Анализ стихотворения А. Пушкина «Деревня. Глубокий смысл произведения А. С. Пушкина "Деревня" Жанр произведения деревня пушкин

В статье будет подробно рассмотрено одно из известнейших стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и проведен его анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, отразившее политические взгляды поэта, его мнение о и роли русского крестьянства в жизни страны.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Второй этап творчества поэта, относящийся к послелицейской поре, отражает анализ стиха «Деревня». Пушкин в этот период вел активную политическую и общественную жизнь, особенно остро его волновала необходимость принятия реформ, которые помогли бы изменить самодержавное устройство России. Последующие периоды творчества поэта связаны со ссылками. В них начинают преобладать романтические, философские, а позднее и реалистические мотивы.

Анализ: «Деревня» (Пушкин)

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

  • История создания.
  • Тема и идея.
  • Лирическое «Я».
  • Композиция.
  • Стихотворный размер.
  • Изобразительно-выразительные средства.

История создания стихотворения

Как было отмечено выше, стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым - все повлияло на тематику стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского стихотворения включает высказывания поэта о деспотизме самодержавия, о политической и социальной несвободе людей, о бесчеловечности крепостничества.

Тема и идея

Главная тема произведения - проблема крепостного права. Пушкин стремится показать его губительность, варварство и антигуманизм. Чтобы акцентировать внимание на жестокости и несправедливом отношении к народу, поэт прибегает к противопоставлению. Структурный анализ стиха «Деревня» (Пушкин) позволяет говорить о двухчастной композиции.

Первая часть стихотворения (заканчивается словами «В душевной зреют глубине…») отражает идиллическую картину деревенской жизни. Пушкин воспевает ее покой, природную красоту, гармонию, она дарит вдохновение и способствует творчеству и поэтическим занятиям, нравственно очищает. Вторая часть звучит резким противопоставлением, где поэт открыто высказывается против самодержавного деспотизма, указывает на страдание угнетенного народа, на противоестественность крепостничества и жестокость рабского строя.

Образ лирического героя

Лирический герой - человек, способный ценить красоту и гармонию мира, существующего по законам природы, каким и является деревня. Для него это идиллический мир, «приют спокойствия… и вдохновенья», здесь он обретает свободу. Поэт рисует райскую картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав».

Герой в первой части выступает романтиком с тонко организованной душой и способностью чувствовать прекрасное, во второй части - с гражданской позиции, что подтверждает анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, где лирическое «Я» поэта резко преображается, романтик превращается в политического деятеля, прекрасно понимающего недостатки монархического строя своей страны. Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» Эта невежественная угнетающая сила живет за счет «рабства тощего».

Лирический герой горько сожалеет, что его голос не может «сердца тревожить», поэтому он не в силах изменить творящийся в стране произвол. Его заветная мечта увидеть «зарю свободы просвещенной», чтобы помещики прекратили присваивать «и труд, и собственность, и время земледельца».

Композиция и стихотворный размер

Стихотворение написано в форме ораторского выступления, в котором поэт высказывает мысли и идеи прогрессивных людей своего времени. Начинается повествование обращением к деревенским красотам и описанием идиллии. Подобное вступление абсолютно соответствует Продолжая развивать свои мысли в выбранном стиле, поэт одинаково выстраивает вторую и третью строфы. Этот же прием он использует и во второй части, начиная строфы со слова «здесь». Обилие восклицательных и вопросительных предложений также определено ораторским стилем. Пушкин неспроста обращается к подобному композиционному построению. Его стихотворение - призыв не только по содержанию, но и по форме. Это открытое выступление, которое требует устранения возникшей столетия назад несправедливости.

Структурный анализ произведения «Деревня» Пушкина позволяет заключить, что стихотворение написано чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Изобразительно-выразительные средства

Различно не только содержание, но и разных частей стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского произведения можно продолжить тем, что поэт интонационно выстраивает начало так, что читатель погружается в мир спокойствия и дружелюбия. Эта атмосфера создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть более экспрессивна, поэт возмущен и взволнован. Отсюда множество слов с яркой эмоциональной окраской: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

Вывод

Выступление против крепостного права - такова основная тема стихотворения «Деревня». Краткий анализ пушкинского произведения показал, что поэт восстает против тирании самовластия и желает справедливости и свободы для русского народа.

