Как преодолеть тяжелую жизненную ситуацию. Трудная жизненная ситуация. А что с обидами

Беда не стучит в двери – она врывается в жизнь без спроса, не объясняя, за что и почему. Она сбивает с ног, лишает способности думать и чувствовать. Чтобы справиться с фатальными изменениями, нельзя сдаваться, нужно запастись мужеством и безграничной силой духа. К сожалению, многие попав в трагическую ситуацию опускают руки и погружаются в беспросветную депрессию, так и не найдя силы принять новую реальность.

Может быть, им помогут примеры людей, которые смогли поспорить с судьбой и выйти из этой схватки победителем.

Крошка Ник родился в семье пастора и медсестры. Он пришел в наш мир без рук и ног и много раз спрашивал родителей, какая у него цель в жизни. По словам Ника Вуйчича, победить судьбу и поверить в себя ему помогли безграничная любовь родителей, вера и чувство юмора. По мере своего взросления Ник обретал полезные навыки, научился самостоятельно чистить зубы, плавать, печатать на клавиатуре и многое другое. Сегодня он живет полной жизнью, имеет семью и двоих детей.

Но его главной целью стала возможность помогать людям обрести силу духа и поверить в свои силы. Ник Вуйчич пробуждает в людях оптимизм и вселяет в них надежду. Для этого он ездит по всему миру с рассказами о своей жизни, читает лекции, выступает перед различными аудиториями. Когда самые отважные сорванцы спрашивают у Ника, почему у него нет рук и ног, он всегда доверительно говорит: «О! Во всем виноваты сигареты».


У этой очень красивой и невероятно жизнерадостной женщины жизнь расписана по минутам на 2 месяца вперед. Она любимая жена, мать двух дочек и активный общественный деятель. Ксения ездит по всей стране с мотивационными лекциями и ведет мастер-классы по макияжу. А еще она – парализованный инвалид, до конца своих дней прикованный к инвалидной коляске.

В 2008 году Ксения в результате автомобильной аварии получила сильную травму позвоночника, лишившую ее возможности ходить. Во время трагедии она была беременна и, по ее словам, любовь к мужу и крохотному существу в ее животе помогли ей пережить последствия аварии и обрести себя «новую», ведь старая жизнь ушла безвозвратно.

Ксения Безуглова советует людям, оказавшимся в непростых ситуациях, с головой погрузиться в работу, не оставляя ни одной свободной минуты на то, чтобы ныть и жалеть себя. Сама Ксения стала рупором инвалидов-колясочников, лоббирует вопросы материнства, в 2012 стала «Мисс Мира» среди инвалидов.


Кто сказал, что в этой жизни выигрывают только те, кто имеет идеальные возможности? У талантливого актера и любимца женщин Сильвестра Сталлоне частично парализованы лицо и язык.

Это последствия родовой травмы и он всегда о них знал. Но это не помешало ему мечтать о карьере актера и всеми силами добиваться исполнения своей мечты. Да и хорошими актерами становятся не идеальные красавчики, а те, кто умеет играть.


Каждому влюбленному в свое дело человеку ситуация, когда он лишается возможности им заниматься – катастрофа. Это и случилось в жизни профессионального танцора Евгения Смирнова, когда он в результате аварии лишился ноги.

Но Евгений не стал сдаваться и решил продолжить танцевать! Для этого ему понадобилось заново проштудировать все движения брейк-данса, научиться по-новому двигаться и держать баланс.

Сегодня он, как и раньше, выступает на сцене с потрясающе красивыми номерами, демонстрируя целеустремленность и силу воли.


Малышка Мэйделин родилась в Австралии с синдромом Дауна и как только немного повзрослела, твердо заявила, что хочет быть моделью. Кто бы мог подумать, что она своего добьется! Сегодня она рекламирует сумочки, спортивную одежду, свадебные платья и участвовала в качестве манекенщицы на Неделе Моды. По словам мамы Мэйделин ее дочь смогла добиться своего, потому что она любила себя, верила в себя и не видела препятствий для осуществления своей мечты.

Дорога Мэйделин в мир моды и красоты была нелегкой и заняла время, ей пришлось серьезно заняться фитнесом и похудеть на 20 кг. Зато сейчас эта рыжая и улыбчивая девчонка ходит по подиуму и снимается для глянца, регулярно участвует в показах и фото сессиях. Стартовой площадкой для Мэйделин стал Instagram, принесший девушке известность и привлекший к ней внимание модельных агентств. Но ничего этого бы не случилось без неудержимого желания Мэйделин Стюарт осуществить свою заветную мечту.

Андреа Бочелли



Слепота закрывает от человека зрительный мир, делает недоступными для него цвета и образы. Но отсутствие зрения максимально подстегивает развитие слуха и осязания, делает человека тоньше и ранимее, открывает его сердце для чувств.

Возможно, благодаря своему недостатку итальянский певец Бочелли смог найти путь к сердцу каждого слушателя, наполнить свои песни смыслом и позитивом. Андреа Бочелли доволен своей жизнью, много выступает, женат и воспитывает четверых детей.


