В реализации государственного плана монументальной пропаганды участвовали. План ленинской монументальной пропаганды. Искусство периода Революции и Гражданской войны

Ленинский план монументальной пропаганды Монументальная пропаганда - выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции и комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Основу плана составили два проекта: украшение зданий и «т. п. мест, где обыкновенно бывают афиши» , большими революционными надписями постановка памятников великим революционерам, в «чрезвычайно широком масштабе, - памятников временных, из гипса…»

Идея создания Идея монументальной пропаганды Ленина восходит к утопическому сочинению Томмазо Кампанелла «Город Солнца» . Философ упоминает украшение стен города фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, - продолжал Ленин, - что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же… Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой» .

Хронология После революции 1917 г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое значение. 12 апреля 1918 г. был подписан декрет «О памятниках республики» 30 июля 1918 г. «Список лиц, коим предположено поставить монументы в городе Москве и других городах Российской Федеративной республики» Первым из них стал памятник А. Н. Радищеву в Петрограде открытый 22 сентября 1918 г. Памятник А. Н. Радищеву в Петрограде

7 ноября 1918 г. в Москве на площади Революции был открыт временный памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, а на Красной площади появилась мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» в 1919 г. на Советской площади в Москве был установлен обелиск со статуей Свободы скульптора Н. А. Андреева. Обелиск Конституции со статуей Свободы на Советской площади. Открытка 1929 г. С 1920 г. Советская монументальная пропаганда распространяется на Азербайджан, с 1921 - на Армению и Грузию и т. д.

Памятники В. И. Ленину Проект статуи Ленина для Дворца Советов. Гипс. В. И. Ленин. Монумент для канала Москва – Волга.

Памятник В. И. Ленину перед Финляндским вокзалом. 1926. Памятник В. И. Ленину работы скульптора С. Д. Меркулова.

Памятник В. И. Ленину, находившийся перед Государственной Третьяковской галереей. Открытка 1938 г. Скульптура «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках» .

Памятники И. В. Сталину Памятник И. В. Сталину на площади Механизации ВСХВ. Фотография 1939 г. Памятник Сталину у канала Москва-Волга

Памятник В. И. Чапаеву на крыше павильона «Поволжье» . Памятник С. М. Кирову на ВСХВ

Прочие памятники монументальной пропаганды «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной. Фигура к фонтану «Девушка с веслом»
Выводы Итак, Монументальная пропаганда: сыграла огромную идейно-воспитательную роль, выступая как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей внесла ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства.

Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики" (принят 12 апреля 1918 года). Список имен исторических деятелей, в честь которых предполагалось устроить монументы в городах России был утвержден Совнаркомом 30 июля 1918 года.

В рамках ленинского плана монументальной пропаганды в Петрограде в 1918-1920 годах было установлено около 20 скульптур.

Памятник А. Н. Радищеву (1918 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Открыт 22 сентября 1918 года. Находился в символическом проломе ограды сквера Зимнего дворца со стороны набережной.

Из речи Луначарского (в пересказе "Петроградской правды")

Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции.

Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился. 1

Памятник Ф. Лассалю (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Открыт 6 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у здания Городской думы на Невском проспекте. Снят в 1938 году.

Памятник Н. А. Добролюбову (1918 г., скульп. К. Ф. Зале)

Открыт 27 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Тучкова моста до 1924 г.

Памятник К. Марксу (1918 г., скульп. А. Т. Матвеев)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Смольного института.

Памятник "Красногвардеец" (1918 г., скульп. В. Л. Симонов)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у лютеранской церкви Св. Екатерины на Большом проспекте В.О. Существовал до 1923 года.

Памятник Н. Г. Чернышевскому (1918 г.)

Памятник Г. Гейне (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Памятник Т. Г. Шевченко (1918 г., скульп. Я. Тильберг)

Находился возле мечети. Существовал до 1926 года.

В Петрограде состоялось торжественное открытие памятника украинскому народному поэту Тарасу Шевченко. Это – первый в России памятник Шевченко.

Памятник С. Перовской (1918 г., скульп. О Гризелли)

Открыт 29 декабря 1918 года. Находился на Знаменской улице. Снят по постановлению Петросовета от 8 апреля 1919 года.

А. В. Луначарский об открытии памятника:

Некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят. 1

Памятник А. И. Герцену (1919 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Памятник Огюсту Бланки (1919 г.)

Памятник Дж. Гарибальди (1919 г., скульп. К. Зале)

Памятник Борцам революции (1919 г., арх. Л. В. Руднев)

Скульптура "Великому Металлисту" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

Находилась у Дворца труда.

Скульптура "Освобожденный труд" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

В. М. Ходасевич:

Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого "Пролетария" и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно. 1

Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются в Москве до сих пор.

1. Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник был выполнен скульптором С.А.Мезенцевым и установлен 7 ноября 1918 года на площади Революции. Сооружение памятника было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого выделили специальные ассигнования и объявили конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище «двое в одной ванной». По всей вероятности, не самое лучшее качество работы почувствовали и большевики из Моссовета, потому что скоро памятник Марксу и Энгельсу был с площади Революции убран.

2. Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов». Доска, исполненная скульптором С.Т. Коненковым, появилась на стене Сенатской башни Кремля 7 ноября 1918 года. Она посвящена памяти павших борцов октябрьской революции. На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова. Барельеф из сорока девяти кусков подкрашенного цемента представлял собой крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и пальмовой ветвью – в левой. У ног его – поломанные сабли и ружья, за плечами – восходящее солнце, лучи которого составлены из слов «Октябрьская 1917 Революция».

Рассказывают, что на открытии мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов» одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», – не растерявшись, сказал Коненков. «Такую святую не знаю», – удивилась старушка. «Ну что ж, запомни», – услышала она в ответ. Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска «Павшим за мир и братство народов» находилась на своем месте вплоть до 1948 года. Сейчас она хранится в фондах Музея современной истории России.

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Это творение скульпторов Д.П. Осипова (обелиск) и Н.А. Андреева (скульптура). Обелиск появился на Советской площади в 1918-1919 годах. Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции Советской России на больших деревянных досках, и позже – когда была сделана величественная скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Несмотря на тот факт, что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточно долго. Его разобрали в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.

С обелиском Конституции РСФСР связано много занимательного и интересного. Во-первых, с 1924 года и аж до 1993 год памятник фигурировал на официальном гербе Москвы. Правда, чести ради необходимо отметить тот факт, что после Великой Отечественной войны герб мало где использовался. Во-вторых, изображение обелиска Конституции РСФСР можно встретить на оградах Большого Каменного моста через Москву-реку. В-третьих, голова статуи разобранного памятника нынче хранится в Третьяковской галерее. Кстати, для статуи позировала Вера Алексеева – племянница Константина Сергеевича Станиславского.

Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Кроме того, ходили забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Но все гораздо прозаичнее: в те годы как раз планировали строить новый проспект – Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное, – лишнее... Эту версию подтверждает еще один любопытный момент: в 1962 году Н.С. Хрущев решил разобрать памятник Юрию Долгорукому и восстановить обелиск Конституции. Правда, вскоре «сняли» Хрущева.

4. Памятник революционным мыслителям. Этот необычный монумент архитектора Н.А. Всеволжскиого появился в 1918 году в Александровском саду. Это переделанный обелиск-монумент, посвященный трехсотлетию царствования дома Романовых, который был установлен в саду в 1914 году. Автор первоначального проекта – архитектор С.А. Власьев. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых. В 1918 году по плану монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название.

Фамилии царей были стесаны, двуглавый орел был демонтирован, а сам памятник обрел название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости обелиска: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. В центре в венке было вырублено: «РСФСР» и ниже – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1966 году, в связи с возведением Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа к гроту «Руины».

5. Монумент «Мысль». Этот памятник – творение скульптора С.Д. Меркурова. В 1918 году «Мысль» украсила Цветной бульвар. «Мысль», как и меркуровский памятник Достоевскому были изготовлены еще до революции. Но когда потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, обелисков и скульптур. «Мысль» взяли «за компанию» с Федором Михайловичем. Любопытно и то, как было выбрано место для скульптур: сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, а автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно. А мастерская скульптора была рядом – на Цветном бульваре. Это и решило дело.

Скульптура простояла до осени 1936 года, когда начались работы по реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. «Мысль» перевезли на улицу Воровского (Поварскую) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Ф.И. Панферов, один из руководителей Союза, спросил: «Что это за статуя?» Узнав, что это «Мысль», он изрек: «При чем же тут мысль и какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль» стала надгробьем его могилы на Новодевичьем.

6. Памятник А.Н. Радищеву. Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Радищева работы скульптора Л.В. Шервуда. Погрудный портрет русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, «прорицателя вольности» был выполнен Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: «Радищев».

В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский памятник писателю Александру Николаевичу Радищеву простоял на своем месте больше десяти лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией Триумфальной площади он был разобран, а бюст передан на хранение в музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов – в музей архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева), где и мирно пребывает до наших дней. Обязательно приходите на него посмотреть!

7. Памятник М. Робеспьеру. Еще один монумент ленинской монументальной пропаганды, появившийся в Александровском саду, – памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской. Памятник был открыт 3 ноября 1918 года у грота «Руины». Газета «Правда» писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, – сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. – Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».

Но простоял памятник совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же «Правде» от 9 ноября 1918 года: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…» Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.

Продолжение

2. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Красная площадь, Сенатская башня. Скульптор С. Т. Конёнков. Открыта 7 ноября 1918 года.

Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов»

Итак, поговорим о пункте №2 в нашем списке памятников из «монументального плана». Это мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Интересно, что открыта она была в тот же день, что и памятник Марксу и Энгельсу на площади Революции — прямо оттуда и «руководящая верхушка», и простой люд двинулся на Красную площадь, где и находилась мемориальная доска.

Впрочем, обо всё по порядку — в честь чего была установлена эта доска, почему именно там, когда, до каких пор провисела… Сейчас мы на все вопросы ответим.

