Стандарты Worldskills как основа для формирования профессиональных компетенций участников образовательного процесса. Повышение качества профессионального образования с использованием стандартов «World Skills


Источники данных Стандарт WSI Техническое описание Паспорта компетенции WSI ФГОС по специальности/профессии СПО БУП ОПОП Программы дисциплин, МДК и ПМ Описание профессий ОКПДТР Профессиональные стандарты (отраслевые, региональные) Квалификационные характеристики ЕКТС


Алгоритм внесения изменений в ОПОП Анализ профессии WSI Общая характеристика профессиональной деятельности Определение видов деятельности Описание компетенций WSI и требований к их освоению (формирование и анализ паспортов компетенции) Сопоставительный анализ профессий WSI и действующих ФГОС Определение наиболее близких профессий и специальностей СПО Установление соответствия содержания компетенций ФГОС и WSI Разработка ОПОП ОО на основе полученных данных Выбор технологии сопоставления – гармонизация/специализация Обоснование и распределение часов вариативной части Разработка программ дисциплин, МДК и ПМ Разработка КИМ Уточнение ресурсных потребностей (требований к кадровому обеспечению образовательного процесса, МТ оснащению и пр.)


Анализ профессии WSI На основе документа «Техническое описание» профессии WSI «Окраска автомобиля» определяются основные характеристики профессиональной деятельности. Название профессии WSI Окраска автомобиля Сфера и области профессиональной деятельности (сфера деятельности заполняется опционально) Сферой профессиональной деятельности является работа по нанесению и восстановлению лакокрасочного покрытия автомобилей. Прикладные сферы профессиональной деятельности – работа на станциях технического обслуживания автомобилей, в частных мастерских, торговых компаниях по продаже автомобилей и т.д. Задачи профессиональной деятельности (раздел ТО, перевод описаний на сайте WSI) Нанесение различных типов покрытия. Подготовка, окраска и полировка деталей автомобиля. Определение и оценка цвета, процесс колеровки и изготовление тест-напыления. Соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм техники безопасности Виды ПД Подготовка, очистка и обезжиривание поверхностей включая поверхности из металла (голый металл, ранее окрашенный, заводской грунт), пластика и стеклопластика. Восстановление формы детали до оригинальной формы с применением шпатлевок, наполнителей и шлифования. Шлифовка и полировка дефектов Смешивание и нанесение грунтов и наполнителей. Нанесение базовых покрытий на различной основе Смешивание базовой краски с использованием корректной формулы (рецепта) и произведение тест-напылении. Нанесение финишных покрытий (лака, 2 х и 3 х-слойных перламутровых и «металлик»-покрытий и пр.). Нанесение специальных декоративных красок (эффект хрома, тонированный лак). Выполнение декоративных рисунков с помощью напыления Объекты ПД Материалы, применяемые при окраске автомобилей, в т.ч. различные виды грунта, базового и лакокрасочного покрытия, внешние и внутренние части кузова, подвергаемые окраске Рабочий инструмент и оборудование, применяемые для выполнения основных и подготовительных лакокрасочных работ Средства индивидуальной защиты, связанные с окраской автомобилей, в т.ч. респиратор, защитные очки, комбинезон, спец.обувь и т.д.


Описание компетенций WSI На основе структуры требований к компетенциям по профессии WSI «Окраска автомобиля» (раздел 2.1 «Описание компетенций» документа «Техническое описание») определяется перечень компетенций, и разработаны адаптированные под «формат» ФГОС их формулировки Шифр Короткое название Формулировка компетенции в «формате» ФГОС PP (Preparation works) Выполнение подготовительных работ Способность проводить работы по подготовке поверхностей автомобиля к окраске с использованием материалов и технологий в соответствии с техническими требованиями производителя BCA (Base coat application) Нанесение базовых покрытий Способность выполнять работы по нанесению базовых покрытий на детали из различных материалов (металл, стекло, пластик, стеклопластик) в соответствии с рекомендациями производителя TPA (Topcoat application) Нанесение отделочного лака или отделочных акриловых эмалей Способность выполнять работы по нанесению финишных покрытий (в т.ч. двухкомпонентных акриловых или полиуретановых, двухкомпонентного лака, 2 х и 3 х-слойных перламутровых и «металлик»-покрытий и пр.) на детали из различных материалов (металл, стекло, пластик, стеклопластик) в соответствии с рекомендациями производителя CT (Colour Tinting) Выполнение колеровочных работ Способность выполнять работы по оценке и подбору цвета, нанесению тест-напылов в соответствии с рекомендациями производителя лакокрасочных материалов DP (Design painting) Выполнение дизайнерских работ Способность выполнять работы по подготовке и нанесению декоративных рисунков, в т.ч. с использованием специальных декоративных красок SS (Safety supervision) Обеспечение безопасности труда Способность обеспечивать безопасность при выполнении работ, связанных с окраской автомобиля


