Какие страны прибалтики входили в ссср. Эстония и страны балтии: были ли в составе ссср и каковы последствия этого пребывания? Язык с хреном

Эстония первой из советских республик, 16 ноября 1988 года, объявила о суверенитете – верховенстве местных законов над союзными. С другой стороны, переход от декларации о суверенитете к окончательному отделению от СССР в Эстонии затянулся. О независимости республика объявила лишь в августе 1991 года (во время путча в Москве) – позже, чем ее соседи по региону.

В Эстонии, в отличие от других союзных республик, Народный фронт не ускорил, а скорее замедлил переход от суверенитета к полной независимости. Умеренная позиция НФЭ на какое-то время сблизила его с эстонской Компартией – по крайней мере, ее прогрессивно настроенной частью. Собственно, декларация о суверенитете была принята парламентом, который на тот момент контролировали коммунисты.

В результате конфронтация Эстонии с союзным центром была не столь сильной, как у Литвы и Латвии. Республика избежала силовой операции наподобие тех, что были организованы советской властью в Вильнюсе и Риге. Нечто подобное произошло в Таллине 20 августа 1991 года, когда советские десантники захватили здание телебашни. Впрочем, закончилось все довольно быстро, до серьезных столкновений дело не дошло.

На торжественной церемонии поднятия эстонского национального флага в День независимости Эстонии 24 февраля 1989 года.

Созданию Народного фронта Эстонии предшествовало появление общественных движений (поначалу – немногочисленных), занимавшихся вопросами истории, экологии и культуры. Так, в 1986 году несколько десятков человек основали Общество охраны памятников (позднее оно трансформировалось в политическое движение, выступавшее за независимость Эстонии). Весна 1987 года была отмечена кампанией против добычи фосфоритов на северо-востоке страны (противники проекта утверждали, что он приведет к нарушению водоснабжения в регионе). Начался сбор подписей за прекращение разработок. Кампанию поддержали студенты Тартуского университета, которые 1 мая вышли на демонстрацию протеста. В итоге власти решили уступить, добыча фосфоритов была остановлена.
В августе того же года в Эстонии была создана группа по обнародованию материалов пакта Молотова-Риббентропа. К пакту большое внимание было привлечено и в других странах Балтии. Сторонники независимости развивали эту тему, доказывая необоснованность пребывания прибалтийских республик в составе СССР, подчеркивая, что присоединение этих республик не было добровольным, а стало результатом кулуарной сделки, за которой последовала оккупация прибалтийских территорий.
23 августа MRP-AEG собрала в Таллине митинг, приуроченный к годовщине подписания пакта. В нем приняли участие несколько тысяч человек. Позднее группа стала организовывать демонстрации и по случаю других памятных дат. Одна из таких акций – шествие 2 февраля 1988 года в Тарту (в годовщину заключения Тартуского мира между РСФСР и Эстонией в 1920 г.) – была жестко разогнана милицией. Многие из участников были задержаны. Однако в следующий раз, когда в центре Таллина собрались тысячи людей на митинг по случаю дня образования Эстонской республики (24 февраля), применять силу власти уже не решились. А год спустя в праздновании этой даты наряду с оппозицией приняли участие и руководители Эстонской ССР.
Середина 1988 года была отмечена манифестациями, сопровождавшимися исполнением национальных песен. Кульминацией "поющей революции" стало многотысячное мероприятие, состоявшееся 11 сентября 1988 года на таллинском Певческом поле. В фестивале под названием "Песнь Эстонии" приняли участие около 300 тысяч человек. Перед собравшимися помимо прочего выступил лидер Общества по охране памятников Тривими Веллисте, который открыто призвал восстановить независимость Эстонии.
Народный фронт Эстонии был официально учрежден в октябре 1988 года. Его программа концентрировалась на достижении экономической самостоятельности от СССР (требования отделиться от Союза не выдвигались), демократизации общественной жизни. Среди прочего НФЭ выступал за создание альтернативной службы для призывников и ограничение миграции (чтобы остановить рост неэстонского населения в республике, защитив тем самым "право эстонцев оставаться полноправной основной нацией на своей исконной территории").
Как и другие подобные движения, созданные в конце 1980-х годов в СССР, Народный фронт поначалу позиционировал себя как сторонника перестройки. Одна из резолюций, принятых на учредительном съезде НФЭ, призывала граждан "поддерживать решительное и последовательное претворение в жизнь курса КПСС на перестройку в каждом городе и каждом районе".

По итогам выборов в Верховный совет Эстонии, прошедших в марте 1990 года, НФЭ получил возможность сформировать правительство. Пост премьер-министра занял один из лидеров Народного фронта Эдгар Сависаар.
В условиях, когда представители национально-демократического движения оказались у власти, встал вопрос о возможном объявлении независимости республики (как это произошло после выборов в Латвии и Литве). Однако в Эстонии было принято компромиссное решение: в конце марта Верховный совет утвердил постановление "О государственном статусе Эстонии". Оно объявляло советскую власть в Эстонии незаконной (с того момента, как республика была присоединена к СССР). Но при этом из документа следовало, что Эстония лишь встала на путь независимости и должна еще пройти переходный период.
Отдельным решением ВС был принят закон о государственной символике: он переименовал Эстонскую ССР в Эстонскую республику, объявил советские символы ЭССР недействительными (подтвердив при этом, что флагом Эстонии является сине-черно-белый триколор), а также утвердил эстонский язык в качестве государственного.
В Верховный Совет по итогам выборов попало и Интердвижение, объединяющее противников независимости Эстонии. Однако повлиять на действия парламента они не смогли. В этих условиях сторонники СССР решили перейти к радикальным мерам. 15 мая 1990 года они устроили массовый митинг у здания Верховного совета, потребовав отмены закона о символике, а заодно отставки эстонского руководства. Один из участников акции взобрался на здание ВС и установил там красный флаг (рядом с эстонским триколором). Толпа прорвала милицейское оцепление, несколько сотен человек ворвались во внутренний двор.

Глава правительства Эстонии Эдгар Сависаар выступил по радио, обратившись к согражданам за помощью. Он сообщил, что здание парламента подверглось нападению, добавив, что "происходит попытка переворота". «Коммерсантъ» писал тогда, что такое решение (обратиться к народу вместо того, чтобы вызвать дополнительные силы милиции) было обусловлено в том числе и тем, что большинство сотрудников столичной милиции тогда составляли русские. Как пояснили корреспонденту газеты эстонские коллеги, власти в такой ситуации "народу доверяют больше".
На призыв премьера откликнулись тысячи эстонцев, которые стали прибывать к зданию Верховного совета. Сторонникам СССР пришлось покинуть площадь перед парламентом. К вечеру из внутреннего двора вышли и участники штурма. Их встретили криками "Вон из Эстонии!", столкновений при этом удалось избежать.
После того как участники штурма покинули площадь, перед собравшимися там защитниками парламента выступили представители эстонского руководства, они поблагодарили людей за поддержку. Верховный совет, а также другие правительственные здания, взяли под охрану члены "Кайтселийта" (народного ополчения).
Январь 1991 года, когда советская власть организовала силовые акции в Вильнюсе и Риге, для Эстонии обошелся без подобных потрясений. Вскоре после вильнюсских событий в Прибалтику с визитом поддержки прибыла официальная делегация из РСФСР во главе с председателем российского парламента Борисом Ельциным (российское руководство к тому времени уже приняло декларацию о суверенитете и находилось в напряженных отношениях с союзными властями, отношения осложнялись и личным конфликтом между Ельциным и Горбачевым).
Визит при этом был организован не в Вильнюс и не в Ригу, где противостояние как раз обострялось, а в относительно спокойный Таллин (формальным поводом стало подписание подготовленного ранее соглашения об отношениях России и Эстонии). Туда для встречи с Ельциным прибыли и руководители Латвии и Литвы. Представители всех четырех республик выступили с заявлением, в котором подтвердили, что признают суверенитет друг друга, и выразили готовность оказывать друг другу помощь в защите суверенитета.
Выход Эстонии из СССР ускорили августовские события в Москве. По решению ГКЧП в республике было введено чрезвычайное положение, из Пскова туда были переброшены подразделения 76-й воздушно-десантной дивизии. В ответ правительство Эстонии обвинило ГКЧП в попытке переворота.
Эдгар Сависаар обратился к гражданам по радио, призвав их не выполнять решения путчистов, при этом, правда, и не провоцировать столкновения. Вечером 20 августа Верховный совет Эстонии, сославшись на то, что переворот "ставит под серьезную угрозу происходящие в СССР демократические процессы", объявил о независимости республики. Представители национально-демократического движения не исключали, что попытка восстановления независимости Эстонии будет подавлена, а им придется уйти в подполье. Глава МИДа республики Леннарт Мери, который в то время находился с визитом в Финляндии, получил указание оставаться там – чтобы при необходимости создать за границей правительство в изгнании.
Однако на силовую акцию у путчистов уже не было времени. Сам ГКЧП фактически доживал последние часы. Утром 21 августа, правда, переброшенные в Эстонию десантники, частично захватили здание таллинской телебашни. Занять им удалось только нижние этажи: сотрудники телебашни успели поднять и заблокировать лифты и запереть железные двери, ведущие к лестнице. Некоторое время здание находилось в осаде, вещание было прервано. Ситуация изменилась после того, как стало известно, что путч в Москве провалился (об этом в Эстонии узнали, в частности, из сообщения финского ТВ). К вечеру десантники покинули здание, вещание возобновилось.
В начале сентября независимость Эстонии, также как Латвии и Литвы, была официально признана советской властью.
lenta.ru

О первой декларации суверенитета в СССР

======================

Горбачев и Эстония

Интересная история. Я уже как-то приводил этот исторический факт (но может быть, кто-то пропустил, напомню): в 1988 Эстонией руководил лютый сталинист Карл Вайно, который был первым секретарем ЦК КПЭ. И когда в Эстонии возник Народный фронт и движение за независимость, Вайно потребовал у Горбачева ввести войска в Республику "для подавления сепаратистских настроений".

