Антропоморфные животные. Антропоморфный - это животное с чертами человека или все же наоборот? Антропоморфные животные - что это такое

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от греч. - и - , вид) , уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, хмурится и т. п.) . Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др. ) , в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А. характерен для религ. мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестсств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. А. несовместим с науч. мировоззрением. В совр. научно-технич., в частности кибернетич., литературе употребляются антропоморфные понятия (машина «запоминает», «решает задачу» и т. п.) , но при этом, конечно, учитывается существ. деятельности человека и действий машины.

см. ст. Религия илит. к ней.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНТРОПОМОРФИЗМ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от греч. ἄνϑρωπος – человек и μορφή – форма) – наделение предметов природы, а также вымышленных мифич. существ (духов, богов) человеч. обликом и свойствами. А. – одна из характерных черт большинства религий. Уже др.-греч. мыслители, напр. Ксенофан (6 в. до н.э.), указывали на то, что все люди создают богов по своему образу (Ксенофан , В 14, 15, Diels). Позднее эта развивалась Спинозой ("Этика", см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 396 и др.), Вико ("Основания новой науки об общей природе наций", 1940, с. 88 и др.), Вольнеем ("Руины, или размышления о революциях империй", 1928, с. 53, 99–100) и др. Наиболее глубоко вскрыл А. в религии Фейербах: "... там, где она религиозно почитается, является для человека предметом не как природа,... а как человекоподобное, или, вернее, человеческое существо" (Избр. филос. соч., т. 2, М., 1955, с. 688). Эти Фейербаха положительно оценили Маркс и Ленин. Большое значение А. в первобытном мышлении придавал Чернышевский: "...неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, или, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней , похожую на человеческую жизнь" (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 245).

Ряд сов. ученых (Зеленин, Лосев) считает, что А. является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъестеств. существа в виде животных (зооморфизм) или бесформ. чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к А. означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах и демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до наст. времени в религ. верованиях всех стран встречаются образы мифич. животных. А. ранних религий связан с погребальным культом (поверья о "живом мертвеце", о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах "тотемических предков" переплетаются животные и человеч. черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, андаманцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др.

На позднейших стадиях развития А. свойствен всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в человеч. образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян А. развился под греч. влиянием.

Наибольшего развития А. достиг в религии древних греков. Боги Гомера, Эсхила – настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греч. скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта антич. (греч.) перешла и в , где сохранилась, особенно в католич. и православной иконографии, до наших дней: бог-отец изображается почтенным старцем, бог-сын (Иисус Христос) или прекрасным младенцем, или благообразным мужчиной средних лет, "царица небесная" (богородица) – молодой красивой женщиной-матерью; только "духа святого" принято изображать в виде голубя. Лишь немногие религии пытаются преодолеть А.: так, в иудаизме и исламе запрещено изображать бога каким бы то ни было образом; однако верующие все же представляют его себе в человеч. виде. В священных книгах евр. Ягве и мусульм. Аллах действуют и говорят, как люди. Т.о., А., хотя и в более скрытой форме, налицо и в этих религиях.

Развитие науч. знаний в время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный . На этой же почве возникли утонченные религ.-филос. концепции: теизм , деизм, богоискательство, богостроительство и пр. сохраняющие, однако, в себе следы А.

А. присущ, помимо религ. верований, также и народному поэтич. творчеству: в нар. сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот "поэтический" А. имеет иные корни, чем религ. А.; на них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что А. этого типа "возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира – материалы и орудия труда – человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их" (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 189).

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, М., 1958, с. 49–72; Тюменев А. И., Возникновение религии и первые шаги религиозного развития, "Зап. научн. об-ва марксистов", 1922, No 3, с. 60–85; Штернберг Л. Я., Первобытная в свете этнографии. Л., 1936, с. 4–12; Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.–Л., 1936; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940, с. 75–76; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с ., М., 1954, с. 87; Лосев А. Ф., Античная в ее историческом развитии, М., 1957; Веth К., Einführung in die vergleichende Religionsgeschichte, Lpz., 1920, гл. 6.

С. Токарев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНТРОПОМОРФИЗМ" в других словарях:

    Антропоморфизм … Орфографический словарь-справочник

    антропоморфизм - (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих… … Большая психологическая энциклопедия

    - (греч. anthropomorphosis, от anthropos человек, и morphon образовать, облекать в форму). Представление Высшего Существа в человеческом образе, а также олицетворение явлений и сил природы в виде человекообразных существ. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Антропоморфизм - (гр. аntropos – адам, morphe – форма, пішін) – табиғат құбылыстарына, жануарларға да адамдық қасиеттер тән деп және Құдайды да адам бейнесінде түсінетін ілім. Адамзаттық, халықтық дүниетанымдағы жаратылыс иелерін (Құдайды, періштелерді, мал жан… … Философиялық терминдердің сөздігі

    антропоморфизм - а, м. anthropomorphisme m. Наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе. СИС 1985. Антропоморфизм поставил богов очень близко к людям. 1842. Герц. Дилетанты романтики.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Очеловечение, одушевление, олицетворение, персонификация Словарь русских синонимов. антропоморфизм сущ., кол во синонимов: 5 антропоморфизация (1) … Словарь синонимов

