Государственные политические институты. Политические институты. Форма правления и форма государственного устройства

  • 2. Структура экономики
  • 3. Факторы производства, их виды и функционирование
  • 4. Экономика и государство
  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 7. Политическая система и политические институты

    Вступая в политические властные отношения или вовлекаясь в политическую борьбу, люди создают особые политические структуры - институты, организации, отношения (парламент, правительство, партии...), которые возникают в итоге объективного процесса усложнения политической жизни. Политические структуры устойчивы и могут воспроизводиться в действиях многих поколений (парламент в Англии существует с XIII в.).

    1. Понятие политической системы. Политические институты представляют собой базовые структурные элементы политической системы, поэтому ее можно определить как упорядоченную совокупность политических институтов и организаций, их взаимосвязанность, взаимозависимость. Основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе Российской Федерации, сформулированы в Конституции. Политическая система - не просто набор институтов, но их целостное взаимодействие. Политическая система современного российского общества - это совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, действующих в настоящее время конкретных политических институтов и политических организаций. Политическая система имеет наряду с (1) институциональным уровнем , (2) системно нормативный . Этот уровень задает нормативное пространство, определяющее алгоритм действия институциональной подсистеме. Он определяет функциональное назначение политических институтов, взаимные права и обязанности. Его назначение - поддержание институционального единства политической системы. Третий уровень политической системы воплощен в (3) нормах конституционного права . Политическая система представляет собой целостную, организационно оформленную и конституционно урегулированную совокупность государственных и общественных организаций, предназначенных для привлечения граждан к осуществлению государственной власти. В каждом обществе складывается своя политическая система. Ее специфика определяется как набором политических институтов, так и системно-нормативным уровнем, т.е. складывающимися между институтами, отношениями и связями (различия в полномочиях и функциях институтов). На процесс формирования политической системы влияет множество факторов: традиции политической жизни; доминирующие в массовом сознании ценностные ориентации, убеждения, стереотипы; идеологические взгляды правящей группы; социально-экономические интересы основных классов; острота политической борьбы; социальная напряженность; характер экономического развития страны и многое другое. Именно поэтому политическая система каждого общества имеет свой неповторимый облик. Политическая система современного российского общества представлена основными политическими институтами, определяемыми Конституцией (президентства, парламентаризма, исполнительной и судебной власти, гражданства, всеобщего избирательного права, политических партий и общественных организаций, местного самоуправления и др.). Каждый политический институт в свою очередь включает в себя соответствующие организации и учреждения, решающие специфические задачи. Политическая система России характеризуется перераспределением властных полномочий в пользу президента (полупрезидентская республика), она еще молода и переживает период своего становления и укрепления.

    2. Понятие политического института. Политический институт - это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. Чтобы политические отношения обрели устойчивый характер необходимо: 1) чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей , вступающих во взаимодействие. Например, если речь идет об институте парламентаризма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения депутатам парламента, обязывающие последних принимать участие в законотворческой деятельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т.п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм, кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждать свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей; 2) необходимо устойчивость институционального взаимодействия поддерживать санкциями , которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила. Эти санкции могут быть "мягкими", т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и "жесткими", когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение; 3) чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные . В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы политического властного взаимодействия. Они узнают о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются об их альтернативах, т.е. нормы опривычиваются и становятся признаком нормальной жизни. Итак, политические институты - это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря: а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия; б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения; в) опривычиванию сложившегося институционального порядка. Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила.