1917 год, 25 октября по старому стилю и 7 ноября по новому… Начало вооружённого восстания большевиков в Москве. Кровавая бойня продолжалась вплоть до 2 ноября (а по новому стилю — до 15 ноября). В итоге, как мы все знаем, город был взят и подчинён новой власти — Военно-революционному комитету (ВРК).

7 ноября (то есть, 20-го по-нашему) ВРК принимает постановление об организации братской могилы погибших во время восстания у Кремлевской стены. Похороны назначены на 10 число (сейчас оно 23-е). На следующий день начинается подготовка к этому печальному событию: роют две огромных могилы параллельно кремлёвской стене — как раз между ней и проходившими в то время по Красной площади трамвайными рельсами. Одна могила тянулась от Никольских ворот до Сенатской башни, вторая — от Сенатской башни и до Спасских ворот (посредине был промежуток, как раз там теперь располагается мавзолей).

10 ноября состоялось торжественное захоронение 238 гробов (через несколько дней туда же были опущены ещё два гроба; большинство бойцов так и остались неизвестными, точно опознано лишь 57 человек). Позже появлялись и иные захоронения, но нам они в данный момент не так интересны.

Подготовка братских могил у кремлёвской стены

Понятно, что герои Революции не должны быть забыты. 17 июля 1918 года выходит постановление Совнаркома, принятое по докладу заместителя наркома просвещения Покровского и председателя Московского общества скульпторов Конёнкова о реализации плана монументальной пропаганды, гласящее: «Обратить особое внимание Народного Комиссариата по просвещению на желательность постановки памятников павшим героям Октябрьской революции и, в частности, в Москве сооружения, кроме памятников, барельефа на Кремлевской стене, в месте их погребения».

Вот как раз сам Сергей Тимофеевич Конёнков и стал автором мемориальной доски. Что вполне ожидаемо и закономерно, материал изготовления был недолговечен — раскрашенный цемент.

В первом номере журнала «Горн» от 1918 года доска описывалась так: «На доске, выполненной из цветного цемента скульптором С. Т. Коненковым, изображена фантастическая фигура с крыльями сказочного лебедя. В правой руке фигуры – темно-красное знамя с советским гербом на древке, спадающее на братские могилы, перевитые траурной лентой, с поломанными винтовками и шашками. В другой руке – зеленая пальмовая ветвь, протянутая к сердцу очень широким и естественным жестом, как бы в знак победы и вечного братства и мира народов».

Ну да, и вместо солнечных лучей шли буквы-орнамент: «Октябрьская 1917 Революция» (ну, просто слова в таком порядке стоят, что ж я могу поделать). А на знамёнах, что под ногами фигуры, написано: «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Достаточно странно теперь размышлять о том, почему в первый год новой власти в центре страны, на Красной площади, появилась такая странная, олицетворяющая революцию, фигура: ангелоподобная, с крыльями и пальмовой ветвью, в развевающейся юбке и с оголённой, стыдливо прикрытой грудью… Почему не солдат с суровым лицом, например, что было бы уместней? К тому же, я покривлю душой, если заявлю, что с художественной точки зрения мемориальная доска безупречна — например, жест, который «Горн» описывает как «очень широкий и естественный» мне видится неловким и ученически выполненным…

Да что там я — и самого Ленина сия художественная концепция не удовлетворяла, но… доска заняла своё место, где провела не одно десятилетие. Причина, мне думается, была в нехватке времени (нужно же всё было сделать в срок; а то как же — Красная площадь да без символов новой эпохи?..), хотя мысль эта весьма поверхостна, конечно. Тем более, что проект Конёнкова тоже участвовал в конкурсе — и ведь победил!..

Но мы отвлеклись, а между тем доска изготовлена, закреплена на своём месте — на Сенатской башне Кремля (которая, как вы уже поняли, находится как раз в промежутке между двумя братскими могилами, посредине) — и пока спрятана под покрывалом. Ждёт торжественного открытия. О котором 8 ноября 1918 года газета «Вечерние известия» (а полностью — «Вечерние известия Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов») писала так: «К 11 часам Красная площадь запружена народом. Раздаются звуки «Интернационала», и стройными рядами начинают прибывать войска. С Театральной площади направляется колонна Всероссийского ЦИК… Колонна подходит к башне, где мемориальная доска. Сюда же подходит и устраивается колоссальный хор и оркестр «Пролеткульта»… По площади движется большая колонна членов VI съезда Советов… Торжество начинается… В. И. Ленин, поднятый на руки окружающими, срезал ножницами печать на задрапированной доске, и покров падает к ногам. Глазам присутствующих представляется белокрылая фигура с веткой мира в руке и надписью: «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Площадь оглашается скорбными звуками… склоняются знамена. Вся площадь, вся толпа, как один человек, обнажает головы».

В. И. Ленин разрезает ленту, открывая мемориальную доску

Открытие мемориальной доски

Покров падает, и сводный хор (состоявший в основном из молодых рабочих-студийцев Пролеткульта под руководством дирижёра-педагога Г. П. Любимова) запевает «Кантату», написанную специально к этой дате. Конёнков рассказывал: «В мастерской в те годы у меня бывали Клычков (прим. — поэт Сергей Клычков) и Есенин (прим. — да, тот самый Сергей Есенин) . Как-то в разговоре с ними я сказал, что хорошо бы написать стихи для торжественного открытия мемориальной доски. Они живо и охотно откликнулись на мое предложение. К ним подключился и поэт Михаил Герасимов, с которым в то время Есенин был близок. Композитор Иван Николаевич Шведов написал на стихи Есенина, Клычкова и Герасимова музыку. Так появилась «Кантата».