    - (греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе. ☼ уподобление человеку, наделение человеческими… … Энциклопедия культурологии

    - (от антропо... и греч. morphe форма), примитивный или религиозный вид мышления, наделяющий животных, различные необъяснимые явления природы свойствами и чувствами человека. На ранних стадиях развития человеческого общества антропоморфизм имел… … Экологический словарь

    - (от антропо... и греческого morphe форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ … Современная энциклопедия

    - (от антропо... и греч. morphe форма вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ … Большой Энциклопедический словарь

от греч. antropos – человек, morphe – форма, вид) – уподобление человеку, наделение его свойствами предметов и явлений неживой природы. Деантропоморфизация – «освобождение» вещей от свойств, присущих человеческой психике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

антропоморфизм

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид) - мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого такие объекты уподобляются человеку, становятся «человекоподобными». А. есть одно из важнейших проявлений метафорической природы мышления (см. Метафора). В древних культурах образ человека был «базисной метафорой» (М. Мюллер): посредством «вдувания нашего собственного духа в хаос предметов и воссоздания его по нашему образцу» формировались представления о мире, мифология, структура языка. В картине мира, построенной на принципах А., неодушевленные предметы и в целом универсум демонстрируют свойственные человеку физические, психические, интеллектуальные качества, а зачастую и половые признаки. Ряд древнейших космогонии представляют порождающее бытие в форме человековидного существа (Гея у древних греков), которое дает начало богам и природным стихиям или из тела которого (Пуруша индоариев) вследствие ритуального расчленения возникает мироздание. Мысль о «мужском» и «женском» началах миропорядка присуща большинству культур; в Китае она стала фундаментом национальной ментальное™ в формеучения оян и инь. Антропоморфизация окружающего мира - типичный прием архаического мышления, применение которого обусловило становление анимизма, тотемизма, фетишизма. Антропоморфизация сил природы, социальных институтов, духовных качеств человека вносила существенный вклад в расширение пантеона и пандемониума древних религий. Наделение неодушевленного объекта или мифологического образа страстными состояниями человека обозначается в религиоведческой литературе термином «антропопатизм». Развитые религии сохраняют признаки А. в своих представлениях о Божестве, хотя эти признаки толкуются как метафоры. Л. Леви-Брюль утверждал, что тяготение к антропоморфизации реальности тем выше, чем ниже уровень развития сознания, и эта мысль была одним из оснований его концепции качественного своеобразия первобытного мышления. Большинство антропологов, психологов, философов не приняло эту идею, не отрицая, однако тенденции к сужению культурной роли А. по мере роста рационалистических сторон мышления. Признано, что полное обособление развитого культурного сознания от А. невозможно. Многие языки, в частности индоевропейские, построены на классификации слов, а значит и объектов номинации, преимущественно по признаку мужского и женского рода; будучи наследием древнего А., эта особенность заставляет носителя языка бессознательно антропоморфизировать окружающие объекты. Такой навык служит психолингвистической основой осознанного А. Антропоморфны многие устойчивые символы и аллегории: в европейской культуре, напр., философия аллегорически изображается прекрасной и величественной женщиной, сон представлен образами Гипноса, Морфея. Согласно К. Г. Юнгу, антропоморфные символы (Старца, Анимы, Героя и др.) регулярно воспроизводятся в сознании и культуре как олицетворение универсальных психических состояний и особых психических целостностей - архетипов коллективного бессознательного. Ж. Пиаже обращал внимание на типичную для детского мышления ситуацию смешения психологической преднамеренности с физической причинностью, которая имеет своим следствием перенос на внешнюю действительность психических свойств человека; при этом антропоморфизация реальности является важным средством детского объяснения мира и условием развития фантазии. Экспериментальные данные, полученные психологами, подтверждают готовность современного человека наделять объекты антропоморфными качествами, создавая вокруг себя антропоморфизированную культурную среду. Антропоморфизация реальности, сохраняя свое место в структуре сознания и культуры, продолжает оставаться важным способом описания мира. Осмысление современным гуманитарным знанием того обстоятельства, что в акте познания и описания мира неизбежно присутствие А., актуализирует классическую проблему адекватности представлений о мире самому миру. Ф. Ницше в свое время категорически утверждал, что все знание о действительности может быть лишь «умноженным отпечатком одного первообраза - человека». А.П. Забияко

Эта общая для всех религий тенденция в отношении антропоморфизма нашла настолько полное отражение в греческом политеизме, что простые люди считали богов смертными. Ксенофан (ок. 570480 гг. до н.э.) пылко возражал против уподобления богов людям. Позже греческие мыслители считали, что люди это смертные боги (ранняя форма гуманизма), а Бога рассматривали как чистое, абсолютное Бытие в метафизическом смысле. Тенденции более позднего времени оказали столь существенное влияние на эллинистических евреев Египта, что переводчики ВЗ на греческий, Септ., созданной в????? вв. до н.э., сочли необходимым несколько приглушить идею антропоморфизма. На древнееврейском языке сказано: "И видели Бога Израилева" (Исх 24:10), а в Септ.: "Они видели место, где стоял Бог Израилев"; фразу "Устами к устам говорю Я с ним" (Чис 12:8)Септ. переводит: "Говорю Я с ним так, словно устами к устам ".

