Чем удобен урок лит чтения. Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления. Изучение нового материала

Цели: познакомить обучающихся с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие; способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, видеозапись фрагмента мультипликационного фильма об Иисусе.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Слово, не умирая,

В мир приходит снова,

Пропитывая время

Откровением,

Дарующим надежду

На спасение,

Пронизывая верой

И любовью

Греховный мир,

Раз искупленный

Т. Гаак

— Как вы понимаете эти строчки?

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

— Прочитайте название текста, который будем изучать. («Святой источник».)

— Как вы поняли название?

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли вы были. (Чтение текста учителем.)

— Как вы поняли, почему Библия является одной из очень древних и почитаемых книг?

— Что вы узнали о Библии?

Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых апостолами и пророками.

Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные на древнееврейском языке до рождения Христа, ко второй — книги, написанные на древнегреческом языке после его рождения.

Под влиянием этой книги создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным чувством любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

И. Никитин

IV. Физкультминутка

Работа над текстом «Из книги притчей Соломоновых»

(Чтение учителем и учащимися.)

— Перечитайте высказывания еще раз и объясните их смысл. (Просмотр отрывка из мультипликационного фильма (по возможности) об Иисусе.)

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— О чем высказывания, которые мы только что читали?

— Что вам больше всего запомнилось?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно стихотворение.

Так, чудо некогда свершилось

В старинном граде Вифлееме —

Родился мальчик Иисус,

Сын Бога и Марии девы.

Его Спасителем назвали,

И был он им на самом деле.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте шепотом (еще: с интонацией удивления, восхищения).

— Как вы поняли смысл стихотворения?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Притча о сеятеле».)

— Как вы поняли его название?

— Можете ли вы предположить, о чем этот текст? (Предположения детей.)

— Вспомните, что такое притча. (Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.)

— Как понимаете слово сеятель? (Человек, который сеет семена, а также (перен.) человек, который распространяет какие-нибудь идеи, знания.)

(Чтение притчи учителем.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над содержанием притчи

— Перечитайте притчу еще раз, самостоятельно.

— Куда попали зерна, которые разбросал сеятель? Найдите ответ на вопрос в тексте.

(Дети зачитывают первую часть притчи.)

— Как Иисус Христос объяснил попадание семян в разные места?

(Зачитывают вторую часть притчи с объяснением прочитанного.)

2. Проверка домашнего задания

— Какой дополнительный материал к уроку вы нашли? Расскажите.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какое впечатление произвела на вас притча?

— О каких людях поведала она нам?

Домашнее задание

Найти и подготовить выразительное чтение других притч.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя?

В. Жуковский

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

(Вступительная беседа.)

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. («Милосердный самарянин».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Как вы понимаете слово милосердный! (Ответы детей.) (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

— Какие дела свершает милосердный человек?

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем. Словарная работа.)

Притча - нравоучительный рассказ. Самарянин — житель самарянской земли.

— Ваши впечатления от прочитанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?

Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

Надеюсь, что наш урок не прошел для вас даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его

смысл. А каждый из вас попытался взглянуть на себя со стороны, определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

Завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Домашнее задание

Формирование учебных умений работы с информацией на уроках литературного чтения учащихся начальной школы

Введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, главным становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, что даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Большое внимание на всех предметах в начальной школе уделяется формированию учебных умений работы с информацией. Получая большой поток новой информации, ученики должны научиться рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом.

В связи с этим на уроках литературного чтения я использую следующие виды работ:

составление опорных конспектов,

приём «тонких» и «толстых» вопросов,

чтение с пометками,

сочинение синквейнов,

заполнение кластеров,

моделирование обложки книги.

чтение - суммирование в парах;

чтение с остановками;

приём «Верите ли вы, что…»;

мозговой штурм;

таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

работа с вопросниками;

написание творческих работ;

создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

логическая цепочка;

уголки;..

Это позволяет включить каждого ребёнка в активную читательскую деятельность, учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает смену деятельности, но и помогают сформировать первичные навыки работы с информацией.

Приём «синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях ». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять» Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

    Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка

2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая.

3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк.

5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди.

Цель : установить максимальное количество признаков изучаемого понятия Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка» . После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие

Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

По новым стандартам ФГОС в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут

* осуществлять поиск информации,

* выделять и фиксировать нужную информацию,

* систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию,

* интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся

* дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты)

* создавать свои собственные сообщения, небольшие сочинения, графические работы.

Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность

- научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,

- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом .

Для обучения работе с текстами, нужно соблюдать и некоторые условия:

    Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

    Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

    Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем

Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.

В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Знание методов стимулирования познавательной активности особенно важно на начальном этапе обучения. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Когда учиться интересно - учиться легко. Поэтому каждый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим желанием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем гласные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый согласный звук, буквы «берутся за ручки» - читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

Приведу пример одного из уроков.

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: «Чтение слогов, слов и текстов с буквами М, м»

Цели:

  1. учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
  2. развивать фонематический слух, внимание, память, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленные вопросы;
  3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни, правильному и рациональному питанию.

Оборудование: предметные рисунки, разрезная азбука, «Русская азбука» В.Г. Горецкий

Ход урока.

1 . Организация на работу.

Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

а) Актуализация знаний учащихся

На доске помещены рисунки следующих предметов: кот, кит, машина, мяч, дом, дерево.

Назовите изображенные на доске предметы, постарайтесь их запомнить.

Закройте глаза. (учитель делает 3 перестановки).

Откройте глаза. В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места?

Учитель распределяет изображенные предметы на 2 группы.

В 1-ой группе: кит, кот, машина. Во 2-ой группе: мяч, дом, дерево.

- Найдите «лишнее» слово в 1-ой группе, во 2-ой группе (машина, мяч).

По какому признаку вы исключили эти слова?

б) Формулирование целей урока совместно с учащимися.

Произнесем первые звуки «лишних» слов. Сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слово машина начинается со звука [м], слово мяч - со звука [м`], значит тема сегодняшнего урока – «Чтение слогов, слов и текстов с буквой «м » .) В соответствии с темой урока сформулируем цели урока.

в) Фонетическая зарядка:

  • чистоговорки:
    МА-ма-ма – дома я сама.
    Му-му-му – молоко кому?
    Мо-мо-мо - едим эскимо.
    Мы-мы-мы – прочитали мы.
    Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Какой слог лишний? Почему? Чей это слог – Тима или Тома? Придумайте слова, начинающиеся на этот слог.

  • игра «День-ночь»:
    На наборном полотне поочередно выставляются слова: рамы мыло – лопата.
  • работа над скороговоркой:
    Кот молоко лакал,
    А Боря булку в молоко макал.

Кто молоко лакал?

Кто булку в молоко макал?

Что делал кот?

Что Боря макал в молоко? (при ответе на вопросы дети прочитывают скороговорку с логическим ударением на нужном слове)

3. Изучение нового материала.

1) Чтение текстов на с.91:

а) чтение текста «Мурка» «цепочкой».

Какие имена собственные есть в тексте?

б) словарная работа:

В этом тексте встречается словарное слово молоко.

- Сколько слогов в этом слове?(3)

Назовите 1-ый слог (мо), 2-ой (ло), 3-ий (ко).

Что интересного заметили? (в каждом слоге буква о ).

Словарное слово молоко пишется стремя буквами о.

-Молоко – очень важный продукт. В нем содержатся многие полезные элементы, в том числе кальций. Недостаток кальция в организме приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, переломам костей, кариесу и многим другим болезням. Чтобы этого не случилось нужно пить молоко, хотя бы два стакана в день.

Если хочешь стать здоровым, жизнерадостным, веселым,

Пей парное молоко – силу нам дает оно!

в) чтение текста «Кролики» жужжащим чтением;

г) чтение – разведка:

Найдите предложения, в которых говорится:

Что у Максима в сарае?

Чем кормил Максим кроликов?

Что сделала Ира?

Сколько раз в тексте употребляется слово кролики ?

Назовите слова с буквой «м».

Физминутка

Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два три, четыре-
Потянулись, наклонились-
Хорошо мы потрудились.

д) чтение текста «Мама» парами.

Прочитайте последнее предложение, соблюдая интонацию.

Какую песенку спела мама?

2) Словесное рисование по рис. на с.92.

Прочитайте слова и расскажите, какую картинку нарисовал веселый художник.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

Игра «Любопытный учитель»

Я буду задавать вопросы, вы можете отвечать только лишь с помощью слов со звуками [м] и [м`].

Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко)

Куда ты любишь ходить? (в музей)

Куда вы собираетесь поехать летом? (на море)

Какой вид транспорта предпочитаешь? (машина)

Какие ты знаешь профессии, специальности? (маляр, милиционер, медсестра).

5. Закрепление и применение знаний.

а) печатание слов.

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)

Над рекой поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (мост)

Какой это мастер на стекла нанес,
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

б) работа над схемами слов

К любому слову составьте схему, подготовьтесь проанализировать слово по схеме.

6. Подведение итогов урока.

Учитель даёт характеристику работы всего класса на уроке, а также отдельных учащихся.

7. Рефлексия.

На доске:


При выходе из класса учащиеся ставят «+» около любой рожицы, выражая свое отношение к уроку.

Цели: познакомить обучающихся с новым учебником литературного чтения, с его системой условных обозначений, содержанием, словарем, с обращением авторов учебника; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли,

— ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, любимых детьми данного класса, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из нее составлены название учебника, фамилии писателей).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Сотни сюжетов красивых и разных

Сказок и басен, стихов и рассказов!..

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело.)

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого стихотворения?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

— Какие книги вы прочитали за время каникул? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

— Прочитаем выразительно стихотворение Всеволода Рождественского.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог —

Всегда бывает нужен мне и вам...

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

Вы не только знаете все буквы, но и научились хорошо читать. Как много книг успели прочитать за летние каникулы! Вы молодцы!

— Но, как думаете, чему же тогда мы будем учиться на уроках литературного чтения? (Ответы детей.)

В книгах хранятся знания, опыт, идеи человечества. Читая книги, человек постепенно формирует свои убеждения, мировоззрение, он углубляет понимание жизни и расширяет взгляд на нее. Тот, кто постоянно читает, развивает логическое мышление, воображение, умение рассуждать о разных жизненных проблемах, ситуациях. Чтение помогает найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого человека, решение любой проблемы. Книги вдохновляют и мотивируют уже не одно поколение людей на достижение все больших результатов, на улучшение себя. Откройте для себя новые возможности, о которых раньше вы могли не знать!

В наше время люди настолько поглощены бесполезным времяпровождением, тягой к развлечениям, что даже не задумываются о том, что самое простое, что можно сделать, чтобы изменить к лучшему хоть что-нибудь в своей жизни, — это начать читать. Тысячи книжек уже ждут вас, чтобы их использовали именно вы!

— Определите тему и цели нашего первого урока.

III. Работа по теме урока

Знакомство с новым учебником

— А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

И Л Т Е А Т У Р И Я Р

— Что у вас получилось? (Литературия.)

Да, страна Литературия приглашает нас в путешествие по страницам своих удивительных книг.

— Обратимся к учебнику. Как он называется? («Литературное чтение».)

— Нравится ли он вам? Чем? {Да, учебник новый, очень красивши и, скорее всего, интересный.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Полистайте учебник. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. Понравились изображения героев литературных произведений. И т. д.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей. Мы будем изучать их последовательно. Это удобно — портфель станет легче.)

— Что нарисовано на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник поведет ребят по стране Литературии от самых первых русских книг, появившихся более тысячи лет тому назад, до произведений современных и любимых писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Какие элементы книги вы знаете? Назовите их. (Обложка, или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента. (Ответы детей.)

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

— А какие разделы указаны в содержании? {«Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Жить по совести, любя друг друга», «Литературная сказка», «Великие русские писатели», «Литература как искусство слова».)

— Какие произведения прозаиков и поэтов, указанных в данном учебнике, мы читали в прошлые годы учебы? (Ответы детей.)

— Проанализируйте условные обозначения, данные на обороте титульного листа. Нет ли среди них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, читаем (работаем) вместе со взрослым, работаем самостоятельно, работаем в творческой тетради, ищем информацию, работаем со словарем в конце учебника.)

— В каких случаях необходимо пользоваться словарем в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарь расположен на с. 155—156, во второй — на с. 157.)

— Откройте первую часть учебника на с. 3 и прочитайте обращение авторов к вам.

— Задайте по этому тексту вопросы одноклассникам.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

— Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН ВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ

— Угадайте верное название произведения, зная его автора.

Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная Шапочка».)

Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок».)

Г.-Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди».)

К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце».)

— Отгадайте загадки-шутки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену. (Ветер.)

Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Как называется наш учебник?

— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести книгу, наиболее понравившуюся из прочитанных летом.

error: Content is protected !!