Криминология. Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности Основные направления предупреждения тяжкой насильственной преступности

Основой предупреждения насильственных преступлений является решение глобальных экономических, социальных, политиче­ских, нравственных, правовых и прочих проблем, в первую очередь, конечно, тех, которые непосредственно определяют существование насильственной преступности, ее состояние, динамику и структуру. Повышение экономического благосостояния людей, совершенствование их нравственного воспитания, решение политических задач и проблем повседневного существования, быта имеет перво­степенное значение для борьбы с таким злом, каким является пре­ступное насилие.

Все это, конечно, будет способствовать и снижению тревожнос­ти людей. Как уже говорилось выше, высокий уровень этого нега­тивного явления с неизбежностью порождает агрессивность как способ защиты от действительных или мнимых опасностей. Но дей­ствительных опасностей достаточно много, и здесь деятельность правоохранительных органов должна быть особенно заметной и весомой - имеется в виду их своевременное и эффективное вмеша­тельство в криминогенные конфликты, принятие мер к тем, кто дерзко нарушает общественный порядок и проявляет явное неува­жение к людям. Конечно, очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сек­суальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

В профилактике насильственной преступности следует отвести важную роль деятельности государства по предупреждению этно­религиозных конфликтов и связанных с ними террористических проявлений. Необходима более жесткая борьба с незаконным обо­ротом оружия, который связан как с терроризмом, так и с органи­зованной преступностью. Вообще, чем успешнее бороться с последней, тем легче будет противостоять насилию, посколь­ку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «преда­телями». Кроме того, некоторые члены преступных сообществ ис­пользуют насилие ради насилия, ради причинения страдания, реа­лизуя тем самым свои садистские наклонности.

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений:

а) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;

б) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;



в) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;

г) блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;

д) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим долж­ного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная поли­тика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступ­ления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрез­мерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психи­ческих больных, которые по решению суда направляются в психи­атрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Ре­шение комиссии в отношении конкретного лица обязательно дол­жно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмот­реть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стаци­онары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

Для того чтобы успешно предупреждать насилие, необходимо разработать и реализовать на практике научно обоснованную и про­думанную методику исправления тех, кто уже осужден за насиль­ственные преступления. Это потребует, как минимум, внедрения в практику органов, исполняющих наказание, всех тех предложений и рекомендаций, которые уже выработаны наукой, но не востребо­ваны или слабо востребованы практикой.



В средствах массовой информации должен быть поставлен проч­ный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравствен­но-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического вни­мания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам прак­тически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что аг­рессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом со­стоянии, которые не являются алкоголиками.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявления грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострада­ния ко всему живому, улучшение полового воспитания подрост­ков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.

Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день не удовлетворительно.

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства.

В системе специальных мер борьбы с насильственными преступлениями выделяются меры общей, групповой и индивидуальной профилактики.

Исходя из деления специальных мер общепрофилактического характера на организационные (связанные с организацией учредительной деятельности) и функциональные (по ее непосредственному осуществлению), к числу первых следует отнести изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности в регионе (оценка состояния тенденций этих преступлений с учетом латентности, криминогенных и антикриминогенных факторов, прогнозирования развития криминологической ситуации, оценка эффективности осуществляемых профилактических мероприятий и пр.), криминологическое планирование, профилактическую отработку отделы территорий и объектов и т.д.

К функциональным относятся меры по осуществлению профи­лактического контроля и воздействия в соответствующей мик­росреде: систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного по­рядка (скверы, строящиеся здания, подвалы, чердаки, заброшен­ные строения, рюмочные, закусочные и пр.); обеспечение дисло­кации милицейских служб с учетом места и времени совершения большинства рассматриваемых деяний; проведение специальных профилактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций; осуществление мероприятий, направленных на свое­временное выявление и изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправного изготовления в производ­ственных условиях; обеспечение профилактической деятельности других государственных органов и общественных организаций и поддержание с ними постоянного взаимодействия; правовое вос­питание граждан и т.д.

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная профилактика. Ее объекты - лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Наиболее сложная задача в индивидуальной профилактике - выбор тех признаков-индикаторов, которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности.

Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимогенные ситуации; лиц, склонных случайным компаниям, приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах и т.д.).

Значимость этой работы подтверждается ростом в последние годы уровня виктимизации населения.

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых норм и институтов с непосредственно выраженной профилак­тической направленностью. Это, прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе осуществления правовой пропаганды.

Важную профилактическую роль играют нормы Особенной части Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.

Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции.

Очень важной в этой связи представляется проблема своевре­менного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприя­тий по снижению их латентности. В этой связи значим эффектив­ный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности ми­лиции.

Серьезное внимание надо обратить также на возможности ин­формационной системы «лечебное учреждение - правоохрани­тельный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступ­ного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в со­ответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию о всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно полно. Поэ­тому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с таки­ми повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию инфор­мации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях де­журными частями органов внутренних дел.

Существенное профилактическое значение имеют оперативно- розыскные мероприятия, направленные на недопущение криминальных насильственных посягательств со стороны замышляющих их лиц. Основная роль здесь принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, особенно подразделениям уголовного розыска. Оперативно-розыскная профилактика, прежде всего, предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах, членов групп с антиобщественной направленностью, лицах, связанных с участниками организованных преступных формирований, и др.). Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы оперативно-розыскной деятельности разнообразны. Это и профилактическое воздействие через негласных сотрудников на членов криминальных и антиобщественных формирований, а также на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере, и разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок в условиях исправительных учреждений, и оперативное прикрытие объектов, намеченных преступниками для совершения грабежей, разбойных нападений, похищений людей, бандитских налетов, и пр. Оперативно-розыскная профилактика особенно актуальна в отношении лиц, ранее судимых за насильственные преступления. Применение к ним традиционных методов индивидуальной профилактики (меры убеждения, воспитания и т.п.) неэффективно. В условия современной криминологической ситуации необходимы оперативные и жесткие меры.

