Кто боится тантрического гуру ананда катха? Тантра. Предельная реальность Тантра опирается на священные тексты, неотантра - на современные книги

Чаще всего они имеют в виду неотантру – современное движение, одухотворяющее сексуальность, у которого мало общего с древней и средневековой тантрической традицией. Кристофер Д. Уоллис в своей книге «Прояснение Тантры», основанной на традиции недвойственной Шайва тантры, пишет: «Ни одна индийская традиция не была так неверно истолкована, учитывая ее глубокое влияние на всемирную духовность, как тантра».

Слово «тантра» означает «трактат», божественное откровение, в котором обсуждаются духовные практики , зачастую обряды посвящения и очищения . Они считаются доведийскими и относятся к IV тыс. до н.э., хотя первые тантрические тексты датируются VI в. до н. э. Тысячи текстов этой традиции были написаны в промежутке между VIII и XIV в.в.. Средневековье в Индии настало после падения нескольких великих империй, тогда же страна распалась на феодальные королевства, как и Европа того времени. Это позволило многочисленным различным традициям развиваться параллельно, поэтому каждое тантрическое писание стало полноценной системой духовной практики. Как правило, каждый гуру опирался всего на один источник, поэтому не существовало такого широкого понятия «тантра», как в наши дни. То есть практики различных тантрических сект на территории Индии имели между собой мало общего.

Перечислим шесть основных различий между подлинной тантрической традицией и современной неотантрой.

1. Классическая тантра не фокусирует внимание на сексе

В классической тантре не обучали сексуальным техникам . В нескольких источниках говорится о работе с сексуальной энергией, но в основном она велась на уровне визуализации, и спустя годы нечто подобное могло быть исполнено на практике, возможно, всего один раз. С другой стороны, в неотантре, которая зациклились на сексуальных практиках, таких как поддержание эрекции, достижение лучших оргазмов и выполнение тантрических массажей. Они не имеют никакого отношения к традиционной тантре. Нет ничего плохого в изучении сексуальности с помощью неотантры, но людям следует знать, что эти техники возникли благодаря работе Пьера Бернара «Ом Всемогущий» в Америке, преимущественно в Сан-Франциско. Произошло это в начале 1900-х годов, позже в 60-х это учение получило развитие в кругах последователей течения Нью-Эйдж.

В работе философа и мистика традиции кашмирского шиваизма Абхинавагупты «Тантралока» (глава 29) описан широко известный ритуал с использованием секса. В одной из его версий традиции Каула применяют, а затем употребляют (обычно смешивая с вином) «пять сокровищ»: сперму, менструальные выделения, мочу, фекалии и мокроту. В индийской культуре эти вещества считаются крайне нечистыми, поэтому их употребление «доказывало, что практикующий вышел за рамки мелочной концепции дуализма, в которой одни вещи считаются более чистыми и божественными, чем другие»,- пишет Уоллис в своей книге. Во второй версии этого ритуала использовалось «три М»: мясо (māṃsa), вино (madya) и внебрачное ритуальное соитие (maithuna). Уоллис пишет: «Настоящий гвоздь в крышку гроба тех, кто фантазирует на тему так называемого «тантрического секса», - следующий факт: партнер в таком ритуале не должен вас привлекать; если обыкновенное сексуальное желание берет верх, цель ритуала считается недостигнутой … Кроме того, если человек относился к высшей касте, его партнер должен был принадлежать к низшей касте, что служило настоящим испытанием культурной концепции социального неравенства, ведь обряд требовал видеть в любом партнере божество». Причина, по которой секс должен быть внебрачным, – супруг является желанным партнером.

Парамаханса Йогананда, наряду с другими учителями, утверждал, что подобные практики выполнялись исключительно на уровне мысли. Тем не менее существуют доказательства, что их выполняли, подразумевая трансформацию партнеров в Шиву и Шакти. В отличие от практик неотантры, если не происходила трансформация партнеров в божественные сущности, ритуал считался грехом.

В своей книге Уоллис задает вопрос: «Что общего у тантры и «Кама-сутры»?». И отвечает – ничего. Т.к. если в тантре присутствует цель ощущения удовольствия, то она подчиняется конечному духовному освобождению, упоминание о котором отсутствует в «Кама-сутре». К тому же ни один храм, украшенный резьбой эротического содержания, не имеет отношения к тантрической практике.

2. Тантра опирается на священные тексты, неотантра - на современные книги

Слово «тантра» изначально употреблялось в значении «трактат» или «текст». На Западе его чаще переводят как «основа» или «переплетение». Существуют тысячи тантрических писаний, каждое из которых представляет отличную от остальных форму практики и, утверждает, что является божественным откровением. Приверженцы той или иной практики, придерживались только одной тантре, единому священному тексту. Уже из значения слова «тантра» становится ясно, насколько эти писания были важны ее последователям.

Последователи неотантры либо никогда не читают тантрические тексты, либо напротив, что крайне необычно, читают тонны тантрической литературы без помощи гуру. Они предпочитают пользоваться современными книгами, в которых не упоминаются первоисточники. Так, например, в библиографии книги Дианы Ричардсон «Сердце тантричекого секса» нет ни одного источника, написанного до 70-х годов, в основном автор опирает на работы Ошо .
Современные неотантрические книги больше похожи на смесь различных традиций, это объединяет их с литературой Новой эры. В одной книге автор может рассуждать об инь и ян в традиции даосизма, о том, как поднять энергию кундалини и активировать чакры в традиции индуизма, как достичь сострадания в буддистской традиции Махаяны.

