Положение о внутреннем контроле в организации образец. Внутренний финансовый контроль. Фрагмент Положения о внутреннем контроле

Факты хозяйственной деятельности осуществляются в организации постоянно и непрерывно: отгружаются товары для продажи, выпускается готовая продукция, приходуются материальные ценности на склад, поступают деньги на расчетный счет и в кассу организации, расходуются денежные средства на оплату продавцам за приобретенные у них товары (работы, услуги), выдачу зарплаты работникам и т. д.

Статья 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» обязывает вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности . В дополнение к этому компания обязана осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, если ее отчетность подлежит обязательному аудиту (за исключением тех случаев, когда руководитель компании принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Процедуры внутреннего контроля должны быть задокументированы.

Основные требования, которые предъявляют к отчетности и выполнение которых проверяют внутренние контролеры:

  • достоверность — отчетность должна отражать реальные хозяйственные операции, которые можно легко проверить и подтвердить документально;
  • полнота — отчетность должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать в себя соответствующие комментарии;
  • нейтральность — отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц;
  • преемственность — последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.

Компания сама решает, каким образом организовать внутренний контроль:

  • создать отдел внутреннего контроля, внутреннего аудита, ревизионный отдел;
  • заключить договор со сторонней организацией.

ЭТО ВАЖНО

Выбирая способ контроля, нужно руководствоваться принципом разумности: трудозатраты при осуществлении контрольных функций должны быть сопоставимы с полученным результатом.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Субъект внутреннего контроля — это собственник, работник организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей.

Субъекты внутреннего контроля целесообразно распределить следующим образом:

  • первый уровень (главное звено) — участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);
  • второй уровень — исполнители, непосредственно выполняющие возложенные на них обязанности по осуществлению контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита, члены ревизионной комиссии и т. д.);
  • третий уровень — сотрудники, выполняющие контрольные функции в силу своих служебных обязанностей (административно-управленческий персонал, персонал, обслуживающий компьютерные системы, сотрудники отдела бухгалтерского учета, маркетинговой службы и др.);
  • четвертый уровень — сотрудники, осуществляющие контроль в силу производственной необходимости (рабочие, иные технические работники, участвующие в производственном процессе и контролирующие работу оборудования).

Объект внутреннего контроля — это предмет, на который направлено контрольное воздействие. Объектами внутреннего контроля могут быть:

  • человеческие, финансовые, материальные, информационные ресурсы организации;
  • системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;
  • результаты функционирования организации и т. п.

Система внутреннего контроля должна быть организована так, чтобы обеспечить руководству, инвесторам, учредителям, иным заинтересованным лицам уверенность в том, что:

  • включенная в бухгалтерскую (финансовую) отчетность информация полная, достоверная, правильно классифицирована и оценена;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность дает верное и объективное представление о деятельности предприятия в целом;
  • средства предприятия не могут быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
  • любая информация, относящаяся к коммерческой тайне организации, надежно защищена;
  • все существенные замечания и недостатки вовремя выявляются и исправляются, риски по возможности сводятся к минимуму;
  • внутренняя отчетность оперативно передается лицам, уполномоченным принимать управленческие решения.

В связи с этим при осуществлении внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности уделяют внимание следующим контрольным процедурам :

  • сверке остатков на отчетную дату в первичных документах (выписках банка, отчетах кассира, актах сверки, материальных отчетах, карточках складского учета) с остатками, числящимися на счетах бухгалтерского учета;
  • сопоставимости остатков по счетам бухгалтерского учета, отраженных в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге на начало и конец отчетного периода (года), с данными, указанными в бухгалтерском балансе;
  • инвентаризации материальных ценностей и обязательств;
  • проверке соответствия ведения бухгалтерского учета и сформированной на его основании бухгалтерской отчетности требованиям законодательства, положениям учетной политики и рабочему плану счетов;
  • проверке первичных документов, на основании которых делаются записи в бухгалтерском учете.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Процедуры внутреннего контроля должны быть описаны в рабочих и отчетных документах. Рабочие документы составляют в ходе проверки. В них кратко описывают контрольную процедуру и порядок ее выполнения, фиксируют замечания. На основании рабочих документов заполняют Журнал (регистры) финансового контроля , в котором указывают:

  • предмет контроля;
  • должность, инициалы ответственных лиц проверяемого объекта (например, при проверке бухгалтерской отчетности указывают инициалы главного бухгалтера);
  • должность, инициалы лица, ответственного за проведение проверки (руководитель службы внутреннего аудита, финансовый директор и т. д.);
  • замечания и время на их устранение;
  • подпись лица, осуществляющего проверку и составившего документ.

По окончании проверки составляют отчет и оценивают работу проверяемого подразделения . В отчете необходимо указать объект проверки, проведенные контрольные процедуры, выявленные замечания, риски и предложения по их устранению, сроки устранения, ответственных за исправление замечаний. Шкала и параметры оценки отражаются в Протоколе внутренней проверки, который прикладывается к отчету.

Подготовительным документом к проведению внутреннего контроля служит Карта внутреннего финансового контроля. Она содержит наименование объекта проверки, инициалы руководителя проверяемого объекта, периодичность контроля, инициалы должностных лиц, осуществляющих контрольные действия, а также иные необходимые данные.

При разработке Карты внутреннего финансового контроля учитывают следующее:

  • актуальность проверок и их периодичность;
  • степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, техническими, материальными и финансовыми);
  • равномерность распределения нагрузки контролеров.

Рассмотрим на примере, какие формы внутреннего контроля можно применить на предприятии и как их нужно заполнять.

ПРИМЕР

Строительная компания-подрядчик выполняет строительно-монтажные работы на объектах в соответствии с договорами подряда, заключенными с генеральным подрядчиком. Работы ведутся на нескольких объектах как собственными силами, так и с привлечением субподрядчиков.

Компания имеет службу внутреннего контроля, которая контролирует:

  • ведение бухгалтерского учета, подготовку и составление бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение сроков выполнения работ согласно графику, согласованному с заказчиком;
  • соблюдение заказчиками сроков оплаты работ, указанных в договоре подряда (выявляет при этом просроченную задолженность, возможности к ее истребованию);
  • учет работ, выполняемых собственными силами, по каждому объекту строительства и определяет финансовый результат в конце каждого квартала по такому объекту;
  • использование материальных ресурсов.

При осуществлении внутреннего контроля используется Карта внутреннего финансового контроля (планово-подготовительный документ). Пример такой карты за 2015 г. представлен в табл. 1.

Таблица 1. Карта внутреннего финансового контроля за 2015 г.