Весьма значима также оперативная разработка некоторых частных охранных и детективных структур, могущих выполнять роль бандформирования при фирме-спонсоре либо криминалы заказы различных коммерческих организаций.

В деле предупреждения насильственных преступлений значительное место принадлежит участковым инспекторам милиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, трудовыми кол­лективами, должностными лицами предприятий и орга­низаций, общественными организациями. Профилак­тическая работа участковых инспекторов милиции рас­пространяется на семейно-бытовую сферу, такие обще­ственные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, куль­турно-зрелищные учрежде­ния, кафе, торговые пред­приятия и др. Они проводят обследование мест возмож­ного совершения правонару­шений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшен­ных помещений и т.п.), ведут наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучают состояние общественного порядка. На основании этого устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется профилактическая работа с ними, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступлениям, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняться участковыми инспекторами милиции в паспорте на административный участок и служить основой для организации всей профилактической работы.

Возможности по предотв­ращению насильственных преступлений имеют аппара­ты по борьбе с экономичес­кой преступностью. Ими при­нимаются меры к недопуще­нию разрешения экономи­ческих споров силовыми ме­тодами, путем кровавых раз­борок, выявляются факты не­законного изготовления, хи­щения оружия на промыш­ленных предприятиях, ве­дется оперативно-розыск­ная работа на черном рынке оружия, незамедлительно принимаются меры по уст­ранению фактов небрежного хранения на объектах обслу­живания огнестрельного оружия, взрывчатых и отрав­ляющих веществ.

Научной базой исследования проблем предупреждения преступности и профилактики преступлений являются труды многих ученых. На протяжении всего периода существования государства наука всегда принимала участие в разработке стратегических, концептуальных основ правового, методического обеспечения предупреждения правонарушений. Не стоит в стороне она и сегодня. С 1990 г. только по данной теме было защищено по неполным данным свыше 60 диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, большинство - по юриспруденции. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений - конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.

Анализ литературы показывает, что уже разработано множество "теоретических схем" предупреждения преступности, а также различных видов, категорий и групп преступлений; создана соответствующая научная база; наука и практика располагают богатым арсеналом средств и методов профилактики преступлений.

В то же время нельзя не согласиться с мнением С.Я. Лебедева, который отмечает: "Никогда прежде в истории нашего государства не возникало такого критического момента, когда приходилось в корне переоценивать результаты научных изысканий, особенно в гуманитарной сфере" Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации (теоретические и методологические основы исследования): Автреф. дис.... докт. юрид. наук. - М., 1995. С. 21.

Вполне закономерно возникают вопросы:

  • 1) почему люди, которые составляют большинство в общей численности населения, не совершают насильственных преступлений;
  • 2) можно ли это объяснить осуществлением профилактики или тому есть и другие объяснения?

Наиболее простым объяснением того, почему одни не совершают преступлений, по мнению ученых, является следующее Криминология / Под. Ред.В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юристъ, 2005. С. 141.

Во-первых, у определенной категории лиц существует отвращение к преступлениям. Они всегда и в любом случае в силу своей воспитанности, нравственности, здорового образа жизни вообще далеки от нарушений норм морали и права, запретов уголовного права. Такие люди, собственно, и не нуждаются в том, чтобы что-то сдерживало их от преступлений.

Во-вторых, есть люди, которые взвешивают для себя благоприятные и неблагоприятные последствия своих действий, при этом убеждаются, что уголовное наказание за совершенное преступление - весьма тяжкое последствие. Потому они приходят к выводу, что совершение преступления - дело для них невозможное, ибо нецелесообразное. Они не совершают преступлений, потому что боятся наказания. На таком понимании мотивов человеческого поведения строится и известная уголовно-правовая концепция общего предупреждения. Она сводится к тому, что наказание одного преступника способствует созданию в сознании других граждан своего рода психологического барьера, препятствующего реализации возможного преступного намерения. Суть этой конструкции в том, что "сдерживающий момент" относится к будущему времени: "если я совершу преступление, то буду наказан". Здесь проявляется эффект "самопрофилактики".

В-третьих, люди не совершают преступлений, так как правоохранительными органами проводится работа по предупреждению криминальных проявлений, устраняются причины и условия преступлений, усиливается административный надзор, работают патрульно-постовая служба, участковые оперуполномоченные милиции и т.д. Таким образом, люди не совершают преступлений, потому что им не дают этого делать. Они не боятся наказания, у них просто нет возможности совершить преступление, поскольку им не предоставляют такой возможности правоохранительные органы Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации (теоретические и методологические основы исследования): Автреф. дис.... докт. юрид. наук. - М., 1995. С. 111.