    3. Виды политических институтов. В современном обществе можно выделить следующие политические институты: Институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения по поводу создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма - это устойчивые отношения, в которые неизбежно вступают люди, обретающие соответствующий статус. Институт парламентаризма направлен на: а) создание основных правовых норм - законов, имеющих обязательную силу для всех граждан соответствующей страны; б) представительство интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается, прежде всего, вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом. Институт парламентаризма представлен в России Федеральным Собранием , которое является представительным и законодательным органом власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Главная функция Государственной Думы - законотворческая деятельность. Принятые Государственной Думой законы передаются в течение пяти дней на рассмотрение в Совет Федерации, который может отклонить предложенный Государственной Думой закон. В этом случае может создаваться согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Государственная Дума в случае несогласия с решением Совета Федерации может принять закон, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов. Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействия, складывающуюся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наиболее ответственные решения в рамках этого вида политических властеотношений, являются либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия). Институт исполнительной власти в лице правительства осуществляет проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, управляет федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, общественного порядка, прав и свобод граждан. Институт президентства (главы государства) обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан. Институт государственной службы регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В России эта регуляция осуществляется на основе закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", который определяет правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и др. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению. Институты судебной власти в Российской Федерации - это система конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают дела, связанные с нарушением гражданами законов, арбитражные суды рассматривают экономические споры. Конституционный суд определяет соответствие принимаемых нормативных актов Конституции. Согласно конституции (ст. 118.) "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом", "Создание чрезвычайных судов не допускается"; (ст. 119) "Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет"; (ст.120) "Судьи независимы и подчиняются только К. РФ и федеральному закону". Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое. Институт гражданства определяет взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. Гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д. Институт избирательного права регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними. Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Политические институты включают в себя соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что политическая система в России формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

    Политические институты осуществляют реализацию , необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы, ценности и иные социально значимые объекты никогда не безграничны, естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены социально определяемые пределы. Подобного рода ресурсы имеют не только материальный характер; к ним относятся также безопасность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов социальные взаимодействия не могут быть упорядочены, и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые дезинтеграцией социальных систем, анархией. Обеспечение пределов требует установления в обществе властных отношений, власти одних над другими. Власть должна быть в состоянии определять те пределы развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять властное решение, которое должно всеми восприниматься как обязательное.

    Если определить власть как возможность одного субъекта контролировать акты поведения, действия другого субъекта, то, во-первых, политическая власть распространяется на общество в целом, во-вторых, только за политической властью признается право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни. Однако насилие со стороны политической власти должно быть легитимным , т. е. признанным и принятым (явным или подразумеваемым образом) большинством членов общества, и именно этим политическая власть «отличается от банды разбойников». Голос насилие не обладает легитимностью, и ему подчиняются не потому, что признают авторитет применяющего насилие, а вследствие отсутствия альтернатив поведению.

    Государство как политический институт

    Государство как политический институт представляет собой институционализированную политическую власть. как база политической власти может быть основана на традиции, на исключительном, признанным большинством авторитете («харизме») правителя и на рациональном выборе (М. Вебер). Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в ненарушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий. Харизматическая власть базируется на господствующей вере в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм, основа такой власти проявляется в проекции на ее носителя образа «отца нации», вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональная власть опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти.

    Политическая власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традиционная типология форм государственного правления отражала способы распределения власти: автократия (господство единоличного правителя), олигархия (господство немногих привилегированных лиц) и демократия (власть народа).

    Аристотель отмечал постоянно возникающие феномены вырождения автократии в тиранию (господство тирана), олигархии — в плутократию (господство преступников) и демократии — в охлократию (господство толпы). В основе такого перерождения лежит существенное изменение соотношения при данной форме правления закона и произвола. Переход от автократии к тирании воплощается в замене законного монарха (чья власть основана на праве наследования, а само правление связано со следованием писаным законам или не писаным нормам, традициям) тираном, основывающем свое правление на произвольном насилии, не связанном какими бы то ни было нормами. Олигархи превращаются в плутократов, используя государственную власть для преступного обогащения. Охлократия есть господство большинства, не связанное законом, опирающееся на насилие толпы, руководимой демагогом.

    В XX столетии появилась особая форма политического правления - тоталитарное государство (гитлеризм в Германии, сталинизм в СССР, режим Пол Пота в Камбодже и т. д.). Принципиальной характеристикой тоталитарного государства является не просто произвольное нарушение законов господствующей силой, а замена правового регулирования тотальным террором. Следование законам есть сущность нетиранических правлений. Беззаконие — сущность тирании. Террор есть сущность тоталитарного господства. Отмечается шесть особенностей тоталитарного государства: единая государственная идеология; однопартийная система; применение террора; полный контроль над средствами массовой информации; бесконтрольное распоряжение оружием; управление экономикой.