Требования к освоению компетенций На основе требований к компетенциям по профессии WSI «Окраска автомобиля» разрабатываются паспорта компетенций Уров ень освоения Результаты обучения (поведенческие индикаторы, знания, умения, навыки, практический опыт) Требования к качеству Требования к скорости Прикладные технологии Базо вый Умение работать с технической информацией по продукту. Умение выполнять маскировку соседних неокрашиваемых деталей. Умение подготовить поверхность для нанесения эмали или для перехода на лаке. Умение наносить ЛКМ без подтеков с равномерной допустимой шагренью («вогнутая линза»). Равномерная толщина ЛКП по всей площади окрашиваемого элемента, включая прокраску ребер, арок, торцов. Умение устранять дефекты (маленькие подтеки, шагрень, посторонние включения) шлифовкой и/или полировкой. Умение использовать оборудование для смешивания и нанесения ЛКМ (покрасочная камера, краскопульты, масло-влагоотделитель, шланги, компрессор, весы, мерные линейки и т.п.) и мойки инструмента. Умение пользоваться аппаратами инфракрасной сушки. Отсутствие подтеков, недопустимой (сильной с потерей блеска, «выпуклой», крупной, волнообразной) шагрени и посторонних включений в отделочном покрытии. Толщина слоя согласно информации по продукту. Допускается трехкратное превышение нормативов завода- изготовителя или системы Audatex Маскирование элементов. Нанесение ЛКМ воздушным распылением. Инфракрасная сушка. Полировка дефектов ЛКП. Прод вину тый Все указанное выше, а также: Умение выполнять переход на лаке с устранением видимой границы полировкой. Умение наносить лак с уменьшением слоя на сопрягаемые неокрашенные металликом зоны для предотвращения «эффекта линзы». Умение выполнять локальную или точечную покраску лаком с полировкой зоны перехода. Умение в точности воспроизводить оригинальную шагрень на окрашиваемом элементе. Умение производить полировку со шлифовкой панели целиком с полным устранением шагрени. Опыт работы по данной компетенции не менее 1 года. Все указанное выше, а также: Равномерная шагрень, соответствующая размером и формой оригинальной. Время выполнения работ должно примерно соответствовать нормативам завода- изготовителя или системы Audatex. Все указанное выше, а также: Полировка переходов лака. Оли мпиа дны й Все вышеуказанные навыки, а также: Опыт работы различными ЛК системами. Стабильно высокое качество работ вне зависимости от класса используемого оборудования. Опыт решения задач повышенной сложности Умение находить нестандартные подходы и решения Безупречное качество покрытия, не отличающееся от оригинального по внешнему виду, при высокой скорости и безошибочности выполнения работ. Время выполнения работ не превышает нормативов завода- изготовителя или системы Audatex. Все указанное выше Паспорт компетенции TPA - Нанесение отделочного лака или отделочных акриловых эмалей


Сопоставительный анализ профессий WSI и действующих ФГОС Для определения соответствия профессии WSI и действующих ФГОС проводится анализ ФГОС СПО соответствующего или смежного профиля, а также требования представленных в них квалификаций (квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена, прикладного бакалавриата). Определяются наиболее предпочтительные варианты Код-2014Код Профессия и специальность СПО Квалификация Профессии по ОК Соответствие Транспортные средства Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Техник, старший техник Водитель автомобиля Слесарь по ремонту автомобилей Частичное соответствие Автомеханик Слесарь по ремонту автомобилей Слесарь по ремонту автомобилей Водитель автомобиля Водитель автомобиля Оператор заправочных станций Оператор заправочных станций Слесарь по ремонту автомобилей Слесарь по ремонту автомобилей Частичное соответствие