Вот она, эта «Кантата»:

1

Сквозь туман кровавой смерти,
Чрез страданья и печаль
Мы пробьемся, знайте, верьте,
В золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,

Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд,
Все мы знаем: там, за гранью,
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля

Новое в мире зачатье
В зареве красных зарниц.
Спите, любимые братья,
В славе нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот.
Спите, любимые братья,
Мимо вас двинется ратью
К зорям вселенским народ.


Преобразись, рабочих рать.
Врагу грозит судьба расплаты,
Грозит насилье покарать.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы всех принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир,

Преображая старый мир.

Москва

1

Сквозь туман кровавый смерти,
Чрез страданье и печаль
Мы провидим, - верьте, верьте -
Золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,
С дымных фабрик, черных хижин
Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд.
Верьте, верьте, там за гранью
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц…
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот…
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.

Сойди с креста, народ распятый,
Преобразись, проклятый враг,
Тебе грозит судьба расплатой
За каждый твой неверный шаг.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы вас принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир.
Пусть светит новый день в лазури,
Преображая старый мир.

Самара

Первая часть произведения написана Герасимовым, вторая — Есениным, третья — Клычковым. То, что «Кантата» процитирована два раза — не ошибка. Дело в том, что тексты первой и второй публикации несколько различались между собой, и я решила показать вам оба варианта.

Интересно, что первоначально «Кантата» была «анонимной» — её авторы не назывались ни при исполнении, ни при первой публикации в газете «Воля и думы железнодорожника» (26 октября 1918 года). Вторая публикация — в самарском журнале «Зарево заводов» (1 января 1919 года) не только отличалась по тексту, но и была подписана — перечислены имена всех трёх авторов.

Ходят слухи, что во время открытия доски некая старушка интересовалась: «Какой святой икону ставят?» Конёнков гордо ответил: «Революции!» «Такую святую не знаю,» — смутилась старушка. «Ну что ж, запомни,» — был ей ответ.

Ленин не только перерезал ленточку, открыв доску — он ещё и произнёс речь с трибуны. Это была временная деревянная трибуна, ведь в то время на Красной площади никаких таких специальных приспособлений ещё не построили. Собственно, эти слова иллюстрируют следующие две фотографии — и пусть на них не видно нашей мемориальной доски, но с точки зрения истории картинки интересны.

В. И. Ленин произносит речь на Красной площади в день празднования 1-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции

В 1922 году мемориальная доска обзавелась соседом. В честь пятилетия Великой октябрьской революции было решено установить на Красной площади фигуру рабочего, и скульптором этого монумента стал Фридрих Лехт. Материал — традиционный гипс. То есть, строили, что называется, не на века.

Вот что писала «Правда» 9 ноября 1922 года, уже после торжественного открытия памятника (которое состоялось, понятное дело, 7 ноября): «Около мостков для гостей Коминтерна высится белый монолит двухсаженной вышины (прим. — около 4,3 метра) с изображением рабочего у наковальни. С шапкой в руке, которой он приветствует приближающуюся демонстрацию. Это работа скульптора Лехта, блестяще проведенная при исключительно неблагоприятных условиях, в морозное время, когда для того, чтобы производить лепку статуи, приходилось работать под брезентом, отепляя окружающую атмосферу и отогревая на огне замерзшую воду…»

Некоторые упорно называют этот памятник «Освобождённым трудом», но это совсем разные вещи. Это — «Рабочий». Характерная «ленинская» поза (кепка в протянутой вперёд руке) тоже способна запутать, но мы-то с вами уже разобрались, кто этот мужчина на постаменте.

Фрагмент этой же фотографии — рабочий крупнее (спасибо cocomera)

Картина К. Ф. Юона

Но не только рабочим была украшена Красная площадь к 5-й годовщине Революции — чуть левее соорудили-таки постоянную трибуну, кирпичную (найдите-ка её на первой фотографии с рабочим). Газета «Известия» писала 20 сентября 1922 года: «Новая трибуна по проекту будет занимать площадь в 15 на 8 аршин, высота её 4 1/2 аршина, высота же флагштока — 7 арш. (прим. — тут считайте сами, исходя из того, что аршин был равен 0,7112 метра) , и будет сделана из кирпича. Трибуна по архитектуре будет составлять одно целое с Кремлевской стеной. Стиль постройки XVII века. Проект составлен архитектором В. Маят (прим. — Владимиром Маятом) и согласован с председателем архитектурного общества инженером А. Щусевым».

Тот же пейзаж, но чуть позже

На двух последних фотографиях можно разглядеть трамвайные пути (на второй — и сам трамвай). Но меня сильней умиляют фигурные столбики (это — не фонари, а держатели трамвайных проводов)… и орлы на башнях Кремля (которые, как известно, будут заменены на звёзды лишь в 1935 году; а впрочем, я об этом уже ).

