Характеристика обонятельных осязательных и вестибулярных ощущений. Виды ощущений. Характеристика ощущений. Ощущения человека. «Кто громче поёт?»

Около 90 % всей информации окружающего мира мы воспринимаем с помощью зрения. Именно зрительные ощущения дают нам наиболее совершенное и подлинное восприятие предметов.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия на зрительный анализатор электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Раздражитель, в виде электромагнитной волны высокой частоты, формирует изображение предмета (образ) на сетчатке глаза, проходя через прозрачную роговицу, белковую оболочку, сосудистую оболочку, радужку и хрусталик.

Сетчатка глаза состоит из совокупности фоторецепторов двух типов: колбочек (дневное зрение) и палочек (ночное зрение). Колбочки обеспечивают ощущение цвета и формы предметов, а палочки, являясь более чувствительными элементами, реагируют на параметры яркости света. Стоит отметить, что в темное время суток, при плохой освещенности объектов, электромагнитные волны в большей степени воспринимаются палочками, в связи с этим восприятие мира преобладает в серых оттенках.

Окружающая нас реальность отражается в сознании человека различной цветовой гаммой – это происходит в связи с тем, что зрительные ощущения всегда обладают цветовым качеством . Ощущаемые нами цвета подразделяются на две группы: ахроматические (белый, черный, серый) и хроматические (красный, синий, зеленый и др.).

Зрительный анализатор человека способен различать до 300 оттенков ахроматических цветов и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях. Ароматическим цветом обладают объекты, которые равномерно отражают волны различной длины. Объекты, способные отражать электромагнитные волны только определенной длины, при этом поглощая остальные волны, обладают хроматическими цветами.

Характеристики процессов зрительных ощущений:

  1. Цветовая чувствительность глаза. Одной из характеристик зрительных ощущений выделяют цветовую чувствительность глаза, которая представляет собой нормальное распределение или кривую Гаусса от 390 до 700 нм, где максимум – 550нм. Субъективно более ярко человек воспринимает желтые и зеленые цвета, при этом красный и синий – более тускло.

Цветовая чувствительность подвержена суточным колебаниям, в связи с чем, в период с 13:00 до 15:00 человек воспринимает более яркие зрительные ощущения, а с 23:00 до 3:00 цветовая чувствительность снижается. Интересным является тот факт, что звук способен оказывать влияние на электрическую чувствительность глаза. С.В. Кравков доказал, что звук повышает чувствительность глаза к зеленым и синим лучам, и понижает - к оранжевым и красным.

  1. Острота зрения характеризуется минимальным расстоянием между двумя объектами, с которого данные объекты не сливаются в один. Различать мелкие детали объектов человеку позволяет пространственный порог зрения, который изменяется в течение суток.
  2. Латентный период зрительной реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Этот параметр зависит от интенсивности сигнала, его значимости, возраста индивида. В среднем латентный период равен 160-240 мс.
  3. Критическая частота мелькания (КЧМ) - минимальная частота дискретно появляющихся световых сигналов («проблесков»), при которой возникает ощущение их слитности. Этот параметр определяется яркостью сигнала, размером источника света и его конфигурацией. Обычно КЧМ равна 15-25 Гц. При этом инерция зрения выражается в отставании возникновения и исчезновения зрительного ощущения от воздействия светового раздражителя.

В реальной жизни зрительные ощущения человека не изолированы друг от друга, и находятся в связи с другими ощущениями. Мы не видим оптических образов в пространстве, а воспринимаем окружающие нас тела с их разнообразными чувственными свойствами, которые в свою очередь вызывают определенные эмоциональные и мысленные реакции у человека.

Однако не только целостные образы явлений способны оказывать воздействие на человека, восприятие определенных цветов может или возбуждать, или успокаивать нервную систему. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с дру­гой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Более подробно узнать о влиянии тех или иных цветов вы можете, изучив наши статьи в разделе .

Виды ощущений. Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время нас­читывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо­жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото­рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе­леного, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздей­ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув­ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор­ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет­ки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много – около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ­но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто­низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер­вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо­значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не мо­гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве­там встречается очень редко. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо­рукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла­бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор­мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос­питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред­полагает выработку новой системы фонематического слу­ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь­ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу­ре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа­хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз­ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие – зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб­ности людей в приятных запахах.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу­щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни­ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис­лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус­нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.

Кожные ощущения – тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви­тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож­даются положительным чувством, характер эмоциональ­ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи­вается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляю­щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио­нальные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире. Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе.