Анализ содержания ОПОП Читать, интерпретировать и извлекать точные технические данные и инструкции из автомобильных инструкций/руководств (включая электрические монтажные схемы), в бумажном или электронном виде; Использовать и обслуживать измерительное оборудование (механическое и электрическое), применяемое для обслуживания и ремонта легковых автомобилей; Выбирать и применять рабочий инструмент и оборудование (включая знание правил техники безопасности и норм эксплуатации), применяемые для обслуживания и ремонта легковых автомобилей; Устное, письменное и электронное общение на рабочем месте; Составлять обычные рабочие документы, с соблюдением правил орфографии и пунктуации, заполнить стандартные автомобильные формы; Работать с базовым компьютерным оборудованием (включая сканеры), применяемым для обслуживания и ремонта легковых автомобилей.




Соответствие компетенций ОПОП и WSI Особенность ФГОС - отсутствие детализированных требований к результатам освоения компетенций, а также их обобщенный и составной характер описания. В связи с этим оценка соответствия компетенций WSI и ФГОС может быть в общем случае произведена только по критерию «развивает или не развивает». Требования есть (от работодателей) При наличии в образовательной программе требований (или рекомендаций) по уровню освоению компетенций, количественных и качественных дескрипторов, подробно описанных результатов обучения –необходимо провести расширенную оценку соответствия. Требований нет При отсутствии подробного описания содержания требований к освоению компетенций следует принять во внимание, что компетенции WSI не всегда могут развить компетенции ФГОС в полном объеме. Общекультурные и широкие (по формулировке) профессиональные компетенции в общем случае развиваются в малой и средней степени.


Соответствие компетенций ОПОП и WSI Код WSI Компетенции ФГОС PPBCATPACTDPSS ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. ПМ.02Организация деятельности коллектива исполнителей ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. ПМ. 03Окраска автомобиля ПК3.1 Проводить работы по подготовке поверхностей автотранспортных средств к окраске ПК3.2 Выполнять работы по нанесению базовых и финишных покрытий на детали автотранспортных средств из различных материалов ПК3.3 Выполнять работы по оценке и подбору цвета ПК3.4 Выполнять работы по подготовке и нанесению декоративных рисунков, в т.ч. с использованием специальных декоративных красок ПМ.04Подготовка технологической документации по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств ПК 4.1. Подготавливать и оформлять технологическую документацию по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств ПК 4.2Владеть основами технологий автотюнинга ПМ.05Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (Маляр) ПК5.1 Осуществлять подготовку, очистку и протравливание окрашиваемых поверхностей под окраску ПК5.2 Выполнять выравнивание поверхностей шпаклевкой с заделыванием дефектов ПК5.3 Осуществлять окрашивание поверхностей после нанесения шпаклевок и грунтовочных слоев с использованием базовых и финишных покрытий на различной основе ПК5.4 Выполнять подбор колера и составление смесей красок, лаков, грунтовок по заданной рецептуре ПК5.5 Осуществлять наладку механизмов, применяемых при выполнении малярных работ


Паспорт специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: автотранспортные средства; техническая документация; технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; первичные трудовые коллективы. Дополнительно: материалы, применяемые при ремонте и восстановлении автотранспортных средств, средства индивидуальной защиты. Техник готовится к следующим видам деятельности: Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Организация деятельности коллектива исполнителей. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).приложение Дополнительно: Автомалярные работы


Разработка содержания программ Информационной основой разработки профессионального модуля являются: требования WSI; проект профессионального стандарта (ПС) «Рабочего по эмалированию, металлопокрытию и окраске»; функциональная карта (ФК) рабочего по эмалированию, металлопокрытию и окраске; общие квалификационные требования по рабочей профессии «Маляр» в соответствии с ОКДПТР (ТКХ).