3. В тантрической традиции важно иметь гуру и пройти обряд посвящения

В тантре очень важно полагаться на гуру, то есть следовать гуру-парампаре. Считается, что наличие гуру необходимо для духовного продвижения на пути тантры; неотантрики практически полностью отбрасывают эту идею. Исследователь и гуру тантры Рама Кантха утверждал, что правильный обряд посвящения – обязательный этап тантрического пути. Он нужен, чтобы уничтожить кармические препятствия и достигнуть духовного освобождения всего за одну жизнь.

Гуру также важен потому, что в тантрических текстах используется сандхья-бхашья (sāṃdhyābhāṣā, «сумеречный язык»)- язык, который непонятен непосвященным. Те, кто без истинного гуру, самостоятельно пытаются расшифровать символизм тантр, рискуют еще сильнее удалиться от конечной цели духовного пути.

Настоящий гуру тантры не берет плату за свое учение. Тем не менее сегодня очень много мнимых гуру, которые обучают современным сексуальным тантрическим практикам за деньги (либо за секс). Если вы считаете, что нашли подлинного учителя тантры, Уоллис советует простой тест, который поможет определить, следует ли он классической традиции: спросите, на какое писание он опирается.

4. Тантра – полностью духовная практика

Конечной целью тантризма (как Санатана Дхармы в индуизме) является единение с божественным. Знаток тантры в традиции Шайва Сиддханта, Рамакантха, живший в 10 в. н.э., говорил: «Тантра – это основа поведанных Богом учений, она объясняет, что в практике поклонения Богу необходимо, а что является помехой. Также она описывает специальные обряды посвящения и очищения, которые являются необходимыми условиями для тантрической практики».

В тантре духовная практика называется садхана. У человека, который стремится к духовному пробуждению, есть для этого необходимые техники. Майтхуна (ритуальное соитие) – одна из множества духовных практик, и как было ранее отмечено, исследователи считают ее использование весьма спорным вопросом. В полной садхане используются молитвы, гимны-восхваления, поклонение божествам, повторение мантр, йога и медитация, практики визуализации, пуджа (подношения божествам), ритуалы посвящения, пуджа своему гуру, ритуалы с использованием мандал, танцевальный или музыкальный ритуал.

5. Путь тантры левой руки включает поистине греховные практики

Общепринятые религиозные практики называют «путь правой руки» (дакшиначара). Это медитация и аскетизм, которые не противоречат ведийской традиции. Практики тантры «левой руки» с точки зрения ведийского общества считаются греховными. Самая распространенная из них - садхана в местах кремации или сидя на трупах. С ведийской точки зрения употребление мяса – практика левой руки, но не для западного человека. Для аскета занятие сексом – это грех, но не для среднестатистического американца. В классическую практику вамачара были добавлены новые техники, которые могут действительно встряхнуть современных приверженцев тантры левой руки. Последователи этой традиции стали употреблять наркотики и участвовать в нежелательных сексуальных практиках (гомосексуальный секс для гетеросексуалов или садомазохизм).

Характерные черты «левосторонней» тантры:
- переоценка статуса и роли женщины,
- непристойные действия,
- использование «сексуальной йоги»,
- сахаджа (санскритский термин, означающий спонтанность, описывающий «самобытность духа и материи, субъекта и объекта», в которой, по словам Ананды Кумарасвами в «Танце Шивы», «нет ничего святого и богохульного, духовного и чувственного, все, что существует, является чистым и пустым»).

6. Визуализация - очень важный элемент тантры

Классическая тантра уделяет большое внимание техника визуализации. Ее приверженцы представляют божество и пытаются полностью отождествить себя с ним. Подобная практика, присвоение себе божественной формы, была у Герметического ордена Золотой Зари и Алистера Кроули, для этого они использовали образы египетских божеств. При правильной визуализации практикующий получает качества выбранного божества.

Великий ученый и учитель Александр Берзин подробно описывал визуализацию в тантрических учениях тибетского буддизма. Он называл это «использованием воображения». Эта техника задействует воображение с использованием всех чувств, не только зрительных образов. В тантрической традиции человек либо представляет перед собой одну из форм Будды (высшего божества), либо представляет себя в ее образе.

Все написанное не означает, что неотантра бесполезна. Ее последователи просто не должны говорить о какой-либо связи своего учения с тантрической традицией. Хорошей отправной точкой для изучения классической тантры послужит книга «Прояснение тантры/ Tantra Illuminated» ученого и практика Кристофера Уоллиса.

