал со мною дела, каких не делают».

Можно лишь представить, как Аврааму было стыдно за свой неджентльменский поступок как в отношении жены, которую фактически предал, так и правителя. Можно лишь предположить, какую молитву благодарности он вознес к Богу, Который пошел на разговор с царем. С другой стороны, Господь продолжал проявлять благорасположение и к Аврааму; Он возвысил авторитет Своего слуги, поставив дальнейшее благополучие Авимелеха и его царства в зависимость от молитвы Авраама: «Он – пророк, и помолится о тебе и ты будешь жив» (см. Быт. 20:1-18).

Не менее яркий пример толерантности проявил Иисус в отношении Своего ученика (см. Матф. 17:24-27). Ответив представителям храмовой налоговой службы поспешно «да», не посоветовавшись предварительно с Учителем, Петр сам попадал и заодно втягивал Иисуса в серьезную финансовою кабалу. Однако вместо того, чтобы сделать ему общественный выговор в назидание другим ученикам, Иисус тактично задает неосмотрительному рыбаку вопрос. Отвечая на него, Петр понял, какую оплошность допустил и был благодарен Учителю за Его мудрое и нежное к нему отношение. Более того, стараясь поддержать авторитет Петра в глазах тех, кому тот пообещал, Иисус приобщает к проблеме и Себя, говоря: «чтобы нам не соблазнить их». И далее советует, как выйти из создавшейся тупиковой ситуации.

Тактичность Иисус проявлял не только к близким Ему личностям, но и к обычным людям, даже к неприятелям.

Насколько же наш мир стал бы добрее, если бы каждый, прежде чем осуждать ближнего, чаще смотрел на написанное для него лично Христом не на песке, как в случае с грешницей, а в Его Слове. «Вникай в себя и в учение, – пишет своему ученику Павел, – занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). «Послушайте Меня, стремящиеся к правде… Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены» (Ис. 51:1).

Итак, братолюбие с нежностью возможно только лишь после преобразования нашего внутреннего человека по примеру Иисуса Христа, когда из бесформенного, отделенного от скалы «камня» мы превратимся в живых христиан, излучающих тепло.

Почтительность

Правила общественного этикета в различных культурах предусматривают почтительное отношение людей между собой. Наиболее распространенное обращение «господин» или «госпожа» принято во многих цивилизованных странах. К высокопоставленным и коронованным особам обращаются: «Ваше превосходительство», «Ваше сиятельство», «Ваше высочество». Среди духовенства традиционных конфесий принято обращение: «Ваше пер- восвященство», «Ваша святость» и т.п. Коммунисты бывшего СССР пробовали всех людей уравнять словом «товарищ».

Но должна ли существовать почтительность в христианском обществе?

Безусловно. В Законе Божьем первые четыре заповеди призывают к особенной и безграничной почтительности к Богу как Отцу и Искупителю всех людей. Пятая заповедь гарантирует почтение к родителям.

В народе Божьем всегда были в почете пожилые люди. «Пред лицом седого вставай, – говорит Господь через Своего служителя Моисея, – почитай лицо старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19:32) . Многочисленные библейские тексты призывают оказывать почтение к существующим властям, служителям Церкви, молитвенному дому и т.п.

Каждый из вышеперечисленных аспектов о почтительности достоин отдельного рассмотрения. Однако наиболее важной темой, формирующей в человеке характер и дух почтительности, на наш взгляд, являются христианские взаимоотношения как между членами Церкви, так и с окружающими нас людьми в соответствии с библейским принципом: «Всех почитайте… По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (1 Петр. 2:17; Флп. 2:3) . А чтобы выражение «один другого» не вызывало вопросов, кто же все-таки должен начинать первым, Павел уточняет: «В почтительности друга предупреждайте» (Римл. 12:10). Это означает: не жди, пока тебе окажут честь, а старайся предупредить в этом вопросе своего ближнего, то есть прояви почтительность первым.

Несмотря на всю простоту и ясность мысли, выполнить совет апостола многим людям оказывается не под силу, поскольку дело касается не только вопроса, кто первым при встрече должен протянуть руку для приветствия, но и более широкого спектра отношений. Легко ли, например, первым подать руку примирения при затянувшемся конфликте, когда каждый из участников ссоры считает себя правым? Коварная духовная болезнь вражды и душевные страдания становятся хроническими из-за боязни унизиться перед ближним. Так называемый христианин настолько оберегает свое «я», что совершенно не задумывается над словами Писания: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» (Еф. 4:26-27) . Это означает, что оба участника конфликта живут во грехе! Может ли быть еще большая опасность?