Эмоционально осознанное, духовное прочтение ВЗ, с одной стороны, вносит коррективы в неразработанный, буквалистский взгляд на антропоморфизм. С другой стороны, неверно и полное его неприятие. Сотворение человека по "образу Божию" (Быт 1:27) относится ксфере личности, духа, а не к человеческому образу. Поскольку на Синае израильтяне "глас слов Его слышали, но образа не видели" (Втор 4:12), то им было запрещено изображать что бы то ни было мужчину или женщину, зверя или птицу, рептилию или рыбу (см. Втор 4:1519). Смысл н.з. слов Христа "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин 4:24) предвосхищается в некрых фрагментах в.з. текста: Иов 9:32; Пс 49:21 иОс 11:9.

Антропоморфизм израильтян был попыткой выразить нерациональный аспект религиозного опыта ("mysterium tremendum" , "ужасающая тайна", о крой говорит Р. Отто) в рациональных терминах, а ранние его выражения были не столь грубыми, как это кажется "просвещенным людям". Человеческие характеристики Бога Израиля всегда были возвышенными, в то время как божества их ближневосточных соседей наделены людскими пороками. Представление о Боге никогда не выходило в Израиле за пределы антропоморфизма, тогда как божества иных религий приобретали формы животных, деревьев, звезд и даже сочетания различных стихий. Антропоморфическая концепция "совершенно необходима, если Бог Израиля остается Богом для каждого отдельного израильтянина так же, как и для всего народа в целом... Для среднего верующего... очень существенно, чтобы его бог обладал божественной природой, созвучной чувствам и эмоциям данного верующего, чтобы его бог был существом, которое он может любить, которого он должен бояться, которому вправе передать свои самые возвышенные эмоции, связанные с воспоминаниями о родителях и друзьях " {W.F. Albright, From the Stone Age to Christianity).

Христианский теизм всегда выражается в антропоморфических терминах именно в сфере личного. Относясь к Богу исключительно как к Абсолютному Существу или Великому Неизвестному, мы видим в Нем чтото безличное и неодушевленное; считая Бога в буквальном смысле личностью, с крой можно иметь близкие отношения, мы обращаемся к Нему на "Ты". Некрые возражают против такого взгляда, называя его антропоморфическим, но не способны объяснить, каким образом создания какойто безличностной силы могли стать людьми, способными осознавать свою личность.

" Сказать, что Бог полностью отличается от нас, так же нелепо, как сказать, что Он абсолютно такой же, как мы" (D.E. Triieblood, Philosophy of Religion). Как ни парадоксально, существует опосредующая точка зрения, находящая ответ в воплощении Иисуса Христа, Который сказал: "...видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9). Смертный человек всегда придерживается антропоморфизма в идее воплощения и в понятии Бога Отца (Мф 7:11), но в то же время он осознает невозможность абсолютного, полного понимания мыслей Божьих, ибо "Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь" (Ис 55:8).

D. М. Beegle (пер. Д. Г.) Библиография: W. Eichrodt, Theology of the ОТ. I; J. Hempel, "Die Grenzen des Antropormorphismus Jahwes im Alten Testament: ein Vortrag", ZAW 57:75 ff.; G.D. Hicks. The Philosophical Bases of Theism; R. Otto, The Idea of the Holy, ?. H. Rowley, The Faith of Israel; H.B. Swete./ln Introduction to the ОТ in Greek.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Человек часто отождествляет себя с разными животными: кошками, тиграми, зайцами. Художница из Америки в свою очередь попыталась через образы зверей изобразить черты характера людей в момент их крайнего эмоционального напряжения.




Американская художница и скульптор Бет Кавенер Стичтер (Beth Cavener Stichter ) лепит из глины удивительные фигуры антропоморфных животных, выражающих человеческие черты характера. Через эти образы художница изображает поведение людей в моменты эмоционального перенапряжения. Скульптуры воплощают в себе последствия человеческого страха, апатии, непонимания, агрессии.



Beth Cavener Stichter родилась в семье молекулярного биолога и учителя рисования. Поэтому обращаться с глиной ее учила мать, а отец прививал любовь к исследованию окружающего мира.



Как отмечает сама художница, в каждом человеке таятся примитивные животные инстинкты, которые только и «ждут» момента, чтобы вырваться наружу. Бессознательные движения, выраженные в скрещении рук, напряжении мышц, наклоне головы, порой могут сказать намного больше, чем обычные слова. Бет использует язык тела животных в качестве метафорического изображения психологических портретов людей.



Многие спрашивают художницу, как ей удается так изобразить анатомию животных, что каждое их движение передает какую-либо эмоцию. Бет только посмеивается в ответ. Если поставить рядом со скульптурами живую козу, то сразу будет видно, что в скульптурах что-то не так. При более детальном рассмотрении становится ясно, что ее фигуры – это те же человеческие тела, только облеченные в животную оболочку.