Двигательные (или кинестетические) ощущения – это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестетических ощущений – одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана­лизатора. Для овладения движениями большое значе­ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений. Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша­ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер­ны для русского языка.

Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд­ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. – все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

«Нет сомнений, – говорил И.П. Павлов, – что для орга­низма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже необходимо сигнализирование вверх и анализиро­вание и того, что происходит в нем самом».

Осязательные ощущения – это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза­ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ­ников получения информации об окружающих его пред­метах.

У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важ­нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов­лением пищи. Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника­ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука.

Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное – удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю­даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз­душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли – редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер­вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга­нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх­сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю­щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп­ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные . Существуют интермодальные ощущения – синестезии. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:

¨ экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

¨ проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

¨ интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную и кон­тактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближай­шей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По расположению нa поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

По времени возникновения в ходе эволюции животного мира вы­деляют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецеп­цию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структу­ре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодейс­твие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенстгвности. Психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности".

В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя су­ществует обратная зависимость: чем большая сила нужна для воз­никновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Поро­ги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Экспериментальное исследование чувствительности к различе­нию позволило сформулировать следующий закон: отношение приба­вочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первона­чального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг – 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зритель­ных– 1/100.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Взаимодействие ощущений. (Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями меж­ду анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции). Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствитель­ность в другой. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов, а также систематических упражнений называется сенси­билизацией.

Слуховые ощущения 72

Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Под амплитудой колебания разумеют наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее. Сила звука прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Эта сила зависит также от расстояния уха от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук. Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии.

Звуковые волны различаются, во-вторых, по частоте или продолжительности колебаний. Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука. Волны различного числа колебаний в 1 с или в период колебания дают звуки, различные по высоте: волны с колебаниями большой частоты (и малого периода колебаний) отражаются в виде высоких звуков, волны с колебаниями малой частоты (и большого периода колебаний) отражаются в виде низких звуков.

Звуковые волны, вызываемые звучащим телом, источником звука, различаются, в-третьих, формой колебаний, т. е. формой той периодической кривой, в которой абсциссы пропорциональны времени, а ординаты - удалениям колеблющейся точки от своего положения равновесия. Форма колебаний звуковой волны отражается в тембре звука - том специфическом качестве, которым звуки той же высоты и силы на различных инструментах (рояль, скрипка, флейта и т. д.) отличаются друг от друга.

Зависимость между формой колебания звуковой волны и тембром не однозначна. Если два тона имеют различный тембр, то можно определенно сказать, что они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Тоны могут иметь совершенно одинаковый тембр, и, однако, форма колебаний их при этом может быть различна. Другими словами, формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны.

Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах.

Кривая музыкального звука может быть разложена чисто математическим путем по методу Фурье на отдельные, наложенные друг на друга синусоиды. Любая звуковая кривая, будучи сложным колебанием, может быть представлена как результат большего или меньшего числа синусоидальных колебаний, имеющих число колебаний в секунду, возрастающее, как ряд целых чисел 1, 2, 3, 4. Наиболее низкий тон, соответствующий 1, называется основным. Он имеет тот же период, как и сложный звук. Остальные простые тоны, имеющие вдвое, втрое, вчетверо и т. д. более частые колебания, называются верхними гармоническими, или частичными (парциальными), или обертонами.

Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки . Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые - периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф.Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н.А.Римского-Корсакова и т. д.).

В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.

Основными свойствами всякого звука являются: 1) его громкость, 2) высота и 3) тембр.

1. Громкость.

Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Согласно закону Вебера-Фехнера, громкость некоторого звука будет пропорциональна логарифму отношения его силы J к силе того же самого звука на пороге слышимости J 0 :

В этом равенстве К - коэффициент пропорциональности, a L выражает величину, характеризующую громкость звука, сила которого равна J; ее обычно называют уровнем звука.

Если коэффициент пропорциональности, являющийся величиной произвольной, принять равным единице, то уровень звука выразится в единицах, получивших название белов:

Практически оказалось более удобным пользоваться единицами, в 10 раз меньшими; эти единицы получили название децибелов. Коэффициент К при этом, очевидно, равняется 10. Таким образом:

Минимальный прирост громкости, воспринимаемый человеческим ухом, равен примерно 1дБ. <…>

Известно, что закон Вебера - Фехнера теряет силу при слабых раздражениях; поэтому уровень громкости очень слабых звуков не дает количественного представления об их субъективной громкости.

Согласно новейшим работам, при определении разностного порога следует учитывать изменение высоты звуков. Для низких тонов громкость растет значительно быстрее, чем для высоких.