В перечисленных случаях проявляется совокупное действие ряда превентивных мер: общего предупреждения преступлений, специальной профилактики, профилактического надзора, индивидуальной профилактики и т.д. Хотя вопросы борьбы с преступностью возникали и решались в течение многих столетий, единого общего понятия в отношении совокупности этих мер до сих пор, по крайней мере - в российской науке и практике, не выработано. Применяются такие выражения, как "война с преступностью", "реагирование на преступность", "борьба с преступностью" и др. Реакция государства и общества на преступления и преступность обозначаются и такими терминами, как "социальный контроль", "контроль преступности", "управление преступностью". К настоящему времени среди криминологов нет единого мнения в понимании содержания понятия "предупреждение преступности". Наряду с ним используются такие понятия, как "профилактика преступлений" и "борьба с преступностью". Часть криминологов за родовое, более общее понятие принимают "предупреждение преступности" Теоретические основы предупреждения преступности. /Отв. ред.В.К. Звирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский. - М., 1977. С. 31, иные считают "профилактику", "предупреждение" и "предотвращение" преступлений синонимичными категориями и не разделяют их по сути. Высказывается в литературе и такое мнение, что следует различать профилактику (выявление и устранение причин и условий преступлений), предупреждение (установление лиц, которые стараются совершить преступление, и принятие к ним определенных мер с целью недопущения реализации их замыслов) и пресечение преступлений (выявление лиц, которые готовятся совершать преступления, и принятие к ним мер с целью недопущения перерастания приготовительных действий в покушение и оконченное преступление) Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. - М., 1972. С. 3-4. Не вступая в полемику по соотношению понятий и исходя с позиций сугубо семантических в их равнозначности, заметим, что в науке и практике широко используется термин предупреждение преступности. Считаем, что он охватывает все сферы, виды и уровни профилактики преступлений и является составной частью борьбы с преступностью наряду с:

Предупреждение преступности - это многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований, соблюдение которых в различном сочетании может обеспечить комплексный подход к предупреждению преступлений и иных правонарушений. При этом соблюдается сочетание общесоциального и специального предупреждения, мер общей и индивидуальной профилактики; охват всех основных сфер жизнедеятельности и социальных институтов; использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера; взаимодействие и координация деятельности всех субъектов профилактики; охват всей совокупности объектов, требующих профилактического воздействия; воздействие на совокупность причин и условий, способствующих преступному и иному антиобщественному поведению.

Например, по мнению М.М. Бабаева Бабаев М.М. О комплексном подходе к предупреждению преступности // Криминология и уголовная политика. - М., 1985. С. 138-139, в зависимости от природы и характера факторов, порождающих преступность, и возможностей воздействия на них профилактические мероприятия можно разделить на четыре группы: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие и ликвидирующие.

Когда дело касается объективных обстоятельств, явлений или процессов, существование которых неизбежно или в силу определенных исторических условий не может быть устранено в относительно короткий срок, профилактические меры должны быть либо нейтрализующими (например, повышение уровня воспитательной работы в районах, где скапливается большое количество беженцев и люди сталкиваются с рядом объективных трудностей и сложных жизненных ситуаций), либо компенсирующими (например, забота государственных учреждений о детях, по тем или иным причинам лишенных нормальных условий семейного воспитания).

Если же речь идет о факторах, действие которых может быть непосредственно скорректировано с помощью конкретных мероприятий, то задача профилактической работы состоит в устранении неблагоприятных последствий таких факторов. Соответственно разрабатываются и осуществляются меры, которые предупреждают возникновение обстоятельств, играющих роль причин и условий совершения преступлений, или ликвидируют такие обстоятельства, если они возникли.

Всю эту совокупность профилактических мероприятий по их направленности и характеру принято подразделять на две большие группы: общесоциальные и специальные. При этом меры как первого, так и второго вида могут осуществляться на нескольких уровнях профилактики преступлений.

В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоциальных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики.

В структуре специальной профилактики преступлений мы согласны различать специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений. Наличие двух последних элементов специальной профилактики преступлений обусловлено, прежде всего тем, что перед непосредственным совершением преступления имеет место довольно продолжительный процесс формирования личности преступника, его антисоциальных взглядов, интересов, которые в дальнейшем выступают причиной преступного поведения. Во многих случаях совершению преступления предшествует этап формирования преступного умысла, в процессе которого лицо ставит перед собой конфетную преступную цель, определяет пути ее достижения, уточняет детали противоправного действия, а иногда даже составляет развернутый план совершения преступления с разными вариантами развития событий. Преступное намерение уточняется, конкретизируется во время разнообразных подготовительных действий. Большое количество преступлений не доводится до конца по независящим от воли субъекта факторам или в связи с его добровольным отказом; некоторые преступления могут совершаться в течение длительного периода времени.

Любая из этих стадий отличается своей спецификой, на любой из них действует комплекс разнообразных факторов, что нельзя игнорировать во время организации и проведения предупредительной работы. На этих стадиях изменяются характер и содержание предупредительной работы и предупредительных мероприятий.

В зависимости от особенностей применения мер профилактического воздействия на разных этапах профилактики выделяют и так называемую раннюю профилактику Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия, - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 211. Безусловно, именно ранняя профилактика играет ключевую роль в предупреждении преступности, когда еще антисоциальная направленность лица не носит устойчивый характер. От ее эффективности зависит объем мероприятий, которые осуществляются на стадиях предотвращения и пресечения преступлений.

Г.А. Аванесов в структуре ранней профилактики различает также непосредственную профилактику Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. - Горький, 1975. С. 108-109. По его мнению, она отличается от ранней, во-первых, промежутком времени, которое отделяет лицо от момента возможного совершения преступления, и, во-вторых, степенью социальной вредности лица. Суть непосредственной профилактики, по Г.А. Аванесову, составляет организация и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин преступлений, условий и обстоятельств, которые оказывают содействие их совершению, на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности.