-------
| сайт collection
|-------
| Шиванандана Шри Вашикаран
| Тантра. Предельная реальность
-------

«Истина, это то, что может быть использовано».
Будда

Тантра отличается от внешних видов поклонения или морально-религиозных кодексов поведения, распространенных среди широких слоев населения, своим углубленным мистицизмом.
Учение тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвященным людям. Может быть, именно поэтому Тантра, пожалуй, одно из немногих учений древности, которое без изменений дошло до наших дней.
Так что же такое Тантра? Это слово в переводе может означать как различные понятия, так и процессы. У индийских мыслителей есть великолепная традиция предварять свои труды определением содержания употребляемых ими слов. Она распространяется и на понятие «тантра». Каждый автор привносил в разнообразие ее значений новые уточнения.
Слово «тантра» имеет широкое смысловое значение. В частности, некоторые исследователи утверждают, что он происходит от санскритского слова, означающего «гобелен» или «ткань», символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь.
В зависимости от контекста «тантра» может означать: «нить», «челнок», «ткачество», «систему», «соглашение», «закон», «теорию», «договор», «происхождение», «продолжение», «объяснение», «наставление», «вид творчества» (всего шестьдесят четыре значения), но в этих специальных терминах, употребляемых в литературе, вообще мало общего с тантризмом.
Одни утверждают, что слог «тан» означает «распространять», «тра» – «спасать». Другие показывают еще одну теорию происхождения: от двух санскритских слов: «таноти», что означает «расширение поля сознания» и «трайати» – «освобождение», «прикосновение к его высшему уровню».
Таким образом, можно сказать, что Тантра расширяет и освобождает сознание.
Тантра – это древнее понятие, корни которого уходят в глубину тысячелетий, в прошлые цивилизации. Вряд ли можно достоверно сказать о принадлежности этого понятия к конкретной культуре, языку или традиции.
Тантра была известна и практиковалась, в основном, на Востоке и наибольшее распространение получила в Индии, Тибете и Непале, а также Японии, Таиланде, Китае и Индонезии. В наши дни эта наука хорошо прижилась на Западе, и подчас развита там больше, чем у себя на родине.
«Тантрой» также называют любые трактаты, содержащие высшие знания. На Тибете слово «тантра» является общеупотребительным и часто используется в значении, не имеющего прямого отношения к эзотерике или религиозной культуре. В большинстве случаев, «тантрой» на Тибе-те называют некое письменное наставление медицинского, религиозного, социального и прочего характера.
Тибетский мудрец Тилопа* в своем сборнике «Океан Удовольствия Для Мудрого» говорит:

«Тот, кто живет по заповедям Тантры, но в то же время не прекращает различать, предает дух са-майи*.
Кто верен принципу Неразличения, тот утверждает принципы Тантры».

В Китае Тантре посвящено намного меньше письменных источников, и она не так широко известна, как в Индии.
Существование Тантры в Китае для многих людей вообще оказывается новостью.

Дело в том, что Тантра в Китае была достоянием очень узкого круга посвященных – т. н. старых, настоящих даосов*, которые, как известно, вообще не признавали ни монастырей, ни монахов, ни культов, ни религий, ни писаний, ни догм и которые обучались Дао* от Учителя к Ученику. В само учение посвящались действительно единицы, достигшие уровня и состояния, отвечающего огромной ответственности, которая ложилась на их плечи в связи с посвящением в эти действительно тайные для того времени, эзотерические знания.
В Индии к Тантре относят, в основном, священные индуистские и буддистские трактаты тантризма. Эти трактаты содержат философские учения, охватывающие все виды знания, системы и способы самопознания. В большинстве своем они анонимны, и точное время их написания неизвестно. По способу изложения это, в основном, записи диалогов Учителя и Ученика или, например, Шивы* и Парвати*.
Тантры традиционно делятся на четыре категории: крийа-тантры, йога-тантры, ануттара-йога-тантры и чарйа-тантры.
В первой группе излагаются философско-метафизические теории. Во второй группе описывается тантрическая йога. В третьей раскрываются морально-этические стороны жизни человека, социальные и природные законы. В четвертой группе передаются ритуальные и религиозные практики.
Общее число Тантр с трудом поддается исчислению, одних только употребляемых насчитывают от несколько десятков до нескольких сотен.
Все священные тексты тантризма написаны на санскрите, или «деванагари» («город Богов»), являющимся также языком тантрического культа.
В качестве священных, кроме того, используются значительное количество упатантр*, второстепенных Тантр, а также общие для тантризма и индуизма тексты: «Веды»*, «Пураны»*, «Итихасы»*, «Шастры»* и др., но только в той части, где они согласуются с Тантрой.
К упатантрам приравниваются также произведения тантрических духовных учителей – комментарии к Тантрам, трактаты по религиозной философии, магии, йоге (см. дальше) и другим мистическим дисциплинам.
Главным образом, это письменные источники: священные писания и религиозные тексты, медицинские наставления, философские трактаты, физические упражнения и космогонические взаимосвязи человека с Вселенной.
Так, человек, посвященный и понимающий, видит Тантру не только в общепризнанных тантрических текстах, но и в народных сказках, эпосах и многих других произведениях, которые подчас буквально валяются у нас под ногами. Все эти Тантры различны по форме и содержанию, по способу изложения и мотивам повествования, нередко тайные, зашифрованы и недоступные пониманию обывателя.
По способу изложения тексты бывают с вполне конкретными и буквальными рекомендациями. А иногда содержат абстрактные, трудно поддающиеся пониманию указания, которые для современного цивилизованного человека могут вообще не иметь смысла и больше походить на записки душевнобольного.
К Тантрам также могут относиться разного рода способы зашифровки информации: рисунки, скульптуры, архитектура, мантры (см. дальше), янтры (см. дальше) и т. д. Отличает их от не-Тантр, опять-таки, наличие все той же более высокой энергии, информации и содержания.
Как способ выражения, как материал, в Тантре может использоваться и сам человек, выступая посредником, например, в роли проповедника, артиста, певца, танцора или просто любовника.
В действительности же это – нечто целое, обладающее разнообразными признаками, которые подчас могут оказаться несовместимыми, подобно свету, который одновременно обладает свойствами и частицы и волны.
Тантристы считают, что Тантра – это писание, предназначенное для практики. Считается, что-то, что в конечном итоге называется Тантрой, есть нечто опущенное к нам на Землю, на наш уровень существования посредством «расширения сознания» с более высокого уровня.
Именно уровень кристаллизации, уровень, на который была спущена Тантра, и определяет ее качества, вид, содержание и прочие характеристики. Или, точнее, чем ниже уровень кристаллизации, на который опускается энергия, тем ниже его внутренняя частота вибраций, тем более материальным и заземленным будет конечный продукт.
В большинстве случаев эта энергия носит энерго-информационный характер и в конечном варианте проявляется в виде каких-то универсальных, часто тайных, знаний.
Возможно, именно поэтому и существует так много различных Тантр и различных определений Тантры. Поэтому очень трудно обозначить возможные границы и можно лишь перечислить наиболее известные формы и варианты воплощений.
Сам процесс опускания энергии сопровождается множеством проблем, и в общем случае эти проблемы сказываются на качестве передачи, т. е. речь идет об искажениях, возникающих вследствие каких-то объективных и субъективных причин.
Одна из данных проблем связана со сложностью передачи более высоких энергий посредством более низких по частоте носителей. Речь идет, конечно же, о людях, как о приемниках или передатчиках этих вибраций.
Принять более высокую частоту может тот, кто сам уже вибрирует на более высокой частоте. А таких мастеров, святых, пророков и Учителей, как показывает опыт, не так уж и много.

