Существовал ли граф дракула на самом деле. Кто такой граф Дракула: реальная историческая личность или мифический образ. Происхождение прозвища Цепеш

Граф Дракула - выдумка или реально существующий персонаж?

Наверняка многие игроки и фанаты Castlevania’и не раз (а может и раз) задавались вопросом – так кто такой граф Дракула? Существовал ли он на самом деле? Давайте попробуем ответить на этот вопрос…

Слово "вампир" пришло к нам из венгерского языка, а большинство преданий о них родилось в Восточной Европе. Ирландец Брэм Стокер, написавший знаменитого "Дракулу", позаимствовал этот сюжет из легенд о Владе IV (его родовое звание и имя - граф Дракул) - трансильванском дворянине, который жил в XV веке и сражался против турецкого ига. Влад Дракул также был известен своими садистскими наклонностями - он наслаждался истязаниями пленных узников. Легенда гласит, что граф любил устраивать пирушки среди огромного количества заостренных деревянных кольев, на которые были насажены тела турок, плененных в бою, поэтому он вошел в историю под прозвищем Тепеш (написание слова может варьироваться: иногда его пишут как Цепеш, иногда как Тепес - "Сажающий на кол").Не меньше ужаса навевал Тепеш и на своих соотечественников. В окрестностях его замка частенько исчезали люди. За высокими каменными стенами свершались «ужасные и богомерзкие дела». В одной из историй об этом замке графа назвали "вампиром". Его пристрастие к крови разделяли и другие карпатские дворяне. В 1610 г. по указу венгерского короля была казнена графиня Элизабет Батори. Она, неплохо разбиравшаяся в оккультизме, узнала, что может продлить молодость и красоту, если будет купаться в крови молодых девушек (тут, кстати, не грех будет вспомнить одного из докторов тех времен, который считал, что продлить жизнь и сохранить молодость можно благодаря употреблению «молодой» крови). Многие ничего не подозревавшие девушки были завлечены в ее замок, а затем обескровлены и похоронены там. Но одной из них удалось бежать, она и поведала эту ужасную историю. В наказание за совершенные злодеяния "кровавую" графиню заживо замуровали в ее собственной спальне. Из таких мрачных историй рождались легенды о вампирах. В 1897 г.

Стокер в своем романе создал, опираясь на исторические факты и частично домысливая историю, образ самого графа Дракулы. Вот как описано первое явление графа Дракулы в романе Брэма Стокера: "Внутри стоял высокий старик, чисто выбритый, с длинными седыми усами, одетый с головы до пят во все черное, без единого цветного пятнышка. Он продвигался вперед рывками. Сжимая мою руку с такой силой, что я сморщился от боли, несмотря на то, что его собственная рука была холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику, чем живому человеку... Лицо его было властным - очень энергичным - с тонким орлиным изогнутым носом и особенно раздувающимися ноздрями, с величественным высоким лбом. На висках волосы были жидкими, но зато в остальных местах сильно разросшимися. Густые брови его почти что срастались на переносице... Рот застыл в зловещей улыбке, открывая чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы, чей ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье старика, несмотря на его возраст. И наконец, бледные уши его по краям были необычно заострены, а подбородок широк и массивен, щеки же казались напряженными и тонкими. Первое, что бросалось в глаза, была его мертвенная бледность...Нельзя было не заметить, что они [его руки] были довольно крепкими, крупными, с короткими толстыми пальцами. Самое странное, что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие ногти на концах были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся ко мне, я не смог подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было спокойствие, но когда я слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с улицы до меня донесся волчий вой. Глаза графа заблестели, и он произнес: "Слушайте их - детей ночи. Какая чудесная музыка!"Сложно сказать, насколько точен был описываемый Стокером образ графа, однако учитывая осведомленность автора в истории того времени и в различных легендах и преданиях, сбрасывать со счетов подобный вариант не стоит.

*** Выдержки из книги «Dracula» Дональда Фом. Metuchen, N.J. 1975
*Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии. Дед Дракулы - воевода Мирча Старый (1386-1418) - благодаря своей государственной мудрости и военным удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге признал себя вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто не было выхода. В XV веке православная Валахия оказалась яблоком раздора для двух супердержав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло тогда все католичество, предпринявшее
очередное наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить независимость, воюя на два фронта, не представлялось возможным, однако уступка Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло, на его, конечно, взгляд. Борьба двух супердержав реализовывалась в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба, претендовавший на трон, уже занятый ставленником одной из держав, получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее соперницы. После чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился господарем. Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - - Влада и Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы. Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский ставленник. В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III. Но - ненадолго: венгерский протеже, собравшись с силами, вернул престол. Он, однако, проявил излишнюю самостоятельность, и в 1456 году Влад III - теперь уже при поддержке Яноша Хуньяди - вновь вступил во владение отцовским наследством. На этот раз Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу. Провенгерская политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию противника, и разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично повел войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал на помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого и короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию, а Матьяш Венгерский не счел нужным ввязываться в войну, хоть и получил от папы Римского деньги на новый крестовый поход против турок. Оставшись без союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже турки удивлялись его храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были не равны: валашский господарь потерпел поражение и бежал во владения венгерского короля, бросив разгромленную армию.

Новым господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько обоснованно было обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги, избежав под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество. Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось захватить столицу, но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства его смерти до сих пор толком не выяснены. "Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно преуспел. Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие из них были посажены на кол - так он заработал еще одно прозвище - "тепес", или "колосажатель". Во время самого
дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек. Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол"). Даже в венгерской тюрьме Влад III, оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1974 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет. 45 лет.

Его отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турк а и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее султану? Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной в "цивилизованной" державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных "дракулических" методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки - как гласил приговор - "противные законам данной страны". Историки различным образом оценивали роль Влада III. Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его правителем-"террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску). Однако, по общему мнению, репутацию вампира- чернокнижника Дракула приобрел лишь в конце XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными.

