Модульный принцип формообразования в графическом дизайне. Модульный принцип формообразования в архитектуре. Главными из них можно назвать анализ

Основная концепция модульного дизайна состоит в том, что дизайн разбивают на несколько меньших частей, которые создаются отдельно друг от друга и затем объединяются в более крупную систему. Если вы оглянетесь вокруг, то увидите множество примеров использования модульного дизайна. Машины, компьютеры и даже мебель — все это модульные системы, компоненты которых могут быть заменены, удалены или переставлены.

Такой подход очень удобен для потребителей, ведь за счет этого они всегда могут настроить систему исключительно под свои нужды. Вам нужен люк, более мощный двигатель или кожаный салон? Без проблем! Модульный дизайн автомобилей позволяет проводить подобные изменения в комплектации.

Еще одним хорошим примером является мебель IKEA. На приведенных ниже рисунках видно, что модульность конструкции проявляется не только в форме книжного шкафа, благодаря которой его можно установить в различных местах комнаты, или в которую вы можете добавить выдвижные ящики, но и в самих элементах — прямоугольниках разных размеров, выполненных по одному и тому же шаблону.



Конструкция книжной полки Kallax от IKEA — это прекрасный пример модульности и кастомизации: модульные компоненты используются для построения книжной полки, а дополнительные секции могут быть добавлены для улучшения функциональности.

С производственной точки зрения, модульные системы также являются экономически выгодными. Основное преимущество заключается в том, что изготовление меньших, простых элементов, которые позже могут быть объединены, обходится дешевле, чем создание большой сложной системы. Кроме того, модульные решения адаптированы для многократного повторного использования, а это обеспечивает им максимальную продуктивность.

При создании UI-дизайна специалисты руководствуются подобными целями. Как дизайнеры, они хотят создать систему, которая будет эффективной со структурной и с эксплуатационной точки зрения. Отыскав решение определенной проблемы, они стремятся задействовать его повторно во многих других местах. Такой подход не только экономит время, но и создает для пользователей шаблон, который они смогут применить в других разделах приложения.

Это именно то, что модульность привносит в UI-дизайн: она позволяет создать гибкую, масштабируемую и экономически выгодную систему, которая легко настраивается и поддерживает многократное использование элементов.

Примеры модульного дизайна

Элементы модульного UI дизайна можно увидеть в таких паттернах, как адаптивная сетка, «плиточный» и карточный дизайн. В каждом из них модули используются по несколько раз, благодаря чему макет становится более гибким и легко подстраивается под различные размеры экранов. Кроме того, модули выполняют роль контейнеров для компонентов, что позволяет нам вставлять в них разный контент и функции, точно также, как выдвижные ящики могут быть добавлены в книжный шкаф IKEA.

Пример адаптивной сетки от Bootstrap — набора инструментов для создания сайтов и приложений


Поскольку модульный дизайн заключается в разработке UI-систем, которые, в основном, состоят из одинаковых компонентов (кнопок, шрифтов, иконок, сеток и т.д.), вы можете задуматься над следующими нюансами:

Разве модульные конструкции не будут выглядеть одинаково?
Как это отразится на индивидуальности бренда?
Как нужно подходить к разработке, чтобы создать уникальный интерфейс?

Эти вполне обоснованные вопросы затрагивают еще более важный аспект:

«В чем выражается инновационность и уникальность дизайна продукта?»

Эта дискуссия началась недавно, но многие эксперты отрасли уже говорят, что поскольку в первую очередь мы видим визуальный дизайн, нам кажется, что инновации и уникальность кроются во внешнем виде интерфейса. Тем не менее, от визуальной составляющей эти особенности зависят лишь частично. На самом деле, инновационность и уникальность дизайна должны выражаться в общей ценности, которую продукт предоставляет пользователям, и в том, как эти люди воспринимают его.