Объект внутреннего финансового контроля

Периодичность проведения контроля

Ответственный проверяемого объекта

Ответственный за проведение контроля

Контрольные процедуры

Бухгалтерская отчетность

Ковалев А. И. —руководитель службы внутреннего контроля

Проверка первичных документов, методов и способов отражения хозяйственных операций на соответствие законодательству и внутренним нормативным актам, сопоставимость статей бухгалтерской отчетности, счетов бухгалтерского учета и первичных документов

Учет работ, выполняемых собственными силами, по каждому объекту строительства, определение прибыли (убытка) в конце каждого квартала по этому объекту, использование материальных ресурсов

Иванова В. И. — главный бухгалтер

Климов М. Н. — главный инженер

Сверка показателей первичных документов по учету материалов с данными бухучета, проверка обоснованности и норм списания МПЗ, участие в инвентаризации МПЗ на объекте

Дебиторская задолженность

Ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Кириенко А. В. — старший менеджер

Авдеев С. И. — коммерческий директор

Выявление просроченной задолженности заказчиков по оплате, наличие предъявленных претензий и расчетов по оплате неустоек

Объект проверки — дебиторская задолженность на 31.12.2015

  1. Контрольная процедура «Выявление просроченной дебиторской задолженности заказчиков и документов по ее востребованию».

В ходе проведения указанной процедуры составляется рабочий документ —таблица данных по просроченной дебиторской задолженности на конец проверяемого периода и расчет неустойки (табл. 2).

Таблица 2. Просроченная дебиторская задолженность по состоянию на 31.12.2015, руб.

Заказчик

Сроки погашения задолженности по договору

Дата подписания акта выполненных работ КС-2

Сумма просроченного долга

Количество дней просрочки на 31.12.2016

Размер неустойки

Сумма неустойки

Наличие претензии к заказчику

ООО «Монолит»

ООО «Домстрой»

Оплата в течение 10 рабочих дней после подписания КС-2

1/300 ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый календарный день просрочки

Итого

8 525 000

1 375 416,67

Результаты проверки, указанные в рабочих документах, переносятся в Журнал внутреннего финансового контроля. Пример заполнения такого Журнала по объекту «Дебиторская задолженность на 31.12.2015» представлен в табл. 3.

Таблица 3. Журнал внутреннего финансового контроля по проверке дебиторской задолженности на 31.12.2015

Дата проверки

Предмет контроля и контрольные действия

Выявленные нарушения

Старший менеджер Кириенко А. В.

Коммерческий директор Авдеев С. И.

Выявление просроченной дебиторской задолженности заказчиков

Не предъявлена претензия заказчикам ООО «Монолит» и ООО «Домстрой» о не поступившей в срок оплате, не начислена неустойка

До 20.01.2016/старший менеджер

Контролер И. С. Марченко

Объект проверки — учет работ, выполняемых собственными силами, и контроль за использованием материальных ресурсов в IV кв. 2015 г.

1. Контрольная процедура «Определение прибыли (убытка) по каждому объекту строительства за IV кв. 2015 г., работы на котором выполнялись собственными силами».

Заполненный рабочий документ по данной процедуре представлен в табл. 4.

Таблица 4. Определение прибыли (убытка) по объектам строительства за IV кв. 2015 г., руб.

Объект строительства

Выручка

Материальные затраты

Эксплуатация стройтехники

Зарплата

Прибыль

Студенческое общежитие

Больница

Итого

12 627 609

1 926 245

5 586 025

2 120 200

2 735 139

2. Контрольная процедура «Сопоставление фактически списанных материалов с нормой, определенной в сметных расчетах».

Пример заполнения рабочего документа по указанной процедуре представлен в табл. 5.

Таблица 5. Сопоставление нормы с фактическим расходом материалов на объекте

Объект строительства

Сумма фактически использованных МПЗ за декабрь (материальный отчет КС-19), руб.

Нормы списания МПЗ за декабрь (отчет о расходах материалов КС-29), руб.

Разница, руб.

Экономия/перерасход

Студенческое общежитие

Перерасход

Больница

Перерасход

Перерасход

Итого

1 853 040

1 740 710

3. Контрольная процедура «Определение материалов, по которым был перерасход, и расчет расхода наиболее часто используемого материала по норме и факту».

Пример заполнения рабочего документа по данной процедуре представлен в табл. 6.

Таблица 6. Расчет расхода строительных материалов по норме и факту

Наименование МПЗ

Единица измерения

Норматив на 100 м 2

Выполнение

Норма по смете

Списано по факту

Отклонение нормы от факта в материальном отчете

Цементный раствор

На 1000 кг больше

Керамогранит

На 300 м 2 больше

Клей плиточный

На 500 кг больше

4. Контрольная процедура «Проверка расхода ГСМ стройтехники, используемой на объекте, сопоставление фактически израсходованных за месяц горюче-смазочных материалов по путевым листам с нормой их расхода, установленной в организации».

Рабочий документ по указанной контрольной процедуре представлен в табл. 7.

По итогам проверки заполняется Журнал внутреннего финансового контроля (табл. 8).

Таблица 8. Журнал внутреннего финансового контроля по проверке учета работ, выполняемых собственными силами, и обоснованного использования ресурсов в IV кв. 2015 г.

Дата проверки

Руководитель объекта проверки

Лицо, ответственное за проведение проверки

Контрольные действия

Выявленные нарушения

Дата устранения замечания

Подпись лица, осуществлявшего контрольные процедуры

На основании КС-2 рассчитывалась прибыль (убыток) по каждому объекту за IV кв. 2015 г., работы на котором выполнялись собственными силами

Не выявлено

Руководитель службы внутреннего контроля А. И. Ковалев

Главный бухгалтер Иванова В. И.

Руководитель службы внутреннего контроля Ковалев А. И., главный инженер Климов М. Н.

Сравнивалось фактическое списание МПЗ с нормой

Установлено сверхнормативное списание МПЗ на объектах строительства. Нужно выяснить причину списания сверх нормы

До 25.02.2016/главный инженер

Контролер И. С. Марченко

Объект проверки — бухгалтерская отчетность

Итоговый отчетный регистр бухгалтерского учета — оборотно-сальдовая ведомость. На ее основании формируется бухгалтерский баланс. Оборотно-сальдовая ведомость строительной компании за 2015 г. представлена в табл. 9.

Таблица 9. Оборотно-сальдовая ведомость за 2015 г., руб.

Счет

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Итого

51 549 060,28

51 549 060,28

617 438 516,08

617 438 516,08

26 304 236,48

26 304 236,48

1. Контрольная процедура «Сопоставление показателей в отчетных регистрах бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

Пример заполнения рабочего документа по данной процедуре приведен в табл. 10 и 11.

Таблица 10. Сопоставление показателей бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса

Счета бухгалтерского учета

Сумма, тыс. руб.

Бухгалтерский баланс (строки)

Сумма, тыс. руб.

Выявленные отклонения

I . Внеоборотные активы

Разница между остатками по счетам:

Дебет счета 01 «Основные средства» минус Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» = 660 275,03 - 444 103,31 = 216 171,72 руб., или 216 тыс. руб.

Стр. 1130 «Основные средства»

Строка 1130 = 216 171,72 руб., или 216 тыс. руб.