Что же делать? Как выйти из этого тупика? Эта же проблема долгое время портила отношения в обществе учеников Иисуса Христа, которым не давала покоя мысль, кто из них должен считаться первым. И, если бы не произошло внутреннего преобразования, они могли остаться без Духа Божьего, а значит – неспособными продолжить миссию Христа после Его вознесения.

Как известно, переосмысление ценностей, хотя и не сразу, началось с акта смирения, когда Господь и Учитель, Творец и Спаситель стал Слугой. Чтобы служить другим и быть проводниками христианства, ученики Христа должны были научиться от Него кротости и смирения. Им предстояло пройти через крайне тяжелые обстоятельства, страшное разочарование, а некоторым даже отречься от Учителя; но именно таким образом они поняли самих себя, свою человеческую немощь.

Бог призывает «духовных» вести заблудших овец на злачные пажити истины и праведности, руководствуясь золотым правилом (Матф. 7:12). Павел был решительным и категоричным в отношении тех, кто упорствовал в открытом грехе, но был терпеливым и нежным в отношении проявляющих хотя бы минимальное желание к исправлению (см. 2 Кор. 2:5-11). В применении церковных дисциплинарных мер требуется искусное сочетание твердости и доброты.

Божья вестница подчеркивает: «Если бы мы смирились перед Богом и были добры, вежливы и сострадательны, то по сто человек обращались бы к истине там, где сегодня обращается один».

Это совсем не означает, что мы должны попустительствовать греху или понижать нормы христианского поведения. Вовсе нет. Нужно решительно противостоять греху как в личной жизни, так и в жизни Церкви.

Как никогда раньше, Церковь Божья нуждается в повторении опыта, который пережили ученики после вознесения на Небо Иисуса. Каждый свой шаг, каждое решение, каждую программу жизни они осуществляли с мыслью об Иисусе. Решающим был принцип: как бы в том или ином вопросе поступил Божественный Учитель.

Осуществляя поручение Христа для последнего времени, мы стремимся к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Поэтому вопрос единомыслия и единства посредством искреннего братолюбия с нежностью и почтительности в христианском обществе актуален сегодня не меньше, чем в апостольское время. Ожидая излития Позднего Дождя Святого Духа, перефразированный апостольский девиз: «Каждый день с Иисусом, для Иисуса и силою Иисуса» станет действительной реальностью лишь в том случае, когда он воплотится в жизнь каждого служителя и члена Церкви.

В Древнем Патерике есть такое поучение: «Один монах сказал преподобному Сисою Великому: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари» . Давайте немного поразмышляем над этими отрезвляющими словами преподобного. В святоотеческом понимании «тварь» - это всё одушевленное творение Божие: от червяка до человека (ангелы в данном случае не в счет). И если псалмопевец Давид говорил о себе: «Я же червь, а не человек», - то святой Сисой, грубо выражаясь, посоветовал монаху увидеть себя ниже червя. Почему же подвизающийся инок получил такое, с мирской точки зрения, странное наставление? Мне кажется, дело в том, что, во-первых, старец почувствовал: вопрошающий находится в полушаге от гордыни, а значит падения. Ведь иначе говоря, монах сказал, что уже достиг совершенства… А смиренный человек никогда так оценивать себя не станет… И во-вторых, невозможно постоянно думать о святом Боге, и при этом не замечать своих грехов.

Как видим, в ситуации, когда верующий находится в прелести (самообольщении), для него спасительной, но горькой пилюлей является познание глубины своего падения, духовного повреждения и недостоинства пред Богом. Причем, сие радикальное самоунижение весьма действенно: оно мгновенно, как ушат ледяной воды, охлаждает горячие головы оторвавшихся от реальности подвижников. Поэтому в коротком ответе преп. Сисоя заключен весь смысл православного аскетического делания: увидеть себя ниже всей твари . Здесь речь идет не о воображаемом, мечтательном самоосуждении, а о необходимости реально увидеть себя в таком неприглядном виде. То есть святой призывает познать горькую правду о своей падшей душе, находящейся в состоянии духовного недуга.

