Честная бедность читать. Р. Бернс «Честная бедность». В чем подлинное богатство человека? Анализ стихотворения «Честная бедность» Бернса

Кто честной бедности своей
Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

При всем при том,
При всем при том,
Пускай бедны мы с вами,
Богатство —
Штамп на золотом,
А золотой —
Мы сами!

Мы хлеб едим и воду пьем,
Мы укрываемся тряпьем
И все такое прочее,
А между тем дурак и плут
Одеты в шелк и вина пьют
И все такое прочее.

При всем при том,
При всем при том,
Судите не по платью.
Кто честным кормится трудом,
Таких зову я знатью,

Вот этот шут — природный лорд.
Ему должны мы кланяться.
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется!

При всем при том,
При всем при том,
Хоть весь он в позументах, —
Бревно останется бревном
И в орденах, и в лентах!

Король лакея своего
Назначит генералом,
Но он не может никого
Назначить честным малым.

При всем при том,
При всем при том,
Награды, лесть
И прочее
Не заменяют
Ум и честь
И все такое прочее!

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

При всем при том,
При всем при том,
Могу вам предсказать я,
Что будет день,
Когда кругом
Все люди станут братья!

Анализ стихотворения «Честная бедность» Бернса

Шотландский поэт Роберт Бернс жил в XVIII веке, в то время, когда у власти стояла аристократия, а достоинства и недостатки человека определялись исключительно его происхождением. Но это было революционное время, и новые идеи уже набирали силу.

Сам поэт был родом из бедной крестьянской семьи. Он с детства наблюдал жизнь простого народа, много трудился и знал, как часто богатству и высокому титулу сопутствуют глупость и жадность. Основной темой его стихотворения «Честная бедность» является противопоставление знати, чопорной, напыщенной и пустой, и бедного люда. Бедность автор считает честной, и называет жалким того, кто ее стыдится.

В стихах описано общественное устройство того времени. Король может пожаловать лакею любое звание, но он не может наделить его честностью и умом. А настоящая знать, по мнению Бернса, – это те, кто обладает истинным богатством: чистой совестью, достоинством трудящегося человека и добротой. Но эти люди вынуждены есть хлеб, пить воду и укрываться тряпьем, в то время как титулованные плуты одеты в шелка, пьют вино, пользуются различными привилегиями и управляют страной. Это крайне несправедливое положение вещей вызывало возмущение прогрессивных людей, во Франции уже свершилась революция, вся Европа стояла на пороге перемен. Поэт уверен, что настанет время, когда ум и честность займут подобающее им место, трудолюбие будет цениться по достоинству, а все люди станут братьями.

Стихотворение написано в стиле народной песни, которой впоследствии и стало. Легкое по форме и слогу оно пришлось по вкусу простому люду и имитирует более ранние народные сочинения, которые пелись во время работы или после нее в веселой компании. Несмотря на весомость обличаемых в строках общественных проблем, тон произведения приподнятый, веселый, он передает настрой бедняков, которые в условиях тяжелого труда и лишений все же распевают песни и радуются жизни. И автор в стихах не посторонний, он объединяет себя с простым народом, выражает его мысли.

«Честная бедность» — произведение, не утратившее актуальности и в наши дни. Вопросы социального неравенства не так остры, как двести лет назад, но по-прежнему волнуют мыслящих людей. И, хотя стихи уже не обладают популярностью народной баллады, они изучаются школьниками и студентами, используются в театральных постановках, и напоминают нам о любви к людям и вере в справедливость.

«Честная бедность» - одно из наиболее резких обличительных стихотворений Бернса, созданных в годы французской революции (1789) под впечатлением книги американского революционного публициста Томаса Пейна "Права человека". «Честная бедность» стала широко распространённой в шотландском народе песней. Многие современники называли это стих-е "Марсельезой простых людей".

Шотландский в своем стихотворении рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. Основным же является тема честности с самим собой, душевная чистота. Автор призывает людей не стесняться своего положения-той нищеты, которая их окружает. Просит их не стыдиться того, кто они есть и не сравнивать себя с так называемой «знатью». А тех, кто делает это, наоборот, ругает и называет «жалкими». Доказательство этому мы видим уже в первых строчках стих-я:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее

Тот самый жалкий из людей

Трусливый раб и прочее.