Юрген Торвальд
Дзаигоро Есегимицу

Для большинства индийцев Тантра представляет собой культ, но не религию, ритуал, но не языческий обряд.
Тантрическая религиозная традиция очень неоднородна и включает в себя множество всевозможных течений и сект, приверженцы которых, как правило, взаимно признают друг друга единоверцами.
Индуизм, или Санатана-Дхарма (именно так он именуется в «Ведах» и других священных писаниях) – самая древняя из существующих систем.
В древнем ведизме было множество различных школ и направлений, которые отличались друг от друга по основной почитаемой в них форме Бога: рудраисты (см. дальше) почитали, в основном, Рудру (Шиву) (см. дальше), сауры (см. дальше) – Бога Солнца, последователи Варахи* (одна из аватар* Кришны*) в виде вепря, а последователи громовержца Индры* были адептами особого воинского культа.
Незадолго до возникновения новых мировых религий – буддизма и христианства, ведическая религия в более-менее чистом виде сохранялась лишь в Индии, где последователи этого направления были непосредственными предшественниками современных смартов (смартистов) (см. дальше), особенно ведантистов*(см. дальльше).
Отдельную и достаточно мощную школу представляли те, кто считал Высшего Бога – Брахманом* (с ударением на втором слоге – исключительно безличным Абсолютом), а всех прочих богов ведического пантеона, всего лишь частичными проявлениями его. И на основе этой древней ведической религии сложилось поздневедическая система брахманизма (см. дальше).

