Периодизация развития шарлотты бюлер. Социология молодежи Шарлотта бюлер жизненный путь человека

Ш. Бюлер возглавила Ассоциацию гуманистической психологии, созданную совместно с Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу .

Литература

  • HPSY.RU - экзистенциальная и гуманистическая психология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюлер Ш." в других словарях:

    - (нем. Bühler) немецкая фамилия и топоним. Носители фамилии Бюлер, Иоганн Георг (1837 1898) немецкий индолог. Бюлер, Йозеф (1904 1948) государственный секретарь генерал губернаторства в Кракове, нацистский военный преступник. Бюлер, Карл… … Википедия

    - (Bühler) Карл (род. 27 мая 1879, Меккесгейм, Баден – ум. 24 окт. 1963, Лос Анджелес, США) – нем.австр. психолог, с 1922 – профессор в Вене. Работал над проблемами психологии процессов мышления. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести… … Философская энциклопедия

    Карл Фёдорович Бюлер 1805 23 июля 1868 Место рождения Мюнхен, Германия Место смерти Цицерс, Швейцария Принадлежность … Википедия

    О русском генерале см. Бюлер, Карл Фёдорович Карл Людвиг Бюлер (нем. Karl Ludwig Bühler, 27 мая 1879, Мекесхайм, Баден 24 октября 1963, Лос Анджелес) немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему… … Википедия

    - (Bühler) Карл (27.5.1879, Меккесхейм, Баден, 24.10.1963, Лос Анджелес), немецкий психолог. С 1922 профессор Венского университета. В 1938, после фашистской оккупации Австрии, переехал в США. Будучи учеником О. Кюльпе, в первый период… … Большая советская энциклопедия

    БЮЛЕР - (Buehler) Карл (1879 1963) немецко австрийский психолог. Специалист в области психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической психологии. Образование получил во… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Бюлер К. - БЮ́ЛЕР (Bühler) Карл (1879–1963), нем. психолог, предст. вюрцбургской школы. В 1922–38 в Вене, с 1938 в США. Возникновение интеллекта связывал с появлением актов внезапного понимания (ага переживание). Тр. по развитию дет. мышления,… … Биографический словарь

    БЮЛЕР - (Bühler), Франц (Pater Gregorius), род. 12 апр. 1760 в Шнейдгейме близ Нёрдлингена, ум. 4 февр. 1824 в Аугсбурге; был монахом бенедиктинцем в Донаувёрте, в 1801 соборным капельмейстером в Аугсбурге; церковный композитор, а также автор небольших… … Музыкальный словарь Римана

    Бюлер (барон Федор Андреевич) директор московского главного архива министерства иностранных дел, родился 8 апреля 1821 г. в селе Мануилове ямбургского уезда. В 1841 г. кончил курс в училище правоведения, одно время служил в Сенате: 1847 50 годы… … Биографический словарь

    Коммуна Бюлер (Аппенцелль Ауссерроден) Bühler AR Страна ШвейцарияШвейцария … Википедия

Книги

  • Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе божьей матери , Ф. Бюлер. Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе божьей матери, принесенной в Россиюв 1648 году. Издание комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при Московском главном…
  • Руководство к элементарному курсу санскритского языка , Бюлер Г.. Санскритская грамматика, изложенная в 48 уроках „Руководства ", сопровождается тщательно составленными упражнениями для закрепления каждой пройденной темы. Упражнения содержат более 500 фраз…

Бюлер (Bühler) Шарлотта (20.12. 1893, Берлин - 3.02.1974, Штуттгарт, Германия) - немецкий, австрийский и американский психолог. Профессор университетов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940). Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина. Училась у Э. Гуссерля. Работала в психологической лаборатории при Мюнхенском университете под руководством О. Кюльпе, затем К. Бюлера. Доктор философии (1918, диссертация по психологии мышления). После прохождения стажировки в США (у Э. Торндайка в Колумбийском университете, 1923) продолжила исследования в Венском университете, в рамках которого ею совместно с мужем К. Бюлером был создан Психологический институт. В 1920–1930-егг. проводила исследования по диагностике психического развития ребенка («Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста», 1935). После аншлюса Австрии гитлеровской Германией (1938) вынуждена была эмигрировать сначала в Норвегию, затем (с 1940) в США, где продолжила исследования. В 1965 г. стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии, созданной ею совместно с А. Маслоу, К. Роджерсом и др. видными психологами. С научной концепцией, разрабатывавшейся в рамках Ассоциации, связаны книги «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Ф. Массариком), «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с М. Ален) и др. Периодизация жизненного пути личности, предложенная , положила начало психобиографическому направлению в психологии.

