Исследовательские работы школьников по русскому языку. Исследовательская работа по русскому языку. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку

В разделе представлены примерные , которые можно выбрать для проведения интересного исследования в любом классе общеобразовательной школы, как для индивидуального проекта, так и для групповой исследовательской деятельности.

Любую интересную тему исследовательской работы по русскому языку обучающимся можно взять из списка ниже и на основе ее придумать более подходящую своим увлечениям и уровню знаний формулировку темы. При просмотре перечня подбирайте тему, соответствующую вашим возможностям.

Темы проектов по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса


Руководитель поможет выбрать интересные темы проектов по русскому языку учащимся 1, 2, 3 и 4 класса начальной школы, изменить и подстроить тему под специфику исследовательской работы, дополнить по своему усмотрению. Тема научно-исследовательской работы должна соответствовать начальным знаниям ученика по теме и одновременно позволять ему приобрести новые знания в исследуемой области.

Темы проектов по русскому языку для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса

Для удобства выбора все темы проектов по русскому языку распределены на учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса общеобразовательного учреждения. По желанию, ученик может выбрать тему исследовательской работы по русскому языку из любого раздела, а затем расширить или сократить её, подстраиваясь под специфику своего исследовательского проекта.

Ниже определены темы исследовательских и проектных работ по русскому языку, которые не вошли в определенные классы, некоторые из них актуальны для любого класса. По рекомендациям руководителя, в данном списке ученику можно подобрать интересную тему работы, которая будет наиболее актуальна и нетривиальна среди одноклассников.

Темы проектов по русскому языку (общие)

Список тем исследовательских работ по русскому языку:


Анализ семантической группы «Цветовые наименования автомобиля».
Буквы, исчезнувшие из алфавита.
Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
Влияние интерактивного общения на письменную речь учащихся.
Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...
Вопросы экологии языка в современном мире.
В.И. Даль. Хождение за словом. "Толковый словарь живого великорусского языка".
Выдающиеся учёные-лингвисты.
Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.
Завтрашний день книги
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
Заимствованная лексика в наименовании цветов.
Заслуженно ли забыт писатель…
Зачем нужны псевдонимы?
Заимствованные слова - благо или ущерб для современного русского языка.
Звук и смысл (на примере анализа одного - двух стихотворений).
Концепт... в произведениях русской литературы (опыт составления словаря).
Имена собственные в пословицах и поговорках.
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
История падежей. Предлоги и падежи.
История причастий и деепричастий.
Имена прилагательные в названиях местностей.
Имена прилагательные в названиях произведений.
Имена прилагательные в названиях растений.
Искусственные языки.
История происхождения русской фамилии.
Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
История письма.
Имена собственные в пословицах и поговорка.
Как живёт русский язык в Живом Журнале (в социальных сетях...)
Как учили грамоте на Руси.
Как соблюдаются нормы ударения жителями нашего поселка.
Какие существуют литературные премии сегодня.
Книга вчера, сегодня, завтра.
Красна речь пословицей
Красна речь фразеологизмами.
Кто и зачем скрывается под маской псевдонима?
Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.
Лексические составляющие образа Родины в лирике С. Есенина.
Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов.
Лингвистические ошибки вокруг нас.
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Литературные места нашего города
Литературные сообщества сети Интернет.
Люди и рукописи.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.
Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
Наши друзья – словари.
Невербальные средства общения.
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке.

Темы исследовательских проектов по русскому языку


Некоторые вопросы культуры речи современного русского языка.
Некоторые аспекты лингвистического анализа анекдота.
Новые профессии в современном мире и их названия.
Нигилизм и нигилисты. Появление термина, своеобразие личности.
Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Односоставные предложения в творчестве поэта Михаила Мокшина.
Ономастика названия магазинов в моем городе.
Особенности языка СМС сообщений.
Особенности прецедентных текстов-заголовков (на материале газеты «Заполярная правда»).
Особенности синтаксического строя стихотворений М. Цветаевой.
Особенности языка «сказа» в произведениях М. Зощенко.
Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова.
Откуда берутся наречия?
Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
Отражение имён славянских языческих богов в этимологиии некоторых слов современного русского языка.
Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.
Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Происхождение междометий.
Применение черт животных для описания характера человека.
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
Роль фразеологизмов в русском языке.
Роль причастий в произведениях художественной литературы.
Русский язык и его контакты с другими языками.
Своеобразие речевых характеристик персонажей в драматических произведениях А.П. Чехова.
Склонения в древнерусском языке.
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-пустышки.
Словообразовательные типы сложных русских фамилий.
Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
Фразеологизмы и идиомы в русском языке
Функционирование односоставных предложений в текстах разных стилей русского литературного языка.
Целесообразность использования заимствованной лексики в языке СМИ.
Что такое хорошая речь?
Эксперименты в области слова (на материале, художественной, публицистической литературы, языка СМИ и Интернета…).
Эмоции в пикселях.
Этимология слов-исключений из правил русской орфографии.
Язык рекламы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

С.В. АБРАМОВА

Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку

Учебный план курса

Лекция № 4. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку

Принципы выбора темы: добровольность, личная заинтересованность, научность и связь с базовым образованием, доступность, посильность, проблемность, этичность и др. Связь темы школьного курса, конференции учащихся и исследовательской работы по русскому языку. Влияние научных интересов учителя на выбор темы курса.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.

Исследовательская работа – проявление творческого начала. Психологи отмечают, что творческая деятельность основывается на внутренних собственно познавательных мотивах, а не на внешних стимулах. Следовательно, учебно-исследовательская работа предполагает принцип добровольности.

Принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», «Что у вас вызывает интерес при знакомстве с разными языками?» и т.п.

Можно воспользоваться опытом коллег из московской гимназии № 1541 (организаторов конференции «Языкознание для всех»). На «Школе лингвистических исследований» учащиеся, работающие над исследованиями по русскому языку, рассказывали о том, как они выбирают темы и готовят работы. Оказалось, что их работа начинается с собеседования с научным руководителем, школьным психологом и классным руководителем, которое помогает сориентироваться в выборе темы. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей. Так, например, тема «Изменение в тематической группе лексики со значением “еда”» привлекла школьницу, увлекающуюся кулинарией; “Сходства и различия наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова” – школьницу, давно и серьезно увлекающуюся бальными танцами. Поклонники русского рока выбрали близкие им темы: «Рок-революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории конца ХХ века»; «Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение».

Личная заинтересованность легко обнаруживается в текстах исследовательских работ.