Взять хотя бы стул. Это изделие должно выглядеть определенным образом и выполнять свою основную функцию, но далеко не все его конструкции выглядят или работают одинаково, ведь производство стульев практически всегда было отраслью инноваций в сфере дизайна и материалов. Точно также, к пользовательским интерфейсам выдвигаются свои требования, а это значит, что задействовав в них проверенные эффективные шаблоны, вы вовсе не будете жертвовать инновационностью и уникальностью. Напротив, инновации и уникальность крайне важны для решения конкретных проблем ваших клиентов.

Преимущество модульного дизайна заключается в том, что он побуждает нас подходить к этим решениям как к системе взаимосвязанных элементов, а не искать их по отдельности, только чтобы как-то отличиться. Иными словами, инновационный дизайн, применяемый для управления пользовательским интерфейсом, затронет не одно место в приложении, а будет пронизывать всю систему, сохраняя ее единство и улучшая юзабилити.

Модульность в стайл-гайд разработке

С точки зрения реализации, стайл-гайд разработка (style-guide driven development) также носит модульный характер. Процесс начинается с исследования — понимания проблемы, которую нужно устранить, сбора требований и итераций дизайнерских решений.

Последнее должно быть представлено в виде комбинации многих частей и задокументировано в руководстве по стилю. Дополнять дизайн новыми элементами вы можете, однако помните, что они все равно должны создаваться как модули. Идея состоит в том, чтобы руководство по стилю помогало вам определить, какие модули, доступные в UI системе, могут быть использованы повторно или расширены для создания дизайна.

Следующий шаг — это фаза абстракций, которая, по сути, заключается в разбивке дизайнерского решения на меньшие составляющие. На этой стадии разработчики и дизайнеры работают вместе, чтобы понять предложенный дизайн и найти элементы (модули), которые будут использованы или улучшены.

Стайл гайд разработка: Исследование > Абстракции > Внедрение и документирование > Интеграция

Эта фаза также позволяет вам продумать план для следующего этапа: внедрения и документирования. Модули выстраиваются или улучшаются отдельно от остальных существующих модулей. В веб-разработке это значит, что создание компонентов и определение стилей для элементов производится независимо от приложения. Это очень важный аспект модульности, так как он позволяет вам выявить любые проблемы в начале процесса, предотвращая непредвиденные моменты с другими частями системы. Как результат, вы получаете более стабильные элементы, которые легче интегрировать в одно целое. Преимуществом является то, что пока осуществляется внедрение, документирование не отходит на задний план.

Документация играет несколько ролей:

Структура доступных элементов пользовательского интерфейса (заголовки, списки, ссылки) и библиотека компонентов (системы навигации, панели управления, средства поиска). Это значит, что разработка не начинается с нуля каждый раз. Вместо этого, она строится на основе существующих в UI-системе определений и дополняет их.

Демонстрационная площадка для создания и тестирования образов. Именно здесь разработка осуществляется до того, как все решения интегрируются в приложение.

Интеграция является заключительным этапом. Необходимые элементы пользовательского интерфейса были созданы и подготовлены к внедрению в приложение. Вам остается только корректировать и настраивать их. В ходе интеграции руководство выполняет функцию мануала, подобно тем, которые используются для сборки физических модульных конструкций.

Теперь, когда мы определили основные концепции модульного дизайна и стайл-гайд разработки, можно смело переходить к примерам.

Представьте следующее: вы столкнулись с большим потоком пользователей, объединили макеты и прототипы для демонстрации взаимодействий и задокументировали каждый этап.

Скорее всего, ваша работа над проектом уже основана на руководстве по стилю, что может дать вам большое преимущество. Если же это не так, просто сделайте шаг назад и начните создавать карту основных частей дизайнерских решений на высоком уровне. Эти компоненты могли бы стать точками взаимодействия при завершении определенного этапа. К примеру, checkout-путь мог бы выглядеть так:

Пошаговый процесс оформления заказа: товары, добавленные в корзину > корзина > доставка > биллинг > подтверждение > покупка продукта

Имейте ввиду, что эти шаги еще не являются модулями. Чтобы добраться до них, вам нужно определить постоянные UI элементы пути, такие как:

Не переусердствуйте!