Бесспорно, это смиряющее аскетическое упражнение весьма полезно для духовного совершенствования. Судите сами. Кто такой монах? Грубо говоря, это тот, жаждущий Бога человек, который умер для мира. Монах должен вести ангелоподобное житие и молиться за весь мир, лежащий во зле. Однако невозможно искренне любить грешников и молиться о них тому, кто себя считает лучше других. Согласитесь, эти иноческие обеты легче исполнить, считая себя ниже всей твари.

Подобное усмирение себя в сердце – великий подвиг и прямой путь к спасению, ибо при таком настрое души уже не возникнет желания осуждать ближних. А значит, христианин исполняет заповедь Спасителя: «Не судите и не судимы будете». Вспоминается поучение аввы Дорофея: «Один инок был довольно нерадив на пути спасения - и в постничестве, и молитвах. Наконец, пришло время расстаться ему с жизнию, собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что он, по мнению их, беспечный инок, оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. - «Отчего ты в грозный час Суда Божия так беспечален? - спросили они, - мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия, укрепись силою Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие». - Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: «Так отцы и братия! Я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены Ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости Суда Господня... Но вдруг Ангелы сказали мне: «При всем небрежении - ты не осуждал и был незлобив», - и с сим словом раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» - Сказав сие, инок предал с миром душу свою Господу. Не осуждайте, да не осуждены будете: оставьте и оставится вам, сказал Господь (Лк. 6; 37)». Воистину «неосуждение - без труда спасение».

Есть и еще положительный момент в видении себя хуже всех: помимо смирения и, покаянного чувства в человеке появляется также внутренняя свобода от мнения других, тщеславия. К сожалению, все люди духовно больны и потому, в основном, не сознают своей греховности, зато отчетливо видят даже малюсенькие грешки ближних. Мало того, что мы – грешные, при этом еще хотим для других казаться хорошими. Протоиерей Валериан Кречетов точно подметил: «Да мы больше, чем греха, боимся того, что узнают, что мы в чем-то грешны. Наше тщеславие боится: что о нас скажут, что о нас подумают... Только величаемся друг перед другом. Сидим все в грязи, один другого глубже, и только думаем: «Я еще не так глубоко, как тот…» Чем бы только не превознестись!»

Вместе с тем, даже самое эффективное лекарство, принимаемое без меры и рассуждения, способно принести вред. Если б духовно не подготовленный мирянин вдруг неожиданно открывшимся оком сердца (подобно святым) увидел истинное состояние своей поврежденной души, то неминуемо впал бы в отчаяние и окончательную погибель… По словам людей Божиих, слишком жуткое это зрелище! Вот почему «надо познать свою святость одновременно с постижением своего ничтожества и глубины падения. Именно в неизменном сочетании их и заключается спасение христианина», – ссылаясь на святых Отцов, писал Н.Е. Пестов. И далее продолжал: «Что значит увидеть свой грех? Это значит понять уклонение себя от какой-то нормы. И чем выше познание нормы, тем более заметно уклонение, тем резче разница между тем, что есть и что должно быть. Идеал святости должен завладеть душой, гореть в ней ясным огнем и пленять своей красотой. Откуда может пасть на душу этот идеал? Он отпечатлевается из образа Христа и затем тех Его учеников-христиан, которые в какой-то мере отобразили Его образ. Счастье тем, кто глубоко познал их, чтобы в их святости понять и свой образ святости. Тогда омерзителен для познавших будет их грех, и они постигнут свое высокое предназначение. О последнем так пишет схиархимандрит Софроний: «Я заметил странное явление: люди БОЯТСЯ открыто взглянуть на ВЕЛИЧИЕ человека. Увидеть Божественный замысел о себе людям кажется «непомерной» гордостью. Узнать о себе, что в Идее Отца мы прежде создания мира задуманы как полнота совершенства, мне кажется делом совершенно необходимым для того, чтобы жить и действовать должным образом. Я полагаю, что умалять предвечную мысль Творца о человеке не только ОШИБКА, но действительно ВЕЛИКИЙ ГРЕХ, когда люди не видят в себе самих и в брате своем подлинного и вечного достоинства».

Обратимся ещё к одному высказыванию о соотношении между покаянием и пришествием врачующей благодати Божией.

«Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность… Согласно отцам пустыни, "чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник". В качестве примера они приводят Исайю: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: свят, свят, свят; и лишь после этого видения он восклицает: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами" (Ис 6, 1-5). Таково начало покаяния: видение красоты, а не безобразия; осознание Божественной славы, а не собственного убожества», - отмечает епископ (ныне митрополит) Каллист (Уэр).

Поэтому пока у верующего нет личных отношений с Богом, ему бесполезно советовать увидеть себя ниже всей твари. Когда малодуховный человек, не способный к самопознанию, слышит проповедь о том, что он - «ничтожество», то в лучшем случае такой индивид начнет выдумывать себе недостатки, в худшем – у него возникнет чувство протеста и отторжения. К последнему, в основном, склонны подростки и молодежь. Нетрудно представить, что станет с мирянином, если он приобретет привычку повседневно находиться в искусственном состоянии духовного «комплекса неполноценности». Такой «верующий» займет пассивную жизненную позицию и сложит с себя всякую ответственность. У отца Димитрия Смирнова есть интересное высказывание, дающее обильную пищу для размышления: «Да, где вы видели ответственных православных мужчин? Я двадцать пять лет служу в церкви, являюсь настоятелем нескольких храмов и могу сказать: если тебе что-то обещает мужчина, то, как правило, не делает…»

К тому же, с психологической точки зрения, от культивирования самоуничижения (без Бога) до ненависти к себе – один шаг. А это прямой путь к депрессии, алкоголизму, наркомании, суициду.

Вот что поведал о себе бывший алкоголик В.: «На первых порах алкоголь снимал с меня страх, вселял уверенность, окрашивал жизнь в розовые тона. Он помогал мне знакомить¬ся с женщинами, которых я очень боялся, потому что СЧИТАЛ СЕБЯ НИЧТОЖЕСТВОМ . После института выпивки стали регулярными, и я все чаще и сильней стал испытывать похмелье; алкоголизм становился проблемой… Одна женщина посоветовала мне пойти в церковь, поговорить со священником, покаяться. Я так и поступил. И на следующий же день после этого произошло мое обращение - оно было бур¬ным, как все в моей жизни. Это был момент встречи с Богом, и Он ясно дал мне понять, что любит меня. Прежде я жутко НЕНАВИДЕЛ себя и не мог поверить, что меня, такое ничтожество, можно любить. Но личная встреча с Господом раз¬веяла все сомнения. Поразительно: Христос - Истина, живая и любящая меня Личность - дал мне пережить ряд удивительных состояний. Я чувствовал себя ошеломленным и заполненным, родившимся заново. Господь развеял мои сомнения, Он показал, что всегда будет рядом. Центром моей жизни стал Христос... Вскоре я познакомился со священником, который стал моим наставником, духовником. Впервые за всю свою жизнь я исповедовался, прошел катехизацию, а потом даже стал работать в церкви...»

«По жизни знаю феномен, - поделился своим наблюдением на одном из Интернет-форумов прот. Георгий Бирюков, - что ненавидящие себя (встречается) часто люто ненавидят и ближних, и весь мир. Без внешних причин. Только потому, что и себя ненавидят» … «Любовь, которой учит нас Христос, несовместима с ненавистью к кому бы то ни было… любовь охватывает и собственное "я", меня самого… Мы должны научиться не только принимать нашего ближнего, но принимать и самих себя» (митр. Антоний Сурожский). Кстати, о принятии и терпении себя учил даже такой великий святой подвижник и аскет, как преп. Серафим Саровский: «Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему. Употребил ли ты пищи много или сделал другое что сродное слабости человеческой, не возмущайся сим, не прибавляй вреда ко вреду; но, мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14, 22)». О том же писал и схиигумен Парфений: ««Первый предмет терпения есть – терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания…» (свт. Феофан Затворник). Терпеть себя – значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не должно сильно расстраиваться или возмущаться, ни, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости. Тогда нужно смириться и молчаливо терпеть себя. Нужно помнить, что каждому человеку свойственно ошибаться, т.к. совершенных людей на земле нет. Верно также и другое, что необученный человек всегда больше ошибается. Но есть и еще одна причина ошибок человека, это попущение Божие за грехи его, и это уже как наказание ему. Поэтому, когда случится так или иначе споткнуться, тогда нужно смириться, сокрушиться сердцем о своем невежестве и впредь стараться быть внимательнее и осторожнее, испрашивая на то помощь Божию, но ни в коем случае не сваливать свои ошибки на других, или на что-нибудь стороннее. Свою вину всегда нужно признавать своей: это есть правильный путь и признак способности души к исправлению».