Но Горбачев вместо ввода войск в Таллинн снял с должности и отправил на пенсию самого Вайно. Дедушка переехал в Москву, и теперь его внук Антон служит главой администрации Путина.

===========================

ВИДЕО о Поющей революции в Эстонии: http://slanist.ru/publ/ehstonija/ehstonija_istorija/gorbachev_v_ehstonii_quot_pojushhaja_revoljucija_quot_video/68-1-0-859

==============================

ДЕКЛАРАЦИЯ
Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической республики
О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР.

Эстонский народ на берегах Балтийского моря обрабатывает землю и развивает свою культуру уже более пяти тысяч лет. В 1940 году гомогенное в национальном отношении, суверенное Эстонское государство стало составной частью Советского Союза, при этом было предусмотрено сохранение гарантий суверенитета и расцвет нации. Однако внутренняя политика сталинизма и периода застоя игнорировала эти гарантии и принципы. В результате этого на эстонской земле для эстонцев как коренной национальности сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, природная среда во многих регионах республики оказалась в катастрофическом положении, продолжающаяся дестабилизация экономики отрицательно сказывается на жизненном уровне всего населения республики.

Верховный Совет Эстонской ССР видит лишь один выход из трудного положения - дальнейшее развитие Эстонии должно происходить в условиях суверенитета. Суверенитет Эстонской ССР означает, что ей в лице ее высших органов власти, управления и судебных органов принадлежит высшая власть на своей территории. Суверенитет Эстонской ССР един и неделим. В соответствии с этим дальнейший статус республики в составе СССР должен быть определен Союзным договором.
Верховный Совет Эстонской ССР выражает несогласие с теми вынесенными Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение изменениями и дополнениями Конституции СССР, которые исключают конституционное право Эстонской ССР на самоопределение.

Исходя из международных пактов об экономических, социальных правах, правах в области культуры, гражданских и политических правах от 16 декабря 1965 года, ратифицированных Союзом ССР, а также из других норм международного права, высший представительный орган народной власти Эстонской ССР - Верховный Совет декларирует верховенство законов Эстонской ССР на территории Эстонской ССР.
Изменения и дополнения Конституции СССР на территории Эстонской ССР вступают в дальнейшем в силу после их одобрения Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР.

Верховный Совет Эстонской ССР призывает всех, кто связал свою судьбу с Эстонией, объединиться во имя построения в Эстонии демократического социалистического общества. Юридическая и фактическая реализация суверенитета означает и то, что народу Эстонии и в будущем будет неприемлем любой закон, дискриминирующий жителей Эстонии любой национальности.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Рюйтель
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В.Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.

======================================

ДЕКЛАРАЦИЯ
по вопросу государственной независимости Эстонии.

Сегодня, 2 февраля 1990 года, в день 70-й годовщины Тартуского мирного договора, заключенного между Эстонской Республикой и Советской Россией, подписанием которого завершилась Эстонская освободительная война, Республиканское собрание народных депутатов Эстонской ССР всех уровней на своем сходе в Таллинском городском холле обсудило вопрос о статусе Эстонского государства.
Собрание напомнило:
Эстония была лишена своей длившейся 20 лет и признанной всеми странами государственной независимости в 1940 году. Это произошло на основе преступного в международно-правовом отношении сговора между Сталиным, Гитлером, Молотовым и Риббентропом, в ходе мошеннической государственно-правовой инсценировки, опиравшейся на силу Красной Армии, путем оккупации государства (17 июня 1940 года) в дни захвата Парижа гитлеровскими войсками, пользуясь шоковым состоянием, охватившим весь демократический мир.
Собрание пришло к выводу:
будучи аннексированным государством, Эстония полстолетия жила на положении провинции, именовавшейся советской союзной республикой, но сохранившей в сердцах народа неугасимое стремление к собственной государственности. За это время под игом сталинизма и его наследия наша земля и народ в условиях полного отсутствия правовой защиты понесли неисчислимые жертвы от террора и непомерный моральный, культурный, политический, экологический и экономический ущерб. Собрание констатировало:
основывающаяся на преемственности по отношению к Эстонской Республике демократическая государственность до сего дня остается неоспоримым политическим идеалом народа Эстонии. Опыт последнего полувека вновь и вновь убеждает нас в том, что только независимая государственность слупит гарантией существования и развития эстонского народа.
Собрание решило:
наш священный долг как избранных народом его представителей -бсроться за осуществление этого идеала эстонского народа. Основой нашей борьбы должны слупить - перед всем миром - все регулирующие право наций на самоопределение международные правовые акты и, особенно перед Советским Союзом, непрекращающееся действие Тартуского мирного договора. Ибо Тартуским мирным договором ленинское правительство Советской России признало право Эстонии на государственную независимость, навсегда отказавшись от всех требований по отношению к народу, земле и достоянию Эстонии.
Собрание утверждает:
наша борьба за государственную независимость Эстонии носит исключительно мирный характер, в ней будут использоваться только демократические средства, она будет проходить в духе сотрудничества со всеми идеологическими группировками, деятельность которых.не противоречит принципам демократии и нормам международного права. Провозглашая идеал государственности Эстонии, мы знаем о поддержке идеи самостоятельной Эстонии сотнями тысяч не эстонцев. В государстве, восстановления которого мы добиваемся, будут уважаться права человека и права национальных групп на основе традиций Эстонской Республики и принципов межнациональной терпимости, различия в мнениях и подходах национальных и идеологических меньшинств должны быть в Эстонии защищены законом.
Собрание напоминает Организации Объединенных Наций, правительству Советского Союза, правительствам всех государств и мировой общественности:
после окончания второй мировой войны в соответствии с общепризнанными принципами Атлантической хартии в качестве самостоятельных государств были восстановлены все государства, оккупированные во время войны воюющими странами, - все, кроме трех членов бывшей Лиги Наций, трех Прибалтийских государств, одним из которых является Эстония.
Собрание приветствует любые меры демократического характера, направленные на восстановление Эстонской Республики, и призывает граждан принять активное участие в выборах съезда Эстонии и в выборах в Верховный Совет Эстонской ССР.
Собрание обращается к Организации Объединенных Наций, участникам Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, правительствам всех государств и к мировой общественности с призывом понять и поддержать наши законные требования, наше очевидное право вернуть себе насильно отнятое у нас законное место среди независимых государств, к которым мы относились и к которым продолжаем морально и де-юре причислять себя уже семьдесят лет. Никогда больше решения и соглашения великих держав не должны определять судьбу малых народов и государств.
Собрание обращается к Верховному Совету СССР с предложением начать с законными представителями эстонского народа переговоры о восстановлении независимости Эстонского государства. Собрание провозглашает:
в целях восстановления независимости Эстонской Республики и исходя из того, что Тартуский мирный договор продолжает действовать, Эстония через своих представителей начинает конструктивные переговоры со всеми сторонами, от которых зависит восстановление независимой Эстонской Республики де-факто.

===================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЭСТОНИИ

Верховный Совет Эстонской ССР утверждает, что оккупация Эстонской Республики Союзом ССР 17 июня 1940 г. не прервала существование Эстонской Республики де-юре: территория Эстонской Республики является оккупированной до настоящего времени.
Верховный Совет Эстонской ССР, учитывая ясно выраженную волю эстонского народа к восстановлению самостоятельности Эстонской Республики и законной государственной власти:
- признает незаконной государственную власть Союза ССР в Эстонии с момента ее установления и провозглашает начало восстановления ЭСТОНСКОЙ Республики (restitutio ad integrum);
- объявляет переходный период, который закончится формированием конституционных органов государственной власти Эстонской Республики.
Верховным Советом Эстонской ССР разрабатывается временный порядок правления на переходный период, включающий правовые гарантии для всех жителей, независимо от национальности.
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия.