Примеры

Работа Насти Г. «Фразеологизмы как отражение истории и национального своеобразия (на примере группы русских и французских фразеологизмов)» начинается с обоснования интереса к предмету исследования: «Мне очень нравится история, поэтому особый интерес у меня вызывают фразеологизмы, связанные с историей моей страны. Возьму только некоторые из них…».

Юлия К. «Диалектизмы Вологодской области в словаре В.И. Даля»: «Во время новогодних каникул я ездила на родину Деда Мороза, в Вологодскую область. И каково было мое удивление, когда я слышала, как на улицах, в магазинах, автобусах разговаривали между собой русские люди, а я их иногда совершенно не понимала… Россия – огромная страна, <…> в каждой области свои традиции, обычаи, говоры. В таких случаях, чтобы понять местный диалект, нужно обращаться к «Толковому словарю живого великорусского языка». Во время поездки Юля обратила внимание на диалектные слова, значение которых, вернувшись в Москву, посмотрела в словаре В.И. Даля: давеча – недавно; катанки – валенки.

Юные исследователи нередко проявляют интерес к речи своих ровесников, особенно это свойственно, как мы показали в прошлой лекции, школьникам с развитой языковой рефлексией. Иногда личные интересы, привязанности находят свое отражение даже в названии исследования, например, шестиклассницы Курышева Н. и Белоусова Н. озаглавили свою работу так: «Почему мы любим цитаты из романов В.Ильфа и И.Петрова “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”».

Принцип научности подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату лингвистики (терминам, теории), использованию научных методов исследования языкового материала, причем в рамках определенной теории и научной школы . Эклектичность в исследовании может приводить к грубым ошибкам и выводам, противоречащим научному подходу.

Пример

Формулировка темы «Понятие царской власти в индоевропейской картине мира» из-за использования устоявшихся в лингвистике терминов индоевропейская (обычно – языковая семья ) и языковая картина мира производит впечатление удачной. Однако соединение этих терминов неоправданно, т.к. праиндоевропейский язык – скорее языковая модель, а не язык единой нации, а понятие «языковая картина мира» подразумевает специфически национальный взгляд на мир, зафиксированный в языке (грамматике, лексике, фразеологии). Таким образом, в теме соединено несоединимое.

Ненаучна также подмена исследования публицистической статьей, например об экологии языка.

Если школьники используют научные лингвистические методы, им не захочется обращаться к таким «красивым», но не имеющим ни малейшего отношения к науке словосочетаниям, как магия слова или положительная энергетика, разрушение ауры слова и подобным. Заметим: принцип научности не предполагает, что школьники-исследователи обязаны решать проблемы, актуальные для современной русистики.

Приведем примеры учебно-исследовательских работ (УИР), уже в названиях которых можно увидеть принцип связи с курсом русского языка.

    Роль личных местоимений в лирике М.Лермонтова.

    От зело до обалденно (синонимический ряд наречия очень в историческом аспекте).

    Употребление старославянизмов современными носителями русского языка.

    История заимствованных слов из французского языка русским.

    Тире и двоеточие в произведениях А.Чехова в сравнении с современными правилами их употребления .

    К вопросу об истории знаков препинания .

    Грамматические термины в учебниках русского языка начала и конца ХХ века.

Доступность – принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы, например, «Правописание е/и в корнях -сед-/-сид »; «Лексический комментарий к трагедии А.П. Сумарокова «Синав и Трувор»; «Сленг в молодежных журналах». Эти темы предполагают описание одного уже известного из школьного курса языкового явления, но на новом материале. Привлечет к исследовательской работе и сделает ее доступной занимательный материал, как, например, в работах: «Язык и юмор в романе Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”. Неожиданность изобразительных средств»; «“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова»; «Средства выражения комического в сказке Л.Филатова “Про Федота-стрельца…”»; «Язык развлекательных телепередач (на примере передач “Алчность”, “Слабое звено”, “Кто хочет стать миллионером”; “Такие разные Карлсоны (на примере переводов на русский язык сказки А.Линдгрен)”»; «Этимология названий месяцев в календарях разных народов»; «“Что в имени тебе моем” (о собственных именах)». Темы, названные выше, условно можно назвать монотемами, т.к. в центре внимания одно явление.

Cтаршеклассникам есть смысл предлагать для исследования более сложные темы: «Примеры языкового манипулирования в предвыборных материалах 2002 года»; «Специфика языка и ее роль в формировании читательской аудитории периодических изданий (журнал “КоммерсантЪ-власть”, газета “АИФ”)»; «Формирование имиджа политических партий средствами печатных СМИ»; «Речевые характеристики участников проекта “За стеклом”». Очевидно, что речевые характеристики требуют комплексного анализа различных языковых уровней (от особенностей интонации и правильности ударений до специфической лексики и разговорных синтаксических конструкций), это сложнее, чем описание характерной лексики, используемой ведущими развлекательных передач.

Посильность – это принцип учета возможностей школьников. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. Так, одна из юных участниц конференции «Языкознание для всех» выразила желание исследовать современные тенденции развития русского языка. На городских конференциях нередко бывают представлены работы на такие непомерно широкие темы, как, например, «Язык и стиль современных СМИ»; «Международная коммуникация, языковые трудности в общении представителей разных народов». Не соответствующий школьным исследованиям масштаб проблемы – одна из главных причин неудач. Куда более плодотворны самостоятельные наблюдения над языковым материалом небольшого объема. Поэтому можно посоветовать ограничивать исследование определенными рамками, как это сделано в темах «Язык, который мы потеряли. (На примере частных объявлений в газете “Русское слово” за 1907 год)»; «Изменения в русской графике и грамматике (по статье, посвященной 100-летию со дня рождения А.Пушкина, опубликованной в журнале “Юный читатель” за 1899 год)»; «Речевые ошибки спортивного комментатора канала НТВ+ Елизаветы Кожевниковой»; «Субстантивация в русском языке (на материалах поэмы Н.Гоголя “Мертвые души”)».

Бывает, что в работе, тема которой заявлена чрезвычайно широко, достаточно полно раскрывается конкретное языковое явление как частный случай; тогда ошибка в формулировке темы кажется особенно досадной. При узкой постановке темы заметнее достоинства работы.

Пример

Александр С. обратил внимание на специфику использования фразеологизмов в белорусских и русских газетах. Его работа только выиграла бы, если бы называлась не «Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газет», а «Фразеологизмы как средство выразительности на страницах современных русских и белорусских газет».