Если рассматривать духовную жизнь прежде всего как движение ко Христу, то поиск в себе негативного и греховного будет необходим лишь для того, чтобы, покаявшись, двигаться дальше в исполнении заповедей, к обожению. («После Воплощения Господня - сколько бы мы ни согрешали как люди, сколько бы мы ни отдалялись от Бога - если мы хотим вернуться к Нему покаянием, это возможно. Мы можем вернуться в единение с Ним, стать богами по Благодати» (арх. Георгий, иг. обители св. Георгия на Горе Афон)). К слову будет сказано, в Древнем патерике есть и такое поучение о покаянии двух монахов, побежденных одним и тем же грехом: «…они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Братья были одинаковы по виду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, - и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом, - и подивились сему, ибо братья принимали пищу поровну. Посему спросили они печального брата: какими мыслями ты был занят в келье своей? - Я думал, отвечал он, о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, - и от страха прильпе кость моя плоти моей (Псал. 101, 6). Спросили и другого: а ты о чем размышлял в келье своей? Он отвечал: я благодарил Бога за то, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения, и возвратил меня к этому ангельскому житию, - и, помня о Боге, я радовался. Старцы сказали: покаяние того и другого равно перед Богом».

«Но что же на самом деле имеется в виду под покаянием? Обычно говорят: сожаление о грехах, чувство вины, ощущение горечи и ужаса от того, что мы нанесли раны другим и самим себе. И все же такое представление является неполным. Горечь и ужас действительно составляют существенный элемент покаяния, но они не исчерпывают его, даже не являются его наиболее важной частью. Мы ближе подойдем к существу вопроса, если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: metanoia. Оно означает "изменение ума": не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и на Бога - "великое понимание", по слову Пастыря Ерма. Великое понимание - но не обязательно эмоциональный кризис. Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу. Как "новый ум", обращение, перенесение центра существования, покаяние - прежде всего позитивно, не негативно. Как говорит св. Иоанн Лествичник, "покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния". Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного "я" как созданного по образу Божию. Каяться - значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх - на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед - с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать», - пишет епископ Каллист (Уэр).

Без Богообщения поиск в себе лишь негативного и уродливого (что ошибочно называется «смирением») по определению не может быть позитивным самостоятельно-значимым процессом. К примеру, апостол Павел, обращаясь к христианам, говорил: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2,3). (Обратим внимание - он даже не сказал: «Почитай себя хуже других»). По сути, в этой заповеди акцент ставится на величии ближнего, а не на своей никчемности. Ибо без Бога человек – ничто, а с Богом – всё… Слова Христа: «Без Меня не можете делать ничего» - относятся не только к бытовым повседневным обязанностям, но и к стяжанию добродетелей: покаянию, смирению и проч. Без Бога ни покаяние, ни смирение – ничто иное не принесет человеку пользу.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Смирение - одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба. Мало кто хотел бы быть смиренным, потому что смирение представляется людям отвержением человеческого достоинства… Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя… А если мы так поступаем, то достигаем не смирения, а унижения, которое не дает нам жить достойно Царства Божиего и нашего человеческого призвания… Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого Он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы. Как видно на примерах святых, смирение не рождается в них единственно из осознания греховности, потому что и грешник может принести Богу сокрушенное, кающееся сердце, а одного слова прощения достаточно, чтобы изгладить все зло, прошлое и настоящее. Смирение святых происходит из видения славы, величия и красоты Божией, смирение рождается даже не по контрасту, а из сознания, что Бог настолько свят, из откровения такой совершенной красоты, такой поразительной любви, что единственное, что остается сделать в Его присутствии - это пасть перед Ним в благоговении, радости и изумлении».