В XV веке, как, впрочем, и ранее, в Валахии не велись хроники - ни официальные (княжеские), ни монастырские. Сохранились лишь десятки писем самого Дракулы (на латыни и церковнославянском языке), да поздние записи фольклорных преданий о жестоком, ироничном, коварном, но мудром и отважном Цепеше. Что касается иностранных источников, то здесь наиболее значительны немецкие, венгерские, поздневизантийские и русские. Среди немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV века, повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга, а также аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем отличалась от немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические монастыри, писали католики. С большей симпатией относятся к Дракуле византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и они, главным образом, пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На Руси же было популярно, где основным преступлением Влада III объявлялась измена православию. Все истории о Дракуле напоминают анекдоты. Вот Дракула, встретив крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что жена у него ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а потому и жить ей незачем. Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил у бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век
господарский короток из-за постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре не должны жить дольше, чем их повелители - справедливость господарь восстановил на свой лад, повелев казнить собравшихся. "Анекдотичность" сближает письменные источники с народными преданиями о Цепеше, что неудивительно. Нерумынские авторы, как правило, тоже основывались на рассказах очевидцев (или выдававших себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фольклорное бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и воспринимались как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических" текстов - по сути фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный исследователь С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор "очень редко сохраняет точность фактических деталей, но у него есть другое преимущество: эпос может хранить веками без радикальных изменений ту обобщенную оценку сущности события, какая отложилась в сознании широкой общественной среды". Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III Дракула.

Федор Курицын, характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын дьявола". Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем. Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный венгерским королем ("по совместительству" - главой Священной Римской исмперии) для борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден этот, его элитарный характер и герб описаны Э.Виндеке, современником и биографом Сигизмунда Люксембурга. Став господарем, Влад II по-прежнему относился к рыцарским обязанностям настолько серьезно, что повелел изобразить дракона - элемент орденской символики - даже на монетах, хотя изображение на монетах считалось сакральным, почему, кстати, фальшивомонетчиков и карали так жестоко. Соответственно, неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище: "Дракул" означает по-румынски не только "дьявол", но и "дракон". И все-таки, излагая "эмблематическую" версию, даже её сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно, современники понимали прозвище господарей буквально. Смысл орденской символики государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же, Орден Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого распространения всякого рода ересей и чернокнижничества, то возникает закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари дракону-дьяволу? Прямых свидетельств того, что Влад II считался колдуном, нет, однако, если прозвище "Дьявол", немыслимое для христианского государя, все же закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит, в народном сознании сложилось соответствующее представление. То же самое можно сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище господаря, оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация, в нем заложенная, оставалась актуальной. Имя "Дракула" можно понимать и как "сын человека по прозвищу Дьявол" (Халкокондил именует "Дракулой" и Цепеша, и Раду Красивого - другого сына Влада II), и как "приверженец Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода указания вовсе не обязательно относятся к области морали, чаще всего имеется в виду связь с не чистой силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым. Примечательно и то, что многие "дракулические" предания повествуют о кладах, спрятанных валашским господарем, который непременно убивал ни в чем не повинных свидетелей, а подобные эпизоды характерны для легенд о колдунах и разбойниках. Клад не эквивалент банка, а ценность золотых монет и украшений опредляется не только их реальной стоимостью. Это, как указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую функцию предметы из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие". В русском все прямо названо своими именами: жестокий властитель приказал мастерам изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно реки, после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ". Автор как бы расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. В контексте "колдовства" Дракулы стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении молдавского господаря Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При осаде Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил.*

* **Подводя итог, надо сказать, что теорию того доктора, который считал возможным п родление жизни благодаря употреблению молодой крови, не сбрасывают со счетов и современные доктора. Правда принцип ее употребления другой – его заменило переливание крови.

Образ Влада III Цепеша, известного как Влад Дракула, в современном сознании ассоциируется с именем персонажа классического романа и непомерно раздутых историй о его жестокости, которые многие люди воспринимают как правду. Никто не утверждает, что Дракула был святым, однако любое достойное доверия суждение о его действиях должно сдерживаться пониманием как истории, так и географии.

XV век – Балканы между Крестом и Полумесяцем

XV век в европейской истории рассматривается как переходный период – мост между Поздним Средневековьем, Ранним Возрождением и Ранним Новым временем. Многие технологические, социальные и культурные события XV века возвещали о «европейском чуде» последующих веков – великих достижениях в науке, математике, медицине, искусстве. В Западной Европе формируются современные парадигмы гуманизма и национального сознания. Однако суеверие и жестокость ещё не в стороне от интеллектуального возрождения.

Масштабы Святой Инквизиции значительно расширились в ответ на протестантскую реформацию и католическую контрреформацию, распространившись на многие европейские страны и их колонии в Африке, Азии, Америке (это привело к перуанской инквизиции и мексиканской инквизиции). Тысячи «еретиков» были сожжены, что считалось «актами веры». Malleus Maleficarum, переводимый как Молот ведьм, самый известный трактат по демонологии, породил веру в то, что дьяволы и темное колдовство представляют реальную угрозу для спасения человека.

В Ватикане выбирают эксцентричных пап, которым интересна больше светская жизнь, нежели духовное руководство своей паствы. Междоусобные распри, политическое недоверие к соседним королевствам и княжествам становится нормой. Божественное право королей приобретает неприкосновенность и широко распространенное убеждение. С распадом феодальной структуры и возникновением централизованного государства, которым правит монарх, наделенный абсолютной властью, зарождаются первые искры национализма как идеологии.

Балканы в этот исторический период находились на перекрестке великих империй. После образования западных государств, находившиеся между молотом – христианской Европой, и наковальней – исламским Востоком, балканские народы вынуждены были сражаться на двух фронтах. Балканским правителям приходилось идти на уступки как христианским, так и мусульманским лидерам, в попытках обеспечить нормальное существование своим народам.