Работа Насти Р. «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой» посвящена истории языкового заимствования слова шпаргалка . Серьезная работа со словарями, словообразовательный анализ и опрос современных школьников позволили создать исчерпывающий портрет слова, которое живет в лексиконе русских школяров более ста лет.

Если тема сформулирована чересчур общо, ученику нечего исследовать, а можно только сделать обзор существующих работ (чаще всего неполный); такие темы, как, например, «Роль А.Пушкина в формировании русского литературного языка», явно провоцируют на написание реферата, а не исследования.

При выборе темы важно придерживаться принципа проблемности: «Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину» , причем проблема должна быть именно лингвистической, а не философской, этической и др. Удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)»; «Свобода слова на телевидении. Языковой аспект»; «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь»; «Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе»; «Сопоставительный анализ языковых средств в текстах экономических документов начала и конца ХХ века». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Реклама в современном метрополитене»; «Феномен анекдота»; «Юмор в школе»; «Черты представителей различных профессий в анекдотах».

Помогая ученику выбрать тему для УИР, мы можем столкнуться с этической проблемой. Всякий ли языковой материал, интересный с лингвистической точки зрения, можно рекомендовать для УИР?

Исследования современного русского языка часто невозможны без записей текстов живой разговорной речи, которая изобилует речевыми ошибками, просторечиями, обсценной лексикой, почти всегда сленгом и, особенно в последние годы, криминальным жаргоном. С одной стороны, кажется очень полезным «сделать прививку»: через исследовательскую работу дать представление о функциях криминального жаргона, обусловливающих убогую асимметрию основных лексико-семантических полей. С другой – останавливают чудовищно раздутые синонимические ряды со значением насилия.

И стоит ли одобрять такой объект исследования, как школьные настенные граффити, которые ученица собирала на партах и в туалетах, чтобы, по ее словам, «классифицировать их, проследить соответствия между возрастом написавшего, мотивацией и результатом»?

Не достойно ли такое упорство лучшего применения? Однако этот материал будет описан едва ли не впервые и с течением времени, очевидно, будет представлять научный интерес.

Отучебно-исследовательской работы школьников не надо требовать обязательной практической значимости – возможности плодотворно использовать на практике ее результаты. Но бывают исследования, которым находится практическое применение.

Пример

В работе девятиклассницы Кручининой Е. «Понимание современными школьниками лексики классической литературы (на примере поэмы Н.Гоголя “Мертвые души”)» выясняется, какие лексические единицы в тексте XIX века затрудняют восприятие произведения. Учитывая полученные результаты, учитель может сделать изучение текста поэмы более эффективным, а школьникам легче будет понять классическое произведение.

Условия двуязычия (в Белоруссии два государственных языка – белорусский и русский) подтолкнули Катю А. из Минска сделать по-настоящему нужную работу – уникальный краткий двуязычный словарь омонимов, который может быть широко применен в школьном преподавании языков и для справок. Исследовательница поняла из своего опыта, что такой словарь по-настоящему нужен школьникам. Единственное замечание, которое можно было бы сделать по поводу этой работы, связано с недостаточно точной формулировкой: лучше заменить неоправданно широкую тему «Межъязыковые омонимы: причины возникновения и трудности употребления» на более конкретную: «Межъязыковые омонимы в русском и белорусском языках: причины возникновения и трудности употребления».

Выбор темы УИР определяется не только перечисленными принципами. Исследовательские работы чаще всего проводятся в рамках элективного или факультативного курсов. Их направленность зависит от профиля школы. Очевидно, что школа или гимназия гуманитарного профиля предложит своим ученикам большее разнообразие курсов гуманитарной направленности. К тому же современные школы сотрудничают с вузами, преподаватели и аспиранты которых вносят в школьную исследовательскую работу свои научные интересы.

Сегодня все чаще учебно-исследовательской работой руководит школьный учитель. Это дает ему возможность реализовать свой творческий потенциал, воспользоваться знаниями, не востребованными на уроках, наконец, проявить индивидуальность. Кажется, в таких условиях должно было бы возникнуть бесконечное разнообразие курсов. Однако на практике складывается совсем иная картина. В анкетах и беседах большинство опрошенных учителей, готовых заняться научным руководством, назвали следующие темы: «Лексика и фразеология», «Этимология», «Заимствования в русском языке», «Культура речи», «Синтаксис простого предложения».

Повышенное внимание к лексике, в том числе и ненормативной (бранной, молодежному сленгу, жаргонам), характерно не только для школьников-исследователей, но и для современных лингвистов. По наблюдениям Л.П. Крысина, с середины 90-х годов ХХ века появилось множество работ по этим темам, что объясняется «отсроченным интересом»: в советской русистике жаргоны, будучи свидетельством существования их носителей (наркоманов, хиппи, нищих и др.) были запретной темой для исследователей. Существенно и другое: привлекая внимание к молодежному сленгу, старшеклассники ставят в центр проблемы себя: свой речевой опыт, свою языковую личность.

В сформулированных учащимися темах практически не нашел отражения системный подход к изучению языка, в то время как в темах, перечисленных учителями, он очевидно преобладает. Это естественно: в современном преподавании русского языка доминирует структурно-системный подход: с середины прошлого века он стал основным в лингвистике, и «при построении любого учебного курса для средней школы в него закладываются прежде всего устоявшиеся, принятые научным сообществом знания. Его содержание обычно составляют основы той или иной науки – “хрестоматийные” сведения». Таким образом, «всепроникающий деспотизм системности» (Ю.Н. Караулов) в предложенных учителями темах факультативных курсов – свидетельство некоторого консерватизма учительского взгляда на язык. Старшеклассники интересуются языковыми явлениями с другой точки зрения, хотят разобраться в закономерностях их функционирования, например: при каких условиях и почему используются иноязычные заимствования и сленг; как письменное по форме интернет-общение диктует написание слов, имитирующих их звучание, а «высказывание» (тоже письменное) – интонацию спонтанной устной речи.

Налицо своеобразный конфликт между сложившейся традицией преподавания русского языка и потребностью обучающихся в новом, более гибком подходе, который, в частности, ставил бы в центр внимания «пользователя» языка, языковую личность. Учебно-исследовательская работа создает наиболее благоприятные условия для того, чтобы преодолеть это противоречие: у учителя появляется прекрасный повод получить новые знания, новый исследовательский опыт.