Теперь, когда вы узнали, как включить в процесс разработки дизайна модульность, и оценили преимущества руководства по стилю, рассмотрим несколько распространенных ошибок, которые могут ожидать вас на этом поприще.

1. Руководство по стилю не освобождает вас от работы над дизайном

Менеджеры нередко утверждают, что после создания стайл-гайда большая часть дизайнерской работы проделана. Хотя к этому моменту многие повторяющиеся и тривиальные задачи (к примеру, многократное прототипирование кнопки) действительно выполнены, помните, что:

новые возможности должны разрабатываться непрерывно;
обнаружение решения должно отражаться в дизайне.

Разумеется, руководство по стилю и соблюдение принципов разработки, упомянутых выше, способствуют развитию, но на обязанностях дизайнеров это практически не сказывается. Наличие инструмента, который ускоряет рабочие процессы и упрощает общение между сотрудниками, выгодно как разработчикам, так и дизайнерам. Но отличительной особенностью данного подхода все-таки является то, что он оставляет много места для кастомизации UI и тем самым улучшает пользовательский опыт.

2. Не следуйте шаблонам слишком часто

Мы всегда должны пытаться использовать шаблоны в приложении. К примеру, последовательное применение цветов и размеров шрифтов может быстро указать на пользовательские элементы UI, которые поддерживают взаимодействие. Тем не менее, вам не стоит использовать шаблоны только потому, что их уже кто-то испытывал — старайтесь прибегать к шаблонизации, когда она действительно решает возникшую проблему.

Например, если вы задействовали шаблон отображения панелей инструментов в верхней части экрана, он будет работать в большинстве случаев, однако в некоторых ситуациях использование контекстной панели все равно покажется пользователям более уместным. Таким образом, всегда спрашивайте себя, стоит ли применять проверенный шаблон и полагаться на простоту его внедрения, если это может плохо отразиться на пользовательском опыте.

Не пренебрегайте итерациями дизайна

Не пренебрегайте значением итераций и инноваций, когда испытываете новые шаблоны и ищите способы проектирования интерфейса, даже если на первый взгляд они не соответствуют руководству по стилю. Стайл-гайд не должен ограничивать ваши усилия, направленные на создание наилучшего пользовательского опыта. Воспринимайте его как отправную точку, которая поможет вам решить текущие проблемы за счет предыдущей работы и опыта.

Бремя поддержки

Поддержка руководства по стилю должна быть последней вещью, которая кажется вам обременительной. Для решения этой проблемы следуйте приведенным ниже советам:

Найдите систему документирования, которая отличается простотой как с точки зрения установки, так и в плане взаимодействия;

Сделайте своевременное обновление документации частью вашего рабочего процесса;

Разработайте принципы, которые позволят любому желающему с легкостью дополнить документацию. Это поможет распределить нагрузку между сотрудниками и повысит их чувство причастности.

Вместо заключения

Создание гибкой и стабильной UI-системы, которая бы легко масштабировалась и была экономически выгодной, зависит не только от принципов ее построения, но и от того, как она разрабатывается. Библиотека компонентов приносит очень мало пользы, если каждый новый дизайн создается по отдельности, игнорируя установленные стандарты и шаблоны.

С другой стороны, идея состоит не в том, чтобы разрабатывать однообразные интерфейсы, в которых повторно задействованы те же стили и шаблоны, так как это удобно. Хороший дизайн эффективен не в силу своей уникальности, а потому, что он совмещает в себе формы и функции, обеспечивающие максимально положительный опыт. Вы всегда должны действовать с мыслью об этом, и использование описанного выше руководства по стилю должно помочь вам создать сплоченную UI-систему, которая достигнет данной цели.

Значение модульного (комбинаторного) метода формообразования для дизайна и архитектуры заключается в его высокой рациональности, всесторонней эффективности, в тесной связи с промышленной технологией, в наиболее полном использовании объективных геометрических и других свойств формы, в архитектоничном характере его эстетики, в его большой актуальности.