Византийская империя господствовала над регионом на протяжении тысячелетия. Но к пятнадцатому веку, некогда могущественная, она сократилась не более чем до Константинополя. Подъем западных держав и османская угроза фактически уничтожили сферу влияния Византии. Единственное и неприкосновенное, что сохранилось от великой империи, – православная религия. Одним из немногих оплотов православия оставалось княжество Валахия.

Все это сыграло важную роль в формировании мышления пятнадцатого века. В это бурное время родился наш герой – Влад Цепеш Дракула, биография и факты о жизни которого приведены в статье.

Рождение тирана

Предположительно, Влад III Дракула родился между 1428 и 1431 годами. Вероятнее всего, он появился на свет в 1429 году, когда его отец поселился в Трансильвании. Румынский историк Раду Флореску, написавший в соавторстве с Раймондом МакНелли ряд бестселлеров о Владе III Дракуле, считает, что он родился в трансильванском городе Сигишоара (тогда Шессбург, находившийся в Венгерском королевстве). Семья проживала в трехэтажном каменном доме на главной площади Сигишоары с 1431 по 1435 год.

Чтобы обезопасить свою власть, Дракуле пришлось сломить власть бояр – потомственной землевладельческой аристократии. Они обладали правом выбирать нового правителя, когда придет время. Таким образом, новоизбранный господарь находился в зависимом положении перед боярами, сознательно ограничивающими полномочия правителя ради собственной безопасности. Влад Дракула полагал, что обладая абсолютной властью, он сможет лучше защищать автономию своего княжества от внешнего вмешательства. Узнав подробности убийства старшего брата Мирчи, информацию он использует с двойной целью – чтобы сломить политическую власть бояр и отомстить.

Порядок за счет жестокости

На Пасху 1457 года Дракула пригласил бояр Тырговиште в свой дворец. На празднике Дракула показал сомнение относительно лояльности бояр. Раздраженный их ответами он начал вершить месть. Румынская информация гласит, что Влад посадил на кол 500 бояр. Хотя это количество преувеличено, если учитывать физические масштабы застолья, но реальная история не менее трагичная. Старые и немощные бояре были действительно посажены на кол и оставлены гнить за границей княжеского двора.

Молодых и здоровых Влад заставил идти пешком несколько десятков километров вверх по реке Арджеш к замку Поенари (замок Влада Цепеша в Румынии), чтобы укрепить и перестроить его. Многие умерли от истощения, другие погибли, падая в коварные пропасти.

На место казненных бояр Влад назначал людей из низших классов, отдавая им конфискованные земли. Это позволяло сохранять верность и преданность, поскольку вновь назначенные понимали, что своим состоянием обязаны исключительно Владу Дракуле и привилегии, предоставленные им воеводой, будут упразднены в случае прихода нового правителя.

Созданный новый правительственный орган, стоящий над советом бояр, «арма», служил дальнейшему укреплению власти. Арма состоял из хорошо оплачиваемых наемников, полностью преданных Дракуле и выполнявших грязную работу. Наконец, появились телохранители – служи.

Колосажатель

Для XV века Влад III Дракула – наиболее заметная фигура из тех, кто предпочел подобный метод пытки и казни. Биография Дракулы полна предательств и преследований. Рано осиротевший, вынужденный проживать в изгнании, взяв под свой контроль княжество Валахию, он жестоко расправлялся с врагами, и с теми, кто предал его семью в прошлом. Влад использовал разные методы казни, но его имя прочно связано с насажением на кол. Пытка и казнь применялась в отношении саксов из Брашова, злоумышленников в его княжестве, в независимости от их социального положения. Влад никогда не щадил пленных.

Своей славой колосажателя он обязан, главным образом, хроникам. Изобретение Иоганна Гутенберга открыло эпоху массовой коммуникации, и немецкие католики, проживавшие в Валахии, у которых была особая вражда с Дракулой, умело использовали возможности печатного станка. Эта вражда привела к публикации многих скандальных сообщений о валашском князе. Рассказы о Владе публиковались в некоторых из первых печатных книг, от Брашова до Страсбурга, и сопровождались ксилографиями, изображающими «очаровательные сцены», в которых Влад обедает рядом с пронзенными трупами его жертв.

Сжигание антиобщественных элементов как политика очищения

Ненависть и клевета проистекают из двух причин. Во-первых, причина глобальной проблемы – раскол между католиками и православными, развивавшийся на протяжении веков. Валахия оставалась одним из немногих государств, где большинство жителей были адептами Греческой православной церкви. Это облегчало осуждение Влада и дало повод рождаться второй причине – конфликту между Валахией и саксами – немецкоязычными купцами городов Брашов и Сибиу во время правления Дракулы. Саксы, иммигрировавшие в XII-XIII веках в основном из Фландрии и Люксембурга, проживали в южной части Трансильвании, в районе городов Сибиу, Сигишоара и Брашов, а также на севере вокруг Клужа и Быстрицы.

Конфликт между воеводой и саксонскими купцами начался после смерти Яноша Хуньяди. Венгрия после его смерти оставалась политически нестабильной. Вопрос о том, кто должен занять трон, принимал насильственный оборот. Между двумя фракциями, поддерживающими короля Ладислава Постума, и поддерживающими сына Хуньяди, Матьяша Корвина, разразилась гражданская война.

Дракула находился в союзе со своим другом Михаем Силадьи, дядей и воспитателем Матьяша Корвина. Но города Сибиу и Брашов нередко вступали в конфликт с Силадьи и Дракулой, даже доходя до того, что поддерживали и укрывали претендентов на трон Валахии. Одним из них был Дан III, который при поддержке венгерского короля Ладислава готовился занять трон Валахии. В ответ на предложение помощи одному из своих врагов Дракула совершил набег и разграбил несколько городов на юге Трансильвании.

Конфликт между противоборствующими группировками был разрешен в конце 1457 года. С этой резолюцией в Валахии остался статус-кво, а Дан III был изгнан из Брашова. По странной иронии судьбы король Ладислав умер в тот же день. Договор вступил в силу, открыв путь Корвину на венгерский престол. Это положило начало короткому периоду политической стабильности между Валахией и Венгрией.