Поскольку классификация специальной профилактики преступлений на специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений имеет довольно условный характер, а также потому, что предотвращение и пресечение имеют отношение к индивидуальному уровню предупредительного воздействия, то вся эта работа по отношению к преступности в целом, отдельных ее видов и групп преступлений является не чем иным, как профилактикой преступлений. Профилактика преступлений в настоящее время рассматривается как приоритетное направление в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Криминологические исследования показывают, что 7 из 10 преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике.

Для предупреждения насильственной преступности важное значение имеют и меры общесоциальной профилактики, функция которой последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Она связана с наиболее продолжительными и масштабными видами деятельности, значительными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, укрепления культуры и морали и законности, социальной защищенности населения. Эти мероприятия имеют более масштабные цели, чем борьба с преступностью и предупреждение преступности - и таким образом общесоциальная профилактика преступлений выходит не только за рамки предупреждения (профилактики) преступлений, но и борьбы с преступностью.

Все эти виды деятельности имеют важный криминологический аспект. Как отмечалось выше, они служат основой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам. Справедливо на эту особенность обратил внимание А.Э. Жалинский, который отметил, что "было бы одинаково неверно как исключать общесоциальные процессы и мероприятия из социальной системы предупреждения преступлений, так и считать их все профилактикой. Это - социальные мероприятия, которые дают профилактический эффект" Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (вопросы теории). - Львов, 1976. С. 21. Такой подход, на его взгляд, подчеркивает:

роль общесоциальных мер в устранении криминогенных факторов;

их отличие от специальных мер;

компетенцию криминологов в сфере их исследования и практического использования.

В данном контексте нельзя не согласиться и с мнением Ю.М. Антоняна, утверждающего, что нельзя надеяться на снижение уровня преступности, если не будут решены вопросы снабжения населения необходимыми товарами и услугами, если не будет значительно улучшена воспитательная работа и не снижена социальная напряженность в обществе.

Общесоциальное предупреждение преступности подробно рассмотрено в криминологической литературе. Однако нельзя не отметить, что не все ученые разделяют вышеизложенный подход. Так, С. Герасимов - директор НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (ныне заместитель Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу) в своем докладе в Институте государства и права Российской академии наук в декабре 2001 г. сказал: "Вопреки традиционному и общепринятому в отечественной криминологии тезису полагаю, что отсутствуют основания для выделения так называемого общесоциального уровня предупреждения преступности, под которым понимается прогрессивное развитие общества: рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности людей. Это является не самим предупреждением, а его необходимой предпосылкой. В самом деле, разве можно, например, без оговорок утверждать, что рост материальной обеспеченности людей сам по себе является в чистом виде антикриминальным фактором, во всех случаях способствует если не снижению, то хотя бы ограничению преступности? По-видимому, нет" Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. - 2002. - № 2. - С. 3. И далее автор указывает, что в странах с самым высоким уровнем жизни высокий (намного выше, чем в России) уровень преступности. Названные составляющие общесоциального уровня, по его мнению, несут в себе как позитивный (антикриминогенный), так и негативный (криминогенный) заряды. И говорить о том, что они по самой своей природе и значению противостоят преступности - грешить против истины. Но главное в том, отмечает автор, что трактовка прогрессивного развития общества в качестве общесоциального уровня предупреждения преступности сопряжена с идеологическим или социально-психологическим эффектом, который можно расценивать как расхолаживающий, демобилизующий.

"Интерпретация того, что фактически является предпосылками предупреждения преступности, как одного из его уровней, а именно - общесоциального, может породить (и уже породила) отнюдь не безвредную иллюзию, будто многое в данной области может быть решено как бы само собой, без активных целенаправленных усилий в рамках социального управления. Между тем то, что традиционно относится к общесоциальному уровню, само по себе, объективно существует лишь как возможность превентивного противодействия ей. Абстрактная или реальная, но возможность, которая может быть превращена в действительность, а может быть - нет. И это ни в коей мере не связано с принижением антикриминальной роли того, что названо предпосылками. Вопрос в том, как можно их использовать, ими распорядиться Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. - 2002. - № 2. - С. 3.

Не вступая в полемику по данной проблеме, выскажем мнение академика Д.С. Лихачева, который пять лет назад в "Российской газете" сказал: "Нужно ясно осознавать, что к преступности ведут отсутствие нормальной жизни в семье, нищета а соседстве с окружающим богатством, плохая постановка начального и среднего образования, неуважение к закону, вызванное существующей зависимостью его от власти и денег. Поэтому, я убежден, с преступностью нужно бороться не только судебными решениями, но частично меняя уклад нашей жизни" Бондар А. Профилактика преступности и ее результаты // Законность. = 2002. - № 9. - С. 4. Безусловно, что без общесоциальных мер сделать это невозможно.

Вопросы общесоциальной профилактики преступлений сегодня требуют своего законодательного решения. Жизнь показывает, что отсутствие правовой регламентации профилактической работы тормозит процесс выработки единообразного подхода органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и судов к использованию превентивных норм права, законодательства.

Таким образом, основными направлениями предупреждения насильственной преступности станут:

I. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение должно осуществляться не только по отдельным правоохранительным ведомствам, как это делается сейчас, но и по кардинальным проблемам предупреждения насильственной преступности, например, по профилактике насилия в семье, борьбе с наркоманией и наркотизмом, исполнению уголовных наказаний, связанных и не связанных с лишением свободы, и проблеме подготовки специалистов и т.д. В этих целях для каждой проблемы следует создать программу, включающую необходимые ресурсные расчеты.