===================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Верховного Совета Эстонской Республики
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНИИ

Исходя из преемственности Эстонской Республики как субъекта международного права;
- основываясь на волеизъявлении о восстановлении государственной независимости Эстонской Республики, четко выраженном населением Эстонии на проведенном 3 марта1991 года референдуме;
- учитывая постановление Верховного Совета Эстонской ССР от 30 Марта 1990 года «О государственном статусе Эсто¬нии» и «Декларацию Верховного Совета Эстонской ССР о сотрудничестве Верхов¬ного Совета Эстонской ССР и Конгресса Эстонии»;
- принимая во внимание, что состоявший¬ся в Союзе ССР государственный перево¬рот ставит под серьезную угрозу проис¬ходящие в Эстонии демократические про¬цессы и сделал невозможным восстанов¬ление государственной независимости Эс¬тонской Республики путем двусторонних переговоров с Союзом ССР;
Верховный Совет Эстонской Республики постановляет:
1. Подтвердить государственную независимость Эстонской Республики и добиваться восстановления дипломатических отношений Эстонской Республики.
2. Для выработки Основного Закона Эс¬тонской Республики и представления его на референдум образовать Конституцион¬ную ассамблею, состав которой формиру¬ется путем делегирования высшим законо¬дательным органом государственной вла¬сти Эстонской Республики - Верховным Советом Эстонской республики и предста¬вительным органом граждан Эстонской Республики - Конгрессом Эстонии.
Провести в 1992 году на основе но¬вой Конституции Эстонской Республики выборы в парламент Эстонской Респуб¬лики.

Председатель Верховного Совета Эстонской Республики А. РЮЙТЕЛЬ.
г. Таллинн - 20 августа 1991 года.

=================================================

ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР, ЛАТВИЙСКОЙ ССР И ЭСТОНСКОЙ ССР». ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 27 НОЯБРЯ 1989 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Закон об экономической самостоятельности республик преследует цели, отражающие демократизацию Союза ССР и перестройку экономической политики. Закон закрепляет право суверенных союзных республик на самостоятельное ведение хозяйства и предусматривает равноправное их участие в межреспубликанской союзной деятельности.

Положения настоящего Закона действуют в отношении республик, находящихся в федеративной системе СССР.

Статья 1. В республиках, переходящих на экономическую самостоятельность, высшие органы их государственной власти и управления осуществляют в рамках законов СССР:

принятие законодательных актов, обеспечивающих перестройку и функционирование социально-экономической системы республики;

владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в интересах республики и Союза ССР;

экономическое регулирование деятельности всех отраслей и субъектов хозяйства, находящихся на территории республики;

руководство финансовой системой республики и деятельностью республиканских банков (кроме учреждений системы Госбанка СССР);

определение дифференцированных условий оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, установление порядка ценообразования на территории республики;

распоряжение государственным фондом природных ресурсов.

Статья 2. Основой нового хозяйственного механизма республик является самостоятельность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности...

По договоренности между Правительством СССР и Правительством республики союзные министерства, комитеты и ведомства передают в ведение народа республики предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами.

По договоренности Союза ССР и республики к союзной собственности относятся средства вооруженных сил, магистральные, нефтегазопроводные и другие объекты, имеющие общесоюзное значение.

Статья 3. Экономически самостоятельная республика располагает бюджетом, определяет источники и объемы поступления бюджетных средств.

Статья 6. Экономические отношения в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР регламентируются республиканскими конституциями, Законом Литовской ССР «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР», Законом Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР», Законом Эстонской ССР «Об основах хозяйственного расчета Эстонской ССР» и соответствующими законами Союза ССР.

Установить, что законодательные акты СССР, регулирующие хозяйственные отношения, действуют на территории указанных республик постольку, поскольку они не препятствуют их переходу на экономическую самостоятельность.

Закон вступает в действие в общем порядке.

======================================================

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 1991 г. N ГС-3
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учитывая конкретную историческую и политическую обстановку, предшествовавшую вхождению Эстонской Республики в СССР, Государственный Совет СССР постановляет:
1. Признать независимость Эстонской Республики.
2. Исходя из Постановления V (внеочередного) Съезда народных депутатов СССР, провести переговоры с Эстонской Республикой для решения всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением прав граждан и интересов СССР и образующих его государств, касающихся экономических, политических, военных, пограничных, гуманитарных и иных вопросов.
Сформировать государственную делегацию Союза ССР для переговоров с Эстонской Республикой, предоставить ей необходимые полномочия.
Учитывая особую заинтересованность РСФСР, граничащей с Эстонской Республикой, включить ее представителей в указанную государственную делегацию Союза ССР.
3. При решении вопросов, связанных с признанием независимости Эстонской Республики, учитывать необходимость выполнения обязательств СССР перед мировым сообществом, а также соблюдения общепризнанных норм международного права, прав и свобод человека и национальных меньшинств, закрепленных в международных договорах и иных актах, участником которых является СССР.
4. Исходя из Декларации прав и свобод человека, принятой V (внеочередным) Съездом народных депутатов СССР, признать, что граждане СССР, выразившие пожелание остаться в Эстонской Республике или переехать в СССР, подлежат правовой защите СССР и той республики, гражданство которой они примут.
5. МИД СССР заявить о поддержке обращения Эстонской Республики о ее вступлении в ООН, а также высказаться в пользу ее присоединения к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В декабре 1933 года правительствами Франции и СССР, совместно было выдвинуто предложение о договоре о коллективной безопасности и взаимопомощи. Были сделаны предложения присоединиться к договору Финляндии, Чехословакии, Польше, Эстонии, Латвии и Литве. Проект договора получил название «Восточный пакт». Он рассматривался как коллективная гарантия на случай агрессии со стороны фашистской Германии. Но Польша и Румыния отказалась вступать в альянс, США не одобрили идею договора, а Англия выдвинула ряд встречных условий, включая перевооружение Германии. 21 марта 1939 года идея «Восточного пакта» обсуждалась снова.

В марте 1939 года СССР вел переговоры с Англией и Францией, понимая реальную опасность надвигавшейся войны В качестве основы для переговоров СССР предложил меры для совместного предотвращения итало-немецкой агрессии против европейских стран и выдвинул 17 апреля 1939г. следующие положения, обязывавшие (СССР, Англию и Францию): оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским странам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с Советским Союзом; заключить сроком на 5−10 лет соглашение о взаимопомощи, включая и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривавшихся государств (СССР, Англию и Францию).

Причина провала «Восточного пакта» была в различных интересах договаривающихся сторон, англо-французские миссии получили от своих генеральных штабов подробные секретные инструкции, в которых определялись цели и характер переговоров: в записке французского генерального штаба говорилось, что вместе с рядом политических выгод, которые получили бы Англия и Франция в связи с присоединением СССР, оно «вовлекло бы СССР в конфликт; не в наших интересах, чтобы он оставался вне конфликта, сохраняя нетронутыми свои силы». В проекте договора, предлагавшегося СССР, присутствовало понятие «косвенной агрессии», предполагавшее право СССР ввести войска в пограничные государства, если он сочтёт, что их политика направлена против СССР. Это было расценено в прибалтийских столицах, а также Лондоне и Париже, как намерение оккупировать лимитрофы. Со своей стороны прибалтийские государства категорически отказались от советской «помощи», заявили о своём строжайшем нейтралитете и объявили, что всякие гарантии, данные им без их просьбы, будут рассматривать как акт агрессии. По мнению Черчилля, «Препятствием к заключению такого соглашения (с СССР) служил ужас, который эти самые пограничные государства испытывали перед советской помощью в виде советских армий, которые могли пройти через их территории, чтобы защитить их от немцев и попутно включить в советско-коммунистическую систему. Ведь они были самыми яростными противниками этой системы. Польша, Румыния, Финляндия и три прибалтийских государства не знали, чего они больше страшились, - германской агрессии или русского спасения».

Параллельно с переговорами с Англией и Францией, СССР вел также тайные переговоры с Германией. 23 августа 1939 года был заключён Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Согласно секретному дополнительному протоколу, определявшему разграничение сфер интересов, в сферу интересов СССР вошла, в том числе, и Эстония.

С началом Второй мировой войны Эстония объявила о своём нейтралитете. Но в ходе военных действий произошёл ряд инцидентов, в которые оказались вовлечены и прибалтийские страны - одним из них стал заход 15 сентября польской подводной лодки «Ожел» в Таллинский порт, где она была интернирована эстонскими властями, которые начали демонтаж её вооружения. Однако 17 сентября экипаж подлодки разоружил охранников и вывел её в море, при этом на борту оставались шесть торпед. Советский Союз заявил, что Эстония нарушила нейтралитет, предоставив убежище и помощь польской подводной лодке.

19 сентября Вячеслав Молотов от лица советского руководства возложил ответственность за это происшествие на Эстонию, заявив, что Балтийскому флоту поставлена задача отыскать подлодку, поскольку она может угрожать советскому судоходству. Это привело к фактическому установлению морской блокады эстонского побережья.