Тело и лицо этой темнокожей женщины безупречны, но красота столь необычна, что завораживает и не позволяет отвести взгляд. Имея великолепную фигуру и красивое лицо, Шанталь мечтала стать моделью и однажды набралась решимости сделать недостатки кожи своим преимуществом. Ну что же, мир моды уже перестал жить по строгим стандартам и был готов ее принять.

Сегодня Шанталь - это известная фотомодель, которая, помимо съемок в глянце, выступает с лекциями перед школьниками и объединяет людей, страдающих этим кожным заболеванием.


Олеся всегда любила спорт и профессионально занималась плаванием, достигнув уровня мастера спорта. Отдыхая с подругой в Тайланде, они попали в аварию. Подруга погибла, а Олесе ампутировали левую руку. Такая трагедия способна поставить крест не только на спортивной карьере, но и на всей жизни. Но не в этот раз!

Как только Олеся окрепла после операции, она возобновила занятия плаванием. Благодаря хорошим результатам она попала в параолимпийскую сборную РФ и выиграла 2 золотые медали. В повседневной жизни Олеся предпочитает обходиться без протеза, все выполняет правой рукой и нисколько по этому поводу не смущается.

Это истории о простых людях, таких же, как мы с вами. Несмотря на то, что жизнь и проблемы у всех героев разные, их объединяет одно общее качество – вера в себя и страстное желание добиться поставленной цели, которые помогают преодолевать все преграды.

Оказавшись в сложной ситуации, не позволяйте страху парализовать вас, смотрите на препятствия не как на проблему, а как на возможность к росту, а неудачи используйте как опыт. Пусть вера в свои силы станет фундаментом вашего грядущего успеха.

19

Позитивная психология 08.10.2016

Дорогие читатели, каждый из нас хотя бы раз в жизни, попадал в кризисные ситуации, и каждый знает, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и что, даже если все очень плохо, выход все равно есть!

И сегодня на блоге я хочу представить вам своеобразное продолжение темы, поднятой в статье от Марины Тамиловой – педагога, психолога и человека разносторонних увлечений. Передаю слово Марине, которая на этот раз поделится с вами собственным рецептом выхода из сложных жизненных ситуаций, которыми, зачастую, изобилует наша жизнь.

Дорогие читатели, в сегодняшней статье я хочу предложить вам мой личный, рабочий, метод вытаскивания себя из жизненного тупика. Как бы плохо вам ни было, рано или поздно придется взять себя в руки и двигаться вперед. Надеюсь, что смогу вам в этом помочь…

Что самое страшное в жизни

Жизнь часто преподносит человеку сюрпризы: и приятные и неприятные. У кого-то больше приятного, а у кого-то, наоборот. Иногда люди годами живут в несчастьях и стрессах, причем, не придуманных, а самых, что ни на есть реальных: бесконечная череда болезней, смертей родственников, обнищание, распад семьи и даже бездомность. Такие беды просто убивают человека изнутри, разрушая его душу и уводя все дальше и дальше от единения с Абсолютом.

Самое страшное в этой ситуации то, что многие не выдерживают (и их можно понять), обижаются на весь мир и отворачиваются от Источника, из которого вышли мы все. Очень сложно не обидеться, когда на твою долю выпадают тяжелейшие испытания. В то время как другие люди живут и наслаждаются жизнью на всю катушку. Как объяснить нормальному человеку, старающемуся жить по совести, что все проблемы идут из него самого, а люди и Бог здесь совершенно ни при чем.

Всегда надо понимать, что та жизненная ситуация, которую вы имеете в настоящем, – это результат ваших действий или, наоборот, бездействия, в прошлом. Бесполезно на это обижаться. У человека всегда есть выбор: обижаться или нет, помочь кому-то ли нет, ответить злом на зло или нет, выбрать в супруги именно этого человека или другого, соглашаться на низкооплачиваемую работу и жаловаться на бедность, или взять ответственность за свою жизнь и создать себя заново в соответствии со своими представлениями о собственной жизни.

Чаще всего, человек выбирает ничего не делать, потому что страшно, и неизвестно что ожидает впереди. Мы не привыкли к свободе. Особенно старшее поколение, выросшее в Советском Союзе и привыкшее к тому, что все в жизни расписано и понятно. В то время хорошее образование гарантировало трудоустройство и хороший заработок, а теперь – нет. Многие сорокалетние, прекрасно образованные люди, растерялись и не смогли найти свое место в жизни, что привело к череде самоубийств и умственных расстройств в 90-е.

«Благодаря» перестройке мы потеряли несколько поколений «психологических детей, подростков и юношей», которые просто не смогли приспособиться. Выжили и поднялись более стойкие, способные бороться за свое «место под солнцем» и физически и морально. Но таких только 10 % населения. Именно они и занимают места в списках Forbes.

Сложнее всего в наше время приходится «психологическим юношам» – это люди, зачастую, с несколькими высшими образованиями, очень умные и всесторонне образованные. К сожалению, они привыкли много размышлять, но не делать. Именно поэтому они находятся на очень низких ступенях общества, а иногда и за чертой бедности, если не смогли достойно «продать» свой интеллект. Вообще, большинство людей ведет себя так, будто им жить осталось 500 лет, как выразился в свое время Билл Гейтс.