В этот период Дракула стремится покончить с саксонским торговым превосходством. Саксам были предоставлены особые торговые привилегии Мирчей Старым. Но они все чаще попадали в трудное положение, когда османы отрезали несколько важных торговых путей. С этой целью саксонские купцы стремились компенсировать свои потери за счет валашских торговцев. По экономическим причинам Корвин поддержал Сибиу и Брашов. Ситуация усугубилась, когда в октябре 1458 года король арестовал своего дядю (Силадьи), что еще больше оттолкнуло Дракулу. Когда отношения между Корвином и Дракулой достигли точки кипения, венгерский король, а также саксонские купцы начали поддерживать ранее высланного Дана III. Несколько недель спустя Дан III вторгся в Валахию, но потерпел поражение от Дракулы.

Гибель Дана III описана в «Нюрнбергской хронике » 1488 года: «Он (Дракула) схватил молодого Дана, выкопал для него могилу, провел похоронную службу согласно христианскому обычаю и обезглавил его возле могилы». Узнав о кончине Дана, Брашов отправил к Дракуле послов из пятидесяти пяти человек в надежде избежать дальнейших военных действий. Но делегация была взята под стражу за то, что помогала сопернику.


В мае 1459 года Влад Колосажатель начал поток ответных ударов.

Война с Трансильванией

Разграбив Брашов, Дракула обратил свое внимание на земли Амлаш и Фэгэраш, которые поддерживали Дана III. Амлаш вместе с Фэгэрашом представлял традиционный румынский регион с местной автономией в составе Трансильвании. Территории оставались в составе королевства Венгрии, но во владении валашского правителя до 1464 года.

То, что последовало за нападениями на Кастенхольц, Ноудорф, Хольцменген, Бренндорф, другие селения в Бурценланде (все земли Брашова), послужило источником для самой продолжительной клеветнической компании в истории человечества. Выдержки из Нюрнбергской хроники 1488 года, написанной немцами католиками, дают представление, хотя и сильно преувеличенное о конфликте Дракулы с саксами:

«…Затем Дракула отдыхал возле часовни Святого Иакова. Окраины были сожжены. Когда наступил день, он сидел среди посаженных на кол мужчин и женщин, старых и молодых, окруженных вокруг холма, рядом с часовней, и с удовольствием принимал пищу под их стоны и крики». Этот комментарий заставил саксов предположить, что вампир Влад Цепеш пил кровь своих жертв. На самом деле нет никаких упоминаний о Владе Дракуле как кровопийце.

Дракулу обвиняли в том, что он жарил детей, сажал на кол священников, свою любовницу разорвал на куски, поскольку она обманула его, сказав, что беременна. С каждым новым сказанием деяния Дракулы становились все ужаснее и более привлекательными для тех, кто их слушал.

Хроника заканчивается своеобразным пассажем: «Вскоре король Венгрии захватил его, и долгое время держал в тяжелом плену… После этого он публично крестился как католик и совершил великое покаяние. Король снова сделал князя Дракулу правителем. И люди говорят, что потом творил он много добрых дел». Зачем такая перемена с негативного тона на позитивный? Это указывает на тот факт, что информация об «ужасных деяниях» имеет отношение к его принадлежности православной вере.

Славянские истории о Владе Цепеше взяты из «Сказания о воеводе Дракуле », написанного между 1486 и 1490 годами. Каждый рассказ подтверждает мысль о том, что, несмотря на хорошо задокументированную жестокость, Влад был смелым лидером, который использовал суровую форму правосудия независимо от социального положения.

Внешняя политическая деятельность

После консолидации власти Цепеш мог сосредоточиться на внешних проблемах. В 1457 году он оказал поддержку Стефану в свержении Пётру Арона. Благодаря Владу Стефан добился успеха и стал величайшим правителем Молдавии.

К 1461 году Дракула чувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы отказаться от ежегодной дани Османской империи. Он был полон решимости не только освободить Валахию и восстать против османского вассальства, но и принял призыв папы Пия II к новому крестовому походу, несмотря на катастрофические поражения крестоносцев от рук османов в Никополе в 1399 году и Варне в 1446 году. С каждой новой капитуляцией христиан, Константинополь в 1453 году, Сербия после смерти Георгия Бранковича в 1456 году, Греция в 1458 году, сопротивление становилось все труднее. Еще не завоеванные земли вынуждены были принимать унизительные условия мира, что ставило их в сферу влияния Османской империи.

Кроме того, со смертью таких бескомпромиссных христианских правителей как Хуньяди, Бранковича, Михая Силадьи, чувство страха и безнадежности охватывало земли, на которые приходили османы. Особенно страшная судьба ожидала Михая Силадьи, казненного по приказу Мехмеда II Завоевателя. Его схватили во время разведывательной миссии, пытали и распилили пополам. Смерть человека, который был не только политическим союзником, но и личным другом Цепеша, только усилила его глубокую ненависть к османам.

Хорошие отношения с Венгрией, включая предложение о брачном союзе с сестрой венгерского короля Матьяша Корвина, также сыграли свою роль в браваде Дракулы. Сочетание всего этого, включая память о времени, проведенном в османском плену и яростное стремление к независимости Валахии, сделало неизбежной легендарную конфронтацию между Мехмедом Завоевателем и Владом Цепешем.

Война с Османской империей

В 1461 году Влад прекращает платить дань османов. В это время Мехмед II возглавлял поход по покорению Трабезунда, последнего бастиона Византийской империи. Вернувшись на Балканы в 1462 году, султан собирает хорошо оснащенную армию с намерением переправиться через Дунай и вторгнуться на территорию Валахии.

Султан собирался превратить Валахию в буфер между своими землями и католическим западом. Поскольку Цепеш, как и его предшественники, оказались ненадежными союзниками, султан взял с собой брата Влада и своего фаворита Раду, с намерением посадить его на валашский престол. Султан считал, создание валашского пашалика позволит ему сократить границу с западным христианским миром, что облегчит начало будущих вторжений.

