Что такое вид глагола? Какие бывают виды глаголов. Глагол несовершенного вида: примеры и как отличить от совершенного вида Как найти вид глагола в русском языке

Вид это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить решать.

Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).

Вид это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики аспектология . Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.

Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать делал делаю буду делать) , они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать сделал сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.) , и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.

Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару : писать написать, делать сделать.

Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.

Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва- (подклеить подклеивать, расспросить расспрашивать ), -ва-, -а-(-я) (дать давать, запеть запевать, решить решать, спасти спасать).

Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану- : (толкать толкнуть, колоть кольнуть, сыпать сыпануть) , приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать законспектировать, писать написать, печь испечь, делать сделать, читать прочитать, слабеть ослабеть, лечить вылечить, стро­ить построить и т. д.).

Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.

Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть вЫрезать, насыпАть насЫпать.

В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать взять, искать найти, говорить сказать.

Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела

Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)

Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.

К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.

Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю) . Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Остались вопросы? Не знаете, как определить вид глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вид глагола - это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в языкознании выделяли 3 вида:


1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.


2. Многократный вид. Примерами являются : сиживал, хаживал.


3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.

Как определить вид глагола?

В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.


В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.


Определить можно на основании следующих оснований:


1) На основании семантики.


Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: , сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).


2) По вопросам.


Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.


3) На основании словообразовательного оформления.


Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид - с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.


4) По сочетаемости.


Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».


5) По различию в наборе словоформ.


Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

Вид (различаются значением предельности/непредельности действия):

Несовершенный (что делать?) – значение незавершенности действия, оно не достигло результата, предела – в форме н., пр., буд. сложного.

Совершенный (что сделать?) – значение завершенности действия, оно достигло результата, предела – в форме пр., буд. прост.

Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида

Перфективация – образованиегл. сов. в. от непроизводной основы глагола путем присоединенияприставки (лететь – при + лететь );

А также образование гл. сов. в. с помощью суф. –НУ со значением однократности (колоть – кольнуть, бодать - боднуть ).

Глаголы несов. вида с приставками заимствованы из ст/сл яз.: предвидеть, принадлежать, сочувствовать.

Имперфективация – образование гл.несов. вида от гл. сов. вида с помощью суффиксов -ыва, -ива, -ва, -ева, -а, -я (дать – давать, решить – решать, прочитать - прочитывать).

1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.

подписывать

развеять

задевать

рождаться

подсыпать

подстраивать

завянуть

запирать

устраивать

нарушить

перестраивать

выпрашивать

Видовая пара

Гл. по возможности образовать видовую пару делятся на:

Соотносимые по виду - одновидовые - двувидовые

Соотносимыми по виду глаголы могут образовывать видовую пару.

Видовую пару образуют глаголы противопоставленных видов с тождественным лексическим значением, различающимся только семой «предельность/непредельность действия»

Обычно значение не меняется при имперфективации

При перфективации приставка часто вносит дополнительный оттенок

Большинство ученых выделяют чисто-видовые приставки (на-писать, у-топить, с-делать ). Если глагол образован с помощью чисто-видовой приставки, то в словаре при толковании его значения будет отсылка к глаголу несов. вида.

Многие глаголы являются не соотносимыми по виду, т.е. одновидовыми.

Одновид. гл. несов. вида выражают абсолютную непредельность действия, оно не может быть завершено:

Глаголы, указывающие на связь, отношения (числиться, походить)

Модальные гл. (хотеть, надеется, стремиться)

Интеллектуальное состояние (знать, полагать)

Глаголы обладания

Гл., обозначающие положение в пространстве

Гл. движения

Двувидовые глаголы – это такие глаголы, которые с помощью одной и той же основы могут выражать значение и сов. и несов. вида (женить, бежать, велеть, венчать, даровать, использовать…, гл. на –ировать/изова).

2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.