Ст р. 1100 «Итого по разделу I »

II. Оборотные активы

Сальдо по Дебету счета 10 «Материалы» = 8 151 290,43 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 41 «Товары» = 273 860,69 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» = 11 942,23 руб.

Итог: 8 437 093,35 руб., или 8437 тыс. руб.

Стр. 1210 «Запасы»

Сальдо по Дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» = 0

Стр. 1220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Сальдо по Дебету счета 60.2 «Авансы выданные» = 793 341,48 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» = 9 557 446,88 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» = 74 650,29 руб.

Итог: 10 425 438,65 руб., или 10 425 тыс. руб.

Стр. 1230 «Дебиторская задолженность»

Сальдо по Дебету счета 50 «Касса» = 17,70 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 51 «Расчетные счета» = 2 714 979,70 руб.

Итог: 2 714 997,40 руб., или 2715 тыс. руб.

Стр. 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты»

Сальдо по Дебету счета 58 «Финансовые вложения» = 560 541,61 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» = 3 505 890,44 руб.

Итог: 4 066 432,05 руб., или 4067 тыс. руб.

Стр. 1240 «Финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов»

Сумма строк: 1210 + 1220 + 1230 + 1240 + 1250 = 8437 + 10 425 + 4067 + 2715 = 25 644 тыс. руб.

Стр. 1200 «Итого по разделу II »

Баланс активов

Сумма строк: 1100 + 1200 = 216 + 25 644 = 25 860 тыс. руб.

Стр. 1600 «Баланс »

III . Капитал и резервы

Сальдо по Кредиту счета 80 «Уставный капитал» = 50 000 руб., или 50 тыс. руб.

Стр. 1310 «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)»

Сальдо по Кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» = 3 018 629,41 руб., или 3019 тыс. руб.

Стр. 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Сумма строк: 1310 + 1370 = 50 000 + 3 018 629,41 = 3 068 629,41 руб., или 3069 тыс. руб.

Стр. 1300 «Итого по разделу III »

V . Краткосрочные обязательства

Суммируются остатки по Кредиту счетов:

60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» = 20 444 071,64 руб. плюс 62.2 «Авансы полученные» = 1 852 415,01 руб. плюс 68 «Расчеты по налогам и сборам» = 18 520,94 руб. плюс 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (в части задолженности) = 83 316,09 руб. плюс 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» = 393 180,08 руб.

Итог: 22 791 503,76 руб., или 22 791 тыс. руб.

Стр. 1520 «Кредиторская задолженность»

Строка 1520 = 22 791 тыс. руб.

Стр. 1500 «Итого по разделу V »

Баланс пассивов

Сумма строк: 1300 + 1500 = 3069 + 22 791 = 25 860 тыс. руб.

Стр. 1700 «Баланс »

Таблица 11. Сопоставление показателей бухгалтерского учета и отчета о финансовых результатах

Счета бухгалтерского учета

Сумма, тыс. руб.

Отчет о прибылях и убытках (строки)

Сумма, тыс. руб.

Выявленные отклонения

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Разница между кредитовым оборотом счета 90.1 «Выручка» и дебетовым оборотом счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость» = 76 262 128,95 - 11 633 206,09 = 64 628 922,86 руб., или 64 629 тыс. руб.

Стр. 2110 «Выручка»

Дебетовый оборот счета 90.2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитовым оборотом счета 20 «Основное производство» = 38 732 965,11 руб. и счета 41 «Товары для продажи» = 17 885 926,60 руб.

Итог: 56 618 891,71 руб., или 56 619 тыс. руб.

Стр. 2120 «Себестоимость продаж»

Разность строк: 2110 - 2120 = 64 629 - 56 619 = 8010 тыс. руб.

Стр. 2100 «Валовая прибыль/убыток»

Дебетовый оборот счета 90.2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитовым оборотом счета 44 «Коммерческие расходы»

Стр. 2210 «Коммерческие расходы»

Дебетовый оборот счета 90.2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитовым оборотом счета 26 «Общехозяйственные расходы» = 7 106 304,89 руб., или 7106 тыс. руб.

Стр. 2220 «Управленческие расходы»

Разность строк: 2100 - 2210 - 2220 = 8010 - 7106 = 904 тыс. руб.

Стр. 2200 «Прибыль/убыток от продаж»

Прочие доходы и расходы

Кредитовый оборот счета 91.1 «Прочие доходы» в аналитике учета «Проценты, полученные от долевого участия в других организациях»

Стр. 2310 «Доходы от участия в других организациях»

Кредитовый оборот счета 91.1 «Прочие доходы» в аналитике учета «Проценты полученные», в том числе по кредитам выданным = 170 460,30 руб., или 170 тыс. руб.

Стр. 2320 «Проценты к получению»

Дебетовый оборот счета 91.2 «Прочие расходы» в аналитике учета «Проценты уплаченные», в том числе проценты по полученным кредитам и займам = 0

Стр. 2330 «Проценты к уплате»

Кредитовый оборот счета 91.1 «Прочие доходы», где указаны доходы от реализации материалов за минусом начисленной суммы НДС = 0

Стр. 2340 «Прочие доходы»

Дебетовый оборот счета 91.2 «Прочие расходы», где отражены себестоимость реализованных на сторону материалов, услуги банка, начисленные штрафные санкции за неисполнение обязательств по договорам = 380 087,38 руб., или 380 тыс. руб.

Стр. 2350 «Прочие расходы»

Бухгалтерская прибыль

Строки 2200 + 2310 + 2320 - 2330 + 2340 - 2350 = 904 + 170 - 380 = 694 тыс. руб.

Стр. 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения»

В этой строке отражается сумма налога на прибыль, рассчитанная в налоговом учете и указанная в стр. 180 Листа 02 Налоговой декларации по прибыли = 5 500 000 руб., или 5500 тыс. руб.

Стр. 2410 «Текущий налог на прибыль»

Разность строк: 2300 - 2410 = 694 - 190 = 504 тыс. руб.

Стр. 2400 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»

2. Контрольная процедура «Сопоставление данных первичных документов и счетов бухгалтерского учета, проверка первичных документов по форме и содержанию на соответствие требованиям законодательства».

Уровень существенности, принятый в строительной компании при подтверждении достоверности финансовой отчетности, — 5 % от валюты баланса. Валюта баланса — 25 860 тыс. руб. Соответственно, уровень существенности будет составлять 1293 тыс . руб . Несущественные суммы строк финансовой отчетности во внимание не принимаются.

Пример заполнения рабочего документа к указанной контрольной процедуре с учетом уровня существенности представлен в табл. 12.

Таблица 12. Сопоставление данных первичных документов и счетов бухгалтерского учета

Регистры бухучета

Сумма, руб.

Подтверждающие документы, предъявленные на проверку

Замечания

Дебет счета 10 «Материалы»

Остатки МПЗ на 31.12.2015 в материальных отчетах прорабов по объектам строительства за декабрь

Не представлен материальный отчет по объекту больница

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Акты сверки расчетов с заказчиками

Отсутствуют акты сверки с заказчиком ООО «Монострой» (объект — студенческое общежитие) — не подтверждена задолженность на сумму 2 500 000 руб.