Для истории социологии молодежи наибольшее значение имеет книга «Душевная жизнь юных» (DasSeelenleben des Jugendlichen), вышедшая в Йене первым изданием в 1922 г. (Bühler, 1922) и через год - как «расширенное и полностью переработанное издание» с учетом новых материалов, полученных от читателей (Bühler, 1923), а затем переиздававшаяся многократно, - одно из ранних ее произведений. Книга содержит концепцию, которая рассматривается как одна из первых теорий молодежи (Критика…, 1982: 38–46; , Луков, 1999: 30–32; Луков, 2012: 133–138). И. С. Кон указывает, что конкретизировала и развила теорию Э.Шпрангера (Кон, 1989: 35). действительно обращалась в «Душевной жизни юных» к некоторым работам , опубликованным в 1916–1922 гг. (в том числе: Spranger, 1922), но его основной работы в области теории молодежи она знать не могла, поскольку она была опубликована позже.

Начало теоретического осмысления душевной жизни подростков сама связывала с четырьмя докладами, которая она сделала в Дрездене в 1920 г. на курсах повышения квалификации учителей, основываясь на материалах дневников нескольких девушек. Она увидела в этих дневниках нечто большее, чем было нужно ее слушателям-педагогам, и поняла, что смещенный до сих пор интерес к периоду становления молодого человека в сторону практики, исходящей из ограниченного опыта и задач профессиональных сообществ - педагогических, конфессиональных, политических, медицинских (что вытекало и из анализа литературы), оставил в стороне психологическую характеристику важного этапа становления человека, который соотносится с юностью (Bühler, 1923: V). Таким образом, первоначальный замысел исследования лежал в собственно психологической области, но он уже учитывал, что определенная часть тематики лежит в пограничных областях психологии и комплексных научных проблем: в этой связи называет «сексуальную науку» и сексуальную педагогику, молодежное движение, молодежное потребление, охрану прав молодежи и воспитание молодежи, школьные проблемы и др.

Бюлер сделала попытку обобщения многообразных эмпирических данных и информации из литературы для объяснения специфики юношеского . В ее руках были личные документы - дневники подростков (поначалу только девушек, но позже коллекция расширилась, и в распоряжении оказались и дневники юношей). Впоследствии этот путь эмпирического исследования подвергался критике и полученные в результате анализа дневников (сначала трех девушек, «затем их стало 14 и наконец 52», признавались малодостоверными (Критика…, 1982: 40). Однако надо учитывать, во-первых, то, что ведение дневников в культурных слоях европейских стран (включая и Россию) по крайней мере с XVIII в. было привычным занятием и важной техникой самоанализа и самовоспитания: дневнику доверялись душевные порывы и сомнения, это было место признаний, исповеди, покаяний, самокритики; во-вторых, критика исследовательской манеры основывалась на общем критическом отношении к качественной стратегии социологических исследований, которое позже само подверглось встречной критике и работа с жизненными историями, в том числе и единичными, получила в социологии признание. Работа с дневниками была в духе времени и оказалась вполне продуктивной. Материалы обработки дневников для характеристики пубертатного широко применялись как аргументация в научной литературе ее времени (Gruhle, 1930).

Бюлер впервые дала многостороннюю характеристику периоду созревания, или пубертации. Согласно ее определению, время пубертации - это «период, когда происходит становление первичных и вторичных половых признаков... Мы называем время вплоть до начинающегося полового созревания детством человека, последующие периоды пубертата и юности - молодостью» (Bühler, 1923: 9). Биологическая ориентация концепции подчеркивалась самим автором, от этого была поставлена в зависимость психологическая характеристика юношеского . Тезис о двусоставной конструкции молодости некоторыми исследователями ее творчества не был должным образом осмыслен. Это, в частности, дало повод для его критики в марксистской литературе. Но вполне последовательна: она проводит идею, что генеральной потребностью юношеского является «потребность в дополнении», вытекающая из полового инстинкта, однако реализуемая в разном контексте душевной жизни на этапах пубертата и юности.