24 сентября по приглашению правительства СССР в Москву прибыл министр иностранных дел Эстонии К. Сельтер. Официальной причиной визита были переговоры по торговому соглашению, включающему и транзит через Эстонию советских грузов в Германию. Однако после обсуждения торгового соглашения Молотов поднял вопрос о польской подводной лодке, заявив, что Эстония отремонтировала и вооружила лодку, тем самым нарушив нейтралитет в пользу Польши, и далее в ультимативной форме потребовал заключения пакта о взаимопомощи, который также «обеспечивал бы Советскому Союзу права иметь на территории Эстонии опорные пункты или базы для флота и авиации». Молотов заявил, что Советскому Союзу для укрепления безопасности необходим выход в Балтийское море: «Если Вы не пожелаете заключить с нами пакт о взаимопомощи, то нам придется использовать для гарантирования своей безопасности другие пути, может быть, более крутые».

25 сентября посол Германии в СССР граф Шуленбург был вызван в Кремль, где Сталин сообщил ему, что «Советский Союз немедленно возьмётся за решение проблемы прибалтийских государств в соответствии с протоколом от 23 августа».

Тем временем на советской границе с Эстонией и Латвией создавалась советская военная группировка, в которую вошли силы 8-й армии (Кингисеппское направление, Ленинградский ВО), 7 армии (Псковское направление, Калининский ВО) и 3-й армии (Белорусский фронт).

В условиях, когда Латвия и Финляндия отказались оказать Эстонии поддержку, Англия и Франция (находившиеся в состоянии войны с Германией) не в состоянии были её оказать, а Германия рекомендовала принять советское предложение, эстонское правительство пошло на переговоры в Москве, в результате которых 28 сентября был заключён Пакт о взаимопомощи, предусматривающий размещение на территории Эстонии советских военных баз и 25-тысячного советского контингента.

В 1940 году были введены дополнительные контингенты советских войск. На территории Эстонии создавались военные базы СССР, на которых были размещены 25 000 солдат. 10 июня на советских базах в Эстонии была объявлена боевая готовность. 14 июня была объявлена военная и морская блокада Прибалтики. 14 июня советские самолёты сбили над Финским заливом вылетевший из Таллина самолёт финской авиакомпании.

16 июня, Молотов вручил эстонскому послу ультимативную ноту, в которой требовал немедленного ввода в Эстонию дополнительного контингента советских войск численностью 90 000 человек и смещения правительства, угрожая в противном случае оккупацией Эстонии. Пятс принял ультиматум.

17 июня 1940 г. в Таллин вступили советские войска; одновременно на рейде встали корабли Балтийского флота и был высажен морской десант. Советскими военными властями были запрещены народные сборища, собрания, фотографирование под открытым небом; у населения в течение 24 часов было изъято оружие. 18 июня советник советского посольства Бочкарев назвал имена первых членов нового просоветского правительства Эстонии. Последующими событиями руководил уполномоченный ЦК ВКП(б) по Эстонии А. А. Жданов, прибывший в Таллин 19 июня. 21 июня он продиктовал Пятсу состав нового кабинета во главе с поэтом Йоханнесом Варесом (Барбарусом), придерживавшимся левых взглядов и вскоре вступившим в компартию. Жданов также требовал, чтобы назначение нового правительства сопровождалось «демонстрациями поддержки», которые и были организованы; согласно свидетельствам, демонстрации сопровождались советскими броневиками. Фактически руководство страной осуществлялось посольством СССР. Из Ленинграда в Таллин прибыло НКВД.

Присоединение Прибалтики к СССР: правда и ложь

Начались аресты и депортации граждан Эстонской Республики, в том числе активно настроенных против советского режима. Вслед за тем Жданов распорядился в девятидневный срок провести выборы в Рийгикогу.

Указом Пятса от 5 июля внеочередные выборы в Рийгикогу были назначены на 14 июля 1940 года. По официальным данным в выборах приняло участие 591 030 граждан, или 84,1 % от общего числа избирателей. За кандидатов «Союза трудового народа» (кандидатов других партий не регистрировали) проголосовало 548 631 человек, или 92,8 % от числа голосовавших. Согласно мнению некоторых россйиских и эстонских историков, выборы прошли с нарушениями действующих законов, в том числе конституции, а результаты были фальсифицированы.

11 июля 1940 (еще до формального включения Эстонии в состав СССР) был издан приказ наркома обороны маршала С. К. Тимошенко № 0141, согласно которому к 31 июля 1940 года территория Эстонии должна была быть включена в состав Ленинградского военного округа.

21 июля первая сессия Рийгикогу нового созыва приняла решение об установлении в стране Советской власти и образовании Эстонской Советской Социалистической Республики. 22 июля была принята декларация о вступлении Эстонии в состав СССР. Рийгикогу обратилось с соответствующей просьбой к Верховному Совету СССР. В тот же день президент Константин Пятс подал прошение об освобождении его от полномочий президента, которое было удовлетворено. Полномочия президента, в соответствии с Конституцией, перешли к премьер-министру. 30 июля Пятс был депортирован в Башкирию.

6 августа 1940 года VII сессия Верховного Совета СССР приняла постановление о принятии в состав СССР Эстонской ССР.

Ряд зарубежных историков и политологов, а также некоторые современные российские исследователи характеризуют этот процесс как оккупацию и аннексию независимых государств Советским Союзом. Несмотря на вхождение Эстонии в состав Советского Союза, некоторые государства (США, Великобритания, Канада, Австралия, Швейцария, Ирландия, Ватикан и др.) продолжали де-юре признавать Эстонскую Республику в качестве независимого государства, её иностранные представительства существовали в Соединенных Штатах и Великобритании. В начальный период после установления независимости эти дипломатические представительства играли важную роль в восстановлении связей между воссозданной Эстонской Республикой и её союзниками среди стран Запада. Многие историки считают, что эти договоры были приняты в условиях военной угрозы. Согласно официальной российской трактовке ввод советских войск нельзя называть оккупацией, поскольку решение о вхождении прибалтийских стран в состав СССР в 1940 году было оформлено юридически корректно и ввод войск был осуществлен в соответствии с договором между Советским Союзом и Эстонией. Таким образом, утверждать, что был безусловный факт оккупации нельзя. Правильнее обсуждать вопрос об инкорпорации или аннексии территории Эстонии Советским Союзом.

Согласно «Отчёту комиссии по расследованию преступлений против человечности при президенте Эстонии», опубликованному в 2001 году, в течение года до начала войны между Советским Союзом и Германией (22 июня 1941 года) в Эстонии было арестовано около 7000 человек, из которых было казнено по крайней мере 1850, в основном по обвинению в антисоветской деятельности. Были арестованы 800 кадровых офицеров Эстонии - половина состава. Но по данным полученным из НКВД (рассекречены)общее количество арестованных за 6 лет (то есть до 1947 года)было не более 6500 человек, 75 процентов которых были арестованы во время начавшейся уже войны. И приблизительно 1500-2000 человек от общего числа были осуждены на смертную казнь.

Это число казненных (1850 человек) упоминается в пропагандистком немецком материале, изданном при немецкой оккупации - «Zentralstelle zur Erfassung der Verschleppten». В последующих эстонских источниках указывается, что в Эстонии было казнено около 300 человек, около 150 человек из них за указанный период - до начала войны. Состав же преступления, осужденных к высшей мере наказания, был в дальнейшем уточнен. По отчету международной комиссии он был различен: антисоветская деятельность, аресты и казни коммунистов в независимой Эстонии, военные преступления в годы Гражданской войны, дезертирство скрывающихся в Эстонии - служивших в рядах Красной Армии, участие в белогвардейских организациях, разведывательная деятельность против СССР до 1940 года. Стоит заметить, что большинство проживавших к тому времени в Эстонии русских были белогвардейцами или их потомками, поэтому почти все оставшиеся русские в Эстонии были репрессированы в 1940-1941 годах.

14 июня 1941 года согласно записке наркома НКГБ Меркулова на поселение в отдалённые районы Советского Союза было выслано 5978 человек и арестовано 3178. По данным современных исследователей, было направлено на поселения - 6328 человек (а после вычитания потерь в пути - 6284 человека); всего же из Эстонии на поселение и в лагеря военнопленных было выслано 10 016 человек.

Согласно официальной формулировке, высылка была проведена «в связи с наличием в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР значительного количества бывших членов различных контрреволюционных националистических партий, бывших полицейских, жандармов, помещиков, фабрикантов, крупных чиновников бывшего государственного аппарата Литвы, Латвии и Эстонии и других лиц, ведущих подрывную антисоветскую работу и используемых иностранными разведками в шпионских целях». В эстонской историографии высылка расценивается как уничтожение элиты эстонского народа. Посол Эстонии в РФ Тийт Матсулевич: «14 июня 1941 года из нашей страны вывезли более 10 тысяч человек… Эти десять тысяч составляли фактически элиту населения страны, насчитывавшей в ту пору немногим более миллиона жителей»

Как утверждается на сайте эстонского посольства в России, «при депортации мужчины были отделены от женщин и детей: мужчины направлены в тюремные лагеря, а женщины сосланы в отдаленные районы Кировской и Новосибирской областей. Подавляющее большинство мужчин погибли в лагерях. В частности, к весне 1942 г. из 3500 мужчин, направленных в сибирские лагеря, в живых осталось несколько сотен.»