Достоинства модульного (комбинаторного) метода в утилитарно-функциональном отно­шении заключается в возможности создания сборных, сборно-разборных, вариантно превращаемых рекомбинаторных изделий для выполнения разных рабочих операций, а также изделий многоцелевых, трансформируемо-пакетируемых, штабелируемых, хорошо складируемых и транспортируемых. Эффект унификации на предприятиях различных отрас­лей машиностроения, бытового и точ­ного приборостроения оценивается сокращением соответствующих номен­клатур используемых деталей более чем в 2-4 раза. В производстве неко­торых видов бытовой техники показа­тель унификации в ближайшее время планируется поднять до уровня порядка 80 %. Одновременно намеча­ется резко сократить номенкла­туру однородных изделий, в частности холодильников, пылесосов и стираль­ных машин, в два - четыре раза. А применение набора всего из 54 ком­бинаторных унифицированных деталей позволило сделать сборной 97 % всей используемой токарной оснастки. Зна­чение комбинаторного метода перво­степенно в создании оптимальных се­рий-номенклатур гармоничных унифи­цированных типоэлементов, где в ка­честве общей исходной геометрической, структурной основы многих конкретных решений могут быть, очевидно, приме­нены и рассмотренные группы кристал­лических и других регулярных плос­костных и объемных форм с их высо­кими комбинаторными свойствами.

Экономический эффект применения комбинаторного метода значителен и основывается на уменьшении номен­клатуры и расширении области исполь­зования деталей вследствие их типиза­ции и унификации, на увеличении се­рийности и повышении уровня инду­стриализации их производства и в ко­нечном счете на уменьшении стоимос­ти и самих деталей, и промышленных изделий, создаваемых из них.

В эстетическом отношении значение комбинаторного метода в целом за­ключается в возможности создания структурно-композиционного и стиле­вого единства при разнообразии внеш­него облика отдельных предметов, их групп и целых ансамблей нашей сре­ды обитания, в технологическом и ост­ро современном характере архитекто­ники подобных форм. Произведения хорошей, умелой комбинаторики худо­жественно-технического формообразо­вания способны ощутимо уменьшить зримую разобщенность многих из огромного количества окружающих нас вещей и предметов, повысить гармо­ничность и целостность рукотворного мира.

Большие возможности реализации ком­бинаторики существуют в области ар­хитектурно-художественного проекти­рования интерьера, при создании раз­нообразных орнаментальных и паркет­ных поверхностей, а также в области создания малых форм различных ви­дов благоустройства жилой и произ­водственной среды. Труднее всего реализовать возможности комбинатор­ного метода в машино- и станкострое­нии, т. е. в области, где объекты наи­более сложны функционально, а кон­структивные, технологические, эконо­мические требования наиболее жестки. Именно поэтому достижение высокого уровня композиционно-эстетической гармоничности отдельных таких форм и ансамблево-стилевого единства их семейств в большинстве случаев все еще остается трудноразрешимой зада­чей. Комбинаторный метод достаточно эффективно применяется в области су­губо инженерной, производственно-тех­нологической: при проектировании и компоновке ЭВМ, функциональных устройств унифицированных бытовых телевизоров и другой сложной техни­ки; при раскрое всевозможных конст­рукционных материалов и т. д.

Общая методика модульного (комбинаторного) формообразования всякой конкретной группы промышленных изделий (гам­ма станков, секционная мебель, выста­вочные формы, детское игровое обору­дование) или группы разнообразных зданий должна включать в себя такие основные целевые этапы-компоненты ).

Во-первых, эскизное проектирова­ние нескольких вариантов каждого из изделий требуемой группы. На этом этапе определяется наиболее целесо­образное функциональное устройство и общая композиция каждого из изде­лий, их ориентировочный общий вид, основные функционально-конструктив­ные составные части и возможная форма этих частей. Это этап вариант­ного поиска оптимальной формы иско­мых объектов, состава и геометрии их частей с конкретным применением опи­санных общетеоретических данных по комбинаторике формообразования

Во-вторых, анализ вариантов каж­дого из проектируемых объектов и сравнение разных объектов всей груп­пы с целью выявления характерных, типовых для каждого вида и для всех них функционально-конструктивных частей и узлов, а также основных индивидуальных и доборных деталей, оптимальной геометрии формы всех типоэлементов. Это этап анализа, типи­зации и унификации элементов искомых форм.