II. Пересмотр системы характера наказаний и мер изоляции

1. Целесообразно инициировать отмену моратория на применение смертной казни. Это наказание должно применяться в отношении виновных в умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, но только по соображениям справедливого возмездия в случае совершения наиболее тяжких преступлений.

Вопрос о применении смертной казни к рассматриваемой категории преступников неизбежно связан с общей проблемой существования этого наиболее сурового уголовного наказания. Разное отношение к этому виду наказания, его сущности, назначению, роли, связанные с ним практические предложения существуют с тех пор, как определенные поступки стали вызывать необходимость использования наиболее острых и даже беспощадных мер реагирования на их совершение. Одним словом, эта проблема существует с незапамятных времен, и поскольку она имеет существенное политическое и правовое, а еще большее нравственное значение, то интерес к ней не утрачен и в настоящее время. Философы, писатели, политики, криминологи, социологи, юристы и другие деятели науки и культуры многократно выражали свое отношение, порой взаимоисключающее, к смертной казни. Постоянно совершенствуется уголовное законодательство, пересматриваются многие традиционные взгляды на цель, функции и виды наказания, сокращается число стран, в которых применяется смертная казнь, но она тем не менее существует, и никто не в состоянии предсказать, что этот вид наказания когда-нибудь исчезнет полностью Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 91.

Вопреки распространенному среди противников смертной казни мнению, что она неспособна кого-то устрашить и тем самым удержать от совершения преступления, мы полагаем, что это не так. Страх перед подобной карой сохраняется у многих людей, он особенно действен при тотальных и неотвратимых репрессиях, например в условиях фашистского режима. В тех цивилизованных странах, где смертная казнь сохранилась, она применяется не для устрашения, а для удовлетворения общественного чувства справедливости. Лишать же жизни кого-либо, чтобы другим неповадно было, в высшей степени безнравственно. Это сродни расстрелу заложников.

В целом же, суммируя результаты многих исследований, данные практики и собственные наблюдения, можно прийти к однозначному выводу: нет никаких оснований говорить об особой криминологической значимости смертной казни, нет ни прямой, ни опосредованной зависимости между числом совершенных преступлений и исполнением данного наказания. Более того, ужесточение наказаний и расширение масштабов его применения решающего влияния на преступность не оказывают. Ее состояние и динамика зависят не столько от суровости санкций, сколько от общесоциальных факторов, порождающих преступность и индивидуальное преступное поведение, от эффективности исполнения наказаний. В странах, где смертная казнь отменена, уровень преступности, в том числе и насильственной, обычно не выше, чем там, где она сохраняется. Если такая суровая кара применяется за многие деяния, это всегда говорит о весьма слабых материальных и духовных возможностях общества успешно бороться с преступностью.

В настоящее время представления о базовых человеческих ценностях, о справедливости, о должном воздаянии за содеянное не позволяют отказаться от подобной кары полностью, сохранив ее только для наказаний убийц, причем наиболее опасных. Очень существенно в этой связи отметить, что многие из них своими кровавыми злодеяниями и проявляемой при этом вопиющей жестокостью сами ставят себя вне людей, вне жизни. Такие преступники, как Чикатило, Михасевич, Головкин, Кузнецов, чеченские бандиты и террористы, не должны оставаться среди людей только за то, что они сделали.

Между тем государственная политика в отношении таких монстров характеризуется преобладающей тенденцией сохранения им жизни, что в большинстве случаев вызывает резкое несогласие. Общественность, как правило, ничего не знает о том, почему, на каких основаниях, с учетом каких обстоятельств смертная казнь самым опасным убийцам заменяется пожизненным лишением свободы или почему их наказали только пожизненно. При этом довольно часто вопрос о помиловании конкретного человека не решается месяцами, иногда годами, что нельзя расценить иначе, как жестокость к этому же человеку, хотя и виновному в самых тяжких, смертных грехах.

Должны быть выработаны более или менее четкие критерии при вынесении приговора наиболее опасному убийце, которыми могли бы руководствоваться и организации, решающие вопросы о помиловании, если преступник приговаривается к смертной казни, В число таких критериев можно включить: количество жертв, наличие среди них детей и подростков; совершение убийств с особой жестокостью; наличие психических патологий и расстройств полового влечения, ограничивающих возможности управления своим поведением; обращение лица за психиатрической и сексопатологической помощью, его реакции на предложения такой помощи, желание избавиться от патологических влечений - до совершения преступлений или даже в тот период, когда происходила серия убийств; привлечение в прошлом к уголовной ответственности за насильственные преступления Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 94.

2. Представляется необходимым внести следующие изменения в уголовный и уголовно-исполнительный законы:

к наиболее опасным убийцам не должны применяться помилование и амнистия; они не могут освобождаться по болезни или условно досрочно;

лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы за насильственные преступления, не могут быть освобождены из исправительных учреждений по амнистии, в связи с помилованием, по болезни или условно досрочно ранее, чем через 25 лет после взятия под стражу;

если лицо привлекается за совершение насильственного преступления, отнесенного законом к категории тяжкого или категории особо тяжкого, а до этого уже трижды наказывалось за такие же преступления, то независимо от снятия или погашения судимости оно должно осуждаться к пожизненному лишению свободы;

лица, осужденные за насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за любые сексуальные преступления на определенный срок, могут освобождаться досрочно, по амнистии или в связи с помилованием только на основании заключения комплексной комиссии с обязательным участием в ней психиатра и психолога;