Эстонская армия была переформирована в 22-ой стрелковый корпус (двухдивизионного состава), командующим которым был назначен генерал-майор Густав Йонсон, бывший командующий вооруженными силами Эстонской Республики (после начала войны репрессирован).

Почему СССР оккупировал Прибалтику

Многие историки характеризуют этот процесс как оккупацию, другие – как инкорпорацию 72 года назад

Согласно секретным протоколам к пакту Молотова- Риббентропа от 23 августа 1939 года и советско-германскому договору о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года Литва, Латвия и Эстония попали в «советскую сферу интересов». В конце сентября - начале октября этим странам были навязаны договоры с СССР о взаимопомощи, и в них были созданы советские военные базы. Сталин не слишком торопился с присоединением Прибалтики. Он рассматривал этот вопрос в контексте будущей советско-германской войны. Германия и ее союзники были названы основными противниками.

Борис СОКОЛОВ, «Частный корреспондент»

Названы уже в конце февраля 1940 года в директиве советскому Военно-морскому флоту.

Для того чтобы развязать себе руки к моменту начала немецкого наступления во Франции, Сталин спешно завершил финскую войну компромиссным Московским миром и перебросил освободившиеся войска в западные приграничные округа, где советские войска имели почти десятикратное превосходство над 12 слабыми немецкими дивизиями, оставшимися на востоке. В надежде разгромить Германию, которая, как думал Сталин, увязнет на линии Мажино, как Красная армия завязла на линии Маннергейма, с оккупацией Прибалтики можно было повременить. Однако быстрый крах Франции заставил советского диктатора отложить поход на запад и обратиться к оккупации и аннексии стран Балтии, чему теперь не могли помешать ни Англия с Францией, ни Германия, занятая добиванием Франции.


Молотов подписывает знаменитый пакт. Это начало конца Прибалтики

Еще 3 июня 1940 года советские войска, дислоцированные на территории государств Прибалтики, были выведены из подчинения Белорусского, Калининского и Ленинградского военных округов и подчинены непосредственно наркому обороны. Однако это мероприятие можно рассматривать как в контексте подготовки будущей военной оккупации Литвы, Латвии и Эстонии, так и в связи с еще не оставленными полностью планами нападения на Германию - войска, размещенные в Прибалтике, не должны были участвовать в этом нападении, по крайней мере на первом этапе. Советские дивизии против балтийских государств были развернуты еще в конце сентября 1939 года, так что особых военных приготовлений для оккупации уже не требовалось.

8 июня 1940 года заместитель наркома иностранных дел СССР Владимир Деканозов и посланник Эстонии в Москве Аугуст Рей подписали секретное соглашение об общих административных условиях пребывания на территории Эстонии Вооруженных сил СССР. В этом соглашении подтверждалось, что стороны «будут исходить из принципа взаимного уважения суверенитета» и что перемещения советских войск по эстонской территории осуществляются только по предварительному уведомлению советским командованием начальников соответствующих военных округов Эстонии. Ни о каком вводе дополнительных войск в соглашении речи не было. Однако после 8 июня, уже не сомневаясь в том, что капитуляция Франции - дело нескольких дней, Сталин решил перенести выступление против Гитлера на 41-й год и заняться оккупацией и аннексией Литвы, Латвии и Эстонии, а также отнять Бессарабию и Северную Буковину у Румынии.

Вечером 14 июня ультиматум о вводе дополнительных контингентов войск и формировании просоветского правительства был предъявлен Литве. На следующий день советские войска напали на латышских пограничников, а 16 июня такие же ультиматумы, как и Литве, были предъявлены Латвии и Эстонии. Вильнюс, Рига и Таллинн признали сопротивление безнадежным и ультиматумы приняли.

Присоединение Эстонии к СССР

Правда, в Литве президент Антанас Сметона выступил за вооруженное сопротивление агрессии, но не был поддержан большинством кабинета и бежал в Германию. В каждую из стран было введено от 6 до 9 советских дивизий (ранее в каждой из стран было по стрелковой дивизии и по танковой бригаде). Никакого сопротивления оказано не было. Создание просоветских правительств на красноармейских штыках было представлено советской пропагандой как «народные революции», за которые выдавались демонстрации с захватом правительственных зданий, организованные местными коммунистами при помощи советских войск. Эти «революции» проводились под присмотром уполномоченных советского правительства: Владимира Деканозова в Литве, Андрея Вышинского в Латвии и Андрея Жданова в Эстонии.


Таллинн. Группа демонстрантов в национальных костюмах во время демонстрации, посвященной вступлению Эстонии в состав СССР. 1940 г. // Итар-ТАСС

Когда утверждают, что нельзя говорить о советской оккупации Прибалтики, то имеют в виду, что оккупация - это временное занятие территории в ходе военных действий, а в данном случае военных действий не было, и очень скоро Литва, Латвия и Эстония стали советскими республиками. Но при этом сознательно забывают о самом простом и фундаментальном значении слова «оккупация» - захват данной территории другим государством против воли населяющего ее населения и (или) существующей государственной власти. Подобное определение, например, дается в Толковом словаре русского языка Сергея Ожегова: «Занятие чужой территории военной силой». Здесь под военной силой явно подразумевается не только сама война, но и угроза применения военной силы. Именно в этом качестве используется слово «оккупация» в приговоре Нюрнбергского трибунала. В этом случае имеет значение не временный характер самого акта оккупации, а его противоправность.

И принципиально оккупация и аннексия Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году, осуществленная СССР с угрозой применения силы, но без непосредственных боевых действий, не отличается от точно такой же «мирной» оккупации нацистской Германией Австрии в 1938 году, Чехии в 1939 году и Дании в 1940 году. Правительства этих стран, как и правительства стран Балтии, решили, что сопротивление безнадежно и поэтому надо подчиниться силе, чтобы спасти свои народы от уничтожения. При этом в Австрии подавляющее большинство населения еще с 1918 года являлось сторонником аншлюса, что, однако, не делает аншлюс, осуществленный в 1938 году под угрозой применения силы, законным актом.

Аналогично одна угроза применения силы, осуществленная при присоединении стран Балтии к СССР, делает это присоединение незаконным, не говоря уже о том, что все последующие выборы здесь вплоть до конца 1980-х годов представляли собой откровенный фарс. Первые выборы в так называемые народные парламенты были проведены уже в середине июля 1940 года, на предвыборные кампании отводилось всего 10 дней, а голосовать можно было только за прокоммунистические «блок» (в Латвии) и «союзы» (в Литве и Эстонии) «трудового народа». Жданов, например, продиктовал эстонской ЦИК такую замечательную инструкцию: «Стоя на защите существующего государственного и общественного порядка, запрещающего деятельность враждебных народу организаций и групп, Центральная избирательная комиссия считает себя не вправе регистрировать кандидатов, не представляющих платформу или представивших платформу, идущую вразрез с интересами Эстонского государства и народа» (в архиве сохранился черновик, написанный рукой Жданова).


Советские войска вступают в Ригу (1940)

В Москве результаты этих выборов, на которых коммунисты получили от 93 до 99% голосов, обнародовали раньше, чем на местах завершили подсчет голосов. Но коммунистам запрещено было выдвигать лозунги о присоединении к СССР, об экспроприации частной собственности, хотя еще в конце июня Молотов прямо заявил новому министру иностранных дел Литвы, что «присоединение Литвы к Советскому Союзу - дело решенное», и утешил беднягу, что за Литвой непременно настанет черед Латвии и Эстонии. И первым решением новых парламентов как раз и стало обращение о приеме в состав СССР. 3, 5 и 6 августа 1940 года просьбы Литвы, Латвии и Эстонии были удовлетворены.

В странах Балтии ввод советских войск и последующую аннексию поддержала лишь часть коренного русскоязычного населения, а также большинство евреев, видевших в Сталине защиту от Гитлера. Демонстрации же в поддержку оккупации организовывались при помощи советских войск…

Да, в странах Балтии существовали авторитарные режимы, но режимы мягкие, в отличие от советского, не убивавшие своих противников и сохранявшие до определенной степени свободу слова. В Эстонии, например, в 1940 году нашлось всего 27 политзаключенных, а местные компартии все вместе насчитывали несколько сотен членов. Основная часть населения стран Балтии не поддержала ни советской военной оккупации, ни, в еще большей степени, ликвидации национальной государственности.