Разработка содержания программ На основании ТКХ, ФК и ПС могут быть сформулированы профессиональные компетенции, описаны требования к знаниям, умениям и практическому опыту., На основании требований к компетенциям WSI (паспорта компетенций) и проекта ПС сформулированы ПК, могут быть описаны требования к знаниям, умениям и практическому опыту. На основе представленного описания, может быть составлена рабочая программа ПМ в соответствии с методическими указаниями ФИРО. 17

Система контроля полученных умений и навыков В целях обеспечения более высокого уровня практико- ориентированности подготовки выпускников, оценки соответствия подготовки требованиям международных стандартов WSI, целесообразно использовать при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации материалы конкурсных заданий по соответствующей профессии (компетенции) WSI предыдущих лет (не старше 3-летней давности, чтобы обеспечить соответствие уровня развития техники и технологии в профильной сфере).


Спасибо за внимание! Петрова С.А.

В системе образования проблема педагогического риска актуальна, так как она затрагивает все аспекты применения инноваций в методиках и способах преподавания на всех этапах получения образования.

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую популярность, а воздействие на институты профессионального образования, национальной системы квалификаций усиливается.

Инновации и стандарты WorldSkills должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее преподавателю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Стандарты WorldSkills, включают в себя: техническое описание (TD— Technical Description), тестовое задание (TP— Test Project), критерии оценки, инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудованием (Layout) и требования по технике безопасности (Health & Safety).

Важную роль в формировании стандартов WorldSkills играют эксперты. Под экспертом понимается человек, обладающий определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки .

Через TD задаются рамки компетенции (профессии). Эксперты указывают присущие профессии ключевые навыки, умения, знания и т. д. Также в TD указываются условия проверки, требования к оборудованию и технологиям, групп критериев и их веса, условия рационального использования материалов и энергии, «мягкие» навыки и иные сведения, необходимые для описания компетенции (профессии). При этом есть обязательное условие: никогда не указываются какие-либо конкретные торговые марки или бренды производителей оборудования. Общие изменения в TD должны составить не менее 30% от предыдущего действовавшего TD.

Затем к каждой компетенции (профессии) формируется или актуализируется конкретное задание (TP) на проверку. Оно состоит из определенного количества модулей, которыми необходимо проверить тот или иной навык .

Обязательно к каждой части тестового задания формируются наборы критериев, имеющие определённый экспертами вес. В сумме вес всех критериев должны составить 100 (%). Чаще всего TP состоит из 9 модулей, в каждом из которых выделяются отдельные аспекты. Аспекты оцениваются отдельными критериями и субкритериями, в зависимости от сложности модулей.

Критерии бывают объективные, субъективные и квалификационные. Объективные критерии фиксируются через измеряемые параметры: мм, граммы, штуки, вольты, градусы и т. д. Для оценки объективных критериев привлекаются всегда группы по три эксперта. Каждый ставит свою оценку. Выбирается та оценка, которая попадает в интервал варьирования от среднего из этих трех оценок.

Субъективные критерии определяются баллами (от 0 до 9), которые ставят эксперты. Для этих целей необходимо привлекать для каждой оценки не менее пяти экспертов.

Обычно соотношение между объективными и субъективными критериями составляет 70 на 30. Но в каждой компетенции (профессии) это определяется на усмотрение экспертного сообщества. Есть профессии, например, «автомеханик», где вообще нет субъективных критериев. Есть и наоборот, «парикмахер», где субъективные критерии могут достигать 80%.

Все вместе эти критерии составляют оценочный план компетенции (профессии). Исходя из измененного TD, определенного TP и выбранных критериев выбирается оборудование, необходимое для проведения соревнований.

Отдельно вынесены в стандартах WS требования по технике безопасности. Есть четкая позиция, что реальное соблюдение этих требований способствует повышению эффективности труда. Снижение травматичности и досрочного вывода из строя оборудования являются важными факторами при оценке конкурсантов. Поэтому в число субъективных критериев обязательно вводятся требования по ТБ (H&S). Кроме того, в ряде случаев несоблюдение ТБ может служить причиной досрочного снятия с соревнований.