    В Новейшее время получила признание и развитие концепция . Она основывается на идее подчинения любых форм государственной деятельности праву, прежде всего конституции, главное предназначение которой в демократическом обществе — служить решающим ограничителем государственной власти во имя сохранения важнейших прав и свобод граждан , быть гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов гражданского общества. Ограничивая государственную власть правом, конституция тем самым охраняет провозглашаемые в ней гражданские и политические права граждан, реализует центральную функцию права как воплощения и меры бытия свободы. Право без свободы есть юридическая фикция, позитивная санкция произвола. Свобода без права — война всех против всех, распад общества и государства.

    Вступая в политические властные отношения или вовлекаясь в политическую борьбу, люди создают особые политические структуры - институты, организации, отношения (парламент, правительство, партии...), которые возникают в итоге объективного процесса усложнения политической жизни. Политические структуры устойчивы и могут воспроизводиться в действиях многих поколений (парламент в Англии существует с XIII в.).

    1. Понятие политической системы.
    Политические институты представляют собой базовые структурные элементы политической системы, поэтому ее можно определить как упорядоченную совокупность политических институтов и организаций, их взаимосвязанность, взаимозависимость. Основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе Российской Федерации, сформулированы в Конституции. Политическая система - не просто набор институтов, но их целостное взаимодействие. Политическая система современного российского общества - это совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, действующих в настоящее время конкретных политических институтов и политических организаций.
    Политическая система имеет наряду с (1) институциональным уровнем , (2) системно нормативный . Этот уровень задает нормативное пространство, определяющее алгоритм действия институциональной подсистеме. Он определяет функциональное назначение политических институтов, взаимные права и обязанности. Его назначение - поддержание институционального единства политической системы. Третий уровень политической системы воплощен в (3) нормах конституционного права .
    Политическая система представляет собой целостную, организационно оформленную и конституционно урегулированную совокупность государственных и общественных организаций, предназначенных для привлечения граждан к осуществлению государственной власти. В каждом обществе складывается своя политическая система. Ее специфика определяется как набором политических институтов, так и системно-нормативным уровнем, т.е. складывающимися между институтами, отношениями и связями (различия в полномочиях и функциях институтов). На процесс формирования политической системы влияет множество факторов: традиции политической жизни; доминирующие в массовом сознании ценностные ориентации, убеждения, стереотипы; идеологические взгляды правящей группы; социально-экономические интересы основных классов; острота политической борьбы; социальная напряженность; характер экономического развития страны и многое другое. Именно поэтому политическая система каждого общества имеет свой неповторимый облик.
    Политическая система современного российского общества представлена основными политическими институтами, определяемыми Конституцией (президентства, парламентаризма, исполнительной и судебной власти, гражданства, всеобщего избирательного права, политических партий и общественных организаций, местного самоуправления и др.). Каждый политический институт в свою очередь включает в себя соответствующие организации и учреждения, решающие специфические задачи. Политическая система России характеризуется перераспределением властных полномочий в пользу президента (полупрезидентская республика), она еще молода и переживает период своего становления и укрепления.



    2. Понятие политического института.
    Политический институт - это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе.
    Чтобы политические отношения обрели устойчивый характер необходимо:
    1) чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей , вступающих во взаимодействие. Например, если речь идет об институте парламентаризма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения депутатам парламента, обязывающие последних принимать участие в законотворческой деятельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т.п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм, кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждать свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей;
    2) необходимо устойчивость институционального взаимодействия поддерживать санкциями , которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила. Эти санкции могут быть "мягкими", т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и "жесткими", когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение;
    3) чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные . В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы политического властного взаимодействия. Они узнают о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются об их альтернативах, т.е. нормы опривычиваются и становятся признаком нормальной жизни.
    Итак, политические институты - это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря:
    а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия;
    б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;
    в) опривычиванию сложившегося институционального порядка.
    Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила.