Жизненный тупик. Что делать? Как находить выход из сложной ситуации

Есть несколько вариантов:

  • идти к людям за помощью;
  • помочь тому, кому еще хуже;
  • провести генеральную уборку в доме;
  • избавиться от негативных мыслей и убеждений;
  • всех простить;
  • перестать обижаться вообще;
  • выйти из зоны комфорта;
  • взять на себя ответственность за свою жизнь.

Последний пункт этого списка самый важный. Нужно понять, что никто, вместо вас, ни создаст вас заново, ни сделает из вас совершенно другого человека.

Вам могут помочь материально, если повезет, помочь с работой, но никто, вместо вас, не вылепит из вас новую сильную личность, которая будет способна жить по своим правилам и при этом преуспевать. Никто не спорит, что это сложно. Особенно, когда присутствует, эмоциональная нестабильность. Периоды вдохновения и активности сменяются временами полного отчаяния и ощущением, что никогда ничего не получится, и лучше «плыть по течению», оставив все, как есть. А теперь конкретно, что лично вам нужно сделать, чтобы изменить свою жизнь.

Расписываем свою жизнь

Сядьте в тишине и распишите подробно, что вы хотите получить в жизни. Не стесняйтесь. Например, если вы хотите яхту и виллу в Италии, то пишите, каким бы глупым и нереальным вам это все ни казалось.

Визуализация

Найдите яркие картинки вашей будущей жизни, наклейте их на большой лист ватмана вместе со своими фотографиями в шикарных интерьерах рядом с прекрасным принцем или принцессой. Ватман нужно повесить на самое видное место в вашей квартире. Это очень вдохновляет.

Ищем вдохновение

Найдите в интернете вдохновляющую лично вас музыку и медитации и слушайте это каждый день.

А что с обидами?

Избавьтесь от всех обид по-честному и будьте уверены, что если вы этого не сделаете, то это все равно что «назло кондуктору» – купить билет и пойти пешком. Именно накопленные обиды и старый хлам незаконченных дел и желаний не позволяет вам двигаться вперед. Если вы христианин, ходите почаще в церковь и молитесь. Некоторым это очень помогает в сложных ситуациях. Исповедуйтесь, причащайтесь, ставьте свечи и молитесь за всех, кто вас обидел. Это принесет вашей душе неоценимую пользу.

Моменты откатов

В моменты «откатов», когда хочется реветь и ничего не делать, сидите и ревите, бейте посуду, разбрасывайте вещи, танцуйте до упаду, чтобы выпустить пар. А когда истерика закончится, наведите порядок и начинайте все сначала. Со временем таких срывов станет все меньше и меньше. Они бывают у всех. Это ваше ЭГО сопротивляется тому, чтобы выпустить вас в новую светлую жизнь. Сопротивляется не только ЭГО, но и эгрегор того негатива, который вы годами копили. Эгрегоры – это своеобразные энергетические поля, к которым каждый из нас подключен. Эгрегоры питаются вашими эмоциями. Если вы живете, по большей части, в негативе, то вы привлекаете к себе негативные эгрегоры, которым невыгодно, чтобы вы изменились.

Шажки и шажочки

Каждый день понемногу делайте что-то для того, чтобы продвигаться к своей цели. Не расстраивайтесь из-за того, что у вас не получается. Рано или поздно получится, если вы будете достаточно настойчивы и не остановитесь на полпути. Если не вы будете регулярно создавать себя и свою жизнь, то жизнь, окружение и другие люди будут создавать вас, и делать они это будут таким образом, что вам это совершенно не понравится.

План наших действий

Составьте план ваших действий в реальном мире и список психологических практик, которые нужно выполнять каждый день для выхода из кризисной ситуации. Упражнения помогают идти вперед и нейтрализовать страхи, тревожность и пессимизм. Введите в свое ежедневное расписание также регулярные физические нагрузки, поскольку ваше тело – это «храм души». Чем более в лучшем состоянии находится ваш организм, тем больше у вас энергии, воли и сил создавать свою новую жизнь.

Просто начни делать

Нужно сказать, что многие люди выполняют все то, о чем я написала выше, но так и не переходят к реальным действиям, не в силах вообще сдвинуть себя с места. Это происходит потому, что ваши мысли все еще пребывают в негативе. Подсознательно вы еще не верите в себя и чувствуете, что недостойны перемен.

Что с этим делать? Потребуется время, чтобы вы выработали в себе привычку каждую свою негативную мысль заменять 2-мя-3-мя позитивными. Например: «у меня ничего не получится» вы можете заменить на «я – любимое дитя Бога, и все его блага созданы для меня», «если Бог за меня, то кто против меня?», «у меня все всегда получается, потому что Бог руководит всеми моими поступками».

Для атеистов и представителей других религий отмечу, что под словом Бог, здесь подразумевается Творец всего сущего, Вселенная, которая существует независимо от каких-то верований и религий, созданных человеком. Это Абсолют, который есть над всем и который является мощнейшей энергией безусловной любви, из которой вышли мы все.