А ещё апостол Павел учил: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творение) ; древнее прошло, теперь все новое». (2 Кор. 5:17). Причем в этом послании он обращался не к известным святым, а к рядовым членам церкви в Коринфе, кои не отличались особой праведностью жизни. Из посланий Коринфянам известно, как приходилось апостолу Павлу строго их обличать за ошибки и грехи. Тем не менее, апостол утверждал, что они стали новыми творениями во Христе. Возможно, апостол хотел вдохновить коринфян, ибо понимал: от того, кем себя сознает человек, зависит то, как он будет поступать. Психологи знают: если ребёнка убеждают, что он глупый и не способный, то малыш таким и станет. (Об этом, к примеру, можно узнать из книг священника Илии Шугаева и Ирины Медведевой). Аналогично и нас, возлюбленных Своих детей, Бог через Писание вдохновляет на «жизнь и жизнь с избытком». Господь хочет, чтобы мы познали, какую силу и возможности Он даровал тем, кто любит Бога и исполняет Его заповеди. Как сказал иеромонах Рафаил (Нойка), Бог – Тот, Кто Есть («Я Есмь»), и Он желает привести человека в то же бытие. Господь с человеком этим делится – и настолько, насколько верующий приобщается к Слову Божьему, он находит в сем слове Бога, энергию жизни… «Помните, что воскресший Христос не дал вам дух страха, но дух силы, любви и целомудрия», - повторял вслед за апостолом Павлом, архиепископ Христодул…

«О человеке можно говорить и плохо, и хорошо, - размышляет прот. Георгий Сидоренко. - Верно будет и то, и другое… Человек - антиномия, противоречие. Вспомним, как точно сказал о человеке Г.Р. Державин - известный русский поэт 18 века: “Я царь, я раб, я червь, я Бог”. Все четыре определения верны. Человек - царь вселенной, он знает и умеет многое, чего не умеют и не знают животные. Человек - раб. Увы, не только Божий, но и в своих грехов, своих страстей и дурных привычек. Человек - червь. Он пресмыкается, он смертен, ничтожен, он пойдет в землю. Но человек и бог. Лучше писать это слово в данном случае с маленькой буквы - “бог”. Не настоящий, конечно, а дитя Божие, творение Божие, созданное по образу и подобию Божию, призванное войти в рай и жить с Богом. “Я царь, я раб, я червь, Я Бог”. Так удачно сформулировал православное учение о человеке Г.Р. Державин… Как хорошо, что православие нам открыло, что человек - не только червь, но и дитя Божие, любимое дитя, призванное ко спасению!»

Итак, для того, чтобы увидеть себя ниже всей твари и не впасть в депрессию, нужно записать на скрижалях своего сердца слова святителя Феофана Затворника: «Чувство своей бедности, окаянства… одно – безотрадно, и, пожалуй, может ввести в отчаяние, окончательно пагубный грех. Потому, не отказываясь от него, надо растворять его познанием и чувством богатства Христова... Потому нам надо посматривать не только на себя, как мы ничтожны, но и на Господа, как Он богат и благ… Сочетание сердца с Господом верою есть внутреннее благодатное действие, коим на наше ничтожество и бедность переносится вся полнота Христова и усвояется нам… Вера зрит Господа единственным источником своего облаженствования, исчезает в Нем сердцем, объемлет Его любовию, живет Им одним и для Него одного… Вот кратко, - как сочетается сердце с Господом!.. Сначала восчувствует оно свою бедность… Потом восчувствует богатство Христово; наконец – силою веры перенесет на себя сие последнее, говоря в себе: «Всё, что соделал Господь для всех, Он дарует по благости Своей и мне, и меня спасает…»

А. Сигутин
_____________________________________

*«Депрессия - психическое расстройство, при котором наблюдается патологически сниженное настроение с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действительности и своего будущего. Депрессивное снижение настроения сопровождается двигательным и мысленным торможением, снижением потребности в деятельности… Депрессия является достаточно опасным состоянием, так как при отсутствии адекватного лечения у пациентов могут возникать суицидные мысли и намерения, с которыми больному бывает трудно справиться, и как следствие - такие пациенты предпринимают суицидные попытки, которые могут закончиться летальным исходом…» (Яворская Виктория Викторовна, врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук).

