Лирический герой произведения поэт и толпа. Анализ «Поэт и толпа» Пушкин. Тест по стихотворению

мая 23 2010

В следующем, 1828 г. Пушкиным было написано еще одно того же цикла - « и толпа». Оно вызвало самые разноречивые толки, которые продолжались еще много лет и десятилетий спустя после смерти Пушкина. Отдельные строки этого произведения повторялись как символ веры, они писались на знаменах апологетов «чистого искусства». Между тем в стихотворении нет ничего такого, что в глубоком смысле слова противоречило бы идеям «Пророка». Здесь рассматриваются только еще новые проблемы, связанные с высоким призванием поэта; может ли и должна ли приносить прямую пользу человеку и человечеству? И в чем именно заключаются ее значение и ее польза?

Все это старые и вечные вопросы - философские вопросы. Позднее один из крупнейших представителей русского философского романтизма, В. Ф. Одоевский, еще раз поставит эти трудные вопросы и так на них ответит: «бесполезное» составляет разгадку всех внешних действий человечества и «украшение жизни». Более того, оно служит основанием жизни, самым несомненным доказательством чего является поэзия. «никак не может отделаться от поэзии», «в мире психологическом поэзия есть один из тех элементов, без которых древо жизни должно было бы исчезнуть…».

Философские идеи В. Ф. Одоевского до некоторой степени являются родственными тем мыслям и идеям, на которых основано пушкинское стихотворение. Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его песен

  • «Как ветер песнь его свободна,
  • Зато как ветер и бесплодна:
  • Какая польза нам от ней?»

Пушкин, устами поэта отвечая на эти обвинения, вовсе не утверждает бесцельности поэзии в глубоком значении этого понятия. Он утверждает иное, чем у толпы, высокое понимание пользы. Для него поэзия в своей кажущейся бесполезности есть высшее, свободное и служение людям, служение человеческому духу. Служение, преследующее не сиюминутные, не временные, а высокие и вечные цели. Именно в этом истинный смысл финальных четырех стихов:

  • Не для житейского волненья,
  • Не для корысти, не для битв,
  • Мы рождены для вдохновенья,
  • Для звуков сладких и молитв.

Цикл стихов Пушкина о поэте имел не только общефилософское, но и современное, общественное значение. Об этом хорошо и убедительно сказал в свое время Г. В. Плеханов. Концепция поэта у Пушкина была в своей основе политически-оппозиционной. Объективно она противопоставлялась другой концепции, навязанной извне, официальной, требующей от поэта «служения обществу» не по свободным внутренним побуждениям, а по строгим предписаниям деспотической власти. В условиях подекабрьской эпохи, с ее смятением умов, с ее обостренно-трагическим ощущением жизни и истории, по-особенному остро и сильно должна была звучать тема независимого и гордого поэта, признающего за высший суд лишь суд собственного ума и совести. Она звучала и воспринималась как мятежный призыв, как победный голос свободы.

На вопрос Анализ стихотворения Поэт и толпа заданный автором Олег Борисов лучший ответ это В стихотворениях «Поэту» , «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею
свободы и независимости поэта от «толпы» , «черни» , понимая под этими
словами «светскую чернь» , людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии.
Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких
материальных благ:
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветр она бесплодна:
Какая польза нам от ней?
Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он
с презрением бросает толпе:
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес.. .
……………………………………
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Поэзия - удел избранных:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки
сладкие» и «молитвы» , красота и Бог - вот те ориентиры, которые ведут его
по жизни.
Стихотворение Пушкина - один из наиболее значительных следов литературной полемики конца 20 - начала 30 гг. XIX века, полемики о путях развития русской литературы. Многие стремились поставить ее на службу - кто государству, кто иным интересам; довольно распространенной была мысль о том, что поэзия должна возвышать чувства, воспитывать людей.
Пушкин отвечает на это совершенно определенно: поэт, отдавший себя в распоряжение обществу и не отстаивающий собственной свободы, подобен жрецу, занимающемуся грязной работой вместо служения высшему началу. В этой раздраженной отповеди "чернь" - те, кто хочет принудить поэта к служению себе - представлена довольно отталкивающе, причем не только в глазах поэта - "рабы безумные", "глупость и злоба", но и в своих собственных:
"Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы".
Пушкин утрирует выражаемую любителями "воспитывающей поэзии" точку зрения: если взрослым людям требуется нравственный руководитель в лице поэта, то они, вероятно, считают себя имено "клеветниками, рабами, глупцами". Но Пушкин обнажает лицемерие этой позиции до конца: вместо того чтобы принять поэзию как прорыв к высшему и самим стараться сделать лучше, люди из толпы согласны всего лишь.. . "послушать", позабавиться за счет другого. Строка "А мы послушаем тебя" отражает цинизм и бездушие толпы куда полнее, чем обличительные тирады Поэта.
При восприятии этого стихотворения стоит помнить, что это - реплика в споре, не полное выражение поэтического кредо Пушкина, а лишь определенное его отражение в ситуации полемики. И все же без стрепления к свободе не может быть подлинного творчества и подлинной поэзии - и именно потому вопросы, поставленные в этом стиховторении Пушкина, оставались актуальными для русской литературы в течение последних двухсот лет.