Количественное измерение громкости, непосредственно ощущаемой нашим слухом, не столь точно, как оценка на слух высоты тонов. Однако в музыке давно применяются динамические обозначения, служащие для практического определения величины громкости. Таковы обозначения: ррр (пиано-пианиссимо), рр (пианиссимо), р (пиано), тр (меццо-пиано), mf (меццо-форте), ff (фортиссимо), fff (форте-фортиссимо). Последовательные обозначения этой шкалы означают примерно удвоение громкости.

Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в некоторое (небольшое) число раз (в 2, 3, 4 раза). При этом удвоение громкости получается примерно как раз при прибавке около 20 дБ. Дальнейшая оценка увеличения громкости (более чем в 4 раза) уже не удается. Исследования, посвященные этому вопросу, дали результаты, резко расходящиеся с законом Вебера-Фехнера. 73 Они показали также наличие значительных индивидуальных отличий при оценке удвоения громкостей.

При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.

Измерение громкости обычно производится в децибелах. С.Н.Ржевкин указывает, однако, что шкала децибелов не является удовлетворительной для количественной оценки натуральной громкости. Например, шум в поезде метро на полном ходу оценивается в 95 дБ, а тикание часов на расстоянии 0,5 м - в 30 дБ. Таким образом, по шкале децибелов отношение равно всего 3, в то время как для непосредственного ощущения первый шум почти неизмеримо больше второго. <… >

2. Высота.

Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости. Нижняя граница слуха у человека составляет примерно 15–19 колебаний; верхняя - приблизительно 20000, причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения. Обе границы изменчивы, верхняя в особенности в зависимости от возраста; у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает. У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека; у собаки она доходит до 38 000 Гц (колебаний в секунду).

При воздействии частот выше 15 000 Гц ухо становится гораздо менее чувствительным; теряется способность различать высоту тона. При 19 000 Гц предельно слышимыми оказываются лишь звуки, в миллион раз более интенсивные, чем при 14 000 Гц. При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли. Область слухового восприятия охватывает свыше 10 октав и ограничена сверху порогом осязания, снизу порогом слышимости. Внутри этой области лежат все воспринимаемые ухом звуки различной силы и высоты. Наименьшая сила требуется для восприятия звуков от 1000 до 3000 Гц. В этой области ухо является наиболее чувствительным. На повышенную чувствительность уха в области 2000–3000 Гц указывал еще Г.Л.Ф.Гельмгольц; он объяснял это обстоятельство собственным тоном барабанной перепонки.

Величина порога различения, или разностного порога, высоты (по данным Т.Пэра, В.Штрауба, Б.М.Теплова) в средних октавах у большинства людей находится в пределах от 6 до 40 центов (цент - сотая доля темперированного полутона). У высокоодаренных в музыкальном отношении детей, обследованных Л.В.Благонадежиной, пороги оказались равны 6-21 центам.

Существует собственно два порога различения высоты: 1) порог простого различения и 2) порог направления (В.Прейер и др.). Иногда при малых различениях высоты испытуемый замечает различие в высоте, не будучи, однако, в состоянии сказать, какой из двух звуков выше.

Высота звука, как она обычно воспринимается в шумах и звуках речи, включает два различных компонента - собственно высоту и тембровую характеристику.

В звуках сложного состава изменение высоты связано с изменением некоторых тембровых свойств. Объясняется это тем, что при увеличении частоты колебаний неизбежно уменьшается число частотных тонов, доступных нашему слуховому аппарату. В шумовом и речевом слышании эти два компонента высоты не дифференцируются. Вычленение высоты в собственном смысле слова из ее тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания (Б.М.Теплов). Оно совершается в процессе исторического развития музыки как определенного вида человеческой деятельности.

Один вариант двухкомпонентной теории высоты развил Ф.Брентано, и вслед за ним, исходя из принципа октавного сходства звуков, Г.Ревеш различает качество и светлость звука. Под качеством звука он понимает такую особенность высоты звука, благодаря которой мы различаем звуки в пределах октавы. Под светлостью - такую особенность его высоты, которая отличает звуки одной октавы от звуков другой. Так, все "до" качественно тожественны, но по светлости отличны. Еще К.Штумпф подверг эту концепцию резкой критике. Конечно, октавное сходство существует (так же как и сходство квинтовое), но оно не определяет никакого компонента высоты.