Почему «Честная бедность»? Для чего именно такое название дал своему стих-ю автор? Я думаю, потому что за дорогими лошадьми, роскошными домами, пышными одеждами, морем драгоценных камней и прочими вещами, по мнению Бернса, зачастую скрывались только подлость, лживость, глупость и прочие отрицательные качества, свойственные «фальшивым» людям. Он знает что люди честные, совестливые, чтящие мораль - зачастую остаются ни с чем в этой жизни и составляют класс бедных. А те, кто хитрее, подлее и обладает большей частью подобных качеств-и есть «верхушка», «знать». Потому бедность и есть честная. Ведь если посмотреть сквозь дорогие вещи, всю пышность одежд и роскошные драгоценности, то за ней кроется очень много лжи, она есть фундамент всего этого. А если взглянуть на то, что есть у обычного бедного крестьянина, то на что не смотри, все, что есть- досталось по честности и своести. Ведь зачастую идя за моралью и по зову справедливости, мы остаемся по итогу ни с чем в материальном плане, зато он честны с собой. Настоящее достоинство человека -- в его уме и трудолюбии, так считает Бернс. Шелковым платьем нельзя прикрыть глупость, в дорогом вине не утопишь нечестность.

По сюжету стихотворения мы видим, что здесь противопоставлены друг другу лживые богатые - честным бедным. Что раскрывается нам с помощью сравнения жизни одних и других

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

По композиции стихотворение напоминает стандартная народную песню (которой и стало впоследствии). Есть куплет, с определенным смыслом, после которого идет постоянный повтор определенных слов, которые служат своеобразным напевом.

При всем при том,

При всем при том

Подобные повторы наблюдаются практически во всех народных песнях. Первая часть припева остается неизменной, другая же постоянно меняется, и относится по тематике к предыдущему куплету, что образует стандартную схему связанных между собой смысловых частей, имеющих начало, средину и конец.

Сам тон стихотворения и его настроение не кажется трагичным, несмотря на то, что его роль обличить всяческие пороки лживых и нечестных и противопоставить их честным нищим. Бернс был сам крестьянином-человеком из народа, и потому писал простым и несложным слогом, обычными простыми словами, понятными любому смертному. Отсюда и берет истоки его простая и приподнимающая дух поэзия. Читая «Честную бедность» понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество простым людям, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь. Так же, энергичности и эмоциональности стих-ю прибавляют частые риторические восклицания:

Богатство -Штамп на золотом

А золотой -Мы сами!

Или же можно наблюдать то же самое в конце третьего припева:

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

И так практически в конце каждого куплета, кроме второго.

Здесь так же присутствует большое количество фонетических повторов (аллитерация) некоторых сонорных согласных звуков, а в частности [л”], [м], [н], что, в свою очередь, придает еще больше приподнятости настроению и задают ритм: Лирический герой не отделяет себя от толпы, а наоборот объединяет себя с такими же людьми, как и он:

  • 1. Пускай бедны мы с вами
  • 2. Мы хлеб едим и воду пьем
  • 3. Мы укрываемся тряпьем

Он действует от лица народа, выражает его мысли в своем стихотворении, рассказывая об их повседневной жизни. Он не стремиться выделиться, он призывает объединить всех, кто «брат» его духовный и материальный, что опять же показывает нам его как выразителя мыслей «простых смертных», кто никогда не знал что такое шикарные вина, пышные платья и дорогие заморские развлечения.

Главную роль в простоте этого стих-я сыграл, конечно же, его размер. Не груженный, не громоздкий, легкий и простой двусложный ямб-лучший выбор для стихотворения данной тематики. Как уже неоднократно говорилось, стихи Бернса легко ложатся на музыку и запоминаются, поэтому и по ритму и смыслу «ЧБ» легко превратилась в широко распространённую шотландскую народную песню, отдаленно напоминающую примитивные сочинения более раннего времени, которыми люди сопровождали свой труд или какие-либо игры.

Практически каждая строчка проникнута позитивными настроениями, верой в лучшее будущее на то, что справедливость восторжествует. Автор не стесняется, и напрямую высказывает свою позицию с гордой уверенностью и устремленным в будущее взглядом:

Настанет день и час пробьет

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Опять же, читая эти строки, невольно сам начинаешь верить в его слова. И в большинстве эти стихи написаны были для того, чтобы поднять тем самым народный дух и не дать ему упасть. Чтобы поддержать каждого, кто уже устал от всех бед, свалившихся на него в таком положении, и смог смотреть дальше. В каком-то смысле, можно смело сказать, что Бернс мог, смело поднимать восстания и быть народным вождем, так как буквально угадывает мысли каждого человека, находящегося в таком положении.