Для потребность в дополнении - психологическое отражение того факта, что половое созревание порождает в качестве сопутствующего явления нарушение спокойствия индивида, его поиски партнера для продолжения рода. По , «чтобы обеспечить соединение с другим полом, сопутствующие созреванию явления должны вызвать у индивида потребность в дополнении, сделать его возбудимым, неудовлетворенным своей закрытостью, его Я должно открыться для встречи с Ты. В этом заключается биологический смысл созревания» (Bühler, 1923: 11). Необходимость в дополнении предопределяет, по , особый возрастной феномен - томление (Sehnsucht), которое выступает как основная черта психической структуры в этот период.

Потребность в дополнении реализуется на разных уровнях психологического созревания и осуществляется в двух формах: примитивной и культурной. Примитивная форма психологических реакций непосредственно зависит от биологической первоосновы. Она характеризуется повышенной чувствительностью, возбудимостью, усилением всех способностей и интересов, обострением чувства красоты, «стремлением к прихорашиванию и выставлению себя на передний план», желанием странствовать, наконец, тем самым томлением, роль которого в психической структуре личности периода молодости особо подчеркивала . Культурная форма психического созревания возвышается над примитивной и проявляется как душевное созревание. Явления этого класса образуют сложные формы душевной жизни, до­статочно автономные, но восходящие к тому же источнику, что и явления, образующие примитивную форму. Ш.Бюлер возводит и культурную форму (душевное созревание) к потребности в дополнении.

Л. С. Выготский подчеркнул значение такого разделения форм душевного созревания: «Отсюда социальное включение, выбор профессии и т. д., не связанные непосредственно с явлениями полового созревания, но в основе все же "потребность в дополнении”, из которой вытекают основные черты структуры этого . Та же потребность определяет также и душевное созревание: именно тоска и стремление, искание, которое дает всем функциям направленность на будущее» (Выготский, 1929: 62). Считая, что проявляла биологический редукционизм и односторонне ставила «в центр всего потребность в дополнении», Выготский тем не менее оценивал книгу как шаг вперед в отрицании примитивных связей всех изменений в переходном возрасте с половым созреванием (там же: 63).

От эмпирического обобщения потребности в дополнении идет к более глубокому различению биологической и психологической составляющих личности, что означает признание известной автономности двух аспектов созревания. В биологическом аспекте период пубертации заканчивается, «как только половой аппарат готов к использованию». Психологическая же сторона созревания раскрывается через характер и интересы индивида. В пубертатный период они проявляются в наиболее резких формах, чувства молодого человека накалены и при этом на фоне полового созревания и общего физического развития у него формируется повышенная уверенность в себе, что дает толчок возникающему стремлению к свободе, подготавливает «обособление индивидуума, гордую изоляцию и отделение от окружающего мира. Молодой человек удаляется в своей внутренней жизни от родителей, братьев и сестер, приятелей и друзей. В этой предфазе жизнеощущение совершенно положительно с самого начала» (Bühler, 1923: 52). подчеркивает, что в основе психического преобразования лежит динамическое развитие чувств: «Удивительно, в какой мере волей и интеллектом молодого человека могут управлять его чувства» (Ibid.: 97). При этом в период пубертата чувство не порождает той однородности, которую может приобретать страсть у взрослого человека. «Для этого молодежная жизнь чувства слишком хаотична, слишком разнообразна. Она посылает отдельные импульсы то сюда, то туда», потому и тщеславие легко переходит в покорность и преданность перед любимым, мужество самопожертвования чередуется с резким эгоизмом, упрямство с послушанием, усердие с утомлением (Ibid.: 97).

Бюлер раскрывает роль культурных факторов в психической жизни юношества. Характеризуя развитие воли в период пубертата, она отмечает, что сексуальное влечение только в условиях недостатка культуры приобретает немедленно «желаемое природой направление». В условиях более высокой культуры сексуальное развитие молодого человека «замедляет шаг», влечение отделяется, модифицируется. Дружба и энтузиазм, природа, искусство и умственные интересы выполняют эту отвлекающую роль, выступают своего рода культурным тормозом. На передний план выдвигаются, в частности, философские вопросы умственной жизни - на фоне возрастающей и глубоко испытанной внутренней уединенности. «Эти интересы часто встречаются только в юности, когда именно путь инстинкта, собственная цель тоски уже предвидится или узнается ясно и когда душа в самовоспитании готовится к дальнейшему ожиданию и бытию, ищет радости, поддержки и открывает на их пути новые значения» (Ibid.: 109).