What You"ll Be Creating

Вы, возможно, помните их с детства – Багз Банни, Дональд Дак, диснеевский Робин Гуд… Все они – ходящие и говорящие животные, которые так похожи на людей, что вы начинаете относиться к ним, как к людям. Эти персонажи антропоморфны – они изначально животные с изменениями в плане движений и общего поведения, которые придают им человекоподобный вид.

Антропоморфизм часто используется в детских фильмах/книгах, т.к. таким образом легко создать оригинальных персонажей, и дети заинтересованы больше в милых животных/говорящих машинах, чем в «нормальных», скучных людях, которых они видят каждый день. Но такие персонажи популярны и среди аудитории постарше.

Как и в манге, антропоморфные персонажи могут быть намного интереснее и визуально привлекательнее реальных людей. Их преувеличенные черты лица позволяют художникам свободно передавать их эмоции без необходимости достижения полного реализма, т.к. человекоподобные персонажи нереальны по своей сути. По этой причине, они могут стать отличной темой для рисования!

Но что из себя представляют антропоморфные персонажи и как их можно создать?

Что такое антропоморфизм?

Мы рождаемся с тенденцией присваивать человеческие признаки нечеловеческим сущностям. Перед рассветом современной цивилизации люди видели душу в камнях, деревьях и животных и относились к природным явлениям как к сильным сущностям со своей собственной волей. Даже случайные происшествия расценивались как воля «судьбы», которая иногда «улыбалась» людям или была «жестокой» к ним.

Эта любопытная черта человеческого ума позволяет нам создавать истории с нечеловеческими персонажами, чтобы делать их более интересными, а их сущность – понятнее, особенно для детей. Нечеловеческие персонажи делают историю очевидно неправдивой, поэтому её невозможно спутать с реальными событиями. Они лишь подчёркивают глубокий смысл истории.

Оригинальное изображение художественного антропоморфного кролика из первой части Приключений Алисы в Стране чудес

Наделять человеческими качествами – означает, «сделать что-то похожим на человека». Это можно сделать различными способами: дерево может думать и говорить, сохраняя своё нормальное обличье дерева, но у него также могут быть «руки» и «кисти», сделанные из ветвей, а также выразительное «лицо», отпечатанное в стволе. В случае с животными, они могут быть двуногими и носить человеческую одежду, а их лица могут быть изменены для выражения человеческих эмоций.

В наше время антропоморфные персонажи появляются в мультфильмах и детских книгах, в качестве талисманов для организаций и событий, а также в качестве иллюстрации идей. Антропоморфный полярный медведь может заставить нас сопереживать этим животным и чувствовать ответственность за изменение климата, а антропоморфная Земля может помочь нам задуматься о переработке мусора. Даже небольшие изменения, такие как добавление улыбки предмету или даже разговор о нём как о воодушевлённом предмете, может привести нас к тому, что мы воспримем его всерьёз.

Очень легко начать сочувствовать этому «одинокому стулу», когда у него есть узнаваемое выражение лица.

Высокая степень экспрессивности антропоморфных персонажей делает их очень популярными среди художников, т.к. им не нужно быть слишком приближенными к реализму. Вы можете создать для своего персонажа «человеческие» приключения с друзьями (ходить в школу, влюбляться, заводить питомцев), не изображая его человеком и сделав историю ещё более интересной таким образом. Ваши персонажи могут выглядеть полноценно и профессионально, даже если они достаточно простые, потому что их простота – это не дефект.

Помимо очевидной функциональности этого решения, антропоморфные персонажи могут иметь эстетическое значение для многих людей. Так много способов сделать человека красивым, и в то же время можно создать тысячи потрясающих людей-птиц, основанных на разных видах. Как и персонажи манга, человекоподобные животные могут быть абсолютно фантастичными и оторванными от реальности, что сделает художника чрезвычайно креативным, в то время как история будет происходить в реальности. Простые размышления о разнообразных человекоподобных животных также могут вдохновить вас. А как бы выглядел человек-гепард?..

Гепард в гогглах, автор 0laffson

Антропоморфные персонажи также используются в фэнтэзи, что делает эти миры более необычными и отличающимися от наших. В таких мирах люди – всего лишь одна из многих разумных «рас», что создаёт удобную основу для интересных взаимодействий. К примеру, в мире фентэзи к людям-кошкам относятся как к рабам, что может рассматриваться как безопасный способ борьбы с расовой дискриминацией. Такую историю можно сделать абсолютно реалистичной, даже мрачной, невзирая на то, что персонажи очень нереалистичные.

В атмосфере фэнтэзи человекоподобные животные нисколько не выглядят странными. Рисунки автора Rainbow-Foxy

Кто такие фурри?

Среди антропоморфных персонажей животные – самые популярные. В конце концов, люди – это животные, поэтому мы все довольно похожи, особенно в среде млекопитающих. Для нас также естественно наделять животных человеческими характеристиками, к примеру, назвать собаку злой за порванную обувь или посочувствовать самцу, отвергнутому самкой. По этой причине нам не кажется противоестественным учить животных стоять на задних лапах и делать что-то, присущее человеку.