Стихотворение «Деревня» Пушкина, анализ которого мы проведем, показательно для понимания того, что лирику трудно разделить по тематическому признаку. Рамки одной темы тесны для этой элегии. В ней найдена новая форма воплощения вольнолюбивых мотивов, но, кроме этого, создана картина сельской природы, а также выражены мысли об истории, литературе, творчестве.

Главным художественным средством в стихотворении «Деревня», по жанровой природе близком элегии (от греч. «печальная песня», жанровая форма в лирике, стихотворение, выражающее сосредоточенное размышление или являющееся эмоциональным монологом, передающим печаль лирического героя от сознания морально-политических несовершенств или от любовных неурядиц), является антитеза. Антитеза (от греч. «противоположение») — это открыто выраженное противопоставление, контраст, который не скрыт за другими соотношениями, а выявлен благодаря художественным особенностям произведения. В «Деревне» развернутая антитеза возникает между двумя частями стихотворения. Первая состоит из трех строф, опубликованных в 1826 г. под названием «Уединение». В них использован вольный ямб. В начальном четверостишии повторяется сочетание трех строчек шестистопного ямба с четырехстопным завершением, которое является постоянным в первой русской элегии, принадлежащей В.А. Жуковскому («Вечер», 1806). Как и в ней, лирическому герою, пребывающему на лоне природы, дороги приметы пейзажа — «мирный шум дубров», «тишина полей». О прохладе темного сада, ароматах цветов и сена, переливах воды в ручьях и озерах идет речь во второй строфе, продолжающей обрисовку сельской гармонии. Мысль о том, что в природе внимательному наблюдателю открывается не только красота, но и равновесие цветов, звуков, запахов, звучала у Жуковского. Оно не бросалось в глаза, было «тихим» («Как тихая твоя гармония приятна!..» — «Вечер»), но умиротворяло душу, заставляя верить в осмысленность бытия.

Взору лирического героя Пушкина во всем видятся «следы довольства»: луг уставлен скирдами сена, на озере белеет парус рыбаря, нивы распаханы, по берегу бродят стада, вращаются крылья мельниц, топятся печи в овинах, где сушится зерно.

Богатство и многообразие человеческого быта дополняют гармоничное сочетание цветов и звуков в природе (темный сад — светлые ручьи, лазурные озера — желтые нивы; тишина полей — шум ручьев). Все движется, переливается, составляет «подвижную картину». Над ней веет ветер, разносящий ароматы цветов и дым, вырывающийся из труб овинов.

«Рассыпанная» («Вдали рассыпанные хаты...») по земле жизнь заставляет лирического героя забывать о заблуждениях, внушенных ему столичным времяпрепровождением. Оно было роскошно, пиры сменялись забавами, его очаровывали великосветские цирцеи (Цирцея, или Кирка, — в греческой мифологи имя волшебницы, удерживавшей на своем острове Одиссея, — Гомер. «Одиссея», X), но там не было места для «трудов и вдохновенья». Душа ожила только в «пустынном уголке», успокоенная тишиной природы. Во внутреннем мире лирического героя воцаряется гармония, поток его дней «льется», он не обращает внимания на время, погрузившись в размышления. Для всех забвение внешнего существования кажется «праздностью», но в действительности интенсивная внутренняя жизнь — это труд, приносящий счастье. В первой строфе элегии не только начинается создание картины природы, которая станет антитезой тому, во что люди превратили мирный уголок, но и привлекается внимание к причинам отказа от суетности и ложных очарований:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

В третьей строфе лирический герой возвращается к намеченной в начале художественной цели, обрисовка пейзажа (прототипическими были впечатления от природы, увиденной поэтом в Михайловском, родовом имении, которое он посетил в юности) уступает место лирическому излиянию, характеризующему его интересы. Ощущая себя освобожденным от оков светского многолюдства, от влияния толпы, поклоняющейся злодеям и глупцам, он обретает истинное наслаждение в одиночестве: наедине с собой ищет ответы на свои сомнения в трудах историков и писателей («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», оракул — лат. «прорицатель»). Там его нравственное чувство находит отклик, доставляющий радость, блаженство. Его правота подтверждается истинами, открытыми в другие эпохи. Независимо от времени для человека ценными остаются свобода, сочувствие, самостоятельность мышления— те гуманистические идеалы, которые воодушевляют творца: пробуждают душу от «сна угрюмого», «к трудам рождают жар». В них зерно истины, зреющее в нем, чтобы дать прекрасные исходы в творчестве.

