Евтушенко лауреат нобелевской премии. Евгений Евтушенко. Что останется читателям? Путину от анонимных швейцарцев

Владимир Крупин о выдвижении Е.Евтушенко и В.Пелевина на Нобелевскую премию по литературе...

Нобелевские премии по литературе присуждаются исключительно за художественные достоинства, заявил постоянный секретарь Шведской академии Петер Энглунд. Он категорически отверг предположение о том, что при отборе нынешнего лауреата могут сыграть роль крупные события текущего года типа «арабской весны» или стихийных бедствий в Японии, сообщает ИТАР-ТАСС. «Мы стремимся полностью исключить все факторы, не касающиеся самого произведения, включая международную обстановку, деятельность автора за пределами литературы, степень его популярности, - сказал он. - Решение принимается только на основе достоинств произведения».

В этом году, как информирует РИА Новости, в список наиболее вероятных кандидатов на Нобелевскую премию по литературе за 2011 год, составленный букмекерами из британской компании Ladbrokes, вошли российские писатели Виктор Пелевин и Евгений Евтушенко. Впрочем, они заметно отстают от иностранных авторов. Возглавляет список фаворитов 77-летний поэт Адонис из Сирии, вторым номером идет поэт из Швеции Томас Транстремер, третьим значится японский прозаик Харуки Мураками. Пелевин, впервые вошедший в список кандидатов на самую престижную в мире премию, делит места с 50-го по 58-е из 77, а Евтушенко, уже неоднократно оказывавшийся среди претендентов на Нобелевскую премию, занимает места с 60-го по 71-е.

Высказать свое мнение о декларируемой аполитичности Нобелевского комитета и претендентах на Нобелевскую премию в области литературы от России мы попросили известного русского писателя Владимира Крупина.

Владимир КрупинХотя они и утверждают, что чужды политических мотивов, но выдвинули самого политизированного поэта Евтушенко, который, как говорится, «колебался вместе с линией партии». Он был и за Хрущева, и за Брежнева, и за Горбачева, и за Ельцина, а теперь, естественно, за Медведева и Путина. Я нисколько его за это не осуждаю, потому что каждый выбирает свою стезю, но вместе с тем, представить себе, что поэзия Евтушенко стоит по своему уровню рядом с поэзией Рубцова, невозможно. К тому же мне кажется, что озабоченность Евтушенко популярностью превышает его дарование.

Пелевин в своём творчестве просто развратен. Выдвижение его на Нобелевскую премию вызывает только непонимание и удивление, это уже ни в какие ворота не лезет. Если они декларируют, что во внимание берутся только художественные достоинства произведений, то у Пелевина я их просто не вижу. Я, честно говоря, пробовал читать его книги, но не смог.

На мой взгляд, выдвинутые кандидаты только опозорят русскую литературу, если кто-то из них в самом деле получит Нобелевскую премию. Впрочем, Нобелевская премия давным-давно себя скомпрометировала. Советую прочитать статью Вадима Кожинова о Нобелевской премии, в которой он доказывает, что все самые значительные писатели ХХ века прошли мимо этой награды. А те, кому её присуждали, давным-давно позабыты. Поэтому сама по себе Нобелевская премия давно уже ничего не значит в литературном процессе.

Но я совершенно спокоен за подлинную русскую литературу. Она жива и значительна, она ведущая в мире, потому что выращена Православием.

Две громкие смерти случились на минувшей неделе.
И каждая означала конец целой эпохи.
И обе случились в Америке – что, на мой взгляд, само по себе тоже знаковое событие.

Люди постарше помнят, наверное, вышедший в феврале 1987 года номер «Огонька», «флагманского журнала перестройки», где на обложке были изображены - на фоне зимнего переделкинского пейзажа, в модных тогда мохнатых шапках - четыре поэта, имена которых начали греметь в годы хрущевской «оттепели», Справа налево - Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

В таком же порядке они отгремели и ушли. Сначала Рождественский, потом Окуджава, потом Вознесенский, и вот последним, в минувшую субботу, 1 апреля, умер Евтушенко - в далекой Талсе, в штате Оклахома, где он преподавал в местном университете – кстати, одном из лучших в Америке, несмотря на кажущуюся провинциальность.