В конечном итоге в период молодости интеллект достигает своей истинной вершины, воля - подлинной силы, складывается личность, формируются страсти, цели, идеалы.

Итак, (1) связала психическую и духовную жизнь в период молодости с физиологическим фактором - половым созреванием, но (2) показала эти процессы как автономные; она (3)выявила особенности развития чувств, воли и интеллекта в этот период, заметив и их стремительное, скачкообразное развитие, и особую подвластность воли и интеллекта чувствам; среди прочего установила (4) амбивалентность чувств и вслед за этим двойственность (или даже множественность) всего каркаса личностных характеристик на определенном этапе жизненного цикла человека, который завершается с уходом молодости; (5) предложила иную, чем у Г. С. и ряда других современных ей авторов (например А. Бидля), трактовку стадий молодости: она вынесла за пределы периода переходный , а внутри периода разделила две стадии, которые ею обозначены как отрочество (Pubertät, от 10–12 до 17 лет) и юность (Adoleszenz, от 17 до 21–24 лет). Интерес представляет то, что возрастные границы (прежде всего верхнюю границу юности) исследовательница связывала с социокультурными факторами. Именно поэтому она считала трудным делом определять, когда наступает конец юности. Римляне, напоминает , считали такой границей достижение 31 года жизни. Кроме того, что исследовательница признавала за такой практикой право в силу истории, она отмечала, что «сильное психическое бытие» до приблизительной стабилизации характера еще продолжается и в этом возрасте. Когда же юность считают завершающейся к 21 или 24 году жизни, то исходят из того, что к этому времени достигается уже «первый пункт спокойствия», наблюдается определенная устойчивость. «Первые буря и натиск отзвучали, наметилось общее направление будущей жизни, выбрана примерная точка опоры, и стремительность первых усилий по обретению мировоззрения, выбору профессии и формированию самого себя ослабевает и уступает место более спокойному темпу прогресса. Первые захватывающие переживания любви, природы, искусства и работы познаны, первое примерное социальное упорядочение осуществлено. Самая бурная часть развития жизни человека миновала» (Bühler, 1923: 27).

В такой трактовке верхней возрастной границы уже нет следов биологизаторства, это вполне социологическая характеристика, основанная и на признании значения факторов, которые на 40 лет позже назовут «социальным конструированием реальности».

Во многих современных концепциях молодежи обнаруживаются положения, сходные с выводом , согласно которому отрочество в психологическом плане характеризуется стремлением к отрицанию. У мальчиков негативизм оценок сопровождает почти весь ранний юношеский . Это, по , кризисная фаза развития, которая отрицательно оценивается обществом. Подросток, таким образом, оказывается на ничейной земле - он не ребенок и не взрослый. Подобные оценки широко распространены в социологии молодежи и сегодня. В них отразилась не столько теоретическая мысль, сколько бытовое представление о молодежи как носительнице общественной угрозы. В ряде случаев на этой основе выросли социологические интерпретации агрессивного поведения и экстремизма молодых людей - особенно школьников (Schubarth, Melzer, 1993). Здесь подростковый кризис исследуется в контексте особенностей западной социокультурной системы, и подобное рассмотрение представляется позитивным развитием на социологической почве идей о возрастном кризисе.

Соч .: Bühler, Ch. (1918) Das Märchen und die Phantasie des Kindes. Leipzig: Barth. 82 S.; Bühler, Ch. (1922) Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analyse und Theorie der psychischen Pubertät. Jena: G. Fischer. 104 S.; Bühler, Ch. (1923) Das Seelenleben des Jugendlichen. 2. erweiterte und völlig veränderte Aufl. Jena: G. Fischer. 210 S.; Bühler, Ch. (1928) Kindheit und Jugend. Genese des Bewusstseins. Leipzig: Hirzel. 308 S.; Bühler, Ch. & Hetzer, H. (1929) Zur Geschichte der Kinderpsychologie. In E. Brunswik, Ch. Bühler, H. Hetzer, L. Kardos, E. Köhler, J. Krug & A. Willwoll, Beiträge zur Problemgeschichte der Psychologie. Festschrift zu Karl Bühler´s 50. Geburtstag. Jena: G. Fischer, S. 204–224; Bühler, Ch. (1934) Drei Generationen im Jugendtagebuch. Jena: G. Fischer. 184 S.; Bühler, Ch., Baar, E., Danzinger-Schenk, L., Falk, G., Gedeon-S. & Hortner, G. (1937) Kind und Familie. Jena: G. Fischer. 172 S.; Bühler, Ch. (1965) Die Wiener Psychologische Schule in der Emigration // Psychologische Rundschau, 16, S. 187–196.