Важнейшими для лирического героя представляются просветительские требования: он не просто стремится к пониманию трудов защитников народных интересов и проповедников разумных преобразований в обществе, но учится «закон боготворить», вслушивается в «застенчивую мольбу», готов обличать «величие неправое». Вторая часть стихотворения, из-за появления которой оно не было опубликовано полностью, содержит резкую критику главного порока социальной жизни в России — крепостного права. «Мысль ужасная» о нем омрачает размышления, побуждает забыть и о красотах природы, и о творческих планах. Ни одно из внутренних ощущений не заглушает стонов, доносящихся с «цветущих нив», не заслоняет зрелища «убийственного позора», заметного «везде», в целом «здесь», в России. Долготерпение народа и невежество «барства дикого» — те нравственные пороки, которые отдаляют человечество («друг человечества» — определение, значимое для просветительской характеристики взглядов лирического героя) от «избраннейшего» дня — «прекрасной зари» свободы. В завершающих строчках, как и в стихотворении «К Чаадаеву», звучит реминисценция из радищевской оды «Вольность», на что указывает и шестистопный ямб финала (в тексте элегии такие шестистопные строчки чередуются с четырехстопными, это чередование имеет нерегулярный характер, образуя вольный ямб).

Между первой и второй частями стихотворения «Деревня» (Пушкин), анализ которого нас интересует, существует развернутая антитеза. Ее основой становятся гуманистические идеалы лирического героя, которым противопоставлена картина рабства. Его «застенчивой мольбе» (внимать ей с участьем должен научиться каждый, кто способен освободиться «от суетных оков») необходимо выражение, которое может найти только поэт, кому дан «грозный дар», позволяющий «сердца тревожить». Таким образом, важным моментом в содержании стихотворения становятся размышления о роли художника в общественных схватках. Он не один из тех, кто в открытой борьбе сражается с самовластьем, а сознающий свою исключительность вития (оратор, красноречивый человек), взывающий к народам и царям, повышая действенность нравоучения, благодаря выразительной силе искусства:

Почто в груди моей горит бесплодный жар?

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В рассказе о приметах крепостной жизни особое значение имеют эпитеты, усиливающие реалистическое по своей достоверности и конкретности изображение действительности. Невежество — «убийственный» порок, ярем неволи «тягостен» для всех, владельцы душ — «дикие», «неумолимые», «бесчувственные»; рабы «измученные», покорные «насильственной лозе», обреченные склоняться «на чуждый плуг», не смеющие «надежд и склонностей в душе питать». Они труженики, «земледельцы», но их «собственность и время» присвоили себе, подобно завоевателям, помещики, превратившие их в рабов. Социальные различия возникли «на пагубу людей», доказательством чего становится представленное полотно. И его детали, и стилистические особенности не оставляют сомнения в том, что лирическому герою важно не только осудить беззаконие, но и выявить бесчувственность «злодеев», поднявших на ближнего «бич», не замечающих слез и стонов, мучающих «дев юных», «младых сыновей», их стареющих родителей. Лирическое излияние акцентирует эмоциональный накал переживания, рассказ превращается в гневное осуждение, независимо от смыслового плана. Оценивая его, Александр I, получивший от автора список элегии, отозвался о стихотворении неожиданно спокойно, как о выражении «добрых чувств». Действительно, в финале элегии лирический герой, ожидающий зари свободы, ее восход связывает с «манией» (действием) царя:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако можно даже не вспоминать о том, в чем состояла суть «отчизны призыванья» («К Чаадаеву»), обрисованная в других стихах, посвященных вольнолюбивым устремлениям. Достаточно внимательно прислушаться к голосу лирического героя «Деревни», обращающемуся к сердцам, душам друзей человечества («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), чтобы поставить элегию в один ряд с ними, выделив ее как открытый протест против устоев российского общества. Как и в оде «Вольность», главным является бунтарский пафос (непосредственно-эмоциональное отношение автора к реальности, по выражению В.Г. Белинского, «идея — страсть»), который очевиден при анализе художественных особенностей произведения. Его образный ряд, эмоциональное наполнение несут на себе отпечаток «грозных» предчувствий свидетелей векового угнетения народа, превратившегося для пушкинского поколения в оскорбительный архаизм (от греч. «древний»), «убийственный позор», доставшиеся в наследство и требующие немедленного вмешательства. У читателя «Деревни», захваченного тревогой лирического героя, страстностью его разоблачений, невольно должен был возникнуть вопрос, что случится, если молодые не увидят действий власти, устраняющих социальные недостатки. В элегии не дается ответа, как бороться с угнетением народа, ее художественная цель не включает призывов к мятежу. Настроение лирического героя далеко от отвлеченного бунтарства. Наряду с достоверностью детализированной картины сельского быта в стихотворении «Деревня» Пушкина присутствует и психологическая конкретика. Внутренний мир богат и разнообразен, но в нем заметна доминанта (от лат. «господствующий»): следование истине, покой, умиротворенность, величие, блаженство — самые значимые понятия, определяющие счастливое бытие, — недостижимы без освобождения от социальной и духовной неволи; человек должен быть хозяином своей судьбы, выбирая «праздность вольную», следование творческим стремлениям «свободной души» или борьбу за наступление эры «свободы посвященной», согласуясь с движениями своего сердца, прислушиваясь к тому, что «в душевной зреет глубине».