Если словесник готов заняться, например, самообразованием в области лингвистики, прежде всего он должен выбрать один из уже разработанных факультативных курсов или составить собственный курс, читать литературу к нему, разрабатывать темы для исследования. Предлагаем для примера такой комплекс: программа занятий, литература для ученика и учителя, темы УИР.

Пример

Программа занятий факультатива «Социолингвистический взгляд на язык»

1. Вводное занятие. Что изучает социолингвистика? Изучение языков социальных групп, речевого поведения человека как члена определенной группы, социальных условий, влияющих на выбор форм личного общения.

2. Основные понятия социолингвистики: языковое сообщество, языковой код, языковая ситуация, языковая норма, речевая и невербальная коммуникация, коммуникативная компетенция и др.

3. Социолингвистические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка полученных данных.

4. Языковая норма. Соотношение литературного русского языка и современного русского языка.

5. Диалект, социолект, арго, жаргон, сленг. Сбор и анализ материалов современной живой речи. Современные словари жаргона.

6. Городское просторечие. Сбор и анализ материалов современной живой речи.

7. Влияние различных факторов (возраст, образование, место рождения, пол) на речевое поведение человека.

8. Обобщенный речевой портрет представителей определенного социального слоя (на примере работы Л.П. Крысина «Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета»).

9. Практическое занятие: попытка создания речевого портрета лицеиста.

10. Специфика женского и мужского речевого поведения.

11. Невербальная коммуникация. Особенности невербальной коммуникации мужчин и женщин.

12. Темы и ситуации общения и их влияние на выбор языковых средств. Речевые жанры в семейном, официальном и дружеском общении.

13. Особенности семейного речевого общения, общения в малых социальных группах.

14. Языковые особенности семейного общения. Окказионализмы и прецедентные высказывания. Сбор и анализ материалов живого речевого общения в семье.

Литература для ученика и учителя

1. Беликов В.И., Крысин Л.П . Социолингвистика. М., 2001.

2. Виноградов В.В . История русского литературного языка. М., 1978.

3. Горбачевич К.С . Нормы современного русского литературного языка. 3-е изд. М., 1989.

4. Живая речь уральского города. Тексты. Екатеринбург, 1995.

5. Земская Е.А . Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1987.

6. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н . Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.

7. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н . Современная городская коммуникация: тенденция развития (на материале Москвы). Приложение. Тексты. В кн. «Русский язык конца ХХ столетия». М., 1996.

8. Костомаров В.Г . Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

9. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.

10. Крысин Л.П . Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык, 2001, № 1.

11. Караулов Ю.Н . Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. М., 1986.

12. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

13. Панов М.В . История русского литературного произношения ХVIII–ХХ веков. М., 1990.

14. Русская разговорная речь. Тексты. Под ред. Е.А. Земской. М.: Наука, 1978.

15. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

16. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002.

17. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. М., 2003.

18. Сиротинина О.Б . Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

19. Формановская Н.И . Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.

20. Энциклопедия для детей: Языкознание. Русский язык. М., 1998. Т. 10.

Темы учебно-исследовательских работ

    Русские семейные имена и прозвища: история и современность.

    Прецедентные феномены и сходные с ними явления в речи современной молодежи.

    Репертуар прецедентных феноменов в речи различных социальных групп.

    SMS как новый речевой жанр.

    Попытка речевого портрета лицеиста. Лексический уровень.

    Особенности фатических высказываний в непосредственном молодежном общении.

    Особенности функционирования криминального жаргона (на примере художественного фильма «Джентльмены удачи»).

Еще один важный ориентир в выборе темы исследовательской работы – тематика конференции, участие в которой, как правило, планируется научным руководителем и исследователями. Если тема конференции заявлена очень широко, например, «Человек и общество. XXI век» или «Юность. Наука. Культура», она вряд ли поможет школьнику выбрать тему исследовательской работы. Бывают и правильные, удачные решения. Организаторы одной из ведущих лингвистических конференций – открытой городской научно-практической конференции «Языкознание для всех» г. Москвы – ежегодно изменяют тему своей конференции, детализируют направление возможных исследований.

Примеры

Язык и политика (2004)

    Политические термины разных времен и народов, их этимология.

    Особенности языка политических документов у разных народов.

    Языковой портрет политических деятелей (в том числе сравнение литературных персонажей и прототипов).

    Создание языкового имиджа политика.

    Специфика языка конкретных политических обозревателей или передач (изданий).

    Языковая политика государства, языки межнационального и международного общения.

    Языковое манипулирование в политике, политическая корректность.

    Юмор в языке политиков и в описании политической жизни.

Язык и история (2005)

    Исторические изменения литературной нормы в различных языках, процесс формирования литературного языка, путь от диалекта к литературному языку.

    Исторические изменения в фонетике, грамматике, лексике языков народов мира, история заимствований, этимология слов из определенных областей культуры, история знаков препинания, эволюция имен собственных в различных языках.

    История лингвистических открытий (учений), история создания учебников и словарей различных языков.

    Историко-языковой комментарий к художественным произведениям, сравнение языка раннего и позднего периода творчества писателя, современное восприятие языка классиков, сопоставление их языковых средств с языком современных писателей.

    Влияние мертвых языков на современные (старославянского на русский, латинского на европейские и т.д.).

    Современные тенденции развития русского и других языков.

Языковые контакты (2006)

    Соответствие языковых средств ситуации общения, специфика разных функциональных стилей языка.

    Переводы с иностранных языков на русский и наоборот, поиск адекватных языковых средств, учет национального менталитета.

    Влияние языков друг на друга, заимствования.

    Диалогическое общение в художественных произведениях (литературе, кино, спектаклях); языковые средства в описании ситуации общения у разных авторов (первого свидания, дуэли и т.д.); иноязычные вкрапления в русский литературный текст.

    Языковое манипулирование. Языковые средства, используемые в полемике известными людьми, язык переписки исторических деятелей.

    Языковые средства повседневного общения, типичные коммуникативные ситуации, повседневное языковое творчество, коммуникативные неудачи.

    Межкультурная коммуникация, языковые трудности в общении представителей разных народов.

    Невербальные языки общения у разных народов (мимика, жесты и т.д.), их соотношение с традиционными языковыми средствами.

    Языки виртуального общения, специфика общения в Интернете, общение человека с компьютером.

    Социолингвистические проблемы: смешение языков, соотношение нескольких государственных языков, билингвизм и диглоссия, пиджины, креольские языки.