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Выписки банка

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредитный договор на выдачу кредита сотруднику организации, ведомость расчетов процентов, расходные ордера, подтверждающие погашение кредита сотрудником

Существенных расхождений не выявлено

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Акты сверки расчетов с поставщиками и субподрядчиками

Отсутствуют акты сверки с поставщиком ООО «Сатурн» — не подтверждена кредиторская задолженность на сумму 1 350 000 руб.

Кредит счета 62.2 «Авансы полученные»

Акты сверки расчетов с заказчиками, оплатившими аванс

Существенных расхождений не выявлено

Кредитовый оборот счета 90.1 «Выручка» без НДС

Акты выполненных работ

Существенных расхождений не выявлено

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 20 «Основное производство» и счета 41 «Товары для продажи»

Акты выполненных работ, отчеты по форме М-29, товарные накладные

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы»

Отчеты по заработной плате и начисленным страховым взносам АУП

Существенных расхождений не выявлено

По итогам проверки оформляется Журнал внутреннего финансового контроля (табл. 13).

Таблица 13. Журнал внутреннего финансового контроля по проверке бухгалтерской отчетности за 2015 г.

Дата проверки

Руководитель объекта проверки

Лицо, ответственное за проведение проверки

Контрольные действия

Выявленные нарушения

Дата устранения замечания/ответственный

Подпись лица, осуществлявшего контрольные процедуры

Главный бухгалтер Иванова В. И.

Руководитель службы внутреннего контроля Ковалев А. И.

Сопоставлены данные регистров бухучета и финансовой отчетности

Не выявлено

Руководитель службы внутреннего контроля А. И. Ковалев

Главный бухгалтер Иванова В. И.

Руководитель службы внутреннего контроля Ковалев А. И.

Сопоставлены данные первичных документов и счетов бухгалтерского учета

Отсутствуют некоторые первичные учетные документы, подтверждающие записи в бухучете. Следует истребовать необходимые документы

До 25.03.2016/главный бухгалтер

Контролер И. С. Марченко

Оценка работы бухгалтерского подразделения за 2015 г. дается в Протоколе внутренней проверки.

Протокол № 1 от 29.02.2016 «Оценка системы внутреннего контроля и подготовки бухгалтерской отчетности за 2015 г

Раздел

Название раздела

Оценка

Примечание

Требования к документации

Соответствие требованиям законодательства, формам, утвержденным в учетной политике

Составление уполномоченными лицами в сроки, указанные в графике документооборота

Отражение хозяйственных операций в соответствии с первичной документацией

Ответственность руководства

Выполнение поставленных перед отделом целей

Организация работы отдела

Ответственность, полномочия и их взаимосвязь

Управление ресурсами

Обеспечение материальными ресурсами

Обеспечение трудовыми ресурсами

Инфраструктура

Производственная среда

Проведение процесса

Бухгалтерский учет

Качество выполнения бухгалтерского учета

Данные аналитического учета соответствуют оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Своевременность, полнота и последовательность отражения бухгалтерских операций

Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации

Измерение, анализ

Арифметические методы

Мониторинг и измерения

Анализ данных

Итого количество баллов по столбцам

Количество очков с оценкой 3

Количество очков с оценкой 2

Количество очков с оценкой 1

Количество очков с оценкой 0

Итого количество очков

Максимальное количество очков

Итоговая оценка в баллах

Примечание к Протоколу:

3 балла — процедура соответствует требованиям процесса и его качеству, полностью выполняется;

2 балла — процедура соответствует требованиям процесса и его качеству, но выполняется не полностью;

1 балл — не полностью соответствует требованиям процесса и его качеству, не выполняется;

0 баллов — не соответствует требованиям процесса.

Ковалев А. И. Ковалев

Главный бухгалтер Иванова В. И. Иванова

Контролер Марченко И. С. Марченко

По результатам проверки достоверности бухгалтерской отчетности, на основании рабочих документов и Журнала внутреннего финансового контроля составляется отчет о проведенной проверке.

Отчет по результатам проведения внутреннего финансового контроля

за составлением бухгалтерской отчетности за 2015 г.

Цель проведения: контроль за подготовкой и составлением бухгалтерской отчетности за 2015 г.

Дата начала проверки: 25.02.2016.

Дата окончания проверки: 29.02.2016.

Состав группы:

  • руководитель службы внутреннего контроля — Ковалев А. И.;
  • внутренний контролер — Марченко И. С.

Перечень документов, предъявленных на проверку:

  • оборотно-сальдовая ведомость за 2015 г.;
  • бухгалтерский баланс за 2015 г.;
  • отчет о финансовых результатах за 2015 г.;
  • учетная политика;
  • договоры подряда, договоры поставки, сметная документация, первичная документация (товарные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, материальные отчеты прорабов, отчеты о расходе материалов на объектах, кассовые документы, платежные поручения и т. п.).

Уровень существенности — 1293 тыс. руб.

Краткий перечень основных замечаний и рекомендаций

Выявленные замечания

Последствия

Ответственный

Сроки исполнения

Не подтверждены материальные запасы по местам хранения, снижен контроль за сохранностью материальных ресурсов

Прораб должен представить материальный отчет по объекту больница. Отчет должен быть подтвержден главным инженером

Главный инженер Климов М. Н.

Не представлен отчет М-29 о расходе материалов за ноябрь и декабрь по объекту больница

Не подтверждена себестоимость объекта больница, снижен контроль за использованием материальных ресурсов

Прораб должен представить отчет М-29 по объекту больница. Отчет должен быть подтвержден главным инженером

Главный инженер Климов М. Н.

Отсутствуют акты сверки с поставщиком ООО «Сатурн»

Не подтверждена кредиторская задолженность по стр. 1520 на сумму 1 350 000 руб.

Старшему менеджеру Кириенко А. В. истребовать у ООО «Сатурн» акт сверки расчетов на 31.12.2015 и представить его в бухгалтерию

Отсутствуют акты сверки с заказчиком ООО «Монострой» (объект — студенческое общежитие)

Не подтверждена дебиторская задолженность по стр. 1230 на сумму 2 500 000 руб.

Старшему менеджеру Кириенко А. В. истребовать у ООО «Монострой» акт сверки расчетов на 31.12.2015 и представить его в бухгалтерию

Финансовый директор Авдеев С. И.

Заключение: принимая во внимание материалы рабочих документов и данные Журнала внутреннего финансового контроля, бухгалтерскую отчетность за 2015 г. можно назвать достоверной во всех существенных отношениях.

Приложения к настоящему Отчету:

1. Протокол внутренней проверки № 1 от 29.02.2016.

2. Журнал внутреннего финансового контроля № 3 от 28.02.2016.