лица, совершившие действия, формально подпадающие под признаки особо тяжкого насильственного преступления, но признанные невменяемыми, должны пожизненно помещаться в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лица, которые не менее двух раз были признаны невменяемыми и направлялись в психиатрический стационар (любого вида режима) за учинение общественно опасных насильственных действий, и вновь совершившие такие действия, должны пожизненно помещаться в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением. Освобождение из психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением, перевод в психиатрический стационар с иным режимом возможно лишь на основании решения комиссии в составе не менее трех психиатров и при обязательном их единодушном заключении,

Таким образом, необходимо пересмотреть отношение к психически больным, если они совершают общественно опасные поступки. Требуется надежно защитить людей от агрессивных посягательств таких лиц, при этом, конечно, существует настоятельная необходимость самого гуманного обращения с подобными больными, но только при условии их строгой изоляции.

Осужденные, у которых были выявлены психические аномалии (в пределах вменяемости), в местах лишения свободы должны в обязательном порядке проходить лечение. Отказ лечиться является основанием для применения дисциплинарных мер и обязательно должен учитываться при решении вопроса о помиловании или амнистии, а также при предоставлении каких-либо льгот.

Лицо, осужденное на насильственное тяжкое и особо тяжкое преступление, а также за любое сексуальное преступление, после отбытия наказания должно ставиться на учет в милиции по месту жительства на срок 10 лет, а в случае повышенной агрессивности - без ограничения во времени.

III. Социальные программы профилактики насилия

  • 1. Любые социальные программы профилактики насилия в России должны строиться с учетом того, что ее состояние в первую очередь определяется очень высоким уровнем тревожности и неуверенности людей, их депрессивными психотравмирующими переживаниями как реакции на те изменения в жизни, которые субъективно воспринимаются в качестве весьма неблагоприятных. Насилие выступает средством защиты и утверждения, поэтому общество должно предлагать иные средства в достаточном объеме и разнообразии.
  • 2. Первоочередной задачей представляется оказание комплексной помощи, в том числе при проведении инспекторских проверок, регионам, где наблюдается наихудшее положение с преступным насилием. Это предполагает создание специальных для них программ социальной и материальной поддержки, воспитательно-педагогических, психологических, организационных, правоохранительных и иных мероприятий.
  • 3. К уже имеющимся социальным программам борьбы с отдельными видами преступности (например, с наркотиками и наркоманией) следует, прежде всего, добавить социальные программы предупреждения насилия в семье, в школе, среди несовершеннолетних в целом.
  • 4. Необходима общегосударственная федеральная программа борьбы с насилием в обществе. Ее субъектами должны быть все органы законодательной и исполнительной власти, общественные и церковные организации, средства массовой информации и др.

Желательно создать постоянно действующие проекты и планы выступлений (передач, публикаций) в средствах массовой информации, посвященных насилию и его предупреждению.

Несмотря на исключительную актуальность проблем насилия для России, они все-таки сравнительно редко становятся объектом научного исследования. Наибольший интерес к ним проявляют криминология и уголовное право. Однако первая ограничивается поиском причин отдельных видов насильственных преступлений и преимущественно на социальном уровне, не ставя вопросы максимально широко. Исследования насилия в науке уголовного права носят догматический и, так сказать, технический характер, что, разумеется, ни в коем случае не вызывает осуждения; такой подход для этой науки вполне закономерен и адекватен. Эмпирическая база наиболее представительна в криминологических изысканиях.

Большей широтой отмечаются исследования в социологии и философии, но там объект изучения достаточно абстрактен, эмпирическая база ограничена данными сплошной и выборочной статистики, отсюда умозрительность многих заключений и выводов, что особенно характерно для философии. Эти недостатки не свойственны психологии, однако психологические изыскания неизбежно минуют широкий социальный уровень, Внимание же психиатров сосредоточено, естественно, на медицинских проблемах.

Вот почему так необходимы комплексные научные исследования насилия, которые включали бы в себя философский, социологический, психологический, психиатрический, криминологический, правовой и иной аспекты. Только такой подход может быть продуктивен для науки и практики борьбы с преступностью.

насильственный преступление собственность рецидив

Основные направления предупреждения насильственных преступлений охватывают как общесоциальную, групповую и индивидуальную, так и общую, и специально-криминологическую профилактику.

Общесоциальная профилактика насильственной преступности должна осуществляться, прежде всего, в сферам жизнедеятельности людей - сферах труда, быта, досуга.

Сущность групповой профилактики насильственных преступлений является относительно длительным видом. К основным направлениям групповой профилактики насильственных преступлений следует отнести: правовое, эстетическое, религиозное, этическое, сексуальное воспитание, лечение невротических и психических аномалий, в т.ч. алкоголизма, наркотизма, регулирование внутриличностного психического напряжения, а также внутригрупповой и межгрупповой напряженности отношений.

Методы групповой профилактики включают в себя :

а) правовую и нравственно-этическую агитацию и пропаганду;

б) социогигиену;

в) психогигиену и психопрофилактику;

г) групповую психотерапию и аутотренинг;

д) групповой гипноз и др.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений включает в себя выявление и учет лиц, могущих совершить насильственные преступления, и контроль за ними с осуществлением воспитательно-профилактического воздействия, которое состоит из изучения этих лиц и непосредственного воздействия, как на них, так и на окружающую среду.

Очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сексуальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

Необходима более жесткая борьба с незаконным оборотом оружия, который связан как с терроризмом, так и с организованной преступностью. Вообще, чем успешнее мы будем бороться с последней, тем легче нам будет противостоять насилию, поскольку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «предателями».