Лит .: Выготский, Л. С. (1929) Педология подростка. Задания 1–8. М. : Изд. бюро заоч. обучения при педфаке 2 МГУ. 172 с.; , А. И., Луков, В. А. (1999) : Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение. 255 с.; Критика буржуазных теорий молодежи (1982) : пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Б. К. Лисина. М. : Прогресс. 335 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарное исследование. М. : Канон+. 528 с.; Gruhle, H. W. (1930) Pubertät // Handwörterbuch der medizinischen Psychologie / Hrsg. von K. Birnbaum. Leipzig: Georg Thieme Verl., 1930. S. 458–463; Schubarth, W., Melzer, W. (1993) (Hrsg.) Schule, Gewalt und Rechtsextremismus: Analyse und Prä vention. Opladen: Leske + Budrich. 291 S.; Spranger, E. (1922) Humanismus und Jugendpsychologie. Berlin: Weidmannsche buchhandlung. 42 S.;

Передовые положения теории А. Адлера были восприняты немецким психологом Шарлоттой Бюлер. По праву можно утверждать, что именно ей принадлежит первая психологическая концепция жизненного пути личности. Ее книга «Жизнь человека как психологическая проблема» может рассматриваться как классическая и программная для психологии жизненного пути личности . Тридцать лет спустя после даты первого выхода в свет этой работы российский психолог Б. Г. Ананьев оценивал ее как основополагающую «при изучении жизненного пути личности и генетических связей между его фазами» .

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. В этом отношении концепция Ш. Бюлер является своеобразным прологом более поздних теорий в экзистенциальной психологии. Интенциональность постулируется в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность полагается врожденной структурой, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По слову Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности . Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» – врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» являет-

ся движущей силой психического развития личности, а их индивидуальная композиция обусловливает параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция – это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция – это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция – это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция – тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности. Легко заметить, что иерархия базовых тенденций, о которых рассуждает Ш. Бюлер, выступает прообразом «пирамиды» человеческих потребностей А. Маслоу. В целом понятие базисных тенденций соответствует духу гуманистической психологии, поскольку в нем отражена мысль об генетически заложенном проекте личности и индивидуального жизненного пути.

В таком теоретическом контексте жизненный путь определяется как история развития и объективации интенциональности личности. С точки зрения Ш. Бюлер, основной динамической тенденцией в структуре интенциональности служит стремление личности к самоосуществлению. Понятие самоосуществления сближается с понятиями самоактуализации и самореализации, предложенными А. Маслоу и К. Роджерсом. Однако понятие самоосуществления богаче и многостороннее. В нем отчетливо просматриваются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление – это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление – это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления. Кроме того, Ш. Бюлер не просто констатирует стремление личности к максимальному проявлению своих врожденных потенций, но также акцентирует возрастные особенности

самоосуществления. Действительно, для каждого возраста существует неповторимая форма самоосуществления личности. В детском возрасте – это спонтанность, в юношеском – зрелость и самостоятельность, во взрослом – творчество и генеративность, в пожилом – исполненность и мудрость. Поэтому нельзя судить о человеке как о неполноценном или неудачнике лишь на том основании, что он еще не достиг вершины исполненности. Как говорит Ш. Бюлер, каждому этапу жизненного пути – свои достижения и свершения .

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина – «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил экстрагировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать . По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья. Во взглядах Ш. Бюлер на психическую норму и патологию сквозят экзистенциально-гуманистические установки. По ее мнению, расстройство личности – это болезнь, в основе которой недостаток осмысленности и направленности жизни, стесненность внутренней свободы человека. Отсюда миссия психотерапии – вернуть человеку изначально присущую свободу, раскрепостить интенциональность, стимулировать активность самоопределения и самоосуществления.

Как истинный представитель гуманистической психологии Шарлотта Бюлер активно поддерживала идеографический подход к изучению личности и ее жизненного пути. Стержневой идеей данного подхода является тезис об уникальности и неповторимости каждого конкретного человека и своеобразии его жизненного пути.