    3. Виды политических институтов.
    В современном обществе можно выделить следующие политические институты:
    Институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения по поводу создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма - это устойчивые отношения, в которые неизбежно вступают люди, обретающие соответствующий статус. Институт парламентаризма направлен на:
    а) создание основных правовых норм - законов, имеющих обязательную силу для всех граждан соответствующей страны;
    б) представительство интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается, прежде всего, вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.
    Институт парламентаризма представлен в России Федеральным Собранием , которое является представительным и законодательным органом власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Главная функция Государственной Думы - законотворческая деятельность. Принятые Государственной Думой законы передаются в течение пяти дней на рассмотрение в Совет Федерации, который может отклонить предложенный Государственной Думой закон. В этом случае может создаваться согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Государственная Дума в случае несогласия с решением Совета Федерации может принять закон, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов.
    Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействия, складывающуюся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наиболее ответственные решения в рамках этого вида политических властеотношений, являются либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия).
    Институт исполнительной власти в лице правительства осуществляет проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, управляет федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, общественного порядка, прав и свобод граждан.
    Институт президентства (главы государства) обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.
    Институт государственной службы регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В России эта регуляция осуществляется на основе закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", который определяет правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и др.
    Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению.
    Институты судебной власти в Российской Федерации - это система конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают дела, связанные с нарушением гражданами законов, арбитражные суды рассматривают экономические споры. Конституционный суд определяет соответствие принимаемых нормативных актов Конституции.
    Согласно конституции (ст. 118.) "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом", "Создание чрезвычайных судов не допускается"; (ст. 119) "Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет"; (ст.120) "Судьи независимы и подчиняются только К. РФ и федеральному закону". Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое.
    Институт гражданства определяет взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. Гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.
    Институт избирательного права регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией.
    Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними.
    Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Политические институты включают в себя соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что политическая система в России формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

    Государственные органы

    Государственный орган - это организация, учреждение, создаваемое для осуществления определенного вида государственной деятельности, выполняющее конкретные функции по управлению делами общества; самостоятельный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, образующийся и действующий на основе правовых актов, определяющих его компетенцию. Госорганы можно разделить на временные и постоянные, федеральные (центральные) и субъектов федерации (региональные), коллегиальные и единоначальные.
    По формам деятельности выделяются следующие госорганы:

    • Правотворческие (парламенты);
    • Правоприменительные (правительства);
    • Правоохранительные (суды, органы внутренних дел и др.).

    В соответствии с принципом разделения властей госорганы делятся на

    • законодательные,
    • исполнительные и
    • судебные.

    В РФ основными государственными органами являются:
    Президент РФ , который является главой государства и гарантом Конституции, прав и свобод граждан России. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие других органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет страну в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Президент избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд).
    Органы законодательной власти - парламенты. Их основная функция - принятие законов. Федеральное собрание - парламент РФ, выполняет законодательную функцию. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Совет Федерации наделен правом утверждать изменение границ между субъектами РФ, утверждать указ Президента о введении чрезвычайного положения, решать вопрос о возможности использования Вооруженных Сил страны за пределами территории России, рассматривать вопрос об отрешении Президента от должности, назначать на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, назначать на должность и освобождать от должности Генерального прокурора. Кроме законотворческой деятельности к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента для осуществления импичмента.
    Органы исполнительной власти осуществляют исполнительные и распорядительные функции. Так Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью.
    Министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т.п.). Они создаются в рамках исполнительной власти для организации государственного управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. Так для координации финансовой политики государства функционирует Министерство финансов, с целью обеспечения обороноспособности страны создано Министерство обороны. Количество министерств и ведомств регламентируется указами президента.
    Судебные органы осуществляют правосудие. Они являются единственным органом, наделенным правом вершить правосудие. Суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытых заседаниях допускается только в случаях, предусмотренных законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ.
    Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, а также конституций, законов субъектов РФ; разрешает споры между федеральными органами государственной власти; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; дает толкование Конституции.
    Арбитражные суды разрешают экономические споры. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный Суд РФ.
    Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих законов, в том числе надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, правительственными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления; надзор за соблюдением прав и свобод граждан; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и т.п. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.
    Совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть называют государственным аппаратом .