Лингвистика на стыке наук (2007)

    Лингвистика и психология. Проблемы освоения языка детьми, психолингвистические аспекты изучения иностранных языков, составление и использование ассоциативных словарей, исследование механизмов воздействия текстов СМИ и др.

    Лингвистика и социология. Язык разных социальных групп (в том числе специфика общения в малых социальных группах), обобщенный речевой портрет представителей определенного социального слоя, проблемы двуязычия, вопросы языковой политики, гендерные (обусловленные полом) различия речи.

    Лингвистика и информатика. Лингвистические проблемы информационного поиска, анализ языковых средств новых видов коммуникации и др.

    Лингвистика и науковедение. Лингвистический анализ терминологии, а также научного и научно-популярного текстов в различных предметных областях (в том числе текстов из школьных учебников).

    Лингвистика и поэтика. Системно-структурные методы в анализе языка художественных текстов: метод компонентного анализа, метод оппозиции, метод «семантических полей», статистические методы и др.

    Лингвистика и теория перевода. Лингвистические проблемы «естественного» и машинного переводов, в том числе трудности перевода художественного и научного текста, а также подбора адекватных языковых средств при синхронном переводе.

Чтобы показать, как предлагаемые направления воплощаются в конкретных темах, приведем некоторые темы исследований, представленных на одной из секций конференции «Языкознание для всех»-2006 («Языковые контакты»).

Пример

Секция № 2.
Невербальное и виртуальное общение

1. Элементы невербального общения и их соотношение с традиционными языковыми средствами на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2. Язык чаепития.

3. Сопоставление невербальных средств общения в конкретных языковых ситуациях (на примере французского и русского языков).

4. Языки виртуальных коммуникаций как особое художественное средство в современных литературных произведениях.

5. Невербальное сопровождение общения в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

6. Специфика общения в Интернете среди молодежи в области музыки.

Еще раз подчеркнем, что направления исследований, предложенные организаторами конференции, только отправная точка для постановки проблемы, уточнять и конкретизировать которую будете вы со своими учениками.

Итак, мы говорили о сложностях этапа выбора тем для исследования, принципах их выбора, достоинствах и недостатках тем. Попробуем обобщить, какой же должна быть хорошая тема.

Хорошая тема:

    интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;

    интересна научному руководителю;

    опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;

    соответствует принципу научности;

    доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;

    посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения;

    содержит проблему, требующую решения.

На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования. Поэтому мы вернемся к этому вопросу позднее.

Вопросы и задания

1. Вспомните основные принципы выбора темы учебно-исследовательской работы.

2. Какие ошибки встречаются наиболее часто при формулировании тем учебно-исследовательских работ?

    Проблемы русского языка на современном этапе.

    Новые существительные в современном русском литературном языке как отражение изменения общественной жизни.

    Язык интернет-общения.

    Узелковое письмо у славян.

    Изменение в тематической группе лексики со значением «еда».

    Русская кулинарная лексика и ее происхождение.

    Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе.

    Сленг как самостоятельное явление в русском языке.

    Фамилии учеников физико-математического лицея № 27 г. Харькова.

    Явление паронимии и парономазии в русском языке.

    Собственные имена города Сарова.

    Современные русские семейные имена и прозвища.

    Ассоциативный словарь школьника.

    Молодежный жаргон XXI века как сегмент повседневного языка на примере речи учащихся гимназии № 1514.

    Граффити Приэльбрусья. Попытка классификации.

    Классификация заимствований в русском языке.

    Язык, который мы потеряли (сравнение языка объявлений газеты «Русское слово» за 1900-е годы и современных газет).

    Это звучное имя – Россия, Русь.

    Понимание современными школьниками лексики классической литературы (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

    Речевой портрет современного лицеиста. Лексический уровень.

    Проблема охраны современного русского языка.

4. Выберите наиболее интересное для вас направление в изучении русского языка и попробуйте сформулировать 3–4 темы для УИР, отвечающие принципам, изложенным в лекции.

Публикации о конференции учебно-исследовательских работ школьников

Дроздова О.Е . Школьная лингвистическая конференция // РЯШ, 1997, № 4.

Дроздова О.Е . Конференция «Языкознание для всех»: история с продолжением // РЯШ 2003. № 3.

Абрамова С.В . «Языкознание для всех»-2004 // Русский язык и литература для школьников, 2004, № 3.

Пазынин В.В . Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ. ред. к. психол. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 473–478.

Программы элективных и факультативных курсов по русскому языку

Баранов М.Т . Программа курса «Жизнь слова и фразеологизмов в языке и речи» для 8–9-х классов. (По выбору учащихся) // РЯШ, 1991, № 4.

Быстрова Е.А. Программа элективного курса «Русский язык и культура» для школ гуманитарного профиля // Мир русского слова, 2003, № 4.

Вартапетова С.С . Стилистика русского языка (для 10–11-х классов школ с углубленным изучением русского языка) // Программно-методические материалы: Русский язык. 10–11-е классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. 4-е изд., дораб. и доп. М.: Дрофа, 2001.

Максимов Л.Ю., Николина Н.А . Программа курса «Язык художественной литературы». (По выбору учащихся). // РЯШ, 1991, № 4.

Пахнова Т.М . Слово Пушкина. Программа факультативного (элективного) курса для 9–11-х классов // РЯШ, 2004, № 3.

Тихонова Е.Н . Словари как средство познания мира (факультативный курс для 10–11-х классов гуманитарного профиля) // Программно-методические материалы: Русский язык. 10–11-е классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. 4-е изд., дораб. и доп. М.: Дрофа, 2001.

Успенский М.Б . В ситуациях речевого общения 7 // РЯШ, 2001, № 1.

Ходякова Л.А . Слово и живопись (элективный курс) 8 // РЯШ, 2005, № 6.

Эта школа проводилась в рамках открытого городского семинара по проблемам гимназического образования в феврале 2005 года в гуманитарной гимназии № 1541.

Не следует смешивать научность и наукообразие, проявляющееся в обилии терминов и тяжеловесных грамматических конструкций, свойственных научному стилю речи, в формулировке темы УИР.

Слово язык в исследовании понимается очень узко: лексика и фразеология.

К.Г. Митрофанов, Е.В. Власова, В.В. Шаповал. «Други и другие в языке, истории, традициях...» Рекомендации для авторов и научных руководителей конкурсных работ.
(Четвертый международный открытый конкурс школьных исследовательских работ по гуманитарным проблемам современности на русском языке (интегративный международный мегапроект). М.: Прометей, 2002.

Некоторые, разработанные в последние годы программы курсов указаны в списке литературы после лекции.