Смирение

Эндрю Мюррей

ГЛАВА 6
СМИРЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоанна 4:20)

Какая отрезвляющая мысль, что наша любовь к Богу может быть измерена нашим ежедневным общением с людьми и той любовью, которая при этом проявляется. Нашу любовь к Богу можно считать иллюзией, кроме той, которая выдержала испытание повседневного общения с окружающими нас людьми. Точно так же дело обстоит и с нашим смирением. Легко думать, что мы смирены перед Богом: смирение по отношению к людям будет единственным веским доказательством того, что наше смирение перед Богом реально, что оно поселилось посреди нас и стало самим нашим естеством, что мы на самом деле, подобно Христу, лишили себя всякой репутации. Когда в присутствии Божьем смирение сердца стало не позой, которую мы принимаем, молясь Богу, но самим духом жизни, тогда это проявится во всех наших взаимодействиях с братьями. Этот урок имеет чрезвычайную важность: единственное смирение, которое воистину является нашим, – это не то, что мы стараемся проявить перед Богом в молитве, но то, которое мы носим внутри себя и проявляем через себя в своем ежедневном поведении. Незначительные вещи повседневной жизни являются важными экзаменами вечности, так как они показывают, какой дух на самом деле обладает нами. В самые неожиданные для нас моменты мы показываем и видим, кем мы воистину являемся. Чтобы узнать смиренного человека и то, как он себя ведет, ты должен последовать за ним во все его дела повседневной жизни.

Разве не этому учил Иисус? Когда ученики спорили, кто из них наибольший; когда Он видел, как фарисеи выбирали лучшие места на пиршествах и в синагогах; когда Он показывал Своим ученикам пример, омыв их ноги, – тогда Иисус преподавал им уроки смирения. Смирение перед Богом – это ничто, если оно не подтверждено смирением перед людьми.

Об этом же говорил и Павел в своих учениях. К римлянам он писал: «В почтительности друг друга предупреждайте»; «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным». «Не будь мудрецом в своих глазах» . К коринфянам: «Любовь, – и не существует любви без смирения в ее сути, – не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается». К галатам: «Любовью служите друг другу». «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». К ефесянам сразу же после трех чудесных глав о небесной жизни: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью»; «Благодаря всегда … повинуясь друг другу в страхе Божием». К филиппийцам: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба и смирил Себя». И к колоссянам: «Итак облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, как Христос простил вас». Именно в наших взаимоотношениях друг с другом, в нашем почитании друг друга должно проявляться истинное смирение разума и сердца. Наше смирение перед Богом само по себе не многого стоит, но оно подготавливает нас проявить смирение Иисуса нашим братьям. Давайте исследуем смирение в повседневной жизни в свете этих слов.

Смиренный человек во всякое время ищет того, чтобы поступать по правилу: «В почтительности друг друга предупреждайте; служите друг другу; каждый почитай другого выше себя; подчиняйтесь друг другу» . Очень часто можно услышать вопрос: «Как мы можем считать других выше себя, если мы видим, что они очень сильно уступают нам в мудрости или святости, в дарах или благодати?» Этот вопрос сразу же показывает то, как мало мы понимаем, что есть действительное смирение разума. Истинное смирение приходит тогда, когда в свете Божьем мы видим, что сами из себя ничего не представляем, и решаем изгнать всякий эгоизм, чтобы позволить Богу быть для нас всем. Та душа, которая сделала такой выбор, может сказать: «Я потерял себя, найдя Тебя, и больше не сравниваю себя с другими». Такой человек навсегда оставил любую мысль о себе в присутствии Божьем; он встречает своих братьев как тот, кто является ничем и ничего не ищет для себя; кто является слугой Божьим и ради Него – слугой для всех. Верный слуга может быть мудрее своего хозяина и все же сохранять истинный дух и сердце слуги. Смиренный человек смотрит на каждого самого слабого и ничего из себя не представляющего дитя Божьего и почитает его сыном Царя, предупреждая его в почтительности. Дух Того, Кто омыл ноги ученикам, делает для нас радостью то, чтобы быть воистину наименьшим и слугой для всех.

Смиренный человек не испытывает никакой ревности или зависти. Он может славить Бога в такие времена, когда ему предпочитают других и благословляют на его глазах. Он спокойно выдерживает те моменты, когда хвалят других, а о нем забывают, так как в Божьем присутствии он научился говорить словами Павла: «Я ничто». В качестве духа своей жизни он принял дух Иисуса, Который не угождал Себе и не искал Своей собственной славы.