    Сущность политических институтов

    Определение 1

    Политические институты представляют собой систему учреждений, которые организовывают и обслуживают процесс осуществления политической власти. Политические институты обеспечивают установление политической власти, ее поддержание, обмен деятельностью между властью и различными другими сферами политической жизни, передачу политической информации обществу и другие важные для общества функции.

    Традиционно, основными политическими институтами являются государство, общественные организации ( движения), а также политические партии.

    Наиболее общие функции основных политических институтов

    К ним относятся:

    • консолидация социальных групп и общества в целом для реализации их интересов
    • выработка политических программ, которые выражают устремления социальных групп, а также организация их осуществления
    • регулирование и упорядочение действий общностей в соответствии с принятыми политическими программами
    • интеграция различных социальных групп
    • развитие и защита системы общественных ценностей и отношений, которые соответствуют интересам общества
    • обеспечение оптимальной направленности и динамичного развития политического процесса на реализацию преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.

    Основные особенности политических институтов

    Формируются политические институты в основном на основе тех или иных неинституционализированных групп или общностей. Существенным отличием формальных политических институтов от предшествующих организаций можно назвать наличие оплачиваемого аппарата управления, действующего на постоянной основе. Как субъект политики, каждый политический институт реализует свою активность через деятельность руководителей различных уровней, лидеров, рядовых членов и т. д. Политические институты взаимодействуют с социальной средой с целью удовлетворения конкретных и, в то же время, непрерывно меняющихся групповых и индивид уальных социально-политических интересов.

    Безусловно, в своей совокупности политические институты играют наиболее весомую роль в политическом процессе, однако, первичным политическим субъектом всегда является личность, отдельно взятый индивид. Стоит отметить, что в отечественной практике независимая личность далеко не всегда признавалась свободным и самостоятельным субъектом политики. Очень долгое время роль субъектов политических действий отводилась народным массам, политическим объединениям и общностям. Каждая отдельно взятая личность могла принимать участие в политической жизни в основном в качестве члена официальных структур со строгой регламентацией политических функций.

    На самом же деле, потребности каждого человека, его цели и ценностные ориентации являются «мерой политики», а также движущим началом социально-политической активности различных социальных групп, а также институтов и организаций, которые выражают их интересы.

    Статус субъекта политики не может существовать, как изначально имманентный тому или иному индивиду или же социальной группе. Другими словами, политические качества врожденными не бывают. Каждый индивид – потенциальный субъект политики, однако, далеко не каждый таковым становится реально. Для того, чтобы произошло становление индивида как политического субъекта, ему следует обрести в свое существование и сущность в политике. Другими словами, человеку необходимо освоить свой политический опыт практически (осознав самого себя в роли субъекта политики), выработать собственную позицию в политическом процессе, а также сознательно определить свое отношение к миру политики и степень своего участия в ней.

    Реализация индивидом своей политической сущности очень тесно взаимосвязана с его индивидуальными особенностями. Она преломляется через структуру его личности, в которой основными компонентами можно выделить психологическую, социальную, духовную и биологическую подструктуры.

    Для выражения и представительства общезначимых интересов общества социальные группы и индивиды создают политические институты. Один из создателей теории институтов, французский правовед М. Ориу, полагал, что «институты - это определенная идея, осуществляемая в конкретной социальной среде». Политический институт состоит из структуры (организации) и коллективных представлений, верований (или общей идеи), которые обслуживают эти структуры (организации). Среди политических институтов можно выделить государство и его структуры, а также избирательную систему, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации, группы давления и т. д. Возникновение политических институтов означало появление таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов.

    Государство как институт политической системы

    Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства.