Основную идею стих-я мы понимаем через антитезу-постоянное противопоставление бедности и богатства, честности и лживости, например через предметы быта или из рассказов о повседневной жизни:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

обличительный стихотворение антитеза

Знатным, но глупым и невежественным людям поэт противопоставляет умных и честных тружеников. Бедняки часто бывают очень достойными людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. И наоборот, кто носит богатые одежды, тот часто оказывается «дураком и плутом». Поэтому Бёрнс призывает нас «судить не по платью», а бедняков -- не стыдиться своей бедности.

Для усиления эффекта антитезы, а так же придания особой легкости и эмоциональности стих-ю, поэтом употребляются частые повторы и сравнения (см. выше). В наши дни стих-е популярно по своей тематике. Оно легко запоминается и может стать очень популярным, если будет переложено каким-либо современным исполнителем на новую музыку. Например, как те же песни Цоя или Высоцкого, которые так любит петь молодежь у костра. Сейчас она не особо популярна, но существует в исполнении таких малоизвестных певцов как Мария Черкаская, Ефрем Флакс и т.д, а так же известно ее воспроизведение на спектакле «Робин Гуд» на постановке одного из Московских музыкальных театров.

От Гость >>

Помогите пожалуйста, Роберт Бёрнс, Честная бедность. Понравилась ли вам песня Бернса? Почему? Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит?

Вот стих:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.

При всем при том,

При всем при том,

Пускай бедны мы с вами,

Богатство -

Штамп на золотом,

А золотой -

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

При всем при том,

При всем при том,

Судите не по платью.

Кто честным кормится трудом,

Таких зову я знатью,

Вот этот шут - природный лорд.

Ему должны мы кланяться.

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется!

При всем при том,

При всем при том,

Хоть весь он в позументах, -

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначить честным малым.

При всем при том,

При всем при том,

Награды, лесть

Не заменяют

Ум и честь

И все такое прочее!

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

При всем при том,

При всем при том,

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

Ответ оставил Гость

1.Хороший стих. Правда стиль написания мне не очень по душе.

2. Потому что я разделяю его взгляды на общество.

3. Поэта позмущает "неправильная элита", он предполагает, что элита - это не верхушка социума, а его плодародный слой. В элиту он вкладывает такие определения как: честный, порядочный, умный, отважный. А вот многие другие, думаю совершенно по другому. Его это возмущает. Ещё его возмущает, что не все люди получают по заслугам. Он придерживается правил ленинизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям", но его взгяды явно разделяют не все.

4. Он надеется на то, что люди наконец-то пересмотрят свои приоритеты и поставят лучшие качества в себе на первое место. Верит в то, что наступит время, когда люди перестанут драться за "место под солцем", что когда нибудь люди поймут, что самое главное не богатство и власть, а человечность.

Оцени ответ

Роберт Бёрнс, известный шотландский поэт, написал стихотворение «Честная бедность». Отечественный читатель наверняка ознакомился с этим произведением в переводе Самуила Маршака. Как видно из названия произведения, автор задается извечными вопросами. Для него важно разобраться: что такое бедность и что такое богатство, что такое честь и что такие ум. Возможно ли, чтобы в одном человеке сочетались честь и ум одновременно с бедностью? Можно ли назвать честным и умным человека богатого?

Роберт Бёрнс жил в XVIII веке. В то время Великобританией управляла богатая английская знать. Не всегда они были самыми умными и могли принимать взвешенные и рациональные решения, однако наличие титулов и денег давало им множество прав, в том числе возможность принимать участие в управлении страной.

При этом многие люди, которые проявляли ум и чтили достоинство, но при этом были недостаточно богаты и не имели знатного происхождения, не могли найти себя в этой жизни, не включались в процессы управления страной. Такая ситуация представлялась поэту несправедливой, и критика тогдашних порядков открыто и громко звучит в его произведении.

Кого же считает Бёрнс настоящими знатными и достойными почитания людьми? Прежде всего, к ним он относит тех, кто самостоятельно зарабатывает себе на жизни своим трудом. По мнению Бёрнса, судить о человеке по одежде, которую он носит, но вину, которое он пьет, по еде, которую он ест, нельзя - такие оценки будут поверхностны и не отразят полностью внутренний мор собеседника. Гораздо важнее душевные характеристики человека - доброта, ум, честность. И тогда отходят на второй план вопросы происхождения, наличие денег в кошельке.

Стихотворение построено на противопоставлении бедных, но честных, с богатыми, но нечестными. Автор утверждает: богатство часто не придает своему обладателю характеристик честного и благородного человека. Чаще встречаются люди, которых богатство сделало глупыми и нечистыми на руку. Никогда, по мнению автора, деньги и титулы не заменят ум и совесть, которые, к сожалению, были потеряны на пусти к славе и богатству.