а) переделать – переделывать, привязать – привязывать, бросить – бросать, разбить – разбивать, добыть – добывать, смыть – смывать, сидеть – сиживать, засеять – засевать, замерзнуть – замерзать, решить – решать, взять – брать, сказать – говорить, поймать – ловить, нарезать – нарезать.

б) слепнуть – ослепнуть, смотреть – просмотреть, худеть – похудеть, писать – написать, строить – построить, любить – полюбить, сесть – присесть, конструировать – сконструировать, писать – переписать, переплыть – переплывать.

В разделе на вопрос как определять вид глагола? соверш. или несоверш? заданный автором Милашка лучший ответ это 1.)(ЧТО ДЕЛАТЬ? что делает?) играет, читает, пишет, летит, смеётся. Это действия, которые совершаются СЕЙЧАС, но не совершились. Поэтому ВИД У НИХ НЕСОВЕРШЕННЫЙ.
В вопросе НЕТ ПРИСТАВКИ-запомни это!
2.)(Что Сделать?, Что Сделали? что Сделают?) нарисовать, поиграть, нарисовали, поиграли, нарисуют, сыграют--это СОвершенный вид. Он обозначает, что действие УЖЕ совершено или совершится.
Внимание! В вопросе есть ПРИСТАВКА.
Ответ короткий, но понятный.

Ответ от Кристина [гуру]
соверш-это то что уже сделано, не соверш-то что будет, например -строить


Ответ от Влада [новичек]
совершенный-прошедшее время, несовершенный-будующее))


Ответ от Victoriashu [гуру]
задай ему вопрос. Если он ответит на вопрос "что сделать" - совершенный. Если - "что делать" - несовершенный


Ответ от Ирина Ковалева [гуру]
Вид – это признак глагола, выражающий некоторые особенности протекания описываемого им действия, такие как наличие указания на предел действия, начало или окончание действия, ограниченность его во времени, прерывистость и другие особенности.

Различаются два вида глаголов, совершенный и несовершенный. Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении, без указания на его предел: решал, толстел, шумел, в отличие от глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия или его части: решил, растолстел, зашумел. Большинство русских глаголов образуют видовые пары:

Встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать.

Кроме того, существуют глаголы одновидовые, у которых нет соответствий в другом виде (сожалеть, заискивать и др. – только несовершенного вида, грянуть, хлынуть и др. – только совершенного вида) и двувидовые, у которых формы видов совпадают (женить, казнить, информировать).

Внутри видов существуют также различные подвиды, но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы.
Кратный и некратный подвиды несовершенного вида

Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов, имеющих два подвида, кратный и некратный. Некратные глаголы выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных, обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся:

Бежать – бегать, брести – бродить, везти – возить, вести – водить, гнать – гонять, ехать – ездить, идти – ходить, катить – катать, лезть – лазить, лететь – летать, нести – носить, плыть – плавать, ползти – ползать, тащить – таскать.

Я отнёс бы сюда же пары быть – бывать, видеть – видать / видывать, слышать – слыхать / слыхивать (садить – сажать?)

У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают.

В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы времён Indefinite, а некратным – из Continuous. Сравните: Катя ходит в школу. – Kate goes to school. и Катя идёт в школу. – Kate is going to school. (причём вторая пара предложений, как русское, так и английское, могут передавать два смысла: "сейчас идёт" и "скоро идёт").
Одновидовые глаголы

* сожалеть, заискивать
* грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, очутиться, понадобиться

Двувидовые глаголы

* женить, казнить, обещать, стартовать, информировать, телеграфировать


Ответ от Ѐасул Бесфамильный [гуру]
Если отвечает на вопрос что делать? то несовершенный, а если что сделать? то совершенный


Ответ от Марина [активный]
совершенный отвечает на вопрос что сделать, что сделал, что сделает (сказать)
а несовершенный что делать, что делал, что делает, что будет делать (говорить)


Ответ от Гуля Зарипова [новичек]
совершоный это бля


Ответ от Crazy_MMORPG * [новичек]
Чебурек


Ответ от Белый Котик [новичек]
щто



Ответ от Вадим Князев [новичек]
Лицо глагола
Единственное
число
Множественное
число