Тантризм, в его нынешнем виде, неотделим от индуистской традиции. Хотя тантризм обладает всеми признаками самостоятельной системы – своим специфическим вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, собственными источниками и целым рядом других черт, сами тантристы рассматривают тантризм как особую эзотерическую форму индуизма.
В это же время в Индии появилось немало новых учений и школ, возникших поначалу как агамические (неведические), но затем попавших под сильное влияние брах-манизма: шиваистские школы Пашупата (см. дальше) и Шайва-Сиддханта (см. дальше), Вишнуистские школы Бхагавата (см. дальше), Саттвата (см. дальше) и Панчаратра (см. дальше), а также некоторые другие, менее влиятельные направления, от которых не сохранилось даже названия. Вместе с брахманизмом они положили начало формированию индуизма в его современном виде.
Так, на основе древних ведических и агамических систем сложились четыре главных направлений индуизма.
о Сауры. Сауров (солнцепоклонников) как отдельной школы в настоящее время уже нет совсем и считать их основной или второстепенной линией индуизма уже нельзя.
о Ганапаты. Ганапаты (поклонники слоноголового Ганеши*, как Верховного Божества) практически слились с шиваитами (см. дальше) и их в настоящее время также нельзя считать отдельной ветвью.
о Джайны имеют два подразделения, называемых обычно сектами, но фактически являющихся направлениями:
Дигамбара (разделена на два течения):
Висапантха и
Терапантха.
Шветашамбара (разделена на три течения):
▪ Муртипуджак;
▪ Штханакваси;
▪ Терапантхи.
А также:
о Сикхи также четко делятся на два основных направления:
Хальса, (иначе Кешдхари), ортодоксальное и
Сахадждхари, (иначе Нанакпантхи), секты:
Ниранкари;
Бхасауриа;
Намдхари;
Бандаи;
Удаси.
и др. которые настолько малочисленны, что нет смысла их считать основными течениями.
о Вайшнавы. Большинство вайшнавов принимают как равно авторитетные ведические, так и вайшнавско-агамические писания.
Из ведических писаний они особенно почитают вишнуистские «Упанишады»*, «Пураны» (прежде всего «Шримад-Бхагаватам»*, (иначе «Бхагавата-Пурана»), «Итихасы», «Харивамша»*, «Рамаяна»*, «Махабхарата»* и главный источник – «Бхагавад-Гита»* (иначе «Гита-Панишад»), входящую в «Махабхарату» (ее пятая глава).
Вайшнавы почитают Вишну* в качестве Верховного Бога, считая его личностным и персонифицированным и идентичным с безличным Брахманом. Безличный аспект при этом считается более низшим. Главной практикой вишнуиты считают бхакти-йогу*.
Также существует несколько главных течений:
Рамануджа* (Шри-Вайшнава*);
Шри-Чайтанйа*;
Мадхвачарйа*;
Бхагавата*;
Саттвата*;
и второстепенных:
Нимбарка* и
Валлабха*.
Каждая из этих сампрадай (цепь ученической преемственности) имеет собственную интерпретацию учения «Вед»*.
о Брахманисты. Смартизм – ортодоксальный Брах-манизм в его нынешнем виде. Деление на поднаправления выражено не так отчетливо, тем не менее, существует шестьдаршан (философских систем) традиционного брахманизма. Но они представляют собой больше именно философские системы, нежели религиозные школы, т. к. последователи всех этих даршан мало, чем отличаются друг от друга в практике ритуала
Наиболее влиятельной среди них является «Веданта», которая в свою очередь подразделяется на несколько ведантических школ, самой влиятельной из которых является «Адвайта-Веданта»*.
Большинство ортодоксов-брахманистов являются адвайта-ведантистами* (майавади*), последователями Шанкары* (Шанкарачарьи), философа-мистика, основателя теории имперсонализма*.
Смартисты почитают в качестве самых авторитетных писаний «Шрути»* (особенно «Упанишады»), а из вторичных ведических писаний – «Смрити-Шастры»*, «Бхагавад-Гиту» и ведантические «Даршана-Шастры»* (особенно «Веданта-Сутру»*) и труды Шанка-рачарьи. «Пуранам» он уделяют мало внимания, а «Агамы»* (вишнуистские, шиваистские, шактистские) либо формально признают как священные, но на деле их игнорируют, либо отвергают совсем.
Основными методами духовной практики смартисты считают джнана-йогу (философские размышления над идеями «Веданты»* и их непосредственную реализацию на собственном опыте), Брахма-упасану – «поклонение Брахману», т. е. медитацию (см. дальше) на тождество собственной души и Абсолюта, и Брахма-яджну, т. е. «жертвоприношение Брахману», состоящее из изучения и рецитации текстов «Вед». Все это можно сравнить с высказыванием Спинозы о рассуждении треугольников о том, что «Бог, несомненно, имеет безупречную треугольную форму».
На практике брахманисты допускают поклонение любым формам Бога, не отдавая особого предпочтения ни одной из них. Высшего же Бога ортодоксы считают совершенно безличным. Поэтому понятен разговор двух жрецов-брахманистов о двух разных изображений Кришны, что одно из них нравится больше, потому что похоже на генерала Чонси.
о Шиваиты (рудраисты). Особое место в древнеарийском ведизме занимал рудраизм, тесно связанный с еще более древним доведическим, пратантрическим культом времен матриархата. Рудраистская ветвь ведической религии была весьма архаичной и непохожей на остальные ведические школы.
В дальнейшем, при контакте ариев с дравидами рудраизм вобрал в себя многое из эзотерических знаний и практик шактистского типа (см. дальше) южноазиатских традиций и трансформировался в шиваизм (см. дальше).

В шиваизмешесть главных школ:

Шайва-Адвайта, адепты которой являются сторонниками откровенно ведантической ориентации и весьма близки к смартистам-майавади. Основоположником этой шиваистской школы был Шрикантха*. Шива-нанда Свами* также принадлежал к этой сампрадайе;
Шайва-Сиддханта, опирается в равной мере на авторитет ведических писаний и шиваистских «Агам». Учение Шайва-Сиддханты, наиболее влиятельной школы в современном шиваизме, представляет собой синтез «Веданты» (ведической философии) и «Сиддханты» (тантрической философии);
Пашупата; в том числе
о Каламукха; а также
о Капалика; и
о Сиддха-Сиддханта (Горакшантха-шиваизм, иначе – Натха) не отвергают «Веды», но на практике придают большое значение чисто шиваистским священным писаниям и поучениям своих учителей. Эти школы, таким образом, являются больше агамическими, чем ведическими;
Вирашайва (Лингайата) полностью отвергают авторитет ведических писаний и признают только двадцать восемьшиваистских «Агам», а также вачаны (высказывания) и труды собственных Учителей. Поэтому лингайаты считаются самой антибрахманистской из шести главных шиваистских сампрадай;
Трика (Тантрический шиваизм, иначе – Кашмирский шиваизм).
Традиция Кашмирского шиваизма, которую обычно принято считать шиваистской, на самом деле является мишрамат, т. е. смешанной (см. дальше) и представляет собой синтез всех основных тантрических форм шиваизма и шактизма, т. е. является фактически одновременно и шиваистской и шактистской.
Более того, в рамках Кашмирского шиваизма есть течения откровенно шактистской ориентации, особенно «Кали-Кула-Крама» (см. дальше), чаще называемая «Рахасья-Каула» или просто «Крама».
Но из-за того, что большинство последователей Кашмирской тантрической традиции предпочитают считать себя именно шиваитами, то в целом всю эту традицию, несмотря на ее чисто тантрический характер, чаще рассматривают как одну из шайва-сампрадай. Основателем является Абхинавагупта*.
Шиваиты (шайвы) всех шести школ почитают Шиву как одновременно трансцендентного и имманентного, личностного и безличного, создателя и разрушителя.
Важную роль в шиваизме играют йога, тапасья (аскетизм), атма-джнана (духовное познание собственной божественности), недуалистическая философия и поклонение Шиве в духе бхакти.
о Шакты. Тантризм, как таковой, обычно всегда связывается с шактизмом, т. к. подавляющее большинство тех, кто следует тантрической традиции, является шактами.
Хотя тантристами также являются и последователи большинства течений Кашмирского шиваизма, а также На-тха, Кала-Мукха, Капалика и, в некоторой степени, Вирашайва и некоторые другие шиваиты менее известных направлений.
Таким образом, если все шакты, так или иначе – тантристы, то среди шиваитов есть как тантристы, так и не-тантристы.
Шактистская ветвь индуизма имеет чисто тантрические истоки, уходящие корнями еще в дравидскую цивилизацию. Поэтому влияние ортодоксального ведического брахманизма на шактизме сказалось гораздо в меньшей степени, нежели на шиваизме или вайшнавизме.
Шактисты (шакты) признают авторитет ведических писаний, но лишь по мере того, как они согласуются с Тантрами («Агамами» и «Нигамами»*). Авторитет Тантр в шактизме ставится всегда выше всех прочих индуистских писаний.
Тантрики* близки к шиваитам и также почитают Шиву, идентичного с Рудрой «Вед» и Брахманом «Веданты», но в отличие от шиваитов на практике почитают все же больше именно Шакти-Деви*, Богиню-Мать. При этом в шактизме Шакти почитается не только общеиндуистскими методами, но и специфическими тантрическими способами согласно указаниями Тантр.

Можно рассмотреть некоторые течения в шактизме.
Выделяются четыре основных:
Шри-Кула (Шри-Видья-Кула иначе Самайачара) (см. дальше);
Кали-Кула (Шри-Кали-Кула, иначе Каула-Дхарма, иначе Кулачара) (см. дальше);
Основные авторитетные тексты: «Малинивиджая-Тантра»*, «Рудройамала»*, «Триширобхайрава»*, «Лалита-Сахасранама»*, «Саундарья-Лахари*».
универсалистский шактизм восходит к учению Шри Рамакришны* и связан, как правило, с деятельностью «Миссии Рамакришны»*.
Шактами-универсалистами являются и последователи некоторых других нетрадиционных течений современного индуизма, таких как общества «Анандамайи»*, «Амританандамайи»*, Шри Ауробиндо*, Гопи-кришна* и пр., которые следуют реформированному учению «Веданты» с элементами шактизма и йоги.
Универсалисты отошли от традиционного тантризма и, хотя сохраняют в своем учении некоторые характерные его черты (например, культ женского начала), фактически превратились в типичные неоиндуистские течения, перестав быть тантриками. Теперь это просто новые формы нетрадиционного, универсалистского индуизма, в некоторой степени близкие к тантризму;
«деревенский» шактизм шаманистского толка является лишь формой примитивного язычества и имеет мало общего с предписанием Тантр и с традициями собственно тантрических школ.
Подобного рода практику можно считать лишь отчасти сходной с тантрической, потому что в ней есть немало такого, что сближает этот тип шаманизма с настоящим тантризмом: почитание женских божеств, оргиастические обряды, магические церемонии и т. п.
Но поскольку приверженцы похожих культов есть не только в Индии, но и Африке и Латинской Америке (например, вуду*) и сами себя они тантристами не считают, о мистическом учении Тантр совершенно ничего не знают, и приобщаться к тантрической традиции не стремятся (а зачем?), то их и не следует считать тантристами.