Помимо очищения мыслей, потребуется очистить и свое тело, которое также привыкло испытывать страдания. В теле скапливаются шлаки и токсины не только от алкоголя, никотина и вредной еды, которую мы все употребляем, особенно в минуты психологических стрессов и меланхолии. В теле застревает и негатив от соответствующих ментальных мыслеформ. Мы это ощущаем в напряженных мышцах, перекошенном и угрюмом лице, хронических заболеваниях. Именно поэтому массаж, высвобождение телесных блоков и физические упражнения необходимо сделать своими постоянными спутниками на пути к светлому будущему.

Эффективные практики выхода из жизненного тупика

В заключение, приведу нескольких эффективных методов скорой помощи, когда в очередной раз накатила мысль, что «все плохо, и так будет всегда»:

  • улыбнуться – чтобы дать понять телу, что все хорошо;
  • попрыгать – чтобы встряхнуть и подбодрить организм;
  • ходить, сидеть и жить только с прямой спиной – это принципиально важно, т.к. по позвоночнику проходит энергия;
  • ущипнуть себя за мизинец – чтобы выдернуть из дурных мыслей;
  • на вопрос «как ты?» ВСЕГДА отвечать «лучше всех!»;
  • ходить домой и на работу разными маршрутами и лучше пешком – чтобы создать ощущение перемен и бодрости.

Когда вы научитесь выдергивать себя из состояния тоски такими методами, то можно более плотно заняться настройкой на позитивную волну своего внутреннего мира при помощи приемов, указанных в этой статье.

Я благодарю Марину за мысли. От себя хочу сказать, что никогда не надо опускать руки, чтобы не случилось в вашей жизни. Если что-то случается-это все только наши уроки. Значит, для чего-то все надо нам пройти. Я сама столько всего пережила. И каждый раз искала путь выхода их кризиса.

Возможно, многие скажут, прочитав шаги, все это банально, я делала, мне не помогло, ничего не изменить и что-то из мыслей таких дальше. Хочется сделать акцент на такой момент: когда человек в стрессе, очень редко ему самому удастся выбраться из кризиса. Просто эмоции зашкаливают, мешают нам мыслить. Исключение составляют люди, у которых уже много мудрости, много знаний о нашей работе над собой.

Не замыкайтесь ни в коем случае в себе! Ищите человека, возможно, и профессионала, который будет близок вам, которого вы можете услышать. Это может быть и психолог, и мудрый друг, и нужные полезные книги. И просите помощи у Вселенной. Я помню, как в самые непростые времена я подходила вечером к окошечку, смотрела на звездное небо, задавала вопросы и просила дать мне силы на то, чтобы справиться.

Нет одного рецепта на всех. Все мы разные. Но искать для себя то, что поможет именно тебе выбраться из кризисной ситуации, обязательно нужно. Это и есть наш путь.

И самое главное для всех нас, как правильно написала Марина, сделать свой ВЫБОР. Это касается всего. И здоровья, и работы прекрасной, достойной вас, и любимого человека рядом, и простых радостей. Желаю всем достойного выбора, мудрости и шагов, работы в этом направлении.

Дорогие читатели, в одной статье трудно объять необъятное. Если у вас непростые времена, заходите в нашу рубрику . Уверена, что вы найдете много полезного для себя. Возможно, с этого и начнется ваша работа над собой, в том числе и по выходу из кризиса.

И еще новость от меня от нашего творческого коллектива. Вышел наш осенний номер журнала «Ароматы счастья»- Крылья осени. Обо всем вы можете узнать здесь.

Осенний номер Ароматов счастья

И для души мы с вами послушаем Richard Clayderman Mariage d’amour . Отдохните за приятной музыкой.

Смотрите также

19 комментариев

    Ответить

    Элина
    09 Фев 2017 в 17:33

    Ответить

Довольно часто в жизни мы сталкиваемся с непростой ситуацией, когда сложно найти ее правильное решение или верность одного из решений не очевидна. Советы близких и всевозможных знакомых, рекомендации как лучше всего поступить конкретно в вашей ситуации могут лишь еще больше усложнить дело, потому что подчас они противоречивы или не совпадают с вашими желаниями. Универсальных рецептов нет, но наилучшим образом разрешить спорную ситуацию помогут следующие несколько тезисов, правил, которые работают всегда.