Рисунок автора Ilya Royz

Мы также можем в некоторой степени идентифицировать себя с определёнными животными. Мы можем думать о себе: «Я похож на волка – тихого и отрешённого среди незнакомых людей, но очень верного своим друзьям» или «Я похожа на львицу – делаю всё для безопасности своих детей». Если вы творческий человек, вы можете представить детальную картинку животной части себя, вытащив её из воображения и придав телесность. Разве не было бы здорово махать хвостом, когда ты счастлив, и выражать свои эмоции более чётко при помощи ушей? Если хотите, можете быть фурри.

Фурри это фанаты человекоподобных животных. Это очень широкий термин, т.к. ваша симпатия к сообществу фанатов может быть выражена по-разному. Вам может просто нравиться читать комиксы, в которых есть человекоподобные животные, рисовать их или участвовать в ролевых играх в качестве человекоподобных животных со своими друзьями. Вы можете создать детальный план фурсоны – себя в виде животного – и «стать» этим персонажем», нося специальный костюм. Вы также можете посещать специальные фурри-собрания, где фурри взаимодействуют с людьми, разделяющими их интересы. «Фурри» - это также термин для антропоморфного персонажа, даже если это рептилия (хотя, далее может использоваться также термин «скэйли»).

Качественные костюмы фурри очень дорогие, но они создают возможность для глубокого погружения в этот мир фэнтэзи. Фурри Москвы, автор Furries of Moscow by ThatFrank

Хотя фурри часто позиционируются в медиа-пространстве как фрики, это простые люди, которым нравится концепция антропоморфных животных. Единственная разница между ними и, скажем, Треккерами (фанатами Стар Трека) заключается в том, что они более замечаемые – своим творчеством (множество оригинального творчества, а не только фан-арт, как у Треккеров) и своими костюмами, которые кажутся многим более детскими, чем «нормальный» косплей. Человек, косплеющий минотавра (человека-быка), получит меньше осуждающих взглядов в свою сторону, чем человек, косплеющий человека-лису, что объясняется многими ложными представлениями о сообществе фурри.

Для фурри человекоподобные животные – это как люди разных видов, вид нечеловекоподобных людей. Когда их спрашивают об этой симпатии к такому дизайну , они обычно отмечают скучный внешний вид людских персонажей (ограниченных своей человекоподобностью). Антропологические животные представляют более простой и чистый вид общения без сложностей «нормальных» человеческих взаимодействий. Их вид может чётко отразить их характер, что не так просто сделать с людьми.

Автор рисунка iguancheg

У фурри обычно очень обширное воображение и многие из них выражают его посредством своих художественных навыков. Создание искусства – самый простой способ сделать пушистого персонажа реальным и видимым другим людям. Нарисовав свою фурсону и поставив её на аватар в соцсетях, вы можете позволить себе стать таким персонажем, и чтобы вас таким видели другие. Ролевая игра также становится проще, если вы можете показать другим игрокам «фото» вашего персонажа.

Как рисовать антропологических животных

Ранее я отмечала, что антропологических персонажей рисовать легче, чем реалистичных людей, но «легче» не значит «легко». Вам всё так же потребуются некоторые знания о том, как рисовать людей, т.к. антропологические животные – это животные, похожие на людей. Давайте посмотрим, что вам нужно знать, чтобы нарисовать хороших антропологических персонажей.

Анатомия – это ключ

Люди – единственные двуногие млекопитающие (ходьба на двух ногах как нормальный способ перемещения). Поэтому если изобразить животное стоящим на двух ногах, это автоматически придаст ему человекоподобный вид.

Вы также можете просто присоединить голову животного к человеческому телу. Однако, таким образом вы потеряете много возможностей для создания интересного дизайна, т.к. пока это существо технически можно назвать антропоморфическим, оно не выглядит правдоподобным («пришитые» части отвлекают ваше внимание от личности персонажа).

Это кролик? Это женщина? Вашему мозгу сложно воспринять такой гибрид как единое целое.

Чтобы создать реалистичного персонажа-фурри, вам нужно взглянуть на анатомию людей и животных. Когда вы её поймёте, вы сможете создавать убедительные рисунки антропоморфических животных, как если бы они существовали в действительности. Даже у простых мультяшных персонажей упрощена анатомия, но не выдумана – это важно.

Ритм

Если вы посмотрите на людей в целом, они выглядят относительно похоже – некоторые выше, некоторые ниже, кто-то худее, кто-то толще, но эти отличия не кардинальны. Художники мультфильмов преувеличивают эти маленькие различия, чтобы рассказать нам больше о персонаже, и то же самое должно быть проделано с антропоморфическими животными.

Вы можете достигнуть этого, использовав упрощённый ритм тела. Что самое первое бросается в глаза, когда вы смотрите на персонажа? Как бы вы описали его силуэт при помощи простых фигур? Всегда начинайте свой эскиз с этого, и вы будете уверены, что ваш персонаж передаёт логичное послание о своей форме тела.