Первое -аю, -ую, -яю
-ем, -им

Второе -ешь, -ишь
-ете, -ите

Третье -ет, -ит
-ют, -ут, -ят, -ат


5.В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
1.Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
2.Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
3.Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
4.Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
5.Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.
Лицо глагола
Единственное
число
Множественное
число

Первое -аю, -ую, -яю
-ем, -им

Второе -ешь, -ишь
-ете, -ите

Третье -ет, -ит
-ют, -ут, -ят, -ат
Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.
4.Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
5.В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматическо


Ответ от Аля Аля [новичек]
)


Ответ от Arsenui ! [новичек]
кк


Ответ от Relax [новичек]
Что сделать? - совершенный.
Что делать? - несовершенный


Ответ от Котик Кузя [новичек]
спасибо


Ответ от Анна Балдина [новичек]
паррао


Ответ от ВЗППСО ОГТ [новичек]
Если у гагола нет приставки (Что делать? что делают?), то это вид НЕсовершенный (чатает, читать, играет, играть...)
Если у глагола есть приставка (Что сделать? что сделает?), то это СОвершенный (прочитать, зачитать...)


Ответ от Оксана Платицина [активный]
Инструкция
1
Все глаголы делятся на два вида. Для начала следует дать определение термину «вид». Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его результату. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка. Как правило, глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
2
Определение глаголов совершенного видаГлаголами совершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» и обозначающие действие предмета, ограниченное по времени, законченность. Глаголы совершенного вида также обозначают действие, ко¬торое уже закончилось (или закончится), действие, которое сообщает о достижении результата (запомнить, прибежать), действие, которое уже началось или скоро начнется, (заговорить, забежать), единичное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть - глаголы имеющие суффикс -ну).
3
Определение глаголов несовершенного видаГлаголами несовершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос "что делать?" и обозначающие действие без указания итога, а также без ограничения его по времени, действие длительное или повторяющееся (писать, смотреть, говорить, сидеть, стоять).
4
Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие, одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: смотреть - просмотреть, писать - написать, строить - построить, бежать - прибежать.

Значение глагола, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, состояние или отношение и отвечает на вопросы что делать? что сделать?: работать, убрать, болеть, бояться, желать, состоять. Все формы глагола имеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида) и переходности (бывают переходными или непереходными). Среди глагольных форм различаются спрягаемые (изменяются по наклонениям, временам, лицам или родам, а также числам) и неспрягаемые (начальная форма глагола , причастия и деепричастия).

В предложении спрягаемые глагольные формы играют роль сказуемого (они обладают специальными формами сказуемости - формами наклонения и времени), неспрягаемые глагольные формы могут быть и другими членами предложения. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых... (А. Пушкин).

Неопределённая форма глагола

Начальной (словарной) формой глагола является неопределённая форма глагола, или инфинитив (от лат. infiniti - vus - «неопределённый»). Инфинитив обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с деятелем (субъектом).

Инфинитив - неизменяемая форма глагола, которой присущи только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность, тип спряжения. (Если в спрягаемых глагольных формах окончание безударно, то тип спряжения определяется по инфинитиву.)

Формальными показателями инфинитива являются суффиксы -ть, -ти (в школе их обычно рассматривают как окончания). Суффикс -ть стоит после гласных (следить, думать, петь), а -ти - после согласных (нести, везти, плести). Некоторые глаголы оканчиваются в инфинитиве на -чъ: печь, беречь, течь, мочь и др.; исторически в -чь слились инфинитивный показатель -ти и конечный корневой звук [г] или [к]: формы типа «пекти», «берегти» в результате фонетических изменений преобразовались в «печь», «беречь» и т. п.

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Любить иных - тяжёлый крест... (Б. Пастернак); 2) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным (с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов); 3) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть^ и слышать вас ежедневно (А. Пушкин); 4) Самые чистые рубахи велит капитан надеть!_ (Б. Окуджава).