За выражением конкретной эмоциональной настроенности, окрашивающей в неповторимые тона образы каждого из стихотворений, где главной является свободолюбивая тематика, видна характеристика духовного мира их автора. Среди героев его лирических произведений — борцы за социальную справедливость, и в то же время «задумчивые певцы» («Вольность»), мыслители, ищущие истину, мирные ленивцы, погруженные в созерцание природы, забывающие на ее лоне о «роскошных пирах, забавах, заблужденьях» («Деревня»). Каждому из этих состояний автор готов сказать: «Я твой...» (там же), воплощая психологическую конкретику переживаний. Рассматривая его творчество, нельзя забывать ни частности, ни общее. Кроме того, в восприятии мира Пушкиным заметна такая динамика, что без контекста и временной перспективы стихотворение оценить невозможно. Политические аспекты вольнолюбия в начале 1820-х годов отходят на второй план, уступая место романтическому возвышению идеала свободы. Однако уже в 1827 г. появляются стихотворения, в которых дается итоговая оценка вклада своего поколения в исторический процесс.

Русские поэты начала XIX века писали не только любовную, пейзажную, но и гражданскую, политическую лирику. Понятно, что при этом они стремились не столько «зарифмовать» свои политические взгляды, сколько выразить сердечные переживания при виде общественного неблагополучия.

Когда Пушкин в 1819 году создавал одно из самых известных своих стихотворений «Деревня», он находился под влиянием идей замечательного публициста и сторонника освобождения крестьян Николая Ивановича Тургенева. Следы этого влияния в «Деревне» заметить легко; взгляды молодого Пушкина, предельно близкие к тургеневским, выражены здесь прямо и резко:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

То есть без всяких революций и бунтов, волей государя («по манию царя») будет отменено крепостное право и вслед за тем (никак не раньше!) в России установится «просвещенная свобода», под которой тогда понимали конституционную монархию. Ho разве художественный смысл стихотворения сводится к этому - пусть очень важному для автора - политическому выводу? Нет, конечно. Попробуем прочитать «Деревню» так, как следует читать стихи, а не публицистические статьи: обратим внимание не только и даже не столько на то, о чем в них говорится, сколько на то, как говорится об этом. Потому что в художественной литературе «как» не менее важно, чем «что» - и пробиться к содержанию произведения, минуя его форму, попросту невозможно.

Так вот, «Деревня» явственно расслаивается на две части, у каждой из которых - свой особый стиль, свой особый поэтический строй. Первая часть выдержана в Жанровой традиции идиллии, пасторали.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья!

Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Подобно древнеримскому поэту Вергилию, который в своих идиллиях противопоставил счастливое сельское уединение городскому шуму, Пушкин описывает деревню как царство поэтического покоя. При этом он сознательно использует условные, привычные поэтические формулы: «пустынный уголок», «приют спокойствия», «мирный шум дубров»... Такие поэтические формулы призваны не столько воссоздавать реальный деревенский пейзаж, сколько напоминать читателю об идеальном пейзаже пасторали, о пейзаже-мечте, который своей условной гармонией оттеняет образ «порочного» города.

Обязательные детали такого пейзажа: белеющий «парус рыбаря», холмы, нивы, «вдали рассыпанные хаты», тучные стада, мельницы. Итак, это не картина какой-то реальной деревни и даже не обобщенный образ сельских впечатлений поэта. Это не что иное, как набор условных «примет» идиллической картины мира, где царит «довольство» и царствует мирный труд «поселян» и «поселянок». Сам поэт надевает ту же самую литературную маску счастливца праздного, не завидующего судьбе «Злодея иль глупца», которую 2000 лет назад примерял и Вергилий.