В-третьих, принятие окончательной формы каждого из типовых унифици­рованных элементов, состава их разно­видностей в серии-номенклатуре, под­тверждение их оптимальности в эски­зах проектируемых изделий. Это этап оценки предварительных результатов поиска, этап нахождения и принятия окончательного решения.

В-четвертых, заключительная, де­тальная доработка созданной серии-номенклатуры унифицированных типоэлементов и проектирование самих требуемых объектов группы.

Применение человеко-машинных методов в области комбинаторного формообразования возможно при достаточной определенности соответствующих параметров, характеристик и их количественном описании. Круг задач, для решения которых возможно составление кибернетических моделей, компьютерных программ с использованием ЭВМ, достаточно широк.

Модульный принцип формообразования используются при унификации размеров. Всеразмеры подчинены правилам модульной координации (МКРС); регламентированы правила привязки всех сборных изделий к координатным осям зданий; выявлены комбинаторики, характерных архитектурно-конструктивных ситуаций; отобраны наиболее прогрессивные и экономич­ные виды конструкций; разработаны унифицированные узлы сопряжений конструктивных элементов; унифици­рованы нормативные нагрузки и ряд других параметров (теплофизических и т. д.); унифицированы ряды геомет­рических размеров пролетов, шагов.

Геометрические параметры, принятые в качестве базы Единого каталога, подчинены определенным закономер­ностям, основанным на математических модульных рядах; в качестве ос­новного принят модуль 0,6 м, а в слу­чае необходимости - дополнительный модуль 0,3 м. На этом модульном ряде и основан каталог. Он содержит необходимую номенклатуру для строительства жилых домов с высотой этажа 2,8 м и с единым модульным рядом размеров в плане 1,2; 1,8; 2,4; ...; 6,6 м (М=6 м), общественных зданий с высотой этажа 3; 3,3; 3,6; 4,2; 4,8; 6,0,основанных на едином модульном ряде размеров в плане 1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,8; 6; 7,2; 9; 12; 15; 18; 24 м.


Похожая информация.


Применение модульного проектирования в производстве изделий дизайна -есть высшая форма деятельности в области стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспективные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структурных элементов изделий. В технике наличие унифицированных узлов и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяют преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Основной принцип унификации - разнообразие продуктов дизайна при минимальном использовании унифицированных элементов (модулей). Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным; изделием или являться составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения.

Модуль - единица меры. Раньше части тела человека служили единицами измерения: дюйм - длина сустава большого пальца; пядь - расстояние между концами раздвинутых большого и указательного пальцев; фут - средняя длина стопы человека и т.д. Так, в основе средневековой архитектуры Англии лежал фут, который, по существу, и являлся модулем. В архитектуре древних греков модулем был радиус колонны. В Италии некоторые сооружения были построены на использовании модуля в виде квадрата или прямоугольника. Храм Василия Блаженного в Москве при всем своем многообразии сложен из видов фигурных кирпичей. Таким образом, применение модуля в архитектуре прошлого несло в себе художественное начало, служило средством гармонизации целого и его частей.

Таким образом, можно сказать, что модуль - это исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме (объекте). Кратность - укладываемость модуля без остатка - позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Современный; архитектурный модуль равен 10 см, укрупненный строительный модуль - 30 или 40 см, модуль для приборостроения и станкостроения составляет 5 см. Оборудование интерьера строится на модуле 5 и 15 см.