Буддисты почитают в качестве самых авторитетных писаний, написанных на пали: «Дхаммапада»*, «Джа-така»*, «Трипитака»*, «Суттапитака»* (изложенная Анандой, учеником Будды).
Буддизм полагает, что карма* действует через силы иллюзии, желания и отвращения. Желания и отвращение можно нейтрализовать практикой йоги, а иллюзию – философским прозрением. Направленное движение воли буддизм пытается остановить рассудком, проведя надлежащую медитацию.
Воля, устремленность к какому бы то ни было бытию, порождаемая невежеством – вот та стрела, которая поразила человека, и ее надо вытащить.
Философия буддизма заключается в том, что даже благую карму* нельзя копить, потому что даже сумма добры дел и стремлений перекомбинирует наши скандхи* так, что они вновь породят некое индивидуальное и смертное существо пусть даже в высшей касте* или в высшем Мире. Даже если родиться в мире богов – все равно это не будет освобождением. Скорее это осложнит задачу, потому что боги живут уж очень долго, и они также подчинены суете бытия.
Рано или позже духовная радость тоже кончится, а, значит, радость тоже есть дуккха – страдание (ибо страдание – это все, что проходит).
Поэтому Будда обращался к Суданте богатому купцу-благотворителю:

«Стремиться к небесному блаженству есть великое зло, ибо всякое пожелание, возрастая, приносит скорбь.
Итак, упражняйся в искусстве отречения от поисков, чего бы то ни было, ибо отрешение от всякого желания есть счастие полного покоя.

Какая простая и понятная картина мира! Не нужно никаких заумных философских трактатов, чтобы понять Истину.... Остаётся только почувствовать Её в медитации. :)

********
Спустя два дня, я проснулся в восторженном настроении. Я искупался в холодной речке, протекающей через эту долину, и сел на коврик медитировать. Солнце, встававшее из-за гор, бросало нежный красноватый отсвет на листья деревьев. Я закрыл глаза.
Очень медленно мой разум погрузился в незнакомое раньше измерение. Я почувствовал, будто падаю с огромной высоты. Каждые несколько секунд я осознавал, что бесконтрольно делаю глубокий вдох, словно вновь и вновь поражаюсь чему-то, возникающему неожиданно.
Спустя полчаса или час всё прекратилось, я чувствовал себя необычайно умиротворённо. Я открыл глаза и увидел мир изменившимся. Тот же самый лес, который стал мне намного ближе. Я чувствовал, будто прикасаюсь к каждому предмету, но взглядом. Несомненно, происходило что-то особенное. Боясь упустить момент, я в изумлении смотрел на происходящее, не смея шевельнуться.
В разуме появились и исчезли какие-то мысли. Птица залилась прерывистой трелью. Заблестели листья. Закачалась трава. Вокруг не было никого, но я ощущал что-то присутствие. Здесь был еще кто-то. Кто?
Моё дыхание замедлилось и углубилось. Я наблюдал и слушал. Был ли это Бог? Или кто-то другой? Я сходил с ума? Меня это не заботило. Кто-то определенно уже был здесь или вот-вот будет. Я должен был разгадать эту тайну.
Вдруг я понял. Мои глаза округлились, рот раскрылся в изумлении. Конечно же! Почему я не понял этого раньше? Это был я! Я, расширившийся во все стороны. Деревья были мною, мною были горы. «Птица» защебетала, когда я захотел, потому что этот звук был моей собственной мыслью. Трава медленно качалась из стороны в сторону в точности по моему желанию, потому что всё это представление разворачивалось внутри моего разума. Всё это было моей игрой. Я посмотрел вниз, даже моё тело составляло всего лишь часть общей картины. Как во сне. Но сейчас я чувствовал себя в полном сознании.
Подумать только! Всю жизнь я беспокоился за людей, никогда не осознавая, что они являются ничем иным, кроме как творением моего собственного разума. Абсолютно ничего не существует, кроме моего разума - моих собственных красочных вибрирующих мыслей в форме кустов, насекомых, света, облаков - всего.
Мой разум сказал, наконец: каким же я был глупцом, переживая и мучаясь. Ведь не было ничего, что могло бы мне навредить, мне некуда бежать. Каждая отдельная мельчайшая частица - это я. Я сам придумал это драматическое представление. Не существует самих по себе людей, домов, учителей, врагов, проблем. Все они - моё собственное творение. Вся Вселенная смеётся.
Вся Вселенная? Я думал, что она такая огромная, неизмеримая. Несмотря на это, она всего лишь мысль, меняющая свои цвета и формы, звуки и чувства согласно моему желанию.
И все! Согласно моему желанию. Моё желание - это то, что заставляет картину меняться. Существует только три вещи: моё сознание, моё желание и выражение моего желания. Больше ничего.
Нет. Даже проще. Всё, что я вижу вокруг, это просто мои желания; нет никакого деления на внутреннее и внешнее. Всё, что я хочу, я немедленно получаю, потому что моя мысль является моим желанием, которое и есть мой мир. Итак, существуют только две вещи: моё сознание и его кратковременная, всегда меняющаяся прихоть, или форма.

Тантрический гуру представляет из себя синтез йоги, гьяни и тантрика. Обычно его инициирует тантрическая йогини. Это она посвящает развитые души в секретные практики тантры. Её учениками часто становятся йоги гуру и гьяни гуру. При контакте с тантрической йогини происходит полная трансформация личности и духовных ценностей йоги гуру и гьяни гуру. Только после такой инициации знания йоги гуру и гьяни гуру обретают форму непосредственного опыта. После того как инициация завершена, тантрическая йогини может уйти на задний план, но не ранее того момента, пока её ученик не получит необходимый опыт и сам сможет стать тантрическим гуру. Йоги гуру и гьяни гуру, которые не имели подобного опыта, обычно не могут выйти за пределы времени и пространства, и остаются в царстве ума и интеллекта. В случае брахмаништха гуру такой опыт необязателен, поскольку он уже пребывает в трансцендентном состоянии за пределами времени и пространства.