М.Мак-Майер, К.Штумпф и особенно В.Келер дали другую трактовку двухкомпонентной теории высоты, различив в ней собственно высоту и тембровую характеристику высоты (светлость). Однако эти исследователи (так же как и Е.А.Мальцева) проводили различение двух компонентов высоты в чисто феноменальном плане: с одной и той же объективной характеристикой звуковой волны они соотносили два различных и отчасти даже разнородных свойства ощущения. Б.М.Теплов указал на объективную основу этого явления, заключающуюся в том, что с увеличением высоты изменяется число доступных уху частичных тонов. Поэтому различие тембровой окраски звуков различной высоты имеется в действительности лишь в сложных звуках; в простых тонах она представляет собой результат переноса. 74

В силу этой взаимосвязи собственно высоты и тембровой окраски не только различные инструменты отличаются по своему тембру друг от друга, но и различные по высоте звуки на том же самом инструменте отличаются друг от друга не только высотой, но и тембровой окраской. В этом сказывается взаимосвязь различных сторон звука - его звуковысотных и тембровых свойств.

3. Тембр.

Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т. е. число, порядок и относительную силу входящих в его состав частичных тонов (гармонических и негармонических).

По Гельмгольцу, тембр зависит от того, какие верхние гармонические тоны примешаны к основному, и от относительной силы каждого из них.

В наших слуховых ощущениях тембр сложного звука играет очень значительную роль. Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н.А.Гарбузова, верхние натуральные призвуки, имеют большое значение также и в восприятии гармонии.

Тембр, как и гармония, отражает звук, который в акустическом своем составе является созвучием. Поскольку это созвучие воспринимается как единый звук без выделения в нем слухом акустически в него входящих частичных тонов, звуковой состав отражается в виде тембра звука. Поскольку же слух выделяет частичные тоны сложного звука, возникает восприятие гармонии. Реально в восприятии музыки имеет обычно место и одно и другое. Борьба и единство этих двух взаимопротиворечивых тенденций - анализировать звук как созвучие и воспринимать созвучие как единый звук специфической тембровой окраски - составляет существенную сторону всякого реального восприятия музыки.

Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К.Сишор), придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т. д. большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты и интенсивности звука.

Вибрато играет значительную роль в музыке и пении; оно представлено и в речи, особенно эмоциональной. Поскольку вибрато имеется у всех народов и у детей, особенно музыкальных, встречаясь у них независимо от обучения и упражнения, оно, очевидно, является физиологически обусловленным проявлением эмоционального напряжения, способом выражения чувства.

Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств. 75 Вокальное вибрато возникает в результате периодичности сокращения парных мышц, наблюдающейся при нервной разрядке в деятельности различных мышц, не только вокальных. Напряжение и разрядка, выражающиеся в форме пульсирования, однородны с дрожанием, вызываемым эмоциональным напряжением.

Существует хорошее и дурное вибрато. Дурное вибрато такое, в котором имеется излишек напряжения или нарушение периодичности. Хорошее вибрато является периодической пульсацией, включающей определенную высоту, интенсивность и тембр и порождающей впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства тона.

То обстоятельство, что вибрато, будучи обусловлено изменениями высоты и интенсивности звука, воспринимается как тембровая окраска, снова обнаруживает внутреннюю взаимосвязь различных сторон звука. При анализе высоты звука уже обнаружилось, что высота в ее традиционном понимании, т. е. та сторона звукового ощущения, которая определяется частотой колебаний, включает не только высоту, в собственном смысле слова, и тембровый компонент светлоты. Теперь обнаруживается, что в свою очередь в тембровой окраске - в вибрато - отражается высота, а также интенсивность звука. Различные музыкальные инструменты отличаются друг от друга тембровой характеристикой. 76 <…>

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.2. Ощущения Понятие ощущения. Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Глава III. ОЩУЩЕНИЯ §9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Слуховые или кинестетические магниты Некоторые из вас заметили, что даже, несмотря на то, что ваши партнёры взорвали навязчивость визуально, они могли снова вернуть её обратно. Иногда они возвращают её через другую систему восприятия. Когда мы впервые обучались работе с

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Ощущения Запахи - причина нашей приязни или неприязни к другому человеку Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все существующее в природе имеет свой запах - камни, металлы, дерево. Обратите внимание на то, как богата

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Зрительные ощущения Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Телесные ощущения Поскольку Стюарт сам признался, что чувства ему недоступны, мы начали с материального – с тела.Чтобы установить связь с его телесными ощущениями, я провел с ним «сканирование» тела, похожее на то, что мы делали с Джонатаном, начиная с правой ступни и