Ho вот поэтический стиль Пушкина резко меняется. Даже ритм стихотворения, ямб, который до этой минуты плавно колебался (от шести стоп с паузой - цезурой - посредине до пяти и четырех стоп), вдруг начинает звучать иначе. Вслед за «длинной» строкой шестистопного ямба («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») идут шесть относительно «коротких» строк:

В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне...

А теперь обратите внимание: это именно тот случай, о котором мы с вами уже говорили. С точки зрения содержания - того, о чем говорит поэт, процитированная строфа плавно продолжает тему всей первой части стихотворения: тему сельского уединения, мирных трудов, творчества («И ваши творческие думы в душевной зреют глубине»). Ho если вслушаться в звучание поэтической формы, становится ясно: поэт готов переключить регистр своего размышления в иную тональность. Иначе ему не понадобилось бы «укорачивать» строки, использовать слова и выражения, которые были стилистически неуместными в «тихой», подчеркнуто спокойной первой части: уединение впервые названо не «мирным», а «величавым»; сон лени - «угрюмым», а вовсе не «счастливым ».

И уже следующая строфа подтверждает наше читательское ожидание. Место идиллии занимает сатира.

Ho мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
He видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца...

Насколько нежными, плавными были образы первой части, настолько жесткими, язвительными, подчас желчными оказываются образы части второй. Там была «праздность вольная», здесь - «мысль ужасная». Там было «лоно счастья и забвенья», здесь - «невежества убийственный позор». Ho - снова внимание! - во второй части «Деревни» меняются поэтические формулы, а не сам принцип их использования.

Иными словами, во второй части с помощью столь же привычных и готовых поэтических оборотов создается сатирическая картина мира. И она точно так же условна. Касается это и образа поэта. В первой части стихотворения Пушкин использовал маску счастливого ленивца, праздного мудреца. Во второй - маску возмущенного, бичующего пороки сатирика. Ho его истинное лицо скрыто от нас.

Играя масками, меняя стили и жанры, Пушкин говорит нам (если мы - внимательные читатели): окружающий нас мир объемен. На него нельзя смотреть только глазами безмятежного автора идиллий, который примечает повсюду лишь следы «довольства и труда». Нельзя, потому что эти «следы» скрывают жестокую несправедливость «барства дикого». Ho в той же мере и по той же причине нельзя смотреть на мир только воспаленным от гнева взором сатирика. Нельзя, потому что несправедливость современного мира не может отменить, уничтожить его прекрасные черты: «Я твой - люблю сей темный сад / С его прохладой и цветами...»

Оттого поэт и уповает на добрую волю монарха, оттого и торопит минуту, когда «над отечеством свободы просвещенной взойдет... наконец прекрасная заря». Ведь именно тогда, в этом счастливом будущем, он сможет «примирить» в себе поэта, сочиняющего идиллии, и сатирика, увидеть окружающее, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», объемно... Такая надежда на счастливое будущее, на грядущее преобразование общества в духе справедливости была присуща еще одному литературному жанру - утопии. А значит, в стилистической палитре «Деревни» использована еще одна жанровая краска - утопическая.

Одной из центральных проблем в исследовании творчества Александра Сергеевича Пушкина является его роль в декабристском движении. Эта деятельность нашла отражение в прозе и поэзии русского классика. Анализ стихотворения «Деревня» - одного из произведений, созданных под влиянием оппозиционных взглядов, царивших в среде передовых и просвещенных слоев населения России в начале XIX века, - дает представление о переживаниях и мечтах автора.

Поэт и декабристы

Пушкин не являлся членом ни одного тайного общества. Для этого он имел чересчур вспыльчивый и непредсказуемый нрав. Однако именно за создание одного из стихотворений, пропитанных романтическими надеждами на возможные государственные реформы, поэт был отправлен в ссылку.

Анализ стихотворения «Деревня», которое отнюдь не является причиной пребывания Пушкина в Михайловском, начинается с оптимистических нот. Автор называет деревню приютом трудов, спокойствия и вдохновения. В этих словах заключен глубокий смысл, ведь именно здесь были созданы шедевры, которые не только вошли в но и оказали на нее значительное влияние. Но все же сделать анализ стихотворения «Деревня» следует потому, что оно относится к тем произведениям, в которых центральной темой служила идея о преобразовании русского общества. Подобные мысли сыграли важную роль во всем творчестве поэта.

История создания

Прежде чем провести краткий анализ стихотворения «Деревня», следует несколько слов сказать об истории его написания. Стихотворение было создано в 1819 году. Этот год относится к периоду, который был ознаменован активным участием поэта в общественно-политической жизни России. Хотя до ссылки еще было далеко.