Неслучайно выбор исследовательницы пал на биографический метод, который причисляется к основным методам идеографического подхода. Однако Ш. Бюлер признавала также наличие общих возрастных закономерностей самоосуществления личности. Подход, согласно которому все люди имеют некие общие черты, называется номотетическим. Периодизацию жизненного пути личности, предложенную Ш. Бюлер, можно считать элементом номотетического подхода.

Ш. Бюлер жизненный путь личности подразделяет на пять фаз. Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии» . Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые

«просыпается» потребность в самосознании и самоопределении. Первая фаза – от 16 до 20 лет, характеризуется низким уровнем активности самоопределения. Во второй фазе, которая начинается с 25–30 лет, человек ориентируется в различных видах деятельности, перебирает знакомства, развивает бурную социальную активность, что свидетельствует об активизации самоопределения. Однако в этот период субъективные представления личности о своем предназначении еще весьма туманны и неразборчивы. Наступление третьей фазы жизненного пути у разных людей происходит в разном возрасте. С точки зрения Ш. Бюлер, оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35–40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе. Четвертая фаза жизненного пути наступает приблизительно с

55–60 лет. Она совпадает с биологическим увяданием, исчерпанием творческих сил и жизненных целей. Закономерно, что на данном этапе активность самоопределения и самоосуществления снижается. В пятой фазе (с 65 лет до смерти) эта активность совсем угасает, в связи с чем человек быстро дряхлеет как индивид и стареет как личность. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Более поздние периоды человеческого развития были для тогдашней психологии непознанной областью. Однако критерии периодизации и общие принципы ее построения вызывают серьезные возражения. Можно возразить, например, по поводу того, что не во всех случаях финал человеческой жизни является подготовкой к умиранию. Возможны типы развития, в которых старость проходит в активном режиме: в заботе о потомках, в хобби и досуговых занятиях, в мемуарной деятельности. Но наиболее сильные возражения вызывает тезис о том, что топология и хронология жизненных фаз является повторением стадий детского развития. Эта избитая идея получила название закона рекапитуляции по аналогии с действующим в биологии морфогенетическим законом. Закон рекапитуляции в психологии жизненного пути имеет несколько трактовок. Первая из них гласит следующее: жизненный путь личности воспроизводит основные вехи исторического развития общества. Например, раннее детство сопоставляют с зарей человечества, когда мышление людей находилось на низком уровне развития; дошкольный возраст – время игры – соотносят с периодом греческой культуры; школьный возраст уподобляют схоластическому средневековью; подростковый возраст отождествляют с бунтарской эпохой Возрождения, а юношество – с реформаторской эпохой Просвещения. Вторая трактовка закона рекапитуляции звучит следующим образом: периоды взрослой жизни в масштабном виде повторяют стадии детства. Такой трактовки жизненного пути среди прочих придерживалась Шарлотта Бюлер.

Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие – единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека . Также была предложена простейшая типология жизненных событий. Согласно двум рядам жизненного пути личности – ряду внешней и ряду внутренней жизни – события подразделялись на объективные и субъективные. Первые – это изменения во внешней среде, вторые – изменения во внутреннем мире личности. Однако ряды внешних и внутренних событий мыслились как параллельные, не пересекающиеся между собой. Получалось, что жизненный путь раздваивается на две несвязанные

истории – духовную биографию и историю внешней жизни личности. Анализ событий жизненного пути преследовал цель выявления интенсивности самоопределения и самоосуществления личности. По мнению Ш. Бюлер, количество субъективных событий однозначно свидетельствует о напряженности самоопределения, ведь внутренние события – это своеобразные открытия личности, перемены в системе смыслов и ценностей. В качестве показателя активности самоосуществления бралось количество объективных событий, которые являются моментами объективации внутреннего мира личности, то есть вехами самоосуществления. В настоящее время анализ жизненного пути личности по событиям приобрел статус особого методологического подхода и методического принципа. Это так называемый событийный подход. Зарождение событийного подхода в психологии жизненного пути личности связано с именем Шарлотты Бюлер.