Но… 21 января 1924 года умирает Ленин. Решено увековечить вождя мировой революции, соорудив ему усыпальницу в сердце столицы (и, соответственно, страны) — на Красной площади. Похороны назначены на 27 января, и к этому дню архитектор Алексей Викторович Щусев отстраивает первый, временный мавзолей. Это сооружение было деревянным и имело форму куба с трёхступенчатым навершием. Надпись Щусев предложил сделать простую и лаконичную: «Ленин».

Конечно же, пришлось рушить то, что уже занимало место будущего мавзолея — кирпичная трибуна была разобрана.

Январь 1924 года, разбирают кирпичную трибуну. Видна мемориальная доска на башне.

Строительство мавзолея. Рабочий — вид сзади.

Часто пишут, что и памятник рабочему был убран во время строительства мавзолея. Это не совсем верно — он оставался на своём месте всё то время, пока Красную площадь украшал первый вариант мавзолея, то есть, вплоть до мая 1924 года (пусть это и всего несколько месяцев, но факт остаётся фактом).

Первый мавзолей, рабочий и край мемориальной доски

В мае 1924 года Щусев приступает к проектированию второй версии мавзолея, уже не временной, но призванной долгие годы быть доминантой площади. Этот мавзолей тоже был деревянным, но стал гораздо выше и вообще больше по объёму.

Рабочего убрали — конечно, неуместен какой-то мужик рядом с телом вождя. А. С. Абрамов в книге «У Кремлёвской стены» писал: «Четырёхметровая статуя рабочего у наковальни из белого камня, воздвигнутая у Сенатской башни к 5-й годовщине Великого Октября, — символ могучей созидательной силы творцов нового мира, ставшего лучшим памятником павшим борцам, — выпала из архитектурного ансамбля после сооружения Мавзолея Ленина и была перевезена в другое место города». Но мы-то с вами знаем, что, во-первых, статуя была вовсе не из камня, а из гипса, поэтому можем предположить, что ни в какое загадочное «другое место города» её не перевозили — хрупкий материал мог просто не выдержать перемещений с места на место.

Мемориальная доска, до этого являвшаяся зрительным центром, практически скрылась из глаз — спрятанная за ступеньками верхушки мавзолея, она была видна только сбоку. На доску настолько перестали обращать внимание, что порой даже скрывали её практически целиком, например, вешая на Сенатскую башню огромный портрет Ленина.

Постройка второго деревянного мавзолея, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, доска частично скрыта портретом Ленина

Этот мавзолей тоже простоял не так уж и долго — всего пять лет. Дерево — не вечно, и пусть его и тщательно обработали, но от гниения не спасли. Щусев разрабатывает новый проект — из гранита. Впрочем, третью версию мавзолея, построенную на века, каждый из нас видел — пусть даже на картинках.

Итак, в 1929-1930 годах знакомый и узнаваемый силуэт мавзолея «перетёк» из дерева в камень, а мемориальная доска… ну, а что доска? Висела себе и висела — как привычный атрибут и всем знакомая часть пейзажа. И видно её стало ещё хуже…

Каменный мавзолей ещё без центральной трибуны и край мемориальной доски за ним

Мемориальная доска провела на своём месте всю войну. А в 1948 году её сняли. Официальная версия — из-за повреждений. Ещё бы, цементу провисеть на открытом воздухе ровно 30 лет и остаться в целости и сохранности нереально.

Почему именно в 1948 году — понятно без подсказки: именно в это время был сделан сквозной проход из Кремля в Мавзолей через Сенатскую башню (в её нижней части появились ворота, существующие и по сей день). Во время реставрации и перестройки очень удобно было и мемориальную доску убрать.

На 15 лет доска «уходит в тень», а в 1963 году её наконец-то реставрируют — под наблюдением самого Конёнкова — и отправляют в Русский музей Ленинграда (если кто запутался, Санкт-Петербурга), где она находится и по сей день. Сходите посмотрите.

И в качестве завершения — небольшое примечание для тех, кто плохо знаком с топографией Кремля и до сих пор не определился, где находится Сенатская башня. Да вот же она, такая небольшая и с флажком на макушке, по центру стоит, сразу справа от башни Спасской — ну, её-то вы знаете (если лицом к мавзолею смотреть). Всё, не заблудитесь?

Вот они — ворота в стене Сенатской башни, находятся прямо за Мавзолеем

Современный вид мавзолея и Сенатской башни

Спасская и Сенатская башни


из лекции 5 -
О "ЗАВЕТАХ", "СОВЕТАХ" ИЛЬИЧА И СОВРЕМЕННОСТИ

Владимир Ильич Ленин не зря признан гением. Добра или зла мы сейчас обсуждать не будем. Но ему удалось и создать политическую партию практически на "полупустом" месте, и сделать ее идеи и деятельность понятными и привлекательными для многих граждан России (и не только дореволюционной). Не случайно считается Ленин и одним из основоположников теории советской агитации и пропаганды – в работах Ильича мы найдем немало интересных мыслей, которые могут быть полезны и современному политику.