Движение WorldSkills в Республике Саха (Якутия) активно реализуется с 2015 года. Ежегодно в Республике проводятся Региональные чемпионаты WorldSkills Якутия, кроме того проводятся корпоративные и международные чемпионаты.

Для того, чтобы подготовка высококвалифицированных рабочих кадров соответствовала мировым требованиям, обучающиеся профессиональных образовательных организаций должны быть подготовлены в соответствии с данными требованиями для участия в чемпионатах WorldSkills, поэтому возникла необходимость внесения изменений в содержание рабочих программ, которые бы отвечали стандартам WSR.

В условиях ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский техникум» нами был сделан сравнительный анализ требований стандартов WorldSkills, ФГОС и профессионального стандарта, на основе анализа были внесены изменения в содержание ППССЗ 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в части программы профессионального модуля ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и внесли коррективы в содержание программы по теоретическому и практическому обучению.

Данное совмещение содержания вышеуказанных стандартов позволило нам выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов с учетом требований стандартов WorldSkills и профессиональных стандартов в области знаний, умений и практического опыта.

В тех регионах, где начинает развиваться движение WorldSkills, наблюдается увеличение количества заинтересованных лиц в получении профессионального образования.

В заключение хотелось бы отметить, что стандарты WorldSkills рассматриваются парламентариями как один из инструментов независимой оценки качества образования выпускников системы СПО. Получение «медали профессионализма» в соответствии со стандартами «WorldSkills» предрасположено получению сертификата в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций. Также имеется направление Junior Skills, которая позволит молодому поколению попробовать себя в разных компетенциях, перенять опыт у мастеров, раньше определиться с выбором профессии, ответственно и осознанно отнестись к профессиональному образованию в будущем.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ WORLDSKILLS .

Н.А. Плешивцева

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий».

Адрес сайта: бтпит.рф

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не только на консервацию системы, но и на её эффективное обновление. Просто сохранять даже то, что когда-то было лучшим в мире, значит, заведомо остановить процесс развития и предопределить отставание.

Правительством Российской Федерации принята Стратегия, в соответствии с которой образованию отводится важная роль. Так, система образования призвана принять активное участие:

В создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

В укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;

В кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

В утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В поручениях Президента Российской Федерации четко определена задача по актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов. На сегодняшний день сформирована правовая база профессиональных стандартов, разработаны методические материалы по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт и, его обновление на основе лучших практик международных и национальных чемпионатов движения WS, позволит внедрять в деятельность данных специалистов новейшие способы и технологии работы, пропагандировать творческий характер этого высокотехнологичного вида профессиональной деятельности.

Системообразующим компонентом ФГОС СПО является характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам деятельности образовательного процесса. Модульное построение образовательного процесса даст возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований в соответствии с международными установками.

Миссия движения WorldSkills - популяризация среднего профессионального образования в России. Его главная проблема заключается в том, что у нас много теории и очень мало практики. Исчезло понятие (наставничество). А вот за рубежом каждый студент имеет наставника на производстве, передает ему свой опыт и знания. Крупным компаниям сейчас нужны не столько инженеры, а сколько рабочие руки. А вот ребята, прошедшие через WorldSkills, могут спокойно найти работу в любой стране.

Для профессии 19. 01.17. «Повар, кондитер» необходима реализация образовательных модулей WSI.

Из полученного опыта эксперта в «I Региональный чемпионат Воронежской области WorldSkills 2014 г.» по компетенции «Кондитерское дело», сделала вывод: о необходимости реализации образовательных модулей с учетом практики WSI. Источниками для разработки образовательных модулей WSI для меня стали документы (техническое описание конкурсного задания, инфраструктурный лист, конкурсное задание, критерии оценивания).

При разработке основной профессиональной образовательной программы на основе профессиональных стандартов я провела сравнительный анализ конкурсных заданий по стандартам WSI и профессиональным модулям ФГОС. В профессиональных стандартах WSI трудовые функции представлены намного шире, чем виды профессиональной деятельности во ФГОС, поэтому при разработке ППКРС внесла некоторые дополнительные разделы в профессиональные модули.