При составлении программы были использованы материалы статьи М.Б. Успенского «В ситуациях речевого общения» // РЯШ, 2001, № 1; а также учебник Беликова В.И., Крысина Л.П. «Социолингвистика». М., 2001.

7 В работе представлена программа занятий по проблеме вербальной и невербальной коммуникации, однако не уточняется ее адресат и место в системе занятий по русскому языку.

8 Курс разработан для студентов вузов, однако автор полагает, что его также возможно использовать и в условиях школы.

Исследовательская работа по русскому языку

Работу выполнил:

ученик 5 класса

Данилкин Максим

Руководитель работы:

Данилкина Людмила Валерьевна,

учитель русского языка и чтения

Казанское, 2014

Содержание

І. Введение

ІІ. Основная часть

    Определение термина

    Причины употребления

МАОУ Казанская СОШ

4. Вывод

ІІІ. Заключение

Литература

Приложения

Введение

Задачи исследования :

Объект исследования : речь учащихся МАОУ Казанская СОШ

Методы исследования :

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3.Анкетирование;

4. Устный опрос

5. Анализ полученных результатов

Исходные данные : основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II . Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

2).Причины употребления

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

    Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

    Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

    Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

    Мода на некоторые слова

прямо

блин

как бы

скажем

буквально

как говорится

собственно говоря

ведь

как его

видишь / видите (ли)

как сказать

так

в натуре

короче

так вот

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

там

вообще (-то)

на самом деле

типа

вот

на фиг

типа того

в принципе

того

в самом деле

нет

только

все такое

ну

то есть

в целом

ну вот

уже

дело в том, что...

правда

это

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

значит

прикинь

(я) скажу

итак

просто

70-е годы

80-90-е годы

2000-е годы

На самом деле

Как бы

Ну, ну ваще

Типа

Да?

Короче

Так сказать

Блин

Прикинь

Вот, вот так, ну вот

Это самое

Шикарно

Практически

М-м-м

Пипец

Фактически

Да не вопрос, без базара

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле » используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

В анкетировании и устном опросе принимали участие 30 учащихся 5 классов МАОУ Казанская СОШ (Приложение №1)

    Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

4. Вывод

изучил литературу по теме исследования,

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

IV . Литература

2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984

3.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.

4.«Словарь по общественным наукам» http :// www / i -u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx .

5. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.

8.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

9.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.

Приложение 1

Дорогой друг!

Прими пожалуйста участие в данном анкетировании. Ответь на следующие вопросы. Заранее благодарен!

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 4

(буклет прилагается)


набиуллина Элина Ильшатовна

В ученической исследовательской работе рассмотрены проблемы культуры речи на современном этапе. Проведено исследование качества речи подростков школы и сделаны соответствующие выводы, предложены пути решения проблемы языкового образования подростков………………………………………………………

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа по русскому языку.

Тема:«Проблемы культуры речи подростков»

Выполнила: Набиуллина Э.И., ученица 10 класса

Руководитель: Димухаметова М.Р., учитель русского языка и литературы

1. Введение………………………………………… .. ……………3

2. Основная часть

Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе------5

Глава 2. Исследование качества речи подростков школы ----10

Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростков……………………………………………………… 12

3.Заключение…………………………………………………… 13

4. Список использованных источников и литературы……… 14

Введение

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

И.Бунин

« Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа», - так пишет в своих «Письмах о добром и прекрасном» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Я предлагаю на миг прислушаться к речи окружающих нас людей, к своей собственной речи. Я думаю, каждый из нас услышит это: «хай», «бай», «Пипец!», «Крутяк!», «Воще прет!», «Тусняк!», «Вау!». Когда слышишь такое, начинаешь невольно задумываться, что стало с «великим и могучим» русским языком?! Кто превратил язык наших предков в подобие языка? Почему мы стали говорить на «птичьем» языке?

Я считаю данную проблему актуальной, потому что каждый день сталкиваюсь со сквернословием, бранными словами, излишним заимствованием. Неслучайно Д.С. Лихачеву принадлежит термин «экология культуры». К культурно-экологическим бедствиям он относил и обеднение русского языка.

Цель моей работы – проанализировать, какие проблемы культуры речи существуют в подростковой среде.

Задачи:

1)изучить общие положения проблемы речи, пользуясь различными источниками информации;

2)исследовать качество речи подростков в школе;

3)найти пути решения проблемы языкового образования подростков;

4)создать мультимедийную презентацию

Методы исследования:

1)Описательный;

2)Статистический.

3)Объект исследования:

  • различные источники информации;
  • речь обучающихся 8-11 классов школы;
  • анкеты, проведённые с учащимися 8-11 классов школы.

Этапы работы :

1. Теоретический этап (определение области исследования, проблемы и темы, планирование структуры и содержания работы, поиск и сбор информации).

2. Практический этап (обработка информации, исследование культуры речи подростков).

3. Рефлексивный этап (оценка и отзыв руководителя работы, защита работы на конференции)

Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе

Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о культуре речи. И это неслучайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время "предъявления себя", время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.

В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.

Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.

Что же подразумевает понятие «культура речи»?

1. Культура речи - это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

2. Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.

3. Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Данная работа ориентирована на последнее значение понятия «культура речи».

Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в устной речи сегодня таковы.

1. Чрезмерные заимствования

Известно, что в 80-е годы XX веке с развитием экономики нового типа в Россию пришло огромное количество иностранных слов. В основном, это были слова англо-американского происхождения: а) экономические термины (маркетинг, менеджмент, брокер ); б) политические термины (рейтинг, электорат, консенсус ); в) названия понятий из бытовой сферы (сникерс, кола; лосины ); г) речевые формулы (о"кей, ноу-проблем, вау ) и многое другое.

2. Жаргоны

Жаргоны – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп.

Существует определенная мода на употребление жаргонов в элитных кругах. Например, в речи

1) бизнесменов: баксы, штука, дать на лапу;

2) телеведущих эстрадно-музыкальных программ: драйв, тусовка, раскрутить;

3) политических лидеров: беспредел, замочить, разборки.

Но самый массовый язык жаргона – это язык молодежи. Например, такие выражения, как: отпад! прикол! я тащусь! полный абзац! кино и немцы! в зависимости от ситуации могут выражать сразу несколько значений и не поддаются точному переводу.

Характерным признаком жаргонов является их недолговечность. Вспомним, как быстро менялись названия денежных купюр. В 50–60 годы прошлого века – тугрики , в 80-е – мани , в 90-е – бабки, баксы, деревянные, зеленые .

