Кураев г.а., пожарская е.н. «возрастная психология» курс лекций. Возрастная психология - файл n1.doc

​​​​​​​​​​​​​

Должность:

доцент кафедры.

Учёная степень:

2012 год - кандидат экономических наук - тема диссертации: «Развитие механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений высшего профессионального образования».

Основное образование:

2002 год - Всероссийская Государственная Налоговая Академия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (очная форма обучения). Факультет кадрового управления. Квалификация-психолог, Специальность - п​сихология.

Дополнительное образование:

2002 год - Институт эффективного тренинга. Повышение квалификации по программе «Тренинг–менеджмент».

2004 год - Всероссийская государственная налоговая академия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Квалификация - преподаватель высшей школы.

2004 год - Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов. Курс повышения квалификации: «Деловая игра как образовательная технология».

2004 год- Всероссийская Государственная Налоговая Академия МНС России. Дополнительная квалификация –«Преподаватель высшей школы», диплом о дополнительном (к высшему) образовании​.

​2007 год​ - Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Программа «Инновационные технологии в образовании».

2013 год- РЭУ им. Г.В. Плеханова. Программа «Инновационные технологии обучения по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

2014 год- Институт эффективного тренинга и профессиональных стандартов (г.Москва) Программа «Мастер бизнес тренинга. Продвинутый курс».

2015год - РЭУ им.Г.В. Плеханова «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высшем образовании: новые технологии».

2016год -РЭУ им.Г.В. Плеханова «Актуальные вопросы педагогики и практической психологии образования».

2017 год - РЭУ им.Г.В. Плеханова «Особенности инклюзивного образования в вузе».

2017 год -РЭУ им. Г.В. Плеханова «Подготовка кадрового резерва на замещение руководящих должностей».

Сфера научных интересов:

​п​сихология управления, экономическая психология, организационный консалтинг, тренинг, коучинг.


Преподавательская деятельность

​​​2002-2012г. Всероссийская Государственная Налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации.

2012-2013 г. "Научно-исследовательский финансовый институт"

2013-по н. в. Доцент кафедры "Психология" РЭУ им Г.В. Плеханова

Общий стаж работы

Стаж работы по специальности

​​14,5 лет​

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка

201 4   г.  –  РЭУ   им.   Г.В.   Плеханова . Программа « Инновационные технологии обучения по направлениям « Экономика » и « Менеджмент»

2016 г.-программа повышения квалификации "Актуальны вопросы педагогики и практической психологии".

2017 г.-программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации "Особенности инклюзивного образования в вузе".

2018 г.-РГСУ «Основные вопросы и практические рекомендации по организации и внедрению инклюзивной среды для образовательных организаций»,

2018 г.-МПГУ «Современные психолого-педагогические образовательные технологии в образовании »

2018 г.-МГУ им. М.Е.Евсьева «Современные образовательные технологии в деятельности педагогических работников»

2018 г.-РЭУ им.Г.В.Плеханова «Корпоративная культура и клиентоориетированность (с применением дистанционных образовательных технологий»

Научные исследования

​Участие в подготовке заявок на выполнение грантов РГНФ, Министерство образования науки, РФФИ являлась соисполнителем внутреннего гранта, приказ №647 от 29 июля 2014 года;

Соисполнитель внутреннего гранта на тему "Образовательно-регулятивные механизмы воспитания ценностных ориентаций студентов Университета (на основе реализации адаптационно-воспитательной деятельности по усвоению корпоративной культуры "РЭУ им.Г.В.плеханова" студентами начальных курсов) (2016 год).

Соисполнитель внутреннего гранта на тему "Разработка психолого-педагогического обеспечения системы социального и профессионального самоопределения студентов Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова" (2017 год).

Соисполнитель внутреннего гранта на тему "Современные здоровьесберегающие психотехнологии самоактуализации личности преподавателей вузов" (2017 год).

Дополнительная информация

1. Проведение внутрикорпоративного обучения (определение потребности в обучении сотрудников компании – заказчика;

Проведение тренинга; - закрепление обучения. Супервизия. Посттренинговое сопровождение. – Подведение итогов проделанной работы. Оценка эффективности).

Разработка тренинговых программ:

Тренинг постановки целей и карьерного роста;

    тренинг формирования команды (Понимание особенностей и принципов группового взаимодействия; Диагностика индивидуального стиля работы в команде; Создание совместной системы ценностей (формирование командного духа); Отработка навыков взаимодействия в группе.)

    тренинг управления конфликтами;

    тренинг ведения деловых переговоров (навыки проведения успешных переговоров, удержание цели и инициативы, особенности воздействия на партнера в зависимости от его психологического типа);

    ведение переговоров по телефону (телефон как элемент имиджа фирмы; контакт по телефону; активное слушание по телефону; управление разговором по телефону; убеждение клиента с учетом его потребностей и интересов; переговоры со сложным клиентом);

    технология эффективной продажи (универсальные механизмы психологического взаимодействия с клиентом, структурирование и интегрирование индивидуального опыта каждого участника в области продаж) и др.

    Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ-Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология". Авторы: Васякин Б.С., Дебердеева Н.А., Женова Н.А., Пожарская Е.Л., Щербакова О.И.. № гос.регистрации 2017612239.Дата регистрации в реестре 17 февраля 2017 года;

    Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ-Интерактивный обучающий программный комплекс "Практикум по дисциплине "Психология". Авторы: Васякин Б.С., Дебердеева Н.А., Меламуд М.Р., Пожарская Е.Л., Щербакова О.И.. № гос.регистрации 2017613610.Дата регистрации в реестре 22 марта 2017 года;


Контакты

Лекция 1. Предмет возрастной психологии. Проблемы возрастного развития. Типы возрастных преобразований. Возраст. Возрастные кризисы. Сензитивные периоды развития. Области практического применения возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками.

Лекция 2. Методы исследования в возрастной психологии. Организационные методы (метод срезов, сравнительный метод, лонгитюдный метод). Эмпирические методы (наблюдение, экспериментальный метод, психодиагностические методы). Этика психологических исследований.

Лекция 3 . Факторы развития психики ребенка. Роль биологических факторов в развитии психики. История биогенетического подхода в возрастной психологии (Ч.Дарвин, Э.Геккель, С.Холл). Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Теории социального научения. История социологизаторского подхода в возрастной психологии (Д.Локк, Н.Миллер, Дж.Доллард). Соотношение биологического и социального в развитии (взгляды В.Штерна, Л.С.Выготского). Роль социальных факторов в развитии психики ребенка. Влияние обучения на формирование психики ребенка (Л.С.Выготский о «зоне ближайшего развития»). Влияние деятельности на формирование психики ребенка (А.Н.Леонтьев о роли «ведущей деятельности»). Влияние общения на формирование психики ребенка (особенности общения в разных возрастных периодах).

Периодизация возрастного развития. Общие подходы к проблеме периодизации. Критерии периодизации психического развития ребенка. Периодизации детского развития по внешнему критерию (В.Штерн, Р.Заззо, А.В.Петровский). Периодизации детского развития по внутреннему критерию (П.П.Блонский, З.Фрейд, Л.Колберг). Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев (Э.Эриксон, Л.С.Выготский).

Интеллектуальное развитие ребенка. Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже. Факторы развития интеллекта по Пиаже. Периоды интеллектуального развития по Пиаже (сенсомоторный период, дооперациональный период, период конкретных операций, период формальных операций).

Факторы социального влияния. Социальная среда - понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религи­озные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей. Социальная среда - это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя.


Вне социальной среды ребенок не может развиваться и стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей.

Когда «одичавшие» дети попадали к людям, они крайне слабо развивались интеллектуально, несмотря на напряженный труд воспитателей; если ребенку было больше трех лет, он не мог освоить человеческую речь и научался произносить лишь небольшое количество слов.

Сензитивные периоды развития. Почему же дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, сензитивный период развития речи - от года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно.

От своего ближайшего социального окружения любой ребенок получает хотя бы минимум необходимых ему знаний, умений, занятий, общения. Но взрослые должны учитывать, что легче всего он что-то усвоит в конкретном возрасте: этические представления и нормы - в дошкольном, основы наук - в младшем школьном и т.д. Важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его развития в это время.

Влияние обучения на формирование психики ребенка. Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами - орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом, словом, а также цифрами и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения.

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов.



Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с тестовыми задачами, мы определяем актуальный уровень развития . У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный его уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» - зону ближайшего развития.


Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 3

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.

Влияние деятельности на формирование психики ребенка. Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Не проявляя собственной активности, не включаясь в соответствующую деятельность, дети ничему не могут научиться, сколько бы сил ни тратили взрослые на объяснения.

Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью. Проблему роли ведущей деятельности в развитии психики ребенка разрабатывал А.Н. Леонтьев.



Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие (скажем, рисование и составление аппликаций способствуют развитию восприятия). Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве - в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, раннем возрасте - манипулируя с предметами, дошкольном детстве - играя со сверстниками, младшем школьном возрасте - в учебной деятельности, подростковом - в интимно-личностном общении со сверстниками, старшем школьном - при подготовке к будущей профессии.

Влияние общения в формировании психики ребенка. Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. Полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка. Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на развитии. Каждый возраст, принося ребенку новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.

Общение в младенческом возрасте. Первые годы жизни ребенка наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности - его кормят, купают, укрывают, перекладывают и переносят, показывают яркие игрушки.


Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 3

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Для младенчества характерно ситуативно-личностное общение. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого. Непосредственные эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

Общение в раннем возрасте. В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. У него появляется потребность в со­трудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

Общение в младшем дошкольном возрасте. С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно-познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее: как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации становится для ребенка все тот же взрослый человек.

Общение в старшем дошкольном возрасте. В середине или конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма - внеситуативно-личностное общение. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Общение в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте укрепляется авторитет взрослого, появляется дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности.


Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 3

Общение в подростковом возрасте. В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. В то же время старшеклассники проявляют интерес к опыту старшего поколения и, определяя свой будущий жизненный путь, нуждаются в доверительных отношениях с близкими взрослыми.

Общение ребенка со сверстниками. Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. Определенное влияние на развитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность - групповая работа, взаимная оценка результатов и т.д. А для подростков, пытающихся освободиться от опеки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они (так же, как и старшеклассники) способны на глубокое интимно-личностное общение.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

error: Content is protected !!