Примечание . Пример (2) - при глаголах движения (уехать, зайти и под.) или прекращения движения (остановиться, остаться, присесть и т. п.) инфинитив является обстоятельством цели (называет цель движения или прекращения движения): Иногда в песках он останавливался (с какой целью?) отдохнуть (К. Паустовский).

Пример (4) - инфинитив не включается в состав сказуемого и является в предложении дополнением, если он обозначает действие другого лица (предмета), не того, которое названо подлежащим.

Основы глагола

У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 лица множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, чита j - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, говори - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива

Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени

1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а.

1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъявительного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj - y (орфографически - читаю), pucyj - y (рисую).

2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы.

2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).

3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший.

3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, чита j -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).

4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып.

4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).

5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав.

5. Деепричастия несовершенного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj - a (рисуя).

Вид глагола

Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть - глаголы с суффиксом -ну).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида : читать - прочитать, писать - написать, строить - построить.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1) -ива-, -ыва-: рассмотреть - рассматривать, расспросить - расспрашивать, расписаться - расписываться;

2) -ва: открыть - открывать, дать - давать, обуть - обувать;

3) -а-(-я): спасти - спасать, подрасти - подрастать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др,: лечить - вылечить, печь - испечь, делать - сделать, писать - написать, читать - прочитать, строить - построить, учить - выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать - перечитать, отчитать, зачитать и т. д.);

2) с помощью суффикса -ну-: привыкать - привыкнуть, кивать - кивнуть, прыгать - прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать - рассыпать, нарезать - нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить - сказать, искать - найти, класть - положить, брать - взять.

Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).

Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида . Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего - форм времени): у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные .

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?"/что?", писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет).

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

Примечание . Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным , а в другом - непереходным . Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду одна, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов); учить уроки (переходный глагол).

Возвратные глаголы

К возвратным глаголам относятся глаголы с постфиксом -ся, -сь. Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать - различаться, радовать - радоваться, одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться, чернеть - чернеться). От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глагольным формам после окончаний (стучится, стучавшийся). Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных (учился - училась); в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: различающийся - различающиеся.

Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные: одевает кого?/что? - одевается. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет - белеется.

Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я не сплю - Мне не спится, Я хочу - Мне хочется.

Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться и др.

Спряжение глагола

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II , которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

I спряжение

II спряжение

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение , горишь, спишь - II спряжение .

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению .

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения , что и бесприставочные (гнать - догнать - перегнать - выгнать и т. д. - II спряжение ). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение ).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению , а другие - по II . К ним относятся: 1) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хотят); 2) бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению ); 3) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут; 4) брезжить («рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение ) и множественного числа (брезжут - I спряжение ): Рассвет чуть брезжит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

е-м е-шь ест

дам дашь даст

едите едим ед-ят

дадите дад-им дадут

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени - есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду - будешь - будет - будем - будете - будут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

Наклонение глагола

Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в действительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (настоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду заниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выражают побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени - pa 6 omaj - ym ), отдыхай (отдыха)-ут), запоминай (запомина j -ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-\тё\ , держи-\тё\ , за-поминай-\те\ и т. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здравствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, давайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершенного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты... (Б. Окуджава); Давай ронять слова, как сад - янтарь и цедру... (Б. Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток... (В. Маяковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительного (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы (М. Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лермонтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

Время глагола

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парах несётся поезд, колёса вертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тютчев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на лицо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего времени показывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-, за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе - рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.

Прошедшее время глагола идти образуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти - шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы - и будетльдом - вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенного вида (такая форма называется формой сложного будущего времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойственном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит название настоящего исторического): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнёхонько около Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный завод, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени: Бежать, бежать! Иначе я умер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засмеётся вдруг (И. Тургенев).

Лицо, число и род глагола

Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.