Лесные братья - литовские партизаны

Это доказывается созданием партизанских отрядов «лесных братьев», которые с началом советско-германской войны развернули активные действия против советских войск и смогли самостоятельно занять некоторые крупные города, например Каунас и часть Тарту. Да и после войны движение вооруженного сопротивления советской оккупации в Прибалтике продолжалось вплоть до начала 50-х годов…

Версия для печати

Будучи в Таллинне, я не мог обойти своим вниманием такой важный этап эстонской истории, как её оккупация в 1940-1944 годах. Для всех, кто скажет, что "это было необходимо, мы спасли Эстонию от немцев", у меня есть два вопроса — зачем было нужно в 1940 году, когда никаких "немцев" там и близко не было, и зачем там было оставаться после 1944 года, навязывая эстонцам коллективизацию и советский образ жизни?

Во время сегодняшнего поста мы посмотрим, как входила советская армия в Таллинн, узнаем что этому предшествовало, а также посетим эстонский Музей Оккупации и посмотрим, как выглядела тюрьма КГБ в Таллинне. Заходите под кат, там интересно.

02. Для начала, как водится, немного истории. Первый этап аннексии Эстонии произошел в 1939-1940 годах — правительство СССР путём давления, угроз и шантажа добилось того, что эстонцы фактически согласились на размещение на территории Эстонии крупного советского воинского контингента. Фактически, это и стало концом независимой страны.

16 мая 1940 года Молотов вручил эстонскому послу ультиматум, в котором Эстония обвинялась в якобы нарушении "пакта о ненападении 1932 года" тем, что включила в эстонско-латвийский союз Литву. Также советское правительство потребовало согласия на ввод ещё большего количества советских войск, якобы для "предотвращения провокационных актов против советских баз".

17 июня 1940 года на берега Балтийского моря был высажен советский морской десант, одновременно с этим в Таллинн вступили колонны сухопутных советских войск. На фото ниже — улица Харью в Старом городе Таллинна, по ней в 1940 году двигались советские танки.

03. Улица Харью — одна из самых старых улиц Таллинна и одновременно одна из самых пострадавших в ходе боевых действий Второй мировой войны. Многие здания, которые не уцелели в ходе боевых действий, было решено не восстанавливать, а построить вместо них новые — они очень отличаются по стилю от исторической застройки улицы.

04. Сейчас на улице Харью уже мало что напоминает о тех событиях, но ровно 77 лет назад прямо здесь стояли советские танки. Ввод советского контингента войск на деле обернулся не "защитой военных баз", а полной ликвидацией независимости Эстонии. Первое, что сделали новые власти — запретили народные собрания, а затем у всего населения в течение 24 часов было изъято огнестрельное оружие.

05. Одновременно с этим был фактически ликвидирован орган независимой власти Эстонии — эстонский парламент. Парламент традиционно заседал в здании Рийгикогу, построенном в 1920-1922 году специально для заседаний. Здание было захвачено, после чего новые советские власти объявили дату "новых выборов" — они должны были состояться 14 июля 1940 года. На время до "выборов" руководство страной осуществлялось, фактически, из посольства СССР в Таллинне.

Сами "выборы" были больше похожи на фарс. Всем участникам голосования ставилась специальная отметка в паспорт, а бюллетень в урну опускал не избиратель, а просоветски настроенный член комиссии — то есть по факту, тайное голосование отсутствовало. Кандидатов от не-коммунистически партий до выборов фактически не допустили, а за советскую партию "Союз трудового народа" насчитали целых 92,8 процентов голосов от всех проголосовавших.

В общем, "эстонский народ добровольно и честно вошел в семью совецких народов", кто бы сомневался.

07. Тут ещё нужно сказать про ещё одну деталь, очень важную для понимания всего произошедшего. Все действия по вводу войск происходили несмотря на то, что эстонское правительство фактически согласилось на ультиматум СССР и готово было выполнить все условия . Но в той ситуации это было уже не важно, решение о вводе войск было принято заранее, а ультиматум был простой формальностью. Об этом говорит тот факт, что ещё до начала вторжения войска НКВД были заранее подготовлены к приёму от 45 до 70 тысяч пленных, а армия готовилась перейти границу.

На фото ниже — замок Тоомпеа, в чей комплекс входит здание эстонского парламента. В июле 1940 года на высокой замковой башне "Длинный Герман" подняли красный флаг.

08. Фактически сразу за входом боевых частей в Таллинн и другие города Эстонии стали входит части НКВД, которые занялись "чистками" и депортацией всех нелояльных к советскому строю граждан. В центре Таллинна на улице Тоомпеа сейчас можно посетить вот такое стеклянное здание, которое называется "Музей оккупации" и в котором можно подробно узнать об этих событиях.

Музей, кстати, посвящен нескольким оккупациям — "первым советам" в 1940 году, немецкой оккупации, продлившейся до 1944 года и "вторым советам", просуществовавшим с 1944 по 1991 год. Что удивительно — в интернет-комментариях к эскпозициям я не видел ни одного немца, который восхищался бы действиями немецких войск в Эстонии, зато от россиян можно нередко прочитать что-то вроде "только конченый идиот мог придумать такое место!!11" Всё как в той притче — "в стране Черного людоеда люди постепенно стали вегетарианцами, а в стране Красного людоеда люди до сих пор продолжают есть людей".

09. "Конченые идиоты" рассказывают, например, о том, как в Эстонии проходили депортации — чаще всего людей, на которых был написан донос, или же тех, кто просто считался "нелояльным", после небольшого разбирательства высылали в дальние азиатские уголки . С собой разрешалось взять только один чемодан вещей, который старались набить как можно плотнее всем необходимым, так как очень часто людей бросали буквально в чистом поле.

Такие небольшие бытовые чемоданы, ставшие неподъемными — стали одним из образов в оформлении входной группы музея.

10. А стенды, рассказывающие о музее, сделаны из каких-то старых советских агитационных плакатов.

11. Такие же чемоданы, но уже настоящие, можно увидеть в самом музее. С одним таким чемоданом вещей (в лучшем случае) человека высаживали где-нибудь в степях Казахстана или в районе Урала.

Массовые репрессии начались 6 ноября 1940 года, когда в Москве был принят указ о том, что за преступления, совершенные на территории стран Прибалтики до их вхождения в СССР, нужно судить по законам СССР. Таким образом, закон получил обратную силу — если вы жили на территории Эстонии до 1940 года и были по советским законам "буржуем", то вас судили за это.

12. Мы ещё проёдемся по музею, но перед этим я расскажу вам про ещё одну очень важную деталь всего того, что случилось с Эстонией. До аннексии СССР всячески пестовал и поддерживал местных эстонских коммунистов — партию "Союз трудового народа", на основе которой был создан новый парламент. После аннексии и для нового "независимого парламента", и для других эстонцев стали большой неожиданностью планы СССР по включению Эстонии в состав Союза, до 1940 года про это никто не говорил .

21 июля в присутствии советских солдат парламент "единогласно проголосовал" за вхождение Эстонии в состав СССР. В тот же день президент Константит Пятс подал прошение об освобождении его от должности — это просьбу тут же удовлетворили и депортировали бывшего президента в Башкирию.

Это очень важно для понимания того, как действовал СССР по аннексии чужих территорий — сперва заявление о "притеснении" и заявление желания о вводе войск. Затем руками местных сочувствующих создается якобы "независимое" правительство, лояльное СССР, которое при "помощи и поддержке" советских солдат принимает решения. После чего осуществляется уже прямое управление из центра, а всех успевших удивиться расстреливают либо вывозят в Башкирию.

13. Ещё в музее представлено множество экспонатов советского быта и, собственно, этапов советизации Эстонии. Вот, например, таблички из казарм советской армии, что размещалась на территории вновь созданной ЭССР.

14. Вот — позднесоветское издание цензурного руководства под названием "Перечень сведений, запрещенных к открытому публикованию". В "запрещенным сведениям" относились, например, реальные статистические данные о делах в культуре и экономике, а также любые сведения, полученные не из "официальных органов советской печати". За распространение каких-либо самиздатовских брошюр и газет можно было получить реальный тюремный срок.

15. Стенд, посвященный началу восьмидесятых и Перестройке — портрет Леонида Ильича, талоны на дефицитные продукты, советские деньги и полевая форма "афганца" с полным комплектом значков десантника (обычно их было пять) и некоторыми боевыми наградами. Над экспозицией висит немой вопрос — зачем всё это было нужно эстонцам.

16. Двери тюремных камер, в которых держались "политические" узники.

17. Глазок. Таким пользовалась охрана для того, чтобы проверять, соблюдают ли узники режим содержания — например, в некоторых камерах днем не полагалось лежать, можно было только стоять или сидеть.

18. А на нижем этаже экспозиции можно увидеть подслушивающее оборудование, которое массово использовалось для прослушки "неблагонадежных", а также для того, чтобы следить за иностранными гражданами, приезжающими в ЭССР.

19. Оборудование устанавливалось, как правило, в специальной отдельной комнате в каком-нибудь большом отеле — в комнате обычно сидел дежурный оперативник и вел записи переговоров.