Многотомное собрание сочинений В.И.Ленина содержит множество как серьезных теоретических работ, так и произведений, имеющих прикладной характер, среди которых есть и труды, посвященные вопросам организации агитационно-пропагандистской работы РСДРП. В первую очередь, следует назвать статьи «С чего начать», «Партийная организация и партийная литература» и «Что делать». Стоит ли с ними знакомиться современному российскому политику? Разумеется стоит. И стоит поразмыслить и над ленинским планом создания партии. Но тупо копировать ленинский опыт, конечно, не следует.

В чем заключаются и в какой степени «заветы» Ленина применимы сейчас?

Напомню, что Владимир Ильич начинал создавать партию фактически с нуля.

Ленинская "модель" партии .

В конце ХIХ века в России существовало несколько десятков рабочих кружков, которые надо было не только объединить, но и привлечь к идеям марксизма (а позже и большевизма) значительную часть рабочих и крестьян. Ленин очень большое внимание уделял тому, что мы сейчас могли бы назвать словом «моделирование» или «проектирование» партии.
«Ленинская модель» сводилась к тому, что партия большевиков – это небольшая группа профессиональных революционеров, которая опирается на определенные классы или слои, определяя их как свою опору или союзников. При этом кто является союзником, а кто является "временным попутчиком" партия определяла в зависимости от политической ситуации. Историки знают, какие дебаты велись в РСДРП по поводу пункта в уставе партии определяющим, кто может быть членом РСДРП.
Еще одна особенность - Ленин действовал в условиях подполья, нелегально.
Замечу, что большинство партий, претендовавших на места в первом и последующих российских парламентах созданы были преимущественно в связи с тем, что царь объявил выборы в I Государственную Думу. То есть только рождение парламента стало толчком к объединению в рядах партий помещиков, буржуазию, средний класс, дворянство. А если бы царь не назначил выборы в госдуму, то вполне вероятно так и была бы одна партия в России. Ну, может, две.

А теперь – некоторые "заветы" и "советы" Ленина.

Первой задачей партийного строительства Ленин поставил создание общерусской политической газеты.

При этом он определил специфику этой газеты – она должна быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.

И еще одна особенность агитационной деятельности российских социал-демократов (но не последняя) в том, что Ленин обращал особое внимание на «обличения» в партийной прессе.

Вот, что писал сам Ильич в работе "С чего начать?" :

Исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации, наконец, основной нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты. Нам нужна прежде всего газета, - без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента, когда интерес к политике, к вопросам социализма пробужден в наиболее широких слоях населения... Вряд ли будет преувеличением сказать, что степень частоты и регулярности выхода (и распространения) газеты может служить наиболее точным мерилом того, насколько солидно поставлена у нас эта самая первоначальная и самая насущная отрасль нашей деятельности. Далее, нам нужна именно общерусская газета. Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ... посредством печатного слова, - будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия. ...Наконец, нам нужна непременно политическая газета. Без политического органа немыслимо... движение, заслуживающее названия политического. Без него абсолютно неисполнима наша задача - сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста. Мы сделали первый шаг, мы пробудили в рабочем классе страсть "экономических", фабричных обличений. Мы должны сделать следующий шаг: пробудить во всех сколько-нибудь сознательных слоях народа страсть политических обличений... У людей, способных и готовых обличать, нет трибуны, с которой они могли бы говорить, - нет аудитории, страстно слушающей и ободряющей ораторов. ...И мы обязаны создать трибуну для всенародного обличения царского правительства; - такой трибуной должна быть социал-демократическая газета.

Роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников. Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор... При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая... регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии... И если мы соединим свои силы на ведении общей газеты, то такая работа подготовит и выдвинет не только наиболее умелых пропагандистов, но и наиболее искусных организаторов, наиболее талантливых политических вождей партии, способных в нужную минуту дать лозунг к решительному бою и руководить им.

Если говорить о сегодняшнем дне, то какие из российских партий имеют свой печатный орган? Таковых немного - «Единая Россия» да ЛДПР.
Несколько номеров выпустила «Справедливая Россия», предвыборные газеты появляются, конечно, у многих, но проходят выборы и… тишина.

Какие политические партии имеют свой телевизионный канал или радиостанцию? Какие выпускают листовки не во время, а между выборами?

И вот вопрос: если у партии нет своего теле-радио канала, своего печатного органа и она не имеет полноценного доступа к эфиру или прессе, как она распространяет информацию о своих взглядах?

Конечно, следует сказать, что во времена Ленина не было ни только телевидения и радио, но и интернета. А у каждой нашей партии есть свой сайт. Но как наши партии используют интернет?! Ой-ой-ой. (Примечание - "Ой-ой-ой" - это значит, что они плохо используют возможности интернета. Даже отвратительно, если подумать о тех задачах, которые они собираются решать. Но об этом позже).