Если ваш персонаж типично мультяшный, сохраняйте ритм всего тела, например: продолговатый торс, продолговатая голова, длинные пальцы и ступни. Если вам нужен реализм, это не обязательно, но также сохраняйте один базовый ритм всего тела.

Вы можете узнать о рисовании ритма в этих руководствах:

Структура

У каждого животного свои пропорции тела. Антропоморфические животные объединяют пропорции людей и животных, но они всё так же не случайны. Пропорции исходят в целом из скелета – длины костей и суставов между ними. Вам не нужно знать точные параметры («13 см»), всего лишь приблизительные («предплечье слегка короче руки»).

Вы можете изучить пропорции костей, проанализировав скелеты людей и того животного, которое хотите использовать. Интернет полон образцов, особенно для самых простых животных. Для анализа пропорций соберите несколько разных образцов (чем больше они различаются, тем лучше) и зарисуйте скелеты простым способом, пытаясь найти тот «рецепт», который вам запомнится.

Позже объедините оба набора пропорций в одно целое, сфокусировавшись на функциональности наравне с внешним видом. Ноги животных выглядят так, как выглядят, не потому что это мило, а потому, что это оптимально для передвижения на четырёх конечностях. Таким же образом необычная структура человеческих ног исходит напрямую из их функций – создания вертикального положения и движения на двух ногах. Поэтому двуногий человек-лиса не может быть просто лисой, стоящей на задних лапах – эти лапы должны быть изменены, чтобы больше походить на человеческие ноги. И это всего один из множества нюансов, которые нужно учитывать при создании структуры тела вашего фурри!

Люди прошли сквозь многочисленные адаптации для прямохождения, а львы – для передвижения на четырёх лапах. Если ваш человек-лев ходит на двух ногах, он не сможет этого сделать, будучи похожим на льва!

Масса

После создания пропорций вам нужно добавить им массу тела. Форма тела строится на мышцах, жире и меху – в таком порядке. Мех позволяет вам спрятать множество деталей силуэта, но его нельзя создавать случайным образом – направление волос зависит от формы поверхности под ними.

Опять же, лучше изучить эту тему, проанализировав анатомию реальных животных и людей. Вам не нужно заходить слишком далеко и запоминать название каждой мышцы и связки - вам нужна только форма, которую они создают. Поэтому поищите диаграммы мышц и зарисуйте их, пытаясь упростить формы для запоминания и последующего воспроизведения. Вы можете найти такие диаграммы в моих руководствах о рисовании разных животных:


После того, как вы узнаете о фигурах животных и человека, вы можете смешать их в своём рисунке. Не бойтесь преувеличивать!

Но не только мышцы составляют форму тела, это также делают жир и мех. Их вам нужно изучить отдельно, чтобы понять, как они изменяют фигуру, созданную мышцами. Вы можете узнать это, зарисовывая только мышцы настоящих животных (используя фотообразец), а затем добавляя другие элементы.

Вам также нужно запомнить, что фотографии не отображают всей картины. Вы можете узнать больше из видео и даже из наблюдений за реальными животными. Возьмите скетчбук в зоопарк!


Детали

Наконец, когда у вашего персонажа есть полноценное, приблизительно зарисованное тело, можете начать добавлять детали к нему. У него руки или лапы? На что похожи его ноги? Что он носит, какую одежду, какие украшения? Это самая весёлая часть в создании персонажа, но и здесь не должно быть ничего случайного. Даже детали должны быть функциональными!

Ноги, к примеру, нужны для ходьбы, а не для милого вида. Подушечки лап не просто так – это амортизаторы для костей ног. Если ваш персонаж двуногий, имеет ли смысл рисовать лапы вместо рук, если он даже не использует эти «ноги» для ходьбы? Вам нужно продумать все эти моменты, если хотите закончить рисунок убедительным образом.

Это касается не только анатомии. Украшения, одежда и оружие должны подходить телу и обеспечивать естественные движения. Не нужно просто так рисовать по браслету на каждой пустой области тела, пытайтесь на время стать персонажем и увидеть, что бы он носил и как. Быть может, длинные серьги-висюльки – не лучшая идея для охотящегося человека-кошки? Стоит ли носить юбку, если вы двигаетесь скачками? Если вы продолжите думать таким образом, то избежите ошибок, которые разрушат иллюзию, которую вы пытаетесь создать.

Упрощайте для ясности

Вы наверняка слышали о феномене эффекта «зловещей долины». Чем реалистичнее лицо, тем больше оно нам нравится, пока оно не потеряло какой-либо реалистичный элемент. Небольшой недостаток реализма гораздо сильнее бросается в глаза, чем стилизация, потому что мы чётко видим, что лицо не реально. Вы можете использовать эту информацию, чтобы сделать своих персонажей «достаточно реальными» - стилизованными убедительным образом, но далёкими от эффекта «зловещей долины», чтобы избежать сравнения с реальностью.

Черты лица в манге выглядят хорошо в типичном мультяшном рисунке, но когда они приобретают реалистичность, то становятся страшноватыми.