20. Сейчас мы посмотрим на один из таких отелей. Вот это — современный отель Sokos, что во времена СССР назывался "Отель Виру". Приезжающих сюда иностранцев селили в номерах на верхних этажах под предлогом якобы "красивого вида на город", хотя на самом деле на определенных этажах отеля были установлены прослушивающие устройства.

21. Вид отеля сбоку:

22. А вот так здание выглядит с высоты — те коммуникации, что можно увидеть на крыше, не имеют к СССР уже никакого отношения — после капитального ремонта отель полностью переоборудовали, оставив, фактически, только каркас старого здания.

23. Вот те самые верхние этажи, на которых велась прослушка и наблюдение. Все прослушивающие устройства были скрытыми и запланированными, фактически, уже при строительстве отеля.

24. Но основной период репрессий пришелся всё же не на 1970-80-е, а на период 1940-50-х годов. Начиная с 1940 года и фактически до середины 1950-х годов в Эстонии проводились массовые репрессии против инакомыслящих и "чистки". До лета 1941 года были арестованы и высланы в лагеря порядка 9500 человек, несколько сотен было казнено. Нужно понимать, что для маленькой Эстонии это была огромная трагедия — был, фактически, срезан весь культурный слой эстонской интеллигенции. Тех, кого не сослали — заставили замолчать.

На таллиннской улице Пагари, 1 можно увидеть большой старый дом, построенный в 1912 году — во времена СССР в подвалах этого здания находилась тюрьма НКВД, а позднее КГБ.

25. Внутрь подвала ведут двойные двери, они остались оригинальными с тех времен — первые, уличные, маскируют комплекс под обычный, ничем не примечательный подвал. Вторые, внутренние — это массивные тюремные двери, запирающиеся тяжелыми засовами.

26. Совсем недавно тюремные подвалы КГБ ЭССР открыли для свободного посещения — до этого помещения просто стояли закрытыми.

27. По своему "прямому назначению" тюрьма функционировала с 1940 до 1959 года. Вот так выглядела тюремная камера:

28. И ещё одна. На металлических уголках размещался, видимо, второй ярус нар для заключенных.

29. Ржавый умывальник:

30. В некоторых камерах можно увидеть нечто вроде экспозиции с портретами репрессированных здесь людей — многие из тех, кого сюда забрали сотрудники НКВД/КГБ — отсюда уже не вышли.

31. Двери, некогда закрывавшие камеры.

32. Коридор.

33. Комната для общения со следователем.

34. В верхних этажах дома 1 на улице Пагари горит свет — сейчас там живут люди. Знают ли они, что располагалось когда-то в подвале их дома? Думаю, далеко не все.

35. А закончить свой рассказ о советской оккупации Эстонии мне хотелось бы фотоснимком вот этого камня. Возле него, фактически, и закончился советский период ЭССР — 20 августа 1991 года камень охранял подступы к Верховному Совету ЭССР, в котором было принято решение о восстановлении независимой Эстонии.

По иронии судьбы, камень находится на том же месте, куда в 1940 году входили советские танки.

Четверть века прошло с тех пор, как Эстония из Эстонской ССР окончательно превратилась в Эстонскую Республику. Самое время подвести некоторые итоги — что изменилось в нашей жизни и в какую сторону? Не претендуя на истину в последней инстанции, давайте сравним.

Трудовая сфера

В Эстонской ССР безработицы не было, а любой принципиально неработающий человек считался тунеядцем, к которому применялись меры государственного и социального воздействия. Именно поэтому многие творческие люди были вынуждены официально устраиваться где-то дворниками и кладовщиками. Вместе с тем всеобщая трудовая занятость позволяла каждому человеку иметь хоть какой-то доход и социальные льготы, порой по своей ценности превосходившие сам основной доход. К социальным благам относились бесплатные профсоюзные путевки на санаторный или курортный отдых, пионерские лагеря для детей, бесплатное образование всех уровней, бесплатная медицина и многое другое.

В современной Эстонии безработица существует. По сравнению с другими европейскими странами она сравнительно невелика, однако держит в напряжении практически любого работника. Действующее законодательство позволяет уволить работника достаточно просто, а профсоюзное движение в современной Эстонии (в отличие от соседней Скандинавии) находится в зачаточном состоянии, не играя практически никакой роли при принятии важных государственных решений, касающихся интересов работников.

Потеря работы часто оборачивается для людей личной трагедией, так как это грозит возможностью выселения из квартиры, потери медицинской страховки и многими другими бедами.

Пенсионная система

Изменилась за четверть века и пенсионная система. Если раньше женщины могли выходить на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60, то теперь пенсионный возраст стремится к 65 годам, вне зависимости от пола. Сам размер пенсий хоть в цифрах и увеличился, но все равно не позволяет пенсионерам чувствовать себя столь же вольготно, как это было в советское время.

Коммунальная сфера

Что за четверть века точно улучшилось, так это коммунальная сфера. Многие жившие при ЭССР люди помнят обшарпанные, разваливающиеся жилые дома с грязными подъездами, разбитыми почтовыми ящиками и вечно незакрывающимися дверями. Приличные отремонтированные дома в то время были скорее исключением, чем правилом. Теперь все наоборот — большинство домов Эстонии отремонтированы и содержатся в весьма приличном состоянии. Так же, как и дороги. Конечно, и сейчас иногда можно встретить колдобины, но их число не может идти в сравнение с тем, что было во времена Эстонской ССР.

Свобода передвижения

С независимостью, а затем вступлением страны в ЕС жители Эстонии обрели и большую свободу передвижения — не только в рамках территории СССР, как это было раньше. Правда, для многих эта свобода стала не по карману. Одновременно закрылась восточная граница, в результате чего появились жители страны, которые ни разу в жизни не были в соседней России. Кто-то не хочет оформлять визы, на кого-то влияет идеологическая "промывка мозгов", кому-то запрещают ездить туда на месте службе. Вместе с этим рвутся связи с Россией и у русскоязычных жителей Эстонии.

Пресса

В Эстонской ССР выходили многочисленные газеты и журналы, как на эстонском, так и на русском языке. На данный момент в Эстонской Республике не осталось ни одной местной ежедневной русскоязычной газеты, а остающиеся еженедельные издания и несколько журналов представляют собой перепечатки из эстонской прессы либо предлагают чисто развлекательный контент.

Появившийся Интернет позволил частично закрыть образовавшуюся брешь. Хотя вместе с потерей собственной полноценной прессы русскоязычное население Эстонии потеряло и значительную часть влияния на происходящие в стране процессы.

Гражданство

25 лет назад все жители Эстонской ССР имели одинаковые паспорта граждан СССР.

С обретением независимости было принято решение предоставить гражданство Эстонской Республики лишь потомкам граждан, проживавших в стране до 1940 года. Остальные (в основном русскоязычные жители) для получения эстонского паспорта должны были сдавать экзамены по эстонскому языку и на знание Конституции и проходить процесс натурализации. Не пожелавшие этого сделать получили паспорта иностранцев (так называемые серые паспорта) или гражданство Российской Федерации. Вопрос апатридов в Эстонии не решен до сих пор.

Делопроизводство и образование

Делопроизводство на предприятиях и в госорганах Эстонской ССР велось на двух языках — эстонском и русском. Притом без обязательства непременного перевода документов на тот или иной язык. Среди руководящих работников ЭССР пропорция эстонцев и неэстонцев примерно соответствовала национальному составу населения республики. В нынешней Эстонии численность неэстонцев среди руководства госорганов находится в рамках статистической погрешности.

Среднее образование в ЭССР было обязательным и давалось в зависимости от родного языка учащихся в полном объеме на эстонском или русском языках. Существовало в республике и русскоязычное высшее образование, правда, не по всем специальностям. Некоторые отделения Тартуского университета, к примеру, набирали исключительно эстоноязычные группы, а русскоязычным абитуриентам предлагали отправляться на учебу в вузы других союзных республик.

Теперь высшего образования на русском языке как такового в Эстонии больше не существует, а русскоязычные школы все в большем объеме переводятся на эстонский язык обучения.

Товары и цены

За прошедшее с 1991 года время мы успели забыть о таком понятии, как "дефицит", который был непременным спутником жителя Советской Эстонии. Ассортимент товаров за эти годы многократно расширился, правда, на смену многим натуральным продуктам пришли искусственные заменители.

Сравнивать цены в ЭССР и современной ЭР довольно трудно, так как изменились приоритеты людей и структура экономики. Кроме того, для перечисления советских рублей в нынешние евро существует много методик. Одна из наиболее популярных приравнивает 1 советский рубль примерно к 10 евро. Если брать эту методику за основу, то получается довольно интересная картина. Километр проезда на такси четверть века назад в ЭССР стоил 20 копеек. Столько же стоила посадка. При переводе в евро это получается 2 евро за посадку и 2 евро за километр, то есть очевидно, что при ЭССР такси было дороже.