3. "Вирус канцелярита

Как известно, канцеляризмы – это характерные для официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, при наличии, настоящим удостоверяется ). Однако в других стилях речи канцеляризмы неуместны.

4. Речевые штампы

Штамп – речевой образец (слово или словосочетание), который вследствие слишком частого и постоянного употребления превратился в стандартную, ходовую и надоевшую единицу. Это такие избитые выражения, как, например, работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения и т.п.

6. Слова-спутники

Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники – парные слова, которые из-за многократного повторения утратили выразительность и постепенно превратились с стилистически ущербные словосочетания, например: если критика , то резкая ; если размах , то широкий .

7. Многословие

Многословие – это явление речевой избыточности, связанное с неумением точно и кратко выразить мысль.

Например: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив; повседневная обыденность, темный мрак.

8. Неправильное словоупотребление

Речь может искажаться неправильным выбором того или иного слова (лексические ошибки) или формы слова (грамматические ошибки), например:

Лексические ошибки:

* я одену пальто (правильно: надену )

Грамматические ошибки:

* я извиняюсь (правильно: извините )

Некоторые люди любят придумывать и собственные слова, стремясь как-то по-особому выразить свою мысль. Так, например: книгоединица , недоотдых , обилечивание пассажиров , человеко-койко-место .

Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением многозначного слова. Например:

* Футболисты ушли с поля боя без голов .

* Долг врача – довести больного до конца .

9. Неправильное расположение слов

Бывает так, что, с точки зрения лексики и грамматики, предложение построено правильно, но расположение слов таково, что смысл высказывания искажен. Это так называемые логические ошибки. Например:

* В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета (коляски синего цвета или младенцы?)

* Наш народ будет жить плохо, но недолго (плохо жить недолго или вообще жить недолго?)

* Упустил мяч вратарь, но добить его было некому (кого добить: мяч? вратаря?)

10. Низкий уровень общей речевой культуры

Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль .

11. Сокращения

Значительно обедняют нашу речь сокращения : коммуналка, безналичка, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим, а также усеченные или просто ненормативные фразы: В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! ("Скока вешать в граммах?").

12. Орфоэпические ошибки

Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях):

* дОговор (правильно: договОр ),

* созвОнимся (правильно: созвонИмся ),

* средствА (срЕдства ).

Пользуясь различными источниками информации, изучила некоторые аспекты проблемы речи, как-то: чрезмерные заимствования, «вирусы» жаргона и канцелярита, многословие, неправильное словоупотребление и т.д.

Следующий шаг моего исследования - изучение качества речи подростков в нашей школе.

Глава 2. Исследование качества речи подростков школы

В связи с описанием качества речи мне важно было знать, как представляют себе обучающиеся правильную речь, что хорошо в речи, что плохо, как оценивают они свою речь и чужую. Для этого мной было проведено анкетирование. Я предложила учащимся две анкеты, одна из которых содержала вопросы, на которые требовалось дать развернутый ответ, а вторая была составлена в виде теста.

Первая анкета показала, что только 20% опрошенных знают некоторые качества хорошей речи, называют их, характеризуя речь с точки зрения произношения (непринужденная,спокойная, ясная,), с точки зрения общих требований к речи письменной и устной (ясная, правильная, точная).

40% имеют представления о качествах хорошей речи, определяют некоторые из них. 40% не имеют представление о качествах хорошей речи, их ответы примерно таковы: «Хорошая речь-это хороший разговор» или «Хорошая речь-это красивая,отчетливая,правильная речь».Оценка собственной речи и речи окружающих затрудняет подростков: только 10% опрошенных смогли дать определенный ответ, который сводится к следующему: «Мне не нравится в речи окружающих многословие,чрезмерное употребелние жаргонов и матерных слов».(Слайд 16)

Ответ на четвертый вопрос анкеты показал, что 70% предпочитают устную форму речи и только 30% любят писать. О своих затруднениях при письме и разговоре говорят довольно уверенно: 10% не испытывают затруднений, 25% испытывают затруднения из-за незнания правил правописания, 65% затрудняются в выборе нужного слова.(Слайд 18)

Судя по ответам на шестой вопрос, работу над написанным проводят только 10%. Односложные высказывания учащихся на последний вопрос анкеты сводятся к следующему: 55% понимают исправления, 30% не всегда понимают, 5% не понимают. (Слайд 19)

Проанализировав результаты опроса, делаю вывод, что большинство обучающихся затрудняются вести предметный разговор о культуре речи, т.к. имеют самые поверхностные знания в этой области..

После чего была проведена следующая анкета. Она помогла мне разобраться в причинах, по которым подростки употребляют слова, засоряющие их речь, узнать, какие это слова и как к такой речи относятся окружающие и родители, чья речь является для моих сверстников эталоном.

Отвечая на вопрос №3, респонденты слукавили. Некоторые написали, что не употребляют в своей речи матерных жаргонизмов, но жизненный опыт доказывает обратное. Большинство подростков признались в том, что использование тех или иных жаргонов зависит от ситуации, написав, что в их речи встречаются и матерные, и юмористические жаргонизмы (50%).

Неприятно осознавать и то, что большинство окружающих равнодушно относятся к тому, как говорят подростки (46%). Их речь волнует лишь немногих (9%), а некоторые вообще позитивно относятся к неправильной речи моих ровесников (45%). Родители тоже почти не придают значения тому, как говорят их дети (11%), и лишь изредка делают им замечания (57%). Чаще всего взрослые люди не знают, какие слова употребляют в своей речи дети. (Слайд 21)

Тем не менее, эталоном правильной речи обучающиеся считают речь своих родителей (61%) и учителей (52%), речь друзей (21%) и средств массовой информации (14%), по их мнению, далека от совершенства.

Результаты исследования отражены в диаграммах.(Слайд 23)

Целью анкетирования являлось изучение речи современных школьников подросткового возраста. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают употребление слов, засоряющих речь, неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией ипридавать своей речи живость,юмор.

3. Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков.

4. Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.

5. Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.

Я считаю, что к причинам отрицательных явлений в речевой практике можно отнести следующее:

  • влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);
  • доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);
  • снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;
  • запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;
  • разрыв между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями;
  • снижение интереса школьников к классической литературе;

проблемы в пополнении фонда библиотек;

  • превращение "Правил орфографии и пунктуации" 1956 г. в библиографическую редкость и отсутствие их новой редакции;
  • неуважение к гуманитарной науке;
  • неуважение к адресатам речи;
  • пренебрежение к родному язык

Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростк ов

Я изучила проблемы культуры речи своих сверстников и пришла к выводу, что эти проблемы необходимо решать. Мне кажется, что никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов. Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, я хочу предложить пути повышения культуры речи подростков. Если принять их во внимание, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.