Вариантность художественных форм, т. е. возможность из ограниченного числа создавать разнообразные произведения, - одна из особенностей народно-^ творчества. Если взять народный орнамент, то, как правило, он состоит из небольшого числа повторяющихся элементов. Ювелиры Дагестана покрывают ору- ие и утварь орнаментом, состоящим из небольшого числа стандартных элементе, которых насчитывается не больше 27. В азербайджанских вышивках используется от трех до пяти одинаковых мотивов. Молдавские ковры с геометрическим рисунком отличаются особым лаконизмом и крупным узором, который создается из одного мотива. Таким образом, использование модуля - это не новый прием, им пользовались всегда и в архитектуре, и в прикладном искусстве.

«Сейчас все выглядит настолько «кутюр», настолько дорого, что пора начать думать по-новому, найти что-то новое», - так утверждает знаменитый японский дизайнер одежды И. Мияке. Это новое может состоять в моделировании одежды из модулей.

Модули могут быть одинакового размера, который выбирается в зависимости от антропологии тела человека и оптимальных размеров готовой одежды. Модули, как правило, имеют простые геометрические формы, чтобы при соединении получались капюшон, короткий жилет, жилет средней длины, длинный жилет, короткие рукава, длинные рукава. Технологически каждый модуль обрабатывается отдельно подкладкой, утеплителем, мехом изнутри или снаружи. Главная особенность модуля в дизайне одежды - он обрабатывается «чисто» с лица и с изнанки. Если модули сшиты из двух материалов или из одной ткани двух цветов, то их можно переворачивать и использовать для составления двухцветных или двухфактурных полос, клеток, простых орнаментов. Важным является выбор способа соединения простых модулей в виде квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов и ромбов. Если для соединения модулей выбираются завязки, ленточки, банты, узлы, то их торчащие концы могут создать дополнительный декоративный эффект. Для того чтобы модули соединить друг с другом незаметно, применяются крючки, «липучки», супат-ные застежки. На рис. 8.7 показан пример использования модулей, соединенных между собой кнопками или пуговицами в модели накидки. Если модули разъединить, то можно из них же собрать юбку, длинный Жилет и т.д.

Все эти виды соединения необходимы в том случае, если применяется метод трансформации - избиения формы изделия, назначения изделия, ассортимента. Причинами изменения формы изделия могут быть: 1) из маленькой сделать большую и наоборот (например, из короткого жилета сделать длинный). Это прием модульного свертывания и модульного развертывания; 2) из простой формы составить сложную и наоборот (например, к жилету пристегнуть, привязать модули и получить длинное пальто с капюшоном, кокетками, карманами, сумками и головными уборами или из простых модулей в виде квадратов, треугольников и ромбов составить сложный декоративный узор, орнамент, монокомпозицию, которая органично впишется в изделие; 3) изменяя форму, изменить назначение изделия (например, был жилет - стало пальто, т.е. верхняя одежда, и т.д.) Можно из одинаковых модулей составлять разные изделия: жилеты разной длины и формы, сарафаны, юбки разной длины, блузоны, полупальто, пальто длинные с капюшонами, накладными воротниками, головные уборы, сумки и др. Таким образом, изменение ассортимента происходит путем модульного проектирования.

Рис. 8.7. Использование формы простых модулей в модели накидки

Форма модулей может быть и более сложная: в виде цветов, листьев, бабочек, зверей, птиц. Такие модули достаточно сложно пристегивать и отстегивать, но их можно соединять «наглухо», встык друг к другу, с помощью «брид» (элемент вышивки «ришелье»). Создаются красивейшие ажурные композиции, которые накладываются на лекала изделия (допустим, платья) и все фрагменты сшиваются с изнанки. Из получившегося ажурного полотна можно моделировать вставки или целиком изделия. Модули разной конфигурации могут создавать сложные варианты комплектования одежды, наслаиваясь друг на друга (рис. 8.8).

Важно правильно подобрать для моделей ткань, которая позволяла бы сшивать и выворачивать сложные фрагменты. Для этого хорошо подходят эластичные ткани (типа «бифлекс»), эластичный трикотаж, который не «сыплется» и хорошо держит форму. Интересные формы получаются при моделировании из модулей семейства головных уборов или сумок.