Руководитель группы по контролю Ковалев А. И. Ковалев

Согласовано:

Главный бухгалтер Иванова В. И. Иванова

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем финансовом контроле разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",

Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению",

[выбрать нужное:

Для казенного учреждения:

- От 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (далее - Инструкция N 162н);

Для бюджетного учреждения:

- От 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н);

Для автономного учреждения:

- От 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"]

И уставом учреждения.

Положение устанавливает цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на обеспечение соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета (плана), повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на эффективное использование средств бюджета.

Система внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и мероприятий внутреннего контроля.

1.3. Система внутреннего контроля обеспечивает:

Установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативно-правовых актов и положениям учетной политики учреждения, а также принятым регламентам и полномочиям сотрудников;

Достоверность и полноту отражения фактов хозяйственной жизни в учете и отчетности учреждения;

Своевременность подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Предотвращение ошибок и искажений;

Недопустимость финансовых нарушений в процессе деятельности учреждения;

Сохранность имущества учреждения.

1.4. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

Плановые документы (калькуляции, расчеты плановой себестоимости, план материально-технического снабжения и иные плановые документы учреждения);

Контракты и договоры на приобретение продукции (работ, услуг), оказание учреждением платных услуг;

Локальные акты учреждения;

Первичные подтверждающие документы и регистры учета;

Факты хозяйственной жизни, отраженные в учете учреждения;

- [выбрать нужное:

Для казенного учреждения - бюджетная;

Для бюджетного и автономного учреждений - бухгалтерская], финансовая, налоговая, статистическая и иная отчетность учреждения;

Имущество и обязательства учреждения;

Штатно-трудовая дисциплина.

1.5. Субъектами системы внутреннего контроля являются:

Руководитель учреждения и его заместители;

Комиссия по внутреннему контролю;

Руководители и работники учреждения на всех уровнях.

Разграничение полномочий и ответственности органов (лиц), задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

1.6. Внутренний контроль в учреждении основывается на следующих принципах:

Принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством РФ и локальными актами учреждения;

Принцип независимости - субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

Принцип объективности - внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

Принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее выполнение контрольных функций;

Принцип системности - проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на [указать должность, фамилию и инициалы].

2.2. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляют:

[выбрать нужное:

1) руководители всех уровней;

2) работники учреждения;

3) комиссия по внутреннему контролю;

4) иные лица].

2.2.1. [при осуществлении контроля Комиссией]

Комиссия по внутреннему контролю утверждается

[выбрать нужное:

1) настоящим Положением;

2) приказом руководителя учреждения.

Утвердить постоянно действующую комиссию по внутреннему контролю в следующем составе:

1) Председатель комиссии: [указать: должность, фамилию и инициалы];

2) Члены комиссии: [указать: должности, фамилии и инициалы].

Состав комиссии по внутреннему контролю утверждается отдельным приказом руководителя учреждения.]

2.3. Учреждение применяет следующие процедуры внутреннего контроля:

[выбрать нужное:

Документальное оформление: записи в регистрах бухгалтерского учета осуществляются только на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений - исключительно на основе расчетов);

Подтверждение соответствия между объектами (документами) и (или) их соответствия установленным требованиям; соотнесение оплаты материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей;

Санкционирование сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;

Сверка расчетов учреждения с поставщиками и покупателями (прочими дебиторами и кредиторами) для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности

Сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги;

Разграничение полномочий и ротация обязанностей;

Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

Надзор за правильностью сделок, учетных операций; за точностью составления смет, планов; за соблюдением сроков составления отчетности;

Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами: регламент доступа к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедура восстановления данных, процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем; логическая и арифметическая проверка данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни. Исключается внесение исправлений в информационные системы без документального оформления;

Иные процедуры].

2.4. Методами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные процедуры, указанные в п. 2.3 настоящего Положения, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности.

2.5. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:

Предварительный контроль;

Текущий контроль;

Последующий контроль.

2.5.1. В рамках предварительного контроля осуществляется:

[выбрать нужное:

Проверка документов учреждения до совершения хозяйственных операций в соответствии графиком документооборота, проверка расчетов перед выплатами;

Проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров), визирование договоров и прочих документов, из которых вытекают денежные обязательства;

Контроль за принятием обязательств учреждения в пределах утвержденных плановых назначений;

Проверка проектов приказов руководителя учреждения;

Проверка бухгалтерской, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания;

Иные действия].

2.5.2. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе и включает в себя:

[выбрать нужное:

Проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета (плана);

Осуществление мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;

Анализ главным бухгалтером (его заместителем) конкретных журналов операций (в том числе в обособленных подразделениях) на соответствие методологии учета и положениям учетной политики учреждения;

Контроль за соблюдением правил осуществления кассовых операций, оформления кассовых документов, установленного лимита кассы, хранением наличных денежных средств; проведение внезапных ревизий кассы; ежедневное составление Справок о фактическом наличии денежных средств, хранящихся в кассе (с покупюрной разбивкой);

2.5.3. При проведении мероприятий последующего контроля в учреждении осуществляется:

Анализ исполнения плановых документов;

Проверка наличия имущества учреждения;

Проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;

Соблюдение норм расхода материальных запасов;

Контроль (проверка) финансово-хозяйственной деятельности обособленных подразделений;

Проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

К мероприятиям последующего контроля со стороны комиссии по внутреннему контролю относятся:

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

Инвентаризация имущества и обязательств учреждения.

2.6. Для реализации внутреннего контроля профильная комиссия проводит плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

Соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;

Правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

Полнота отражения и правильность документального оформления фактов хозяйственной жизни;

Своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

Достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам и фактам хозяйственной жизни, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Периодичность проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

Плановые проверки - [указать периодичность] в соответствии с утвержденным руководителем учреждения планом контрольных мероприятий;

Внеплановые проверки - по мере необходимости.

3. Оформление результатов контрольных мероприятий учреждения

3.1. Комиссия по внутреннему контролю (уполномоченное должностное лицо) осуществляет анализ выявленных нарушений, определяет их причины и разрабатывает предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.2 Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде Акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения внутреннего контроля.

3.3. По окончании года комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения отчет о проделанной работе, в котором отражаются:

Сведения о выполнении плановых и внеплановых проверок;

Результаты контрольных мероприятий за отчетный период;

Меры по устранению выявленных нарушений и недостатков;

Анализ выявленных нарушений (недостатков) по сравнению с предыдущим периодом;

Вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный период.

4. Права, обязанности и ответственность субъектов системы внутреннего контроля

4.1. Председатель комиссии по внутреннему контролю перед началом контрольных мероприятий составляет план (программу) работы, проводит инструктаж с членами комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих финансовую и хозяйственную деятельность учреждения, информирует членов комиссии с материалами предыдущих проверок.

Председатель комиссии обязан:

Организовать проведение контрольных мероприятий в учреждении согласно утвержденному плану (программе);

Определить методы и способы проведения контрольных мероприятий;

Осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе проведения контрольных мероприятий, распределить направления проведения контрольных мероприятий между членами комиссии;

Быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность.