В заключение отметим еще одну важную особенность концепции жизненного пути Ш. Бюлер. Эта особенность имеет отношение к оригинальному принципу объяснения движущих сил жизненного пути, принятому в экзистенциальной и гуманистической психологии. Здесь узаконен так называемый телеологический принцип объяснения движущих сил развития личности и жизненного пути. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий. Поэтому в экзистенциальной и гуманистической психологии огромное значение придают интенциональности как средоточию регуляторных ценностей и смыслов. Жизненный путь и отдельные деяния личности обладают некоторыми производными свойствами – субъектностью, активностью и гетеростатичностью. Субъектность жизненного пути подразумевает активное вмешательство личности в естественный ход жизненных событий с тем, чтобы упорядочить их так, как того требуют жизненные ценности и смыслы. Активный характер осуществления личностью жизненного пути является свойством, противостоящим реактивности. Активность обнаруживается в том, что личность самостоятельно инициирует, изменяет и прекращает реализацию определенных перемен в своей жизни. Гетеростатичность означает то, что личность по ходу жизненного пути стремится с максимальной полнотой материализовать смысл жизни и преобразить свою судьбу. Это требует от нее большой внутренней и внешней работы, преодоления себя и сопротивления жизненных обстоятельств, «течения жизни». Противоположностью гетеростазиса является гомеостатическая установка ак-

тивности – стремление личности сбалансироваться с жизненными условиями путем минимизации собственных притязаний, ценой отказа от активности.

Таким образом, Ш. Бюлер является типичным представителем гуманистического направления в психологии жизненного пути личности. Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Ананьевым. Несмотря на недиалектическое понимание движущих сил психического развития, Ш. Бюлер была и остается первопроходцем в области освоения сложнейших проблем психологии. В поздних исследованиях Ш. Бюлер были намечены научные проблемы, которые впоследствии составили проблемное поле экзистенциальной психологии и современной психологии жизненного пути. Это проблемы смысла жизни и жизненных целей, отношения личности к смерти и собственной судьбе, с которыми читатель еще не один раз столкнется на страницах этой книги.

Первая и наиболее крупная по своему теоретическому потенциалу постановка проблемы жизненного пути была отмечена у
Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое время жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

– биолого-биографический – исследование объективных условий, основных событий жизни и поведения в этих условиях;

– историко-психологический – изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека;

– психолого-социальный – исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.

Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (от 16–20 до 25–30 лег) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т.е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Рассматривая жизненный путь как специфическую форму человеческой жизни, Ш. Бюлер видела основное предназначение жизни в проявлении стремления к самоактуализации. Самоактуализация, по ее мнению, служит итогом самореализации человека в различных сферах деятельности, главным образом в профессии и семейной жизни. Жизненный путь в этом случае складывается из внешних и внутренних событий, являющихся его основными единицами.

Итак, для понимания проблемы жизненного пути личности, с точки зрения Ш. Бюлер, становятся важными следующие положения:

а) жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

б) главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к всесторонней реализации самого себя;

в) реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

г) самоосуществление – итог жизненного пути.

(20.12.1893, Берлин — 03.02.1974, Штутгарт) - австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюлера . Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина, Мюнхена. С 1920 г. Бюлер - приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. - приват-доцент, а с 1929 г. - профессор Венского университета, в 1938- 1940 гг. профессор университета г. Осло (Норвегия), с 1940 г. профессор университета Лос-Анджелеса. Одновременно Бюлер занималась частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Бюлер становится одним из лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации гуманистической психологии. Довоенные исследования Бюлер посвящены преимущественно проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность, прежде всего, диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Бюлер к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности («Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem», Leipzig, 1933; «Goettingen», 1959), которая считается началом пихолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие методы, разработанные Бюлер в этот период, сохраняют свое значение и по сей день. Во второй, американский период своей научной деятельности (1940-1970 гг.) Бюлер продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Бюлер руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает у Брюлер как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути.

Основные труды: «Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни», М.-Л., 1931 (совм. С Б. Тюдор-Гарт, Г. Гецер); «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); «Das Seelenleben des Jugendlichen». Jena, 1922 - 1967 (6 изданий); «Kindheit und Jugend». Leipzig, 1938; Göttingen, 1967 (4 издания); «Kind und Familie». Jena, 1937; «Values in psychotherapie». New York, 1962; «Die Psychologie im Leben unserer Zeit», 1962; «Wenn das Leben gelingen soll», 1968; «The course of human life». New York, 1968 (совм. с F. Massarik); «Introduction to humanistic psychology», 1972 (совм. M. Allen).

Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова

error: Content is protected !!