В итоге хочется подчеркнуть одно важное достоинство модульного проектирования: технологическая обработка модуля очень проста, ее может выполнять неквалифицированный специалист даже в домашних условиях. Проектирование и сборка фрагментов в разнообразные изделия таят в себе огромные, ранее не использованные возможности. Но, к сожалению, такой прием проектирования одежды применяется очень редко.

УДК 72.01
ББК 85.110

Гипотеза: при применении модульного принципа построения пространства представляется возможным создавать автономные архитектурные структуры в виде взаимо- и видоизменяющихся функциональных ячеек в основе общей матричной системы в зависимости от задаваемых параметров.

Цель работы: разработка принципов модульного формообразования архитектуры.

    изучение имеющихся в архитектуре основных концепций формообразования;

    изучение предпосылок модульного формообразования в истории архитектуры;

    выявление потребностей к переориентации к модульной архитектуре;

    рассмотрение механизма модульного построения архитектурного объекта;

    рассмотрение и выявление принципов формирования архитектурного городского пространства модульным принципом;

    анализ и прогнозирование формирования модульного принципа построения пространства;

    построение модели развития модульного пространства.

Если абстрактно взглянуть на наш мир, его можно представить в виде единой матричной системы, условно составленной из ячеек (рис.1). Изменение одного из параметров, влияющих на формирование этой матрицы, может повлечь за собой сдвижки этих самых ячеек или попросту их исчезновение. Что мы сейчас и наблюдаем в процессах, протекающих в мировом сообществе.

В последние десятилетия сложилась тенденция – отражение в архитектуре экономической стабильности и благополучия человеческого общества. Такая архитектура являет собой уникальные мегастройки: огромные районы, спланированные для количества людей сравнимого с населением приличных размеров города и являющихся таковыми по сути. Большое количество небоскребов становятся неотъемлемой частью большого города. Изменился лишь один из параметров, в данном случае экономический, а принципы и механизмы по которым жила мировая система, более не действительны. Ячейки, играющие определяющую роль в матрице мироздания, попросту больше не функционируют правильно. Скорее всего, в ближайшее время мир более не увидит новых амбициозных проектов и будет долго дожидаться завершения уже начатых. Ведь с отсутствием достаточного финансирования многие незаконченные постройки так и не начинают функционировать. Примером тому может служить московский международный деловой центр "Москва-Сити". Башню "Россия", которая должна была стать самой высокой в Европе, предлагается не только урезать с 612 метров до 200, но и радикально изменить облик небоскреба, на который уже затрачено 100 миллионов долларов.

Поэтому перед обществом стоит задача найти новые механизмы, которые бы заменили «не работающие ячейки». Необходимо найти альтернативный выход: создать методы, направленные на оптимизацию ресурсов, расходов, пространства и других факторов. На наш взгляд, такая альтернатива существует в архитектуре, имеющей модульную структуру.

Рассмотрим развитие модульной архитектуры сквозь призму времени. Путь развития архитектуры относительно недолог. Его условно можно представить в виде стадиальной системы, разбитой на участки, отличающиеся определенным способом формообразования пространства, принципами, закономерностями, знаковой системой и т. д (рис.2).


Рис.2. Схема стадиального развития архитектуры .

Выбирая за основу определенную методику, человечество разрабатывало ее, стилизовало, корректировало, не выходя за границы определенного ими «участка». Иными словами, продолжало свое развитие в выбранной колее. Некоторые участки существовали параллельно во времени, зачастую прерывали свое развитие, попросту оставались не реализованными. Например, идеи египтян с их знаковыми постройками и ориентацией пирамид по звездам раскрылись только в рамках процветания египетского царства, теория Платоновых тел, по сути, так и осталась на бумаге. Можно привести множество примеров таких «участков», но лишь некоторые из них получили должное развитие. Идя по этой «проторенной дорожке» сегодня мы имеем свою систему формообразования, которая, в общем-то, недалеко ушла от своих истоков. Но ведь могла существовать система, в основе которой лежали бы и иные принципы организации антропоморфного пространства. Проанализировав историю архитектуры с точки зрения таких разрозненных участков, соединив их и дополнив недостающие этапы развития, как звенья непрерывной эволюционной цепи, мы можем восстановить нереализованный путь развития архитектуры.