Упрощение позволит вам притянуть внимание к тому, что на самом деле имеет значение в вашем рисунке. Сделайте стопы плоскими, преувеличьте мускулы, сделайте глаза огромными и выразительными как у персонажей манги – и вы дадите понять, что это всё не реально потому, что оно не должно быть реальным, а не потому, что вы не знали, как это сделать.

Упрощение удаляет ненужные элементы и преувеличивает важные, но вам нужно делать это в соотношении для создания убедительной картинки. К примеру, нос, сделанный из простой фигуры без ноздрей будет выглядеть хорошо, только если остальные части лица не нагружены деталями, иначе недостаток будет видимым и нервирующим зрителя.

Реальную анатомию сложно выучить, и тут вам на помощь придёт упрощение. Люди увидят ногу, даже если в ней нет идеально сформированного колена – просто понадобится сустав в определённом месте и немного массы вокруг двух костей. Но это то, чем вам нужно заняться – изучить реальную анатомию и затем постепенно удалять лишние части. Помните, что догадки – это не упрощение, а стилизация появляется в результате намерения, а не случайно.

Делаем разговаривающее лицо

На лице человека много мелких мышц, используемых для создания различных выражений лиц. Мы также можем распознавать мельчайшие изменения в них и трактовать настроение другого человека. У животных хоть и есть целый «набор» мимических выражений, характерных для их вида, но они не такие выразительные как наши, и в их общении, в отличие от нашего, больше говорит тело.

По этой причине, если вы просто присоедините голову животного к телу антропоморфного персонажа, будет сложно признать в этом существе человека. Нам нужны двигающиеся брови, гибкие губы, видимые белки глаз для передачи сообщений на человеческом языке эмоций. Передвижение ушей или изменение формы зрачков достаточно для животного, но не для разумного, говорящего человека.

Это значит, что вам нужно упростить лицо для освобождения пространства для человеческих черт. Брови обязательны, и они должны быть подвижны – они о многом могут сказать. Кажется, что многие животные обладают только одним выражением лица из-за фиксированных черт, которые мы называем бровями (к примеру, многие птицы прерий выглядят злыми или гордыми в зависимости от своих чувств). Им не нужна форма человеческих бровей, но они должны уметь влиять на размер глаз.

У многих млекопитающих есть кисточка вибриссов над глазами – вы можете трансформировать эту часть в псевдо-брови.

Подвижные губы – следующий объект. Человеческие губы это, по сути, изогнутое кольцо кожи. У нас и других млекопитающих в этой части есть свои мышцы для сосания молока в младенчестве. Из-за этого мы можем двигать ими, хотя люди пошли ещё дальше – движение губ передаёт также эмоциональные сообщения. У женщин обычно более пухлые губы, что может указать на принадлежность вашего персонажа к женскому полу.

Губы также участвуют в разговоре – обратите внимание, как вы произносите звуки «м», «п», «б», «ф», «в» (у говорящих птиц с этим могут возникнуть проблемы). Если ваш персонаж – птица, можете применить альтернативный вариант – вы либо придерживаетесь реализма и никогда не используете мимику вокруг «губ», либо изображаете движение клюва таким же образом, как движение человеческих губ.

У большинства животных вы не видите белок глаза, и когда животное хочет осмотреться, оно обычно поворачивает всю голову. Но у людей по-другому – т.к. видно большую часть глаза, можно точно сказать, куда человек смотрит.

Гипотетически это помогало нам в групповой охоте (молчаливое указание взглядом), но сегодня таким образом мы передаём невербальные сообщения. Закатывание глаз, отведение взгляда в сторону, вращение глазами при мыслительном процессе – если хотите, чтобы ваш персонаж мог общаться таким образом, убедитесь, что видны белки глаз.

Эксперимент с размером глаз; большие глаза обычно более выразительные

Фурри – полуживотные, и у них могут быть дополнительные средства передачи эмоций. К примеру, большинство млекопитающих показывают своё настроение движением ушей, а рептилии могут использовать свой язык для чего-то ещё, помимо обоняния. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, как можно сделать эти дополнительные движения частью понятных выражений лица.

Эмоции – это просто

Хоть мы и обладаем таким количеством эмоций и способами их передачи, в конечном итоге они могут быть разделены на несколько групп. Упрощённое лицо вашего антропоморфного персонажа может очень хорошо передавать эмоции, и его простота сделает его ещё более выразительным, т.к. сложно допустить ошибку. Подвигайте брови, сдвиньте уголок рта, скосите глаза – и вы скажете многое.

Посмотрите в зеркало и покажите эти базовые эмоции: радость, грусть, удивление, гнев, отвращение. Видите, как просто? Конечно, эти выражения наигранны, и мы выглядим иначе, выражая настоящие эмоции, но вам не нужен такой реализм в изображении антропоморфного персонажа. Вам не обязательно всё это учить – просто сделайте такое же лицо, которое пытаетесь нарисовать – и вы уже будете знать, что нужно делать. Но если хотите изучить эту тему глубже, вам понравится это полное руководство по эмоциям:

Сохраняйте согласованность

Хорошо спланированный персонаж всегда выглядит одинаково. Вы можете узнать его не только по виду, цвету и одежде, но также по пропорциям и лицу. Вот почему лучше создать набор образцов вашего персонажа, где вы покажете его с разными выражениями лица или разной одеждой/без одежды.