Председатель комиссии имеет право:

Проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством;

Давать указания должностным лицам о представлении комиссии необходимых для проверки документов и сведений (информации);

Получать от должностных, а также материально-ответственных лиц учреждения письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта внутреннего финансового контроля;

Привлекать сотрудников учреждения к проведению контрольных мероприятий, служебных расследований по согласованию с руководителем учреждения;

Вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений и недостатков.

Члены комиссии обязаны:

Быть принципиальными, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность;

Проводить контрольные мероприятия учреждения в соответствии с утвержденным планом (программой);

Незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе контрольных мероприятий нарушениях и злоупотреблениях;

Обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе контрольных мероприятий.

Члены комиссии имеют право:

Проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством о защите государственной тайны;

Ходатайствовать перед председателем комиссии о представлении им необходимых для проверки документов и сведений (информации).

4.2. Руководитель и проверяемые должностные лица учреждения в процессе контрольных мероприятий обязаны:

Оказывать содействие в проведении контрольных мероприятий;

Представлять по требованию председателя комиссии и в установленные им сроки документы, необходимые для проверки;

Давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий.

4.3. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

4.4. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями ТК РФ.

5. Оценка состояния системы финансового контроля

5.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

5.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

У нас на предприятии была проверка финансового управления. Мы муниципальное унитарное предприятие занимающееся теплоснабжением, водоотведением и являемся управляющей компанией жилфонда нашего поселка. По результатам проверки нам написали Представление о нарушениях, в который указали на отсутствие Положения о внутреннем контроле на предприятии и отсутствии Порядка порядка организации и осуществления внутреннего контроля. Мы просмотрели консультант, и нечего не смогли найти для себя. Помогите пожалуйста найти образец Порядка порядка организации и осуществления внутреннего контроля для нашего предприятия

При составлении Положения о внутреннем контроле вы можете использовать Положение, приведенное в файле ответа.

фактов хозяйственной жизни (). На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника. Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в .

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать ведение бухучета

Внутренний контроль

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).* Как именно необходимо организовать такой контроль, в законодательстве не разъясняется. На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника. Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле .*

Из форм

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

_____________ А.В. Львов

16.07.2015

Положение о внутреннем контроле

в обществе с ограниченной ответственностью «Альфа»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле ООО «Альфа» (далее – Положение) разработано во исполнение требований части 1 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

1.2. Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль Общества.

2. Определение, цели и задачи системы внутреннего контроля

2.1. Внутренний контроль – это процесс, направленный на обеспечение разумной гарантии достижения целей эффективного и результативного использования ресурсов Общества, сохранности активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности, осуществляемый структурными подразделениями и органами управления Общества, согласно п. 4.1 настоящего Положения.

2.2. Основной целью внутреннего контроля является предупреждение рисков в финансово-хозяйственной деятельности Общества, своевременное принятие мер по их устранению, выявление и мобилизация внутрихозяйственных возможностей и резервов получения прибыли и оказание содействия руководству Общества в эффективном выполнении управленческих функций.

2.3. Внутренний контроль призван обеспечить:

  • доверие инвесторов к Обществу и органам его управления, защиту капиталовложений участников и активов Общества;
  • полноту, надежность и достоверность финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой информации и отчетности Общества;
  • соблюдение Обществом законодательства Российской Федерации, решений органов управления Общества и внутренних документов Общества;
  • сохранность активов и эффективное использование ресурсов Общества;
  • выполнение поставленных стратегических целей развития наиболее эффективным путем;
  • своевременное выявление и анализ финансовых и операционных рисков, которые могут оказать существенное негативное влияние на достижение целей Общества, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Общества.

3. Процедуры и методы внутреннего контроля

3.1. Внутренний контроль Общества включает в себя следующие процедуры:

  • определение взаимосвязанности целей и задач на различных уровнях управления Обществом, призванной снизить организационные риски;
  • выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и иных рисков, которые могут оказать влияние на достижение целей деятельности Общества;
  • осуществление внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • контроль за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, устава Общества и иных локальных актов Общества при совершении Обществом финансово-хозяйственных операций;
  • выявление нарушений путем проведения проверок, мониторинга и анализа результатов проверок деятельности Общества;
  • контроль устранения выявленных нарушений;
  • профилактическая работа по предотвращению нарушений путем доведения информации о выявленных существенных нарушениях и недостатках до структур Общества;
  • оценка эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных работников Общества;
  • разработка рекомендаций по результатам осуществления процедур, в том числе по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества и управлению рисками;
  • иные процедуры, необходимые для достижения целей внутреннего контроля.

3.2. При проведении процедур внутреннего контроля применяются:

3.2.1) метод инспектирования, суть которого заключается в организации и проведении проверок (в т. ч. внеплановых), обследований с целью установления исполнения требований действующего законодательства Российской Федерации, устава Общества и иных локальных актов Общества при совершении Обществом финансово-хозяйственных операций;

3.2.2) метод наблюдения – метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта;

3.2.3) иные методы, необходимые для осуществления процедур внутреннего контроля.

4. Органы и лица, ответственные за внутренний контроль

4.1. Внутренний контроль осуществляется наблюдательным советом Общества, комитетом по аудиту наблюдательного совета, ревизионной комиссией, генеральным директором Общества, отделом внутреннего аудита Общества.

4.2. Наблюдательный совет Общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет оценку эффективности процедур внутреннего контроля.

4.3. Комитет по аудиту наблюдательного совета Общества осуществляет общую оценку эффективности процедур внутреннего контроля в Обществе (в т. ч. на основании сообщений и отчетов отдела внутреннего аудита Общества). Роль, цели, задачи и компетенция комитета по аудиту отражены в Положении о комитете по аудиту наблюдательного совета Общества.

В рамках осуществления своих функций комитет по аудиту наблюдательного совета Общества рассматривает представленный отделом внутреннего аудита отчет по итогам работы отдела внутреннего аудита за год, а также отчеты по итогам работы отдела внутреннего аудита по поручениям наблюдательного совета и комитета по аудиту наблюдательного совета.

4.4. Ревизионная комиссия Общества является постоянным выборным органом Общества, осуществляющим контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью в целом и его органов управления.

4.5. Генеральный директор Общества несет ответственность за проведение процедур внутреннего контроля Общества.

4.6. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности процедур внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется отдельным структурным подразделением Общества – отделом внутреннего аудита.

С целью обеспечения независимости и объективности внутреннего контроля отдел внутреннего аудита функционально подчиняется комитету по аудиту наблюдательного совета Общества, административно – генеральному директору Общества. Положение об отделе внутреннего аудита согласовывается с комитетом по аудиту наблюдательного совета и утверждается генеральным директором Общества. Должностные инструкции сотрудников отдела внутреннего аудита утверждаются генеральным директором Общества.

5. Заключительные положения

5.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются законодательством Российской Федерации, уставом Общества.