Пути повышения культуры речи подростков :

  • пропагандировать классическую литературу;
  • обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи;
  • пропагандировать бережное отношение к русскому языку через внеклассные мероприятия и классные часы, например: «День русского языка» или «Неделя русского языка», «Как слово наше отзовётся…», «Живое слово», «Речевой этикет» и т.д.;
  • регулярно проводить конкурсы чтецов;
  • практиковать уроки-тренинги «Говори правильно»;
  • организовывать конкурсы красноречия;
  • выпускать газеты по лингвистике;

проводить устные журналы, например: «Язык мой – друг мой», «Родное слово»;

Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку. По этой причине не лишними станут методы самостоятельного совершенствования языковой культуры:

  • чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод);
  • внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках;
  • использование словарей;
  • обращение за консультацией к филологам.

Заключение

Изменения, происходящие в социальном мире, в мире духовном, не могли не отразиться на состоянии нашей общей культуры, которая долгое время катастрофически разрушалась и продолжает разрушаться, деградировать и гибнуть, а вместе с нею гибнет единственная, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «поддержка и опора», - великий русский язык.

Грубый, жаргонный, изуродованный по прихоти своих носителей нелитературный язык берет верх, входит во все сферы нашей жизни, включая сферу культуры.

Говорить сегодня изящным и изысканным языком, который вызывает к жизни поток прекрасных человеческих чувств, стало, к сожалению, немодным, неуместным и ненужным.

Средства массовой информации, призванные создавать образцы устной речи и быть хранителями ее культуры, утратили это свое высокое предназначение. Поэтому нужна общегосударственная программа по спасению нашего великого языка, которая бы охватывала все сферы нашей жизни (политическую, экономическую, социальную, культурную), всё население (от детей ясельного возраста до взрослых).

Список используемых источников и литературы

1. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 2012

2.Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 2010

3.Шапошников В. «Русская речь», 2000-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп,

Русский язык начала 20 века.

Темы проектов по литературе и русскому языку

5класс


1. Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").

2. Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).

3. Миф об Орфее в произведениях живописи

4. Образ Геракла в произведениях живописи

5. Образ дракона в детской литературе

6. Подвиги Геракла на античных вазах

7. Красна речь пословицей

8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной

9. Мы в зеркале пословиц

10. Малые жанры фольклора

11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса

12. Фольклор моей семьи

13. Фольклорная шкатулка

14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».

15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».

16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»

17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

18. Гоголь Н.В. - словесный кулинар.

19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики»

20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).

22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

23. Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.

24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова

25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.

26.

27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова

28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова

29. "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова

30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».

31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».

32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".

33. Герои английских лимериков

34. Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.

35. "Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.

36. Литература и мой край

37. Мои ровесники в литературных произведениях

38. Какие загадки знают современные школьники?

39. Писатели, поэты рядом

40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

6 класс

    Самоотверженность, любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»

    Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»

    Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»

    Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

    Роль мистики в творчестве Гоголя

    «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»

    Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»

    Образ морской волны в поэзии лермонтова

    Тема дуэли в лирике Лермонтова

    Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)

    Образ няни в жизни и творчестве Пушкина

    Завтрашний день книги

    Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»

    Литературные места нашего города

    Литературные места нашей области

    Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях

    Образ учителя в произведениях писателей 20в

    По следам литературных героев

    Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.

    Прозвища моих одноклассников и их значения.

    Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.

    Что читают мои сверстники?

    Что читают в моем классе?

    Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.

    Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»

    Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.

    Зачем нужны псевдонимы?

    Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»

    Словообразовательные инновации в речи подростков

7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.

4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").

5. Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.

6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

7. Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.

8. Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.

11.

12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.

13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».

14. От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.

19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.

20 Какие существуют литературные премии сегодня

21. Литературные сообщества в Интернете.

22. Образ дождя в творчестве современных поэтов

23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.

24. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации

25. Образы растений и цветов в литературе

26. Памятники литературным героям

27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений

28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны

29. Слова-символы в японской поэзии

30. Языковые средства создания юмора в произведениях

8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой

2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко

3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.

4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова

5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина

6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».

7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина

8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования

10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена

12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление "Повести о Петре и Февронии Муромских" и романа "Тристан и Изольда").

13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе

14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов

15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе

16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе

17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.

18. Одиссея и русские народные сказки

19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ

20. Символика поэмы «Медный всадник».

21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством

22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.

23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы

24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».

2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в постановках русских театров.

3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».

4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова

5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России

7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева "Отцы и дети

9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина

11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина

14. Книжные полки Онегина

15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».

18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.

19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.

20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу

21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы

22. Коммуникативная функция подростковой анкеты

23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна

24. Образ города в творчестве С. Довлатова

25. Образ моря в русской классической литературе

26. Образ собаки в литературе XX века

27. Птичьи фамилии в литературе

28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».

30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».

2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание

3. Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание»

4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").

5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).

6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)

8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»

9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина

10. пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»

11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»

12. Изображение военных действий в произведениях Толстого

13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»

14. Роль сравнений в романе Толстого « война и мир»

15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»

16. Античные образы в поэзии А.А.Фета

17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе

18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе

19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета

20. А.Меньшиков в истории и в литературе (по роману Толстого А. «Петр 1»)

21. Герой современной русской и французской литературы

22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в

23. Карты и карточная игра в литературе 19 в

24. Женские судьбы в стихах наших современниц

25.Образ еды в произведениях русских писателей

26. Образы деревьев в русской поэзии 19в

27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?

29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века

30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой

2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой

3. Цветы в поэзии Ахматовой

4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой

5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина

6. Художественные приемы и особенности романов Акунина

7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»

9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете

10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей

11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)

12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя

13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.

14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока

15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?

16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого

17. Роль снов в литературных произведениях.

18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста(на материале предвыборных публикаций)

19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в

20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

21. Памятники литературным героям в России.

22. Мир фэнтези в современной литературе

23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова

24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.

25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.

26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.

27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв

28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»

29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)

    Никнейм как разновидность современных антропонимов



error: Content is protected !!