Смерть Евтушенко напомнила о том, что практически иссякло его блестящее поколение. В живых не осталось и тех других, кого не было на том снимке, но кто вместе с четверкой поэтических мушкетеров, собиравших на свои выступления целые стадионы, составляли элиту русской культуры конца ХХ века.

Я прежде всего имею в виду Нобелевского лауреата по литературе Иосифа Бродского, который, на мой взгляд, в современной русской поэзии равновелик Пушкину в русской классике ХIХ века. Я имею в виду Василия Аксенова, Беллу Ахмадулиной, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Александра Галича, Петра Вайля – а если брать шире, то и Неизвестного, и Тарковского, и Любимова, и многих-многих других.
Кто за ними? Захар Прилепин? Сергей Минаев? Владимир Соловьев? Или, может, Владислав Сурков, говорят, публикующий свои литературные экзерсисы под псевдонимом Натан Дубовицкий? Или Ревенко со Скабеевой, Поповым и Семиным?

Почти самых выдающихся писателей и художников советская социалистическая родина когда-то выставила за порог. Это наша национальная традиция, «духовная скрепа» такая. Самых лучших, самых талантливых полагается гнобить. К думающим, независимым, из ряда вон выдающимся своим сыновьям родина должна относиться не как любящая мать, а как злая мачеха.

Евтушенко, кстати, тут составлял исключение – ему власть прощала многое, но и он в конце концов предпочел прожить в американском университетском городке последнюю четверть века своей жизни – возможно, самую комфортную, спокойную и счастливую.

А за два дня до смерти Евтушенко в Калифорнии, в Пало-Альто - городе, где находятся поражающий своим размахом Стэнфордский университет и штаб-квартиры едва ли не всех самых передовых высокотехнологических компаний мира: Apple, Facebook, Hewlett-Packard, Tesla Motors - умер гениальный физик-теоретик, нобелевский лауреат, ученик великого Ландау, академик Алексей Абрикосов, который тоже переехал из России в США почти четверть века назад и в 2003 году получил Нобелевскую премию по физике, уже будучи американским ученым.

В интервью радиостанции «Свобода» по случаю присуждения ему Нобелевской премии Абрикосов сказал тогда пронзительно горькую вещь:
«В России в свое время, когда я там был, я натерпелся достаточно. И по этому случаю я горжусь тем, что эта премия считается за Америкой». Подумал и повторил: «Я этим горжусь».

А что вы хотели? Пасынки платят злой мачехе сторицей.

Смерть 88-летнего академика Абрикосова в США – знак того, что уходит и поколение выдающихся ученых, наследовавших великим – Йоффе, Семенову, Капице, Ландау, Тамму, Зельдовичу, Сахарову, Харитону. А за ними - тоже никого. Все лучшие – давно на Западе. Российская академия разрушена амбициями людей из ближнего путинского круга. Фундаментальная наука загибается.

Следующие русские лауреаты Нобелевской премии по физике - 2010 года – тоже родившиеся, выросшие, получившие образование и сделавшие первые шаги в науке в СССР и в России, сэр Андрей Гейм и сэр Константин Новоселов, за научные заслуги возведенные в рыцарское звание британской королевой Елизаветой II, давно живут в Манчестере и работают в тамошнем университете.

Как написал когда-то ныне, увы, полузабытый поэт Герман Плисецкий:

Мы славу свою раздавали задаром:
Как видно, она не по нашим амбарам,
Как видно, у нас ее край непочатый –
Как будто талантами слишком богаты!

Сколько людей, которые уже прославили или еще могли бы прославить нашу страну, ныне живут далеко за ее пределами? Ученые, писатели, музыканты, бизнесмены, юристы, врачи, художники, кинематографисты, журналисты, спортсмены. Просто представители образованного и деятельного среднего класса. Счет идет на миллионы.

Это называется «утечка мозгов». Результат ее в любой стране – деградация науки, культуры, образования, все возрастающее отставание страны во всех областях, архаизация интеллектуальной, общественной политической жизни.

Причина же утечки мозгов – не только отсутствие должного финансирования науки, культуры, образования. Это еще и отсутствие свободы. Ни наука, ни культура, ни образование не могут долго существовать в условиях несвободы. Это понимали даже Сталин и Берия, которые готовы были простить советским ученым, работавшим над созданием атомного оружия, любое вольнодумство - лишь бы был результат. Не случайно создатель водородной бомбы академик Андрей Дмитриевич Сахаров превратился потом в едва ли не самого выдающегося борца за свободу и демократию в СССР.