И приходится сказать: Так, уважаемые господа политики, добиться успехов в распространении своих взглядов, позиций, завоевать сторонников у вас не получится! А значит, не получится и добиться успеха на выборах. А потом от вас отвернутся и спонсоры с пожертвователями.
И кончитесь вы как цивилизованные политические партии

Конечно, многие журналисты выступают в качестве ретрансляторов тех или иных политических идей и оценок, то есть и выражают и несут в массы позиции определенных политических партий. Но для читателя они выражают не чью-либо партийную позицию, а их собственную. И поэтому являются более авторитетными и уважаемыми аудиторией, чем сами политики. Но впрочем о политическом мастерстве журналистов и журналистском мастерстве политиков тоже не сейчас.

Сейчас чуть ли не каждый второй так называемый оппозиционер жалуется, что ему не дают слова на телевидении.

А вот Владимиру Ильичу слова в царской прессе тоже не давали, но ведь ухитрялся как-то действовать! Печатал газету за границей, ввозил в Россию тайно с курьерами.

А нынешним политикам ведь разрешено и не из-за границы, а в России агитировать, так нет же… То ли не хотят, то ли не умеют.

Партия большевиков в период подготовки первой русской революции работала гораздо активнее. Если вы заглянете в соответствующий раздел Агитклуба (заглянуть сюда или сюда), то увидите, с какой частотой появлялись листовки и прокламации большевиков во время первой русской революции. Именно поэтому они и смогли революцию возглавить.

КА-А-АНЕШНО, тогда была другая обстановка.

Конечно, был царский самодержавный гнет, полиция, жесточайшее угнетение рабочих, нищета среди крестьян и т.д. и т.п. и, как говорится, революционная ситуация созревала и без большевиков.

Но разве пошли бы за большевиками люди, если бы они не занимались агитацией и пропагандой?

И не только пропагандой своих взглядов занимались большевистские «Пролетарий» и «Правда», но и разоблачали взгляды меньшевиков и прочих оппортунистов. И как разоблачали!

Где взять деньги , спросит современный начинающий политик.

Тут к опыту большевистской партии следует отнестись критически, но творчески.

История с получением Лениным денег от германского правительства на подготовку революции, хотя и выглядит красиво, однако у многих серьезных историков вызывает сомнения. Но поскольку нашим партиям получать деньги из-за границы запрещено законодательством, об этом мы и рассуждать не будем.

Категорически следует отвергнуть опыт большевиков и особенно эсеров, которые на революционные нужды деньги «экспроприировали», то есть попросту грабили «буржуев». (К последнему, кстати, в своей большевистской юности приложил руку и Иосиф Виссарионович Сталин).

Так где же взять деньги?

Как и у любой нормальной политической партии есть, во-первых, членские взносы, а во-вторых – богатые (или просто обеспеченные люди), которые готовы оказать материальную помощь делу, которое они считают правильным.
И есть еще один ресурс. Партия может сама заработать денег! Как? На этот вопрос мне не хотелось бы отвечать конкретно и подробно (надо же что-то и для консультаций с семинарами оставить), поэтому ограничусь циничным намеком: партия может заработать денег общественно полезным трудом! И не обязательно при этом вагоны разгружать.

Не секрет, что большевикам помогали материально и Максим Горький, и Савва Морозов. И многие из творческой интеллигенции к ним относились не так уж и плохо. Потому что гораздо хуже у них было отношение к царскому режиму.

Другое дело, что одно отношение было ДО октябрьской революции, другое - ПОСЛЕ. Максим Горький, например, в 1905 году в РСДРП вступил, а в 1917 году из нее вышел (не стал проходить перерегистрацию).
Может ли российская интеллигенция поддержать наши партии? Конечно, может. И не только интеллигенция! Вы посмотрите какие творческие певцов, артистов, футболистов, наконец в кандидатских списках некоторых партий! И нет сомнения, что делают они это бескорыстно (в отличие от съемок в рекламе). Во всяком случае хочется в это верить. А какое количество наших звезд участвует в предвыборных мероприятиях! Значит могут поддержать политиков, если захотят!

Правда о бескорыстности наших звезд болтают разное... Но об этом тоже в другой раз.

Но во всяком случае, если у партии есть идеи и они толковые, то найти финансовую поддержку она сможет.

Разумеется, не следует торговать местами в партийных списках и пытаться посредством каких-либо ухищрений (гранты, общественные фонды и т.п.) тащить деньги для своей партии из государственного бюджета. Это просто неблагородно. Как партия, которая заботится о благе народа смеет примазываться к общенародному бюджету?! Слава богу, такого у нас в стране нет. Или мы просто не знаем об этом.

Другое дело - эффективность использования средств. Но это уже другая тема.

А возвращаясь к заветам Ленина, следует заметить еще одно – не надо считать каждое высказывание Владимира Ильича методической рекомендацией. Ситуация в России в 1905, 1912, 1916 годах была различной. И поэтому Ленин уделял в своих работах большое внимание ТАКТИКЕ действий. И его высказывания по тактике надо считать именно такими, тактическими, а не формулировками каких-то основополагающих принципов.

И подходить к ним следует ТВОРЧЕСКИ, какие-то беря на вооружение, какие-то отвергая.

Вот, например, «обличения» , о важности и необходимости которых пишет Ленин в работе «Что делать».

Современный политик должен серьезно подумать, надо ли ему что-то или кого-то обличать и каким образом.