Из хроник византийского историка Лаоника Халкокондила известно, султан подозревал, что Влад находился в тайном союзе с венграми. Решив свергнуть Дракулу, он разработал план его приезда в Константинополь. Он посылает к нему эмиссаров, коменданта турецкой крепости Никополь Хамза-пашу и бывшего византийского дьяка Фому Катаволиноса. Обманом или хитростью они должны уговорить Влада выехать из Валахии. Местом встречи назначалась крепость Джурджу, где Дракулу намеривались заключить под стражу. Но Влада предупредили об их намерениях, и он придумал собственную ловушку. А Хамза-пашу и Фому Катаволиноса по традиции он посадил на кол.

Дракула приказывает своему конному войску следовать за ним в качестве телохранителей. Когда они приблизились к крепости, Цепеш, переодевшись в османскую офицерскую форму и отдавая приказы на беглом турецком, заставил охранников открыть ворота.

Это стало первым в серии нападений Влада Цепеша на османские города и укрепления вдоль Дуная. За две недели он прошел со своим войском в 22 000 человек 800 километров, до Черного моря, используя арьергардные действия «выжженной земли» и партизанскую тактику «бей и беги».

Османская армия численно превосходила его силы, почти четыре к одному; 90 000 солдат, из них элитный янычарский корпус в 25 000 человек. Влад понимал, что не может позволить себе вступить в битву. Но деморализовать врага у него получалось, чему сопутствовала и изнуряющая жара, о которой писали хроникеры.

Превосходство османов было сведено на нет валашской топографией. Непроходимые леса и болота мешали продвижению. Кроме того, Дракула велел сжечь посевы, отравить воду в колодцах, а людей и скот переселить в Карпаты. Семь дней, которые османы провели на валашской земле, не принесли ощутимых результатов для наступления.

Когда султан подошел к Тырговиште, 17 июня 1462 года, Дракула провел легендарную «ночную атаку», заставшую утомленных османов врасплох. Печально известный эпизод массового разгрома, которые как утверждают хроникеры, заставил закаленного войной султана плакать.

Теодор Аман «Битва с факелами»

Ночная атака

Дракула предвидел, что сможет пробиться сквозь ошеломленные силы османов к палатке Мехмеда и убить его, используя свой кылыч (меч). Но что-то пошло не так, или он получил недостоверную информацию о местонахождении палатки султана. В результате Дракула напал на палатку визирей султана. Просчет Цепеша дал время янычарам перегруппироваться. Элитное войско быстро окружило и обезопасило палатку Мехмеда.

Валашскому войску пришлось отступить. Обе стороны понесли значительные потери, но верно то, что османы потеряли значительно больше людей. Несмотря на значительные потери в ночной атаке, Мехмед решил продолжать наступление и осадить Тырговиште. По мере продвижения, турецкую армию встретил «лес посаженных на кол». Халкондил так описывает этот ужасный и мрачный образ: «Пройдя около пяти километров, султан увидел людей, посаженных на кол, – поле с кольями длиной около трех километров и шириной в один километр. Это были большие колья, на которых гнили около двадцати тысяч тел! Султан с содроганием повторял, что не сможет покорить землю человека, который способен творить столь ужасные и неестественные вещи. Османы от вида мрачной картины были напуганы до смерти…».

Психологическая война, используемая Владом, была изобретательной и жестокой. 22 июня турки начали отступать на восток, оставив Раду в Тырговиште новым правителем Валахии. Раду сплотил бояр-диссидентов против своего брата и пообещал восстановить мир с турками, все утраченные наследственные титулы и отказаться от призыва валашских мальчиков в армию янычар.

Влад продолжал преследовать турок, но около Бралии он потерпел поражение и был вынужден бежать в Трансильванию, где намеревался встретиться с войсками короля Корвина, армия которого, наконец, начала медленный марш к Валахии.

Дракула писал письма венгерскому королю, сообщая о своих деяниях и умоляя о помощи. К сожалению для Влада Дракулы, венгерский король не собирался преследовать турок. Матьяш Корвин участвовал в ожесточенном споре за венгерскую корону с императором Священной Римской империи Фридрихом III и не мог позволить себе тратить силы и рисковать авторитетом в крестовом походе.

Мастер прокрастинации, когда это ему было нужно, Корвин даже не покинул Буду к тому времени, когда Мехмед возвращался домой. Влад был арестован по приказу генерала Яна Искры из Брандиса под городом Рукэр. Основанием послужили поддельные письма Влада к туркам, в которых он обещает османам союз против Венгрии.

Портрет Влада III Цепеша, немецкий художник, вторая половина XVI века, замок Амбрас

Годы в заключении

Влад был заключен в тюрьму в Балграде (теперь Алба Юлия в Румынии). Вскоре его отвезли в Вишеград, недалеко от Буды, где он провел четырнадцать лет под домашним арестом в Вишеградской крепости. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Влада, между 1462 и 1475 годами, не сохранилось. Летом 1475 года Стефан Великий послал посланников к Матьяшу Корвину, с просьбой отправить Влада в Валахию против Лайота Басараба (Басараб III Старый), который покорился османам.

В 1475 году Матьяш Корвин освободил Влада при условии, что он перейдет из православной веры в католицизм. Ранней весной 1476 года Влад провел кампанию против турок с сербским лидером Вуком Бранковичем в Боснии. Летом он и Бранкович помогли Стефану изгнать турок из Молдавии.

Казалось, что его время, наконец, настало, чтобы вернуть себе статус правителя Валахии, и он не собирался умирать. Его брат Раду больше не живой, а нынешним правителем Валахии был осман по имени Лайота Басараб (Басараб III Старый). В ноябре 1475 года прошел бой между Лайота Басарабом и Владом за титул господаря, в котором Дракула одержал победу.

Жена Влада Цепеша

Согласно современным исследованиям, у Влада было две жены. Первая жена Влада Цепеша, возможно, – незаконнорожденная дочь Яноша Хуньяди, умерла в 1472 или 1473 году. Старший сын Влада, Михня, получивший впоследствии прозвище Злой, родился в 1462 году.