Что же касается свободы, еще один великий русский человек, который покинул Россию, чтобы остаться свободным человеком, писатель Владимир Набоков однажды написал:

«Такой свободы, какую знаем мы, не знал, может быть, ни один народ. В той особенной России, которая невидимо нас окружает, живит и держит нас, пропитывает душу, окрашивает сны,- нет ни одного закона, кроме закона любви к ней, и нет власти, кроме нашей собственной совести. Мы о ней можем все сказать, все написать, скрывать нам нечего, и никакая цензура нам не ставит преграды, мы свободные граждане нашей мечты. Наше рассеянное государство, наша кочующая держава этой свободой сильна, и когда-нибудь мы благодарны будем слепой Клио за то, что она дала нам возможность вкусить этой свободы и в изгнании пронзительно понять и прочувствовать родную нашу страну
Не станем же пенять на изгнание. Повторим в эти дни слова того древнего воина, о котором пишет Плутарх: «Ночью, в пустынных полях, далече от Рима, я раскинул шатер, и мой шатер был мне Римом».

90 лет прошло, а как актуально звучит!

Сразу двух россиян – президента Владимира Путина и поэта Евгения Евтушенко – решили выдвинуть на соискание Нобелевской премии. Путина хотят наградить за создание госкорпорации нанотехнологий, а Евтушенко – за борьбу с антисемитизмом.

Рассматривать эти сообщения серьезно вряд ли можно, ведь рекомендовать соискателей Нобелевской премии могут только те, кого попросит об этом сам Нобелевский комитет. При этом достоверно узнать, попал ли тот или иной человек в список номинантов, можно будет только спустя 50 лет.

Впрочем в число номинантов этой премии в разное время попадали самые разные люди. Дважды предлагали дать премию мира Иосифу Сталину за окончание Второй мировой войны и один раз – Адольфу Гитлеру, правда последняя заявка была отозвана. А вот, например, Махатма Ганди, о котором Владимир Путин в свое время отозвался как о величайшем демократе, своей премии мира так и не дождался (смотри ).

Путину от анонимных швейцарцев

Сообщение о том, что некий Международный центр исследования альтернативной энергии, предложила наградить российского президента Владимира Путина премией мира появилась в российских СМИ. В коммюнике научного центра подчеркивается, что "ни одно из ныне известных изобретений в сфере альтернативной энергии не может эффективно заменить нефть, и это причина того, что весь мир отчаянно ищет замену ископаемому топливу".

После этого говорится о личности российского президента: "идея президента Владимира Путина создать российскую корпорацию нанотехнологий" показывает руководящую роль и проницательность президента России. "Его усилия, направленные на нахождение эффективной замены нефти, служат всему человечеству и являются вкладом в строительство всеобщего мира. Стало быть, президент Владимир Путин заслуживает присуждения ему Нобелевской премии мира", – говорится в тексте, подписанном президентом центра Анетой Эрнест.

Напомним, что согласно закону "О Российской корпорации нанотехнологий", принятом в сентябре 2006 г., общий объем финансирования нанотехнологических исследований в России должен составить около 180 млрд рублей, и швейцарцы подчеркивают, что это сравнимо "со всеми ассигнованиями РФ на науку".

Примечательно, что отыскать Международный центр, который якобы базируется в Цюрихе, не представляется возможным, по крайней мере, в глобальной сети упоминаний о такой организации нет. Не знают ничего о нем и российские специалисты. Как пишет NewTimes.ru , академик РАН и член редколлегии международного журнала "Альтернативная энергия" Юрий Рыжов заявил, что впервые слышит о такой организации. Сама идея тоже кажется ему бредовой.

Евтушенко от благодарных сионистов

Еще одно предложение выдать Нобелевскую премию, правда, уже по литературе поступило на этой неделе от Всемирного конгресса русскоязычного еврейства . Эта организация, объединяющая еврейские русскоязычные общины 23 стран, сообщила, что собирается выдвинуть на соискание Нобелевской премии по литературе поэта Евгения Евтушенко.

Об этом Конгресс объявил на встрече Евтушенко с русскоязычными депутатами израильского парламента, которая состоялась 20 ноября. Эта акция, говорится в сообщении Конгресса, является признанием не только выдающихся литературных заслуг поэта, но и подчеркивает роль, которую он сыграл в борьбе с ксенофобией и антисемитизмом.