Среди нереализованных ветвей есть и такие, в основе которых заложена структурная закономерность, близкая к основам модульной архитектуры. Например, формообразование конструктивистов или идеи метаболистов. Что касается последних, в 1960-е годы японскими архитекторами Кишо Куракава, Кионори Кинутаке и др. были созданы капсульные постройки с заменяемыми и наращиваемыми ячейками: башня «Накосин» в Токио, проект высотной застройки в Гинджуку, дом с трансформирующимся пространством в Токио («Дом неба») и др. В основе этих архитектурных объектов заложены принципы формообразования не свойственные эпохе в целом: в них действуют законы не художественного языка архитектуры, а иные упорядочивающие системы, такие как основы композиции, принципы пространственного структурирования и др.

Кроме того, и в самой природе заложены структурные принципы построения (линейные структуры повторяются в строении русла реки с притоками, в морозном узоре, в звездном небе, клеточном строении живой ткани, кристаллических образованиях и т. д.). Напрашивается вывод о том, что модульное формообразование архитектуры не является инновационным, его зачатки просматриваются в истории. Но только сейчас возникла ситуация, вынуждающая эту «не реализованную ветвь» перейти в новое состояние. Именно сегодня сложились такие условия, которые и создали «точку актуализации» для модульного заполнения пространства.

Какие же эти условия или факторы? На любое развитие влияет множество таких требований: социальные, экономические, культурные, исторические, экологические и др. Видимо, в мире произошли такие изменения (глобализация, например), что современный мир стал являть собой единую упорядоченную систему, отличную от той, в которой он существовал ранее. Теперь каждый стремится занять свое место в обществе и заполнить свою ячейку. Поэтому модульный подход является прототипом или отражением современного общества. Наверное, именно трансформация мировой системы и привела к созданию (к «точке актуализации») модульного принципа формообразования пространства.

В чем же преимущества такой архитектуры, и почему именно эта ветвь должна реализоваться именно сейчас?

Прежде всего, следуя концепции модульного строительства, отдельные части архитектурного объекта получают возможность автономного существования, как с точки зрения архитектурной самодостаточности, так и с функциональной точки зрения (рис 3). Разработав один модуль, мы уже получаем целостную композицию, которая при наращивании модулей лишь усложняется. При помощи модульного принципа формообразования, мы можем прийти к новому пути освоения пространства, в котором единичный модуль уже является завершенной структурой и имеет возможность жить самостоятельно, не дожидаясь окончания строительства всей системы, как это происходит с одноконкуртными целостными мегаструктурами. Кроме того, система может находиться в постоянном видоизменении, наращивании, трансформации, в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других потребностей общества.


Рис.3. Применение модульного принципа формообразования к мегастройке "Башня Россия"
в Москве
.

Такой модульный принцип формообразования применим как отдельно к дому, так и к созданию городского пространства. Ведь объект строительной деятельности развивается от отдельного здания к группе функционально-взаимосвязанных сооружений и затем – к архитектурному ансамблю, который может быть представлен как пространственно-органический комплекс и даже как целый городской организм. Например, теми же метаболистами город воспринимался как человеческий организм, формирующийся по принципу модульности – принципу построения систем, согласно которому функционально связанные части группируются в законченные узлы – модули. Питером Куком была разработана концепция «шагающего города», которая предполагает присоединение и отключение друг от друга функциональных ячеек городской агломерации. И таким образом, при возможности автономного существования отдельных ячеек архитектурного пространства неизбежным станет факт появления иной городской инфраструктуры.

Литература

    Человек и город: пространство, формы, смысл / под ред. А.А. Барабанова – Екатеринбург: Архитектон, 1999.

    Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре /Н.И. Смолина. – М.: Стройиздат, 1990.

    Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М.В. Шубенков. – М: Архитектура-С, 2006.

Криволапова Александра Васильевна,
студент УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент Раевский А. А.



error: Content is protected !!