Вторая супруга – двоюродная сестра Матьяша Корвина, Илона Силадьи. Матьяш Корвин заключил сделку с находившимся в плену у венгерского короля Владом сделку. Он должен был перейти в католицизм и жениться на члене венгерской королевской семьи. Влад согласился. Неизвестно, что думала Илона об этой женитьбе, но как утверждают некоторые источники, она была влюблена в князя Дракулу. Благодаря браку с Илоной Влад Цепеш получил свободу в 1475 году. В том же 1475 году он принял католическую веру.

Они стали жить в Пече в роскошном доме, который вскоре стал известен как «Drakwlyaháza» («Дом Дракулы»). Илона родила двоих сыновей. Первый сын, имя которого неизвестно, был убит до 1486 года. Влад безуспешно претендовал на Валахию около 1495 года, стал предком знатной венгерской семьи.

Гибель князя

Лайота Басараб вернулся в Валахию и при поддержке турок выступил против Влада, чтобы вернуть себя трон Валахии. Сражение произошло в конце декабря 1476 года или в начале января 1477 год, по дороге из Джурджу в Бухарест.

Смерть Влада Цепеша: обстоятельства, при которых погиб Влад Цепеш в возрасте 45 лет, окутаны тайной. Он наблюдал бой с высоты. Слуга предавших Цепеша бояр, напал на него и зарезал. По другой версии он был убит боярами во время совещания. Ещё одна версия рассказывает, что Влада убил турок, получивший поддержку бояр и переодевшийся слугой.

По словам Леонардо Ботта, посла Милана в Буде, османы разрубили труп Влада на куски, а голову отправили в Константинополь в бочке с медом, для доказательства, что Колосажатель наконец сражен.

Куда делось тело

Согласно народной традиции, Влад был похоронен в монастыре Снагов под безымянной могильной плитой. Однако раскопки 1933 года показали, что там нет никаких следов воеводы. По версии профессора Константина Резачевича, тело Цепеша погребено в церкви монастыря Комана, недалеко от поля битвы, где он был убит. Но и в этом случае идентифицировать тело в безымянной могиле не удалось.

Откуда взялась легенда о вампире Дракуле

Дракула Брэма Стокера – интерпретация стригоев или мороев в румынской и молдавской мифологии. Легенды о демонических существах и кровопийцах существовали на протяжении тысячелетий в разных культурах. Но фольклорный материал и история для существа, известного сегодня как вампир, происходит исключительно из юго-восточной Европы, в частности из Трансильвании, начала XVIII века. Тогда начали записывать и публиковать устные традиции многих этнических групп, проживавших в регионе.

Осознание того, что в истории действительно существовала загадочная фигура по имени Дракула, стала мейнстримом. На самом деле очень мало внимания уделялось возможной связи между вымышленным графом и его исторической тезкой до 1972 года, когда Раду Флореску и Раймонд Т. МакНалли открыли миру историю настоящего Дракулы – Влада Цепеша. Будучи самыми влиятельными биографами Дракулы на сегодняшний день, они решили рискнуть спекулировать по этому вопросу.

В книге «Дракула: Биография Влада Колосажателя» утверждается, что «именно акцент на злом Дракуле вызвал поэтическое воображение ирландского писателя ужасов Брэма Стокера благодаря его контакту с венгерским профессором Арминием Вамбери». Большинство людей начали ассоциировать Влада Дракулу с графом Дракулой, предполагая, что граф Дракула Влад Цепеш вдохновил Стокера написать самую известную историю о вампирах. За этим последовало случайное открытие МакНалли, что Музей Розенбаха в Филадельфии приобрел рабочие документы Стокера для «Дракулы», которые убедительно доказывают, что он действительно знал о существовании «Воеводы Дракулы».

Стало обычным делом предполагать, что Стокер был вдохновлен рассказами о зверствах Колосажателя и намеренно смоделировал Дракулу с личности Влада. Это привело к некоторым причудливым и порой нелепым заявлениям. Например, отказ Дракулы от православной веры привел к тому, что он стал объектом наказания православных священников, которые «публично наложили на него проклятие вампиризма».

Однако некоторые ученые во главе с Элизабет Миллер ставят под сомнение глубину этой связи, начиная с 1998 года. Они утверждают, что на самом деле Стокер мало что знал об историческом Владе III. Итак, наш герой Влад Цепеш: почему его называют вампиром? Стокер использовал только имя «Дракула» вместо «граф Вампир» и обрывки из румынской истории.

Поскольку замок Бран – единственный во всей Трансильвании, который в некоторой степени соответствует описанию Брэма Стокера, он и получил название «замок Дракулы». Расположен он в 25 километрах к юго-западу от Брашова, в живописном месте Бран – на трансильванской стороне исторической границы с Валахией.

Брэм Стокер никогда не бывал в Румынии. Он изобразил замок на основании того, что ему было доступно в Британии на рубеже веков. Воображаемый «замок Дракулы» из офорта в первом издании готического романа «Дракула» напоминает Бран, хотя известной прямой связи между ними не существует. Предполагается, что Стокер использовал иллюстрацию из книги писателя-путешественника Чарльза Бонера «Transylvania, its products and its people ». Причиной такой широко известной связи между замком Бран и легендой о Дракуле является, прежде всего, туризм.

В 1970-х годах Румынии, с началом развития отношении с Западом, пришлось большое внимание уделять маркетингу туризма. Благодаря исключительному месторасположению, живописной архитектуры, возможно, косвенным ассоциациям с Владом Цепешем и графом Дракулой Брэма Стокера, румынское правительство решило преподнести Бран как настоящий «замок Дракулы». Возможно, Цепеш мог в нем проживать несколько ночей, проходя через ущелье Бран.

В настоящее время замок является музеем, посвященным экспонированию предметов искусства и мебели, собранных королевой Марией Румынской. Внизу холма, на котором расположен замок, находится небольшой музей под открытым небом традиционных румынских крестьянских построек, из региона Бран.