Кто и как выдвигает номинантов на Нобелевскую премию

Теоретически сообщения о выдвижении Путина и Евтушенко на соискание премии, могут соответствовать действительности, если сообщившие об этом организации входят в число тех, кого Нобелевский комитет ежегодно просит назвать номинантов на премию. При этом список номинантов в Нобелевском комитете засекречен на ближайшие 50 лет.

В целом же процедура отбора Нобелевских лауреатов такова: каждый год Нобелевский комитет рассылает 200-300 людям и организациям письма с просьбой назвать своих кандидатов на премию в той или иной отрасли. Затем комиссия из членов Шведской академии наук в несколько этапов отбирает из этого списка победителя.

Обычно среди тех, кому предлагают назвать номинантов на премию по литературе, попадают предыдущие лауреаты Нобелевской премии по литературе, самые авторитетные профессора литературы и лингвистики мировых университетов, президенты национальных обществ литераторов.

Список тех, кто обычно предлагает кандидатов для премии мира шире: это бывшие лауреаты, члены национальных ассамблей и правительств, международных судов, ректоры университетов, а также члены различных международных организаций.

Евтушенко Бродский. По уму Россия должна выдвинуть на Нобелевскую премию не Путина, а значительного русского поэта Евгения Евтушенко, пока тот жив. Евтушенко не меньше достоин Нобелевской премии по литературе, чем лауреат Нобелевской премии поэт Пабло Неруда или лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин.

Евтушенко дробью наговорил на русском языке и о русском языке на десять энциклопедий. Не всё равновелико. Но в лучших своих стихотворениях поэт Евгений Евтушенко - лучшее русское в русской поэзии 20 века. Он умел стилизовать текст под суть, под сущностное, о чём сам текст, под эстетику события, о чём стихотворение. По сути Евтушенко не только поэт, но и учёный лингвист, такой же лингвист учёный, какими были поэты Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Есенин, Фатьянов. Это мастера высочайшей художественной стилизации методами слова и текста. Это - большая наука и божественное чутьё.

Бродский не завидовал Евтушенко, как поэту. Бродский завидовал его способности перевоплощения в тексте и способности к стилизации, не меньшей, чем способности к стилизации у лучших мастеров живописи в Италии в эпоху Возрождения. Евтушенко - это правильность стиля до убийства в себе поэта. Суть - главное, метафора прёт без очереди, пусть поэзия погибнет, я снова повторю главное, пусть критики меня за это повесят, ноя объясню своему народу главное - и люди меня поймут -вот что такое поэт Евгений Евтушенко как ударник-производственник литературы на гора для России.


Евтушенко - большой русский поэт. Многие гениальные формулы из его стихов стали пословицами, афоризмами и расхожими штампами воображения у поколения из поколения русских людей, как это было у Пушкина.

Бродский не завидовал Евтушенко. Бродский считал, что Евтушенко угробил свой талант, мимикрируя. Бродский по известным причинам не мог ни поверить, ни почувствовать никогда в жизни, что Россию можно и просто так беззаветно любить, как что-то абсолютно естественное, что не нужно иммитировать, а нужно бывает, ноборот, приглушить в себе и своих стихах, чтобы посторонние и отстранённые не обвиняли автора в излишнем пафосе.Но мы же не обвиняем в ложном искусственном пафосе романтиков - авторов итальянских опер и неаполитанских песен.

Бродский завидовал не Евтушенко, а Осипу Мандельштаму. С возрастом Бродский всё больше отходил от простой запоминающейся поэзии, того, что мы знаем и любим, как ранний Бродский - к многовекторным зарисовкам того, что он узнал о жизни, что он прочувствовал сам, что считал своими личными мудрыми открытиями о сущности и парадоксах бытия.

Бродский верил, что всё, что он наговаривает - первое и впервые. И в этом смысле он завидовал не Евтушенко, а другому великому русскому поэту Осипу Мандельштаму. Он завидовал тому, что тот успел пожить в богатой европейской русской среде в Санкт-Петербурге до 1917 года и в Петрограде в 20-е годы, пока сталинизм не сожрал и не упростил всё, пока Петербург не выдохся в упрощённый в культуре Ленинград, не оскудел своими чувствами и глубиной мысли в Ленинграде.