Дональд Дак – это не просто утка в характерной одежде

Набор образцов позволит увидеть персонажа как единое целое, а не просто один рисунок. Вы можете использовать такой набор для систематического рисования персонажа или чтобы показать его другим художникам, чтобы они создали достоверный дизайн этого персонажа (или костюм фурри!). Вы можете узнать, как создать такой набор (а также как создать антропоморфного оборотня!) в следующих руководствах:

Заключение

Хотя антропоморфные персонажи обрели популярность в наше время через детские книги и фильмы, они этим не ограничиваются. Полулюди-полуживотные могут объединять лучшие из обоих миров, предоставляя художнику полный контроль над персонажем без привязки к строгим правилам реализма. Они настолько разнообразны, что каждый может создать индивидуального, уникального персонажа, выражающего свою личность таким образом, каким невозможно выразить в человеческой реальности.

Вы – фурри? Кто ваша фурсона? Что вам больше всего нравится в антропоморфных персонажах? Если вы не фурри, что вы думаете о сообществах фанатов или антропологических животных в целом? Мне было бы интересно узнать, что вы думаете, поэтому смело оставляйте комментарии!

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos "человек" и morphe "вид, форма"), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.

Различаются следующие значения данного термина.

1. Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции , разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза , небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети , память компьютера , диалоговая программа .

2. Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами, в частности, способностью вести беседу с человеком:

О временах простых и грубых

Копыта конские твердят

(О.Мандельштам)

В поэтической речи нередки случаи, когда все изложение ведется от лица неодушевленного предмета:

Я – кактус ! Я с трудом великим

Даю порою корешок ,

Я неуклюж и с видом диким

Колол и жег что только мог

(К.Случевский)

Антропоморфизм в поэтической и некоторых видах непоэтической речи представляет собой пример коммутации «лицо/не-лицо». Распространенность антропоморфизма в определенных родах прозы и поэзии настолько высока, что скорее отказ от видения в неодушевленных объектах и живых существах, не являющихся людьми, партнеров по диалогу станет считаться здесь отклонением от нормы: «баснописцы, любящие „говорящих" животных, а также философы, изучающие развитие сознания у растений и даже у материи вообще, сохранили многочисленных последователей» (Ж.Дюбуа. Общая риторика ).

3. Риторический прием включения в аргументативный или убеждающий дискурс духовных и прочих воображаемых сущностей, умерших или еще не родившихся людей или персонифицированных неодушевленных предметов. В уста этих сущностей вкладываются аргументы в пользу отстаиваемой оратором точки зрения или выражение определенного отношения к сообщаемому. Так, в старопольской литературе популярны жалобы отчизны-матери на неблагодарность детей-граждан. Другие примеры: Наши славные предки стыдятся , глядя на вас , бросивших мечи и бежавших ; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете ; Звери только скажут вам спасибо , если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах ; Любой компьютер , отвечая на этот вопрос , покажет на экране код ассемблера.

4. Единицы языка, являющиеся результатом использования приемов, перечисленных выше (в этом значении термин антролпоморфизм употребляется также во множ. числе), т.е. обозначающие соответствующие «человеческие» признаки, качества, действия и отношения сходства между человеком и другими предметами и явлениями (растениями, животными, объектами неживой природы, мифологическими существами и т.д.).

Антропоморфизмы можно разделить на лексические и синтаксические. Антропоморфный характер первых присутствует в их словарном значении: это лексические единицы, представляющие наименования предметов, не являющихся частями тела человека или не обозначающих человеческие качества, но этимологически восходящие к наименованиям последних. К лексическим антропоморфизмам относится, в частности, богатый арсенал стершихся метафор: ручка (двери ), носик (чайника ), ушко (иголки ), устье (реки ) и т.п. Синтаксические антропоморфизмы представляют собой сочетания наименований предметов, не относящих к человеку и не обладающих в действительности человеческими качествами, с обозначениями качеств, действий и отношений, характеризующих людей или свойственных людям. Среди синтаксических антропоморфизмов четко различаются носители живой и стершейся образности (ср.: три гордые пальмы Лермонтова и устойчивые терминологические сочетания очарованные частицы , усталость металла и т.п.).

Некоторые лингвисты и философы считают, что изобилие антропоморфизмов в речи является одним из показателей того, насколько искажается истина в ходе употребления естественного языка. Х.Вайнрих отмечает: «языковая ложь, если понимать вещи буквально, – это большинство таких риторических фигур, как эвфемизмы, гиперболы,... слова-табу, антропоморфизмы и др.» (Язык и моделирование социального взаимодействия ). Ж.Деррида пишет: «Что же, таким образом, представляет собой истина? – вопрошает Ницше, – марширующую армию метафор [...] и антропоморфизмов [...] Истины есть иллюзии, которые забыли об этой своей иллюзорной природе».

Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение , персонификация , прозопопея .

error: Content is protected !!