Тантрический гуру является хозяином своего ума. Ум используется как обычный инструмент – примерно как мы используем выключатель электричества. Если нужно электричество мы его включаем, если нет – выключаем, одним нажатием кнопки. С такой же легкостью тантрический гуру контролирует свой ум. Сила мысли спроецированная им, может преодолеть любые расстояния мгновенно, и будет передана с такой же точностью как разговор по телефону.

Тантрический гуру способен проецировать несколько тел, и появляется перед своими учениками в нескольких местах одновременно, или принимать другие формы. Он может спроецировать астральное тело наделенное полным осознанием того что происходит, в любом месте, в любое время. Такой гуру может появляться перед своими учениками, независимо от того где находится его физическое тело.

Тантрический гуру способен полностью понять ум своего ученика и затем вобрать его в себя. Тогда ученик будет действовать строго в соответствии с волей гуру, обладая непрерывным и однонаправленным сознанием гуру. В этот период ученик испытывает много удивительных опытов. Его сознание расширено, и он даже может развить психические силы. Тантрический гуру может создать события, которые в обычной жизни представляются невозможными. Благодаря своим психическим силам он способен материализовать объекты из ничего.

Однако, большинство тантрических гуру не демонстрируют свои сиддхи. И хотя они способны контролировать ум своих учеников, они редко это делают. Если это и происходит, то только в соответствии с естественными законами и с учетом многих тонкостей. Нарушение этих законов означает нарушение природного баланса, и тантрические гуру стараются не допускать подобной анархии. Они осознают, что сиддхи это всего-лишь ступень на пути к высшим состояниям. Если использовать их безответственно, они быстро станут преградой и скорее всего, исчезнут.

Если в определенный момент гуру понадобится взять под контроль ум ученика, это будет сделано только в соответствии с высшими законами. Карма ученика полностью предопределена, и время которое он будет находиться под контролем гуру тоже предопределено. Когда отведенное время заканчивается, ученик получает свой ум обратно и развивается уже самостоятельно. И хотя гуру может контролировать ум ученика в любой момент, он не станет этого делать, поскольку существует большой риск нанести вред и ученику и гуру.


Когда ученик приходит к тантрическому гуру, гуру сначала изучает его кармы и уровень эволюции. У каждого есть определенные кармы, которые можно уничтожить мгновенно, и более глубокие кармы, с которыми нужно серьезно работать. Так гуру дает ученику определенную садхану. Или если ученик живет в ашраме гуру, ему поручают работу в соответствии с его кармой. Не при каких обстоятельствах гуру не станет нарушать законов кармы, поскольку он глубоко уважает их. Тантрический гуру также может взять на себя некоторые кармы ученика и уничтожить их без особых проблем, но это возможно, только если существует глубокая связь между гуру и учеником.

Метод обучения который использует тантрический гуру – это прямая передача. Определенные инструкции могут даваться в устной форме, но это делается, только если ученик не способен принять передачу. Прямая передача опыта – это главный метод обучения в любой духовной дисциплине. Гуру постоянно передает мысли и затем наблюдает, где возникают преграды, которые мешают энергии течь свободно. Так он подготавливает ученика быть его медиумом.

Ученик, в свою очередь, должен осознавать ответственность, возложенную на него, и должен постоянно поддерживать высокий уровень сознания, чтобы ясно принимать команды гуру. Ученики с таким уровнем сознания не нуждаются в устных инструкциях. Такие ученики очень ценны. Гуру может общаться с такими учениками даже если он оставил свое физическое тело. Между ними царит полная гармония.

Так же как мозг посылает ногам команду идти, глазам смотреть, и ушам слушать, подобным образом гуру посылает ученику команду действовать. Однако, ученик может неправильно интерпретировать эти сигналы если он не настроен на частоту гуру. Тогда он может действовать против воли гуру. Представьте, что мозг посылает вашим ногам команду идти, но вместо этого команду принимают ваши руки! Поэтому ученик должен всегда пребывать в единстве со своим гуру, что достигается практикой постоянного осознания гуру.

Тантрический гуру излучает притягательную ауру. Вас притягивает к нему, как притягивает металл к магниту или как мотылька притягивает свет. Он живет свободным духом и свободным сознанием. Он не связан социальными нормами и обстоятельствами, которыми ограничены большинство людей. Что бы лучше понять слово “свобода” следует обращаться к тантрическому гуру. Наше понятие свободы часто подразумевает свободу во внешнем мире, но тантрический гуру обладает не только внешней, но и внутренней свободой. Кармы не связывают его, мысли не увлекают за собой. Он хозяин своих мыслей.

Но это не единственная причина, по которой следует обращаться к тантрическому гуру. Иначе мы просто недооцениваем его способности. Тантрический гуру необходим на духовном пути. Опыт и знания могут быть переданы одним лишь взглядом, или прикосновением к голове, или при помощи упорной садханы. Всё это зависит от вашего уровня эволюции.

error: Content is protected !!