Среди всего того, что считается искушением нетерпения и раздражительности, злых мыслей и резких слов, которые рождаются из-за грехов и падений братьев-христиан, смиренный человек носит в своем сердце и являет в своей жизни постоянное предписание: «Снисходя друг ко другу и прощая взаимно, как Христос простил вас» . Он научился, что, облекаясь в Господа Иисуса, он принимает в себя сердце сострадания, доброты, смирения, кротости и долготерпения. Иисус занял то место, где раньше находился эгоизм, и теперь для него не является невозможным прощать так, как прощал Иисус. Его смирение состоит не просто из мыслей и слов самоуничижения, но, как говорит Павел, из «смиренного сердца», руководимого состраданием и добротой, кротостью и долготерпением, – всего того, что присуще Агнцу Божьему.

В погоне за большими переживаниями христианской жизни, верующий часто попадает в опасность нацелиться и радоваться тому, что можно назвать, скорее, человеческими достоинствами, такими как смелость, радость, пренебрежение к миру, рвение, самопожертвование, – даже древние стоики учили этому и практиковали все это, – тогда как остается без внимания более глубокая и мягкая, Божественная небесная благодать. Та благодать, о которой прежде всего учил Иисус на земле и которая больше всего связана с Его крестом и смертью для самого себя: благодать быть нищим духом, кротким и смиренным. Таким образом, давайте примем сердце сострадания, доброты, смирения, кротости и долготерпения. Давайте явим свое подобие Христу не только в рвении спасать потерянных, но, прежде всего, в наших взаимоотношениях с братьями, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, как Христос простил нас.

Братья-христиане, давайте исследуем библейский портрет смиренного человека. И давайте спросим своих братьев, а также окружающий нас мир, видят ли они в нас подобие оригиналу. Давайте не удовлетворяться ничем меньшим, кроме принятия всех этих мест Писания в качестве обещания того, что Бог сотворит в нас, как словесное откровение того, что Дух Иисуса родит в нас. И пусть каждая неудача и недостаток лишь побуждают нас кротко и смиренно обратиться к кроткому и смиренному Агнцу Божьему с уверенностью в том, что там, где Он восседает на троне сердца, Его смирение и мягкость станут тем потоком живой воды, которая потечет из нас.

(«Я знал Иисуса, и Он был очень дорог моей душе, но я нашел нечто в себе, что не хотело быть приятным, терпеливым и добрым. Я делал все, что было в моих силах, чтобы избавиться от этого, но оно продолжало оставаться там. Я стал умолять Иисуса, чтобы Он что-то сделал для меня, и когда я подчинил Ему свою волю, Он вошел в мое сердце и забрал все то, что не хотело быть добрым, не хотело быть приятным, не хотело быть терпеливым, а затем закрыл дверь» . – Джордж Фокс)

Еще раз повторю то, что я говорил раньше. Я чувствую, что мы имеем очень слабое представление о том, что Церковь страдает от недостатка этого Божественного смирения, которое дает Богу возможность проявить свою силу. Не нужно много времени для того, чтобы христианин со смиренным, любящим духом, познакомившись с несколькими миссионерскими станциями в разных странах, выразил свое глубокое сожаление о том, что в некоторых случаях там очень недоставало духа любви и снисхождения. Мужчины и женщины, которые в Европе могли сами выбирать свой собственный круг друзей, попадая в тесное общение с теми, кто не был близок им по духу, находили трудным любить и снисходить, и сохранять единство Духа в союзе мира. И те из них, которые должны были стать радостью для своих собратьев, стали помехой и обузой. И все по одной причине: отсутствие смирения, которое почитает себя за ничто, которое радуется, будучи последним, и ищет лишь того, чтобы, подобно Иисусу, быть слугой, помощником и утешителем других, даже самых незначительных людей.

И откуда берется то, что люди, которые с радостью отдали себя Христу, находят таким трудным отдать себя братьям? Разве это не позор для Церкви? Она так мало учит своих сыновей тому, что смирение Христа является первой добродетелью, наилучшей из всех благодатей и сил Духа. Но не будем разочаровываться. Пусть то, что мы обнаружили недостаток этой благодати, побудит нас к еще большему ожиданию от Бога. Давайте будем смотреть на каждого брата, который доставляет нам беспокойство, как на Божье средство благодати, Божий инструмент для нашего очищения, для нашего упражнения в том смирении, которым Иисус, Жизнь наша, дышит внутри нас. И давайте иметь такую веру во все от Бога и ничего от себя, что, будучи никем в своих собственных глазах, мы бы могли, в силе Бога, искать лишь того, чтобы служить друг другу в любви.

error: Content is protected !!