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений :

а) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;

б) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;

в) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;

г) блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;

д) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим должного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная политика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрезмерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

Неверно, что смертной казнью нельзя никого запугать. Можно напугать даже намного менее суровым наказанием, если оно будет неотвратимым. Повседневная практика убедительно свидетельствует, что санкции являются мощным регулятором поведения. Если бы угроза смертной казни могла бы остановить хоть одного убийцу, это явилось бы достаточным обоснованием ее необходимости.

В отношении отдельных категорий наиболее опасных преступников (серийных убийц, террористов, повинных в гибели многих людей) сейчас, когда у нас фактически отменена смертная казнь, при назначении пожизненного лишения свободы в уголовном законе должна быть предусмотрена невозможность помилования.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психических больных, которые по решению суда направляются в психиатрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Решение комиссии в отношении конкретного лица обязательно должно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмотреть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стационары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

В средствах массовой информации должен быть поставлен прочный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравственно-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического внимания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам практически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что агрессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом состоянии, которые не являются алкоголиками.

Одной из эффективных мер профилактики случайных насильственных преступлений является психогигиена. Употребление наркотиков и спиртного, нервозность и неуравновешенность нередко оказываются первым шагом к преступлению. Гигиена мысли - также очень важное направление профилактики насилия. Одна из религиозных заповедей: «Не думай о людях плохо и не допускай близко к сердцу недобрых мыслей о них», - помогает человеку не ожесточиться.

Предварительная оценка опасности той или иной ситуации (ситуативной виктимности) - одна из гарантий того, что лицо не станет легкой добычей преступников. Человек должен специально подготовиться к адекватным действиям в ситуации опасности, подготовиться к возможному нападению, продумать свои действия (убежать от нападающих или оказать им сопротивление), заготовить средства защиты. Если ситуативная виктимность представляется чрезвычайно большой, такую ситуацию разумнее избежать. В любом случае анализ виктимогенности ситуации или социальной роли и принятие предварительных мер снижения ситуативной или ролевой виктимности позволит значительно уменьшить вероятность стать жертвой насильственного преступления.

Общее предупреждение насильственной преступности - это: во-первых, общее оздоровление общественных отношений с минимизацией числа конфликтов и обеспечением их разрешения в правовых, цивилизованных рамках; во-вторых, обеспечение государством и обществом формирования здорового, образованного и культурного подрастающего поколения; в-третьих, создание системы социального контроля, поощряющего правомерное и нравственное поведение; обеспечивающего предупреждение нарушений закона на ранних стадиях; включающего систему государственных и общественных институтов, которые бы позволяли быстро и эффективно, в рамках закона и общепринятых норм поведения, решать возникающие конфликты и реагировать на правонарушения и иные негативные социальные отклонения; в-четвертых, повышение внимания к культуре, ее пропаганде, формированию личности и ее деятельности в координатах лучших достижений мировой и отечественной культуры; в-пятых, создание нетерпимого к противоправному насилию общественного мнения, формирование и поощрение позитивной социально-правовой активности членов общества и их умения бороться за свои права в рамках закона.

Специальное предупреждение насильственной преступности должно обеспечивать дифференцированное воздействие на различные ее причинные комплексы и иные детерминирующие обстоятельства.

Система специально-предупредительных мер создается с учетом особенностей причинных комплексов и более широких систем детерминации насильственной преступности в разных регионах и применительно к разным категориям населения. Например, практически везде остро стоит вопрос о предупреждении преступлений лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими и другими психотропными веществами, освобождаемыми из мест лишения свободы. В этой связи специалистами предлагается: создавать в регионах детские наркологические центры для лечения подростков, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; укреплять службы участковых инспекторов милиции и по делам несовершеннолетних, а также патрульно-постовую службу; находить эффективные решения проблемы социальной реабилитации лиц, освобождаемых от уголовного наказания.

2. Основные направления предупреждения насильственных преступлений

насильственный преступление криминологический

Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений и хулиганства осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся:

выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;

нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;

обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений и хулиганства;

четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;

рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;

организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц - руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

организация правового обучения и воспитания населения Криминология / Под ред. Малкова В.Д. -- М., 2008. - С.121 .

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применения разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.). Успех в профилактике насильственных преступлений и хулиганства зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

Бандитизм и вооруженный разбой: сходства и различия

Происходящие в России изменения политических, социально-экономических, правовых, нравственно-психологических и иных отношений привели не только к позитивным результатам, но и к негативным последствиям, выражающимся, в частности...

Корыстно-насильственные преступления

корысть личность преступник насилие Корыстная преступность - наиболее распространенный криминальный феномен во всем мире. Основой соответствующего понятия являются категории «корысть» и «корыстная мотивация»...

Криминалистическая характеристика и профилактика насильственных преступлений в быту

Проблема насилия в семье в отношении женщин, детей, других членов семьи не является локальной, характерной исключительно для российского государства...

Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ

Таможенными органами РФ в Московской области было выявлено: за 2009 году - 51 попытка наркотических средств и психотропных веществ общей массой 33 кг, а также 4,5 тонны прекурсоров; за 2010 год - 62 попытки общей массой 20...

Насильственная преступность -- совокупность преступлений, совершенных с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, имеющих основной непосредственной целью лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью...

Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений

Предупреждение преступности - это многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований...