На вопрос Анализ стихотворения Поэт и толпа заданный автором Олег Борисов лучший ответ это В стихотворениях «Поэту» , «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею
свободы и независимости поэта от «толпы» , «черни» , понимая под этими
словами «светскую чернь» , людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии.
Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких
материальных благ:
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветр она бесплодна:
Какая польза нам от ней?
Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он
с презрением бросает толпе:
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес.. .
……………………………………
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Поэзия - удел избранных:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки
сладкие» и «молитвы» , красота и Бог - вот те ориентиры, которые ведут его
по жизни.
Стихотворение Пушкина - один из наиболее значительных следов литературной полемики конца 20 - начала 30 гг. XIX века, полемики о путях развития русской литературы. Многие стремились поставить ее на службу - кто государству, кто иным интересам; довольно распространенной была мысль о том, что поэзия должна возвышать чувства, воспитывать людей.
Пушкин отвечает на это совершенно определенно: поэт, отдавший себя в распоряжение обществу и не отстаивающий собственной свободы, подобен жрецу, занимающемуся грязной работой вместо служения высшему началу. В этой раздраженной отповеди "чернь" - те, кто хочет принудить поэта к служению себе - представлена довольно отталкивающе, причем не только в глазах поэта - "рабы безумные", "глупость и злоба", но и в своих собственных:
"Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы".
Пушкин утрирует выражаемую любителями "воспитывающей поэзии" точку зрения: если взрослым людям требуется нравственный руководитель в лице поэта, то они, вероятно, считают себя имено "клеветниками, рабами, глупцами". Но Пушкин обнажает лицемерие этой позиции до конца: вместо того чтобы принять поэзию как прорыв к высшему и самим стараться сделать лучше, люди из толпы согласны всего лишь.. . "послушать", позабавиться за счет другого. Строка "А мы послушаем тебя" отражает цинизм и бездушие толпы куда полнее, чем обличительные тирады Поэта.
При восприятии этого стихотворения стоит помнить, что это - реплика в споре, не полное выражение поэтического кредо Пушкина, а лишь определенное его отражение в ситуации полемики. И все же без стрепления к свободе не может быть подлинного творчества и подлинной поэзии - и именно потому вопросы, поставленные в этом стиховторении Пушкина, оставались актуальными для русской литературы в течение последних двухсот лет.

В следующем, 1828 г. Пушкиным было написано еще одно того же цикла - «Поэт и толпа». Оно вызвало самые разноречивые толки, которые продолжались еще много лет и десятилетий спустя после смерти Пушкина. Отдельные строки этого произведения повторялись как символ веры, они писались на знаменах апологетов «чистого искусства». Между тем в стихотворении нет ничего такого, что в глубоком смысле слова противоречило бы идеям «Пророка». Здесь рассматриваются только еще новые проблемы, связанные с высоким призванием поэта; может ли и должна ли поэзия приносить прямую пользу человеку и человечеству? И в чем именно заключаются ее значение и ее польза?

Все это старые и вечные вопросы - философские вопросы. Позднее один из крупнейших представителей русского философского романтизма, В. Ф. Одоевский, еще раз поставит эти трудные вопросы и так на них ответит: «бесполезное» составляет разгадку всех внешних действий человечества и «украшение жизни». Более того, оно служит основанием жизни, самым несомненным доказательством чего является поэзия. Человек «никак не может отделаться от поэзии», «в мире психологическом поэзия есть один из тех элементов, без которых древо жизни должно было бы исчезнуть...».

Философские идеи В. Ф. Одоевского до некоторой степени являются родственными тем мыслям и идеям, на которых основано пушкинское стихотворение. Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его песен

  • «Как ветер песнь его свободна,
  • Зато как ветер и бесплодна:
  • Какая польза нам от ней?»

Пушкин, устами поэта отвечая на эти обвинения, вовсе не утверждает бесцельности поэзии в глубоком значении этого понятия. Он утверждает иное, чем у толпы, высокое понимание пользы. Для него поэзия в своей кажущейся бесполезности есть высшее, свободное и служение людям, служение человеческому духу. Служение, преследующее не сиюминутные, не временные, а высокие и вечные цели. Именно в этом истинный смысл финальных четырех стихов:

  • Не для житейского волненья,
  • Не для корысти, не для битв,
  • Мы рождены для вдохновенья,
  • Для звуков сладких и молитв.

Цикл стихов Пушкина о поэте имел не только общефилософское, но и современное, общественное значение. Об этом хорошо и убедительно сказал в свое время Г. В. Плеханов. Концепция поэта у Пушкина была в своей основе политически-оппозиционной. Объективно она противопоставлялась другой концепции, навязанной извне, официальной, требующей от поэта «служения обществу» не по свободным внутренним побуждениям, а по строгим предписаниям деспотической власти. В условиях подекабрьской эпохи, с ее смятением умов, с ее обостренно-трагическим ощущением жизни и истории, по-особенному остро и сильно должна была звучать тема независимого и гордого поэта, признающего за высший суд лишь суд собственного ума и совести. Она звучала и воспринималась как мятежный призыв, как победный голос свободы.

error: Content is protected !!