В родовое имение поэт отправился в 1924 году. Причиной ссылки послужили вольнолюбивые произведения, а также письмо, вскрытое московской полицией. Но настроениями, которые шли вразрез с установленным политическим порядком в стране, поэт был охвачен многие годы. Время от времени он все-таки посещал тайные общества, где и завязал знакомства с такими яркими личностями, как Рылеев, Лукин, Чаадаев. Как и члены подобных организаций, Пушкин был недоволен общественным устройством страны, социальной и политической несвободой многих ее граждан, деспотичностью самодержавной системы.

Следует понимать в общих чертах корень социальных бед, которые не могли оставить равнодушными многих просвещенных людей того времени, прежде чем начинать анализ стихотворения «Деревня». Пушкин был одним из тех, кто полагал, что отмена крепостного права является обязательным условием на пути к преобразованию политической системы России.

Структура стихотворения

В первую очередь нужно обратить внимание на необычную композицию, совершая анализ стихотворения «Деревня». Пушкин разделил условно его на две части. Первая напоминает романтическую идиллию. Вторая является политической декларацией и заключает в себе некое воззвание к власть имущим.

Идиллическая картина сельской жизни

Деревня представлена в начале стихотворения неким идеальным миром. В нем царят гармония и тишина. И именно здесь лирический герой обретает духовную свободу и предается творческой работе.

Следует обратить внимание на художественные образы, делая краткий анализ стихотворения «Деревня». Пушкин использовал такие выражения, как «светлые ручьи», «темные сад с прохладой и цветами», «нивы полосаты». В первых строках произведения присутствует что создает картину умиротворения и покоя. И совсем другая сторона деревенской жизни открывается во второй части.

Дисгармоничная картина деревенской жизни

Более пессимистичное настроение автора можно почувствовать, прочитав внимательно основную и заключительную части произведения и совершив уже общий анализ стихотворения «Деревня». А. С. Пушкин в них обличает уродство социальных отношений. Он вскрывает произвол помещиков и бесправное, несправедливое положение, в котором находится большая часть населения России. И здесь уже присутствуют образы совершенно другие: «дикое барство», «тощее рабство».

Контраст

Первая и вторая части этого поэтического произведения резко контрастируют друг с другом. В начале стихотворения автор создает прекрасную гармоничную картину, но затем возвращает читателя в жестокую действительность. С помощью приема контраста Пушкин смог передать основную идею своего произведения, которая заключается в критическом взгляде на несправедливую и жестокую природу крепостного права.

Художественные средства

Делая анализ стихотворения «Деревня», нужно также обратить внимание и на изобразительно-выразительные языковые средства. Пушкин использовал их в большом разнообразии. Первая часть пронизана спокойствием. Интонация здесь ровная и дружественная. Тщательно подбирая эпитеты, поэт передает во всех красках красоту сельского пейзажа. Романтическая атмосфера создается благодаря таким выражениям, как «мельницы крылаты», «тишина полей».

Во второй части интонация меняется. Речь становится более взволнованной. Поэт подбирает более резкие эпитеты. Последние строки автор наполнил восклицаниями и риторическими вопросами. Они как будто служат подтверждением того, что лирический герой не желает мириться с устройством общества, частью которого является.

Главная идея стихотворения

Поэт хотел, чтобы его поэтический дар смог как-то влиять на умы тех, в чьих руках находились миллионы судеб простых людей. Он надеялся, что его произведения сыграют хотя бы малую роль в восстановлении справедливости. Но вместе с тем Пушкин понимал, что изменить мир к лучшему, даже обладая великим художественным талантом, практически невозможно. Поэтому в своем стихотворении он спрашивает, сможет ли увидать, как «взойдет прекрасная заря», и словно не надеется получить ответа на этот вопрос.

Создавая это произведение, поэт все еще сомневается в том, что существует сила, способная победить самодержавие. Но все же в нем еще живет слабая вера в то, что среди сильных мира сего найдутся люди здравомыслящие и положат конец страданию тех, чья вина заключалась лишь в том, что родились они бесправными рабами.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой: я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья. Я твой: люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда... Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободною душой закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе И не завидывать судьбе Злодея иль глупца - в величии неправом. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне, И ваши творческие думы В душевной зреют глубине. Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Дата создания: июль 1819 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив . Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства. Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть . Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить» . Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

error: Content is protected !!