Почему не утихает интерес к Владу

Влад Дракула – человек, перед которым трепетали враги и подражали поздние правители, почитаемый соотечественниками, несомненно, одна из самых интригующих фигур истории.

Книги и фильмы о Князе Тьмы

Персонаж графа Дракулы из романа Брэма Стокера «Дракула» 1897 года пользовался огромной популярностью с момента ее публикации и породил необычную субкультуру вампиров во второй половине 20-го века. Первой адаптацией романа Стокера считается «Носферату. Симфония ужаса » Фридриха Вильгельма Мурнау (1922) с Максом Шреком в роли вампира – графа Орлока. В общей сложности снято более 200 фильмов с участием графа Дракулы.

В центре субкультуры вампиров – Трансильвания, которая стала почти синонимом вампиризма. Редко найдешь «дословную» адаптацию «Дракулы». Создатели используют персонажа для анализа концепций жизни и смерти, секса, веры, ксенофобии, политики и так далее. Вампиризм остается одной из самых гибких метафор жанровой фантастики, а Дракула – воплощение этих идей.

Вконтакте

Один из самых загадочных и жестоких царей, когда либо живших на земле, чье имя окружено мистикой. Влад III Цепеш (1431-1476) получил прозвище «колосожатель» за особую жестокость во время расправы с врагами. Родился господарь Валахии в 1431 г. Его настоящее имя Влад III Дракул, в переводе с румынского означает «сын дракона». Отец его Влад II состоял в рыцарском ордене Дракона, носил медальон и чеканил знак ордена на своих монетах, изображающих дракона. Есть другой перевод фамилии Дракул - «сын дьявола», возможно, так называли его враги и запуганные подданные.

Когда Владу III было 12 лет, его похитили турки, следующие 4 года он вместе с младшим братом находился в заложниках, что очень негативно повлияло на его психику. Он стал неуравновешенным, приобрел странные привычки. В семнадцати летнем возрасте он узнал об убийстве своего отца и старшего брата боярами, что стало причиной его ненависти к боярам и последующей борьбы с ними.

Влад Цепеш любил устраивать пиры рядом с умирающими в муках врагами, наслаждаясь их стонами и запахом, исходившим от разлагающихся тел. Вампиром он не был, но зато был жестоким садистом, упивающимся страданиями тех, кто ослушался его воли. Говорят, он казнил более 100 тысяч бояр, однако задокументированы лишь 10 из тех, кто оказался причастен к смерти отца и брата Дракулы.

Как государственный деятель, Влад Цепеш был освободителем родной страны от турков и человеком чести, исполняющим национальный долг. Он отказался выплачивать дань, создал крестьянское ополчение, отстоявших свою родину от турецких войск, пришедших наказать непослушного царя. Всех пленных турков казнили на площади во время праздника.

Дракула был религиозным фанатиком, даровал церквям земли, получил поддержку духовенства, а значит его действия были освящены церковью. Народу приходилось молча повиноваться. Однажды Влад собрал богомоленных в праздник Великой Пасхи и заставил их возводить крепость до тех пор, пока их одежды не развалились от времени.

Беспощадный правитель искоренил полностью преступность в своем государстве путем жестокого суда и мучительной смерти. Ни один нищий не смел взять чужое. Даже разбросанные монеты не улицах не были тронуты. Население стало исключительно честным после многих тысяч казней, аналогичного явления не было во всем мире. Благодаря поразительной жестокости, Влад Цепеш обрел славу и память потомков. Особая нелюбовь была к цыганам, ворам и бездельникам, которых он истреблял целыми таборами.

Элита Европы была возмущена, узнав о злодеяниях Дракулы, его решают заключить под стражу и такая возможность предоставляется. Во время побега, Влад бросил жену и всех подданных, обрекая их на смерть, но был задержан венгерским королем. В заключении пришлось провести 12 лет. Ради свободы ему потребовалось принять католичество. Этот шаг был принят королем как знак покорности, и он даже помог Дракуле снова встать на престол. Но вскоре его снова хотят убить. За свою жизнь Влад Цепеш много раз пытался бежать, но в этот раз ему не везет. Бояре, изрубив его тело на куски, отправили турецкому султану голову. Монахи, к которым Дракула был добр, втихую схоронили его останки.

Современные археологи заинтересовались историей Влада Цепеша, но вскрытая ими могила оказалась пустой. Рядом оказалось захоронение без черепа, его и принято считать останками Дракулы. Впоследствии его останки перенесли на остров, который охраняют монахи, чтобы избежать туристических нашествий.


Влад III, также известный как Влад Цепеш или просто Дракула, был легендарным воеводой-князем Валахии. Правил он княжеством три раза - в 1448 году, с 1456 по 1462 год и в 1476 году, во время начала периода османского завоевания Балкан. Дракула стал популярным фольклорным персонажем во многих странах Восточной Европы благодаря своим кровавым сражениям и защите православного христианства от вторжения османов. И одновременно является одной из самых популярных и кровавых фигур в истории поп-культуры. Холодящие кровь легенды о Дракуле известны практически всем, но каким же был настоящий Влад Цепеш.

1. Малая родина


Реальным историческим прообразом Дракулы был Влад III (Влад Цепеш). Он родился в городе Сигишоара, Трансильвания в 1431 году. Сегодня на его бывшем месте рождения построен ресторан, в который ежегодно стекаются тысячи туристов со всего мира.

2. Орден Дракона


Отца Дракулы называли Дракул, что означает "дракон". Также согласно другим источникам, он имел прозвище "дьявол". Подобное имя он получил, поскольку принадлежал к Ордену Дракона, который боролся с Османской империей.

3. Отец был женат на молдавской княжне Василисе


Хотя о матери Дракулы ничего не известно, предполагается, что в то время его отец был женат на молдавской княжне Василисе. Однако, поскольку у Влада II было несколько любовниц, никто не знает, кто же был настоящей матерью Дракулы.