5.2. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего Положения вступают в противоречие с ним, эти статьи утрачивают силу, и до момента внесения изменений в настоящее Положение Общество руководствуется действующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

5.3. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения генеральным директором Общества.

Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение производится по решению генерального директора Общества.

Внутренний контроль необходим многим компаниям. Определите, кто будет проводить проверки. Положение о внутреннем финансовом контроле утвердите приказом руководителя учреждения. Вам поможет наша статья.

Внутренний контроль: направления

Правильно организованный внутренний финансовый контроль помогает избежать ошибок. Поэтому проверки мы проводим в трех направлениях: финансовом, административном и технологическом.

В ходе финансового контроля оцениваем, правильно ли отражены хозяйственные операции в бюджетном учете и отчетности. При административном контроле анализируем, соответствуют ли операции регламентам и полномочиям сотрудников, которые их осуществляли. А технологический контроль проводим для того, чтобы оценить образовательные процессы и технологии в подведомственных учреждениях.

Структура и правила контроля

Ограничений на порядок, способы и процедуры внутреннего контроля нет. Поэтому мы определили сами, кто будет проводить такие проверки. В нашей централизованной бухгалтерии контрольные функции распределены между сотрудниками.

Возможны и такие варианты:

  • создать службу внутреннего контроля;
  • перераспределить контрольные функции между сотрудниками (подразделениями);
  • сформировать комиссию по внутренним проверкам;
  • ввести в штат ревизора (аудитора);
  • привлечь внешнего аудитора на договорной основе.

Решение о способе контроля мы оформили приказом руководителя (см. образец 1). В состав субъектов контроля включили проверяющих. Разграничили полномочия каждого контролера в локальных актах учреждения.

Образец 1. Внутренний контроль: приказ о создании комиссии

Советую исключить из состава комиссии тех лиц (подразделения), кто одновременно и утверждал, и исполнял хозяйственные операции. Отмечу также, что финансовые контролеры должны отчитываться только перед руководителем.

В данном документе отразили следующее:

  • общую часть (принципы, цели, задачи внутреннего контроля);
  • организацию контроля (объекты проверок, их виды, количество и сроки проведения);
  • права и обязанности субъектов проверок;
  • оценку эффективности системы внутреннего контроля;
  • заключительную часть (порядок оформления итогов проверок, устранения нарушений).

Положение о внутреннем финансовом контроле утвердили приказом руководителя учреждения (см. образец 2). Затем согласовали положение с ГРБС - комитетом по образованию муниципального района.

Образец 2.

Внутренний контроль: план, объекты и предмет

Для выбора тем и объектов контроля провели анализ информации и документов. Определили, что обязательной проверке подлежат: плановые документы (смета, план ФХД); договоры и контракты; первичка; достоверность бюджетного учета; бюджетная, статистическая, налоговая отчетность; активы и обязательства; трудовые отношения с работниками.

План проверок мы включили в положение о внутреннем контроле (см. таблицу). Так, в августе проверяем формирование учреждениями плана ФХД или сметы на 2017 год. Ежегодно этот план будем обновлять. Новые объекты и предметы внутреннего контроля предлагаем с учетом их актуальности.

Таблица. План проведения мероприятий по внутреннему контролю на 2016 год

Внутренний контроль: м ероприятие

Дата проведения

Контроль за отражением хозяйственных операций в программе 1С 8

Постоянно

Инвентаризация кассы для определения фактического наличия денежных средств

Ежемесячно

Контроль за наличием остатков продуктов питания

Ежеквартально

Своевременное и правильное составление первичных документов и представление их в бухгалтерию

Постоянно

Своевременное оприходование полученных материальных запасов, а также их списание на основании представленных ответственными лицами документов

Постоянно

Своевременное оприходование полученных основных средств, а также их списание на основании представленных ответственными лицами документов

Постоянно

Инвентаризация основных средств, материальных запасов, средств и расчетов

Проверка архива

1 раз в год

Контроль за достоверностью и правильностью ведения учета и отчетности

Постоянно

Последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием средств

Постоянно

Сопоставимость штатного расписания, тарификации, приказов по личному составу на календарный год по обслуживаемым учреждениям по договорам бухгалтерского учета

Сентябрь 2016 года

Проверка Положения об оплате труда по обслуживаемым учреждениям по договорам бухгалтерского учета

Сентябрь 2016 года

Проверка правильности отражения в учете поступления и списания ГСМ в 2016 году по МКОУ ДОД «Танаис» по МКОУ ДОД ДЭБЦ «Эко-Дон» по МКОУ ДОД ДЮСШ по МКУ «Централизованная бухгалтерия»

Август - сентябрь 2016 года Сентябрь - октябрь 2016 года Сентябрь - октябрь 2016 года Октябрь - ноябрь 2016 года

Проверка ведения операций по лицевым счетам обслуживаемых учреждений

Ежемесячно

Проверка правильности начисления заработной платы, единовременных выплат, пособий по временной нетрудоспособности

Ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным

Выборочная проверка начисления и выплат пособий по опеке

Октябрь 2016 года

Проверка ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Еженедельно, путем формирования оборотно-сальдовой ведомости по расчетам. На 1 ноября 2016 года и 1 января 2017 года с составлением акта сверки расчетов

Проверка ведения учета расчетов с подотчетными лицами, расчетов с покупателями (плата за присмотр и уход)

Еженедельно, путем формирования оборотно-сальдовой ведомости по расчетам

Проверка правильности отражения в учете поступления и выбытия ОС по обслуживаемым по договорам о ведении бухгалтерского учета учреждениям за 2016 год

Декабрь 2016 года

Проверка оборотов в 1С 8 по счетам учета перед составлением годовой отчетности по обслуживаемым по договорам о ведении бухгалтерского учета учреждениям

Декабрь 2016 года

Отметим, что начисленные и перечисленные суммы должны соответствовать друг другу (с учетом НДФЛ, алиментов, профсоюзных взносов и других удержаний).

Оформление результатов внутреннего контроля

По итогам предварительного и текущего контроля пишем служебную записку на имя руководителя учреждения. Результаты проверки оформляем заключением. Его составляем в произвольной форме с указанием предмета, способа проведения, выводов и оценки.

Итоги последующего контроля оформляем актом. Например, актом проверки бюджетной отчетности. В нем отражаем: программу проверки, анализ соблюдения законодательства, выводы о результатах проверки, размеры ущерба, виновных лиц и другие нарушения.

Требования к оформлению каждой проверочной процедуры мы указали в положении о внутреннем контроле. В нем определили и то, в какой срок акт и рекомендации по устранению нарушений передаем руководителю учреждения.

В положении прописана обязанность работников представлять письменные объяснения. Они являются основанием для применения к нарушителям дисциплинарного взыскания

Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК– обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.

В силу п. 1 стат. 19 Закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н все учреждения обязаны организовывать проверку своей деятельности. Такая процедура позволяет эффективно использовать средства бюджета, обеспечить высокое качество учета, а также достоверность отчетности. Рассмотрим, что включает внутренний государственный финансовый контроль, по каким правилам или стандартам проводится.