Творческая гибель, по сути угасание Санкт-Петербурга - это отдельная тема, отдельная трагедия всей русской и советской цивилизации, о которой в СССР и России не любили и не любят говорить, как о тайном несмываемом грехе на своей совести. Это же не только сталинский или брежневский, это и сегодняшний, величайший путинский грех - Петербург угасает. Но это именно та трагедия, которую пережил всей своей загубленной молодостью и всей несбывшейся во всей своей полноте жизнью поэт Иосиф Бродский. Ощущение себя живущим на островке уходящей большой европейской культуры, и при этом жить, как на кладбище, загримированном бодренькими пантомимами под прогресс, вот что убивало Бродского в молодости у себя на родине. Жить в фантастически красивом городе - столице былой императорской России - мечты о Европе в России, городе, опережавшем страну на столетия, и вот - родиться при коммунизме, развиваться уже в 1950-60-х годах, зависеть от каких-то Лениздатов, ленинградской писательской организации, лениградских газет и псевдогуру критики и литературы в них - вот что было ежедневной мукой для Бродского - постепенное тотальное измельчание Петербурга в символах и людях, официально бодрящийся, но угасающий город Ленинград.

И в этом смысле Иосиф Бродский завидовал Осипу Мандельштаму, его языку, его метафорам, тому, что тот ещё хоть что-то сущностное застал во всём расцвете и великолепии человеческих и художественных форм и в этом пожил и так сочно, великолепно творил, как будто на празднике молодости и красоты обедал в изумительном ресторане. Вот этого ощущения пира жизни и культуры со всеми драматическими коллизиями, что представлял из себя Осип Мандельштам и Петербург Осипа Мандельштама, вот этому завидовал и тосковал по такому существованию, по той поэтической среде Иосиф Бродский.

Оптимистическая культура советского времени, а лучшее у Евгения Евтушенко напрямую относится к ней, просто мешала Бродскому слышать искренние ноты настоящей лирики или трагедии по существу. Бродский считал, что поэт должен честно говорить о сложном.Евтушенко мог в поиске талантливейшего обобщения - со всей страстью, с горячим дыханием рисовать перед людьми свой «город на заре». Не всегда и не всем это нравилось. Одна из лучших строчек в "Мастере и Маргарите" у писателя Михаила Булгакова - это про "взвейтесь и развейтесь к празднику 1 мая или 7 ноября" и про покупное вдохновение, причём это о самом себе - по молодости Михаил Булгаков, литератор из семьи священника, подрабатывал в отделе, сочиняющем и воплощающем лозунги для демонстраций трудящихся 1 мая и 7 ноября - на коммунистические праздники, чтобы украшать коммунистические колонны. Разве после такой левой революционной работы Михаил Булгаков меньше достоин Нобелевской премии по литературе за другие свои литературные произведения, гениальные романы и пьесы?

Бродский и Евтушенко. «Они сошлись, вода и камень …» не в жизни, а в литературе и в спорах о смысле жизни.

Живой классик русской литературы, отличный русский и советский поэт Евгений Евтушенко сегодня не так молод и не так пышит здоровьем, как может показаться на экране телевидения. Он старый человек и каждый день уже может помереть вслед за своими друзьями, другими титанами русской и советской литературы 20 века. А мёртвым поэтам и писателям Нобелевские премии не присуждают.

Где наш великий достоевед и просветитель Игорь Леонидович Волгин, где демократ в кубе, специалист по текстам Мариэтта Омаровна Чудакова, воспеватель декабристов Яков Аркадьевич Гордин и трибун поэтов революционеров леваков Лев Александрович Аннинский, чтобы выдвинуть поэта Евгения Александровича Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, как предложение от России, пока хороший, настоящий русский поэт ещё жив? "Все уклонишася, все до единого?"

Когда этот "никому не помогаем" в аппаратесовременной русской литературы прекратится? Когда в России забудут про негласное правило ни за что и никогда не помогать никому и ничему великому у себя на родине?

Мелкотравчатые телепузики с утра до вечера рассказывают и напевают нам о великих трагедиях и великих мучениях, никому и ничему существенному по делу не помогая и борясь за своё право никому не помогать, будучи на самом верху и развлекая, и угнетая пожизненно .

Нет никакого творческого конфликта между поэтическим наследием Бродского и поэтическим наследием Евтушенко.