4. Между двух огней


Дракула жил во времена постоянной войны. Трансильвания находилась на границе двух великих империй: Османской и австрийских Габсбургов. В молодости его заключили в тюрьму, сначала турки, а позже венгры. Отца Дракулы убили, а его старшего брата Мирчу ослепили раскаленными железными кольями и закопали живьем. Эти два факта сильно повлияли на то, каким мерзким и порочным Влад стал позже.

5.Константин XI Палеолог


Считается, что молодой Дракула провел некоторое время в Константинополе в 1443 году при дворе Константина XI Палеолога - легендарного персонажа греческого фольклора и последнего императора Византии. Некоторые историки предполагают, что именно там у него развилась ненависть к османам.

6. Сын и наследник Михня злой


Считается, что Дракула был женат дважды. Его первая жена неизвестна, хотя она, возможно, была трансильванской дворянкой. Она родила Владу сына и наследника, Михня злого. Влад женился во второй раз после того, как отбыл срок заключения в Венгрии. Второй супругой Дракулы была Илона Силадьи - дочь венгерского дворянина. Она родила ему двух сыновей, но ни один из них так и не стал правителем.

7. Прозвище "Цепеш"


Прозвище "Цепеш" в переводе с румынского означает "кольщик". Оно появилось через 30 лет после смерти Влада. Влад III заработал свое прозвище "Цепеш" (от румынского слова țeapă 0 - "кол"), поскольку он убил тысячи турок жутким способом - сажая на кол. Об этой казни он узнал еще в подростковом возрасте, когда был политическим заложником Османской империи в Константинополе.

8. Злейший враг Османской империи


Считается, что Дракула виноват в гибели более ста тысяч человек (большинство из них – турки). Это сделало его злейшим врагом Османской империи.

9. Двадцать тысяч гниющих трупов испугали султана


В 1462 году, когда шла война между Османской империей и Валахией, которой правил Дракула, Султан Мехмед II бежал со своей армией, придя в ужас при виде двадцати тысяч гниющих трупов турков, насаженных на колья на окраине столицы княжества Влада, Тырговиште. Во время одной битвы Дракула отступил в близлежащие горы, оставляя за собой пленных, посаженных на колья. Это заставило турков прекратить погоню, поскольку султан не мог выносить зловония разлагающихся трупов.

10. Рождение легенды


Насаженные на колья трупы обычно выставляли в качестве предупреждения для других. При этом трупы были белыми, потому что кровь полностью вытекала из раны на шее. Именно отсюда пошла легенда, что Влад Цепеш был вампиром.

11. Тактика выжженной земли


Также Дракула стал известен тем, что при отступлении он сжигал за собой деревни по пути и убивал всех местных жителей. Подобные зверства творились для того, чтобы солдатам Оттоманской армии не было где отдыхать и чтобы не было женщин, которых они могли насиловать. В попытке очистить улицы столицы Валахии Тырговиште Дракула пригласил всех больных, бродяг и попрошаек к одному из своих домов под предлогом пира. В конце пира Дракула вышел из дома, запер его снаружи и поджег.

12. Голова Дракулы досталась султану


В 1476 году 45-летнего Влада в конечном счете схватили и обезглавили во время турецкого вторжения. Его голову привезли султану, который выставил ее на всеобщее обозрение на ограде своего дворца.

13. Останки Дракулы


Считается, что археологи, которые искали Снагов (коммуну недалеко от Бухареста) в 1931 году нашли останки Дракулы. Останки были переданы в исторический музей в Бухаресте, но позже они исчезли без следа, оставив тайны реального князя Дракулы без ответа.

14. Дракула был очень религиозен


Несмотря на свою жестокость, Дракула был очень религиозен и окружал себя священниками и монахами на протяжении всей своей жизни. Он основал пять монастырей, а его семья за 150 лет основала более пятидесяти монастырей. Изначально Ватикан хвалил его за защиту христианства. Однако впоследствии церковь выразила свое неодобрение жестокими методами Дракулы и прекратила отношения с ним.

15. Враг Турции и друг России.


В Турции Дракула считается чудовищным и подлым правителем, который казнил своих врагов мучительным способом сугубо ради собственного удовольствия. В России же многие источники считают его деяния обоснованными.

16. Трансильванская субкультура


Дракула пользовался огромной популярностью во второй половине двадцатого века. Было снято более двухсот фильмов с участием графа Дракулы, больше, чем с любой другой исторической фигурой. В центре этой субкультуры лежит легенда о Трансильвании, которая стала почти синонимом страны вампиров.

17. Дракула и Чаушеску

Странное чувство юмора. | Фото: skachayka-programmi.ga

Согласно книге "В поисках Дракулы", Влад имел очень странное чувство юмора. В книге рассказывается о том, как его жертвы часто дергались на кольях "как лягушки". Влад считал это забавным, и однажды сказал о своих жертвах: "О, какую великую грациозность они проявляют".

20. Страх и золотая чаша


Для того, чтобы доказать, насколько его боялись жители княжества, Дракула поставил золотую чашу в середине городской площади в Тырговиште. Он позволил людям пить из нее, но золотая чаша должна была постоянно оставаться на своем месте. Удивительно, но за все время правления Влада к золотой чаше так и не прикоснулись, хотя в городе жило шестьдесят тысяч людей, большинство в условиях крайней нищеты.

«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» — рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Вы уже наверное знаете все подробность этой историческо-фантастической фигуры вдоль и поперек? Давайте просто подведем итоги тому, что известно.

Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.

А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование — изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…

Кликабельно 1800 рх

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.

На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.

Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень «популярную» в самой Османской империи казнь.

Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата. Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять «друзьям». Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного «друга» — венгерского короля Матьяша Корвина.

А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками.

Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем.

Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны — от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга».

В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.

Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.

Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.

Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.

Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.

Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!

Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…

Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу — национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула — герой анекдотических повестей XV века, маньяк, «великий изверг», а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея «превратить» Дракулу в вампира возникла только в XIX веке.

Состоявший в оккультном ордене «Золотая Заря» (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился граф Дракула — литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.

error: Content is protected !!