Криминологическая характеристика насильственных преступлений и проблемы борьбы с ними

К насильственным преступлениям относят убийства, причинение вреда здоровью, изнасилования и хулиганство. Эти посягательства образуют относительно самостоятельный блок преступлений, характеризующихся внутренним единством...

Насильственные действия сексуального характера

Насильственные действия сексуального характера в российском уголовном праве представляют собой действия, являющиеся преступными согласно ст.132 Уголовного кодекса РФ...

Насильственные преступления

В последнее десятилетие волна криминального насилия буквально захлестнула российское общество. Прошлый век, без преувеличения можно назвать веком насилия, агрессивности, жестокости...

Насильственные преступления

Насильственные преступления

насильственный преступление собственность рецидив Основные направления предупреждения насильственных преступлений охватывают как общесоциальную, групповую и индивидуальную, так и общую, и специально-криминологическую профилактику...

Организованная преступность в России: история и современность

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер...

Особенности проведения последующих следственных действий и использование специальных знаний при расследовании фальшивомонетничества

Фальшивомонетничество относится к категории одних из самых трудно раскрываемых преступлений, что обусловлено его криминологическими и криминалистическими особенностями...

Предупреждение преступности

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма

Предупреждение и пресечение терроризма и уголовно - правовая борьба с ним предполагает разработку и реализацию большого комплекса мер, коррелируемых с комплексом его причин и условий. В этот комплекс могут входить меры политического...

Основой предупреждения насильственной преступности является решение глобальных экономических, социальных, политических, нравственных, правовых и прочих проблем, в первую очередь, конечно, тех, которые непосредственно определяют существование насильственной преступности, ее состояние, динамику и структуру. Повышение экономического благосостояния людей, совершенствование их нравственного воспитания, решение политических задач и проблем повседневного существования, быта имеет первостепенное значение для борьбы с таким злом, каким является преступное насилие.

Все это, конечно, будет способствовать и снижению тревожности людей. Как уже говорилось выше, высокий уровень этого негативного явления с неизбежностью порождает агрессивность как способ защиты от действительных или мнимых опасностей. Но действительных опасностей достаточно много, и здесь деятельность правоохранительных органов должна быть особенно заметной и весомой - имеется в виду их своевременное и эффективное вмешательство в криминогенные конфликты, принятие мер к тем, кто дерзко нарушает общественный порядок и проявляет явное неуважение к людям. Конечно, очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сексуальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

В профилактике насильственной преступности следует отвести важную роль деятельности государства по предупреждению этнорелигиозных конфликтов и связанных с ними террористических проявлений. Необходима более жесткая борьба с незаконным оборотом оружия, который связан как с терроризмом, так и с организованной преступностью. Вообще, чем успешнее мы будем бороться с последней, тем легче нам будет противостоять насилию, поскольку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «предателями». Кроме того, некоторые члены преступных сообществ используют насилие ради насилия, ради причинения страдания, реализуя тем самым свои садистские наклонности.

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений:

  • разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;
  • повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;
  • принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;
  • блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;
  • принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим должного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная политика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрезмерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

В последние годы в российском обществе постоянно обсуждается актуальная проблема применения или неприменения смертной казни, появляется среди ученых и общественных деятелей все больше и больше ее противников. При этом в числе основных аргументов называется то, что это наказание сейчас не применяется в Европе, что смертной казнью никого нельзя запугать, что право на жизнь является неотъемлемым, что к смертной казни может быть приговорен и невиновный и т.д. Эти аргументы не представляются достаточно обоснованными:

  • В Европе совершенно иная обстановка, нежели в России, в том числе криминологическая. В России совершенно другой менталитет, представления ее населения о добре и зле и воздаянии за зло не тождественны европейским.
  • Неверно, что смертной казнью нельзя никого запугать. Можно напугать даже намного менее суровым наказанием, если оно будет неотвратимым. Повседневная практика убедительно свидетельствует, что санкции являются мощным регулятором поведения. Если бы угроза смертной казни могла бы остановить хоть одного убийцу, это явилось бы достаточным обоснованием ее необходимости.
  • Право на жизнь является отъемлемым. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает по меньшей мере три случая освобождения от уголовной ответственности при правомерном причинении вреда. Если бы право на жизнь было бы неотъемлемым, мы не смогли бы защищать Родину от врагов и себя от нападения преступников.

Легко представить себе такую ситуацию: захватываются заложники, чтобы власть освободила лишенных свободы террористов. В этом случае мы подвергаем смертельной опасности жизни заложников только по причине весьма абстрактных соображений о недопустимости смертной казни, мы платим их жизнями за наши якобы гуманистические убеждения.

В отношении отдельных категорий наиболее опасных преступников (серийных убийц, террористов, повинных в гибели многих людей) сейчас, когда у нас фактически отменена смертная казнь, при назначении пожизненного лишения свободы в уголовном законе должна быть предусмотрена невозможность помилования.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психических больных, которые по решению суда направляются в психиатрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Решение комиссии в отношении конкретного лица обязательно должно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмотреть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стационары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

Для того чтобы успешно предупреждать насилие, необходимо разработать и реализовать на практике научно обоснованную и продуманную методику исправления тех, кто уже осужден за насильственные преступления. Это потребует, как минимум, внедрения в практику органов, исполняющих наказание, всех тех предложений и рекомендаций, которые уже выработаны наукой, но не востребованы или слабо востребованы практикой.

В средствах массовой информации должен быть поставлен прочный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравственно-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического внимания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам практически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что агрессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом состоянии, которые не являются алкоголиками.

error: Content is protected !!