  1. Чтобы не сожалеть о принятом решении или не сомневаться в его правильности спустя какое-то время, нужно абстрагироваться от текущей ситуации. А для этого необходимо вспомнить свои Вполне возможно, не все ваши решения будут согласованы с вашими ценностями, и служить на благо жизненно-важных целей, но, по крайней мере, они не должны им противоречить.
  2. Какими бы сложными, неразрешимыми или даже трагическими ни казались возникшие обстоятельства, необходимо задаться вопросом: “А что полезного может мне дать эта ситуация?” В любой обстановке, при любом стечении событий есть что-то жизненно необходимое именно для вас сейчас, в противном случае они не возникли бы. Все ситуации в жизни мы, так или иначе, создаем сами, спровоцировав их ранее принятыми решениями и взглядами на жизнь, себя и других. Чтобы не блуждать в вечной неопределенности, вселенная периодически дает нам обратную связь для дальнейшей корректировки наших мыслей, взглядов и действий. То, что есть сейчас можно рассматривать как меньшее зло из возможных или как вызов, новую ступень для личностного роста.
  3. Чтобы найти в себе силы и мудрость разрешить данную ситуацию наилучшим образом, вспомните, какие качества и свойства вас наиболее привлекают в других людях. Именно эти особенности характера вам сейчас более чем необходимы – их нужно найти в себе, позволить им проявить себя, развивать их и воспитывать. Чтобы взять под контроль ситуацию и не нуждаться в контроле над другими – достаточно управлять собой.
  4. Было бы ошибкой постоянно стремиться и проблем. Во-первых, концентрируясь на неприятностях, мы склонны притягивать их в свою жизнь , а во-вторых, это отвлекает внимание от основной желаемой цели. Поэтому самое разумное -самостоятельно представить наилучший сценарий своей жизни и двигаться в выбранном направлении, не страшась трудностей. Они неизбежны, но преодолимы.
  5. Вам во многом должно нравиться то, что вы делаете, то, как, где, в каком окружении живете. Это необходимое условие для счастья и правило счастливых людей. С опорой на то, что вас радует в вашей жизни, с адекватной положительной оценкой себя, вы можете успешно менять то, что вас не устраивает.
  6. Забудьте о своих недостатках, сосредоточьтесь на своих достоинствах, развивайте их и совершенствуйте. Помните, что людей без недостатков не бывает, истинная ценность человека в его проявленных способностях и развитых задатках. Особенно в сложных ситуациях помните о своих прежних достижениях и ранее правильно принятых решениях, они будут мотивировать аналогично вести себя сейчас.
  7. Чтобы научиться принимать себя и свои не самые лучшие, как вы считаете качества, начните относиться к себе с юмором . Ведь юмор снимает напряжение, дает передышку и помогает безболезненно и объективно взглянуть на сложности. И, между прочим, полностью отрицательных черт характера, как известно, не бывает, тому, что вы считаете плохим и недостойным тоже можно найти наилучшее применение. Когда вы подумаете, то обязательно вспомните случаи из жизни, в которых вам пригодилось то, что вы склонны критиковать в себе.
  8. Не меняйте цели, но своевременно корректируйте свое поведение, то, что помогало раньше, возможно уже не имеет прежней силы. Меняйте средства, подцели, но не саму основную цель – жить счастливо! Постарайтесь максимально находиться здесь и сейчас, быть гибким и внимательным, дабы правильно интерпретировать происходящее. И не придавайте слишком большее знание критике окружающих, что бы вы ни сделали, каждый интерпретирует исходя из своего опыта, ценностей и склонен видеть в других уже то, что есть в нем самом. И не видит того, что ему не присуще.
  9. В какую бы нестандартную или неоднозначную ситуацию вы не попали, представьте хотя бы три более-менее подходящих способа выхода из трудностей. Иногда мы зацикливаемся на одной или двух допустимых способах решения задачи, не замечая остальные. Чем больше вариантов, пусть даже невероятных, вы можете придумать и назвать, тем увереннее вы будете себя чувствовать и легче найдете правильное решение среди всех возможных.
  10. Как бы тяжело, больно, грустно вам не было, помните, что ничего не бывает вечным: день сменяет ночь, солнечную погоду – дождливая. Научитесь относиться к трудностям как ко временным, тем более что так оно и есть. В полной мере оценить лучшие мгновения нашей жизни помогают именно черные полосы. А позитивный настрой, надежда на лучшее и вера в себя часто оказываются решающими в преодолении трудностей.

(ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, к.п.н.).

1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т. п.) (М. Тышкова).

Какие техники поведения люди чаще всего используют в трудных ситуациях? Их можно объединить по стратегиям преобразования трудных жизненных ситуаций: защиты, совладание (преодоление и приспособление) и переживание.

Приемы защиты чаще всего включают в особую группу неадаптивных реакций на трудности: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также избегание тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике трудности.

Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.

1. Приемы приспособления

  • Приспособление к институционным аспектам ситуации (социальным нормам, общественным установкам, правилам деловых отношений и т.д.) . Овладев этой техникой, человек легко входит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях эта техника является предпосылкой успешности. К примеру, она помогает при адаптации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями, и т. п. Однако техника имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в ситуации социальных потрясений, когда резко изменяется образ жизни (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).
  • Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации социальных потрясений. Исследования показали, что данной техникой чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно этой техникой пользуются те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна техника приспособления — забота об установлении и поддержании социальных контактов .
  • Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею . Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные свойства (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т.д.) В основе этого приема лежит сознательное использование механизма идентификации . Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим качеством, герой фильма или книги, олицетворяющий уверенность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персонажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождествляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих. Исследования показали, что при удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать с трудной ситуацией общения, вызывает заметные изменения не только в поведении, но и в личных установках и ценностях (Ф. Зимбардо, Я. Морено и др.) При этом приобретается гибкость, и не роль овладевает личностью, а личность — ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.
  • Распространенной формой приспособительного поведения часто выступает идентификация с более удачливыми людьми или идентификация (отождествление себя) с мощными организациями и объединениями. К такому приему прибегают люди, перенесшие неудачи и разочарования, причину которых они могут видеть в отсутствии у себя качества «удачливости». Идентифицируясь с преуспевающими людьми, они как бы дополняют себя особыми способностями, а становясь функционерами авторитетной организации, не только получают право чувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.
  • Определение границ своих возможностей — эта техника, как правило, используется при резком изменении жизненных обстоятельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Такие люди вынуждены резко менять образ жизни. Сначала они «определяют границы своих возможностей»: как человек, входящий в реку в незнакомом месте, или человек, идущий по болоту; прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнившихся обстоятельствах.
  • Антиципирующее (от лат. anticipate — предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление) совладение и предвосхищающая печаль — это прием, которым пользуются люди, имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступления трудной ситуации (к примеру, смерти больного родственника, собственной серьезной операции и др.) Эта техника имеет адаптивное значение: она позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Как и любой другой способ совладания с трудностями, антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным — в зависимости от особенностей жизненной ситуации.

2. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями , вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями.

Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по службе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становится у людей, переживших много разочарований и неудач, личностной особенностью). Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию защиты».

К распространенным приемам самосохранения относится отрицание — отказ принять, что произошло ошеломляющее, травмирующее событие. Отрицание позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции катастрофического события меняются сознание человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в его сознании.

Техники преобразования и приспособления могут быть как типичными для человека, так и ситуационно-специфическими; как основными, так и вспомогательными. К ситуационно-специфическим принято относить следующие техники: «использовать шанс», «сопротивляться», «идентифицироваться с целями и судьбами других людей», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.

3. Техники, применяемые в случае неудачи

Данные техники человек применяет в тех случаях, когда, несмотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной и человек вынужден признать, что потерпел неудачу . Ведь если человек поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

В такой ситуации человек стремится любой ценой сохранить или восстановить позитивное отношение к себе , чувство личного благополучия. Наиболее часто применяются приемы, обесценивающие неудачу , в основе которых лежит действие механизмов психологической защиты. Они не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмоциональных переживаний. Среди этих приемов отметим следующие.

  • Обесценивание объекта . Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.) Тем самым он обесценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.
  • Коррекции своих ожиданий и надежд . Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от ценности, ради которой были мобилизованы все силы, человек может прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это приобретает форму минимизации потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.
  • Акцептация ситуации — принятие ее такой, как она есть. В практической психологии эту технику порой называют « терпением » или употребляют словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения — прекратить безуспешные преодолевающие действия по изменению ситуации). Это не пассивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуации и сравнения своего положения с положением людей, находящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, ограничивающей возможности человека.
  • Позитивное толкование своей ситуации . Эта техника схожа с предыдущей. Она состоит в том, что человек использует различные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато...» («идущее вверх сравнение»). У многих на памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

Если вы столкнулись с поведением человека, которое, на первый взгляд, кажется неадекватным, не спешите с выводами. Внимательно рассмотрите и проанализируйте особенности его жизненной ситуации. В этом вам помогут следующие вопросы.

  • Каковы объективные особенности той ситуации, в которой человек проявляет неадекватное поведение? Возможно, его неадекватное поведение — «нормальный ответ на ненормальную ситуацию»?
  • Как сам человек интерпретирует ту жизненную ситуацию, в которой оказался?
  • В какой более широкий контекст «вписана» данная ситуация? Кто еще участвовал в ней? Каковы отношения между участниками? Какие события происходили в жизни человека незадолго до этой ситуации? Насколько значима для человека данная ситуация? и др.
  • Сформулируйте предварительные гипотезы о жизненной ситуации человека. Если вы столкнулись с тем, что человек не реагирует на мощные воздействия жизни, задумайтесь: возможно, та информация о нем и его ситуации, которой вы обладаете, ошибочна или неполна. Или вы неадекватно оцениваете его ситуацию и налицо расхождение между вашим видением ситуации и тем, как ее видит человек.
  • В таких трудных случаях обязательно постарайтесь понять особенности образа мира человека. Особенно трудны для оказания психологической помощи два крайних варианта — инфантильный образ мира (его порой называют «личностной концепцией благополучного мира») и сверхустойчивый, ригидный образ мира. В обоих случаях люди стремятся любой ценой сохранить позитивные представления о себе и нередко похожи на страуса, который в ситуации опасности прячет голову в песок. Они игнорируют неблагоприятную информацию, стараются дискредитировать источник информации, понижающий самооценку, прибегая при этом к разным формам самообмана.
  • Обязательно создайте у человека ощущение владения ситуацией — особенно у тех людей, которые нуждаются в помощи. Предлагайте им помощь так, чтобы их ощущение собственной эффективности и самооценка не снижались, а наоборот, возрастали, придавая им веру в то, что они сумеют совладать с жизненными невзгодами, и мужество принять на себя ответственность за собственную судьбу.
  • Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда люди не могут (даже если осознают необходимость сделать это) изменить старые привычки. Здесь бесполезно обвинять людей в косности, глупости или низменных побуждениях. Вместо этого стоит глубже проанализировать о динамике внешних и внутренних сил, которые удерживают человека от изменений.