Деятели культуры, настоящие литераторы России сделали бы России и русскому народу прекрасное дело, выдвинув Евгения Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, пока этот живой классик доступен для поколения.Потом стыдно будет - и как пример конкретного сволочизма в самой окололитературной и писательской среде не в первый раз в новейшей русской истории - «А над гробом встали мародёры и несут почётный караул».

Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по литературе. И это будет гордостью, удачной песней, красиво и вовремя для всей России.

Мощному, сущностному наследию Иосифа Бродского от этого ничуть не убудет.

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать Евгения, Зинаида Ивановна, сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко. Это и неудивительно. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом и носил фамилию Гангнус. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933.

Евгений Евтушенко рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать - актрисой, впоследствии получившей звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР. С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. Так, в шесть лет папа научил маленького Женю грамоте. Для своего развития маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения , Сервантеса и Флобера.


В 1944 году семья Евгения переезжает в Москву, а через некоторое время отец оставляет семью и уходит к другой женщине. В то же время Александр Рудольфович продолжает заниматься литературным развитием сына. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах , Александра Твардовского, . А мать, будучи солисткой театра им. , часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к маленькому Жене приходили, Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов и другие.

Стихи

В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам и старался подражать взрослым,также сочиняя стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты "Советский спорт" впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

В 1951 году Евгений поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.


Отсутствие высшего образования не мешало молодому дарованию добиваться успехов в творчестве. В 1952 году издается первый сборник "Разведчики будущего", состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. А старт серьезной карьере поэта дали стихи "Перед встречей" и "Вагон". В этом же году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, и двадцатилетний паренек становится самым молодым участником организации.

Настоящую известность юному поэту приносят такие работы, как "Третий снег", "Стихи разных лет" и "Яблоко". Всего за несколько лет Евгений Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как , и Белла Ахмадулина.

Кроме стихов, из-под его пера вышла полюбившаяся читателям проза. Первое произведение "Четвертая Мещанская" было опубликовано в 1959 году в журнале "Юность", позже в свет вышел второй рассказ "Куриный бог". Свой первый роман "Ягодные места" Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, "Не умирай прежде смерти", через одиннадцать лет.

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Евгений Евтушенко издает свои сборники до сих пор. Так, в 2012 году выходит "Счастья и расплаты" и еще через год - "Не умею прощаться".

За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.


Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Так, Евтушенко был лауреатом Нобелевской Премии по литературе, Государственной премии СССР и премии "Тэфи". Поэт награжден "Знаком Почета" и медалью "За заслуги перед Отечеством" - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko. Также Евгений Александрович является почетным профессором Королевского колледжа в Квинсе, университета Санто-Доминго, университета новой школы в Нью-Йорке "Нonoris Causa" и в Питсбургском университете.

Музыка

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко "Бабий Яр" композитор создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: "Бабий Яр" знают на семидесяти двух языка мира. Евгений начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и .

Песни на стихи поэта становились настоящими хитами. Наверное, не найдется человека на пост-советском пространстве, который бы не знал композиции "А снег идет", "Когда звонят колокола" и "Родина". Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер "Казнь Степана Разина" и "Идут белые снеги". Последнее произведение вышло с премьерой в спортивном комплексе "Олимпийский" в Москве в 2007 году.

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к киноленте "Я - Куба", которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет. В картине Саввы Кулиша "Взлет" поэт исполнил главную роль .


Картина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм "Детский сад", где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма "Похороны ".

Личная жизнь

Поэт и писатель был женат четыре раза. Впервые Евгений женился в 1954 году на поэтессе . Но творческий союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке у них появился сын Петр.


Третьей женой писателя была его поклонница из Ирландии Джен Батлер, и, хотя иностранка родила Евтушенко двоих сыновей, Антона и Александра, их брак тоже распался.

Четвертой избранницей стала врач и филолог Мария Новикова. С ней Евтушенко находится в браке уже 26 лет, воспитывая двоих сыновей - Дмитрия и Евгения.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни . Легендарный поэт скончался в клинике США, куда был . Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с .

Библиография

  • Разведчики грядущего
  • Шоссе Энтузиастов
  • Идут белые снеги
  • Я сибирской породы
  • Компромисс Компромиссович
  • Почти напоследок
  • Любимая, спи
  • Я прорвусь в двадцать первый век…
  • Счастья и расплаты
  • Не умею прощаться
error: Content is protected !!