Конкурсное задание WorldSkills 2014 по компетенции «Кондитерское дело» включало в себя приготовление торта и оформлением его композицией из шоколада, мною были внесены изменения в рабочую программу по ПМ 08 «Хлебобулочные, мучные и кондитерские изделия» на 2015-2016 учебный год.

В учебную практику УП 08 «Овладение приемами и навыками при приготовлении хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» ввела раздел « Технология темперирования шоколада и изготовление фигур из него». Что позволяет студентам комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных кондитерских и шоколадных изделий.

Конкурсным заданием во ΙΙ Воронежском региональном чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills 2015 года по компетенции «Поварское дело» выполняли:

Приготовление вегетарианских фуршетных минизакусок (ово-лакто);

Приготовление горячей закуски, содержащей фаршированную пасту собственного приготовления;

Овощной гарнир - нарезка «Turned »;

Шоколадный брауни, как часть десерта.

Планирую внести изменения в рабочую программу по учебной практике на 2016 -2017 учебный год.

В учебную практику УП 01 «Овладение приемами и навыками при приготовлении блюд и гарниров из овощей и грибов» ввести раздел «Современные формы нарезки (turned )».

В учебную практику УП 06 «Овладение приемами и навыками при приготовлении холодных блюд и закусок» ввести раздел «Приготовление и оформление канапе и легких закусок разнообразного ассортимента».

В учебную практику УП 07 «Овладение приемами и навыками при приготовлении сладких блюд и напитков» ввести раздел «Пищевая добавка «изомальт» и работа с ним», а также «Творческий подход к оформлению блюд, напитков и кулинарных изделий, используя подходящие для этого отделочные полуфабрикаты и украшения».

Опыт участия в качестве эксперта в течение двух лет в WorldSkills помог мне модернизировать программу учебной и производственной практик в ФГОС СПО «Повар, кондитер».

Международное движение WorldSkills International стремительно набирает обороты в России. С 2012 года к чемпионату WorldSkills Russia присоединились практически все регионы РФ. 30 декабря 2014 зарегистрировано «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», что послужило ещё одним стимулом для развития профобразования.

На чемпионатах WorldSkills проводятся конкурсы профессионального мастерства с участием студентов и молодых специалистов до 22 лет. Основная цель движения — показать престижность рабочих профессий, дать возможность молодым работникам получить практические навыки и высокую квалификацию, востребованную на современном рынке труда.

Конкурс WorldSkills Russia 2016

В 2016 году, оглядываясь на результаты прошлых лет, заметен положительный результат проделанной работы. Если в 2012 году, в начале зарождения движения в нашей стране, его поддержали только 2 региона, то сейчас к WorldSkills Russia присоединились уже 80. Среди основных достижений движения:

  • проведено 4 Национальных и 156 региональных чемпионатов;
  • более 20 000 студентов и молодых специалистов приняли участие в конкурсах;
  • организовано взаимодействие с 25 000 экспертов;
  • больше 1 000 000 зрителей посетило мероприятия WorldSkills Russia.

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков говорит:

[Цитата]“...мы наблюдаем резкое увеличение числа родителей, которые отдают своих детей не в вузы, а в колледжи. По стране сегодня это около 42%, а в отдельных регионах, которые являются лидерами WorldSkills, процент ещё выше… 51%.”

Worldskills даёт возможность молодым людям, которые ещё не до конца определились с выбором профессии, по-новому взглянуть на рабочие профессии и в полной мере раскрыть их потенциал.