Чтобы целостно понять особенности поведения человека в ситуации и возможности преобразования ситуации, мы должны рассмотреть:

  • те «тайные функции» и «психологические выгоды» (реальные или мнимые), которые выполняет привычный для человека способ поведения;
  • те незримые силы, которые препятствуют изменениям (это могут быть, к примеру, существующие в его рабочем или семейном окружении групповые стандарты; сформировавшийся в прошлые периоды жизни страх неудачи и др.);
  • задуматься о факторах, которые можно использовать для создания условий продуктивных изменений.

Основные стадии психологического сопровождения.

  1. определить «место», на котором в момент обращения находится клиент («беглец»), выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика ;
  2. превратить «беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации ;
  3. помочь клиенту («путнику») добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.

Приемы и методы.

Составление генограммы семьи

Семейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях индивидуальной и семейной психотерапии.
Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы:

  • О клиенте : «Как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «Вы замужем (женаты) или одиноки?», «Как зовут вашего супруга (супругу)?», «Когда вы вступили в брак?», «Какие у вас отношения с супругом (супругой)?», «Есть ли у вас дети?»
  • О детях клиента: «Как их зовут?», «Сколько им лет?», «Какие у вас отношения с детьми?», «Как дети относятся друг к другу?»
  • О родителях клиента : «Как зовут ваших родителей?», «Сколько им лет?» (возможный вариант — год рождения каждого из них), «Чем они занимаются?» (если умерли, то когда и по какой причине), «Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?», «Какими они были, когда вы росли?»
  • О братьях и сестрах клиента : «Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?», «Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?», «Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?», «Чем они занимаются?», «Какова их семейная ситуация?»

Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет).

В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха.

Кроме беседы можно использовать и графические приемы : составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К.-Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи. Один из вариантов заполнения генограммы можно найти в книге Э. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М., 1996).

Методика «Я и мой жизненный путь» (автобиографический прием)

Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.
Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.

Инструкция

1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?

2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.

3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего психолога. Такая работа поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.

Вопросы для размышления

1. Каким вы были в разные периоды своей жизни?
2. В какую сторону вы изменились с тех пор?
3. Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя?
4. Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?

Задания

1. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в вашем осознании жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются как испытание или инициация и могут происходить как кризис или проверка на прочность.
2. Опишите замеченные вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые вы вынесли из своего жизненного опыта.
3. Опишите свои самые ранние воспоминания.
4. Отметьте любые события, которые травмировали вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на вас?

5. Расскажите о своей жизни, подумайте, как бы вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.

Итоговые вопросы
  1. Вы принимаете свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
  2. В чем, на ваш взгляд, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?

Методика «Рамки, через которые мы смотрим на мир»
(рефлексия чувств, отношений, взглядов клиента на себя и окружающий мир)

Данная методика предназначена для того, чтобы клиент смог исследовать свой образ мира и осмыслить влияние, которое он оказывает на восприятие себя, других, жизни в целом. Она создает условия для мягкой недирективной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Применяется в небольшой группе.

Цель : помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.

Необходимое оборудование

Для психолога — две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания («Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышном мире», «Все так безнадежно» и т.д.), на другой — оптимистические («Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!» и т.п.);

Для каждого участника — по две рамки из белой плотной бумаги и картона, восковые мелки, две фотографии или картинки (одна грустная, другая — веселая), несколько разноцветных листов плотной бумаги (размером больше, чем фотографии или картинки).

Психолог (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к

разным по цвету листам).

У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение при

разглядывании фотографий? Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?Участники занятия выполняют предложенные психологом действия и высказывают свое мнение.

Психолог . Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками

становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда — сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, например, таких (показывает рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки). Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной из них, назовем ее пессимистической, запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на другой, оптимистической, — свои оптимистические мысли.Затем участникам занятий предлагается примерить рамки — сначала негативную, затем позитивную, посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом слова, которые соответствуют их мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к другим людям, к себе самому).

Вопросы для размышления

1. Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
2. Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?

ПРИТЧИ.

Процессы, связанные с эмоциональным освещением человеком самой ситуации и себя в трудной ситуации, порой блокируют понимание ситуации, искажают реальность, поэтому здесь необходимы инструменты, которые способствовали бы прояснению происходящего. Такими инструментами может быть обращение к народной мудрости. Именно притчи, истории, сказки могут способствовать «эмоциональному пониманию» ситуации, постижению смысла происходящего, который до этого был скрыт.

Счастье в яме.
Жили четыре брата. Пошли они как-то счастье искать. Шли-шли, и вдруг видят - яма. А в яме Счастье сидит.
- Чего, - спрашивает Счастье, - вам надо, братья?