В то же время средний размер квартплаты за двухкомнатную квартиру в панельном доме составлял 10-15 рублей в месяц (100-150 евро) вне зависимости от сезона. То есть квартира обходилась дешевле. А если добавить к этому, что сами квартиры (пусть и в длинной очереди) люди получали бесплатно, то у них не было нагрузки в виде жилищного кредита, который сейчас висит многолетним бременем почти у каждой современной эстонской семьи.

Коробок спичек при ЭССР стоил 1 копейку (10 евроцентов), билет на проезд в городском общественном транспорте Таллинна 5 копеек (50 евроцентов). Среднемесячная зарплата служащего колебалась от 90 до 150 рублей (900-1500 евро), рабочего — от 100 до 350 рублей (1000-3500 евро). Плюс существовали доплаты, премии и тринадцатые зарплаты. Средний размер пенсии составлял при Эстонской ССР от 70 до 120 рублей (700-1200 евро). В части последних цифр нынешние пенсионеры могут лишь позавидовать.

Автомобили

На смену советскому автопрому, состоявшему в основном из нескольких модификаций марок "Жигули" (ВАЗ), "Волга" (ГАЗ) и "Москвич" (АЗЛК-ИЖ), пришли удобные западные автомобили. Сначала это были старые использованные иномарки, а с приходом на эстонский рынок скандинавских банков и открытия эры дешевых кредитов — последние достижения мировой автоиндустрии.

Свобода слова

Говоря о советском времени, принято вспоминать о преследовании инакомыслия. Действительно, органы госбезопасности бдительно смотрели за тем, чтобы граждане не сильно грешили против советских порядков. Хотя на кухнях царила полная свобода самовыражения.

В нынешней Эстонии каждый волен выражать свое мнение. В то же время и сейчас за выступлениями зорко следят местные спецслужбы, публикуя списки "врагов народа" в своих ежегодниках. Плюс на выступающих с критикой действующих властей лиц часто оказывается давление через прогосударственные СМИ, родственников и связанный с ними частный бизнес. То есть по сути в этой сфере изменилось не так уж много.

История продолжается

За минувшие четверть века изменился мир и сами люди. Что-то было хорошо в прошлом, что-то лучше сейчас. Для кого-то важна ностальгия по молодости, кому-то дороже нынешние перспективы. Если спросить, в какое время жить лучше - сейчас или 25 лет назад, то ответ однозначен — сейчас. Только потому, что мы находимся в этом времени и сами творим свою историю.

Советские историки характеризовали события 1940 года как социалистические революции и настаивали на добровольном характере вхождения прибалтийских государств в состав СССР, утверждая, что оно получило окончательное оформление летом 1940 года на основе решений высших законодательных органов этих стран, получивших на выборах самую широкую поддержку избирателей за всё время существования независимых прибалтийских государств. С подобной точкой зрения согласны и некоторые российские исследователи, которые также не квалифицируют события как оккупацию, хотя и не считают вхождение добровольным.

Большинство зарубежных историков и политологов, а также некоторые современные российские исследователи, характеризуют этот процесс как оккупацию и аннексию независимых государств Советским Союзом, осуществлённую постепенно, в результате ряда военно-дипломатических и экономических шагов и на фоне разворачивающейся в Европе Второй мировой войны. Современные политики говорят также о инкорпорации, как о более мягком варианте присоединения. По мнению экс-главы МИДа Латвии Яниса Юрканса, «В американо-балтийской хартии фигурирует именно слово инкорпорация».

Отрицающие оккупацию ученые указывают на отсутствие военных действий между СССР и странами Балтии в 1940 году. Их оппоненты возражают, что определение оккупации не обязательно подразумевает войну, например оккупацией считается захват Германией Чехословакии в 1939 году и Дании в 1940.

Прибалтийские историки подчёркивают факты нарушения демократических норм при проведении внеочередных парламентских выборов, состоявшихся в одно и то же время в 1940 году во всех трёх государствах в условиях значительного советского военного присутствия, а также тот факт, что на выборах, состоявшихся 14 и 15 июля 1940 года, был дозволен только один выдвигаемый от «Блока трудового народа» список кандидатов, а все остальные альтернативные списки были отклонены.

Прибалтийские источники считают, что результаты выборов были сфальсифицированы и они не отражали волю народа. Например, в статье, размещённой на сайте министерства иностранных дел Латвии, историк И. Фелдманис приводит информацию о том, что «В Москве советское агентство новостей ТАСС дало информацию об упомянутых результатах выборов уже за двенадцать часов до начала подсчёта голосов в Латвии». Он же приводит мнение Дитриха А. Лёбера (Dietrich André Loeber) — правоведа и одного из бывших военнослужащих диверсионно-разведывательного подразделения абвера «Бранденбург 800» в 1941—1945 — о том что аннексия Эстонии, Латвии и Литвы была фундаментально нелегальна, поскольку она базируется на интервенции и оккупации. Из этого делается вывод, что решения прибалтийских парламентов о вхождении в СССР были предопределены заранее.

Вот как об этом рассказывал сам Вячеслав Молотов (цитата по книге Ф. Чуева « 140 бесед с Молотовым» ):

« Вопрос о Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии и Бессарабии мы решили с Риббентропом в 1939 году. Немцы неохотно шли на то, что мы присоединим к себе Латвию, Литву, Эстонию и Бессарабию. Когда через год, в ноябре 1940 года, я был в Берлине, Гитлер спросил меня: «Ну хорошо, украинцев, белорусов вы объединяете вместе, ну, ладно, молдаван, это еще можно объяснить, но как вы объясните всему миру Прибалтику?"

Я ему сказал: «Объясним».

Коммунисты и народы Прибалтийских государств высказались за присоединение к Советскому Союзу. Их буржуазные лидеры приехали в Москву для переговоров, но подписать присоединение к СССР отказывались. Что нам было делать? Я вам должен сказать по секрету, что я выполнял очень твердый курс. Министр иностранных дел Латвии приехал к нам в 1939 году, я ему сказал: «Обратно вы уж не вернетесь, пока не подпишете присоединение к нам».

Из Эстонии к нам приехал военный министр, я уж забыл его фамилию, популярный был, мы ему то же сказали. На эту крайность мы должны были пойти. И выполнили, по-моему, неплохо.

Я в очень грубой форме вам это представил. Так было, но все это делалось более деликатно.

— Но ведь первый приехавший мог предупредить других, — говорю я.

— А им деваться было некуда. Надо же как-то обезопасить себя. Когда мы предъявили требования… Надо принимать меры вовремя, иначе будет поздно. Они жались туда-сюда, буржуазные правительства, конечно, не могли войти в социалистическое государство с большой охотой. А с другой стороны, международная обстановка была такова, что они должны были решать. Находились между двумя большими государствами — фашистской Германией и советской Россией. Обстановка сложная. Поэтому они колебались, но решились. А нам нужна была Прибалтика…

С Польшей мы так не смогли поступить. Поляки непримиримо себя вели. Мы вели переговоры с англичанами и французами до разговора с немцами: если они не будут мешать нашим войскам в Чехословакии и Польше, тогда, конечно, у нас дела пойдут лучше. Они отказались, поэтому нам нужно было принимать меры хоть частичные, мы должны были отдалить германские войска.

Если бы мы не вышли навстречу немцам в 1939 году, они заняли бы всю Польшу до границы. Поэтому мы с ними договорились. Они должны были согласиться. Это их инициатива — Пакт о ненападении. Мы не могли защищать Польшу, поскольку она не хотела с нами иметь дело. Ну и поскольку Польша не хочет, а война на носу, давайте нам хоть ту часть Польши, которая, мы считаем, безусловно принадлежит Советскому Союзу.

И Ленинград надо было защищать. Финнам мы так не ставили вопрос, как прибалтам. Мы только говорили о том, чтобы они нам часть территории возле Ленинграда отдали. От Выборга. Они очень упорно себя вели. Мне много приходилось беседовать с послом Паасикиви — потом он стал президентом. По-русски говорил кое-как, но понять можно. У него дома была хорошая библиотека, он читал Ленина. Понимал, что без договоренности с Россией у них ничего не получится. Я чувствовал, что он хочет пойти нам навстречу, но противников было много.

— Финляндию пощадили как! Умно поступили, что не присоединили к себе. Имели бы рану постоянную. Не из самой Финляндии — эта рана давала бы повод что-то иметь против Советской власти…

Там ведь люди очень упорны, очень упорны. Там меньшинство было бы очень опасно.

А теперь понемногу, понемногу можно укрепить отношения. Демократической ее сделать не удалось, так же как и Австрию.

Хрущев отдал финнам Порккала-Удд. Мы едва ли отдали бы.

С китайцами из-за Порт-Артура портить отношения не стоило, конечно. И китайцы держались в рамках, не ставили своих пограничных территориальных вопросов. А вот Хрущев толкнул…»

error: Content is protected !!