Как организовать систему внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении направлен на достижение организацией своих целей, предотвращение отклонений от установленного порядка, обеспечение корректности учета, отчетности. Особенно актуально данное мероприятие для учреждений со сложной организационной структурой, включающей филиалы или подразделения.

Про последние изменения в порядке контроля читайте в шпаргалке

Система проверки должна охватывать все операции, сделки и события, которые могут влиять на результат деятельности или перемещение денег. При разработке плана ревизионных мероприятий для собственного применения можно использовать федеральные стандарты для аудиторской деятельности. В процессе выбора конкретных действия нужно учитывать требования в области финансов:

  • На федеральном уровне – государства.
  • На региональном уровне или местном – субъектов РФ или муниципалитетов.

Это обусловлено тем, что все учредители (РБС и ГРБС) обязаны проверять свои подчиненные структуры. Параллельно учреждения подвержены ревизии со стороны государства или местных органов власти. Основной целью мероприятий является проверка:

  • Соблюдения требований, принятых правил составления бюджета по расходованию средств.
  • Соблюдения нормативных стандартов по составлению бюджетных отчетов, ведению учета получателя финансирования.
  • Подготовки и реализаций мероприятий по эффективности, экономности использования средств бюджета.

При разработке системы ВФК нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

  • БК РФ.
  • Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г.
  • Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.
  • Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.
  • Приказа Минфина № 157н от 01.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 191н от 28.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 33н от 25.03.11 г.
  • Приказа Минфина № 18н от 20.03.14 г.
  • Приказа Минфина № 356 от 07.09.16 г.
  • Постановления Правительства № 1092 от 28.11.13 г.

Структура и положение о контроле

Положение о внутреннем финансовом контроле составляется для утверждения порядка осуществления внутреннего финансового контроля. Допускается оформление этого регламента в виде отдельного раздела учетной политики учреждения. Предварительно, нужно определить, кто именно будет проводить процедуру. Вариант зависит от объема и срочности работ, общего положения дел в учреждении, организационной структуры:

  • Отдельное специальное подразделение – к примеру, отдел, департамент или служба.
  • Уполномоченные сотрудники или подразделения.
  • Специальная комиссия для проведения проверки.
  • Штатный аудитор или ревизор.
  • Внешний аудитор, привлеченный «со стороны» на договорной основе.

Порядок ВФК должен включать следующие основные нюансы проверки:

  • Главные задачи и цели мероприятий.
  • Применяемые методики и процедуры.
  • Объекты и субъекты мероприятия.
  • Порядок оформления итоговых результатов и исправления обнаруженных нарушений.
  • Ответственность лиц, по вине которых допущены искажения, неточности, нарушения.

Учреждение может добавить в положение любые сведения, включая план внутреннего финансового контроля ведения учета в соответствии с нормативными требованиями. Главное – согласовать текст положения с ГРБС.

Подробную инструкцию по составлению положения о внутреннем финансовом контроле смотрите в рекомендации

Образец Положения о внутреннем финансовом контроле в бюджетном учреждении

Смотрите и скачайте образец положения:

Карта и методы внутреннего финансового контроля

При подготовке к осуществлению ВФК необходимо разработать карту внутреннего финансового контроля. Здесь приводятся сведения о должностном работнике, ответственном за соблюдение сроков, периодичность операций. Дополнительно указываются способы и методы проверок и т.д. В карте требуется привести все виды операций, за выполнение которых отвечает отдельное подразделение.

Документ формируется до начала очередного года. Корректировки вносятся в следующих ситуациях:

  • При внесении изменений в карту по решению руководителя администратора (главного администратора) и получателя средств.
  • При корректировке нормативных требований по регулированию бюджетных процедур и правоотношений.

Как оформить результаты финансового контроля подробнее читайте в рекомендации

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля предназначен для фиксации информации о выявленных нарушениях и недостатках, данных об источниках рисков неисполнения бюджета, рекомендаций по исправлению. По итогам проведенного внутреннего мероприятия можно заполнить протокол или служебную записку. К документу прикладывается перечень мер по устранению обнаруженных нарушений и рекомендации по их дальнейшему предотвращению.

Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля подразумевают оформление результатов. Для этого составляется заключение; а при внешней ревизии – акт. Документы заполняются произвольно. От работников, по вине которых произошли недоработки, требуется предоставить письменные объяснения руководителю организации.

Журнал внутреннего финансового контроля с примером заполнения

В журнале внутреннего финансового контроля учреждения приводят:

  • Сведения о нарушениях и недостатках при выполнении бюджетных процедур.
  • Информацию об имеющихся бюджетных рисках.
  • Рекомендации по их устранению и предотвращению.

Согласно стандартам внутреннего финансового контроля, в документе приводятся итоговые результаты исследования правомерности ведения организацией деятельности. Дополнительно отражаются выводы о качестве тех хозяйственных операций, которые влияют на эффективное распоряжение бюджетными средствами.

Оформлять журнал обязано то подразделение учреждения, которое назначено ответственным за исполнение бюджетных процедур. Заполняется документ на основании сведений от проверяющего ведомства. Бланк можно формировать произвольно. Рекомендуется использовать для примера стандарт Казначейства РФ по Приказу № 475 от 16.12.16 г. В этом нормативно-правовом акте утвержден сам бланк и порядок его составления.

Допускается оформление журнала в электронном формате или «на бумаге». Электронный способ позволяет группировать нарушения по периодам их возникновения, типам и прочим критериям. Посредством использования программы доступны идентификация времени записи; защита от доступа посторонних; внесение отметок о нарушениях.

Пояснительная записка к годовой отчетности

Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля предусматривает заполнение соответствующих сведений в пояснительных записках. Такие формы прикладываются к годовой бухотчетности (ф. 0503760) учреждения и бюджетной отчетности (ф. 0503160). В таблице № 5 приводятся данные о результатах проведенных в отчетном периоде проверочных мероприятий, а также рекомендации по устранению недоработок.

Ответственность

На законодательном уровне санкции за отсутствие у организации системы внутреннего контроля финансовой отчетности напрямую не утверждены. Но финансовый орган может в любое время посетить учреждение для изучения его системы контроля. По результатам такой проверки ревизоры могут вынести предписание или представление. Если никаких замечаний к ревизии нет, бланк не заполняется.

В документе указывается на наличие нарушений. Если не исполнить предписание (представление), нарушителю грозит ответственность. В настоящее время размер штрафной санкции составляет:

  • Для должностных сотрудников учреждения – 20000-50000 руб. или возможна дисквалификация на период 1-2 года.

Обратите внимание! При проведении внутренних проверок виды ответственности можно предусмотреть для субъектов процедуры в рамках их обязанностей. Для лиц, виновных в недостатках, нарушениях и искажениях, как правило, вводится дисциплинарная ответственность по ТК РФ. Оценкой адекватности и эффективности системы, контролем за ее соблюдением занимается специальная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации.

error: Content is protected !!