Первый говорит:
- Хочу все знать!
- Это можно, - говорит счастье и дает ему «Всемирную энциклопедию».
Второй говорит:
- А я хочу стать богатым!
- Почему бы и нет? - говорит Счастье и дает ему сто медных монет.
Третий брат говорит:
- А я самым сильным хочу стать!
- И это решаемо, - говорит Счастье и вручает ему гирю.
- А тебе что надобно? - спрашивает Счастье младшего брата.
- А тебе??? - в ответ младший брат. - А то мы все о себе да о себе.
- А мне бы из ямы этой выбраться.
Ухватил младший брат Счастье и, вытащив его из ямы, пошел своей дорогой. А Счастье за ним побежало…

Дерево.
У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался - подумал, что это стоит полицейский, поджидая его. Прошел возлюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидев дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение.
Но во всех случаях дерево оставалось деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Как видим, сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность ее преобразования. А затем - выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
Степень трудности ситуации будет определяться:
- во-первых, степенью сложности условий ситуации и количеством собственных сил для ее преодоления;
- во-вторых, значимостью ситуации для человека и необходимостью ее разрешения.

Ливень без туч.

Как повествуется в одной древней легенде, некогда существовала Прекрасная страна. И не было ни в одной другой стране более чудесных растений и животных, поражающих своей необычностью. Но однажды на эту страну налетел Ураган. Целых семь лет бушевала стихия. А Ветер ежедневно выдувал остатки влаги из земли и превращал ее в песок. Могучая сила стихии лишила Сердце страны терпения, а Земля устала от жизни. «Имя тебе теперь будет не Прекрасная страна, а Бескрайняя пустыня», - кричал Ураган, и голос его сотрясал воздух. Он улетел также внезапно, как появился, забирая с собой Тучи, наполненные живительной влагой. Сколько бессонных дней и ночей Пустыня провела в тревоге и тоске с болью в сердце, вспоминая Тучи, унесенные Ураганом, и прекрасные деревья, прораставшие на ее некогда плодородных землях. Она готова была отдать тысячу жизней только за то, чтобы хотя бы на часок испытать упоение от присутствия дождя на своем песке. И вот однажды вечером несчастная, изможденная от зноя Пустыня заметила садившееся за горизонт Солнце. Набравшись смелости, Пустыня спросила: «Солнце, ты ведь знаешь, что у меня трудная жизненная ситуация. Ураган унес с собой дождевые тучи, а без них я не могу напоить свои земли и восстановить свое настоящее прекрасное имя». На что Солнце ответило: «Ты ведь знаешь, что Ураган никогда не отдаст тебе дождевые Тучи. Оглянись вокруг, помни: помощь очень часто находится рядом, близко от нас. Ее только нужно разглядеть, и в тебе сразу найдутся силы». Когда Пустыня посмотрела на вполне привычную картину, то заметила, что Ветерок беспечно играет с Перекати-поле. «Ветерок, Земля очень хочет пить, помоги мне». Ветерок ничего не ответил, а лишь затерялся в сумерках уже потухшего горизонта. Прошло много времени, прежде чем наступило утро. Но оно было необычным. Ветерок, принесший с собой серебряный ливень, мирно дремал. А Пустыня всматривалась в Небо, на котором не было туч, и постепенно превращалась в Прекрасную страну.(С.А. Невзорова, 5-й курс).

О гвоздях.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. Его несдержанность больно травмировала, обжигала многих людей. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдерживает своего гнева в отношении какого-либо человека, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый же день в столбе появилось несколько десятков гвоздей. На следующей неделе их стало гораздо меньше. И с каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось.
Наконец пришел день, когда сын не вбил ни одного гвоздя. Он поделился этим с отцом, а тот сказал, что каждый раз, когда сыну удастся вести себя терпимо и внимательно по отношению к какому-либо человеку, он может вытаскивать из забора по одному гвоздю. Пришел день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но видишь, сколько на заборе осталось дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-то злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты попросил прощения - шрам остается.

Стакан соевого соуса.

Это случилось в дзэнском храме в Японии. Однажды утром произошло очень страшное событие - большое землетрясение. Половина храма рухнула. Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн, немедленно собрал своих учеников и сказал:
- Посмотрите. Теперь вы должны увидеть, что представляет собой настоящее качество человека дзэн. Произошло землетрясение, но во мне ни на йоту не было страха. Я оставался таким, как будто ничего не происходило. И это еще не все. Вы, должно быть, заметили, как после окончания землетрясения я пошел на кухню, поскольку испытывал жажду, и выпил большой стакан воды. Вы видели, что мои руки даже не дрожали, когда я держал стакан?
Один ученик улыбнулся. Священник почувствовал раздражение и спросил:
- Почему ты смеешься?
- Ваше преподобие, то был не стакан воды. То, что Вы выпили, был большой стакан соевого соуса!

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации , и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть ». В этом законе приводятся и несколько примеров трудных жизненных ситуаций - болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях .

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты — группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление — действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации , высокий уровень психической саморегуляции, поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность . В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию , в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют - эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления — забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею. Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применении механизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной, он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку. При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями. Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей, как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример - человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий. Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания - часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации. Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме — путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе, от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие, травмирующего, ошеломляющего и трагического события - еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики» и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни. Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта. Не сумев найти выход из сложной ситуации , в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это ?», «Это не самое главное в жизни ») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний. Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация — принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации. Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой », «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский » и т.п.

В жизни каждого из нас бывают трудные жизненные ситуации . Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого - собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример — испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать, отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Нет похожих записей

error: Content is protected !!