Как сообщают литературные критики, политические события, происходившие в Европе в течение жизни Роберта Бёрнса (например, французская революция) не смогли не отразиться на нем, на его манере письма и освещении социальных проблем. Автор искренне считал революцию выходом для создавшейся в Англии ситуации, не видя другого способа избавить человека от нищеты и бесправия, в которые их ввергли желания власть имущих.

В ходе повествования Бёрнс обрушивается с критикой на абсолютную монархию как на социальный строй, который в то время господствовал в Европе. По словам автора, король, который мог делать все, что ему придет в голову. которому вообще нельзя было перечить и которого нельзя было критиковать, по сути представлял собой квинтэссенцию всего того зла, которое господствовало в обществе того времени.

Стихи шотландского поэта популярны среди поклонников литературы уже более 200 лет. Строки его самых известных произведений со временем стали лозунгами, под которыми совершались революции. Читая «Честную бедность», удивляешься тому, как простой земледелец (а именно такое происхождение было у автора) мог создавать такие изысканные баллады, различные послания и колкие эпиграммы. При этом он трудился физически, и труд его был тяжел и временами даже непосилен, однако даже постоянной нужде не удалось скрыть в нем той радости жизни, того веселья и той любви к человечеству, которая проходит через все его произведения.

Сочинение

Шотландский поэт Роберт Бернс в своем стихотворении «Честная бедность» рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью.

В стихотворении противопоставлены бедные, но честные и богатые, но нечестные люди. Он утверждает, что богатство не означает, что его обладатель - это человек честный и благородный. Скорее наоборот: часто богатый человек оказывается глупым и негодяем. Я думаю, что во времена Роберта Бернса (а он жил в XVIII веке) так и было. Тогда всем в Англии заправляли люди богатые и знатные. Они не обязательно были самыми умными, но их деньги и их титулы давали им право управлять страной. В то же время очень многие умные и достойные люди не могли найти применения своим способностям. Ведь они были бедны и неблагородного происхождения. Вот Роберт Бернс и выступает в своем стихотворении с критикой таких порядков:

* Мы хлеб едим и воду пьем,
* Мы укрываемся тряпьем
* И все такое прочее,
* А между тем дурак и плут
* Одеты в шелк и вина пьют
* И все такое прочее.

Для самого Роберта Бернса настоящая знать – это те люди, кто зарабатывает себе на жизнь своим трудом. Он говорит, что о человеке нельзя судить по платью (и я в этом с ним полностью согласна), а главное, что он умеет делать и какая у него душа. Если человек добрый, если он умный и честный, то не важно, кто он по происхождению и сколько у него денег. И наоборот, сколько бы ни было у человека денег и титулов, они не заменят ему ни ума, ни совести:

* При всем при том,
* При всем при том,
* Хоть весь он в позументах,
* Бревно останется бревном
* И в орденах и в лентах!

В то время во многих странах основой социального строя была абсолютная монархия. И король мог делать все, что он захочет. Никто не мог ему ни в чем перечить. Никто не мог критиковать его поступки, потому что он был самым знатным человеком в стране. И он мог назначить на любой пост человека глупого или нечестного только потому, что тот знатен или покорен ему: Король лакея своего

* Назначит генералом,
* Но он не может никого
* Назначить честным малым.

И все вокруг должны подчиняться таким решениям. Простые люди должны были кланяться при встрече с дворянином только потому, что это лорд. И никого не интересовало, что этот лорд может быть «бревно бревном». Таким людям Роберт Берне противопоставляет умных и честных тружеников. Для него нет никого лучше этих людей. И пусть у них мало денег, но зато они богаты душой. И он призывает этих людей не стыдиться своей бедности, не думать о себе плохо только потому, что у тебя пустой кошелек: Кто честной бедности своей

* Стыдится и все прочее,
* Тот самый жалкий из людей,
* Трусливый раб и прочее.

Я тоже так думаю. Мне кажется, что, когда бедняк начинает преклоняться перед богатством, это неправильно. Человек так унижает самого себя. Он становится настоящим рабом. Пусть не фактически, но внутри себя, в своем сердце. Он раб денег. Роберт Берне абсолютно прав: никакие деньги, никакие награды, никакая лесть и «прочее» не заменят человеку ни ума, ни чести. Мне, как и замечательному шотландскому поэту Роберту Бернсу, очень хочется, чтобы настал тот день и час, все люди будут равны друг перед другом, когда не будет знатных и неблагородных, не будет бедных и богатых. А на первом месте у всех будет стоять ум и честь!

error: Content is protected !!