    Так, Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший свое завершение в государстве, - замечал Аристотель, - совершеннейшее из творений, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире».

    Английский мыслитель Т. Гоббс, напротив, сравнивал государство с Левиафаном - чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...»

    Природа и социальное назначение государства в политической науке понимаются неоднозначно.

    Теократическая теория рассматривает государство как божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от бога». Эта теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.

    Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны повиноваться правителю.

    В XVII-XVIII вв. сформировалась договорная теория происхождения государства. Согласно ей государство понималось как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности согласились создать государство. По замечанию французского мыслителя Д. Дидро (1713- 1784), «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».

    Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности.

    Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. «Государство, - подчеркивал В.И. Ленин, - есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

    По мнению сторонников теории насилия, государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства.

    Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

    В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: оно либо служит интересам общества и личности, либо выступает средством подавления имущими классами неимущих. На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное назначение.

    Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство призвано представлять всеобщий интерес.

    Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей. В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

    Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей. К внутренним функциям относятся экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и т. д.

    Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций за экономические преступления.

    Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

    Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (суд, прокуратура и т. д.).

    Одной из главных является политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или потребности поддержания политического господства класса-собственника.

    Образовательная функция связана с обеспечением условий для получения общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, развития науки.

    Культурно-воспитательная функция направлена на формирование условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, на создание возможностей для самореализации в творчестве.

    Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и оборону страны.

    Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организация, устройство и реализация государственной власти отражает понятие «форма государства».

    Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

    Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства, различают монархии и республики.

    Монархии бывают абсолютными и конституционными (ограниченными). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом. Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена каким-то представительным органом, действующим на основе конституции.

    Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах. Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.

    В парламентских республиках взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества.

    Президент в парламентской республике является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Оно ответственно перед парламентом.

    Президентско-парламентская республика, которая существует во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и некоторых других странах, отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и перед парламентом. Эта форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д., но, с другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недоверия) им.

    Наиболее распространенной формой государственного устройства является унитарное государство. В унитарном государстве существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю ее территорию. Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единая денежная система и единое гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (т. е. не имеют своих законодательных, внешнеполитических органов), но самостоятельны в хозяйственной, социально-культурной сферах.

    Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик и т. д.). Внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.

    Конфедеративное государство, или конфедерация, представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация - это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т. д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают общие органы управления. Решения этих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти каждого из государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны-участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность, они могут также по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

    Отметим тенденции развития государственности в России.

    Наряду с правовым, полицейским, социальным типами государственности в политической науке выделяют советский тип. Советское государство формировалось в конкретных исторических условиях и на основе определенных теоретических представлений. Оно создавалось как полная противоположность государству буржуазному, правовому. Отрицались такие принципы правового государства, как разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; верховенство закона над властью; контроль гражданского общества за властными органами и т. д.

    По форме правления Советское государство было республикой. Однако особенность ее состояла в объединении законодательной и исполнительной ветвей власти в Советах. При этом исполнительные комитеты Советов сконцентрировали в своих руках большую часть властных полномочий и, по существу, были вне контроля со стороны и законодателей, и общества. Все важные вопросы решали не избранники народа, а аппарат Совета.

    Современное российское государство по своему типу является переходным: оно несет на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни индивида и общества, выступать в роли главного распорядителя средств; номенклатурный принцип подбора части руководящих кадров и др.). Однако проявляются и демократические начала в его деятельности: свободные выборы на альтернативной основе как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей и т. д.

    Создание правового, социального государства в России - дело конечно же не нескольких лет, оно займет немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего, необходима сильная государственная власть. Акцентируя внимание на разделении функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, важно наладить их эффективное и столь необходимое им в работе сотрудничество, чтобы окончательно ликвидировать почву для их противостояния. Должна быть преодолена и некоторая слабость федеральной власти, ощущаемая в решении ряда актуальных проблем, возникающих в условиях становления рыночных отношений и появляющихся очагов социального напряжения.

    error: Content is protected !!