Различаются три лица глаголов : первое, второе и третье.

Форма первого лица единственного числа обозначает действие говорящего: пою, зайду.

Форма первого лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и говорящий: поём, зайдём.

Форма второго лица единственного числа обозначает действие собеседника: поёшь, зайдёшь.

Форма второго лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и собеседник: поёте, зайдёте.

Формы третьего лица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.

Категорию лица и числа глаголы имеют только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Глаголы в прошедшем времени и в условном наклонении не имеют категории лица , но изменяются по числам и родам: (я, ты, он) вёл\ \ - мужской род , (я, ты, она) вел\а\ - женский род , (я, ты, оно) вел-\о\ - средний род , (мы, вы, они) вел-\и\ - множественное число .

Не все глаголы русского языка имеют полный набор личных форм.

В русском языке существуют так называемые недостаточные и избыточные глаголы.

Недостаточные глаголы не имеют полного набора форм по тем или иным причинам. Некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица ед. числа, так как они затруднительны Для произношения: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить и др. В тех случаях, когда всё-таки необходимо употребить форму 1-го лица этих глаголов, прибегают к описательному способу; должен победить, хочу убедить, могу очутиться.

У ряда глаголов не употребляются формы 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по смысловым причинам (эти глаголы называют процессы, происходящие в природе или в мире животных): телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться, светлеться, раздаться (о звуке), разгореться и т. п.

В современном русском языке имеет место и противоположное явление, когда у некоторых глаголов образование форм лица настоящего (или простого будущего) времени идёт двумя разными способами: брызгать - брызжет/ брызгает, капать - каплет/капает, плескать - плещет/плескает, тыкать - тычет/тыкает, махать - машет/махает и др.

Безличные глаголы

Безличные глаголы - это глаголы, которые называют действия или состояния, происходящие как бы сами по себе, без участия деятеля: знобить, тошнить, нездоровиться, светать, рассветать, холодать, вечереть, смеркаться и др. Они обозначают состояния человека или природы.

Эти глаголы не изменяются по лицам и не сочетаются с личными местоимениями. Они употребляются в качестве сказуемых безличных предложений, и подлежащее при них невозможно.

Безличные глаголы имеют только форму инфинитива (светать, знобить), форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа (светает, знобит), и форму среднего рода единственного числа (светало, знобило).

Группа безличных глаголов пополняется за счёт личных глаголов путём присоединения к ним постфикса -ся: не читается, не спится, не верится, легко дышится, живётся и т. д.

Довольно часто личные глаголы употребляются в значении безличных. Ср.: Сирень пахнет (личный глагол) хорош o и Пахнет (личный глагол в безличном значении) сеном над лугами (А. Майков); Ветер клонит деревья к земле и Меня клонит ко сну; Вдали что-то темнеет и Зимой рано темнеет.

Морфологический разбор глагола включает выделение четырёх постоянных признаков (вид, возвратность, переходность, спряжение) и пяти непостоянных (наклонение, время, лицо, число, род). Количество постоянных признаков глагола может быть увеличено за счёт включения таких признаков, как класс глагола, а также тип основы.

Схема морфологического разбора глагола.

I. Часть речи.

1. Начальная форма (неопределённая форма).

2. Постоянные признаки:

2) возвратность;

3) переходность-непереходность;

4) спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) наклонение;

2) время (если есть);

3) лицо (если есть);

5) род (если есть).

III . Синтаксическая функция. Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля... (И. Соколов-Микитов)

Образец морфологического разбора глагола.

I . Прислушайтесь - глагол, обозначает действие: (что сделайте?) прислушайтесь.

II . Морфологические признаки.

1.Начальная форма - прислушаться.

2. Постоянные признаки:

1) совершенный вид;

2) возвратный;

3) непереходный;

4) I спряжение.

3. Непостоянные признаки:
1) повелительное наклонение;

3) 2-е лицо;

4) множественное число;

III . В предложении является простым глагольным сказуемым.

error: Content is protected !!