Посмотрите какую-либо из передач Караулова или почитайте какую-либо из книг того же Хинштейна – что это обличения, разоблачения или нападки? Или вообще клевета? Или просто литературное творчество? (примечание - фамилии Караулова и Хинштейна взяты просто для примера, поскольку их выступления ярки и остры в отличие от многих других)

Посмотрите или послушайте чье-либо «критическое» выступление (хоть депутата, хоть премьера, хоть президента, хоть губернатора):

Что подвергается критике – «отдельные недостатки» (как было принято писать в совсем недавние советские времена) или же стиль и принципы деятельности органов власти?

Критикуются отдельные нерадивые чиновники или общая организация дел в государственном управлении?

В советские времена «разоблачениями» отдельных лиц занимался «Крокодил» и многочисленные фельетонисты, которые говорили, например, о том, что у отдельных работников проявляется «личная нескромность». Правда, конкретные фамилии этих работников в советской критике звучали не часто.

На телевидении занимался «обличениями» (разумеется, это слово мы употребляем в данном случае с иронией) Сергей Михалков (автор многих детских стихотворений, басен, а также текста гимна СССР), который был главным редактором сатирического тележурнала «Фитиль». Обличались в «Фитиле» директор фабрики, который выпускал немодные пальто или бракованные телевизоры, дворник, который плохо подметал улицу и т.п. «негативные явления» и «нерадивые работники».

Насколько подвергались контролю и цензуре критические материалы в советские времена говорить, думается, нет необходимости.

В годы перестройки газеты и журналы получили «глоток свободы» и занимались «обличениями» недавнего прошлого и немного перестроечного «настоящего» (некоторые публикации вы найдете в Агитклубе в разделе о перестройке – ) .

Сейчас занимаются "обличениями" многие. И в прессе, и на телевидении.
Но каков эффект? В советские времена даже на дозированную критику в прессе критикуемые были обязаны реагировать. А какой резонанс в обществе имела эта критика! А как сейчас?

Если критика несправедливости не вызывает отклика, значит либо проводится она неумело, либо общество настолько безразлично стало, что ничем кроме развлекательных передач его не проймешь. Ну разве что курсом доллара.

Впрочем, оценить падение социальной чувствительности, вы можете по себе лично. Вызывает ли у вас что-либо неприятие? Негодование? Гнев? Или вам все «до лампочки»? А если не все, то что вам не нравится? Что возмущает? Чем вы недовольны?

Если вы не можете ответить, то хороший агитатор или пропагандист из вас не получится. Потому что занятия агитацией и пропагандой требуют эмоций, чувств, нервов, боли. Причем искренних.

Особенно это важно для политика.

Он может заблуждаться, ошибаться, но если у него есть принципы, убеждения, взгляды, желание их отстаивать, убеждать других людей в его правоте, то он сможет добиться успеха.

Если же у политика есть одно искреннее желание - занять должность повыше да поденежнее, то он тоже будет убеждать людей (конечно, в том, что он заботится об их благе, о благе страны, а совсем не о своем), но… некоторые, а то и многие люди это раскусят.

Конечно, остаются возможности манипулировать, принуждать, запугивать людей и т.д. (а во время избирательной кампании даже и голоса подтасовать), но это к цивилизованной политике отношения не имеет.

Но может быть ленинская идея об «обличениях» неактуальна в принципе? В конце концов, Россия в 1907-м и Россия в 2007-м годах – это как говорят в Одессе «две большие разницы».

Может быть сейчас нашим политикам следует не «обличать», «разоблачать», «критиковать» и т.п., а напротив – «консолидироваться», искать способы «конструктивного взаимодействия», стремиться к «консенсусу», забыть о политических разногласиях и сообща, дружно, в едином порыве…

Вот например, тезис об «антинародной политике властей». Это антинародность свойственна всем решениям властей или отдельным? Проявляется она только в решениях президента и Государственной думы или же «антинародными» являются и многие решения местных властей?

Решения Лужкова, например, они антинародные? А решения Совета Федерации?

В общем, перечитайте Владимира Ильича и возьмите кое-что на вооружение.

БАНАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.

Политическая партия должна «определиться». Со своими идеями, идеологией, союзниками и противниками, взглядами и позициями. И не просто определиться, но и сформулировать их.

Политическая партия должна активно заниматься агитацией и пропагандой своих взглядов, и не только во время избирательной кампании.

Политическая партия должна «позиционировать себя», четко и недвусмысленно показывая свои отличия от других партий, демонстрируя свои преимущества и критикуя, разоблачая и обличая недостатки, пороки и заблуждения других политических сил.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ .

Ленин был ведь не только великий теоретик, но и практик неплохой.
И он понимал значение агитации и пропаганды не только для партии, стремящейся к изменению власти, но и для партии, находящейся у власти.

Кстати, после революции в числе первых декретов советской власти были и декреты о закрытии оппозиционной прессы и создании ВЧК. А Сталин (благодаря усилиям ГПУ-НКВД) возможность «обличений» фактически свел к нулю.

А о взглядах самого Владимира Ильича на агитацию и пропаганду вас лучше всего узнать из работ самого Ленина. И оцените, кстати, его публицистическое мастерство.

error: Content is protected !!