Стандарты WorldSkills

Соревнования, которые проводятся в рамках движения WorldSkills, направлены на практическую работу участников. Выполнение конкурсных заданий в каждой из компетенций оценивают эксперты, обладающие высоким уровнем знаний в конкретной области. За время существования организации были выработаны высокие стандарты, требующие серьёзной подготовки конкурсантов. Такой подход призван воспитывать востребованных мастеров в условиях активно развивающегося рынка труда. Директор по международной деятельности Союза WorldSkills Russia Алина Досканова считает, что чемпионат WSR способен в корне поменять систему профобразования в России:

[Цитата]“Сегодня стандарты WorldSkills становятся стандартами подготовки кадров. По технологии WorldSkills мы проводим не только чемпионаты, но и демонстрационные экзамены в рамках итоговой государственной аттестации. Мы предлагаем внедрить методики WorldSkills в выпускной экзамен… каждый выпускник будет на деле демонстрировать свои навыки…”

Действительно, практический экзамен намного точнее отражает истинный уровень компетентности молодого специалиста, чем сдача теории. Союз «Ворлдскиллс Россия» продвигает проект регионального стандарта для образовательных учреждений, который уже внедрили 68 образовательных организаций в 13 регионах страны. Главные цели проекта — разработка программ для обучения мастеров и наставников, и адаптация профессий под актуальные запросы работодателей.

Молодые профессионалы WorldSkills Russia 2016

С марта по май 2016 года в 8 федеральных округах РФ были проведены региональные чемпионаты в рамках Национального чемпионата «Молодые профессионалы». В полуфиналах участниками стали 3100 конкурсантов, за тщательным соблюдением всех стандартов WorldSkills наблюдали более 3700 экспертов.

WorldSkills компетенции

Конкурсные соревнования WorldSkills проводятся по широкому спектру востребованных специальностей и профессий. Количество компетенций постоянно растёт, так как развитие современных технологий неизбежно влечёт за собой появление новых специальностей. На данный момент WorldSkills Russia проводит соревнования в следующих сферах компетенций:

  • сфера услуг;
  • дизайн и творчество;
  • транспортная сфера;
  • строительные технологии;
  • производственная инженерия;
  • коммуникативные технологии.

Национальный чемпионат WorldSkills Russia 2016

С 23 по 27 мая 2016 года в Красногорске (Подмосковье) прошёл финал IV Национального чемпионата WorldSkills Russia «Молодые профессионалы». Участниками стали 849 человек из 64-х регионов, среди которых и молодые специалисты 18-22 лет, и юниоры в возрастных категориях 10-13 и 14-17 лет.

Четвёртый Национальный чемпионат может похвастаться рекордным количеством компетенций, в которых состязались участники — 99 компетенций (в прошлом чемпионате всего 57). Победители финала будут представлять Россию на международных турнирах в Европе и ОАЭ.

Конкурсные задания WorldSkills Russia 2016

Конкурсные задания (TP — Test Project) входят в стандарты WorldSkills вместе с техническими описаниями, оценочными критериями, планом соревновательной площадки с оборудованием и требованиями по технике безопасности. Конкурсные задания формируются по техническим описаниям. Эксперты указывают ключевые навыки, которые присущи определённой профессии и могут быть проверены и оценены. Затем формируется конкретное задание на конкурс, состоящее из такого количества модулей, которые необходимы для проверки всех навыков.

Для каждой части конкурсного задания формируются объективные, субъективные и квалификационные критерии. Объективные критерии выражаются в измеряемых параметрах: штуки, градусы, мм и т. п. Оценивает такие критерии группа из трёх экспертов. Субъективные критерии оцениваются не менее, чем пятью экспертами. Такое количество приглашаемых специалистов объясняет тот факт, что во время проведения финала Национального чемпионата качество выполнения конкурсных заданий контролировали 1165 экспертов.

Квалификационные критерии введены в 2015 году. Изначально планировали заменить субъективные критерии на квалификационные, но было решено использовать все три вида критериев комплексно. Квалификационные критерии определяют уровень владения навыком: 0 — не владеет, 1— уровень выпускника, 2 — уровень действующего работника, 3 — уровень специалиста. Как на практике осуществляется оценка квалификационных критериев, можно наблюдать на чемпионате в Абу-Даби в 2017 году.

Итак, WorldSkills — это международное движение, которое популяризирует рабочие профессии и повышает стандарты профессиональной подготовки во всём мире. Россия активно включилась в этот процесс и на 43-м международном конкурсе WorldSkills (Сан-Паулу, 2015) заняла 14 место. Кроме того, чемпионат 2019 года по решению генеральной ассамблеи WorldSkills пройдёт в Казани.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

error: Content is protected !!