Из книги Дао медитации, или Пылающие сердца автора Волински Стефен

ГЛАВА 6 ОЩУЩЕНИЯ Ощущения - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание - включаются и функционируют сами по себе. Для нас важно распознать ПУСТОТУ, или бытие, скрытые за ощущениями. Когда мы совершаем это открытие, медитация становится для нас способом, или путем, осознать и

Из книги Ты умеешь хорошо учиться?! Полезная книга для нерадивых учеников автора Карпов Алексей

ОЩУЩЕНИЯ Мне очень помогало и помогает умение «почувствовать» какую-то информацию, как бы «ощутить» ее в виде состояний, похожих на ощущения от своего тела, от движений, от окружающего пространства… Возможно, тебе это тоже подойдет.Мы можем ощутить состояние летящей

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Ощущения Физическая близость является целью первого вида привязанности. Ребенку необходимо физически чувствовать человека, к которому он привязан, вдыхая его запах, глядя ему в глаза, слыша его голос или ощущая прикосновения. Он сделает все возможное, чтобы сохранить

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Позитивные ощущения Цвет радости _______________Звук радости _______________Аромат радости _______________Аромат любви _______________В теле я ощущаю благодарность как _______________Я знаю, что счастлив, когда _______________Если бы удовольствие было животным, это было бы _______________Экстаз живет в

Из книги Галлюцинации автора Сакс Оливер

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Виды ощущений – кинестетико-динамические, температурные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, болевые, интероцептивные ощущения. Химические, физические ощущения (В. Вундт).

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения, например, получает человек при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют у человека важной роли и развиты очень слабо.

Обонятельные ощущения . Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно небольшую роль. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Запахи предметов оказывают большое влияние на эмоциональное состояние человека. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, она помогает распознавать качество пищи.

Вкусовые ощущения возникают при помощи вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и нёба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое (на кончике языка), горькое (основание языка), кислое, соленое (по краям языка). Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода - невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое блюдо кажется безвкусным.

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений различна. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой: кожа поясницы, живота и груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, хотя характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, тепло как расслабляющее. Высокие показатели температуры как в сторону холода, так и в сторону тепла вызывают отрицательные эмоциональные переживания.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают болевое ощущение.

Интероцептивные (органические ) ощущения (по классификации Ч. Шерингтона) - это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Кинестетические ощ. - ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий. К. о. возникают в результате раздражения проприорецепторов - специальных рецепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Кинестетическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности - кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной. Этим определяется ее огромная роль как базы формирования межсенсорных связей (напр., зрительно-двигательных - в процессе пространственного зрения, кожно-кинестезических - при осязании, слуховых и двигательных - при чтении и письме и т. д.). В деятельности оператора К. о. играют большую роль при формировании двигательных навыков, они активно участвуют в процессе автоматизации движений.

В. Вундт предлагал группировать ощущения в зависимости от свойств вызывающих их раздражителей, среди которых он выделял механические, физические и химические свойства (например, зрительные и слуховые ощущения относятся к разряду «физических», поскольку вызываются физическими явлениями - электромагнитными колебаниями и звуковыми волнами; обоняние и вкус - «химические» ощущения и т.д.). Этот вариант классификации не получил широкого распространения.

Виды ощущений – статико-динамические, слуховые, зрительные, тактильные

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Зрительные ощущения -ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор -сетчатку глаза.

Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. ”-цвет) и ахроматические -бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета). В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки -колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электромагнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения.

Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Центральная нервная система человека обладает способностью классифицировать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет -это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощущение человека, вызываемое различной энергией. Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 - 565 нм.

Слуховые ощущения. Раздражителем для слухового анализатора являются звуковые. Когда воздушные колебания попадают в ухо, они вызывают колебания барабанной перепонки. Колебание последней через сред нее ухо передается во внутреннее ухо, в котором находится особый аппарат - улитка - для восприятия звуков. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20000 колебаний в секунду. Наиболее чувствительно ухо к звукам около 1000 колебаний в секунду. Мозговой конец слухового анализатора находится в височных долях коры. Различают три характеристики слуховых ощущений. Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебаний звуковых волн, громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний, и тембр - отражение формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам -речевые, музыкальные и шумы.

Тактильные ощ относятся к разряду кожных (кроме них в этой группе так же температурные ощущения). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению.

Статико-динамические или вестибулярные ощущения- это совокупность информации, Приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одной из основных функций вестибулярных ощущений является обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Благодаря этой функции перед нами возникает довольно стабильная картина мира, при том что мы сами находимся в движении.

: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения . Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения . Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря , человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения . К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения . Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения . Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения . В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая . Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности- температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения . Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

error: Content is protected !!